Массаж годовалому ребенку самостоятельно

Методы лечения плоскостопия

Полное излечение плоскостопия возможно только в детстве, поскольку у детей костный и мышечно-связочный аппараты находятся ещё в процессе формирования, и, устранив патологию, можно добиться последующего закрепления правильной формы стопы. Во взрослом возрасте речь идет лишь о некотором улучшении ситуации и остановке процесса дальнейшей деформации стопы.

Лечение плоскостопия у взрослых направлено, прежде всего, на снятие болевого синдрома и укрепление мышц и связок стопы.

Большое значение имеет ношение ортопедических стелек, позволяющих правильно распределять нагрузку по поверхности стопы. Ортопедические стельки-супинаторы возвращают стопе нормальное положение, выполняя при этом функцию амортизатора.

Обувь должна быть удобной, обязательно не тесной, с широким носком и на невысоком каблуке.

Травматологи-ортопеды «Семейного доктора» произведут диагностику заболевания (выявят степень плоскостопия) и назначат индивидуальный курс лечения. Чем раньше Вы обратитесь к врачу, тем меньшей деформации подвергнется Ваша стопа. При плоскостопии I-й степени еще возможна коррекция, дальше – только торможение деформации.

Медикаментозная терапия

Целью медикаментозной терапии при плоскостопии является снятие боли.

Физиотерапия

Для снятия боли также используются физиотерапевтические процедуры – массаж, магнитотерапия, фонофорез, электрофорез.

Лечебная физкультура

Ведущую роль в курсе лечения играет лечебная гимнастика, которой необходимо заниматься ежедневно. Комплекс лечебных упражнений подбирается лечащим врачом в зависимости от формы и положения стопы, возраста пациента и других индивидуальных особенностей. Такие специальные упражнения необходимо сочетать с обычными упражнениями для укрепления мышц голеней и стоп.

Хирургическое лечение

При высокой степени плоскостопия может потребоваться операция (исправление деформации стопы хирургическим методом).

Не занимайтесь самолечением. Обратитесь к нашим специалистам, которые правильно поставят диагноз и назначат лечение.

Основные упражнения

Эти упражнения — базовые, подходят для малышей до 3 месяцев. С возрастом к ним будут добавляться новые.

  • Поглаживание ручек от кисти вверх до плеча.

  • Поглаживание ножек от стопы до паховой складки.

  • Рефлекторное сгибание пальцев стопы (большим пальцем нажимаете на подошву под каждым пальчиком, и они рефлекторно сгибаются).

  • Поглаживание животика по часовой стрелке.

  • Поглаживание груди снизу-вверх, в сторону подмышечных впадин.

  • Рефлекторное разгибание спины (положите малыша на бочок, гладьте спинку вдоль позвоночника, чтобы он ее выгнул).

  • Поглаживание спинки, пока малыш лежит на животе.

  • Рефлекторное ползание (положите малыша на живот, подставьте ладонь к его стопам. Ребенок будет отталкиваться от ладони и ползти вперед).

Эффективные виды логопедического массажа для детей

Кратко рассмотрим некоторые популярные логопедические методики, при помощи которых лечат речевые расстройства у детей.

Логопедический массаж по Новиковой

Массаж зарекомендовал себя как надежный способ устранения разных нарушений речи. Методика благотворно влияет на ребенка в целом, а также затрагивает области нервной и мышечной систем, без активного участия которых речеобразующий процесс невозможен. В создании своего метода логопед Е. В. Новикова делает акцент на массаж языка, губ, щек, скул и мягкого неба с применением специальных зондов.

Несмотря на устрашающий вид инструментов, зондовый логопедический массаж довольно простой и показывает прекрасные результаты. В рабочем комплекте 8 оригинальных зондов, каждый из которых используют с определенной целью, массируя мышцы тех или иных участков речевого аппарата. Методика исправляет недостатки произношения у взрослых и детей. Малышам такой массаж показан уже с 6 месяцев.

Техника выполнения логопедического массажа зондами имеет некоторые особенности. Прежде всего, специалист осматривает артикуляционный аппарат: мимические, жевательные мышцы, мышцы губ, щек, языка и мягкого неба. Это дает возможность установить место локализации и степень дефекта. Продолжительность работы определяется тяжестью нарушения, возрастом пациента и его индивидуальными особенностями.

Для успешного лечения важны не только опыт и навыки логопеда, но и элементарная дисциплина родителей ребенка, ведь занятия должны быть своевременными и регулярными. Качественно выполненный зондовый массаж принесет свои плоды: нормализуется речевая моторика, активируется и восстановится деятельность всех пораженных участков.

Логопедический массаж ложками

Изобретателем этой методики массажа стал доктор Рене Кох. В качестве вспомогательного инструмента на занятиях используют обычную ложку, горячую или холодную. Для массажа лица подойдут чайные ложки, а для работы с полостью рта и языком удобно использовать кофейную ложечку.

Такой массаж примечателен следующими достоинствами:

  • качественно улучшает артикуляционные движения у ребенка;
  • способствует формированию правильного уклада органов артикуляционного аппарата;
  • нормализует тонус мимических и артикуляционных мышц;
  • развивает мелкую моторику;
  • совершенствует пространственную ориентацию.

По отзывам специалистов, логопедический массаж ложками имеет массу преимуществ:

  1. Ложки есть в каждой семье, а если нет подходящей по размеру ложки – ее нетрудно купить.
  2. Ложка не смущает и не пугает ребенка. Наоборот, столовый прибор вызывает приятные ассоциации с едой.
  3. Подавляющее большинство маленьких пациентов уже умеют обращаться с ложкой, поэтому им не составит труда выполнять задания логопеда. Более того, этот инструмент безопасен.
  4. Стерилизовать ложки не нужно, достаточно их вымыть.
  5. Занятие с ложками исключает у ребенка отрицательную реакцию на массаж руками логопеда.
  6. При самостоятельном выполнении массажа ложками дети легко запоминают названия частей лица и усваивают предлоги и предложные слова.
  7. Меняя температуру ложек, в процессе массажа легко добиться релаксационного или стимулирующего эффекта.
  8. Даже самая маленькая ложка – кофейная – воздействует на гораздо больший по площади участок, чем палец.
  9. При помощи ложки не составляет труда сделать такие массирующие движения, которые пальцами воспроизвести невозможно.
  10. Массаж ложками достаточно легкий и хорошо усваивается детьми.
  11. Выполнение заданий массажной программы ложками стимулирует развитие мелкой моторики.
  12. При выполнении самомассажа ложкой ребенок никогда не причинит себе боли.
  13. Массаж ложками могут изучить родители и успешно заниматься с ребенком в домашних условиях.

Логопедический массаж по Дьяковой

Дьякова Елена Александровна – практикующий логопед, кандидат наук, доцент логопедии, президент Международного института речевой патологии и автор более чем 60 научных и научно-практических работ по речевой патологии в целом и логопедическому массажу в частности. Специалист проводит регулярные мастер-классы для логопедов, дефектологов, массажистов речевых отделений, студентов дефектологических факультетов и небезразличных родителей. Полезные знания можно почерпнуть из библиографии автора или при личной встрече (по предварительной записи на мастер-класс).

Видео демонстрирует, как проводят логопедический массаж по Дьяковой:

https://youtube.com/watch?v=zTB4jmeensA

Как необходимо заниматься гимнастикой

Главное правило в лечебной гимнастике — это регулярное и систематическое выполнение упражнений. Однако объяснить маленькому ребенку необходимость занятий порой бывает очень сложно. Поэтому постарайтесь увлечь маленького пациента процессом лечебной физкультуры, проводя занятия в увлекательной игровой форме. Многие детки подражают своим родителям, поэтому ребенок будет намного охотнее заниматься вместе с мамой или папой, повторяя за ними упражнения.

Старайтесь внести в занятии максимальное разнообразие, периодически меняя упражнения, это важно, чтобы маленькому больному гимнастика не наскучила. Если малыш действительно устал, будет целесообразно прекратить тренировку и продолжить ее несколько позже

Дополнительные рекомендации

Несмотря на высокие показатели эффективности и результативности лечебной гимнастики, одних лишь упражнений для полной победы над вальгусной деформацией стоп у ребенка может быть недостаточно, особенно если болезнь находится в тяжелой, запущенной стадии. Ускорить процесс выздоровления поможет выполнение следующих предельно простых рекомендаций:

  1. Подберите ребенку качественную, удобную обувь с ортопедическими стельками.
  2. Делайте малышу теплые ножные ванночки с добавлением хвои или же морской соли. Такие терапевтические процедуры способствуют устранению напряжения в области мышечных групп и связок стопы.
  3. Совмещайте занятия лечебной физкультуры с массажем стоп, который рекомендуется делать регулярно.
  4. Составляя комплекс упражнений, обязательно проконсультируйтесь по этому поводу со специалистом.
  5. Хороший эффект дают занятия такими видами спорта, как плавание и упражнения на шведской стенке.

Что же касается профилактики данного заболевания, то предупредить развитие вальгусной деформации стопы у ребенка помогут грамотное планирование беременности и регулярное посещение специалиста в период ожидания малыша. Кроме того, не рекомендуется начинать ставить на ножки кроху, еще не достигшую восьмимесячного возраста. Следите за весом и развитием ребенка: лишние килограммы как и недостаточная масса тела, также выступают факторами, провоцирующими развитие вальгусной деформации.

Когда ожидать положительных результатов?

При систематическом подходе к занятиям лечебной физкультурой и строгом соблюдении рекомендации специалистов, первые результаты становятся заметны уже после недельного курса. Малышам легче ходить, устраняются болевые ощущения и чувство дискомфорта. Определить длительность лечения сложно, поскольку это зависит от стадии патологического процесса и индивидуальных особенностей малыша.

Наиболее ярко выраженные результаты лечебная гимнастика для стоп при вальгусе дает после года регулярных, систематических занятий.

Лечебная физкультура при вальгусе у детей — проверенная временем, эффективная методика, которая позволяет устранить признаки деформации и приостановить дальнейшее развитие патологического процесса. Для достижения предельно благоприятных результатов рекомендуется совмещать гимнастику с лечебным массажем и ношением ортопедической обуви.

С какого возраста делать массаж

Если нет никаких особенностей развития, то процедуры можно начинать, когда ребенку исполнится 3 недели. Первым делом применяем расслабляющий массаж, затем вводим общеукрепляющий. После 6 месяцев жизни добавляются ударные движения, пощипывания, разминания. С возраста 9 месяцев вводятся гимнастика и различные разрешенные упражнения.

И напоследок хочется сказать о главном

Вы можете овладеть различными техниками, но помните — делая детский массаж самостоятельно, соблюдайте ограничения, действуйте осторожно, увеличивайте нагрузку постепенно и не торопите ребенка с развитием. Тогда все манипуляции пойдут только на пользу

В каких случаях ходьба на цыпочках — это результат болезни?

Рассмотрим следующие патологические причины:

  • Эмоциональные расстройства. Причиной ходьбы на носочках могут стать стресс, повышенная тревожность. Ребенок становится на кончики пальцев в моменты психического напряжения, поэтому такая привычка рассматривается как необходимость в эмоциональной разрядке. Ходьба на носочках периодически наблюдается у гиперактивных, возбудимых, тревожных, застенчивых деток.
  • Перивентрикулярная лейкомаляция. Заболевание, встречающееся у недоношенных малышей, связано с поражением белого вещества головного мозга. Оно проявляется нарушениями координации движений и моторной дисфункцией.
  • Ортопедические нарушения в виде укорочения икроножных мышц или ахилловых сухожилий, патологического формирования свода стопы, воспаления пяточной кости. Дискомфорт при ходьбе вынуждает ребенка ходить на цыпочках.
  • Задержка психического развития. Ходьба на кончиках пальцев наблюдается в результате незрелости пирамидного пути, который обеспечивает проведение импульсов из головного мозга к нижним конечностям. Ее также относят к навязчивым движениям и стереотипным действиям, характерным для детей с психическим отставанием (сосание пальца или пустышки, взмахи руками, подпрыгивание, накручивание волос и т.д.). Нарушение ходьбы встречается почти в половине случаев аутизма.
  • Заболевания неврологического спектра, для которых свойственно повышение мышечного тонуса (детский церебральный паралич и другие). Гипертонус мышц в таких случаях диагностируется еще при рождении, обычно сопровождается задержкой психомоторного развития, нарушениями координации движений, умственной отсталостью. Причиной неврологических патологий является повреждение головного мозга, которое может возникнуть в результате перенесенных во время беременности вирусных инфекций, токсоплазмоза, обвития пуповиной, резус-конфликта, гипоксии плода.

Основные рекомендации

Несмотря на широкие возможности массажа, перед курсом следует ознакомиться с основными правилами проведения:

  • Выполнять через полчаса после еды или за 40 минут до кормления.
  • Кожа малыша должна быть сухая и чистая.
  • Не желательно проводить процедуру прямо перед сном.
  • Ребенок должен быть спокоен, не плакать и не кричать.

Простые движения можно выполнять дома самостоятельно. Главное следить за комфортом младенца, не допуская напряжения или беспокойства. Поглаживания выполняются сверху вниз, по направлению тока крови. Правильным действиям может обучить ваш участковый педиатр. Лечебный и общеукрепляющий массаж лучше доверить профессионалам.

Важно: до 3 месячного возраста массажу не подвергаются области подмышек, родничка и внутренняя поверхность бедра. Массаж для малышей не обязательно назначается врачом

Можно записаться на оздоровительный курс без специальных показаний, особенно важна процедура для недоношенных младенцев и детей, рожденных путем кесарева сечения

Массаж для малышей не обязательно назначается врачом. Можно записаться на оздоровительный курс без специальных показаний, особенно важна процедура для недоношенных младенцев и детей, рожденных путем кесарева сечения.

Несколько случайных отзывов

06.05.2015Анонимно

Спасибо большое доктору Павленко Олегу Викторовичу за внимание и доброту. Таких бы докторов побольше

18.07.2015Дашкова Т.С.

Большое спасибо хочу выразить Шагиной Ирине. Врач очень приятный, все хорошо объяснила, очень хорошо относится к детям даже под конец рабочего дня.
 

07.07.2015Нефедова Е.А.

Выражаю благодарность и признательность врачу-педиатру Элердовой Милане Алексеевне за профессионализм, чуткость, внимательность и доброту. Спасибо, доктор!
 

26.04.2017Наталья (дочка Голубева Надежда)

Лечили зубки дочке. Под общим наркозом,  ребенку не было и двух лет. Очень боялись наркоза, так как прочитали много негативного в интернете. Но все прошло очень хорошо. Да , конечно, ребенок плакал и капризничал после наркоза, но все это закончилось очень быстро. Сейчас у нас здоровые белые зубки и мы рады что решились на это. Спасибо доктору Рубанову С.С., за наши здоровые зубки.

Смотреть все

Оставить отзыв

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий