Требования к уровню профессиональной подготовки педагога с точки зрения герменевтики

Герменевтический подход к педагогическому наследию А. А. Ухтомского

Для А. А. Ухтомского (1875-1942), всемирно известного физиолога, теоретика гуманитарного знания, академика и профессора Ленинградского государственного университета, было естественным обратиться одновременно к философии, науке и Богу. Он интересовался «анатомией человеческого разума к религии», был разносторонне и оригинально образован. Большой спрос на его книги, изданные в разные годы («Интуиция совести» (1996), «Прекрасный собеседник» (1997), «Правитель души» (2000), свидетельствует об актуальности проблем духовного опыта, интересе современных читателей к интерпретации идей выдающегося мыслителя и ученого, который в своих воспоминаниях, дневниках, письмах размышлял о путях передачи духовного опыта.

Герменевтический подход к его рассуждениям, философский поиск связан с обострением всех человеческих проблем в новом веке. «Век перемен», его вызов обращен к человеку, и этот вызов предсказан трудами мыслителя, ученого, человека, вся жизнь которого была обращена в будущее и направлена на понимание. Он словно предчувствовал, что его идеи и открытия, «как драгоценные вина, совершат свой круг» (М. Цветаева). Его «интуиция совести» предвосхитила интерес герменевтики к «овладению лицом другого», к диалогу и его внутренним резервам в эпоху информационной глобализации. Идеи А.А. Ухтомского нашли своего интерпретатора, понимающего читателя и «достойного собеседника» в XXI веке.

В ходе своей жизни и личного рефлексивного опыта он показал, что в профессиональной позиции профессора, университетского преподавателя или педагога должно доминировать «лицо Другого», диалог с жизнью, со студентами и с «достойными собеседниками». Он был убежден, что «общество, которое видит и слышит, которое предвидит и различает всеми своими средствами и которое всецело движется вперед, начинается там, где люди научились терпеть, слышать, понимать, чувствовать, воображать вместе».

Один из самых продуктивных способов воспитания думающего читателя и независимого гражданина — погружение в культурные тексты, их понимание, «вырисовывание» их смыслов с позиции герменевтики и проблем сегодняшнего дня, улавливание их устремленности в будущее и возможности понимания настоящего и предвидения будущего с их помощью. Этот метод хорошо зарекомендовал себя в Царскосельском лицее и принес отличные результаты. Она плодотворна для образования в области гуманитарных наук всех видов — философского, филологического, педагогического и культурологического. Этот герменевтический вектор новой парадигмы гуманитарного образования открытого общества является ведущей стратегией образовательного процесса, в котором технологии личностно ориентированы.

А. А. Ухтомский написал такие строки для педагогов XXI века: «Нам необходимо перейти от теорий о человеке, самодовлеющих в своей логике, к самому человеку во всей его конкретности и реальности, поставить во главу угла живое лицо, в каждом отдельном случае единственное, которое дается нам в жизни только раз и никогда не повторяется, никем не может быть заменено».

Он учил «не закрывать ухо и сердце для конкретной жизни и конкретных людей, как они есть!», чтобы увидеть, «как торжественно и бесконечно ценен и значим для нас человек…». Он считал, что «жизнь — это бытие, требующее смысла и красоты», поэтому он определил основное мировоззрение как радость жизни, ради которой мы живем. «Но по-настоящему прочная и бесстрашная радость — это только та радость, к которой Бетховен призывает в 9-й симфонии: радость, которая прошла через все печали, которая знает их, которая допускает все человеческие горести и все же торжественно зовет к всечеловеческой радости, к которой мы все идем, несмотря на горе и болезни, бедность и смерть…!».

Герменевтический подход к теории и методике профессионального педагогического образования

Обогащение современной теории и методики профессиональной педагогической подготовки возможностями герменевтического подхода актуализирует ценностное отношение к педагогической науке, сохраняет «человеческую составляющую» в педагогике, «память о добром». Ученый, писатель, общественный деятель, гражданин Д. С. Лихачев хотел быть услышанным современниками и потомками, считая, что «человек должен уметь подняться над собой, над своими личными повседневными заботами и задуматься о смысле своей жизни — оглянуться на прошлое и посмотреть в будущее». Герменевтический подход обращает будущего педагога к педагогическому наследию, поэтому «Размышления», «Письма о добром», «Воспоминания», «Заметки и наблюдения» Д.С. Лихачева продолжают полилог с читателями и сохраняют педагогический потенциал его жизни, превращая течение дней и лет в биографию личности как факт человеческой истории.

Профессиональная подготовка специалиста в вузе предполагает не только освоение студентами комплекса научных дисциплин и овладение профессией как суммой компетенций, но и обязательное профессионально-личностное становление специалиста как образованного, культурного, интеллигентного человека. Герменевтический подход к педагогическому знанию помогает принять и понять эту педагогическую сверхзадачу. В рамках герменевтического подхода формируется позиция Дмитрия Сергеевича Лихачева, который утверждал, что «образование — основа нравственности», «основа умения жить честно, радоваться, получать удовольствие от познания мира во всех формах…». Он был глубоко убежден, что молодым людям нужно спешить получить образование.Поэтому для встречи с публицистическим наследиемД. С. Лихачева необходим каждому студенту университета. Миссия университетского образования основана на фундаментальном погружении в историю культуры и науки. Именно эта образовательная среда, укорененная в классике «жанра» под названием научное и художественное творчество, формирует образ выпускника университета как представителя культуры, способного наполнить свою жизнь особым содержанием: Искусство, творчество, чтение, общение, знание и понимание мира.

Задача герменевтического подхода — раскрыть педагогический, формирующий жизнь потенциал образовательных текстов. Продемонстрируем потенциал данного подхода на примере журналистики Д.С. Лихачева как ресурса профессионального и личностного развития выпускника, его педагогического знания. Герменевтика дает возможность вдохновить молодежь на встречи с его книгами, на общение с читателями мудрого собеседника, много пережившего, впитавшего в свой жизненный опыт события, испытания и радости двадцатого века.

«Постмодернистская» герменевтика

Как наука, это то, что мы хотим построить, где человек является сутью дискуссии для понимания, объяснения и интерпретации новых исторических моментов.

Герменевтическую интерпретацию следует рассматривать не только как концептуальное вскрытие объекта исследования, но и как науку, применяемую учителем для понимания, объяснения и интерпретации его человеческих измерений и диалектической эволюции способов производства согласно Марксу., объяснение и научная интерпретация возникают из тенденций исторического исследования того, что желательно исследовать, в контексте и с объективным намерением, не отрываясь от того сложного мира отношений, который раскрывается из каждого текста и контекста, необходимо, прежде всего, гуманистическая интерпретация предшествует любой научной позиции, человек является главным действующим лицом всех изменений в человечестве.

Герменевтика как наука о понимании, объяснении и интерпретации предлагает новые теоретические основы для анализа человеческих отношений, в которых нуждается существо, для расширения его мировоззрения в образовательном контексте и, таким образом, для открытия диалогической потребности в новых формах понимания смысла. реальности столь же разнообразной и сложной.

Герменевтика в принципе означала бы искусство интерпретации священных книг, но это не ее исключительное значение – помните, что эта наука продолжает считаться девственной – ее непрерывность в историчности (как бесконечное время) объясняет герменевтику и то, как она служит нам для принять интерпретацию как процесс разрыва непреднамеренных последствий интерпретирующего порядка однозначности.

Выявление этого критерия кажется нам одним из новых условий, которые должны быть у учителя при выполнении своей академической работы, чтобы достичь критического построения знания в образовательном измерении.

С философской точки зрения герменевтики, существует важное изменение парадигмы в роли учителя, потому что он станет менеджером критического знания перед лицом социальных событий, которые переживает венесуэльское общество. Согласно герменевтической модели Гердера, она должна установить связь между языком, разумом и человечеством

В способе бытия человечества он находит привилегированный горизонт в намерениях человеческого существа, этот способ существования человечества имеет наиболее развитую форму выражения в повседневной практике

Согласно герменевтической модели Гердера, она должна установить связь между языком, разумом и человечеством. В способе бытия человечества он находит привилегированный горизонт в намерениях человеческого существа, этот способ существования человечества имеет наиболее развитую форму выражения в повседневной практике.

Мы разделяем позицию Херде, когда он заявляет, что человеческое существо нуждается во взаимосвязи этих трех компонентов, чтобы попытаться понять развитие повседневных человеческих практик, потому что таким образом человек будет иметь более критическую способность перед лицом вызовов, создаваемых обществом.,

Педагогический потенциал публицистики Д. С. Лихачева

Герменевтический подход позволяет искать ответы на вопросы понимания бытия: что можно узнать, что можно открыть и что можно понять, читая книги Д.С.Лихачева, в том числе «Письма о добром», «Мысли», «Размышления о России», «Воспоминания», «Завещания», «Заметки и наблюдения».

Вы можете сделать процесс чтения самообразованием, ведь каждая прочитанная книга Д.С.Лихачева будет открывать новые направления поиска знаний: погружение в русскую классику или изучение парков и памятников, обращение к страницам «Слова о полку Игореве» или организация поездки на Соловки.
Чтение «Писем о добром и прекрасном» и книги «Завещание» становится «энциклопедией русской жизни», потому что открывает лабораторию искусства жить. Опыт постижения «другой жизни», но не вымысла, а реальной жизни, имевшей место в «трудах и днях» человека, обладает особым педагогическим потенциалом. Педагогическая ценность этого издательского наследия заключается именно в том, что в нем была воплощена жизнь Д.С. Лихачева. С. Лихачев был воплощением его убеждений, его мыслей, его отношений с людьми.
Погружение в тексты Д.С. Лихачева — отличная школа мышления. Он много работал над собой, прежде чем научился писать и говорить точно, афористично, образно. Его примеры запоминаются, характеристики убедительны, выводы логичны. Изучите стиль мышления ученого, это придаст блеск вашему уму и систематичность вашим взглядам. Составьте интеллект-карту всех идей (мыслей, цитат), которые пришли вам в голову после прочтения его книг. Они значимы для вас, они могут помочь вам в поисках истины.
У академика Д.С. Лихачева нужно учиться писать, а это очень важный навык гуманитарного образования, выпускник должен уметь создавать собственные «сочинения»: Доклады, курсовые, дипломные работы, научные статьи. Создание собственных авторских текстов, а не рефератов, всегда требует усилий, писатель всегда активен. Умение писать формируется в процессе гуманитарного образования. Д.С

Лихачев рассказывал, как он учился писать, потому что «требования к языку научной работы сильно отличаются от требований к языку художественной литературы», поэтому так важно быть осторожным со словами: Герменевтический подход формирует опыт понимания, служит воспитанию в человеке чувства благодарности, способности продолжать традиции познания, уважения к жизни людей, которые помогают тебе стать человеком, специалистом, профессионалом. Д.С

Лихачев в своем обращении к молодежи сказал, что образование выводит человека из повседневной жизни, из бытовых интересов в другие миры.
Ведь читая книги Д.С. Лихачева, можно чудесным образом воспитать гражданина с чувством собственного достоинства и с мечтой стать интеллигентным человеком, понимающим культуру, ищущим смысл жизни и умеющим быть благодарным. Важнейшим воспитателем любого человека является его жизненный опыт, который определяется укорененностью человека в культуре родной земли, своего отечества.

Герменевтические аспекты чтения в контексте педагогического образования

Чтение и организация этого процесса как «работы и творчества» — педагогическая проблема, она имеет много точек разветвления, моментов непредсказуемого развития. Если процесс знакомства с Д. С. с журналистикой Лихачева кажется предостерегающим, тогда мы можем воспользоваться «неотъемлемыми правами читателя» Даниэля Пеннака: право не читать, право пропускать, право не дочитывать, право читать снова, право читать все, право на боваризм (болезнь, передающаяся текстуально), право читать где угодно, право читать вслух, право оставаться внутри, право молчать о прочитанном.

Герменевтический подход позволяет столкнуть разных авторов в контексте понимания их текстов читателями и исследователями. Публицистика Д.С. Лихачева подтверждает мысль А.А. Ухтомского о необходимости быть «активным участником своих истин». Д. С. Лихачев считал, что молодые люди должны быть вовлечены в общественную и литературную жизнь университета, участвовать в конференциях, творческих семинарах, слушать публичные лекции ученых, наслаждаться кинематографическим искусством, путешествовать. Неисчерпаемость знаний учит нас не останавливаться на достигнутом.

Герменевтика выполняет свою главную задачу, побуждая каждого внимательно читать текст своей жизни, строить «дискурс как особый способ общения и понимания окружающего мира», стремиться к пониманию культуры, искусства и ценностей образования.

В заключение важно понять, что современное общество мучительно ищет гармонию между духовным и материальным, и в этом поиске герменевтика помогает людям «учиться памяти, совести, знанию» (Ю. М

Лотман), чтобы не потерять здравый смысл и силу духа. Герменевтический подход в педагогическом образовании сохраняет стремление человека понять и полюбить то, что создано культурой, учит верить, что общество пройдет испытания сиюминутной выгодой и помнить о формировании души, культуры, ценности знания, слова и человеческой жизни. Можно лишь согласиться с тем, что герменевтическая и профессиональная педагогическая задача заключается в овладении навыками интерпретации и вербализации понятого, чтобы донести свой интеллектуальный и эмоциональный опыт до других. Поэтому педагогика открыта для понимания и интерпретации идей национальной и мировой культуры, для обогащения своего научного потенциала опытом осмысления и художественного отражения педагогической действительности.

Уровни понимания. Сущность педагогической герменевтики

Выделяют следующие уровни понимания:

  • начальный – говорит о понимании лишь основной темы высказывания. Субъекты данного уровня могут только определить предмет устного или письменного высказывания, но не могут воспроизвести его содержание;
  • средний – субъект понимает ход и последовательность изложения мысли и основной аргументации;
  • высший – определяет понимание цели, причин, способов и внутренней логики высказывания.

К основным параметрам понимания относят:

  • полноту понимания – максимальное выявление содержания сообщения, в том числе его подтекст и контекст;
  • отчетливость – степень осмысления свойств, связей и отношений между воспринимаемым объектом и сообщением;
  • обоснованность – осознание оснований, обуславливающих уверенность в правильном понимании.

Определение 3

Сущность педагогической герменевтики заключается в ориентации педагога на постижение смысла поступка ребенка или его поведения.

Применение герменевтического подхода предполагает прочитывание ребенка как некоторого текста, в котором совокупно отражена вся доступная для педагога информация: устная и письменная речь ребенка, его творческие работы, истории семьи, хроника жизни, смешные моменты и пр.

Современный этап развития образования в нашей стране – переходный от традиционной знаниевой модели к личностно-ориентированной способностной модели. При этом необходимо переосмыслить разные аспекты переходного периода: сущность и назначение новой образовательной парадигмы, взаимоотношения между педагогом и учащимися, человекообразующие образовательные функции, содержание и технологии образования. Иными словами, основная задача педагога – общение и налаживание взаимопонимания с учениками, освобождение их для творчества.

Крыловой Н.Б. и Александровой Е.А. были раскрыты отличия понятий «объяснение» и «понимание» поведения ребенка.

Объяснить – это значит на рациональной и объективистской основе прировнять детское поведение к системе норм, сложившейся в сознании педагога, отнестись к поступку тем или иным образом на основании собственных принципов, дать поступку однозначную оценку, спрогнозировать дальнейшие поступки и приступить к изменению детского поведения назиданиями и убеждениями в необходимости соблюдать культурные образцы.

Понять – это значит, используя опыт, интуицию и эмпатию, переосмыслить особые условия, которыми было вызвано рассматриваемое поведение, то есть, признать его в качестве самовыражения, самореализации или защиты ребенка, представить, что ребенок скрывает за таким своим поведением, то есть, постараться в себе найти причину поступка другого.

Это требует того, чтобы педагог узнал в поступке ребенка себя, а сопереживая ребенку, помог выйти за грань привычного объяснения. Здесь нельзя применить однолинейную оценку или навесить ярлык. Это только состояние сомнения, сочувствия и самоопределения. В этом случае не работают попытки классификации ребенка в соответствии с поступком.

Иными словами, объяснение дает рассудок, а понимание появляется благодаря эмпатии. Также понимание диалогично, а объяснение – монологично. Диалог и его сложность помогает понять, даже если в самом начале диалога смыслы кажутся противоположными. Диалог их сближает, образуя общий смысл для ребенка и взрослого. Понимание рефлексивно, им всегда вносится иной смысл в собственное сознание. То есть понимание, рассматриваемое в качестве осмысления поступков и действий, естественно приводит к созданию поля совместной культурной деятельности.

Сущность герменевтики

Определение 1

Педагогическая герменевтика – это теория и практика толкования и интерпретации педагогических знаний, которые зафиксированы в текстах разных жанров, с целью наиболее полно и глубоко их понять, учитывая социально-культурные традиции, рефлексивное осмысление эмоционально-духовного человеческого опыта и личного духовного опыта субъекта понимания.

На сегодняшний день герменевтика востребована в качестве методологии гуманитарного освоения культурных феноменов, основа которых – идея о воздействии механизма чтения и интерпретации культурных текстов на человеческое сознание, способы его мышления и миропонимания, а также и на остальные типы деятельности, включая прогнозирование, моделирование, проектирование, диагностику и педагогическое общение.

Герменевтический подход в педагогике обращается непосредственно к проблеме выработки личностного смысла и ценностным аспектам педагогической деятельности.

Понимающий специалист – это человек, способный видеть целое во всем многообразии составляющих его частей и отношений, осмысливать взаимосвязи и зависимости явлений, а также последствий, которые следуют из действий этих связей и зависимостей. То есть, такой личности характерна эмпатия, толерантность, рефлексия, чувство ответственности за собственные поступки, сопричастие к судьбам мира и пр.

Понимание тесно связано с практическим сознанием и знанием, коммуникативными проблемами, диалогами, рефлексией, поиском смысла и творческой деятельностью, оценкой понимаемого объекта, творчества и пр. При понимании определенного текста, студенты решают некоторую мыслительную задачу, поэтому обязательно продвигаются к новым знаниям и более полному пониманию.

Ключевым моментом герменевтики выступает текст, которым называют все, созданное искусственно. Вся мировая культура зафиксирована в текстах и транслируется посредством них. Человек живет в мире текстов как в среде и реализует себя в текстах, определенным образом участвуя в их создании.

Определение 2

Понимание – это акт сознания, через который происходит синтез всех имеющихся знаний, в результате которого появляется не просто новое знание, а обновляется все имеющееся содержание сознания, перестраивается структура взаимодействия сознания и действительности, субъекта и объекта, человека и мира.

Мировоззренческие основы проблемы понимания в педагогике

Наиболее фундаментальной характеристикой современной культуры, в первую очередь европейской, является разделение знания на две сферы – естественнонаучную и гуманитарную. Между ними нет прямой логической связи, это две относительно замкнутые отрасли знания с различными исходными принципами. Данная особенность характерна и для педагогической культуры, педагогического знания. Противоречия двойственного стиля мышления, характерного для человечества на протяжении последних веков, отразились в концептуальных схемах наук.

Формирование мировоззренческих ориентации в педагогике происходило на общем фоне изменения типов рациональности:

– в классическом типе рациональности основные критерии познания таковы, что они сосредоточивают внимание исключительно на характеристиках постигаемого объекта, не принимая во внимание особенности субъекта познания;

неклассическая рациональность учитывает отнесённость характеристик объекта к деятельности по его постижению, к используемым средствам и операциям;

– постнеклассический тип рациональности соотносит знания об объекте не только со средствами, но и с ценностно-целевыми аспектами деятельности.1

Что касается собственно педагогики, то тенденции трактовки мировоззренческих основ деятельности педагога с позиции двух различных парадигм – с одной стороны, естественнонаучной, а с другой, гуманитарной – проявляли себя в отечественной педагогике XIX века в форме сложившихся мировоззренческих традиций: университетской (К. Д. Ушинский, П. Г. Редкий) и духовно-академической (о. Евсевий, П.Д. Юркевич). Их главное отличие состояло в признании или непризнании в трактовке и осуществлении процесса образования роли такого фактора, как вера, а также в вопросе приоритетов веры или антропологического знания.

Н.А. Бердяев в своё время писал о сложившихся двух типах познания: познании как объективации, рационализации, не трансцендирующей грани разума и достигающая лишь общего; познании как бытии и существовании, в котором разум трансцендирует к иррациональному и индивидуальному, познании как общении и приобщении.

Усматривая наличие авторитарного начала в познании, оторванном от любви, Н.А. Бердяев говорил о превращении его в волю к господству. Философ утверждал, что объективация как состояние сознания, возникающее при использовании естественнонаучной парадигмы в гуманитарной сфере, влечёт за собой отчуждение предмета познания от субъекта, отсутствие творчества и навязывание своей модели осознания действительности и поведения.

К сожалению, в педагогике утвердилась модель научного познания, для которого характерно отчуждение изучаемого объекта

1 Порус В.Н. Рациональность философии // Эстетический логос. M.: 1990. С.45. от внутреннего существования субъекта (объективация). О таком явлении Н.А. Бердяев в своё время писал: «Объективированный мир есть безбожный и бесчеловечный мир». «Объективация на всех своих ступенях есть царство закона, а не царство благодати»; «…всякая рационализация не есть только объективация, т.е. отчуждение, но есть также достижение «общего», вместо «общения» и приобщения… От рационального познания ускользает индивидуальное».1

В советский период развития педагогики проблема понимания человека усугубилась и проявила себя в форме противостояния идей естественнонаучного, антропологического материализма и поисков в области метафизики души.

Анализируя проблему человека в историческом контексте, И. Ремезова и Т. Анишина 2 достаточно резко и, на наш взгляд, всё-таки справедливо характеризуют трагическую историю советской педагогики как историю предательства человека, вытеснения его из образовательного процесса, в результате которого центральное место заняли схемы, планы, программы, толкующие о том, что должно, что надлежит.

Герменевтическое осмысление требований к уровню подготовки и содержанию профессионального образования педагога

Исследуя условия и факторы профессиональной подготовки педагогов, мы изучили Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, отражающий социальный заказ системе высшего педагогического образования.

Заложенные в Госстандарте общие требования к образованности педагога предусматривают осознание будущим учителем личностной и социальной значимости педагогической профессии, «владение системой знаний и представлений о человеке как о существе, прежде всего духовном». В этой связи от педагога требуется «владение научно-гуманистическим мировоззрением», что, на наш взгляд, свидетельствует о закреплении на государственном уровне смены социально значимых для педагогики приоритетов (переход от научного и материалистического мировоззрения – к научно-гуманистическому).

Характерно, что в ряду общих требований обозначено «владение различными способами познания и освоения окружающего мира», к числу которых, на наш взгляд, с полным правом должны быть отнесены и основанные на использовании средств искусства и языка способы интерпретации знаний о человеке, предлагаемые педагогической герменевтикой.

Непосредственно с герменевтической проблематикой связаны требования к специалисту по дисциплинам общекультурной подготовки: специалист должен «иметь представление о природе и структуре человеческого знания, соотношении знания и веры». Следует подчеркнуть, что специальное значение в документах Госстандарта придаётся представлениям будущего педагога-профессионала не только о научной, философской, но также о «религиозной, художественной, языковой картинах мироздания и месте человека в нём». Мы считаем, что данные требования могут быть достигнуты не только средствами дисциплин общекультурной подготовки, как это указано в Госстандарте, но и в значительной мере – при изучении дисциплин психолого-педагогической подготовки с опорой на принципы, средства, методы и приёмы педагогической герменевтики.

В положениях Госстандарта важное значение придаётся ценностным аспектам деятельности педагога, который должен иметь представления о различных этических системах и эстетических ценностях и уметь в них ориентироваться

В документе обращается внимание на важность для будущего педагога иметь представления о языке, символике и образности искусства, которые необходимо использовать для развития творческих способностей личности. С позиций педагогической герменевтики перечисленные элементы культуры способствуют не только развитию творческих качеств воспитуемых, но также более глубокому познанию и творческому пониманию ребёнка самим педагогом с опорой на гуманистический потенциал закреплённых в разных формах общественного сознания общечеловеческих ценностей, в связи с этим необходимы специальные конкретные дополнения в положения Госстандарта

Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы включает вопросы гуманитаризации образования, однако в ряду названных технологий обучения и технологий педагогической диагностики и прогнозирования не названы методы и приёмы герменевтической интерпретации педагогических явлений

В разделе «Философия и история образования» обращается внимание на философские аспекты педагогического целеполагания, в то же время не конкретизированы вопросы преобразования педагогических целей на основе их индивидуально-личностной интерпретации с учётом субъективного контекста педагогической деятельности

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий