Что умеет и должен уметь ребенок в 6 месяцев

Питание ребенка в 6 месяцев

Основным продуктом питания ребенка в этом периоде остается грудное молоко, если он не находится на искусственном вскармливании. В это время ребенку начинают вводить первый прикорм. Обычно родители начинают с различных безмолочных каш, овощных и яблочных пюре. Ни в коем случае нельзя начинать кормить малыша ягодами, яркоокрашенными фруктами и цитрусовыми.

Знакомство с новыми продуктами нужно начинать постепенно, а маме желательно вести дневник прикорма. Новое блюдо давать ребенку перед основным приемом пищи по пол чайной ложки. Обязательно нужно следить за состоянием здоровья малыша, в случае обнаружения сыпи и расстройства пищеварения продукт отменить.

Если знакомство с новым блюдом прошло успешно, через неделю вводится новый продукт.

Психомоторное развитие ребенка

При рождении у ребенка преобладают рефлексы: сосательный, хватательный и др. – их проверяют врачи при патронаже. Постепенно к третьей неделе «включается» комплекс оживления, когда ребенок в ответ на общение сосредотачивает взгляд на лице «собеседника», замирает, затем улыбается, активно двигается и издает радостные возгласы. Комплекс оживления распадается с 3-4 месяцев на более сложные формы поведения и общения.

2 мес. Приподнимает головку, лёжа на спине. Схватывает предметы в непосредственной близости руками, тянет руки ко рту, осматривает их.

3 мес. Ребенок удерживает голову, лежа на животе, опирается на ручки, приподнимаясь. Может прослеживать предмет глазами. С 3-4 месяцев в речи наблюдается гуление – воспроизведение гласных звуков.

4.5-5 мес. Держит головку прямо в положении «сидя» при поддержке поясницы. Садится, если тянут за ручки. Это свидетельствует о тенденции к принятию вертикального положения тела. Ребенок произвольно извлекает звуки из погремушки – начало предметной деятельности. Понимает простые жесты.

5-5.5 мес. Продолжается освоение схемы тела. Ребенок начинает переворачиваться (согласно мнению разных специалистов, норма переворота со спины на живот и обратно может варьироваться – с 2.5 до 8.5 мес, но на постсоветском пространстве норма – до 5 мес). Пытается захватывать предметы как левой, так и правой рукой, а также обеими руками.

6 мес. Поворачивает голову при обращении по имени. Сидит с опорой. В позе сидя и лежа на животе осуществляет ориентировочно-исследовательскую деятельность (поворачивает голову в разные стороны, осматривая окружение, манипулирует предметами). Может начать ползать («идеальное» ползание «по учебнику» – с 6 до 12 мес, но нижняя граница нормы для начала ползания – 9.5 мес.).

6.5-7.5 мес. Сидит без поддержки какое-то время. Перекладывает предмет из руки в руку. Может вращать кистью, в которой находится предмет.

7.5-8.5 мес. Укрепляется «вертикаль»: если ребенка поставить на ножки с поддержкой, начнет пружинить и опираться на ступни. Совершенствуется моторика. Малыш устойчиво сидит без опоры и занимается игрушкой, поднимая предмет двумя руками.

8.5-9.5 мес. Улучшается произвольность во владении телом. Появляется первая жестовая коммуникация: хлопки в ладоши. Часто в это время ребенок уже умеет махать «Пока!» и начинает использовать указательный жест (нижняя норма появления указательного жеста – до 1.5 лет). Произносит лепетные слова с особенностями родного языка.

9.5-11 мес. Ребенок активно осваивает ползание на четвереньках. Развивается предметная деятельность, появляется пинцетный захват (двумя пальцами). Пытается пить из чашки самостоятельно. К 11 мес. ребенок встает с опорой.

11-12 мес. Осваивает бросание предметов и элементарную конструктивную деятельность (например, разъединение колечек). Появляются первые слова. Понимает речь на предметном уровне. Формируется предметное мышление. Развивается осознание тела. Играет в «ку-ку» (понимает постоянство объектов). Запоминает предметы и события. Отдает предпочтение любимым игрушкам. Созревают связи между лобной, зрительной и сенсомоторной корой.

Если вы замечаете, что ребенок не укладывается в нормы развития, обязательно покажите его хорошему неврологу. Правильное психомоторное развитие — залог успешного освоения речи и нормального интеллекта.

Развитие малыша в 8 месяцев

Где мама? Если в 7 месяцев малыши беспокоятся, когда мамы нет рядом, то в 8 месяцев у детей появляется боязнь незнакомых людей. Одно вытекает из другого, и оба явления нормальны для каждого из этих этапов взросления. Вы сделаете правильно, если постараетесь окружить малыша особой заботой, лаской и эмоциональной теплотой, будете чутки к его потребностям. Научные исследования показали, что дети, которые получают много тепла и нежности в младенчестве, во взрослом возрасте гораздо устойчивее к стрессу.

Физическое развитие:

  • Ползает с большой скоростью и на любые расстояния;
  • С опорой встает из положения сидя и опускается;
  • Появляется «пинцетный захват» — может брать мелкие предметы большим и указательным пальцами;
  • Сам держит в руке и ест кусочки еды;
  • Делает первые попытки передвигаться приставным шагом, держась за опору.

Психоэмоциональное развитие:

  • Уверенно чувствует себя в знакомом пространстве;
  • Диапазон эмоций расширяется — можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость;
  • Громко и четко повторяет слоги;
  • Увеличивается словарный запас, появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «баба», «дай»;
  • Начинает проявлять повышенный интерес к новым предметам, выражая мимикой удивление и настороженность.

Чему научился ребенок в полтора года

Физическое развитие ребенка в 18 месяцев позволяет ему делать многие вещи без помощи и поддержки взрослого. Несмотря на то что малыш развивается уже не так активно, как в первый год жизни, с наступлением каждого месяца можно отметить что-то новое, в том числе и в полтора года.

Что должен уметь ребенок в 18 месяцев?

  • Большинство малышей начинают ходить без поддержки и опоры, некоторые делают это достаточно ловко и быстро;
  • препятствий для ребенка становится все меньше, так как он с легкостью может переступить мешающий ему порог или предмет, забраться на диван и другую «высоту»;
  • большая часть детей к этому возрасту уже произносит немало несложных слов, кто-то делает это лучше, кто-то достигает успехов несколько позже;
  • есть самостоятельно приборами уже не представляет никакой сложности, ребенок справляется с этой задачей;
  • налаживается контакт со взрослыми не только зрительный, но и речевой, так как ребенок уже может понимать речь родителей, реагировать на их вопросы;
  • в полтора года ребенок спокойно наклоняется и поднимает любой предмет;
  • если малышу приглянулась книга, игрушка или любой другой предмет, он укажет вам на это;
  • малыш переворачивает страницы книг, показывает на знакомые картинки;
  • еще не слишком умело, но уже уверенно ребенок может спускаться или подниматься по лестнице;
  • мяч начинает вызывать интерес, малыш может его кидать, пинать ногами или даже старается поймать ручками;
  • наряду с бутылочкой в жизни появляется и кружка, теперь маленький человек умеет из нее пить практически самостоятельно;
  • если спросить у ребенка, где у него уши, нос или любая другая часть тела, он на нее укажет;
  • ребенок старается принимать участие в снятии и надевании одежды, а также в ее выборе;
  • в руках у крохи появляются карандаши, мелки или ручки, появляются первые «художественные шедевры»;
  • особо «ранние» дети начинают осваивать горшок.

Что умеет ребёнок в 6 месяцев?

Чтобы потом не переживать по поводу синяка на лбу, разбитого носа или вероятного сотрясения мозга, всегда страхуйте ребёнка, не теряйте его из виду, в случае необходимости подкладывайте преграды в виде подушек или чего-нибудь ещё.

ребёнок уже сидит, уверенно или с поддержкой. Некоторые малыши в этом возрасте уже смогут сесть самостоятельно из положения лёжа на животе, помогая себе ручками. Другим же надо помочь, аккуратно приподнимая их за ручки из положения лёжа на спине. И если раньше полугода педиатры не рекомендуют увлекаться девочке длительным сидением, то 6 месяцев – оптимальный срок для того, чтобы начать сидеть;

Если 6 месячный ребёнок не сидит и даже не делает попытки к этому, не изъявляет вообще никакого желания, следует обратиться к доктору.

  • ребёнок 6 месяцев делает первые попытки к ползанию. Обычно это происходит, когда он из положения сидя, передвигая ручками, перемещает своё тело вперёд. Но так как мышцы ножек ещё недостаточно окрепли для таких упражнений, двигается по-пластунски, активно помогая руками;
  • малыш в 6 месяцев успешно овладевает навыками обращения с ложкой. Во время еды активно открывает рот и снимает с ложки пищу. В этом возрасте уже можно учить пить с кружки;

Наилучшим вариантом для первой кружки будет поильник. Он лёгкий, при опрокидывании много из него не вытечет, а малышу будет проще регулировать объём льющейся жидкости.

продолжают развиваться навыки обращения с игрушками. Малыш уже может захватывать их из любого положения, из одной руки перекладывать в другую. Среди игрушек младенец заводит любимчиков, с которыми ему особенно приятно играть.

Развивающие игры с ребенком в полгода

Большое внимание в этом возрасте можно уделять играм со звуками. Изображайте звуки животных, читайте короткие стишки и напевайте песенки

Больше всего подойдут народный и фольклорные произведения, так как они изначально сочинялись для маленьких детей и имеют хороший распев, четкий ритм и запоминающиеся звуки.

Полезно для ребенка будет чтение книг. Читать нужно медленно, четко и экспрессивно. Процесс чтения через определенные промежутки времени следует прерывать просмотром иллюстраций. Необходимо красочно описать изображенные на ней предметы и объекты.

Питание

Прикорм

  • Новая пища вводится во второе утреннее кормление. Это делается для наблюдения за реакцией ребенка на новый продукт. Высыпания, нарушения стула и настроение ребенка говорят о необходимости временно прекратить введение нового продукта.
  • Объем нового продукта не должен превышать 1/3 чайной ложки.
  • Не нужно смешивать разные продукты на этапе знакомства. Если к одному виду продукта малыш уже адаптировался и успешно его ест, то можно предложить ему сутра попробовать новый продукт, а через кормление дать уже знакомый.
  • Новый продукт вводится минимум через 7 дней после предыдущего.
  • Наращивание объемов идет постепенное. В первый день можно дать 1/3 чайной ложки, во второй – ½ чайной ложки, третий — 1 чайную ложку, четвертый день – 2 чайные ложки. Постепенно объем доводится до возрастной нормы.
  • Перед началом прикорма необходима консультация педиатра. Он посоветует вам, с какого именно продукта начать.

Таблица введения прикорма

Вид продуктаИскусственное вскармливаниеГВ
Сок3-4 мес.5 мес.
Фруктовое пюре4 мес.5,5 мес.
Овощное пюре4,5 мес.5,5 мес.
Каша молочная4,5 -5 мес.5,5-6 мес.
Каша безмолочная6 мес.6 мес.
Мясное пюре6 мес.6 мес.
Творог6 мес.6 мес.
Сухари, печенье7 мес.7 мес.

Особенности психоэмоциональной сферы

Такой вопрос очень важен для развития шестимесячного ребенка, поэтому стоит уделить ему внимание. Какие психологические изменения происходят у малыша?

  • Малыш начинает плакать только в случае, если испытывает какой-либо дискомфорт. Речь постепенно становится лучше, пополняется новыми звуками. Ребёнок старается повторить услышанные звуки. Называть речью такую имитацию рано.
  • Когда ребенок слышит голос мамочки, то сигнализирует об этом определенным звуком.
  • Большинство малышей уже начинают проявлять любовь и ласку к родителям, прижимаются к ним. Что касается отношений с посторонними людьми, то малыш в 6 месяцев уже не испытывает такого страха, как это было ранее, но держит дистанцию.
  • Мышление крохи развивается стремительно, формируются самые простые причинно-следственные связи.
  • Шестимесячный кроха начинает проявлять интерес к особенностям различных предметов.

Игрушки для полугодовалых

С учетом тактильных, зрительных и слуховых возможностей малыша ему предлагают вещи, отвечающие следующим требованиям:

  1. безопасность для маленького пользователя (отсутствие острых углов и кромок, легко отрывающихся/отламывающихся фрагментов, токсичных красителей и прочего);
  2. привлекательность – яркие цвета (лучше контрастные, светлые), приятная на ощупь поверхность, интересный звук;
  3. размеры, подходящие габаритам малыша;
  4. возможность очистки (стирки, мытья) поверхности.

Этим характеристикам соответствуют:

  • разнообразные погремушки;
  • небольшие мягкие кубики и мячики;
  • плавающие игрушки для ванной;
  • подушки и «зверушки» без аллергенных наполнителей;
  • сортеры, промышленного производства и самодельные;
  • текстильные книги и картинки;
  • составные многофункциональные игрушки, в том числе развивающий куб для детей от 6 месяцев.

Для спокойного засыпания подходят специальные музыкальные и светящиеся мобили с подвешенными небольшими фигурками или погремушками. В качестве игрушек могут также выступать бытовые предметы: от коробок до столовых приборов (кроме ножей и острых вилок).

Доктор Комаровский

Известный многим мамам, папам и бабушкам доктор Комаровский говорит, что развитие ребенка в возрасте 6 месяцев сугубо индивидуально.

По этой причине не стоит переживать, если малыш ещё не садится самостоятельно. Значит сядет чуть позже, когда организм будет готов к этому. А узнать, когда ребенок начинает сидеть, можно здесь.

Паниковать не нужно, можно попробовать помочь малышу делая лечебную гимнастику и массаж.

Много он говорит и про прикорм. Например, если у кормящей мамы полноценный и разнообразный рацион (в который входят овощи, фрукты, хлеб, мясо и рыба), если есть возможность для покупки хорошей молочной смеси — тогда о прикорме смело можно забыть до шестимесячного возраста. При достижении 6 месяцев можно начать прикорм, желательно, проконсультировавшись со специалистом.

Признаки скачка 26-й недели (6 месяцев)

У скачка 26-й недели, так же как и у любого другого, есть свои признаки. У каких-то детей они могут проявляться все и сразу, у каких-то будет явно присутствовать только один из них. А некоторые родители и вовсе могут заметить симптомы, отсутствующие в этом списке.

Ребенок спит хуже чем обычно. Это может проявляться в изменении режима, ранних подъемах и сложностям при засыпании или отказе укладываться днем. Кроме того, во сне он может вести себя очень беспокойно, как будто постоянно видит кошмары.
Ребенок проявляет стеснение в отношениях с окружающими. Его могут смущать посторонние внимательные взгляды, попытки заговорить и уж тем более дотронуться.
Ребенок требует больше внимания и стремится проводить рядом с мамой 24 часа в сутки. При этом некоторым детям достаточно того, чтобы с ними просто сидели и играли. Другие хотят чтобы их носили на руках и рыдают пока не получат желаемого

Тут важно помнить, что во время скачка развития это не просто каприз, а потребность, и отказывать малышу в физическом контакте нельзя.
Ребенок плохо ест. Притом это может проявляться и в потере аппетита, и в отказе от привычных продуктов, и в том, что для того чтобы принять пищу ему требуется больше времени.
У ребенка проявляются признаки апатии

Он может подолгу молчать или просто лежать, уставившись в одну точку. Многих мама такое поведение настораживает, хотя в нем нет ничего противоестественного. Малышу просто нужно взять паузу и немного отдохнуть.
Ребенок может капризничать при смене одежды и памперса, уворачиваясь и даже плача.
Ребенок находит какой-то предмет и прижимает его к себе. Как правило это мягкие игрушки, пушистые покрывала и пледы, или что-то другое, мягкое и уютное. Такие вещи дают ощущение тепла и защищенности.

Вводим прикорм правильно. Таблица ввода по ВОЗ

Как помочь ребенку при прорезывании зубов

Виммельбухи для самых маленьких

Как растет малыш в 9 месяцев

Время говорить! Некоторые дети предпочитают этот момент несколько отложить. Но для многих это период активного развития речи. Малыш знает собственное имя, имена всех близких, названия самых привычных для него предметов и понятий. Разговаривайте с ним как можно больше, старайтесь обогатить звуковой ряд осмысленными высказываниями в виде просьб, пожеланий, связных рассказов.

В этот период важно продолжать учиться говорить ребенку «нет»

Обратите внимание, как именно вы произносите запрещающее слово. Лучше всего спокойно и твердо сказать: «Не трогай розетку, это опасно», — а не шутливо погрозив пальцем, проворковать: «Сладкий мой, оставь, пожалуйста, розетку в покое»

Иначе малыш не воспримет ваши слова всерьез и, наоборот, будет стараться повторить запретное действие.

Физическое развитие:

  • Быстро ползает в разных направлениях, влезает на четвереньках на подушку, возвышения, лесенку детской горки, пытается открывать ящики;
  • Ходит, держась за опору;
  • Садится из положения лежа и ложится из положения сидя;
  • Повторяет движения за взрослым — поднимает и опускает руки, хлопает в ладоши;
  • Совершенствует действия с мелкими предметами — вынимает их и снова вкладывает в емкость, открывает (снимает) крышечки.

Психоэмоциональное развитие:

  • Радуется в ответ на результат удавшегося действия (открыл коробочку);
  • Понимает значение слова «нет»;
  • Находит предмет вне зависимости от его местонахождения;
  • Понимает и выполняет простые инструкции — «ложись», «вставай», «брось», «на», «дай»;
  • Знает название и назначение отдельных предметов — чашки, ложки, бутылочки, расчески.

Поводы для беспокойства: когда нужно обратиться к врачу?

Конечно, развитие каждого крохи индивидуально. Но есть определённый перечень, что должен уметь ребёнок в 6 месяцев в обязательном порядке. И малыш, не умеющий в 6 месяцев, например, держать голову, заслуживает пристального внимания докторов. Необходимо обратиться к доктору, если:

  • малыш не держит уверенно голову;
  • при лёгком потягивании за ручки не делает попыток сесть;
  • ребенок не отвечает на эмоциональный контакт улыбкой или оживлением;
  • не делает отличий между родителями и посторонними людьми;
  • малыш не делает попыток в произношении звуков;
  • кроха не реагирует на звуки и речь;
  • грудничок не интересуется игрушками.

Питание годовалого малыша

В 12 месяцев, как правило, рацион ребенка включает в себя помимо грудного молока (или его заменителя) обширный набор продуктов прикорма: в год ребенок может кушать практически все, что едят его родители. После года уже можно позволить ребенку попробовать продукты, которые эксперты ВОЗ и Союза педиатров России не рекомендуют: мед, фруктовые соки (да-да, из-за большого содержания природного сахара этот напиток не предназначен для детей более младшего возраста), орехи и цельное коровье молоко. Основу рациона составляет «взрослая» еда (3–5 раз в сутки), грудное молоко и его заменители — по требованию ребенка.

Что умеет ребенок в год?

Дети в год демонстрируют значительный прогресс в развитии — уверенно сидят, ползают, самостоятельно стоят. Однако сейчас все силы малыш тратит на освоение ходьбы. Именно в это время родители чаще всего наблюдают за первыми шажками своего малыша! Кто-то из детей делает их еще очень робко вдоль опоры, кто-то — держась за маму, а кто-то уверенно бежит навстречу приключениям. Совет: врачи не рекомендуют «стимулировать» ходьбу, держа за ручки ребенка, пока он не решил это сделать сам. Такие действия нарушают заложенный природой алгоритм начала ходьбы, и это чревато нарушениями осанки в будущем. Кстати, на заметку: «окно» достижений для шести главных навыков моторного развития ВОЗ допускает освоение самостоятельной ходьбы ребенком до 1 года 4 месяцев.

Также важной вехой развития ребенка 1 года является указательный жест — малыш показывает пальчиком на желаемый предмет

Таким образом, он обращает как свое, так и постороннее внимание на определенный объект. Это важный показатель психического развития; ряд авторов называют его предиктором появления первых слов

В норме указательный жест может сформироваться до 1 года 6 месяцев.

Умения и навыки в полгода

Рост, развитие, обучение и адаптация ребенка неизменно сопровождаются появлением новых умений. К 6 месяцам ребенок должен успешно освоить следующие навыки:

  1. Ребенок полностью самостоятельно умеет переворачиваться.
  2. Гипертонус (излишнее перенапряжение мышц верхних и нижних конечностей) полностью исчезает. Если он продолжает проявляться, то необходимо обратиться к невропатологу.
  3. Освоение логических причинно-следственных связей. Ярким примером проявления является способность найти спрятанную взрослым игрушку.
  4. Умелое взаимодействие с окружающими предметами. Ребенок может поднимать разные игрушки одной рукой, играть сразу двумя игрушками, бросать и поднимать их.
  5. Тянется в сторону взрослого.
  6. Лежа, опираясь на локти, способен свободно манипулировать одной рукой.

Многие дети в возрасте шести месяцев могут научится самостоятельно сидеть, а некоторые даже привставать, опираясь за стены, мебель или при помощи взрослого. Помогая ребенку встать, он будет сильно удерживаться за руку взрослого и поднимется или подтянется практически самостоятельно. Если удерживать ребенка руками над полом, то он будет дергать ножками, как будто танцуя.

Также часть детей в полгода начинают осваивать ползанье. Сначала это может быть ползанье по-пластунски, то есть передвигаться с помощью локтей, прижимаясь телом к земле. Далее малыш способен освоить ползанье на четвереньках. При раннем обучении ползанью педиатры советуют проводить специальные укрепительные массажи для мышц спины и опорно-двигательного аппарата. Если же ребенок не пытается ползать в шесть месяцев, то скорее всего его мышечная система недостаточно развита и совершать сложные действия ему ещё рано.

Режим дня ребенка в 12 месяцев

Режим годовалого ребенка становится предсказуемым: любая мама с легкостью ответит, когда ее ребенок просыпается, когда кушает, а когда играет.

Время бодрствования малыша возрастает до 3–4 часов, дневных снов остается 2. Количество ночных пробуждений для кормлений заметно сокращается (иногда их нет вовсе).

В год некоторые родители могут отметить, что годовичка сложно уложить на ночной сон. Это может быть связано с возросшей физической активностью ребенка, в результате чего малыш перед сном перевозбуждается. Совет: за 30 минут до сна приглушите свет в доме, предложите ребенку спокойные игры, откажитесь от использования гаджетов и просмотра мультфильмов. Отдавайте предпочтение чтению книг, расслабляющему массажу или тактильному контакту («обнимашки»). Это успокоит ребенка и поможет легче заснуть.

Наблюдать за развитием ребенка в 1 год чрезвычайно интересно! Он становится самостоятельным, любознательным, озорным. Задача любящих родителей — быть рядом и помогать пробовать на вкус, падать и подниматься, ошибаться, улыбаться, шалить, играть и наслаждаться детством!

Источники:

  1. https://www.who.int/childgrowth/standards/acta_supplement/ru/
  2. https://www.cdc.gov/ncbddd/actearly/pdf/parents_pdfs/milestonemomentseng508.pdf
  3. https://www.healthychildren.org/English/ages-stages/baby/Pages/Movement-8-to-12-Months.aspx
  4. https://depts.washington.edu/dbpeds/Screening%20Tools/Devt%20Milestones%20Table%20(B-6y)%20PIR%20(Jan2016).msg.pdf
  5. https://www.pediatr-russia.ru/parents_information/soveti-roditelyam/ratsiony-pitaniya-v-razlichnye-vozrastnye-periody/vvedenie-prikorma.php
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий