Творческий уголок ребенка

Основные виды деятельности в уголке ИЗО

Первоначальная задача воспитателя — познакомить дошкольников с уголком ИЗО (конечно же, это делается в раннем дошкольном возрасте).

  1. Педагог рассказывает ребятам об устройстве этой зоны, её назначении.
  2. Приучает детей рассматривать картинки, репродукции картин, альбомы только в этом уголке (с ними не нужно ходить по группе). Брать эти вещи нужно только чистыми руками, их нельзя мять, использовать как игрушки, всегда класть на своё место после ознакомления.

В соответствии с оснащением уголка ИЗО выделяется несколько направлений видов деятельности в этой зоне.

Чтобы занятия дошкольников в уголке ИЗО были успешными, педагог должен помочь каждому ребёнку поверить в свои силы. Для этого необходимо учитывать следующие моменты.

  1. Предоставлять ребятам максимум самостоятельности для проявления творческой инициативы, предоставлять им свободное физическое и психическое пространство (если они в нём нуждаются). В то же время воспитатель должен заинтересовать детей творчеством, может ненавязчиво подсказывать сюжеты для работы — предлагать рисовать и мастерить всё то, о чём воспитанники любят говорить или думать.
  2. У дошкольников должно быть изобилие материалов и инструментов для изображения.
  3. Детские рисунки и поделки ни в коем случае нельзя подвергать критике, а, наоборот, стимулировать малышей к творчеству.

Задача педагога — помочь детям проникнуться атмосферой творчества

Значение уголка ИЗО в детском саду

Большинство дошкольников обожают рисовать. Им очень нравятся занятия по изобразительной деятельности в детском саду, и поэтому в свободное время ребята с удовольствием повторяют свои рисунки и поделки. Многим же нравится раскрашивать готовые картинки, например, на определённую тематику (девочкам — сказочных принцесс, а мальчикам — автомобили, самолёты и пр.). Кому-то интересно рассматривать альбомы с репродукциями произведений живописи и изящные изделия народного промысла (матрёшки, деревянные ложки, блюда, подносы).

Многие ребята в детском саду в свободное время с удовольствием раскрашивают картинки

Все указанные виды деятельности способствуют творческому развитию дошкольников, а найти себе подходящее занятие ребёнок сможет в уголке ИЗО, который специально для этой цели оборудует воспитатель. Ребята получают возможность раскрыть свой потенциал и обогатить представления о красоте окружающего мира.

Зона ИЗО также оформляется и для родителей в раздевалке в виде красивого стенда. Ведь мамам и папам очень интересно увидеть рисунки и поделки, которые их дети создали своими руками. Это даёт взрослым возможность соприкоснуться с образовательным процессом в ДОУ.

Родители с удовольствием рассматривают рисунки и поделки своих детей

Организация рабочего места: креативный подход

Правильно и продуманно организовав творческий уголок, родители позволят ребенку заниматься любимым занятием, не создавая беспорядка в комнате. Многочисленные предметы для создания различных поделок или принадлежности для рисования необходимо разместить таким образом, чтобы они находились в зоне обзора и досягаемости детских рук.

Все нужно рассортировать и сложить в отдельных коробках, контейнерах или емкостях – малыш должен иметь возможность с легкостью находить интересующий предмет и так же легко и быстро класть его на место. Так он быстро научится самостоятельно поддерживать порядок на своем рабочем месте.

При организации уголка важно обратить внимание на следующие моменты:

  • освещение: обилие дневного света, падающего с левой стороны, предотвратит нагрузку на зрение ребенка. Лучше всего рабочий стол разместить у окна или в углу рядом с ним;
  • мебель для творческого уголка (стол, стул, шкафы или полочки) должны соответствовать росту ребенка;
  • определите, где и как будут храниться предметы для творчества, больше внимания уделите любимым предпочтениям малыша;
  • особое место отведите для готовых поделок, рисунков – все желающие должны иметь возможность наблюдать за достижениями ребенка, это будет служить дополнительным стимулом для развития способностей.

Для чего это нужно?

Воспитание патриота не может быть успешным без обращения к культуре и истории своего края. Сегодня многое из жизни наших предков утеряно и забыто, сильно поменялся жизненный уклад народа, и мы так мало обращаемся к своим корням, а ведь уникальная культура русского народа формировалась веками и насыщена разнообразными обычаями, традициями и обрядами.

Знание и понимание народной культуры, стремление приобщиться к её дальнейшему развитию в будущем станут мотивами для активной творческой деятельности человека, если начинать патриотическое воспитание с самого раннего детства.

Оформление патриотического уголка в детском саду своими руками поможет педагогам и родителям органично ввести ребёнка в окружающий мир, приобщить к родной культуре, вечному и прекрасному.

Оформление ИЗО уголков по современному стандарту (ФГОС)

Замечательными помощниками в познании прекрасного могут стать уважаемые воспитатели. Зона ИЗО должна быть обязательно в группе для развития у малышей творческой деятельности. А яркое и красочное оформление уголка изобразительного искусства привлечет ребят к творчеству быстрее. Сразу хотелось бы посоветовать серию автора И. Лыковой по творческой деятельности в саду. Хотелось бы рекомендовать следующее издание, а также это пособие. Для старшей группы тоже приведены хорошие примеры работы в помощь.

Необходимо помнить, что по стандарту при создании уголка потребуется составление паспорта группы. Он хранится непосредственно в документах у воспитателя или в зоне активности в группе. Паспорт включает в себя описание группы, ее номера, возраста детей, цели его создания, поставленные задачи. Также должно быть указано перечисление предметов мебели, инструментария и материалов. Необходимо упомянуть о количестве и функции плакатов, схем и других наглядных материалов.

Современные стандарты ФГОС диктуют определенные условия, чтобы оформление уголков ИЗО было грамотным. Он обязательно должен соответствовать требованиям гигиены. Место, где находятся предметы уголка, должно быть хорошо освещено. Желательно расположить его у окна. Также стулья и столы должны соответствовать особенностям роста каждой возрастной группы. Выбор оборудования и инструментария должны отвечать потребностям детей.

Дело в том, что каждой возрастной группе соответствует определенное своеобразие. И оформление уголков ИЗО должно быть с учетом возраста. Например, у малышей ясельной группы проходит процесс адаптации. В связи с этим воспитателям нет необходимости регулярно менять оформление уголка. Не нужно, чтобы малышей отвлекали лишний раз новые предметы. Привычная обстановка без частых нововведений способствует более мягкой и быстрой адаптации для ребенка.

Что касается средней и старшей групп то цветовая гамма, информация об искусстве расширяется активнее. Наглядности в уголке можно менять чаще, представляя более сложные предметы. Предлагается использование ножниц в работе под контролем воспитателя. Также здесь уже возможно использование в творчестве таких материалов, как уголь и сангина. Посоветую к чтению этот программно-методический комплекс.

С чего начинать?

Малышам, которые ещё только пришли в детский сад, ещё трудно мыслить понятиями о городе, стране, культуре. Для них родина – это ближайшее окружение, поэтому доступную малышам этого возраста информацию о доме и семье должен содержать патриотический уголок в детском саду. Оформление 1 младшей группе требуется простое, но яркое

Важно привлечь внимание детей, вызвать их интерес. В этом возрасте активно формируется речь, поэтому всё должно способствовать развитию, побуждать малыша к узнаванию, называнию. Дети могут сначала просто наблюдать за деятельностью взрослых, которые рассматривают альбомы, называя в них на фото всех членов семьи

Постепенно, подражая взрослым, они и сами начнут это делать

Дети могут сначала просто наблюдать за деятельностью взрослых, которые рассматривают альбомы, называя в них на фото всех членов семьи. Постепенно, подражая взрослым, они и сами начнут это делать.

Мебель для оборудования уголка изодеятельности в ДОУ

Важное значение для оборудования уголка ИЗО в группе имеет подходящая мебель. Идеальный вариант — небольшой стеллаж с тумбочкой внизу. В тумбочку лучше положить бумагу, кисти, клей и прочий материал, а альбомы, репродукции, декоративные игрушки и посуда размещаются на открытых полочках

В тумбочку лучше положить бумагу, кисти, клей и прочий материал, а альбомы, репродукции, декоративные игрушки и посуда размещаются на открытых полочках.

На открытые полки лучше положить декоративные вещи, а материал для творчества поместить в тумбочку

Стеллаж можно выбрать или сделать на заказ оригинальной формы, например, в виде сказочного домика, что, конечно же, будет дополнительно привлекать детское внимание

Стеллаж похож на сказочный теремок

Как вариант можно использовать для зоны творчества комод с выдвижными ящиками и полкой вверху.

Альтернативой стеллажу может стать комод

В зоне ИЗО хорошо поставить специальный столик для творческой деятельности дошкольников. Иногда он совмещается со стеллажом.

Столик-стеллаж — удобный и компактный вариант для детского сада

Если группа небольшая, то необязательно выделять особый стол для рисования. Ребёнок просто берёт необходимые ему материалы и садится в любое удобное место. При недостатке места можно также использовать миниатюрные угловые стеллажи.

Если в группе не очень много места, то выручит миниатюрный угловой стеллаж

Также может выручить обыкновенная этажерка и навесные полки.

В младшем дошкольном возрасте, когда материала в уголке ИЗО ещё не очень много, можно использовать навесные полочки и небольшую этажерку

В уголке ИЗО также можно расположить мольберт (чтобы ребята почувствовали себя настоящими художниками).

Рисовать детям можно не только на столике, но и на специальном мольберте

Ещё одна важная составляющая (хотя и не обязательная) уголка ИЗО в группе — стенд для детских работ. Ребёнок может повесить туда свой рисунок, чтобы воспитатель и остальные ребята на него полюбовались. Изготовить такую вещь можно своими руками — из обычной москитной сетки для окон. На боковые стороны вставляются декоративные кнопки, на них натягиваются цветные шнурочки. Фиксируются рисунки на шнурочки маленькими зажимами.

Рисунки фиксируются к шнурочку маленькими зажимами

Что касается демонстрационных стендов для раздевалки, то педагог может приобрести их на заказ либо опять-таки сделать самостоятельно, например, из потолочных пластиковых плиток.

Проявив фантазию, любой воспитатель может легко изготовить стенд для детских работ

Оформление ДОУ своими руками

Данная работа предназначена для педагогов ДОУ, это оформление группы и приемной.

Детский сад – особое учреждение, практически это второй дом для его сотрудников и детей. А свой дом всегда хочется сделать уютным и теплым. Нехватка материальных средств на приобретение различного оборудования, игр способствует развитию творчества воспитателей.

В своей группе работаю второй год. Группа досталась неухоженная. Но я постаралась сделать все возможное, чтобы детям было комфортно и интересно, чтобы они получали удовольствие от каждого прожитого дня в нашей группе.

Наша группа называется «Белочка». Хочу поделиться с Вами, уважаемые коллеги, своими идеями оформления группы и приемной. Все оформление сделано мною в младшей и средней группе.

Оформление «Наша группа». Белочка и зонтик выполнены из потолочных плит, покрашены водоэмульсионной краской с добавлением разноцветных колеров.

Уголок для потерянных вещей.

Так же в приемной изготовлен стенд для детей и родителей «Нельзя приносить в детский сад» (как показывает практика очень полезная информация).

Для поздравления детей с днем рождения изготовила торт со свечками из гофрированной бумаги.

Алгоритм одевания (одежду вывешиваем по сезонам) и складывания одежды в шкафчик.

Это оформление «Веселые карандашики» для уголка художественного творчества.

Очень много пособий делаю из бросового материала. Карандашница в уголок ИЗО (из рулончиков от туалетной бумаги).

Это атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Магазин», «Дочки – матери: вареники, пельмени, глазунья, тортики, пирожные, сардельки, сосиски, лапша, морковь.

Оформление игрового уголка также сделано из потолочных плит и покрашено водоэмульсионной краской.

Уголок по изучению и закреплению ПДД.

Уголок «Мы дежурим» и «Учимся сервировать стол».

Уголок «Ряженье» и «Парикмахерская».

Это наша «Больница».

Оформление уголка «Природы».

Познавательная зона и мини – музей «Буренушка».

Патриотический уголок в детском саду: оформление своими руками.

Вырастить из маленького ребёнка гражданина и патриота, любящего свою родину, поможет патриотический уголок в детском саду. Оформление его зависит от возрастных особенностей малышей, ведь информация должна быть доступна детскому пониманию.

Уголок рисования в детском саду: оформление своими руками

Чтобы привлечь внимание детей и вдохновить на творчество, уголок ИЗО следует красочно оформить, не забывая о возрасте ребят. В младшей группе часто менять изображения не рекомендуется, так как в этом возрасте у детей идет процесс адаптации и любые изменения в окружении вызывают стресс

К сведению! У ребят старшей группы важно поддерживать инициативу творческого самовыражения — материалы должны быть всегда доступны, и воспитателю необходимо создать атмосферу, в которой дети считают себя хозяевами в группе

Для создания позитивного творческого настроя можно нарисовать или закрепить на стене картину — сказочный замок страны творчества, сказочный или мультипликационный персонаж (крошка Енот, Карандаш из «Незнайки», кот Матроскин или Фиксики и т. д.) с палитрой, кисточкой или карандашом

К сведению! У ребят старшей группы важно поддерживать инициативу творческого самовыражения — материалы должны быть всегда доступны, и воспитателю необходимо создать атмосферу, в которой дети считают себя хозяевами в группе. Для создания позитивного творческого настроя можно нарисовать или закрепить на стене картину — сказочный замок страны творчества, сказочный или мультипликационный персонаж (крошка Енот, Карандаш из «Незнайки», кот Матроскин или Фиксики и т. д.) с палитрой, кисточкой или карандашом. Также картину можно менять, например, после пройденной темы или ознакомления с новым материалом или техникой

Также картину можно менять, например, после пройденной темы или ознакомления с новым материалом или техникой

Для создания позитивного творческого настроя можно нарисовать или закрепить на стене картину — сказочный замок страны творчества, сказочный или мультипликационный персонаж (крошка Енот, Карандаш из «Незнайки», кот Матроскин или Фиксики и т. д.) с палитрой, кисточкой или карандашом. Также картину можно менять, например, после пройденной темы или ознакомления с новым материалом или техникой.

Подставки для карандашей в уголке ИЗО

Возможен вариант точечного оформления уголка — расклеенные в разных местах кляксы или силуэты детских ручек, радуга из-за тучек или капельки дождя, яркая, броская надпись, расставить на полках держатели бумаги в виде животного, подставку для кистей в виде грузовика, карандашей или стаканов с веселыми рожицами.

Дети старше — задачи сложнее

Пониманию детей четырёхлетнего возраста становятся доступны уже более сложные понятия, поэтому, дополняя и развивая темы, затрагиваемые в младших группах, педагоги и родители продолжают рассматриваемое нами направление воспитания, помещая новые материалы в патриотический уголок в детском саду. Оформление должно влиять на развитие личности ребёнка

Важно, чтобы для него использовались не только литература, иллюстрации и дидактические материалы, но и элементы самостоятельной и совместной деятельности. Дошкольники могут играть с друзьями или со взрослыми, осваивая размещённые материалы, осуществляя интерактивную связь

Оформление патриотического уголка в детском саду в средней группе должно быть красивым, ярким, привлекательным и интересным для детей. Здесь не может быть ничего повреждённого, сломанного, порванного. Хорошо, если используемые цвета и оттенки грамотно сочетаются между собой, приятны для глаза ребёнка. Все материалы время от времени обновляются.

В средней группе большая часть патриотической работы проходит на занятиях и вне их. Это целенаправленные прогулки по близлежащим улицам и знакомство с административными зданиями, находящимися на них (магазин, аптека, почта и т. д.), чтение художественной литературы, беседы с детьми о природе родного города. Вся новая информация, которую получают дети, должна подкрепляться материалами в патриотическом уголке.

Состав уголка ИЗО для младшей, средней, старшей групп

Состав зоны будет меняться по степени взросления дошкольников. Для самых младших можно остановиться на следующих материалах. Из мебели рекомендуется столик с крышкой, стул по возрасту, магнитная доска. Также необходимы бумага разной текстуры, картон, наклейки, ватман. Приветствуются стаканчики с карандашами, мелками, фломастерами. Понадобятся фартуки, подносы, клеенчатые скатерти.

В уголке можно повесить календарь с репродукциями разных картин известных художников. Каждый месяц картина будет меняться. Также можно повесить иллюстрации разных жанров: портрет, пейзаж, натюрморт. Хорошо расположить, как говорилось выше, шаблоны и раскраски для детей по разным темам. Еще полезны для внимания малышей альбомы-книжки, изготовленные из детских рисунков.

Составляющие материалы для уголка младшей группы:

  • Цветные карандаши (достаточно основных цветов);
  • Бумага белая и цветная;
  • Краска гуашь (можно предложить пока 3-4 основных цвета);
  • Кисточки, подставки;
  • Пластилин, скульптурная глина;
  • Салфетки;
  • Силуэты, трафареты, шаблоны предметов простых форм;
  • Альбомы с иллюстрациями, соответствующие тематике недели;
  • Игрушки народно-прикладного творчества (лошадки, матрешки);
  • Дидактические игры.

Сразу посоветую полезное пособие «Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения для организации совместной деятельности воспитателя и детей раннего возраста. ФГОС ДО».

Составляющие материалы для уголка средней группы:

  • Карандаши цветные в более расширенной гамме, чем в младшей группе;
  • Бумага разных цветов;
  • Фломастеры, мелки цветные;
  • Краска гуашь (6 шт);
  • Кисти, подставка;
  • Скульптурная глина, пластилин, салфетки, дощечки;
  • Трафареты, соответствующие возрастной группе;
  • Игрушки дымковской росписи;
  • Природный материал, сыпучий и плотный;
  • Коробка для творчества с бросовыми предметами;
  • Схемы по изготовлению разных поделок;
  • Игры дидактические;
  • Примеры городецкой росписи, филимоновской игрушки;
  • Репродукции картин художников (живопись, графика);
  • Небольшие скульптуры;
  • Альбомы-сборники с иллюстрациями по теме недели.

Очень рекомендую познакомиться с учебно-методическим пособием «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа».

Составляющие материалы для уголка старшей группы:

  • Бумага разной структуры, вида, цвета;
  • Карандаши различных цветов до 24 шт.;
  • Краски гуашь, акварель до 13-16 цветов;
  • Вода, баночки под воду;
  • Палитры;
  • Фломастеры, восковые мелки, обычные школьные мелки;
  • Кисти;
  • Пластилин, материалы для лепки;
  • Инструментарий для аппликаций;
  • Трафареты на разные темы;
  • Примеры декоративно-прикладного творчества;
  • Небольшие скульптуры;
  • Муляжи продуктов;
  • Художественные репродукции;
  • Дидактические игры;
  • Природные материалы;
  • Предметы по нетрадиционному рисованию;
  • Книжные материалы по разным жанрам живописи, архитектуры;
  • Альбомы с иллюстрациями, соответствующие тематике недели;
  • Наличие предметов художественного ручного труда.

Основные различия по возрастным группам

Дети младшей возрастной группы проявляют наибольшую заинтересованность в рисовании. Для приобретения навыков рисования рекомендуется приобрести восковые доски и соответствующие самостирающиеся маркеры. Также можно использовать рулоны обоев. Их можно закрепить на стене или столе. Также малыши любят рисовать пальчиками и ладошками. Для этого лучше использовать специальные краски.

Для среднего дошкольного возраста лучше организовывать деятельность в микрогруппах по 2-4 ребенка. Удачное ознакомление в этом возрасте происходит с лепкой, конструированием, аппликацией. Также можно уже начинать знакомить детей с нетрадиционными техниками творчества. Например, рисование ватными палочками, печать поролоном, свечой, пробками, рисование песком, коллаж. Можно воспользоваться советами из книги Морозовой Д.В.

Старшим дошкольникам уже интересны еще более разнообразные техники творчества и конструирования. Рекомендую познакомиться с изданием «Конструирование в детском саду. Старшая группа. Конспекты. ФГОС». Поделки и самодельные конструкции усложняются за счет приобретаемого опыта в новых формах.

Пожалуйста, обратите внимание на издание «Поделки в детском саду»

Важно в этом возрасте воспитывать в большей мере самостоятельность и самоорганизацию. Можно использовать следующие тематики: кляксографика, пластилинография, оттиск мятой бумагой, набрызг, рисование солью

В подготовительной группе можно проводить более сложные эксперименты. Например, рисование по сырой поверхности листа, раздувание капелек по области листа

Можно использовать следующие тематики: кляксографика, пластилинография, оттиск мятой бумагой, набрызг, рисование солью. В подготовительной группе можно проводить более сложные эксперименты. Например, рисование по сырой поверхности листа, раздувание капелек по области листа.

Оригинально оформляем уголок своими руками

Важная часть организации центра изодеятельности — его эстетичное и оригинальное оформление. Именно здесь педагог может проявить всю свою фантазию и увлечённость профессией. Современная мебель для детских садов часто красива сама по себе и окрашена в красочные тона, но если шкафчик довольно простой, то воспитатель может преобразить его с помощью рисунка или яркой наклейки, например, весёлой гусеницы, тело которой окрашено во все цвета радуги.

Красочная картинка преобразит даже самую простую мебель

Как вариант это могут быть забавные разноцветные кляксы.

Забавные кляксы на мебели поднимут ребятам настроение

Часто дополнительно украшается стена, около которой располагается стеллаж. Нужно помнить, что картинка должна быть позитивной, доброй и нести в себе обучающую нагрузку. Это может быть весёлый лесной зверёк, представленный в образе художника, например, енот.

Лесной зверёк представлен в образе художника

Можно изобразить Карандаша — главного героя детского журнала «Весёлые картинки», который держит в руках инструменты художника.

Карандаш — символ детского журнала «Весёлые картинки»

Наклеить можно любого популярного персонажа (Буратино, Незнайку, Кота Леопольда), а в руках он будет держать детские рисунки. Как один из вариантов это может быть солнышко с лучиками-карандашами.

Стену оживит солнышко из цветных карандашей

Оригинальный декор — изображение таинственного замка, в котором живут карандаши, а на его шпиле развеваются атласные ленточки.

Необычная идея — ленточки, которые развеваются на шпиле башни

Изображение на стене можно периодические обновлять, например, в связи с изучением какой-то темы.

Очень оригинальная аппликация на стене привлечёт детское внимание к изучению народного промысла

Отличный вариант декора — детские работы в нетрадиционной технике, украшенный необычной рамочкой.

Работы хорошо поместить в оригинальную рамку

Если зона ИЗО находится возле окна, то его также можно тематически украсить, например, объёмными разноцветными карандашами с антропоморфными чертами.

На штору (впрочем, как и на стену) можно повесить оригинальные объёмные карандаши разных цветов с личиком , ручками и ножками

Чтобы уголок ИЗО ещё больше привлекал дошкольников, можно красиво обыграть материал для творчества, например, оригинально оформить подставки для карандашей и фломастеров — в виде грузовой машины, гусеницы. А подставку для бумаги или папок с рисунками можно представить в виде кошки с поднятым вверх хвостом.

Забавные элементы декора поднимут детям настроения и повысят интерес к творчеству

Фотогалерея: примеры интересного оформления центров ИЗО в группе

Очень интересное оформление стены в виде замков в жёлтой, зелёной, красной и синей цветовой гамме, в которых живут антропоморфные карандаши, бумага и кисточки

Интересная деталь оформления — силуэты деревьев с кроной разного цвета

Яркие детали в оформлении уголка — фигуры весёлых карандашей с ножками-пружинками

На голубом фоне красиво смотрятся чркие материалы уголка, оригинальность же придают стаканчики, обклеенные пластиковыми ложками

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий