7 претензий, которые озвучил бы малыш, если бы умел говорить

Как тебе такое, Илон Маск?

Чарлз Фернихоу, профессор психологии Даремского университета, в книге «Голоса внутри» (Voices Within) предполагает, что внутренняя речь — это еще и допинг для творческих способностей. Он приводит в пример физика Ричарда Фейнмана, который мог остановиться посреди улицы и, активно жестикулируя, начать беседовать с самим с собой… или кем-то в голове. Всё потому, что пытаясь решить научную проблему, Фейнман проводил внутренний допрос:

В голове мы можем завести непринужденную беседу с любым собеседником: живущим или умершим, реально существующим или вымышленным. Люди в голове проигрывают несбыточные диалоги: придумывают, что бы ответили, оказавшись на интервью у Юрия Дудя или Ирины Шихман; как бы извернулись, отвечая на вопросы времен Марселя Пруста в программе у Владимира Познера; какое «Особое мнение» могли бы высказать на «Эхе Москвы».

Беседы с воображаемыми собеседниками могут быть непредсказуемыми и захватывающими, и не исключено, что они способствуют рождению новых идей.

«Я понимаю, что с открытым окном и свежо и красиво, но закрой окно. Ты меня пачкаешь»

 

Многие из нас еще со времен, когда автомобили были без кондиционера, привыкли ездить с открытым окном. Но сегодня, когда у большинства автомобилистов в машине есть климат-контроль, открывать окно нет смысла. Вы думаете, что с открытым окном свежее?

А вот и нет. Знаете ли вы, что современные системы вентиляции в машине, по сути, лишают смысла открывать окна? Когда система вентиляции, кондиционер и климатическая установка работают исправно, то вам будет свежо и с закрытым окном. Открывая окно, вы должны знать, что салон машины начинает загрязняться от мелкой пыли, которая летит в машину, как в пылесос. Если вы будете редко открывать окно, думаем, что ваша машина скажет вам за это спасибо.

Христиан, любящих Библию, все меньше

Каждое утро после утренних молитв рекомендуется почитать избранные отрывки из Евангелия. Можно это сделать и во время работы. Благо, что в интернете Библия в электронном виде предлагается как самый доступный способ изучения Священного Писания. Но и это мало кто делает… А кто живет по прочитанным словам из меня? Кто весь день, молясь и трудясь, пытается жить по Евангелию? Вот и получается, что нас много, а христиан, любящих Библию, все меньше и меньше. Конечно, я имею в виду православных людей, для которых строятся великолепные храмы, совершаются удивительные по своей красоте и духовной сути Таинства, но и ведь и Библия не должна только лежать на Престоле. И даже не только дома, в уголке, где мы молимся и готовимся ко Причастию. Я должна быть в каждом сердце, поддерживая душу в ее постоянном поиске Бога… Меня надо полюбить больше всех на свете, чтобы и минуты не прожить без святых слов, сказанных Самим Богом для всех верующих и жаждущих спасения.От избытка веры и стараний мы не пострадаем. А вот от пренебрежения мною рождается безверие, суеверия и «поверхностный бег по духовным волнам» церковной жизни. И когда страстная буря усиливает волнения нашей души, то оказывается, что плавать мы не умеем, а корабля, на котором могли бы преодолеть стихию, за всю жизнь так и не построили. Потому что строили без меня. По собственным представлениям и чертежам «своего приготовления», совсем не используя наставления Настоящего Кораблестроителя нашей спасительной Вечности…

Книги для увеличения словарного запаса

Чтобы говорить красиво и развить собственную речь, для этого не обязательно становиться филологом. Порой время от времени просто нужно читать качественную и интересную литературу, а также специальные книги для саморазвития.

№18. «Слово живое и мертвое» — Нора Галь

Об авторе: Переводчица не только английской, но и французской литературы на русский. Также считается литературоведом и теоретиком переводы, прекрасный редактор.

О книге:

Книга пригодится не только филологам, но и обычным людям. Автор написала данную книгу более 40 лет назад.

Но последние несколько лет она не сдает позиций и остается очень популярной. Книга ничуть не старая и даже смогла обрести второе дыхание, когда пришел интернет. В книге вы найдете рецепты избавления от словесного мусора, которые непременно вам пригодятся. Читайте!

Цитата:

№19. «От адамова яблока до яблока раздора» — Вадим Храппа

Об авторе: Автор является лингвистом, а не только обычным писателем.

О книге:

Сразу стоит заметить, что труд написан легким и достаточно доступным языком. Все истории и описания доступны для понимания, их может понять даже ребенок. Пригодится для аудитории разных возрастов.

Читать обыкновенный этимологический словарь очень скучно. Автор решил любезно изучить его вместо читателя и отметил много хороших заметок, как же появились те или иные фразеологизмы. Помимо всего прочего, он уделил большое количество времени, как правильно употреблять фразеологизмы.

Цитата:

№20. «Русский язык на грани нервного срыва» — Максим Кронгауз

Об авторе: Максим Кронгауз является лингвистом, начиная со времен СССР. Он также доктор филологических наук, работает профессором.

О книге:

Автор постоянно следит за тем, как меняется русский язык. Он пытается соединить язык в интернете с грамотной речью.

Данная книга на длительное время останется популярной. Дело в том, что в ней рассказывается о том, какие изменения происходят в русском языке, о самых частых ошибках, которые порой появляются даже в СМИ.

Цитата:

№21. «Странности нашего языка» — Найджел Браун

Об авторе: Автор занимается тем, что пишет книги по саморазвитию.

О книге:

Написал книгу англоязычный автор. Но при этом речь пойдет совсем не про английский. Автор решил исследовать то, как появляются заимствованные слова в других языках.

Из книги вы непременно узнаете, откуда появились некоторые слова. А также узнаете про то, изменили ли они свое значение с течением времени. Стоит отметить, что в русском много слов, которые были заимствованы с греческого.

Цитата:

_

Контролируй это

Зачем нам голос в голове? Как изменится жизнь, если мы не сможем говорить про себя? Что станет труднее, а что и вовсе невозможно? Исследователи выделяют несколько ролей внутреннего голоса. Например, участие в исполнительных функциях, то есть процессах планирования, самоконтроля, решения проблем. «Если предстоит сложный разговор, могу заранее продумывать, как выразить свою мысль»; «Для меня это способ контроля: еду на работу — обсуждаю, что и в какой последовательности делать. Если что-то на работе не получилось, еду домой — обсуждаю сама с собой все этапы. Мне кажется, так улучшается концентрация и точность исполнения», — отмечали респонденты.

Не просто читала, а пыталась многое выучить наизусть

Меня издали не в лучшие для Православной Церкви времена. Еще молоденькая и пахнущая свежей кожей и типографской краской, я попала к одному знатному помещику. Он с восхищением показывал меня своим гостям и особенно местному священнику, который говорил, что я не для красоты, а для изучения, чтобы жить, как во мне написано. Но хозяин почему-то положил меня подальше от своего рабочего стола, и за целый год так ни разу и не открыл. Хотя знаю точно, что он часто ходил в церковь, а в доме у него было много дорогих икон… Его жена вообще мною не интересовалась, как и их многочисленные дети, которых родители воспитывали в духе европейского просвещения и прогресса. Но одна я все-таки никогда не оставалась. Была одна молодая особа из прислуги, которая каждый день убирала дом и непременно втайне меня открывала и читала со слезами и радостью на лице. Это была прабабушка моих нынешних хозяев… У них в семье просто не могло быть меня. Им это было не по карману и не «по статусу». Печать таких книг стоила дорого, да и читать меня мало кто рекомендовал в те времена. Слава Богу, что не запрещали, как в средние века в Европе, но и не требовали изучения Истин, изложенных на моих страницах. Больше слушали священника в храме и делали то, что он говорил… А Вера Анатольевна (она точно в Царствии Небесном) меня не просто читала, а пыталась многое выучить наизусть. Особенно она любила Евангелие от Марка и Послание апостола Павла к Римлянам. А еще она переживала, что совсем не понимала Откровения и боялась об этом спросить священника. Часто в дом хозяина приходил местный батюшка, но почему-то разговор у них был не обо мне и моем содержании, а о каких-то своих делах.

Памятка родителям неговорящих детей

Повторю основные моменты, на которые следует обратить внимание родителям. 1 Сходить к неврологу или психиатру, чтобы исключить органические причины

1 Сходить к неврологу или психиатру, чтобы исключить органические причины.

2 Осознать, что ребенок — это самостоятельный, отдельный человек. Пусть он еще маленький и зависимый, но уже отдельный. Хорошо, если у ребенка будет свое пространство — комната или хотя бы кроватка. Мама может оставлять его с другими членами семьи, оставлять в детском саду. Разделиться будет легче, если у мамы будут другие интересы помимо ребенка.

3 Понять, что не нужно всегда угадывать ребенка. Да, это здорово, что у вас такое взаимопонимание

Но важно поверить в ребенка, в то, что он может сам сказать, что ему нужно. Не говорите за него, не отвечайте сразу, пусть он попробует объяснить

Если ребенок еще не захотел есть, а его уже накормили, зачем ему говорить?

4 Укреплять связь с ребенком. Разговаривайте с ним, делитесь своими чувствами, эмоциями. Не говорите за него, говорите о себе. Это помогает укрепить связь, создает положительный и доверительный контакт.

5 Дать ребенку возможность проявить спонтанность и активность. Пусть у него будет место, где он сможет играть сам, двигаться так, как хочет. Рамки и границы нужны, но постарайтесь сделать так, чтобы они не превратились в постоянные одергивания и чтения нотаций по пустякам. Разговаривайте с ребенком, объясняйте ему, что можно, а что нельзя и почему.

6 Называть чувства ребенка; рассказать, что злиться — это нормально. Говорите: «Ты злишься»; «Ты обиделся»; «Ты расстроился». Объясните причину: «Ты разозлился, потому что я не разрешила тебе съесть конфету. Но ты сегодня уже съел две штуки, больше нельзя — мы об этом с тобой договорились на прошлой неделе». Таким образом мы даем ребенку разрешение на эмоции, показываем, что у них есть свои причины, что это нормально.

7 Принимать ребенка любым, говорящим или нет, любить его, говорить с ним ласковым и нежным голосом. Создайте для него условия, где бы он чувствовал себя безопасно. Старайтесь соблюдать примерный режим дня, чтобы создать ощущение предсказуемости событий, предупреждайте его, если уходите. И конечно, говорите ему, как вы его любите, как много он для вас значит.

Как понять, что ваши родители ведут себя токсично?

Идеальных родителей не существует: каждый человек способен совершать неприятные поступки и говорить обидные вещи. Вопрос в том, становится ли такое поведение исключением или правилом.

Пег Стрип в книге «Нелюбимая дочь» так описала отличие токсичных родителей от любящих:

Первый признак токсичного общения — вам от него становится плохо.

Если после очередного визита к родителям (или даже после короткого звонка) вы чувствуете вовсе не радость от общения с близким человеком, а вину, беспомощность, подавленность, раздражение, а то и злость — определенно, проблема есть.

Здесь мы не говорим о родителях, которые становятся невыносимыми из-за явных или скрытых психических нарушений (об этом вы можете почитать тут), или о домашних тиранах, находиться рядом с которыми по-настоящему опасно и от которых можно только спастись бегством.

Почему меня не хотят понять и принять

Наконец, наступила свобода для Церкви. Нас стало много. Десятки тысяч по всей стране. Во многих домах и квартирах нас стало по несколько штук разного качества и форматов. Стало приличным и, к сожалению, даже модным нас дарить, не стесняясь произносить мое имя вслух. Но что изменилось в жизни обладателей самой ценной Книги в мире? Сколько крещеных православных людей поступают сегодня, как Верочка, спасшая меня чуть ли не ценой своей жизни?

Вот и сегодня я пылюсь. Меня уже никто не хочет сжечь или выкинуть на помойку, но разве мне от этого легче? Хозяева дома вроде бы ходят в церковь. Даже иногда исповедуются и причащаются. Детки всегда с ними, и люди они, судя по всему, хорошие… Но почему они не хотят меня принять и понять как руководство к действию и смыслу христианской жизни?

Знаю точно, что священники частенько напоминают о чтении Священного Писания, и каждое Богослужение зачитывают по нескольку стихов из меня, но даже эти пару строк не все батюшки толкуют для более глубокого понимания.

5 Боится экспериментировать, не решается на новое

Речь — это еще и проявление спонтанности. Ребенок начинает лепетать и совсем не контролирует этот процесс, не думает о нем

Очень важно, чтобы он чувствовал себя свободно, комфортно. Может ли ребенок свободно передвигаться по комнате, есть ли у него возможность поиграть с игрушками так, как он хочет? Насколько он может проявить спонтанность, игривость?

Если ребенок боится проявить себя, он играет в однообразные игры, редко изменяет правила и свое поведение, а если и решится на что-то новое, обязательно наткнется на строгое родительское «нельзя» — и вряд ли быстро начнет говорить. Ведь речь — это тоже новое и неизвестное. Кто его знает, скажет еще чего, снова все будут недовольны. Лучше уж молчать. Так проще, так безопаснее.

«Я не соглашался с этим, я не соглашался на это, я не согласен с тем, я не …»

 

С одной стороны, и хорошо, что наши автомобили – молчаливые железки. Иначе мы бы устали от их говорливости. Знаете, что было бы, если бы автомобили научились с нами общаться? Они каждый день заявляли бы нам, что не согласны с нашими действиями за рулем, вопили бы, что мы нарушаем их права, жаловались бы на то, что мы не любим их и не уделяем им внимания, а также постоянно протестовали бы против того, что мы не спрашиваем их мнение, прежде чем что-то сделать за рулем.

Между тем это не означает, что, раз автомобиль не может высказаться, его можно не любить и не заботиться о нем. Поэтому в следующий раз, когда вы захотите что-то сделать за рулем, подумайте, не повредит ли это вашей машине. 

Стадии

Если рассматривать развитие речи ребёнка по месяцам, можно выделить несколько этапов:

  • Крик. С момента рождения до 6-8 месяцев.
  • Гуление. От 2 до 5 месяцев.
  • Лепет. От 6 месяца до года.
  • Первые слова. До двух лет.

Эти стадии развития речи весьма условны. Это значит, что они могут сдвигаться на несколько недель-месяцев. Тем не менее, именно эта классификация позволяет заметить, если развитие ребёнка отличается от нормального.

Доречевая

У новорождённых уже есть определённые голосовые реакции – крик, кашель, чихание, зевание. Иногда к концу первого месяца дети начинают издавать отдельные гортанные звуки – что-то вроде «аэ». Период крика длится около трёх месяцев. Именно в это время закладываются основы протоязыка. Детки усваивают мимику, жесты, различные манипуляции и т.п.

На втором месяце жизни ребёнок гукает и повизгивает, если ему что-то нравится. Появляется дифференциация крика зависимо от эмоции, которую он показывает. Гуление является частью комплекса оживления, и звуки, которые издают малыши в этот период: «ги», «ге», «эге», «агу». Естественно, звуки не учитывают коррелированность, константность, релевантность и т.п. На третьем месяце ребёнок начинает произносить интонационные звуки.

На пятом месяце появляется лепет

На этом этапе очень важно, насколько развит уровень слухового восприятия. Начинают проявляться особенности речевых звуков и слогообразование – ребёнок произносит слоги вроде «ма», «ба», «па» и т.п

Изначально эти конструкции нестабильны – имеют разную длительность, заменяется последний сегмент (ма-ма-ма-бу).

Предослова появляются в 7 месяцев. Это замкнутая последовательность слогов, объединённых акцентуацией. Звуки обретают константность, ребёнок реагирует на своё имя и вслушивается в речь окружающих.

Предметно относимые звуки. Образуются к восьми месяцам. Малыши способны понимать отдельные, часто произносимые словосочетания. Может найти взглядом знакомый предмет, если его попросит взрослый. К 9 месяцам в пассивном словаре ребёнка может быть несколько коротких фраз.

Несмотря на свою невербальную природу, именно протоязык является базой для формирования интеллекта и до двух лет активно используется детьми.

Дограмматическая

Когда ребёнку исполняется первый год, его речь, как правило, уже включает свои первые чётко произносимые слова, вроде: мама, папа, баба. Что касается понимания слов, то малыш, переживающий догматическую стадию, уже понимает около 30 слов. Его первые слова имеют полисемантическую природу – то есть звучат одинаково, но обозначают самые разные понятия/вещи. Дети испытывают трудности при произношении звукового сигнала, потому понять, что они говорят, трудно. Но благодаря постоянному повторению это постепенно исправляется.

Где-то за три месяца до полутора лет рост словаря замедляется, зато дети продолжают осваивать интонационно-ритмические составляющие речи. Благодаря этому звуки перестают уподобляться. Ребёнок прислушивается к речи взрослых, и старается уподобить свою речь к услышанному. Но обычно каждое произносимое слово может обозначать целое предложение. Речь ситуативная и эмоциональна (дети могут очень громко кричать и жестикулировать).

К двум годам ребёнок продолжает развивать словарь, включая в него двух- и трёхсложные слова. Сначала говорит слог, на который падает ударение, потом предударный слог и безударный. В итоге большинство слов разобрать очень сложно. Относительно грамматики правильно произносить слоги дети начинают, когда их словарный запас составляет от 50 слов. Здесь начинается следующий этап развития речи.

Усвоение грамматики

Данный этап дети начинают проходить где-то с двух лет. До 2 лет и 2 месяцев детки проходят стадию аграмматизма, когда говорят, не оформляя свою речь грамматически. Далее малыши начинают выделять морфемы и образуют слова, правда, по аналогии с теми, которые уже знают. Предложения становятся трёх- и четырёхсловными. Ребёнок начинает рассказывать обо всём, что видит, рассказывает о своих желаниях и переживаниях. В общем, говорит о многом, но не всегда понятно.

От 2 лет и 3 месяцев до 3 лет ребятки развивают служебный словарный запас. Дети строят предложения из 3-4 слов, а знакомые слова могут употреблять в нескольких грамматических формах. Речь детей качественно видоизменяется благодаря включению в игру. Она становится связной и понятной.

С 3 до 7 лет развивается словарный запас, когда в речи ребёнок может использовать до четырёх тысяч слов. Формируется чувство языка и грамматические навыки. Совершенствуется произношение.

Эти периоды индивидуальны, но у большинства детей развитие речи происходит именно так.

Типы афазии

  • Амнестическая афазия. Ребёнок забывает или путает разные слова. При этом он может описать предмет. Например, дети говорят не «машина», а «на этом можно ездить». Если напомнить ребёнку слово, то он произнесёт его, но потом опять забудет.
  • Моторная афазия. Ребёнок, которому год или старше, может прекрасно понимать речь. Но при этом в зависимости от стадии он отвечает невнятно или попросту молчит.
  • Сенсорная афазия. У ребёнка затрудняется понимание речи. Он не реагирует на просьбы окружающих. Такие дети при этом говорить не перестают, а начинают бессмысленно произносить разные фразы.
  • Тотальная афазия. Дети ничего не говорят и не понимают речи. Это самая серьёзная форма патологии.

3 способа договориться с подростком

Подождите-подождите, скажете вы

А если наше чадо уже не дошкольник? Если у него уже и произвольное внимание развито? С ним-то что делать? . Дети постарше «не слышат» родителей чаще из чувства противоречия

Особенно активно эту методику применяют подростки (с девяти лет и старше). Кто только научил, спрашивается! Чаще всего, к сожалению, мы сами. Не слушая малышей с их детским лепетом, отключаясь от неинтересных разговоров про Машу, которая «а она мне, а я ей», мы формируем у них навык выпадать из ненужного им разговора. 

Дети постарше «не слышат» родителей чаще из чувства противоречия. Особенно активно эту методику применяют подростки (с девяти лет и старше). Кто только научил, спрашивается! Чаще всего, к сожалению, мы сами. Не слушая малышей с их детским лепетом, отключаясь от неинтересных разговоров про Машу, которая «а она мне, а я ей», мы формируем у них навык выпадать из ненужного им разговора. 

«Мама об меня молчала». Как отказ от разговора превращается в пытку для ребенка

Поэтому включаться в разговоры и включать в них детей — отличная профилактика. Кроме вопросов «что было на обед?» в садике и «что по географии?» в школе здорово иметь традицию делиться произошедшим за день. И традиция эта начинается со взрослых: собирайте в копилочку дня мелочи — видел бетономешалку, сломала каблук, объявили пожарную тревогу в офисе. Делитесь этим со своей семьей и только потом предлагайте поделиться детям. 

Задавайте им интересные темы для обсуждения, фантазируйте: кем лучше быть — взрослым или ребенком? Если бы у тебя была волшебная палочка, что бы ты наколдовала?

Если бы ты мог перенестись в любую точку, где бы ты сейчас оказался? Как ты чувствуешь, что ты счастлив? Кстати, дошкольник и школьник совсем по-разному могут ответить вам на те же вопросы, их можно повторять время от времени. 

Но допустим, мы уже прошляпили всю профилактику, неужели ничем не помочь? Конечно, помочь: отношения тем и прекрасны, что их всегда можно начать улучшать, даже когда ваши «малыши» становятся выше вас на голову. 

  1. Доносите свои просьбы до подростков в юмористической форме. Они уже дозрели до метафор, поэтому надпись на двери «просьба закрыть портал на два оборота ключа, чтобы орки не смогли проникнуть на нашу территорию» подействует куда лучше окрика «да когда же ты научишься закрывать двери, бездарь?!»
  2. Снимайте с себя ответственность там, где это возможно. Ничто не учит нас лучше, чем собственные ошибки. Один раз покрасневшие ледяные уши будут эффективнее тысячного напоминания про шапку. Отказ в доступе в школу в связи с отсутствием сменки, бешеный бег домой и объяснения перед всем классом о причинах опоздания прекрасно стимулируют собирать вещи с вечера. 
  3. Сходите с пьедестала и не бойтесь признавать свои маленькие слабости. Ненавижу убираться, но обожаю, когда уже убрано. Все детство мечтала есть в постели, а когда выросла — узнала, что крошки потом сильно мешают спать. Согласитесь, включиться в такой разговор приятнее, чем реагировать на эти вечные «уберись в своей комнате» и «не таскай еду на диван». 

Ну и в завершение скажу вам по секрету, что умение пропускать мимо ушей лишнюю, неприятную и ненужную информацию вообще-то не так уж и бесполезно во взрослой жизни. Только тихо, детям это знать пока не обязательно. 

Отклонения от нормы

К сожалению, развитие речи не у всех детей проходит гладко. Тут перед родителями стоит сложная задача – вовремя заметить патологические процессы и по возможности их купировать.

Причём заниматься самолечением категорически нельзя. Если заметили какие-то отклонения, нужно срочно обращаться к врачу, чтобы выяснить, в чём проблема.

Изначально нужно выяснить, какие дети входят в группу риска:

  • недоношенные;
  • с очень низкой массой тела;
  • с нарушением слуха или зрения;
  • с гипертонусом мышц;
  • со структурными изменениями мозга.

Но замедлить речевое развитие могут даже обычные недостатки воспитания. Если ребёнком не заниматься, плохо кормить, не выводить на прогулки, он, скорее всего, не заговорит до года.

Определить, что что-то не так, помогут следующие признаки:

Ребёнок молчит, не гукает и не гулит.
Малыш не фиксирует внимание на предметах.
Отсутствует реакция на эмоциональную речь.
Период лепета не наступает до 6 месяцев.
Лепет и гуление слишком тихие, без интонаций.
К 12 месяцам сохраняется примитивное гуканье или однообразный лепет.
Разговаривает только ему понятными языком и не воспринимает других слов (или не говорит вообще, общаясь жестами, мимикой).
Неправильно располагает во рту язык, имеет трудности с глотанием, жеванием.

А вдруг этого «потом» не будет?

Каждый раз, когда меня перекладывают с места на место, даже не открывая, мне хочется бежать из дома. Но потом задумываюсь: а в другом месте будет лучше? Я вижу, что само желание у хозяев иногда появляется, но оно откладывается на «потом». А вдруг этого «потом» не будет? Что тогда? Ведь без меня православному человеку жизнь только кажется духовной и правильно церковной… Простите меня, хозяева Библии, что я так строга к вам. Но и поймите меня правильно. Без меня христианину жить тяжело. Без многого можно и желательно обходиться, а вот без чтения и изучения меня никак невозможно. А иначе зачем сказано на моих страницах: «Как видите, без исполнения Его слов нам не познать Самого Бога, Который открылся и Моисею, и Апостолам, да и простым святым, знавшим меня наизусть, чтобы жить во Свете и просвещать других людей…» А это всё во мне. Только надо сделать меня обтрепанной, с загнутыми и исписанными страницами. Со знаками вопросов и восклицаниями открытий! Я люблю быть такой «измученной» вами. И все это ради вас, мои дорогие православные христиане!

6 Сдерживает злость, эмоции

Речь тесно связана и с эмоциями. Поиграем со словами: задержка речи, задерживание эмоций, сдерживание. А не сдерживает ли ребенок злость, например?

Вопрос «как он злится?» я задаю каждой маме. И часто получаю ответы, которые кричат о сдерживании эмоций:

  • «не злится, только хнычет»;
  • «у нас вообще в семье не принято злиться»;
  • «да что вы, он очень добрый и милый»;
  • «нам всегда удается договориться, он все понимает».

Ребенок не может не злиться! Злость — естественное чувство, злятся абсолютно все. Вот только в обществе у нас злость не поощряется. С детства учат, что добро побеждает зло, что злым быть — это некрасиво, плохо. Вот и учат держать эмоции в себе, сдерживать. Многие взрослые так и не научились контролировать свои чувства, поэтому предпочитают сдерживать злость, не проявлять ее и тому же учат детей.

У меня есть опыт работы с агрессивными детьми с задержками развития речи. Когда мы начинали прорабатывать агрессивные чувства, проговаривали их, вытаскивали наружу, пытались отреагировать, рассказывали о них матери, развивалась и речь ребенка, возникала потребность в общении.

Бывает, дети не выговаривают твердые звуки, звуки «р», «ш». Если немного пофантазировать, «рррррр» — это рычать, волк, тигр, собака. «Шшш» — это, например, змея. Тоже злость, тоже эмоции. Если у ребенка любая злость под запретом, он никак не сможет ее выразить, даже символически. Значит и рычать он тоже не будет, будет проглатывать звук «р», заменять его на более мягкий, «смягчать» речь, чтобы не дай бог не подумали, что он злится.

Прогноз и профилактика

Если ваш малыш говорил, а потом вдруг замолчал, то не отчаивайтесь. В большинстве случаев прогноз очень благоприятен. Своевременная коррекция позволяет искоренить патологию. Исключением являются случаи, когда малыш перестал говорить слова вследствие тяжёлого поражения центральной нервной системы или синдрома Ландау-Клеффнера.

Чтобы ребёнок не замолчал, родители должны уделять его эмоциональному состоянию особое внимание. При первых признаках стресса лучше обращаться к психологу

Ребёнка следует окружать заботой и помогать развивать ему речь. Однако профилактических мер для предупреждения афазии не создано. Единственное, что могут сделать родители для ребёнка – своевременно проходить медицинские обследования, предупреждать черепно-мозговые травмы и тяжелые нейроинфекции.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий