Трудовое воспитание в младшей группе по ФГОС

Картотека по трудовой деятельности

Трудовая деятельность в младшей группе направлена на закрепление бытовых аспектов жизнедеятельности здорового человека. Ребят во второй младшей группе еще нельзя назвать самостоятельными, многие из них уже умеют выполнять какие-то повседневные задания без посторонней помощи: разуться, снять шапку, убрать одежду в шкафчик. Но есть детки, которые самостоятельно не справляются с подобными заданиями. Для того, чтобы помочь им научиться выполнять некоторые посильные действия в одиночку, а также содействовать другу в каких-то несложных вопросах, воспитатели проводят игры, развивающие трудовую деятельность.

Дети играют

На каждый учебный год педагогами составляются конспекты с планом задач, которые ребенок в своем возрасте способен выполнить. Для младших групп это могут быть такие занятия:

  • для девочек – игра в дочки-матери с куклой, которая испачкалась и нуждается в купании;
  • для мальчиков – игра в автомойку, на которую заезжают строительные автомобили;
  • для всех – влажная уборка игрового стеллажа с целью выгнать из группы жучка-грязевичка, который портит игрушки;
  • для всех – летом, после прогулки, мытье не только рук, но и ног, чтобы не занести в кровать и в группу опасные бактерии.

Мытье игрушек

Примерный перечень трудовых поручений

Задачи, которые для ребят второй младшей группы посильны и должны уже быть полностью освоены:

  • мытье рук;
  • уборка использованной посуды на специально отведенное место;
  • раскладывание игрушек после игры по местам;
  • расправление предметов гардероба для переодевания (навык выворачивать штаны или колготки, определять лицевую и изнаночную сторону, переднюю и заднюю часть одежды);
  • чистка зубов;
  • приведение кровати в порядок после сна (заправить).

Общие поручения

Хозяйственно-бытовой труд, применяемый во второй младшей группе, в большинстве случаев имеет коллективный характер. Все вместе ребята совершают несколько полезных дел, приобщаясь к миру взрослых. Дети одновременно с игрой учатся убирать после себя посуду, аккуратно относиться к предметам гардероба, заботиться о комнатных растениях. В результате успешного приучения к осознанному отношению к своей собственности, которую следует убирать только в свой шкафчик, дети больше не разбрасывают одежду после прогулки, а аккуратно складывают ее.

Уборка посуды

Воспитание в детях уважения к порядку порождает привычку рационально мыслить и составлять последовательность действий для достижения наилучшего результата. После каждого приема пищи в столовой ребята все вместе убирают за собой посуду, унося ее на специально отведенный для этого стол.

Интересно! Мальчики быстрее девочек соображают, что если мелкие предметы (ложки и вилки) сложить в тарелку, ходить к столу и обратно придется меньшее количество раз. Девочки попытаются упростить свой труд, лишь подсмотрев за мальчиками.

Индивидуальные поручения

Целью индивидуального труда является самостоятельная реализация поставленной задачи без возможности подсмотреть за другом или сделать что-либо совместно. Любимое девочками занятие по ухаживанию за комнатными растениями у большинства мальчиков не вызывает интереса, однако делить по половому признаку задания нельзя, потому как мальчики также должны учиться заботе и бережному отношению.

Планирование трудовой деятельности

Заставить ребят с первого раза понять важность того или иного повседневного действия сложно, если об этом просто говорить. Интересно! В труд нужно играть

Детская заинтересованность в игре помогает усвоить важность ежедневной деятельности и привить ответственность за ее исполнение

Интересно! В труд нужно играть

Детская заинтересованность в игре помогает усвоить важность ежедневной деятельности и привить ответственность за ее исполнение

Игра в «куклу Машу-Заморашу» прочно закрепляет обязательность исполнения гигиенических процедур – мыть руки перед едой, чистить зубы после еды, мыться перед сном

Воспитатель заводит в группу перепачканную куклу и просит рассказать Маше, почему так важно следить за чистотой тела

Зимой во время прогулок ребят учат заботиться о птицах, оставшихся зимовать. Для этого раздают корм, которым дети кормят голубей и воробьев. В дополнение к заботе о природе воспитатель проводит беседу о том, как снег, хоть и холодный, но греет корневища деревьев во время лютых морозов и сильных ветров. Воспитанникам предлагают снег с тропинок и скамеек перенести под деревья,  растущие на территории детского сада. Благодаря такому труду и заботе скамейки и тротуары становятся чище, а деревья легче переносят зиму.

Зимний труд

Анализ трудовой деятельности в младшей группе

В качестве оценки детской способности проявлять заботу, не лениться и трудиться проводится игра, участие в которой занимает длительное время. Самая распространенная среди воспитателей – игра в «Наш огород».

Воспитанникам предлагается высадить определенные семена и ухаживать за ними до состояния ростков. Полученную рассаду совместно с воспитателем высаживают на территории ДОУ либо в горшки в группе.

Интересно! Перспективный анализ позволяет не только выявить неспособных к уходу и заботе детей, но и наглядно рассказать ребятам о том, как выращивают некоторые привычные фрукты и овощи, травы.

Диагностика контроля трудолюбия

На протяжении всего года, время от времени, во время прогулок или в группе ребятам предлагается труд различного характера, посильный их возможностям. Воспитатель в игровой форме просит детей протереть с листвы комнатных растений пыль, подбадривая похвалой о том, какие мальчики и девочки уже выросли большие и все умеют, а общий друг Незнайка не умеет ни поливать цветы, ни пыль протирать. Все действо происходит на глазах воспитателя, но дети после нескольких тренировок уже должны сами налить воду в лейки, смочить тряпочки и поухаживать за цветами.

Внимание! Пока воспитанники увлечены процессом, воспитатель заполняет диагностическую карту группы, в которой делает отметки, насколько быстро каждый сообразил, где взять воду, как определить нуждающиеся в поливе растения, а также кто из дошкольников оказывал помощь товарищу, а кто эту помощь принимал

Уход за растениями

Ход рудовой деятельности:

Создание игровой ситуации: в группе не убраны игрушки, некоторые предметы стоят не на месте.

Воспитатель после игр детей педагог предлагает детям приступить к уборке игрушек.

Воспитатель: – Посмотрите ребята, а кто еще пришел к нам в гости? – обращает воспитатель внимание детей на куклу Машу. Кукла Маша пришла к вам в гости из другой группы д /с, она желает посмотреть, как вы хорошо и дружно умеете собирать игрушки после игры

А Маша вам поможет.

Воспитатель с куклой в руках говорит:

Ну, теперь за дело дружно

Убирать игрушки нужно,

Убирать и не ломать,

Завтра будем вновь играть.

Воспитатель: – Маша давай поможем навести порядок в группе. – Посмотрите ребята в игровом уголке непорядок.

– Ой, ребята! Посмотрите сколько кубиков лежат у нас по всюду, мы строили домик из них, а теперь их нужно убрать на место. Вот вам корзина, Ваня, Лия, Денис помогите собрать их. Кто больше кубиков соберет?

– Молодцы!

– Дружно собираете кубики.

Педагог обращает внимание детей на непорядок в комнате. – Дети! Посмотрите, кукле Маше не нравится беспорядок в комнате

Послушайте,кого она зовет: «Саша, Коля, помогите, пожалуйста, разложить книжки и картинки»

– Дети! Посмотрите, кукле Маше не нравится беспорядок в комнате. Послушайте,кого она зовет: «Саша, Коля, помогите, пожалуйста, разложить книжки и картинки».

Саша и Коля уходят прибираться на книжной полке.

– Ой, и Мишку уронили на пол. Он наверно обиделся на нас.

– Варенька подними мишку, посади его не диван.

– Молодцы!

(хвалит Маша детей).

Воспитатель: Увидев, что ребенок, не обращает внимания на просьбу, обращенную ко всем детям, – убрать игрушки, – продолжает играть с машинкой, кубиками,воспитатель говорит:

– Посмотрите, ребята, на Сашу. Он у нас шофер. Сейчас Саша будет нагружать кубики на свой грузовик и подвозить к шкафу, а Сережа будет их разгружать и складывать на полку.

Дети выполняют задания педагога.

Воспитатель:Обращает внимание детей на рассыпанную повсюду мозаику:

– Как много ягод растет на полянке! Давайте их соберем. Вот вам, девочки, по корзинке. Ну-ка, кто больше ягод соберет? А вот Миша спрятался под столом и думает, что Вовочка его не найдет. Найдет, Мишенька, тебя Вова обязательно и на место посадит!

Вова выполняет поручение педагога.

Воспитатель: Посмотри-ка, Алеша, как много порванной бумаги осталось на столе! Она больше никому не нужна, давай соберем ее в мусорную корзину. Будем складывать куски бумаги в комочки и бросать в корзину. Ну-ка, покажи, нам с Машей какой ты у нас меткий.

Алеша собирает бумагу и бросает в мусорное ведро.

Видя, что процесс уборки закончен,педагог обращается к детям:

– Я вижу, что вы справились хорошо.

– Теперь в группе стало уютно, красиво, как приятно, когда вокруг порядок.

Воспитатель:

– Как приятно, когда вокруг порядок.

Мы с игрушками играли,

Их на место убирали.

Кто любит трудиться –

Работы не боится.

– А, теперь ребята, давайте попрощаемся с Машей.

Дети прощаются и идут одеваться на прогулку.

Ход игры.

Дети, кто из вас был в парикмахерской? Что вы там видели? Что там делают люди? Кто там главный?

Давайте, мы сейчас с вами отправимся в парикмахерскую.

Это «Парикмахерская»

Здесь светло и интересно:

Зеркала, духи и кресла,

Зал большой,

Но видно, даже

Лучше, чем у вас в трельяже.

Я сейчас буду парикмахером, а вы клиентами.

(заходит первый клиент)

-Что желаете?

-Прическу.

-Какую?

(ребенок отвечает, воспитатель делает прическу, заходит следующий клиент и т. д.)

А сейчас парикмахером будет Настя.

Вот и первый клиент.

-Что желаете?

Кукла Маша говорит, что ей нужна красивая прическа, т. к. она идет на день рождения.

(парикмахер причесывает, делает прическу)

Следующий клиент.

Даня просит его подстричь

(парикмахер подстригает)

Даня говорит спасибо.

Теперь парикмахером будет Лиза. Заходит первый посетитель (Кто – то из детей. Парикмахер причесывает.)

Игра продолжается.

Сюжетно-ролевая игра «Профессии».

Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм, помочь создать игровую обстановку.

Развивать речь, обогащать словарный запас, закреплять звукопроизношение.

Формировать у детей умение использовать строительный напольный материал, разнообразно действовать с ним.

Закрепить ранее полученные знания о труде врача, продавца, парикмахера.

Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

Предварительная работа

Беседы о профессиях с использованием иллюстраций, рассматривание альбома «Профессии»;

Загадывание загадок, заучивание стихов о профессии, об игре;

Экскурсия на кухню, медицинский кабинет;

Чтение художественной литературы: потешки, песенки, русские народные сказки «Колобок», «Лиса и Заяц», «Петушок с семьей» Ушинского, «Маша-растеряша» Воронковой, «Как мы ездили в зоологический сад» Житкова, «Как Маша стала большой» Пермяк, «Поросенок Петр и магазин» Петрушевской, «Игрушки» А. Барто, «Айболит» К. Чуковского, «Мойдодыр»;

Пальчиковые игры, словесная игра «Угадайте, какая профессия у человека»;

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости обещала прийти кукла Катя, но что-то она опаздывает….Раздается стук в дверь. Воспитатель открывает дверь и вносит большую куклу Катю (носик, щёчки и ручки куклы измазаны чёрной краской).

Воспитатель: Ой, Катя, что с тобой? Что у тебя на носике, на щёчках, на ручках? Что это, дети? (Грязь)

Воспитатель читает стихотворение А. Барто «Девочка чумазая» сопровождая чтение инсценировкой

– Ах ты, девочка чумазая,

Где ты руки так измазала?

Черные ладошки;

На локтях – дорожки.

– Я на солнышке лежала,

Руки кверху держала.

ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.

– Ах ты, девочка чумазая,

Где ты носик так измазала?

Кончик носа черный,

Будто закопченный.

– Я на солнышке лежала,

Нос кверху держала.

ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ.

Воспитатель: Ребята, кукла очень грустная, не хочет быть грязной, поможем Кате? (Поможем). У меня есть волшебная коробочка, в ней много полезных вещей, я буду их доставать, а вы говорите, какие из них нам понадобятся, чтобы вымыть куклу.

Воспитатель поочерёдно достаёт из коробки мыло, тетрадку, полотенце, машинку, губку, телефон – дети определяют, что нужно для купания. Воспитатель уточняет назначение предметов, объясняет, как ими пользоваться.

Воспитатель: А теперь, давайте искупаем Катю в тазике. (Подходят к столу, где стоят два пустых таза, и два ведра с горячей и холодной водой). Потрогайте, дети, какая вода в зелёном ведерке? (Горячая)

В зелёном ведерке горячая вода. А какая вода в желтом ведерке? (Холодная)

Катя в горячей водичке купаться не любит и в холодной водичке купаться не любит. Она любит купаться в теплой водичке.

Сейчас мы с вами нальем в таз сначала холодной водички, а потом добавим водички горячей. Я смешала горячую воду и холодную. Какая водичка получилась? (Дети опускают руки в тёплую воду) – Водичка стала тёплая.

Воспитатель берёт куклу Катю, снимает с неё одежду, сажает куклу в тазик и начинает купать. При этом сопровождает свои действия пояснениями,проговаривает слова: мыло, мыльница и т. д.

Воспитатель берет губку. Проговаривает, это губка, ей мы моем куклу Катю. Намыливая кукле голову,взбивает пену и приговаривает:

Будет мыло пениться

И грязь куда – то денется.

Водичка, водичка

Умой Катюше личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Воспитатель: Наша Катюшка, стала чистенькая, только нужно смыть с неё всю пену. Что для этого нужно сделать? (Нужно ополоснуть куклу чистой, теплой водичкой).

Вы помните, какая водичка в зелёном ведерке? (Горячая).

А в жёлтом ведерке? (Холодная).

Воспитатель: Какая получится вода, если я смешаю горячую воду с холодной (теплая).

Во второй таз наливаем теплую воду.

Воспитатель: Этой теплой водичкой я смою с нашей куколки остатки мыла.

Льет водичку на куклу,ласково приговаривая:

Теплую водичку

Льем на нашу птичку.

(Воспитатель достает из тазика куклу и вытирает ее полотенцем)

Вытрем Катю полотенцем и положим отдохнуть. (Куклу укладывают на широкое полотенце)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, остальные куклы тоже хотят быть чистыми и красивыми, давайте помоем и их? Возьмите каждый по одной кукле. (Дети при помощи воспитателя моют своих кукол, ополаскивают их и укладывают чистых кукол рядом с Катей)

В.: Молодцы, все отлично справились! А почему мы смогли это сделать? Потому что теперь мы знаем, как правильно мыть игрушки. Мы работали дружно, все вместе, и у нас все получилось. А теперь нам нужно привести в порядок наши рабочие места.

Ход игровой ситуации

Мотивация

Воспитатель:

-Ребята, сегодня кукла Катя праздновала свой День рождения. Она пошла, провожать гостей, а посуду вымыть не успела.

Посмотрите,сколько грязной посуды. Как вы думаете мы сможем ей помочь и вымыть посуду?

-Сейчас мы соберём посуду на этот поднос, а затем вымоем её.

Ребята собирают грязную посуду на поднос.

Воспитатель:

-Ребята, а что нам понадобиться для того, что бы вымыть посуду? (Вода)

-А что может случиться с нашей одеждой, если на неё попадет вода? (Одежда станет мокрой.)

Что мы сделаем для того, чтобы одежда осталась сухой? (Одели фартуки)

На столах для каждого ребёнка приготовлен тазик с водой, полотенце, губка для мытья посуды, тканевая салфетка, набор посуды (чашка, тарелка, а также маленькие подносы, для чистой посуды.

Воспитатель:

– Ребята, посмотрите куклаКатя приготовила тазики с теплой водой. А как вы думаете что мы будем делать губкой? (Мыть посуду.)

– Для чего мы будем использовать полотенце? (Ставить на него посуду, чтобы с неё стекла вода)

-А для чего нам нужна салфетка? (Вытирать посуду.)

Воспитатель:

-А можно сначала я покажу вам, как правильно мыть посуду?

Показ мытья посуды воспитателем:

– Дети, посмотрите, пожалуйста, как я буду мыть эту тарелку. В одну руку я беру тарелку, а в другую губку для мытья посуды. Держа тарелку над тазиком с водой я намочу губку и буду мыть эту тарелочку сначала внутри, а затем снаружи. Наша тарелка стала какая? (Она стала чистая.)

-Но после того как вода попала на тарелку она стала какой? (Мокрой.)

-Для того чтобы тарелка стала сухой её нужно поставить на полотенце, чтобы с неё стекла вода, а затем вытереть её салфеткой.

– Для начала я вытираю тарелку внутри, а потом снаружи. Тарелка была мокрой, а стала какой? (Сухой.) Правильно ребята вы молодцы. Я думаю, что все дети внимательно слушали и смотрели как я мыла эту тарелочку, а сейчас я хочу вам предложить помочь нашей куколке Кате вымыть всю посуду.

– Ребята, нужно запомнить, что сначала мы должны помыть всю посуду и поставить её на полотенце, а только потом вытереть посуду салфеткой.

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель:

– Возьмите, пожалуйста, по предмету посуды со стола.

Ребята были внимательными и запомнили, что сначала нужно мыть посуду внутри, а потом снаружи.

– Также я хочу вам напомнить, что нужно не забывать держать посуду над тазиком во время мытья. Не проливать воду на пол потомучто если вода попадет на пол можно поскользнуться и упасть. Мокрую посуду ставить на полотенце. После того как вы помоете все предметы, нужно взять салфетки и вытереть посуду сначала внутри, а потом снаружи. Сухую посуду будем ставить на подносы, которые стоят у вас на столах.

– Была наша посуда грязная, а сейчас стала какая? (Чистая.)

– Была наша посуда мокрая, а сейчас стала какая? (Сухая.)

После того как все ребята поставят свою чистую посуду на подносы, предложить отнести их на стол. – Ребята, вот мы и помогли кукле Кате. Она придет и увидит, что посуда чистая и сухая стоит на столе. Мне кажется, что она обрадуется нашей помощи. Ребята, а как вы думаете, хорошо ли помогать друг другу? (Да, помогать друг другу нужно)Правильно, как приятно совершать полезные дела и помогать друг другу.

Ребята,трудно было мыть посуду?У нас все получилось? Мне нравиться, как вы сегодня работали. Вы все молодцы.

А теперь нам нужно привести в порядок своё рабочее место. Воду из тазиков выльем,а салфетками вытрем столы насухо. Согласны?А теперь давайте отнесем наши полотенца и салфетки на прачечную,чтобы их постирали.

Методы и приёмы организации труда

Согласно ФГОС, с самого младшего возраста детей требуется приучать к дозированной самостоятельности и трудолюбию. В течение каждого режимного дня дети выполняют ряд заданий, которые помимо своей прямой функции способны развивать смекалку и память. Например, когда младший воспитатель просит помощи в сервировке стола к обеду приборами кого-то из группы, юный помощник невольно вспоминает, кто из его друзей сидит с одной стороны стола, а кто с другой, кому уже предоставили ложку, а кому еще нет.

Белые мыльные перчатки

Самым распространенным методом является просьба о помощи: неопытная и расстроенная игрушка, попавшая в сложную ситуацию, просит помощи ребят, а те ей охотно помогают.

Дополнительная информация! С помощью небольшой хитрости можно заинтересовать детей в мытье рук, для этого воспитатель показывает, как с помощью мыла и воды сделать себе красивые белые перчатки, которые обладают волшебной силой – очищают кожу от грязи и бактерий.

Привить детям уважение к труду элементарно, если выбрать момент для начала обучения и следовать простому правилу – дети все делают, играючи

Если родителям дома удастся превратить важное дело в игру, ребенок без сопротивлений поиграет с пользой

Ход игры:

Дети садятся на стулья, расставленные полукругом. Обращаясь к ним,воспитатель говорит:

– Ребята, не знаете ли вы, где наш Мишутка? Он всегда сидел с другими куклами, а теперь ушел куда-то.

Воспитатель дает детям возможность посмотреть, поискать его. Сам выходит за дверь и быстро возвращается с Мишуткой, одетым в белый халат. В ведерке у него щеточки для чистки расчесок.

– Заходи, Мишутка, мы тебе рады, – говорит воспитатель.

Мишутка здоровается, дети отвечают, разглядывая его.Затем Мишутка обращается к детям:

– Я был в умывальной комнате, посмотрел на ваши расчески. У многих они грязные, вот и пришел сказать, что их нужно мыть.

– Вот видите, дети, причесывать волосы вы умеете, а мыть расчески – нет. Покажи нам, пожалуйста, Мишутка, как это надо делать.

– С удовольствием! Но для этого нужно, чтобы каждый принес свою расческу.

Воспитатель предлагает детям пойти в умывальную комнату, каждому взять свою расческу. Дети подходят к столам, составленным в длину, на которых стоят тазики, и останавливаются возле них. Воспитатель с «помощью» Мишутки показывает, как надо мыть расческу, как вытирать ее бумажной салфеткой.Все дети принимаются мать расчески: моют намыленной щеткой между зубьями, полощут и вытирают. Мишутка проверяет, хорошо ли вымыто, помогает тем, кто затрудняется. Затем все кладут свои расчески в кармашки. Благодарят Мишутку за помощь. Мишутка прощается и уходит.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий