Ход занятия
Воспитатель: Детушки – малолетушки мои, проходите, присядьте рядком, поговорим ладком.
(Называются имена тех детей, которые есть в группе).
Дети проходят и рассаживаются на скамейки.
В нашей группе есть:
Кристина –
Раскрасавица ты наша,
И, конечно же, есть Викуша –
Она словно кукла наша.
И Милана, Дима, Юля,
Даня, Ваня и Максим,
Саша с Леной.
Не забудем и про Тиму.
Сколько в группе есть ребят!
Есть и Костя – хохотун,
Наша Оля – веселушка.
Игнат да Саша,
Озоруют просто прелесть.
Нету только лишь Акульки,
Она маленькая, в люльке;
Нет у нас Алёнки,
Она крошечка – в пелёнке.
Нет Аринки на перинке,
Нет Степана, Фёдора.
Кого нет, не перечесть!
Я люблю того, кто есть!
Воспитатель: Вот какой стишок сердечный называется потешкой. Потешки сочиняли с давних пор, чтобы кого-то приласкать, кого-то пожалеть, а кого-то насмешить. Послушайте ещёодну потешку:
Расти коса до пояса
Не вырони ни волоса.
Расти косонька до пят –
Все волосоньки в ряд.
Расти коса – не путайся,
Маму дочка слушайся.
Эта потешка говорит о том, чтобы у дочки волосы росли длинные, заплетались в косы,очень ласково говорится в потешке: «волосоньки», «косоньки». После таких слов дочка обязательно должна слушаться свою маму. Давайте в потешку поиграем.
Инсценировка потешки «Тень-тень-потетень».
Все водят хоровод,приплясывают и поют:
Тень-тень-потетень,
Выше города плетень,
Все мы вышли под плетень,
Похвалялись весь день.
Лиса:Похвалялась лиса:
Всему лесу я краса,
И пушиста и хитра,
Все следы я замела.
Волк:Похвалялся серый волк:
Я зубами щёлк да щёлк,
Но я сегодня добрый,
Никого не трогаю.
Заяц:Похвалялся наш зайчишка:
А я вовсе не трусишка,
Я от волка и лисицы
Убежал и был таков.
Козёл: Похвалялся козёл:
Огород я обошел,
Всем я грядки прополол,
Да и по воду пошёл.
Жучка: Похвалялась Жучка –
Я совсем не злючка,
Я хозяйство сторожу,
Я чужих не подпущу!
Мурка: Похвалялась Мурка –
Дымчатая шкурка.
Я всю ночь ловлю мышей,
Я всех крыс гоню взашей.
Дед Егор: Похвалялся дед Егор –
У меня скотины двор:
И лошадка, и бычок,
Куры, гуси, пятачок.
Баба Варвара:Похвалялась Варвара:
Я начищу самовары,
Пирогов я напеку,
Всех я в гости позову!
Все вместе: Тень-тень-потетень,
Выше города плетень,
Все мы вышли под плетень,
И гуляли мы весь день.
Воспитатель: Люди сочиняли не только весёлые и смешные потешки,но и мудрые пословицы: «Не рой яму другому, сам в неё попадёшь», а вот как её объяснить – послушайте.
Рыл яму злодей на дороге лесной
Чтобы ночью свалился прохожий.
Вот яма готова. Он вылез.
«Постой! Прохожий ведь вылезет тоже!»
Ещё два дня разбойник потел
Летела из ямы землица.
Попробовал вылезти, но не сумел.
Тогда усмехнулся: «Годится!»
Какие пословицы вы знаете? (ответы детей).
Воспитатель: А ещё есть поучительные поговорки,они точно подмечают наши действия: «Какова пряха, такова и рубаха», «Хороша дочка Аннушка, коли хвалят мать да бабушка».
Какие знаете вы поговорки? (ответ детей).
Воспитатель:Я знаю смешную дразнилку:
Федя – медя – требуха
Съел корову и быка,
И пятнадцать поросят
Только хвостики висят.
Эта дразнилка про мальчика, которого зовут Федя. Он много ест, его называют обжорой и придумали такую смешную дразнилку.
А какие дразнилки известны вам? (ответ детей).
Воспитатель: В старинные времена ребята и девчата часто собирались на полянках, придумывали и играли в игры, они так и назывались – русские народные игры. Но сначала они начинали пересчитываться,чтобы выбрать водящего:
«Тары – бары, растабары!
У Варвары куры стары!»
Какие считалки знаете вы? (ответ детей).
Воспитатель: Мы с вами тоже знаем такие игры, давайте сейчас в одну из них и поиграем. Русская народная игра «Пень».
Воспитатель: Ребята, посмотрите на моё платье, оно вам нравится? Такие красивые и нарядные платья шили в старые времена русские красавицы. Платье длинное – до пят (описать своё платье, покрасоваться). В таких нарядах девушки ходили на посиделки, где они пели, веселились и выбирали себе дружков, зазывая их русскими народными песнями и закличками.
На посиделках не только пели песни, частушки, но и загадывали загадки. Кто загадает нам загадку? (дети загадывают и отгадывают загадки).
Воспитатель: (подойти вместе с детьми к книжному уголку). Посмотрите на эти книжки, они вам знакомы? Кто их написал? (ответ детей). Отгадайте, из какой сказки отрывок? (зачитать отрывки из 2-х, 3-х книжек).
А вот в этой книжке есть русские народные потешки и колыбельные песни. Когда вы были маленькими, ваши мамы брали вас ласково и любя на руки и напевали нежные колыбельные песни. Прошу одну из девочек взять куколку и спеть ей колыбельную «Баю, баюшки, баю…». Пусть Аринка спит, мы не будем ей мешать.
Итог занятия:
Дети, о чем мы сегодня с вами говорили?
Похвалить детей за хорошие знания пословиц, поговорок, загадок и т. д.
Ход НОД.
Открытка приглашение…
Дорогие дети группы «Буратино», приглашаем вас на выставку картинной галереи декоративно- прикладного искусства, но чтобы вам далеко не ехать, эта выставка к вам приедет сама.
Мастера и мастерицы
Воспитатель: А вы знаете, что такое декоративно – прикладное искусство?
Дети: Это искусство изготовления красивых предметов для дома.
Воспитатель: Хорошо, а вы хотели бы побывать на такой выставке? (ответы детей)
Воспитатель:Но чтобы туда отправиться, нам необходимо вспомнить, правила поведения в картинной галереи.
Дети:
1. Не кричать.
2. Не толкаться.
3. Внимательно рассматривать экспонаты.
4. Отвечать на вопросы воспитателя.
5. Быть вежливыми.
Воспитатель: Ну, хорошо, тогда в путь.
(Подходим к выставке с изображением дымковских игрушек)
– Посмотрите! Эти вот картины нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.
Чтоб сказать, что есть в России чуда-люди – мастера!
(демонстрирует дымковские картинки с игрушками)
Чем знаменито Дымково?
– Игрушкой своей
Зимними вечерами жители села Дымково расписывали разряженных щеголих, лихих всадников, важных индюков, создавая неповторимые образы. Форма игрушек плавная, а силуэт отличается легкостью и округлостью. У барышень всегда пышная прическа и нарядный головной убор. Все изделия дымковских мастеров отличаются жизнерадостностью, яркостью в росписи.
-Знакомы вам игрушки, которые нарисованы на картинках? (ответы детей)
– Как вы думаете, Из чего сделаны эти игрушки?
Дети: из глины
Воспитатель:
– Если они сделаны из глины, то какие они (глиняные)
– А если бы их вырезали из дерева, то какими они были (деревянными)
– Ребята, какую цветовую гамму для росписи игрушек используют мастера (красный, оранжевый, жёлтый, синий, коричневый)
– Да, и краски эти яркие, праздничные. А какие элементы дымковской росписи вы знаете? И что они означают?
Дети: Круг – в дымковской игрушке означает солнце, волнистые линии – воду, а пересечение прямых линий – землю.
Воспитатель: правильно дети, вот послушайте, как красиво сказано о дымковской росписи
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о Дымке слава,
Заслужив на это право.
Физкультминутка. Подвижная игра «Подарки»
Дети встают в круг, в центре стоит водящий.Дети идут по кругу со словами:
Принесли нам всем подарки
Что захочешь, то возьмёшь
Вот вам кукла с красной лентой,
Конь, волчок и самолёт
(водящий выбирает подарок, и игра начинается сначала)
– А в сейчас ещё один сюрприз от мастеров. Эти игрушки – тоже яркие, веселые, добрые и шумные.
Есть под Тулой деревенька,
Филимоново зовут.
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут.
И не злато, серебро –
Филимоновской игрушкой
Называется оно.
– Ребята, какие игрушки вы видите здесь? назовите их (дети называют козлика, лошадку, барыню, свинку)
– Вы помните стихотворение об уточке? Кто помнит помогайте.
Ой, свистулечка какая,
Утка полосатая,
Необычная, смешная,
И чуть-чуть пузатая.
-Подожди минуточку
Ты откуда уточка?
Уточка свистит моя:
-Филимоновская я!
– Давайте поиграем. Я буду называть игрушки в единственном числе, а вы во множественном
Д/и «Один – много» (одна барышня – много барышень, один всадник – много всадников, один козёл – много козлов, одна корова – много коров, один конь – много коней).
– А какие на этих игрушках узоры нарисовали мастера?
Дети: на игрушках нарисованы разноцветные полоски, ёлочки, солнышки.
Воспитатель: Какие основные цвета использовали мастера?
Дети: основные цвета на игрушках красный, жёлтый, зелёный, синий.
Воспитатель:
– Ребята, посмотрите, а здесь ещё сундучок спрятан! Давайте посмотрим, что в нём.
– Здесь игрушки (две дымковские и две филимоновские)
Д/и «Третий лишний» (назовите лишнюю игрушку)
Ребята, в сундучке ещё есть силуэты игрушек и письмо о том, что мастера хотели бы, чтобы вы их расписали. Но выбирать виды росписи будете вы сами. На столах вас ждут краски, кисточки и баночки с водой. Вы можете приступать к работе.
Фольклор и устное творчество
В проект в средней группе «Традиции русского народа» рекомендую включить тему игр и хороводов. Играть лучше во что-нибудь с умеренной активностью – например, в «Ручеек» или «Колечко-колечко». Стоит это сделать в середине или в конце занятия, чтобы детки размялись. Кстати, дочки-матери, прятки, жмурки, ладушки – это все народные игры.
Русские народные песни и сказки – те, у которых нет автора. Их сочинял сам народ, передавал от старших – младшим, и так много поколений. В рамках проекта с детьми «Традиции русского народа» можно спросить, какие сказки и песни они знают. Что-нибудь прочитать или предложить спеть. Вот тут есть небольшая подборка песен для детей. Они бывают обычными, а бывают специальными. Например, свадебными, величальными, хороводными, колыбельными, частушками.
К традиционным музыкальным инструментам можно отнести балалайку, гармонь, гусли, бубен, рожок, свистульки, ложки, дрова (своеобразный ксилофон). Очень рекомендую книгу «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей. Русские народные инструменты».
Планирование
Тема недели «Народная игрушка в средней группе» проходит в детском саду по плану. Это очень эффективно, т.к. дети могут погрузиться в тему глубже, больше заинтересоваться ей, получить новые знания, закрепить их. В рамках тематической недели можно провести конкурс или выставку поделок, рисунков, викторину.
Детям интересно все новое
Приобщение детей к истокам русской народной культуры
Целью темы недели является приобщение детей к истокам русской народной культуры.
- Расширение кругозора, получение новых знаний, закрепление уже имеющихся.
- Знакомство детей с культурой предков, развитие гордости за свою страну.
- Расширение словарного запаса.
- Отработка навыка формулировать и озвучивать свою точку зрения.
- Развитие воображения.
За неделю малыши сильно расширят кругозор
Лексическая тема
Целью лексической темы является расширение тематического словаря, например:
- глина;
- барышня;
- дымковская игрушка;
- гжель;
- хохлома;
- мастер;
- всадник;
- резьба;
- свистулька;
- исток.
К сведению. Помимо этого, на занятии развивается моторика, мышление, память, речь.
Подготовительная работа
Подготовительная работа воспитателя заключается в сборе информации для беседы (о видах игрушек, местах их происхождения, технологии изготовления, истории развития), наглядного материала (поделок разных промыслов, иллюстраций, карточек с пояснениями), песен, мультфильмов, связанных с народной тематикой. А также заключается в подготовке технического оборудования (ноутбука, музыкальных колонок, проектора, доски), материалов для творчества (красок, мольбертов, бумаги, кисточек, ёмкостей для воды и т.п.).
К сведению. Можно подготовить проект, провести совместное исследование.
Работа и консультации для родителей
В рамках тематической недели среди родителей рекомендуется провести тестирование «Поделки в нашем доме». По результатам тестирования можно будет судить, какими игрушками преимущественно играет малыш, играет ли роль качество, цена, производитель. Имеются ли в доме народные поделки (матрешки, свистульки, дымковская игрушка и другие).
К сведению. Если таких нет, то родителям рекомендуется приобрести их с целью всестороннего развития малыша и знакомства его с народной тематикой.
Помощь родителей важна
Проект «Традиции русского народа»: рассказываем об архитектуре и быте
Раньше самым доступным строительным материалом было дерево. Из бревен строили избы. В них деревянными были стены, перекрытия, стропила для крыши. На весь мир известны русские деревянные постройки, возведенные без единого гвоздя.
Какие же без пословиц традиции русского народа? Проект можно дополнить народными изречениями об избе. Попросите детей пояснить, как они понимают смысл этих пословиц. Например:
- Не взявшись за топор, избы не срубишь.
- Изба красна углами, а обед пирогами.
- К пустой избе замка не надо.
При возможности избы украшали резными элементами на крыше, наличниках и т.д. Русская изба многократно упоминается в сказках. Спросите у детей, в каких. Например, баба Яга жила в избушке на курьих ножках. В «Зайкиной избе» хитрая лиса прогоняет зайца из его жилища. Вот тут есть мультик на эту тему на 6 минут.
Проект «Традиции и обычаи русского народа» (средняя группа) будет неполным без упоминания печки. Ее называли кормилицей. В печи варили еду и пекли хлеб, грели воду, она использовалась для отопления. Топили дровами, которые заранее заготавливали и сушили. На печи спали, в ней мылись. Это не шутка, дровяную печь использовали вместо бани. А тело натирали золой вместо мыла. Можно рассказать о бане.
Крестьянскую мебель обычно делали из дерева. Это были лавки и скамьи, столы, поставцы (высокие «пеналы» с полками для посуды), ткацкие станки, люльки, сундуки, полати (настилы для спанья). Посуда и утварь были глиняные и деревянные. Утварь – это коромысла, ведра, бочки, корзины, кадки, лохани, корыта, ступы.
Проект «Культура и традиции русского народа» не будет полным без упоминания церквей. Они возводились умельцами тоже из дерева. Материал легко горит и портится от погоды. Поэтому старинных сооружений из дерева осталось очень мало. Использовался и кирпич, но стоил дорого. Это был стройматериал для богатых. На картинках можно показать золотые купола церквей.