Особенности занятий по труду у слабослышащих и глухих детей
Особенности развития слабослышащих детей, поступающих в коррекционные группы детского сада:
- слабое владение навыками самообслуживания в силу чрезмерной опеки со стороны взрослых;
- нарушения в речевом развитии, как следствие — низкий уровень развития предметной и игровой деятельности.
Алгоритм работы со слабослышащими детьми:
- Первый этап (2–4 года) – манипулятивная деятельность с бытовыми предметами. У слабослышащих детей главный канал восприятия — зрительный, поэтому основным педагогическим методом, нацеленным на выработку устойчивого навыка, является показ — педагог показывает каждую операцию, комментируя свои действия. Затем педагог выполняет совместные действия вместе с малышом, например, берёт руки малыша в свои, намыливает, смывает, протирает насухо полотенцем. Так у ребёнка формируется и закрепляется элементарный сенсомоторный навык. Постепенно ребёнку предоставляется больше самостоятельности и свободы действий. Педагог контролирует процесс выполнения операций и результат, затем только конечный результат.
- Второй этап (4–7 лет) – к бытовым предметам добавляются орудия труда взрослых, а к педагогическим методам присоединяется использование карточек-схем и рисованных алгоритмов. В процессе труда ребёнок учится понимать и выполнять трудовые поручения, согласовывать и планировать свои действия («сначала нарисуем форму детали, затем вырежем, сначала наметим, затем пришьём»), усваивает значение новых слов и терминов, развивает коммуникативные навыки.
Диагностика результатов трудовой деятельности в детском саду
Исследование уровня трудовой деятельности проводится педагогом в начале и в конце учебного года. Критерии оценивания (нормы):
Два-три года:
Самостоятельно выполняет элементарные операции по самообслуживанию (одевается, обувается, с помощью взрослого справляется с кнопками, липучками, пуговицами и шнурками).
Старается выполнять требования окружающих его взрослых.
Откликается на просьбу о помощи и активно включается в работу.
Выполняет элементарные трудовые операции с помощью взрослых.
Различает и называет трудовые действия, совершаемые близким взрослым окружением (мама моет посуду, стирает бельё, убирает в комнате, гладит мокрое бельё и т. д.).
Знает, кем работают родители и другие члены семьи (мама работает в школе, папа работает на заводе).
Три-четыре года:
Самостоятельно одевается и раздевается, соблюдая определённую логичную последовательность.
Самостоятельно складывает игрушки, расставляет стаканчики, тарелки и т
д.
Испытывает чувство эмоционального удовлетворения в процессе выполнения поручений и важной работы.
Владеет знаниями о разных профессиях (пожарный, шофёр, учитель, врач, портной и т. д.).
Четыре-пять лет:
Аккуратно складывает и убирает одежду.
Проявляет трудолюбие во время выполнения обязанностей дежурного по столовой, подготовке рабочих мест к занятиям.
Развитые волевые качества позволяют доводить начатое дело до конца.
Не только владеет информацией о разных профессиях, но и использует свои знания в процессе ролевых игр.
Пять-шесть лет:
Умеет следить за одеждой и обувью, содержать вещи в порядке.
Регулярно чистит зубы, моет руки, умывается.
Выполняет операции по уходу за растениями в уголке природы.
Поддерживает чистоту и порядок в групповой комнате и на площадке.
Может оценить результаты своей деятельности.
Знаком с широким диапазоном профессий, в том числе творческих и артистических.
Ценит и уважает результаты человеческого труда, бережно относится к игрушкам и вещам.
Шесть-семь лет:
Самостоятельно следит за опрятным внешним видом.
Продумывает последовательность трудовых операций, осуществляет отбор материалов, инвентаря для выполнения поручения или продуктивной деятельности и игр.
Сознательно и ответственно относится к обязанностям дежурного.
Создаёт поделки на основе собственного замысла.
Терпеливо заканчивает начатое дело, с радостью воспринимает результаты коллективного труда.
Понимает важность трудовой деятельности человека, с благодарностью относится к представителям разных профессий.
Таблица: протокол диагностики
Фамилия, имя ребёнка | Умение принять цель труда | Умение выделить предмет труда | Умение предвидеть результат труда | Умение спланировать трудовой процесс | Умениеотобрать необходимое оборудование | Освоение трудовых навыков и умений |
ФИО ребёнка | Уровень | Уровень | Уровень | Уровень | Уровень | Уровень |
Уровни оценивания:
- Высокий уровень — ребёнок справляется с поставленными задачами самостоятельно, без помощи взрослых.
- Средний уровень — ребёнок выполняет работу частично самостоятельно, прибегая к помощи взрослых.
- Низкий уровень — ребёнок не может действовать самостоятельно, с трудом решает поставленные задачи даже с помощью педагога.
Трудовое воспитание нацелено на развитие навыков самообслуживания, умения поддерживать чистоту и порядок в групповой комнате и на участке, приобщение детей к уходу за растениями и животными, развитие полезных практических навыков ручного труда. Стоит помнить, что любая форма трудового воспитания, будь то дежурство или поручение, принесёт свои положительные плоды только тогда, когда работа будет систематичной и продуманной.