Техника безопасности в кабинете информатики

Введение Структура информатики

Изучение любого школьного предмета можно сравнить со строительством дома. Только этот дом складывается не из кирпичей и бетонных плит, а из знаний и умений. Строительство дома начинается с фундамента

Очень важно, чтобы фундамент был прочным, потому что на него опирается всё остальное сооружение. Фундаментом для курса «Информатика 10-11» являются знания и умения, которые вы получили, изучая курс информатики в основной школе в 7—9 классах

Вам уже не требуется объяснять, что такое компьютер и как он работает; с какой информацией может работать компьютер; что такое программа и программное обеспечение компьютера; что такое информационные технологии. В курсе информатики основной школы вы получили представление о том, в каком виде хранится информация в памяти компьютера, что такое алгоритм, информационная модель. Вы научились обращаться с клавиатурой, мышью, дисками, принтером; работать в среде операционной системы; получили основные навыки работы с текстовыми и графическими редакторами, с базами данных и электронными таблицами. Все эти знания и навыки вам будут необходимы при изучении курса «Информатика 10-11».

Термин «информатика» может употребляться в двух смыслах:• информатика как научная область, предметом изучения которой являются информация и информационные процессы; в которой осуществляется изобретение и создание новых средств работы с информацией;
• информатика как практическая область деятельности людей, связанная с применением компьютеров для работы с информацией.

Как современная техника немыслима без открытий теоретической физики, так и развитие информатики и информационных технологий невозможно без теории информации, теории алгоритмов и целого ряда других теорий в области кибернетики, лингвистики, семиотики, системологии и прочих наук.

В соответствии с современным пониманием, в информатике можно выделить четыре части:1) теоретическая информатика;
2) средства информатизации;
3) информационные технологии;
4) социальная информатика.

Теоретическая информатика — это научная область, предмет изучения которой — информация и информационные процессы. Как любая фундаментальная наука, теоретическая информатика раскрывает законы и принципы в своей предметной области.

Вторую и третью части в совокупности можно назвать прикладной информатикой.

Прикладная информатика — это область практического применения понятий, законов и принципов, выработанных теоретической информатикой. Прикладная информатика, безусловно, связана с применением компьютеров и информационных технологий.

В наше время таких прикладных областей очень много: это решение научных задач с помощью компьютера, издательская деятельность, разработка информационных систем, управление различными объектами и системами, техническое проектирование, компьютерное обучение, сетевые информационные технологии и многое-многое другое.

В последние годы в информатике сформировалось новое направление, которое называют социальной информатикой.

Его появление связано с тем, что широкое внедрение в жизнь компьютерных технологий и современных средств информационных коммуникаций (Интернета, сотовой связи) оказывает все более сильное влияние на общество в целом и на каждого отдельного человека. Общественное развитие движется к своей новой ступени — к информационному обществу.

Предметная область современной информатики очень велика и разнообразна. Как известно, нельзя объять необъятное. И наш курс затронет лишь часть тем и задач информатики. Вопросы, которые мы с вами будем изучать, относятся к четырем важнейшим понятиям информатики:1) информационные процессы;
2) информационные системы;
3) информационные модели;
4) информационные технологии.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ И ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ В КАБИНЕТЕ ИНФОРМАТИКИ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Кабинет информатики является учебным кабинетом и наряду с другими
кабинетами предназначен для нормального обеспечения учебного процесса в
школе, в нем обязательны для исполнения все общешкольные правила и
инструкции.

Вместе с тем, кабинет информатики является специально оборудованным
кабинетом, в котором действуют особые правила техники безопасности,
поэтому к работе в нем допускаются лишь те лица, которые прошли
индивидуальный фиксированный инструктаж по правилам безопасности,
который проводится не реже одного раза в полугодие. Ответственным за это
является заведующий кабинетом.

2. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В УЧЕБНОМ КАБИНЕТЕ ИНФОРМАТИКИ

2.1. Находясь в кабинете информатики, учащиеся обязаны:

  • соблюдать дисциплину и порядок, правила техники безопасности и чистоту;
  • занимать рабочие места согласно указаниям преподавателя и не менять их самовольно;
  • заниматься только тем видом деятельности, которую определил преподаватель;
  • немедленно сообщать преподавателю о любых замеченных неисправностях оборудования или неверной работе программного обеспечения;
  • немедленно сообщать преподавателю о любом случае травматизма в кабинете, особенно от электрического тока.

2.2.   Находясь в кабинете информатики, учащийся имеет право:

  • на помощь и консультацию преподавателя;
  • отказаться от продолжения работы с компьютером, если длительность
    именно его индивидуальной работы превышает допустимые санитарные нормы;
  • самостоятельно экстренно отключить электрооборудование, если от этого зависит безопасность его или окружающих.

3. ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ В КАБИНЕТЕ ИНФОРМАТИКИ

3.1. ИСТОЧНИКИ ОПАСНОСТИ:

  • электроприборы с напряжением питания 220 В, мониторы и телевизоры
    напряжением на кинескопе до 18000 В, которые могут явиться источником
    электротравматизма;
  • наличие электроприборов увеличивает опасность возгорания;
  • мониторы компьютеров, телевизоры являются слабыми источниками
    ионизирующего излучения электромагнитных, электрических и магнитных
    статических полей.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  • работать с электроприборами, имеющими повреждения корпуса или изоляции соединительных проводов;
  • производить самовольное переключение разъёмов оборудования;
  • приносить и самовольно подключать какое-либо оборудование;
  • вставлять в отверстие приборов посторонние предметы;
  • выключать или включать приборы без разрешения преподавателя.
  • Если производится выключение/включение, то интервал времени между
    включением/и выключением/включением должен быть не менее 15 секунд.

В СЛУЧАЕ ПОРАЖЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОКОМ, НЕОБХОДИМО:

  • прекратить действие тока (лучше всего экстренным выключением
    приборов, т.к. попытка оттащить пострадавшего может привести к поражению
    током спасающего);
  • немедленно сообщить о происшедшем преподавателю (даже если на первый взгляд всё обошлось лёгким испугом);
  • оказать первую медицинскую помощь, если необходима

ЗАПРЕЩАЕТСЯ

  • использовать источники открытого огня (спички, зажигалки, петарды и др.);
  • приносить на уроки легковоспламеняющиеся вещества (лаки, краски, порох и т.п.);
  • пользоваться неисправными электроприборами (в случае появления
    специфического запаха горящей изоляции, соответствующий прибор
    необходимо немедленно отключить и сообщить учителю);
  • загромождать или закрывать проходы к путям эвакуации и доступ к средствам первичного пожаротушения;
  • производить тушение возгорания не отключенных электроприборов водой или обычными огнетушителями;
  • привлекать учащихся к тушению пожара.

НЕОБХОДИМО:

  • немедленно отключить все электроприборы, определить источники
    возгорания (задымленности) и ликвидировать его средствами первичного
    пожаротушения;
  • если первичные действия по ликвидации возгорания в течение первых же
    минут не дали результата, учащиеся эвакуируются согласно плану
    эвакуации, по школе объявляется тревога, сообщается о пожар

4. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРИ РАБОТЕ С КОМПЬЮТЕРОМ

  • расстояние от центра экрана до глаз учащихся должно быть не менее 60 см;
  • время интенсивной непрерывной работы на компьютере не должно превышать 25 минут, после чего обязателен перерыв с разминкой;
  • в кабинете должна быть обеспечена вентиляция и проветривание между уроками.

https://youtube.com/watch?v=sPtLgAiqXRY

Ход занятия:

Организационный момент. Актуализация знаний.

Приветствие.

Компьютерный кабинет отличается от других кабинетов тем, что в нем установлена дорогая, современная техника. Как вы думаете, как же нужно вести себя в таком кабинете? Что необходимо знать, чтобы сберечь и не нанести вреда технике и своему здоровью?

Необходимо знать и применять технику безопасности и правила поведения в компьютерном кабинете. Тема и цель занятия (презентация, слайд 1).

Изучение нового материала.

Изучение инструкции по правилам ТБ (презентация)

(Приложение 1)

Обучающиеся ознакомившись с инструкцией.

Изучение комплекса упражнений для глаз при работе с компьютером

Обучающиеся вместе с учителем выполняют упражнения для глаз. (Приложение 2)

Закрепление знаний

Ответы на вопросы педагога по ТБ.

Подведение итогов.

Анализ занятия. Самооценка и анализ выполненной работы.

По окончанию занятия учащимся раздают буклеты с правилами ТБ. За каждым учащимся закрепляется компьютер.

Приложение 1

Инструкция по правилам техники безопасности в кабинете информатики

1. В кабинете вычислительной техники установлена дорогостоящая, сложная техника – компьютеры, принтер и другие технические средства. Поэтому: бережно обращайтесь с этой техникой; спокойно, не торопясь, не толкаясь, не задевая столы, входите в кабинет и занимайте отведенное вам место, ничего не трогая на столах.

2. На вашем рабочем месте размещены составные части ЭВМ – клавиатура, монитор, системный блок, мышь. Неправильное обращение с аппаратурой, кабелями и монитором может привести к тяжелым поражениям электрическим током, вызвать загорание аппаратуры. Поэтому

С Т Р О Г О З А П Р Е Щ А Е Т С Я:

трогать разъемы соединительных кабелей;

прикасаться к питающим проводам и устройствам заземления;

прикасаться к экрану и к тыльной стороне монитора, клавиатуры, системного блока;

включать и отключать аппаратуру без указаний учителя;

класть предметы на монитор и клавиатуру;

работать во влажной одежде и влажными руками.

3. При появлении запаха гари, огня немедленно прекратить работу, выключить аппаратуру и сообщить об этом учителю.

4. Перед началом работы убедитесь в отсутствии видимых причин повреждений рабочего места; сядьте так, чтобы линия взора приходилась в центр экрана, чтобы, не наклоняясь пользоваться клавиатурой и воспринимать передаваемую на экран монитора информацию; разместите на столе учебные принадлежности так, чтобы они не мешали работе на ЭВМ; внимательно слушайте объяснения учителя и старайтесь понять цель и последовательность действий, в случае необходимости обращайтесь к преподавателю; начинайте работу только по указанию учителя.

5. Следует работать от монитора на расстоянии 60 – 70 см, соблюдая правильную посадку, не сутулясь, не наклоняясь. Учащимся, имеющим очки для постоянного ношения, быть в очках.

6. Работа на ЭВМ требует большого внимания, четких действий, поэтому нельзя работать при недостаточном освещении, при плохом самочувствии.

7. Во время работы:

строго выполняйте все указанные выше правила, а также текущие указания учителя;

следите за исправностью аппаратуры и немедленно прекращайте работу при появлении необычного звука или самопроизвольного отключения аппаратуры, немедленно сообщить о случившемся учителю;

плавно нажимайте клавиши;

не пользуйтесь клавиатурой, если не подключено напряжение;

работайте чистыми руками;

не пытаться самопроизвольно отключать и исправлять неисправности.

8. Вы должны хорошо знать и грамотно выполнять эти правила, точно следовать указаниям преподавателя, чтобы успешно овладеть знаниями, умениями, навыками; сберечь школьное имущество.

Вы отвечаете за состояние своего рабочего места и сохранность размещенного на нем оборудования.

НЕВЫПОЛНЕНИЕ ПРАВИЛ – ГРУБЕЙШЕЕ НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА И ДИСЦИПЛИНЫ.

(Приложение 2)

Комплекс упражнений для глаз при работе с компьютером

Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 – 4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1 – 4. До усталости глаза доводить нельзя. Затем посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 – 4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1 – 6. Аналогичным путем проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз.

4. Перевести взгляд быстро направо – вверх – налево – вниз и потом прямо вдаль на счет 1 – 6; затем налево – вверх – направо – вниз и посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

Требования к учащимся по безопасному поведению

по окончании занятий

1. Отключите источник электропитания, (ПК и монитора).

2. Уберите рабочее место.

3. Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы, сообщите учителю.

4. Приведите себя в порядок, вымойте руки с мылом.

Требования к учащимся по безопасному поведению

при возникновении аварийной ситуации

1. Обнаружив неисправность в электрических устройствах (перегрев проводов, появления гари, искрения) находящихся под напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом учителю.

2. При необходимости заберите свои личные вещи, покиньте кабинет, и следуйте за учителем.

3. При эвакуации необходимо передвигаться в колонну по одному, не толкаясь и без суеты, не создавая помех другим лицам, внимательно слушать команды учителя или руководителя эвакуационных (спасательных) работ;

4. Пострадавшим должна быть оказана первая помощь. После оказания первой помощи следует обратиться в медицинское учреждение.

Разработчик

Заведующий кабинетом информатики           ___________       ___________________      

                                                                               (подпись)             (фамилия, инициалы)

Требования безопасности перед началом работы

Перед тем, как приступить к работе в кабинете информатики, необходимо ознакомиться с основными требованиями безопасности. Соблюдение этих требований поможет предотвратить возможные риски и обеспечить безопасную работу.

1. Проверка электрооборудования

  • Перед началом работы необходимо проверить исправность всех электрических устройств и кабелей, используемых в кабинете. В случае обнаружения повреждений или неисправностей, обращайтесь к администратору для их устранения.
  • Проверьте, что все электрические розетки имеют заземление и в них подключены стабилизаторы напряжения для защиты от скачков и перенапряжений.

2. Размещение кабеля и проводов

  • Не допускайте прохождение кабеля и проводов по проходам и рабочим зонам. Соедините кабели в кабель-каналах или распределительных коробках, чтобы избежать их повреждения и спотыкания.
  • Убедитесь, что все провода надежно закреплены и не торчат, чтобы избежать случайных травм.

3. Правила эксплуатации компьютеров

  1. Не блокируйте вентиляционные отверстия компьютеров, чтобы избежать перегрева. Регулярно чистите пылесборники и убирайте пыль внутри системных блоков.
  2. Не перегружайте компьютеры и не подключайте к ним неподходящие устройства или периферийные устройства.
  3. Не трогайте внутренние компоненты компьютера без необходимого разрешения и знания соответствующих норм безопасности.

4. Правила работы с программным обеспечением

  • Убедитесь, что все программное обеспечение на компьютерах обновлено до последней версии и защищено актуальными антивирусными программами.
  • Не устанавливайте и не запускайте неизвестное или подозрительное программное обеспечение, чтобы избежать заражения вирусами или другим вредоносным ПО.
  • Обратитесь к администратору или учителю в случае возникновения проблем с программным обеспечением или необходимости установки новых программ.

5. Эргономика рабочего места

ТребованиеРекомендации
1. Правильное положение телаСидите прямо, не наклоняйте голову и не вытягивайте шею. Регулируйте высоту стула и монитора для достижения оптимального положения.
2. Предотвращение усталости глазРегулируйте яркость и контрастность монитора, а также делайте перерывы и упражнения для глаз. Не забудьте также о правильной освещенности помещения.
3. Правильное положение рук и запястийРегулируйте высоту и угол клавиатуры и мыши для удобного положения рук и запястий. Избегайте сильного нажима на клавиши и машинной работы без перерывов.
4. Организация рабочего пространстваДержите рабочий стол в чистоте и порядке. Уберите лишние предметы, чтобы избежать спотыканий. Используйте подставку для ноутбука, если работаете на нем.

Соблюдение требований безопасности перед началом работы поможет снизить риск возникновения травм и проблем со здоровьем. Будьте внимательны и ответственны!

Требования по технике безопасности во время работы

Во время работы должны выполняться следующие правила и требования:

  • будьте внимательны и осторожны; каждый учащийся во время занятия отвечает за состояние своего рабочего места и размещенного на нем оборудования;
  • не размещайте на компьютерном столе посторонние предметы, портфели;
  • не кладите на клавиатуру тетради, учебники и прочие предметы;
  • работайте на клавиатуре чистыми, сухими руками;
  • не ударяйте резко по клавишам и не нажимайте их бесцельно;
  • не передвигайте самостоятельно системные блоки и мониторы;
  • не трогайте руками разъемы и соединительные кабели, экран монитора;
  • не покидайте рабочее место без разрешения учителя;
  • если вы работаете за компьютерным столом, то входящих в кабинет приветствуйте сидя;
  • учащимся, которые носят очки, рекомендуется в них же и работать за компьютером;
  • запрещается устанавливать на компьютер новые программы и удалять уже существующие без разрешения учителя;
  • нельзя удалять, переименовывать, перемещать системные файлы и папки, а также работы других пользователей;
  • работать только с теми приложениями, которые необходимы для выполнения задания и определены в инструкции, либо учителем;
  • сообщать учителю о любых неисправностях и поломках оборудования, а также о каких-либо зависаниях системы, неправильной работе программ и прочего;
  • немедленно сообщайте учителю о возникновении любых случаев травматизма одноклассников, особенно если речь идет о повреждениях электрическим током;
  • самовольно подсоединять и использовать какое-либо оборудование, в том числе и носители информации;
  • если по техническим причинам производится внеплановое включение/выключение техники, то интервал времени между включением/выключением и выключением/включением должен составлять не менее 15 секунд;
  • запрещается продолжать работу в случае ухудшения самочувствия; об этом сразу необходимо сообщить учителю;
  • при усталости глаз, необходимо сделать перерыв и выполнить гимнастику для глаз;
  • при появлении запаха гари, постороннего шума, необычных звуков немедленно прекратить работу, и сообщить учителю;
  • длительность работы за компьютером для школьников должна быть строго регламентирована, чтобы не провоцировать развитие глазных патологий.

Для различных возрастных групп школьников это время тоже различно.

Например, для учащихся 1 класса это время составляет не более 10 минут, для учащихся 2-5 классов оно немного увеличивается и составляет уже 15 минут. Этого времени вполне достаточно, чтобы успеть на уроке выполнить задание на компьютере, а остальное время посвятить оформлению работы, изучению нового материала.

Время, регламентируемое для непрерывной работы за компьютером для учащихся 6-7 классов составляет 20 минут. Если школьник не успел выполнить задание в течение этого времени, он может закончить его дома. Если же речь идет о выполнении домашнего задания, то нужно делать небольшие перерывы в работе, чтобы глаза успевали отдохнуть.

Что касается непрерывной работы за компьютером для учащихся 8-9 классов , то оно составляет 25 минут, а для учащихся 10-11 классов — 30 минут, после чего сделать перерыв в работе хотя бы на 10-15 минут при выполнении домашнего задания и не менее 3-5 минут непосредственно на уроке, для выполнения специальных упражнений, снимающих зрительное и мышечное утомление.

Важно! Длительное сидение школьников перед компьютером чревато ухудшением качества зрения и развитием патологий нервной системы

Правила безопасности до начала работы с оборудованием

  1. Запрещается заходить в класс с продуктами питания, громоздкими вещами, в головных уборах и верхней одежде.
  2. Запрещается заходить в компьютерный класс в грязной одежде и обуви.
  3. Не разрешается беседовать, отвлекать соседей, шуметь.
  4. Запрещается вставать с места, ходить и бегать по классу.
  5. Персональные гаджеты учеников (мобильные телефоны, планшеты) необходимо отключать и убирать в сумки.
  6. Нельзя использовать несколько компьютеров в течение одного учебного занятия.
  7. В начале работы каждому учащемуся следует внимательно осмотреть свой компьютер и проверить, не повреждено ли оборудование. Если да, сразу сообщить преподавателю.
  8. Нельзя включать или выключать оборудование компьютерного класса без позволения учителя.
  9. Также учащимся не разрешается включать/выключать напряжение в сети в классе.

Правила безопасности во время работы

  1. Необходимо бережно и аккуратно обращаться с оборудованием. Запрещается стучать по монитору, системному блоку, ударять мышкой об парту и т. д.
  2. При выявлении неисправностей в оборудовании, самопроизвольного выключения техники, разного рода поломок незамедлительно сообщить учителю, предварительно прекратив работу со сломанной аппаратурой.
  3. Не разрешается самостоятельно пытаться починить технику.
  4. Использовать компьютер только для выполнения заданий, данных преподавателем.
  5. Держать правильную осанку.
  6. Соблюдать оптимальную дистанцию между глазами и экраном компьютера.
  7. Не устанавливать в настройках экрана яркость на максимум.
  8. Если возникла чрезвычайная ситуация, необходимо сохранять спокойствие и выполнять указания учителя.

Требования по технике безопасности по окончанию работы

По окончании выполнения практической работы учащийся должен:

  • сообщить об этом учителю;
  • если того требует учебный процесс, сохранить файлы в личной папке на переносном электронном носителе;
  • закрыть все программы и папки;
  • правильно выключить компьютер;
  • задвинуть полку стола, где размещена клавиатура, и затем придвинуть стул к столу.

В кабинете информатики запрещено без преподавателя:

  • включать и выключать компьютеры и другую технику;
  • втыкать в розетки и вынимать штепсельные вилки;
  • пользоваться розетками в личных целях (заряжать мобильный телефон, ноутбук, планшет);
  • подсоединять и отсоединять различные разъемы, соединительные кабели;
  • работать за компьютером и с другими устройствами, расположенными в кабинете;
  • пытаться отремонтировать неисправную технику самостоятельно.

Техника безопасности в компьютерном классе: что запрещено

  1. Пользоваться сломанной аппаратурой.
  2. Соединять, отключать, подключать какие-либо кабели и провода, когда напряжение в сети включено.
  3. Работать, когда открыты кожухи компьютерных устройств.
  4. Прикасаться к экрану и тыльной стороне монитора, проводам и прочим частям оборудования, проводящим электрический ток.
  5. Прикасаться к автоматам защиты и сигнализационным устройствам.
  6. Во время работы с техникой прикасаться в батареям в кабинете, трубам и т. д.
  7. Самовольно пытаться починить неисправную клавиатуру.
  8. Слишком сильно давить на кнопки и ударять по ним.
  9. Использовать посторонние предметы для нажатия на кнопки и клавиши.
  10. Перемещать парты, а также стоящие на них мониторы и системные блоки.
  11. Вносить в класс верхнюю одежду и оставлять ее там.
  12. Приносить портфель или сумку к месту работы за компьютером.
  13. Оставлять в проходах между столами сумки и другие предметы, мешающие ходить.
  14. Бегать по кабинету.
  15. Класть на монитор, клавиатуру или системный блок любые предметы.
  16. Трогать аппаратуру мокрыми или испачканными руками.
  17. Работать с оборудованием во влажной одежде.
  18. Пользоваться компьютером при плохом освещении.
  19. Слишком долго находиться за компьютером.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий