Введение Структура информатики
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
Изучение любого школьного предмета можно сравнить со строительством дома. Только этот дом складывается не из кирпичей и бетонных плит, а из знаний и умений. Строительство дома начинается с фундамента
Очень важно, чтобы фундамент был прочным, потому что на него опирается всё остальное сооружение. Фундаментом для курса «Информатика 10-11» являются знания и умения, которые вы получили, изучая курс информатики в основной школе в 7—9 классах
Вам уже не требуется объяснять, что такое компьютер и как он работает; с какой информацией может работать компьютер; что такое программа и программное обеспечение компьютера; что такое информационные технологии. В курсе информатики основной школы вы получили представление о том, в каком виде хранится информация в памяти компьютера, что такое алгоритм, информационная модель. Вы научились обращаться с клавиатурой, мышью, дисками, принтером; работать в среде операционной системы; получили основные навыки работы с текстовыми и графическими редакторами, с базами данных и электронными таблицами. Все эти знания и навыки вам будут необходимы при изучении курса «Информатика 10-11».
Термин «информатика» может употребляться в двух смыслах:• информатика как научная область, предметом изучения которой являются информация и информационные процессы; в которой осуществляется изобретение и создание новых средств работы с информацией;
• информатика как практическая область деятельности людей, связанная с применением компьютеров для работы с информацией.
Как современная техника немыслима без открытий теоретической физики, так и развитие информатики и информационных технологий невозможно без теории информации, теории алгоритмов и целого ряда других теорий в области кибернетики, лингвистики, семиотики, системологии и прочих наук.
В соответствии с современным пониманием, в информатике можно выделить четыре части:1) теоретическая информатика;
2) средства информатизации;
3) информационные технологии;
4) социальная информатика.
Теоретическая информатика — это научная область, предмет изучения которой — информация и информационные процессы. Как любая фундаментальная наука, теоретическая информатика раскрывает законы и принципы в своей предметной области.
Вторую и третью части в совокупности можно назвать прикладной информатикой.
Прикладная информатика — это область практического применения понятий, законов и принципов, выработанных теоретической информатикой. Прикладная информатика, безусловно, связана с применением компьютеров и информационных технологий.
В наше время таких прикладных областей очень много: это решение научных задач с помощью компьютера, издательская деятельность, разработка информационных систем, управление различными объектами и системами, техническое проектирование, компьютерное обучение, сетевые информационные технологии и многое-многое другое.
В последние годы в информатике сформировалось новое направление, которое называют социальной информатикой.
Его появление связано с тем, что широкое внедрение в жизнь компьютерных технологий и современных средств информационных коммуникаций (Интернета, сотовой связи) оказывает все более сильное влияние на общество в целом и на каждого отдельного человека. Общественное развитие движется к своей новой ступени — к информационному обществу.
Предметная область современной информатики очень велика и разнообразна. Как известно, нельзя объять необъятное. И наш курс затронет лишь часть тем и задач информатики. Вопросы, которые мы с вами будем изучать, относятся к четырем важнейшим понятиям информатики:1) информационные процессы;
2) информационные системы;
3) информационные модели;
4) информационные технологии.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ И ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ В КАБИНЕТЕ ИНФОРМАТИКИ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Кабинет информатики является учебным кабинетом и наряду с другими
кабинетами предназначен для нормального обеспечения учебного процесса в
школе, в нем обязательны для исполнения все общешкольные правила и
инструкции.
Вместе с тем, кабинет информатики является специально оборудованным
кабинетом, в котором действуют особые правила техники безопасности,
поэтому к работе в нем допускаются лишь те лица, которые прошли
индивидуальный фиксированный инструктаж по правилам безопасности,
который проводится не реже одного раза в полугодие. Ответственным за это
является заведующий кабинетом.
2. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В УЧЕБНОМ КАБИНЕТЕ ИНФОРМАТИКИ
2.1. Находясь в кабинете информатики, учащиеся обязаны:
- соблюдать дисциплину и порядок, правила техники безопасности и чистоту;
- занимать рабочие места согласно указаниям преподавателя и не менять их самовольно;
- заниматься только тем видом деятельности, которую определил преподаватель;
- немедленно сообщать преподавателю о любых замеченных неисправностях оборудования или неверной работе программного обеспечения;
- немедленно сообщать преподавателю о любом случае травматизма в кабинете, особенно от электрического тока.
2.2. Находясь в кабинете информатики, учащийся имеет право:
- на помощь и консультацию преподавателя;
- отказаться от продолжения работы с компьютером, если длительность
именно его индивидуальной работы превышает допустимые санитарные нормы; - самостоятельно экстренно отключить электрооборудование, если от этого зависит безопасность его или окружающих.
3. ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ В КАБИНЕТЕ ИНФОРМАТИКИ
3.1. ИСТОЧНИКИ ОПАСНОСТИ:
- электроприборы с напряжением питания 220 В, мониторы и телевизоры
напряжением на кинескопе до 18000 В, которые могут явиться источником
электротравматизма; - наличие электроприборов увеличивает опасность возгорания;
- мониторы компьютеров, телевизоры являются слабыми источниками
ионизирующего излучения электромагнитных, электрических и магнитных
статических полей.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- работать с электроприборами, имеющими повреждения корпуса или изоляции соединительных проводов;
- производить самовольное переключение разъёмов оборудования;
- приносить и самовольно подключать какое-либо оборудование;
- вставлять в отверстие приборов посторонние предметы;
- выключать или включать приборы без разрешения преподавателя.
- Если производится выключение/включение, то интервал времени между
включением/и выключением/включением должен быть не менее 15 секунд.
В СЛУЧАЕ ПОРАЖЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОКОМ, НЕОБХОДИМО:
- прекратить действие тока (лучше всего экстренным выключением
приборов, т.к. попытка оттащить пострадавшего может привести к поражению
током спасающего); - немедленно сообщить о происшедшем преподавателю (даже если на первый взгляд всё обошлось лёгким испугом);
- оказать первую медицинскую помощь, если необходима
ЗАПРЕЩАЕТСЯ
- использовать источники открытого огня (спички, зажигалки, петарды и др.);
- приносить на уроки легковоспламеняющиеся вещества (лаки, краски, порох и т.п.);
- пользоваться неисправными электроприборами (в случае появления
специфического запаха горящей изоляции, соответствующий прибор
необходимо немедленно отключить и сообщить учителю); - загромождать или закрывать проходы к путям эвакуации и доступ к средствам первичного пожаротушения;
- производить тушение возгорания не отключенных электроприборов водой или обычными огнетушителями;
- привлекать учащихся к тушению пожара.
НЕОБХОДИМО:
- немедленно отключить все электроприборы, определить источники
возгорания (задымленности) и ликвидировать его средствами первичного
пожаротушения; - если первичные действия по ликвидации возгорания в течение первых же
минут не дали результата, учащиеся эвакуируются согласно плану
эвакуации, по школе объявляется тревога, сообщается о пожар
4. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРИ РАБОТЕ С КОМПЬЮТЕРОМ
- расстояние от центра экрана до глаз учащихся должно быть не менее 60 см;
- время интенсивной непрерывной работы на компьютере не должно превышать 25 минут, после чего обязателен перерыв с разминкой;
- в кабинете должна быть обеспечена вентиляция и проветривание между уроками.
https://youtube.com/watch?v=sPtLgAiqXRY
Ход занятия:
Организационный момент. Актуализация знаний.
Приветствие.
Компьютерный кабинет отличается от других кабинетов тем, что в нем установлена дорогая, современная техника. Как вы думаете, как же нужно вести себя в таком кабинете? Что необходимо знать, чтобы сберечь и не нанести вреда технике и своему здоровью?
Необходимо знать и применять технику безопасности и правила поведения в компьютерном кабинете. Тема и цель занятия (презентация, слайд 1).
Изучение нового материала.
Изучение инструкции по правилам ТБ (презентация)
(Приложение 1)
Обучающиеся ознакомившись с инструкцией.
Изучение комплекса упражнений для глаз при работе с компьютером
Обучающиеся вместе с учителем выполняют упражнения для глаз. (Приложение 2)
Закрепление знаний
Ответы на вопросы педагога по ТБ.
Подведение итогов.
Анализ занятия. Самооценка и анализ выполненной работы.
По окончанию занятия учащимся раздают буклеты с правилами ТБ. За каждым учащимся закрепляется компьютер.
Приложение 1
Инструкция по правилам техники безопасности в кабинете информатики
1. В кабинете вычислительной техники установлена дорогостоящая, сложная техника – компьютеры, принтер и другие технические средства. Поэтому: бережно обращайтесь с этой техникой; спокойно, не торопясь, не толкаясь, не задевая столы, входите в кабинет и занимайте отведенное вам место, ничего не трогая на столах.
2. На вашем рабочем месте размещены составные части ЭВМ – клавиатура, монитор, системный блок, мышь. Неправильное обращение с аппаратурой, кабелями и монитором может привести к тяжелым поражениям электрическим током, вызвать загорание аппаратуры. Поэтому
С Т Р О Г О З А П Р Е Щ А Е Т С Я:
трогать разъемы соединительных кабелей;
прикасаться к питающим проводам и устройствам заземления;
прикасаться к экрану и к тыльной стороне монитора, клавиатуры, системного блока;
включать и отключать аппаратуру без указаний учителя;
класть предметы на монитор и клавиатуру;
работать во влажной одежде и влажными руками.
3. При появлении запаха гари, огня немедленно прекратить работу, выключить аппаратуру и сообщить об этом учителю.
4. Перед началом работы убедитесь в отсутствии видимых причин повреждений рабочего места; сядьте так, чтобы линия взора приходилась в центр экрана, чтобы, не наклоняясь пользоваться клавиатурой и воспринимать передаваемую на экран монитора информацию; разместите на столе учебные принадлежности так, чтобы они не мешали работе на ЭВМ; внимательно слушайте объяснения учителя и старайтесь понять цель и последовательность действий, в случае необходимости обращайтесь к преподавателю; начинайте работу только по указанию учителя.
5. Следует работать от монитора на расстоянии 60 – 70 см, соблюдая правильную посадку, не сутулясь, не наклоняясь. Учащимся, имеющим очки для постоянного ношения, быть в очках.
6. Работа на ЭВМ требует большого внимания, четких действий, поэтому нельзя работать при недостаточном освещении, при плохом самочувствии.
7. Во время работы:
строго выполняйте все указанные выше правила, а также текущие указания учителя;
следите за исправностью аппаратуры и немедленно прекращайте работу при появлении необычного звука или самопроизвольного отключения аппаратуры, немедленно сообщить о случившемся учителю;
плавно нажимайте клавиши;
не пользуйтесь клавиатурой, если не подключено напряжение;
работайте чистыми руками;
не пытаться самопроизвольно отключать и исправлять неисправности.
8. Вы должны хорошо знать и грамотно выполнять эти правила, точно следовать указаниям преподавателя, чтобы успешно овладеть знаниями, умениями, навыками; сберечь школьное имущество.
Вы отвечаете за состояние своего рабочего места и сохранность размещенного на нем оборудования.
НЕВЫПОЛНЕНИЕ ПРАВИЛ – ГРУБЕЙШЕЕ НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА И ДИСЦИПЛИНЫ.
(Приложение 2)
Комплекс упражнений для глаз при работе с компьютером
Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.
1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 – 4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1 – 4. До усталости глаза доводить нельзя. Затем посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 – 4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1 – 6. Аналогичным путем проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз.
4. Перевести взгляд быстро направо – вверх – налево – вниз и потом прямо вдаль на счет 1 – 6; затем налево – вверх – направо – вниз и посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.
Требования к учащимся по безопасному поведению
по окончании занятий
1. Отключите источник электропитания, (ПК и монитора).
2. Уберите рабочее место.
3. Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы, сообщите учителю.
4. Приведите себя в порядок, вымойте руки с мылом.
Требования к учащимся по безопасному поведению
при возникновении аварийной ситуации
1. Обнаружив неисправность в электрических устройствах (перегрев проводов, появления гари, искрения) находящихся под напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом учителю.
2. При необходимости заберите свои личные вещи, покиньте кабинет, и следуйте за учителем.
3. При эвакуации необходимо передвигаться в колонну по одному, не толкаясь и без суеты, не создавая помех другим лицам, внимательно слушать команды учителя или руководителя эвакуационных (спасательных) работ;
4. Пострадавшим должна быть оказана первая помощь. После оказания первой помощи следует обратиться в медицинское учреждение.
Разработчик
Заведующий кабинетом информатики ___________ ___________________
(подпись) (фамилия, инициалы)
Требования безопасности перед началом работы
Перед тем, как приступить к работе в кабинете информатики, необходимо ознакомиться с основными требованиями безопасности. Соблюдение этих требований поможет предотвратить возможные риски и обеспечить безопасную работу.
1. Проверка электрооборудования
- Перед началом работы необходимо проверить исправность всех электрических устройств и кабелей, используемых в кабинете. В случае обнаружения повреждений или неисправностей, обращайтесь к администратору для их устранения.
- Проверьте, что все электрические розетки имеют заземление и в них подключены стабилизаторы напряжения для защиты от скачков и перенапряжений.
2. Размещение кабеля и проводов
- Не допускайте прохождение кабеля и проводов по проходам и рабочим зонам. Соедините кабели в кабель-каналах или распределительных коробках, чтобы избежать их повреждения и спотыкания.
- Убедитесь, что все провода надежно закреплены и не торчат, чтобы избежать случайных травм.
3. Правила эксплуатации компьютеров
- Не блокируйте вентиляционные отверстия компьютеров, чтобы избежать перегрева. Регулярно чистите пылесборники и убирайте пыль внутри системных блоков.
- Не перегружайте компьютеры и не подключайте к ним неподходящие устройства или периферийные устройства.
- Не трогайте внутренние компоненты компьютера без необходимого разрешения и знания соответствующих норм безопасности.
4. Правила работы с программным обеспечением
- Убедитесь, что все программное обеспечение на компьютерах обновлено до последней версии и защищено актуальными антивирусными программами.
- Не устанавливайте и не запускайте неизвестное или подозрительное программное обеспечение, чтобы избежать заражения вирусами или другим вредоносным ПО.
- Обратитесь к администратору или учителю в случае возникновения проблем с программным обеспечением или необходимости установки новых программ.
5. Эргономика рабочего места
Требование | Рекомендации |
---|---|
1. Правильное положение тела | Сидите прямо, не наклоняйте голову и не вытягивайте шею. Регулируйте высоту стула и монитора для достижения оптимального положения. |
2. Предотвращение усталости глаз | Регулируйте яркость и контрастность монитора, а также делайте перерывы и упражнения для глаз. Не забудьте также о правильной освещенности помещения. |
3. Правильное положение рук и запястий | Регулируйте высоту и угол клавиатуры и мыши для удобного положения рук и запястий. Избегайте сильного нажима на клавиши и машинной работы без перерывов. |
4. Организация рабочего пространства | Держите рабочий стол в чистоте и порядке. Уберите лишние предметы, чтобы избежать спотыканий. Используйте подставку для ноутбука, если работаете на нем. |
Соблюдение требований безопасности перед началом работы поможет снизить риск возникновения травм и проблем со здоровьем. Будьте внимательны и ответственны!
Требования по технике безопасности во время работы
Во время работы должны выполняться следующие правила и требования:
- будьте внимательны и осторожны; каждый учащийся во время занятия отвечает за состояние своего рабочего места и размещенного на нем оборудования;
- не размещайте на компьютерном столе посторонние предметы, портфели;
- не кладите на клавиатуру тетради, учебники и прочие предметы;
- работайте на клавиатуре чистыми, сухими руками;
- не ударяйте резко по клавишам и не нажимайте их бесцельно;
- не передвигайте самостоятельно системные блоки и мониторы;
- не трогайте руками разъемы и соединительные кабели, экран монитора;
- не покидайте рабочее место без разрешения учителя;
- если вы работаете за компьютерным столом, то входящих в кабинет приветствуйте сидя;
- учащимся, которые носят очки, рекомендуется в них же и работать за компьютером;
- запрещается устанавливать на компьютер новые программы и удалять уже существующие без разрешения учителя;
- нельзя удалять, переименовывать, перемещать системные файлы и папки, а также работы других пользователей;
- работать только с теми приложениями, которые необходимы для выполнения задания и определены в инструкции, либо учителем;
- сообщать учителю о любых неисправностях и поломках оборудования, а также о каких-либо зависаниях системы, неправильной работе программ и прочего;
- немедленно сообщайте учителю о возникновении любых случаев травматизма одноклассников, особенно если речь идет о повреждениях электрическим током;
- самовольно подсоединять и использовать какое-либо оборудование, в том числе и носители информации;
- если по техническим причинам производится внеплановое включение/выключение техники, то интервал времени между включением/выключением и выключением/включением должен составлять не менее 15 секунд;
- запрещается продолжать работу в случае ухудшения самочувствия; об этом сразу необходимо сообщить учителю;
- при усталости глаз, необходимо сделать перерыв и выполнить гимнастику для глаз;
- при появлении запаха гари, постороннего шума, необычных звуков немедленно прекратить работу, и сообщить учителю;
- длительность работы за компьютером для школьников должна быть строго регламентирована, чтобы не провоцировать развитие глазных патологий.
Для различных возрастных групп школьников это время тоже различно.
Например, для учащихся 1 класса это время составляет не более 10 минут, для учащихся 2-5 классов оно немного увеличивается и составляет уже 15 минут. Этого времени вполне достаточно, чтобы успеть на уроке выполнить задание на компьютере, а остальное время посвятить оформлению работы, изучению нового материала.
Время, регламентируемое для непрерывной работы за компьютером для учащихся 6-7 классов составляет 20 минут. Если школьник не успел выполнить задание в течение этого времени, он может закончить его дома. Если же речь идет о выполнении домашнего задания, то нужно делать небольшие перерывы в работе, чтобы глаза успевали отдохнуть.
Что касается непрерывной работы за компьютером для учащихся 8-9 классов , то оно составляет 25 минут, а для учащихся 10-11 классов — 30 минут, после чего сделать перерыв в работе хотя бы на 10-15 минут при выполнении домашнего задания и не менее 3-5 минут непосредственно на уроке, для выполнения специальных упражнений, снимающих зрительное и мышечное утомление.
Важно! Длительное сидение школьников перед компьютером чревато ухудшением качества зрения и развитием патологий нервной системы
Правила безопасности до начала работы с оборудованием
- Запрещается заходить в класс с продуктами питания, громоздкими вещами, в головных уборах и верхней одежде.
- Запрещается заходить в компьютерный класс в грязной одежде и обуви.
- Не разрешается беседовать, отвлекать соседей, шуметь.
- Запрещается вставать с места, ходить и бегать по классу.
- Персональные гаджеты учеников (мобильные телефоны, планшеты) необходимо отключать и убирать в сумки.
- Нельзя использовать несколько компьютеров в течение одного учебного занятия.
- В начале работы каждому учащемуся следует внимательно осмотреть свой компьютер и проверить, не повреждено ли оборудование. Если да, сразу сообщить преподавателю.
- Нельзя включать или выключать оборудование компьютерного класса без позволения учителя.
- Также учащимся не разрешается включать/выключать напряжение в сети в классе.
Правила безопасности во время работы
- Необходимо бережно и аккуратно обращаться с оборудованием. Запрещается стучать по монитору, системному блоку, ударять мышкой об парту и т. д.
- При выявлении неисправностей в оборудовании, самопроизвольного выключения техники, разного рода поломок незамедлительно сообщить учителю, предварительно прекратив работу со сломанной аппаратурой.
- Не разрешается самостоятельно пытаться починить технику.
- Использовать компьютер только для выполнения заданий, данных преподавателем.
- Держать правильную осанку.
- Соблюдать оптимальную дистанцию между глазами и экраном компьютера.
- Не устанавливать в настройках экрана яркость на максимум.
- Если возникла чрезвычайная ситуация, необходимо сохранять спокойствие и выполнять указания учителя.
Требования по технике безопасности по окончанию работы
По окончании выполнения практической работы учащийся должен:
- сообщить об этом учителю;
- если того требует учебный процесс, сохранить файлы в личной папке на переносном электронном носителе;
- закрыть все программы и папки;
- правильно выключить компьютер;
- задвинуть полку стола, где размещена клавиатура, и затем придвинуть стул к столу.
В кабинете информатики запрещено без преподавателя:
- включать и выключать компьютеры и другую технику;
- втыкать в розетки и вынимать штепсельные вилки;
- пользоваться розетками в личных целях (заряжать мобильный телефон, ноутбук, планшет);
- подсоединять и отсоединять различные разъемы, соединительные кабели;
- работать за компьютером и с другими устройствами, расположенными в кабинете;
- пытаться отремонтировать неисправную технику самостоятельно.
Техника безопасности в компьютерном классе: что запрещено
- Пользоваться сломанной аппаратурой.
- Соединять, отключать, подключать какие-либо кабели и провода, когда напряжение в сети включено.
- Работать, когда открыты кожухи компьютерных устройств.
- Прикасаться к экрану и тыльной стороне монитора, проводам и прочим частям оборудования, проводящим электрический ток.
- Прикасаться к автоматам защиты и сигнализационным устройствам.
- Во время работы с техникой прикасаться в батареям в кабинете, трубам и т. д.
- Самовольно пытаться починить неисправную клавиатуру.
- Слишком сильно давить на кнопки и ударять по ним.
- Использовать посторонние предметы для нажатия на кнопки и клавиши.
- Перемещать парты, а также стоящие на них мониторы и системные блоки.
- Вносить в класс верхнюю одежду и оставлять ее там.
- Приносить портфель или сумку к месту работы за компьютером.
- Оставлять в проходах между столами сумки и другие предметы, мешающие ходить.
- Бегать по кабинету.
- Класть на монитор, клавиатуру или системный блок любые предметы.
- Трогать аппаратуру мокрыми или испачканными руками.
- Работать с оборудованием во влажной одежде.
- Пользоваться компьютером при плохом освещении.
- Слишком долго находиться за компьютером.