Правила проведения
Оценку состояния школьников проводит психолог. В кабинете не должны присутствовать посторонние люди, а также учителя и классный руководитель.
Тестирование по методике Филипса может выполняться в нескольких формах:
- зачитывание высказываний группе школьников,
- раздача бланков с высказываниями группе для индивидуального письменного заполнения,
- зачитывание высказываний одному ребёнку, который письменно фиксирует ответы.
Оптимальный вариант проведения методической оценки — одиночное заполнение бланка школьником при зачитывании пунктов опросника психологом. Прочтение вслух некоторых высказываний из SAQ может привести к нежелательной реакции детей в группе.
Так, вопросы о месте ребёнка в классе, одежде, волнении у доски, высмеивании могут спровоцировать «смешки» в отношении какого-либо ученика, что негативно повлияет на его состояние.
В качестве примера такой ситуации может служить высказывание: «Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?» В ответ «активист» класса с задних рядов выкрикивает: «Иванов всегда нелепо выглядит!».
Весь класс смехом реагирует на шутку авторитетного мальчика. Объект шуток в этом момент испытывает серьёзное психологическое давление, а процедура тестирования лишь ухудшает его положение и состояние.
Перед началом тестирования детям объясняется цель его проведения: «Сейчас вы ответите на вопросы о том, как вы себя чувствуете в школе. Отвечать нужно правдиво и честно. В тесте нет хороших или плохих ответов. Каждый ответ верный. Не нужно долго думать над вопросом».
В качестве бланка тестирования можно использовать обычный лист бумаги. На нём каждый школьник пишет свою фамилию и имя, возраст, класс. Каждое высказывание обозначается номером. Напротив номера высказывания ставится ответ:
- «плюс» — ребёнок согласен («да»),
- «минус» — не согласен («нет»).
Описание методики определения уровня школьной тревожности Филлипса
Британский психотерапевт Адам Филлипс в середине ХХ века, проведя несколько десятков наблюдений за школьниками разного возраста в классных коллективах, выдвинул теорию о том, что для формирования раскрепощённой и всесторонне развитой личности необходимо вовремя диагностировать тревожность и снизить её уровень. Состояние психики, при котором человек испытывает сильное волнение по незначительным поводам, наносит существенный урон самооценке и оказывает влияние на все стороны эмоционально-личностного развития. Особую актуальность тест приобретает для ребят младшего школьного возраста и учащихся 5–8 классов, ведь для адекватной социализации в кругу сверстников детям нужно принять и понять себя.
В качестве стимульного материала автор предложил использовать вопросник, состоящий из 58 пунктов, требующих однозначного ответа: «да» или «нет». По итогам проведённого исследования с помощью методики Филлипса можно сделать вывод о степени тревожности ребёнка и характере её проявлений. Что касается последнего показателя, то тест помогает выявить следующие аспекты:
- эмоции малыша, которые связаны с разными формами участия в школьной и классной жизни в частности;
- стресс социального характера — состояние, которое связано с выстраиванием взаимосвязей со сверстниками;
- индифферентное отношение к личному успеху;
- боязнь показать свои умения и навыки на уроке, необходимости выступить перед всеми;
- ожидание негативной оценки со стороны окружающих;
- неспособность противостоять стрессу, что проявляется в нестандартной реакции на любые раздражающие факторы;
- неумение и нежелание строить отношения со взрослыми.
Знаменитый американский педагог и оратор-мотиватор Дейл Карнеги говорил: «Встревоженный и затравленный индивид, который не в состоянии приспособиться к жестокому реальному миру, разрывает всякий контакт с окружающей средой и уходит в собственный вымышленный мир. Так он старается освободиться от тревог и волнений».
Тест проводится среди детей 6–13 лет в устном или письменном виде. Работу можно организовать как индивидуально с каждым ребёнком, так и в группе
Важно чётко формулировать условия и правила прохождения тестирования:
- Детям выдаются бланки с вопросами (для письменной формы диагностики) или листочки с проставленными номерами от 1 до 58 (для устной).
- Учитель озвучивает рекомендации: «Перед вами вопросы о том, как вы себя ощущаете в школе. Нужно дать ответ: «да», поставив рядом с номером вопроса плюс, или «нет», пометив знаком минуса». Если выбран устный вариант тестирования, то детей необходимо настроить только на расстановку нужных знаков, соответствующих их ответам.
- Далее следует оговорить, что на вопросы нужно отвечать искренне, ошибок в ответах быть не может, так как нет плохих или хороших, правильных или неправильных вариантов.
- Также необходимо предупредить школьников: не стоит долго обдумывать ответ, лучше писать первое, что придёт в голову.
Если учитель видит, что тестируемый долго думает над вопросом, то имеет смысл подойти к нему и попробовать объяснить задание ещё раз. При этом отвечать за испытуемого нельзя.
Интерпретация
Подсчёт баллов осуществляется в целом за все 40 высказываний и по каждой субшкале в отдельности. Сумма баллов формирует результат первичной оценки. Она с помощью специальной шкалы переводится в итоговую оценку.
Шкала представляет собой значение от 0 до 10. Цифры обозначают степень проявления тревожности: 0 — это идеал, 10 — максимальное отклонение при явной клинической картине.
Каждой цифре шкалы соответствует показатель баллов. При оценке осуществляется градация по половому признаку — мальчики и девочки оцениваются по своей градации. Проводится также разделение на возрастные группы по годам:
- от 10 до 11;
- 12;
- от 13 до 14;
- от 15 до 16.
Группы тревожности, по которым проводится оценка:
- Общая — включает уровень развития тревожных состояний у школьника.
- Школьная — показывает степень возникновения чувства тревоги в различных школьных ситуациях.
- Межличностная — определяет тревогу при общении с одноклассниками, учителями, другими людьми.
- Самооценочная — тревога во время анализа школьником отношения к самому себе.
- Магическая — направлена на выявление тревожных состояний, имеющих индивидуальный, личностный характер.
Для каждой группы беспокоящих состояний предусмотрена своя шкала оценки. Шкала по общей группе является основной. Остальные группы носят уточняющий характер.
Специфика методики
Филлипс — психотерапевт из Великобритании, автор нескольких трудов, посвящённых психологическим и педагогическим проблемам стресса, беспокоящих состояний у школьников, учителей и родителей.
Он не только сформулировал понятие школьной тревожности, но и выделил отдельные её разновидности, которые отличаются исходя из источника формирования беспокоящих состояний. На основе сформулированной методологии были составлены тест и шкала оценки тревожных состояний.
Назначение
- Определение уровня школьной тревожности.
- Разграничение источников возникновения беспокоящих ситуаций.
- Изучение характера переживания тревоги в различных школьных ситуациях.
В рассматриваемой методологии Филлипса школьная тревожность занимает центральное место. Состояние имеет тесную привязку к школе, т. к. пространство обучения является источником его формирования.
По методологии Филлипса школьная тревожность (ШТ) — психологическое состояние ребёнка, выражающееся в переживании неприятных эмоций неопределённости, ожидания наступления нежелательных событий из-за незначительных поводов в школьной жизни, при взаимоотношении со сверстниками и учителями.
ШТ важна для оценки из-за высокой степени своего влияния на состояние ребёнка. Её наличие проявляется в следующих аспектах:
- физическое, психологическое и эмоциональное состояние,
- уровень успеваемости,
- характер общения со сверстниками и учителями,
- поведение в учебном заведении и за его пределами.
Факторы формирования тревожности
- Коммуникация со сверстниками в классе, другими детьми в школе.
- Взаимодействие со взрослыми людьми — учителями.
- Успешность деятельности в школе. Деятельность может быть учебной, творческой, спортивной и т. д.
- Самовыражение, позиционирование своего «Я» в окружении «Я» других детей.
- Социальная роль в коллективе.
Возрастная группа
Методика тревожности Филлипса зарекомендовала себя благодаря простоте проведения, проверки и обработки.
По своим функциональным возможностям она предназначена для оценки беспокоящих состояний детей младшего и среднего школьного возраста. Оптимальная возрастная группа для диагностики — дети от 7 до 14 лет.
Результаты теста
Определение результатов теста происходит исход из ответов на вопросы, а именно с тем, что не сходятся с ключом теста. Такие ответы есть первыми признаками тревожности, для понятия полной картины нужно проверить весь тест. Ответы школьников проходят проверку по восьми факторам (синдромам):
- Процент общей тревожности;
- Социальный стресс школьника;
- Боязнь к самовыражению;
- Страх перед проверкой знаний;
- Боязнь не оправдать ожидания круга общения;
- Страх разговоров, и каких либо связей с учителями;
- Низкий уровень стрессоустойчивости школьника;
- Предполагаемая невозможность достичь высот.
Ключ к тесту
- Первому синдрому отвечают такие номера вопросов: (2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47,48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58).
- Второму: (5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42,44).
- Третьему: (27, 31, 34, 37, 40, 45).
- Четвертому: (2, 7, 12, 16, 21, 26).
- Пятому: (3, 8, 13, 17, 22).
- Шестому: (2, 6, 11, 32, 35, 41, 44,47).
- Седьмому: (9, 14, 18, 23, 28).
- Восьмому: (1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43).
По общим результатам теста можно сделать вывод. Если отклонение от ключа 50% и выше, то ребенок имеет повышенную тревожность. Если отметка пересекла рубеж в 75% — это говорит о том, что школьник склонен к высокой тревожности. Выводы делаются индивидуально. Каждому вышесказанному фактору отвечают определенные вопросы
При ответе на вопросы не так, как в ключе нужно обратить внимание на фактор. Таким образом, когда будет известен фактор (синдром) дальнейшая работа с ребенком будет намного продуктивней и проще. <?php if(is_single()&& in_category(’26’)): ?><?php endif; ?>
<?php if(is_single()&& in_category(’26’)): ?><?php endif; ?>
Критика метода
В 2016 году коллектив Новосибирского педагогического университета выпустил монографию, в которой детально разбирался SAQ с учётом современных тенденций в школьной психологии.
Новосибирские педагоги разобрали каждое высказывание из теста, сопоставили группы с выделенными типами ШТ. Была также проведена практическая работа по выявлению и анализу ШТ у детей 5 классов.
Итог исследования оказался неутешительным. Авторы научной работы указали на несоответствие результатов тестирования реальному состоянию детей. Педагоги отметили диагностическую несостоятельность методики.
Несмотря на неутешительность результатов исследований педагогов Новосибирска, тест представляет ценность для быстрой, простой и доступной диагностики состояния школьников, а также определения источников развития ШТ.
Лечение тревожности
Что же делать, если у вашего ребенка – повышенная тревожность? Для этого применяются различные методы.
Коррекция режима дня и взаимоотношений в семье
Здесь можно привести следующие общие рекомендации:
- работа над собой самим родителям – с целью снижения их собственной тревожности;
- контроль над высмеиванием, одергиванием, критикой ребенка. Взрослым нужно понять, что он такой же человек и тоже имеет право на ошибку. Кроме того, он более раним, и ему гораздо нужнее поддержка общества и родителей;
- увеличение времени общения родителей и ребенка – в том числе на прогулках, праздниках, пикниках на природе;
- сочинение мотивирующих сказок, где герой волновался, но у него все получилось. В таких случаях предварительно устанавливается зрительный контакт: взрослый наклоняется к ребенку так, чтобы его глаза были на одном уровне с глазами ребенка;
- поглаживающий массаж;
- частые телесные контакты с ребенком;
- домашние театрализованные представления;
- игры на разрывание бумаги;
- игры с тестом, пластилином;
- сочинение историй с помощью рисунков и предметов;
- заведение домашнего животного, о котором будет заботиться сам ребенок;
- выполнение дыхательных упражнений в форме игры, направленное на снятие мышечного напряжения. Это может быть надувание воображаемого воздушного шарика, игра на воображаемой дудочке, пускание кораблика в плавание по воде
Тревожного ребенка нельзя наказывать за его страхи, его нельзя сравнивать с другими детьми. Все новые игры вводятся постепенно, начиная с элементов, хорошо знакомых малышу. Те игры, которые требуют закрытия глаз, могут быть применены в последнюю очередь, когда он будет к этому готов.
Также нельзя применять соревнования на скорость. Родители должны снизить свои требования к малышу, подавать ему хороший собственный пример, уменьшить количество замечаний.
Коррекция тревожности силами воспитателей детского сада или школьного психолога
В детском саду и младшей школе возможны:
- фиксация ежедневных достижений ребенка в месте, доступном для родителей, чтобы они могли с ними ознакомиться и еще раз похвалить своего малыша;
- чтение мотивирующих сказок;
- ролевые игры, сюжетом которых является основной страх ребенка. Такие истории можно рисовать: воспитатель говорит, что нарисовать, а ребенок рисует;
- подвижные игры, но – не на скорость.
Психотерапия
Если тревожность выражена, коррекция тревожности у детей обязательно включает занятия с психотерапевтом. В зависимости от состояния ребенка, врач может применять одну или несколько следующих методик:
- групповая психотерапия – занятия в группах;
- индивидуальная психотерапия;
- семейная психотерапия – занятия со всеми живущими с ребенком членами семьи;
- арт-терапия – занятия различными видами творчества со специалистом;
- канис-терапия – лечение общением со специально обученными собаками;
- обучение ребенка и родителей различным релаксационным техникам;
- психоанализ;
- гипноз.
Медикаментозное лечение
В некоторых случаях, если тревожность существовала уже давно и приняла угрожающий характер, могут быть назначены специальные медикаменты: антидепрессанты, успокоительные, транквилизаторы. Такие назначения делает только врач-психиатр, а родители должны помнить сами и предупредить школьных учителей, что прием подобных препаратов будет сопровождаться некоторой заторможенностью или более спокойной реакцией на обычные раздражители. Учителя должны, забыв, возможно, личную неприязнь к ребенку, помочь уберечь его от насмешек сверстников.
Что представляет собой тест Филлипса
Тест Филипса – это перечень 58 вопросов, ответить на них можно только «да» или «нет». Существует две вариации теста. Первый вариант – это когда школьникам читают вопросы. Второй вариант – тест проходит в письменной форме. Тест школьной тревожности относиться к одной из методик психодиагностики. Тест получил большое распространение, из-за своей практичности и удобства в подведении итогов.
Целью теста является определения уровня школьной тревожности. Школьная тревожность – это способность индивида переживать тревогу, связанную со школьной жизнью, отношениями с одноклассниками, страх перед неудачами, боязнь пробовать что-то новое из-за возможного осуждения.
На школьную тревожность может влиять много факторов, которые впоследствии могут вызвать снижение интеллектуальной деятельности, беспокойство ребенка, постоянные перепады настроения и многое другое.
Анализ результатов исследования тревожности методом Филлипса
При анализе полученных результатов исследования тревожности методом Филлипса подсчитывалось количество несовпадений с каждой шкалой опросника и с опросником в целом. Таким образом, испытуемые должны были дать ответы «да» на вопросы: 11, 20, 22, 24, 25, 30, 35, 36, 38, 39, 41, 43, 44; ответы «нет» на вопросы: 1-10, 12-19, 21, 23, 26-29, 31-34, 37, 40, 42, 45-58.
При обработке полученных данных вопросы группировались по шкалам, при расшифровке значений которых можно было сделать выводы о качественном своеобразии переживания школьной тревожности. Значения показателей тревожности, превышающие 50-типроцентный рубеж, позволяли говорить о повышенной тревожности, а превышающие 75% – о высокой тревожности ребенка.
Таким образом, анализ школьной тревожности испытуемых производился по восьми шкалам:
1. Общая тревожность в школе
– общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
2. Переживание социального стресса
– эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего – со сверстниками).
3. Фрустрация потребности в достижении успеха
– неблагоприятный психологический фон, не позволяющий ребенку удовлетворять свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.
4. Страх самовыражения
– негативное эмоциональное переживание ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
5. Страх ситуации проверки знаний
– негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей.
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих
– ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу
– особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями
– общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
Полученные данные по каждой из шкал мы отразили в представленных ниже таблицах.
Таблица 5
Общая школьная тревожность
Группа – А | |||||||||||||||||||||||
Группа – Б | |||||||||||||||||||||||
Таблица 6
Переживание социального стресса
Группа – А | ||||||||||||
Группа – Б | ||||||||||||
Таблица 7
Фрустрация потребности в достижении успеха
№ уч-ся № вопроса | ||||||||||||||
Группа – А | ||||||||||||||
Группа – Б | ||||||||||||||
Таблица 8
Страх самовыражения
№ вопроса | |||||||
Группа – А | |||||||
Группа – Б | |||||||
Таблица 9
Страх ситуации проверки знаний
№ вопроса | |||||||
Группа – А | |||||||
Группа – Б | |||||||
Таблица 10
Страх несоответствия ожиданиям окружающих
№ вопроса | ||||||
Группа – А | ||||||
Группа – Б | ||||||
Таблица 11
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу
№ вопроса | ||||||
Группа – А | ||||||
Группа – Б | ||||||
Таблица 12
Проблемы и страхи в отношениях с учителем
№ вопроса | |||||||||
Группа – А | |||||||||
Группа – Б | |||||||||
В таблице 13 представлены данные об общем количестве несовпадений по всему тесту.
Таблица 13
Общее количество несовпадений по всему тесту
№(п/п) фактора | Группа – А | Группа – Б | |||||||||||||
Общее кол-во: | |||||||||||||||
% несовпадений: |
Обобщение полученных результатов по шкалам тревожности и общему количеству несовпадений по всему тесту мы отразили в таблице 14.
Таблица 14
Результаты исследования уровня тревожности по методике Филлипса
№ п/п уч-ся | Общее кол-во несовп | ||||||||
Средний % группы-А | |||||||||
Средний % группы-Б |
% – низкий уровень тревожности
% – средний уровень тревожности
% – высокий уровень тревожности
Анализ шкал школьной тревожности позволяет нам сделать вывод о том, что младшие школьники в большей степени испытывают страх самовыражения. Особенно ярко данное негативное эмоциональное переживание проявляется у 6 из 8 испытуемых «Группы-Б». Также у детей данной группы наблюдается повышенный уровень тревожности в ситуации проверки знаний, они испытывают тревогу по поводу оценок, даваемых окружающими
Мнения других в оценке своих результатов для них очень важно, отсюда и страх не соответствовать ожиданиям окружающих
Обобщая полученные данные по каждой шкале исследования, стоит отметить, что показатели тревожности «Группы-А» значительно ниже показателей «Группы-Б» (см. диаграмму 4). Общее количество несовпадений по тесту у детей, входящих в «Группу-Б» больше, чем у «Группы-А».
Диаграмма 4
Таким образом, общий уровень школьной тревожности у слабоуспевающих детей по учебным предметам (39%) гораздо выше уровня тревожности успевающих детей, входящих в «Группу-А» (24%). Наглядно это можно представить в виде диаграммы 5.
Диаграмма 5
Как заметить, что ребенок тревожен
Проявления страхов и тревожности ребенка зависят от его возраста.
Тревожность у детей до 1 года
У таких маленьких детей тоже может тревожное состояние. Оно, в основном, связано с родовыми травмами, патологиями нервной системы или развившимся острым заболеванием. Проявляется тревожность:
- беспокойным поведением, из-за которого ребенка часто приходится носить на руках;
- частым плачем;
- плохим сном;
- ухудшением аппетита.
Такое состояние редко лечится отдельно от своей причины.
Тревожность у детей дошкольного возраста
Это состояние у детей младшего возраста обычно связано с первыми попытками социализации – на развивающих занятиях, в детском саду. Если ребенку трудно находить контакты со сверстниками, он начинает капризничать, часто плачет, плохо засыпает, начинает грызть ногти, выдергивать или крутить волосы (причем не всегда свои).
Тревожность у детей старшего дошкольного возраста, в основном, связана с боязнью, что мама забудет их забрать их из детского сада. Вторая причина – это конфликты со сверстниками и воспитателями, третья – страхи, вызванные просмотром отдельных мультфильмов, видео.
В этом возрасте симптомы не всегда заметны: ребенок ведет себя очень примерно, не шумит и не кричит, не пристает с вопросами и разговаривает тихо. Как вариант – он может плакать целыми днями в ожидании мамы.
Заподозрить тревожность можно по тому, что он боязливо озирается, не смотрит взрослым в глаза, присаживается на краешек стула. У него не проходит (или вновь появился) энурез или даже недержание стула. Малыши с повышенной тревожностью сопротивляются обучению новым играм, не хотят выполнять какие-то новые дела (помогать маме с готовкой). От них можно услышать, что они глупые, некрасивые или неловкие.
Школьная тревожность
Первая тревожность у детей школьного возраста связана с самим поступлением в школу – там новый коллектив, новые правила, совершенно непривычный распорядок дня. За него уже не заступается учитель, напротив, ему приходится выходить к доске и отвечать уроки перед лицом всего класса. Изменяется и поведение родителей: если раньше они ему разрешали погулять и почти ничего не требовали, то теперь отпускают гулять и играть только после того, как сделаны все уроки.
Явные симптомы тревожности у младших школьников можно заметить примерно через 1,5 месяца от начала учебы (после летних или зимних каникул). Они примерно такие же, как и в старшем дошкольном возрасте:
- низкая самооценка;
- быстрая утомляемость;
- робкое поведение;
- беспокойство;
- плохая концентрация на выполняемых заданиях;
- плохой сон, снятся кошмары;
- смущение;
- часто жалуется на головные боли, ощущение боли в животе;
- частые расстройства желудка;
- может быть тошнота или рвота – перед посещением школы, особенно если планируется контрольная работа, или после произошедшего в школе инцидента;
- повышение потоотделения при волнении;
- снижение аппетита.
В старшем возрасте школьная тревожность описывается подростком как ощущение собственного напряжения, повышенная эмоциональная чувствительность, плохой аппетит. Подростка легко смутить и расстроить, он боится сложностей и не может выполнить задания, требующие умственных усилий и концентрации. Подростковая тревожность связана с изменением гормонального баланса, появлением изменений внутри коллектива, желанием добиться признания и уважения от сверстников.
Согласно методике Спилбергер различает два вида тревожности:
- Тревога-состояние (A — state) или ситуационная тревожность – это эмоциональное состояние, возникшее под влиянием сложившихся обстоятельств. Носит временный характер и является реакцией психики на стресс. Такое состояние способствует активным действиям, если не превышает определенный порог, за которым начинается паника или апатия.
- Тревога-черта (A — trait) или личностная тревожность – это индивидуальная черта характера. Высокая тревожность характеризуется почти постоянным чувством опасности, неблагополучия, ожидания неприятностей. Сопровождается низкой самооценкой, негативным отношением к окружающим и миру в целом. Как правило, реальная ситуация не настолько опасна, как ее воспринимает человек.
Что представляет собой тест Филлипса
Тест Филипса – это перечень 58 вопросов, ответить на них можно только «да» или «нет». Существует две вариации теста. Первый вариант – это когда школьникам читают вопросы. Второй вариант – тест проходит в письменной форме. Тест школьной тревожности относиться к одной из методик психодиагностики. Тест получил большое распространение, из-за своей практичности и удобства в подведении итогов.
Целью теста является определения уровня школьной тревожности. Школьная тревожность – это способность индивида переживать тревогу, связанную со школьной жизнью, отношениями с одноклассниками, страх перед неудачами, боязнь пробовать что-то новое из-за возможного осуждения.
На школьную тревожность может влиять много факторов, которые впоследствии могут вызвать снижение интеллектуальной деятельности, беспокойство ребенка, постоянные перепады настроения и многое другое.
Термины «тревога», «тревожность», «страх»
Тревожность и тревога это различные состояния. Тревожностью называют личную психологическую особенность, при наличии которой человек испытывает повышенное беспокойство и дискомфорт в разных жизненных ситуациях, даже и тогда, когда ситуация к возникновению тревоги не предрасполагает.
Под тревогой подразумевают однократное чувство дискомфорта и беспокойства. Например, волнение ребенка перед сдачей экзамена или накануне выступления на концерте, празднике. То есть тревога имеет место не всегда, иногда ребенок перед серьезным жизненным этапом может сохранять спокойствие.
Тревога лишь эпизодическое явление, а тревожность – устойчивое состояние. При наличии тревожности ребенок беспокоится постоянно и в любых, даже незначительных ситуациях (оторванная пуговица, ответ у доски, разговор с незнакомым взрослым). Тревожность сопровождает ребенка/взрослого почти всегда и не связана с определенным видом деятельности.
Страх – это самая опасная человеческая эмоция, которая основана на боязни чего-то конкретного. Это может быть страх высоты, глубины, темноты и так далее. Согласно утверждению К. Изарда – тревога есть совокупность негативных эмоций, в которой одной из них является страх. Страх может развиться в любом возрасте, а в детском особенно часто. Детские страхи делятся на категории по возрасту:
- 1 год – 3 года (ночные страхи);
- 3 – 5 лет (страх темноты, одиночества);
- 5 – 7 лет (страх смерти);
- 7 – 11 лет (страх «плохого» ребенка).
Инструкция по тестированию на примере методики «Паровозик»
Способ диагностики направлен на установление психологического и эмоционального состояния малышей дошкольного возраста. Минимальный возрастной порог проведения оценки — 2,5 года.
Методика «Паровозик» предназначена для определения у малыша степени проявления следующих состояний:
- нормальное или пониженное настроение;
- тревожность;
- страх;
- удовлетворительная или низкая адаптация, проявляющаяся в определённой социальной среде, новой или привычной;
- позитивное (ППС) или негативное психическое состояние (НПС).
Наглядным материалом, необходимым для реализации методической оценки, является:
- паровозик — не должен иметь цвет, который совпадает с цветом одного из вагончиков;
- 8 вагончиков разного цвета;
- белый фон — лист бумаги, картон или ткань.
Инструкция по применению методики «Паровозик»:
На белом фоне беспорядочно раскладываются вагончики и паровозик.
Ребёнку предлагают присмотреться к картинкам.
Он должен построить поезд, разложив вагончики в определённой последовательности.
Последовательность определяется наводящей фразой, которая повторяется.
Первый после паровоза — самый красивый вагон.
Второй — самый красивый из оставшихся и т
д., пока все вагончики не будут выстроены в состав.
При выборе важно следить, чтобы ребёнок удерживал в поле зрения все картинки.
Руками взрослый обводит оставшиеся «свободными» вагончики, чтобы ребёнок не путался с уже выбранными.. В процессе проведения процедуры родитель, психолог или воспитатель фиксирует последовательность выбора цветов, а также все комментарии ребёнка. В процессе проведения процедуры родитель, психолог или воспитатель фиксирует последовательность выбора цветов, а также все комментарии ребёнка
В процессе проведения процедуры родитель, психолог или воспитатель фиксирует последовательность выбора цветов, а также все комментарии ребёнка.
Оценочным критерием методики являются баллы. Они выставляются за конкретную последовательность вагончиков.
Шкала определения количества баллов:
Коли-чество баллов | Цвет первого вагончика после паровоза | Второй вагон | Третий вагон | Шестой вагон | Седьмой вагон | Восьмой вагон |
1 | Фиолетовый | Коричневый, серый, чёрный | Зелёный, жёлтый, красный | |||
2 | Фиолетовый | Серый, чёрный, коричневый | Жёлтый, зелёный, красный | Синий | ||
3 | Чёрный, серый, коричневый | Синий | Жёлтый, красный, зелёный |
На основе суммы баллов определяется психологическое состояние малыша.
Количество баллов | Уровень состояния |
Меньше 3 | ППС |
от 4 до 6 | Низкое НПС |
от 7 до 9 | Среднее НПС |
Больше 9 | Высокое НПС |
Метод «Паровозик» может применяться для оценки климата в группе. Для этого игра проводится с каждым ребёнком. Подсчитываются индивидуальные баллы каждого ребёнка, оценивается его состояние.
При оценке групп состояние ребёнка переводится в баллы:
Состояние | Баллы |
НПС высокой степени | 1 |
НПС средней степени | 2 |
НПС низкой степени | 3 |
ППС | 4 |
Баллы суммируются, делятся на количество малышей в группе. Полученный результат умножают на 100%.
Групповое состояние = Сумма баллов всех детей / Количество малышей х 100%
Оценка группового психологического состояния:
69% и более | ППС высокой степени |
43—68% | Средний уровень ППС |
25—42% | Незначительная ППС |
0—4% | НПС начальной степени |
— 24 до — 1% | НПС средней степени |
— 25% и ниже | НПС сильной степени |
Методика «Паровозик» — эффективна и востребована из-за простоты и понятности.
Она построена на основополагающем принципе соотношения цветов и эмоций. У малыша дошкольного возраста такое ассоциативное мышление уже хорошо развито, он воспринимает такие задачи естественно.
Не зря существует выражение «видит в розовых красках»
Человек с положительным эмоциональным фоном акцентирует внимание на соответствующих цветах. Люди с отрицательным эмоциональным состоянием видят мир в соответствующих красках. Малыши не являются исключением
Малыши не являются исключением.
Заключение
Так как тревожность ребёнка базируется на семейных напряжённых взаимоотношениях, постарайтесь поменять тот стиль воспитания, который привёл к формированию хронического стресса у вашего сына или дочери — а повышенная тревожность, это он и есть.
Для того чтобы воспитание было эффективным совсем не нужна излишняя строгость или жестокость, достаточно быть понимающим, принимающим и последовательным:
Будьте последовательны в поощрениях и наказаниях. Представьте, как дезориентирован и испуган ваш ребёнок, если вчера вы лишь бросили взгляд на недоеденную кашу, а сегодня накричали за тоже самое.
Соблюдайте собственные правила и не запрещайте ребёнку без веских объяснений то, что раньше разрешали ему делать.
Добивайтесь единодушия в требованиях с вашим супругом и другими взрослыми, которые составляют ближайшее окружение вашего ребёнка.
И главное. Если вы не в силах выдерживать нужную линию поведения, и то срываетесь, то,наоборот, попустительствуете, то обратитесь за помощью к профессиональному психологу. Пришла пора разобраться с «призраками» собственного детства. Хотя бы ради вашего ребёнка.
Информация, представленная в данном материале, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию врача. Если вы отмечаете повышенную тревожность у ваших детей, проконсультируйтесь со специалистом!