Последовательность этапов реализации технологии проблемного обучения

Технология проблемного обучения в ДОУ

Проблемный метод обучения это организованная последовательность взаимодействия с дошкольниками, которая предполагает наличие проблемных ситуаций и умение самостоятельно их разрешить в любом возрасте. На итоговом этапе можно включать анализ пройденной методики. Уроки в старших группах развивают критичность мышления детей.

Активный поиск решения проблемы

Важно! В педагогике преподавание образовательного процесса строится на технологиях ИКТ, игровых, реализации метода проектов и приеме интеграций. Они помогают обучать дошкольников на примерах трудных ситуаций, внедрять и эффективно использовать новые знания

В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов технология способствует развитию творческих способностей.

История

История проекта по данному виду обучения начинается в 20-х годах прошлого столетия. Определение дал Джон Дьюи. Автор считал, что ожидать усвоение материала ребенком стоит не только с помощью речи и органов чувств, но и дать ему возможность самому удовлетворить потребность в знаниях с помощью различных источников, дискуссий, необходимой литературы и кратких технологических карт.

Плюсы и минусы

Плюсы:

  • Обучающийся обретает высокую самостоятельность,
  • Формируются мотивация и познавательный интерес,
  • Развиваются мыслительные способности.

Минус:

Чтобы усвоить некоторый объем знаний, нужно затратить большое количество времени.

История возникновения

Теорию о проблемном обучении первым изложил американский философ Джон Дьюи. В 1894 году этот учёный основал специальную школу в г. Чикаго. В ней классический план учёбы заменили играми и трудом. Учёный в своём методе преподавания опирался на инстинкты детей. То есть привычные занятия чтением, счётом и письмом проходили лишь тогда, когда ученики самостоятельно приходили к решению, что эти знания им необходимы.

Философ полагал, что существует четыре инстинкта:

  • социальный;
  • конструирования;
  • художественного выражения;
  • исследовательский.

В Советском Союзе уроки на основе идеи американского учителя были впервые проведены в 1923 году. Прежнюю систему обучения при этом объявили отжившей и заменили лабораторно-бригадной. В 1932 году Центральный комитет ВКП (б) объявил указанный способ преподавания прожектёрством и официально отменил.

Типовая структура занятия

Структура проблемного занятия включает:

  • Повторение прежних знаний,
  • Изучение новых способов действия,
  • Формирование навыков и способностей

Развитие познавательного процесса в ДОУ в момент решения ситуации затруднения

Дополнительная информация. При разработке нового правила применяется «ага-реакция». В данном случае все учащиеся сообща выбирают наиболее правильный вариант.

Основные психологические условия для применения проблемного обучения

Важными условиями являются:

  • Доступность и понимание правил всеми учащимися,
  • Процесс должен вызывать заинтересованность, познавательную активность,
  • Задания должны подбираться так, чтобы ученик не мог использовать при их решении прежние знания.

Методические приёмы создания проблемных ситуаций

8 методических приемов:

  • «Подвести» ученика в противоречию,
  • Столкнуть противоречие с практикой,
  • Высказать различные точки зрения на один вопрос,
  • Рассмотрение проблемы с разных углов,
  • Побуждение ученика делать выводы и сопоставления,
  • Ставить конкретные вопросы,
  • Предложить задания для практики,
  • Демонстрировать факты, неизвестные ученику.

Мастерство учителя

Самым главным умением любого хорошего педагога является способность вызвать интерес. Именно интерес способен стимулировать восприятие, воображение, активность.

Дополнительная информация. Чтобы интерес возник, необходимо воздействовать на эмоциональную составляющую ученика.

Насыщение эмоциями вызывают яркие элементы:

  • Развития,
  • Активности,
  • Деятельности.

Также важным элементом успеха считается создание оптимальных условий для развития, логических и практических решений.

Ожидаемый результат

Итоговый результат:

  • Ученик способен грамотно сформулировать вопрос и участвовать в дискуссии,
  • Развито логическое мышление,
  • Развиты новые умения и навыки, в том числе умение организовать познавательную деятельность самостоятельно,
  • Ученик способен к самоконтролю.
  • Ярко выраженный интерес к предмету.

В настоящее время проблемное обучение необходимо человечеству, поскольку с ним рождается творчески разносторонняя личность. Ребенок не сдается перед проблемами, а стремится их разрешить. Он всегда заинтересован в поиске новых знаний и умений.

Технологическая схема

Преподаватель создаёт проблему и направляет учеников на её решение. Сложность управления этим видом обучения состоит в том, что проблемная ситуация должна быть индивидуальной, а потому представитель педагогического коллектива должен применять дифференцированный подход к каждому ученику.

Алгоритм решения

Преодоление любой проблемы представляет собой последовательность определённых действий. Так, для решения задачи, поставленной в рамках обучения, детям нужно пройти четыре этапа:

  1. Осознание учениками проблемы, вскрытие заложенных в ней противоречий. Для этого им необходимо найти несоответствия в цепочке причинно-следственных связей. Помочь в решении такого вопроса может выдвижение соответствующей гипотезы.
  2. Формулирование гипотезы.
  3. Доказательство гипотезы. Для выполнения этого этапа ученикам нужно предоставить новое изложение задания или вопроса.
  4. Решение поставленной задачи завершается общим выводом. В нём углубляются изученные детьми причинно-следственные связи, а также раскрываются новые характеристики объекта или явления, которое познаётся.

Моделирование уроков

Моделируя урок, построенный в соответствии с нормами проблемной технологии, необходимо обратить внимание на то, что детям потребуется самостоятельно выполнить определённое количество заданий на каждом этапе урока.

Указанную цель необходимо формировать согласно процессу обучения. Для этого подбираются задания, соответствующие следующим характеристикам:

  1. Актуализация знаний и навыков учащихся.
  2. Осознание и осмысление информации, полученной на уроке.
  3. Закрепление и систематизированное усвоение знаний.
  4. Применение усвоенных знаний и умений для решения новой задачи.
  5. Проверка уровня усвоения учебной информации.

Методы обучения

Существует несколько приёмов обучения, основанных на создании проблемы, которая контролируется педагогом. Их делят на три основных вида:

  • Частично-поисковый. Используется в случаях, когда созданная ситуация разрешается учениками под руководством преподавателя. Наставник может при необходимости давать учащимся подсказки, способствующие решению проблемы, но основную часть работы дети должны выполнять самостоятельно. Самым наглядным примером этого способа является эвристическая беседа.
  • Поисковый. Для такого метода характерно то, что после постановки задачи учитель не вмешивается в процесс её разгадки. Дети абсолютно самостоятельно находят пути решения, таким образом осваивая творческий подход. Этот способ обучения наиболее целесообразен при обобщающих уроках.
  • Исследовательский. При использовании такого метода обучаемые самостоятельно выдвигают проблемы, а также открывают и усваивают новый материал, способствующий их решению. Задача преподавателя заключается в том, чтобы помочь учащимся поставить задачу и затем поощрять их активность к познанию. Рекомендуется применять этот способ в старших классах.

Классификация технологии

Подобно другим научным дисциплинам проблемное обучение классифицируется по разным признакам. Так, по форме применения оно является общепедагогическим. Его тип управления — система малых групп. По способу взаимодействия с учащимся этот вид образования классифицируется, как свободное воспитание, в котором преобладает проблемный метод. Проходить обучение по нему могут все категории детей, то есть по этому типу учёба является массовой.

Кроме того, технология подразделяется на следующие виды:

  • Главный аспект развития ребёнка — биогенная, социогенная, психогенная.
  • Способ усвоения знаний — ассоциативно-рефлекторная, бихевиористская.
  • Направленность структуры личности учащегося — соединение знаний, умений, навыков или способы умственных действий.
  • Организация работы — групповая, академически-клубная.
  • Философская идея — прагматически-приспосабливающаяся.
  • Модернизационное направление — повышение активности и интенсивности деятельности учеников.

Отдельно можно выделить классификацию технологии по характеру содержания. По указанному критерию выделяют такие формы преподавания, как:

  • обучающая;
  • светская;
  • общеобразовательная;
  • гуманистически-технократическая;
  • проникающая.

Преимущества и недостатки

Основанная Джоном Дьюи форма обучения довольно широко применяется как в школах, так и при изучении отдельных дисциплин. Дети, получающие знания по такой программе, учатся находить причины различных явлений и событий, выявлять их признаки, устанавливать следственные связи. Поэтому к преимуществам технологии проблемного обучения следует относить:

  • Стимулирование развития у учеников внимательности и наблюдательности.
  • Повышенный уровень мыслительных процессов.
  • Активизация познавательной деятельности.
  • Развитие таких качеств, как самостоятельность, критичность, инициативность.
  • Обеспечение надёжного закрепления приобретаемых знаний, обусловленное самостоятельной работой по их получению.

Несмотря на ряд безусловных достоинств обучения, основанного на постановке проблем, специалисты отмечают и некоторые недостатки указанного метода. К таковым относят следующие ограничения:

  • Дети испытывают затруднения во время учебы, а потому на понимание поставленной проблемы и поиски путей её решения они затрачивают намного больше времени, чем при традиционном получении знаний.
  • Разработка схемы обучения, а также подготовка специальной литературы требует от учителя педагогических навыков и значительного количества времени.

При применении проблемной технологии преподавания основной функцией учителя становится правильная постановка задачи, которую учащиеся должны будут решить. Лишь в этом случае дети смогут самостоятельно освоить учебный материал.

Классификация методов проблемного обучения

Методами проблемного обучения являются:

  • Эвристический. Формулировка проблемы осуществляется учителем, а после ученики вовлекаются в обсуждение решения.
  • Репродуктивный – построение занятий по образцу. Приводится пример трудной ситуации с указанием, как найти противоречия.
  • Проблемное изложение. Пассивный метод, где ученики наблюдают за всем процессом, который формулирует педагог.
  • Исследовательский. Самый сложный: учитель формулирует проблему, а остальной работой заняты ученики.

Классификация методов по Махмутову М.И.

Классификации проблемных ситуаций, способы их создания

Педагогический опыт представляет 20 квалификаций затрудненных ситуаций. Три их общих класса:

  • Первый. Неизвестное – цель, которую необходимо усвоить,
  • Второй. Неизвестное – способ действия.
  • Третий. Неизвестным считаются новые условия действия.

Как и когда прививать любовь читать детям, способы заинтересовать

Обратите внимание! Одна из педагогических технологий проблемного обучения – кейс-метод. Он универсален

С его помощью описывается конкретная ситуация, в ходе которой разбирается суть проблемы, возможные решения и выбор наилучшего из них. Материал максимально приближен к реальному, взаимодействуют все учащиеся, в том числе, педагог.

Способами создания таких ситуаций служит побуждение учащихся к сравнению. Ученик должен сопоставить факты, явления, данные, противоречащие заданной цели. Например, на занятиях по биологии с помощью презентации дошкольник должен найти ошибку или противоречивые данные.

Когда использовать метод

Сложностью считается правильно созданная проблемная ситуация. Поэтому этот метод требует навыков и умений.

Решение сложных ситуаций в подготовительной группе ДОУ

Правила:

  • Обрисованная проблема соответствует возрасту,
  • Ее не решают прежними знаниями, а учатся находить новые,
  • Ситуация содержит в себе противоречия,
  • Ситуация вызывает интерес и мотивацию.

Этапы технологии проблемного обучения

  • Постановка проблемы, в процессе которой появляется затруднение у ученика.
  • Начинается поиск решения с помощью диалогов или гипотез.
  • Гипотезы проходят этап проверки. Начинать стоит с ложной.
  • Формулируются правил и способы разрешения поставленных задач. Сравнение с образцом.
  • Обучение постановке проблемных вопросов.
  • Проводятся контрольные и проверочные работы.

Организация проблемно-поискового обучения в детском саду

Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, мы создаем новую проблемную ситуацию. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Как считает А.М.Матюшкин, боязнь допустить ошибку сковывает инициативу ребенка в постановке и решении интеллектуальных проблем. «Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную проблему – он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого»

Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях

Практическая часть: подготовить проблемный вопрос и противоречие к проблемной ситуации

1 группа: Проблемная ситуация:

Если намочить куриные перья водой, они будут мокрые, а с гусиных вода скатывается.

Противоречие:

Гуси плавают, но когда выходят из воды, остаются сухими.

Проблемный вопрос:

2 группа: Проблемная ситуация:

Растение не полили, оно погибло.

Противоречие:

Кактус – это живое растение, но может обойтись без воды.

Проблемный вопрос:

3 группа: Проблемная ситуация:

Комары для человека это очень плохо, а для птиц это польза.

Противоречие:

Комары приносят вред, но и пользу.

Проблемный вопрос:

4 группа: Проблемная ситуация:

Наступили холода, белке и медведю надо готовиться к зиме.

Противоречие:

У белки и медведя тёплые шубы, но белочка всю зиму прыгает по веткам, а медведь ложиться спать в берлогу.

Проблемный вопрос:

(Обсуждение подготовленных вопросов, поиск решения)

4.

Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения:

1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.

2. Проблемная ситуация должна вызвать интерес учащихся своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью. Такие положительные эмоции, как удивление, интерес служат благоприятным подспорьем для обучения.

3. Быть доступным для детей и соответствовать их познавательным способностям. Решение задачи, не содержащей познавательного затруднения, способствует только репродуктивному мышлению и не позволяет достигать целей, которые ставит перед собой проблемное обучение. С другой стороны, проблемная ситуация, имеющая чрезмерную для детей сложность, не имеет существенных положительных последствий для их развития, в перспективе снижает их самостоятельность и приводит к демотивации учащихся.

4. Задания должны быть таковыми, чтобы дети не могли выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного решения проблемы и нахождения неизвестного.

Используя данную технологию, можно добиться следующего: дети смогут отвечать на разнообразные вопросы, рассуждать и аргументировать свои действия, делать умозаключения, для решения проблемных задач использовать разнообразные приёмы исследовательской деятельности, целенаправленно осуществлять интеллектуальную и практическую деятельность.

Применение технологии проблемно-диалогического обучения в старшем дошкольном возрасте

Прием 2.

Проблемная ситуация со столкновением мнений ребят создается вопросом или практическим заданием на новый материал. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вопрос был один? А мнений сколько?» или «Задание было одно?А выполнили вы его как?». И далее общий текст: «Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.

Прием 3.

Проблемная ситуация с противоречием между житейским (т.е. ограниченным или ошибочным) представлением детей и научным фактом создается в два шага. Сначала (шаг 1) воспитатель выявляет житейское представление детей вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) сообщением, экспериментом, расчетами или наглядностью предъявляет научный факт. Побуждение к осонанию противоречия осуществляется репликами: «Вы что думали

сначала? А что оказывается на самом деле?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.

Подводящий к теме диалог

представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы занятия детьми. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для ребят. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет детям сформулировать тему занятия.

Сообщение темы с мотивирующим приемом.

Суть метода заключает_сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих ребят (прием «актуальность»). В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.

Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог

При подготовке конкретного урока необходимо учитывать следующее. Во_первых, для выдвижения и проверки гипотез детям, как правило, необходим определенный материал. Во_вторых, количество решающих гипотез может варьировать: либо одна, либо несколько. В_третьих, порядок выдвижения гипотез может быть либо последовательным, либо одновременным На занятиях с одной решающей гипотезой

обычно появляются еще и ошибочные гипотезы. При последовательном варианте сначала выдвигается и проверяется одна ошибочная гипотеза, потом другая и так вплоть до появления решающей гипотезы.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

при использовании данного метода сначала создается проблемная ситуация, а затем ребят побуждают к осознанию и формулированию проблемы. В каждом учебном предмете возможны все приемы создания проблемной ситуации, но частота их применения существенно различается.

Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог.

данный метод заключается в том, что по определенной –«сужающейся» – структуре подаются реплики, стимулирующие

Цели и концепция

Проблемная технология ориентирована на достижение трёх основных целей. К ним относятся следующие:

  • Приобретение ребёнком знаний, умений и навыков.
  • Усвоение учащимся различных методов самостоятельной деятельности.
  • Развитие у обучаемого способностей к познанию окружающего мира и творчеству.

Концептуальные взгляды проблемного преподавания были изложены его основателем Джоном Дьюи. Учёный сформулировал следующие положения:

  • Каждый ребёнок во время развития индивидуально повторяет путь к познанию, пройденный человечеством ранее.
  • Усвоение получаемых от преподавателя знаний происходит спонтанно, как-либо управлять этим процессом невозможно.
  • Ученик усваивает знания и навыки не за счёт органов чувств, например, слушая преподавателя, а в результате удовлетворения естественной потребности в них.

Философ полагал, что такая концепция непременно приведёт к достижению положительного результата. Но для этого преподавателям необходимо создать для учеников наиболее благоприятные условия обучения:

  • Учебный материал должен удивлять детей и вызывать у них любопытство.
  • Задачи следует ставить так, чтобы их было интересно решать.
  • Обучение должно быть связано с жизнью учащихся, их играми или трудовой деятельностью.

В свою работу учителям рекомендуется включать специальные игровые процессы. Для этого подойдут такие виды игр, как:

  • операционные;
  • психодрама;
  • имитационные;
  • социодрама;
  • деловые;
  • исполнение ролей.

Проблемное обучение

В контексте домашней дидактики проблемное обучение — это обучение, при котором преподаватель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность студентов по решению учебных задач, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых знаний.

Проблемное обучение экологии — целенаправленный образовательный процесс, построенный на сотрудничестве и взаимодействии преподавателя и студентов, характеризующийся инициированием и осуществлением самостоятельной поисковой деятельности студентов по решению учебных проблем.

Впервые технология проблемно-ориентированного обучения появилась в 20-30-х годах XX века. Как в зарубежных, так и в отечественных школах проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952), который выделил четыре инстинкта обучения: социальный, конструктивный, художественного выражения, исследовательский. Для удовлетворения этих инстинктов ребенку предоставляли слово, произведения искусства, технические устройства как источники знаний; в то же время детей вовлекали в игру и практическую деятельность — труд.

Цель проблемного обучения — овладение не только результатами научного познания, но и способом, процессом получения этих результатов (овладение способами познания). Речь идет о формировании и развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер, развитии индивидуальных способностей ученика. В проблемно-ориентированном обучении акцент делается на общем развитии, а не на обучении студентов готовым научным выводам. Основными понятиями проблемного обучения являются «учебная проблема» и «проблемная ситуация».

В широком смысле проблема — сложный вопрос, исследование, решение, в науке проблема — противоречивая ситуация, возникающая в виде противоположных позиций при объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая для своего разрешения соответствующей теории. Признаками проблемы являются: создание проблемной ситуации (в науке или в процессе обучения), готовность и определенный интерес к поиску решения и возможность неоднозначного решения, что определяет различные направления поиска.

Проблемная ситуация — это особый вид психического взаимодействия субъекта и объекта; характеризуется психическим состоянием, возникающим у учащегося в ходе выполнения задания, которое стимулирует к поиску (открытию или усвоению) новых знаний или способов действия, ранее неизвестных субъекту.

Проблемная ситуация создается учебной или практической ситуацией, которая содержит известные и неизвестные группы элементов. Проблемная ситуация — это состояние психического затруднения, при котором человек испытывает потребность выйти из затруднения, разрешить его. Такая ситуация обычно возникает, когда существует несколько возможных решений при ограниченных данных источника информации.

Вот основные приемы создания проблемных ситуаций:

  • Студенты сталкиваются с необходимостью применять ранее полученные знания в новых практических условиях;
  • противоречие между теоретически возможным решением и его практической реализацией;
  • Трудности в обосновании и понимании действий учащихся.
  • Студенты не знают, как решить проблему, и т.д.

Схема проблемно-ориентированного обучения выглядит следующим образом:

Постановка проблемной задачи учителем, концентрация внимания на ситуации и стимулирование поиска неизвестного; повышение осознанности, решение проблемы на основе построения гипотезы и ее проверки, применение знаний для решения конкретных проблем.

Ход занятия

Вводная беседа:

Звучит песня о дружбе. Ребята, о чем песня? /О дружбе. /

— Как вы думаете, что значит дружить? /Рассуждения детей. /

— Ребята, а с кем можно дружить? /С другом. / А кто может быть другом? /Люди, животные, дети, родители. /

Можно сказать друг. А как можно сказать по-другому. Как? /Товарищ, приятель, дружок, дружище, подруга. /

— Ребята, я хочу рассказать вам историю о двух друзьях. Хотите послушать?

1. Постановка проблемы «Однажды встретились два друга.

— Ты знаешь, Саша, я сегодня потерял ключ, — сказал Сережа.

— Сережа, как же так? Ты что, в лесу заблудился? А я сегодня из ключа пил.Хорошая там вода: свежая, вкусная.

Мальчики друг на друга удивленно посмотрели, не поняли они друг друга. Пожали плечами и разошлись. Вот такая произошла история.»

Эвристическая беседа:

— О ком этот рассказ?

— Что случилось с Сережей?

— А что ответил Саша?

— Почему же друзья разошлись?

— Какая проблема возникла у мальчиков?

— Как вы думаете, почему они друг друга не поняли?

— Сможем ли мы помочь мальчикам?

— Как мы можем помочь мальчикам разобраться? (узнать про какие ключи они говорили).

— Теперь проблема мальчиков и наша проблема.

— Вы хотите помочь мальчикам разобраться?

2. Актуализация знаний — А какие вы знаете ключи?

Дети рассказывают, какие они знают ключи. /Скрипичный, гаечный, разводной, дверной/

Затем вместе с воспитателем рассматривают иллюстрации с ключами.

3. Выдвижение гипотез — Как вы думаете, какой ключ потерял Сережа? /предположения детей/

Воспитатель обобщает ответы детей:

— Значит,Сережа мог потерять :,:,или : ключ.

— Вспомните, что сказал о своем ключе Саша? /что он находится в лесу, что вода в нем вкусная и свежая/

— Что же это за ключ, из которого можно пить? /предположения детей/

Воспитатель обобщает ответы детей:

— Возможно — это какое-то место, где всегда есть вкусная и свежая вода.

4. Проверка решения — Как же мы можем проверить, правильные ли предположения мы сделали о Сашином и Сережином ключах? /посмотреть в словаре, энциклопедии, в Интернете,спросить у взрослых: /

—Из всех ов знаний в нашей группе есть :

-Давайте заглянем в него.

Проверка в словаре.

— Бьющий из земли водный. Как по-другому называют ключ? (родник).

Повторное рассматривание иллюстраций с разными «ключами», с добавлением иллюстрации ключа-родника.

Воспитатель читает стихотворение.

Много есть ключей:

Ключ — родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ — дверной. (Д. Лукич)

Физ. Минутка

Воспитатель читает,а дети выполняют движение со словами:

Буратино раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать

На носочки нужно встать.

— Какой ключ искал Буратино? /золотой, дверной/

— Представьте себе, что вы художники-волшебники, рисуете картины в воздухе.

Проводятся кинезиологические упражнения («рисование» в воздухе травы, деревьев, солнышка, кустика, облачко,дождик:.)

5. Введение в систему знаний Рассматривание иллюстрации ключа — родника

Воспитатель обращает внимание детей на то, что ключ

не просто вытекает из земли, а выбивается небольшим фонтанчиком

— Ребята, я была у ключа — родника и набрала там воды. Хотите попробовать? /дети пробуют/

Вода чистая, а в ключе — роднике еще чище, вода в реке быстрая, а в роднике — еще быстрее, вода прозрачная, а в роднике еще прозрачнее, вода в речке холодная, а роднике еще холоднее, вода прохладная, а в роднике еще прохладнее, вода свежая, а в роднике свежее, вода вкусная, а в роднике ключе вкуснее, вода светлая, а в роднике — ключе еще светлее.

Скажи «родник» — и вот возник,

Бежит в зеленой чаще

Веселый ключ журчащий.

Мы и родник зовем ключом.

(Ключ от дверей тут ни при чем).

Воспитатель предлагает еще раз назвать все ключи, с которыми дети сегодня встретились

— Все это называется — словом ключ. А внешне они похожи или разные?

— Если слово имеет оно значение, то оно однозначное, а если у слова много значений, то оно —: .

— Сколько значений у слова «ключ»?

— Значит, слово «ключ» —: .

— Ребята, какое мы с вами сделали открытие? /Что слово «ключ» имеет несколько значений, оно многозначное. /

— Давайте вспомним историю о мальчиках. Как мог сказать Саша, чтобы друг его понял? Какой мы можем сделать вывод. Нужно говорить так, чтобы тебя поняли. Мы помогли разобраться мальчикам, решили их проблему. Давайте поместим наше открытие в летопись открытий.

А сейчас давайте придумаем к слову ключ родственные слова (ключик, ключи, ключник, ключевой, ключевая,

Давайте, ребята, придумаем предложения со словом ключ (придумывание предложений по схемам).

Ребята, история про мальчиков закончилась. А я вам предлагаю придумать истории про ключи. Придумывание историй по схемам.

Научная дискуссия

В психолого-педагогической литературе понятие проблемного обучения трактуется по-разному: метод обучения обучению, принцип обучения, дидактический подход, технология проблемного диалога. Однако все авторы подчеркивают такие общие элементы проблемно-ориентированного обучения, как создание проблемных ситуаций и решение проблем.

По мнению И. Я. Лернера, проблемная ситуация — это «явно или смутно осознаваемое затруднение субъекта, преодоление которого требует поиска нового знания, новых возможностей для действия». Следовательно, создавая проблемную ситуацию, учащийся должен быть поставлен перед такой практической или теоретической задачей, чтобы новое содержание, подлежащее усвоению, заняло место неизвестного.

Однако не каждая проблемная ситуация стимулирует мышление, поэтому уместно говорить о необходимости ее построения и эмоционального представления. В этом случае необходимо приложить усилия, чтобы поставить ученика в позицию исследователя, первооткрывателя, научить его наблюдать и анализировать явления и процессы, происходящие в окружающем мире. Ученики начальной школы легко соскальзывают в роль исследователя, но необходимо постепенно обучать их умению обосновывать свою точку зрения или решение, пробуждать в них интерес к различным проблемам окружающего мира.

В психологической и педагогической литературе проводится различие между традиционными и реальными проблемными ситуациями. В первом случае, заимствованном из естественных наук, проблема адаптируется к возрасту учащихся, например, предлагается рассмотреть пищевые цепи, взаимосвязь живой и неживой природы. Однако объяснение и решение проблем, которые ребенок может наблюдать в реальной жизни, найдут более живой отклик в его сердце, поэтому такие проблемные ситуации будут мотивировать младшего школьника к изучению окружающего мира. Например, в Москве планируется построить несколько мусоросжигательных заводов: «Что делать с мусором — сжигать его или не сжигать?». Где разместить заводы по переработке отходов?» — являются приближенными формулировками проблемной ситуации. Таким образом, реальная проблема имеет две характеристики: 1) она личностно значима для ребенка; 2) она требует от ученика усилий для сбора необходимой информации, поиска путей решения проблемы и, самое главное, действий в соответствии с найденным решением.

При анализе проблемной ситуации выявляется элемент, вызвавший состояние интеллектуального затруднения, т.е. проблема. В процессе обучения проблема может принять форму проблемного вопроса или проблемного задания.

В педагогической литературе методология проблемно-решающих ситуаций достаточно разработана. В организации решения проблемы выделяют этапы:

  • 1) осознание проблемы, выявление противоречия;
  • 2) гипотеза;
  • 3) доказательство гипотезы;
  • 4) общий вывод.

Практика проблемно-ориентированного обучения показывает, что иногда трудно прийти к четкому общему выводу. Хотя такие ситуации чаще всего сопровождают процесс решения реальных задач, в любом случае учитель не должен бояться неоднозначности вывода, так как это свидетельствует о диалектических противоречиях, сложном пути познания, существовании различных точек зрения на тот или иной вопрос.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий