Тематическая неделя «Комнатные растения».
Работая по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы воспитатель старшей разновозрастной группы планирует мероприятия, направленные на знакомство детей с комнатными растениями, способами размножения и ухода за ними. На этой неделе можно запланировать экскурсию в уголок природы (зимний сад) с целью сформировать у детей обобщенные представления о комнатных растениях, расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнечного света и воды на растения, беседу о природных ресурсах планеты Земля. Беседу о чистом и грязном воздухе, эксперименты с комнатными растениями вы найдёте в приложении к плану «Тематическая неделя «Комнатные растения».
Для формирования коммуникативных качеств у детей 5-7 лет педагог планирует рассказ о труде на селе весной, упражнение с мячом «Я знаю пять волшебных слов», упражнение «Чего нельзя и что можно делать в магазине», различные мероприятия по формированию основ безопасного поведения.
С детьми подготовительной группы взрослый организует игру с мячом «Что лишнее» по теме комнатные и декоративные растения, с целью способствовать развитию слухового внимания, расширять знания о комнатных растения, а старшие дети классифицируют животных и насекомых по месту обитания. Планируется работа с комнатными растениями в лаборатории, проведение опытов, для того чтобы закреплять названия комнатных растений: традесканция, бальзамин комнатный, бегония, амариллис, хлорофитум, циперус, формировать умение называть основные части растения — корни, стебель, листья.
Для активизации и развития словаря взрослый подбирает игры типа «Слова-друзья», «Найди фишке место», «Размытое письмо», организует беседы «Как птицы весну встречают», «Наши цветы», знакомит со стихотворением В. Борисова «Цветовод», Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде?».
Тема недели отражена и в области художественно-эстетического развития. Дети старшей группы выкладывают из мозаики изображения комнатных растений, украшают цветочные горшки в технике декупаж, что способствует развитию аккуратности, творчества и цветовосприятия, умения работать в команде. Детей подготовительной группы педагог привлекает к рисованию комнатных растений с натуры, что позволяет формировать умение передавать в рисунке особенности растения, развивать наблюдательность и художественные навыки.
В области физического развития продолжается работа по формированию двигательных навыков через подвижные игры «Парный бег», «Раз, два, три, к дереву беги», «Море волнуется раз». Ребята разучивают физкультминутку «Семена у нас взошли», осваивают релаксацию «На морском берегу».
Вариант 1 представлен в виде таблицы с указанием образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Ежедневно прописана работа с родителями, пустая графа для планирования индивидуальной работы и проектной деятельности.
Вариант 2 представлен в виде таблицы с указанием различных видов совместной деятельности педагога и детей: групповая, подгрупповая, индивидуальная, деятельность в режимных моментах. В плане отражены мероприятия по созданию развивающей среды для самостоятельной деятельности дошкольников, ежедневное взаимодействие с родителями.
Содержание плана в обоих вариантах идентичное, они отличаются только формой таблиц.
Планирование
В план занятия должны входить упражнения на движения, лексические практики и коммуникативная сфера. Пункты плана занятий для младших групп должны быть следующие:
Комнатные растения всегда влекли малышей своей красотой и ароматом
- обозначена цель;
- прописана лексическая тема;
- расписан план подготовительной работы;
- разработаны пункты работы с родителями
Обратите внимание! Следует расписать ежедневный календарный график, чтобы не перегрузить каждого ребенка и всю группу в целом за одно занятие
Цель
Цель следует сформулировать кратко: дать детям представление о пользе комнатных растений и правилах по уходу за ними.
Лексическая тема
В лексический пункт входят упражнения на развитие речи в виде скороговорок и стишков по представленной тематике. Иногда допускается объединение речевой и двигательной активности. Так малышам потребуется выполнять физические упражнения под произношение стихов и скороговорок.
В ДОУ комнатные растения должны быть обязательно
Подготовительная работа
В пункт подготовительной работы включают беседу о комнатных растениях, особенностях почвы, изучение изображений комнатных растений и художественной литературы о природе.
Родительская помощь
Потребуется провести определенную работу с родителями, предупредив их, чтобы они позанимались дома на тему растений
Родитель должен показать ребенку натуральное растение, обратив его внимание на высоту, цвет листьев, наличие или отсутствие цветов. Стоит пояснить такие названия, как фиалка, кактус, фикус и другие, простые для произношения цветочные названия
Необходимо рассказать ребенку несложные основы ухода за цветами. Объяснить необходимость полива, стирания пыли с листвы. Прояснить назначение комнатных растений, объяснить их реакцию на изменение погоды или времени суток. Можно привести сравнение алоэ и кактуса, показав оба этих растения.
К сведению! Стоит выполнить также небольшое домашнее задание, направленное на усвоение и запоминание полученных навыков.
К примеру, можно составить пары слов из названий предметов и их признаков: кактус какой (дать словесное описание растения, его цвет, высоту и другие отличительные признаки). Далее ребенку предлагается подумать и объяснить, для чего нужны растения в доме, как за ними ухаживать, придумать рассказ — описание к тому или иному цветку. Родителям также стоит включить упражнения на развитие речи. Например, игра «Четвертый лишний». Ребенку предлагается 4 названия, одно из которых будет лишним. Называют 3 комнатных и один дикий цветок. Похожая игра — «Узнай по описанию». Взрослый называет ребенку основные характеристики растения, и по ним необходимо определить тип цветка. В занятия включают игру «Цветок и божья коровка». Игра направлена на развитие логического выстраивания предложений. Взрослому необходимо выделять предлоги с помощью голоса. Родитель задает детям наводящие вопросы о божьей коровке, а детям предлагается придумать историю, отвечая на эти вопросы.
Помощь родителей неоценима при обучении
В следующей игре детям необходимо добавить к «цветочным словам» уменьшительно-ласкательные суффиксы. К примеру, «лист» — «листочек» и тому подобные варианты. И последнее задание, которое взрослый должен дать малышу, называется «Сочини загадку». В загадку должно входить описание формы и цвета листьев или стебля. Здесь отмечают и наличие или отсутствие цветков.