Суфийская педагогика и педагогические взгляды Навои

Пословицы и поговорки – народные педагогические миниатюры

 Поговорки и пословицы – один из самых активных и обширно распространенных памятников устного народного поэтического творчества. В них люд на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт. Как правило, они имеют афористическую форму и поучительное содержание, выражают думы и чаяния народа, его взоры на явления публичной жизни, его эмпирически сложившееся представление о воспитании юного поколения.

 люд отобрал в собственной многовековой истории все ценное в педагогическом отношении в практике домашнего воспитания многих поколений и выразил его в форме поучительных афоризмов.

 В.И. Ленин писал: «Бывают такие крылатые слова, которые с умопомрачительной меткостью выражают сущность достаточно сложных явлений». Конкретно таковыми словами являются многие народные поговорки и пословицы, в которых синтезируются самые сокровенные мысли народа о человеке, о воспитании, о формировании личности.

 На поговорках, пословицах, изречениях обучалось и воспитывалось не одно поколение людей, более того, некие пословицы стали девизом в жизни великих людей.

 люд высоко ценит пословицы и поговорки потому что «в полой воде нет рыбы, в пословице нет лжи». В понимании народов поговорки и пословицы выступают как источник разума, как пример для подражания, как хороший советник и первый наставник, как поучительное наследие прежних поколений и как пример образного мышления.

 Народные афоризмы не просто выражают ту либо иную воспитательную идею, они сделаны, отшлифованы, имеют как бы определенную воспитательную задачку, дидактические цели, диктуемые педагогической интуицией народа, принципом целесообразности.

 до этого всего афоризмы максимально сжаты, лаконичны, малословны, назидательны, просто запоминаются и служат молодежи девизом в жизни. Очень характерны, к примеру, пословицы о трудолюбии и трудовом воспитании. «Будешь трудится – поешь», — молвят казахи. «Потрудишься – добро получишь», — рекомендуют киргизы.

 Краткость, лаконичность пословиц в особенности важны для запоминания нравственных норм и правил. И люд позаботился об этом: «Конец терпения – золото», «Доброе слово слаще меда».

 коротко и образно выражают афоризмы народные мысли о воспитании, формировании личности человека. Педагогический гений народа продуманно, сознательно создал не лишь однострочные, но и двух строчные, в ряде случаев многострочные, даже многоступенчатые афоризмы, наделенные поэтическими рифмами.

 большая часть миниатюр люд слагал однострочными: «Без еды не будет беседы», «В торговле дружбы нет», «Беда голова от уст». В двух строчных афоризмах вторая половина традиционно путём сопоставления увеличивает главную смысловую нагрузку и общую воспитательную идею пословицы. к примеру : «Ворона называет собственных птенцов беленькими, еж называет собственных детей нежненькими», «Не бойся черной тучи и говорливого, а бойся белой тучи и молчаливого».

Тут люд излагает уже более подробно свои мысли, где-то осуждает, где-то рекомендует, а где-то предостерегает

Ступенчатые многострочные афоризмы путём повторения сосредоточивает внимание слушателя на главной идее пословицы : «где много зелёной травки, там быки жирны, где много тяжб – судьи жирны, где много покойников – муллы жирны» либо другая – «Если женятся двое не плохих – будет счастье, если женятся хороший и дурной – будет беда, если женятся двое дурных – будет война». В этих пословицах люд путём повторения и сопоставления стремился укрепить в сознании слушателей чувство меры, справедливости, умение правильно оценить людей и.Т

Д.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Здесь темы рефератов по педагогике

Читайте дополнительные лекции:

  1. Методика развития речи школьников
  2. Синергетический подход в педагогике
  3. Методы эвристического поиска. «Мозговой штурм»
  4. Государственная политика в области образования
  5. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе Зайцева
  6. Содержание высшего педагогического образования
  7. Методика включения детей и подростков в социально-значимые виды деятельности
  8. Организация игровой деятельности школьников
  9. Методология и методы организации исследовательской работы
  10. Этапы формирования умственного действия и типы учения

Личная жизнь Алишера Навои

О личной жизни известно немного. Доподлинно установлено, что поэт проповедовал суфизм в составе ордена Накшбандия, в связи с чем добровольно принял целибат – обет безбрачия. Он никогда не был женат и не имел детей, о чем свидетельствуют строки поэмы «Бабурнама», вышедшие из-под пера его современника Захиреддина Бабура: «Без сына, без дочери, без жены – прошел он прекрасно свой путь в мире, одиноко и налегке».

Портрет Алишера Навои

Существует и другая версия одиночества философа. По легенде, еще в юношестве Навои и его небезызвестный друг Хусейн Байкара полюбили одну и ту же девушки по имени Гули. Будучи верным и преданным товарищем, Алишер решил не мешать счастью близкого человека и добровольно отошел в сторону, уговорив Гули выйти замуж за Хусейна. Говорят, что поэт пронес теплые чувства к первой возлюбленной на протяжении всей жизни.

Но в своем творчестве поэт отрицательно относится к одиночеству и аскезе, убеждая читателя в том, что никто в мире еще не «слыхал хлопки единственной руки». Согласно воспоминаниям Бабура, Навои отличался сложным характером и вспыльчивым нравом, однако пытливый ум и невероятный поэтический дар Алишера заставляли сподвижников прощать ему маленькие слабости.

Государственная деятельность

Уже в 1469 году Навои был призван ко двору и получил должность хранителя печати Хусейна Байкары, с которым они дружили с детства. Вскоре он был наделен титулом эмира и чином визиря.

В годы государственной деятельности Алишер Навои запомнился современникам как покровитель людей искусства:

  • музыкантов;
  • каллиграфов;
  • поэтов.

миниатюра Алишер Навои

Этим он заслужил небывалую популярность в творческой среде. Когда Алишер Навои был советником султана Байкары, в Герате произошел расцвет культурной жизни: было учреждено первое поэтическое общество, в которое входили Джами и сам визирь. Также функционировали кружки историков, философов и художников.

Под руководством поэта в Хорасане открыты более 20 мечетей и 10 суфийских обителей, возведены мосты и дамбы, вырыты водоемы, воздвигнуты мавзолеи. Развивались зодчество и архитектура

Особое внимание уделялось ремеслам:

  • ковровому делу;
  • рукоделию;
  • гончарному и ювелирному промыслу.

Большой вклад внес Алишер Навои в строительство медресе и реставрацию действующих храмов, среди которых Соборная мечеть XIII века. Историки сходятся во мнении, что его деятельность на государственной службе сыграла большую роль в становлении Герата как одного из социальных и административных центров Ближнего Востока.

Навои завершил карьеру чиновника в 1488 году. Биографы называют различные причины такого решения. Некоторые говорят, что он устал от государевых дел и решил целиком посвятить себя творчеству. Другие утверждают, что его отставке предшествовал разлад с Хусейном Байкарой и последующее назначение в далекую Астрабадскую область

Дальнейший жизненный путь философа был связан исключительно с его творческой деятельностью.

Islamsng.com

Новый сайт
Islamsng.com должен стать
проводником в мусульманском пространстве Содружества Независимых государств. В
настоящее время страны, где члены уммы являются историческим большинством,
численно преобладают в СНГ. Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан,
Таджикистан и Туркменистан составляют 6 из 11 государств СНГ. И в самой России
существуют регионы с мусульманским большинством в лице Татарстана,
Башкортостана, республик Северного Кавказа; семизначной цифрой выражается
численность мусульман в Волго-Уральском регионе и Западной Сибири. Исторически
большая часть Украины и Молдова входили в состав Золотой Орды, а крымские
татары, несмотря на все трагедии, вновь вернулись на родной полуостров. К
Средневековью относится и формирование общины белорусских татар. Нельзя не
упомянуть о массовом и не всегда добровольном перемещении мусульман в результате
процессов индустриализации в Российской империи, а затем в СССР, миграций после
распада СССР.

Миллионы
людей передвигаются в странах СНГ в рамках безвизового режима. Кто-то из них
осуществляет краткие поездки с целью туризма или посещения друзей и
родственников, кто-то отправляется на учебу и работу, часть из них оседает в
новом месте, происходит воссоединение семей. Стабильный процесс сокращения
российского населения требует все большего количества мигрантов для нашего
Отечества. При этом выходцы их стран СНГ, по причине близости языка и религии,
общего опыта проживания в российском имперском и советском пространстве являются
предпочтительным вариантом.

Изучение
ситуации в странах СНГ не должно ограничиваться только проблемами миграции и
отношений между гражданами. В силу своих природных богатств и выгоды
географического положения страны СНГ, особенно с мусульманским большинством,
являются в настоящее время важным фактором мировой политики и глобальной
экономики. Место «Великого шелкового пути» и «Великого волжского пути» заняли
магистральные газо- и нефтепроводы, соединяющие их с Россией, Западной Европой,
Китаем, Ираном. Однако наличие нестабильных соседей, прежде всего в лице
Афганистана, местами внутренняя нестабильность, неурегулированность ряда
международных споров и вмешательство иностранных государств, не дают возможности
для использования всего потенциала. В свою очередь, это приводит к бедности
граждан, росту среди них чувства ущемленности и радикальных настроений.

Поэтому ради
общего блага необходимо продолжение и расширение стабильного сотрудничества на
евразийском пространстве СНГ. «Великий шелковый путь» от Китая до Черноморья и
«Великий волжский путь» от Балтийского до Каспийского морей сложились уже более,
чем тысячелетие назад. Здесь государства гуннов, Великий Тюркский каганат,
Хазарский каганат, Золотая Орда, Казанское ханство, российское государство
осуществляли связующую роль по обеспечению взаимовыгодных связей между Западом и
Востоком. Ярмарки в Итиле, Сарае, Казани и Нижнем Новгороде были в свое время
важнейшим барометром развития евразийской экономики. Теперь интегрирующая роль
переходит к СНГ в рамках складывающегося единого таможенного пространства. Наш
сайт постарается осветить исторические корни, современное состояние и
перспективы развития мусульманского, да и всего общего пространства в странах
СНГ.

Анализ наследия Ибн Сины ( Авиценны ), Бируни, Джами, Хорезми

Дехлеви, Хайяма, Навои, Фараби, Саади и остальных просветителей указывает, что их идеи о воспитании в частности тесновато перекликается с идеями и мыслями, выраженными в монументах народной педагогики : в поговорках, пословицах, притчах, преданиях. Более того некие предания люд конкретно связывает с поступками, жизнью и деятельностью великих людей.

 Эти учёные выражали идеи гуманизма, подчёркивали необходимость привития молодому поколению больших нравственных свойств, воспитания их в духе любви к труду, уважения к старшим, дружбы и товарищества, правдивости и честности. Прогрессивные демократические идеи великих ученых и поэтов перекликаются по форме и содержанию с идеями народной мудрости, поэтому они оказывали огромное влияние на формирование педагогической культуры народов Средней Азии и Казахстана, сохраняя свою актуальность и до наших дней.

 Народная мудрость о воспитании является выражением многовековой педагогической культуры и опыта домашнего воспитания народа. В сложных взаимоотношениях с официальной педагогической доктриной народное воззрение пробивало себе дорогу, выражая мысли и чаяния народа об обучении и воспитании детей – самого драгоценного собственного достояния. На путях исторического развития люд преодолел косность ложных представлений и понятий о воспитании. Базы народных воззрений на воспитание и обучение соединены своим происхождением не религии, не магии, не ритуалу, а трудовой производственной деятельности и житейской практике самого народа. Если сделать сопоставительный анализ творчества великих мыслителей и народного взора на воспитание, то можно узреть полное их единство, в большей степени в виде просто запоминающихся афоризмов. Образное слово, выполняя, с одной стороны, изобразительно-выразительную, с другой – информационно-коммуникативную функцию, служила в известной мере связывающим звеном меж назиданиями мыслителей и богатейшими афоризмами народа.

 Народная педагогика – совокупное педагогическое знание и воспитательный опыт народа. Формирование концепции

Творчество Алишера Навои

Алишер Навои, чьи цитаты и афоризмы широко знакомы мировой интеллектуальной элите, творил на двух языках. Лирические труды поэта на тюркском языке публиковались под псевдонимом Навои, что в переводе означает «мелодичный». Произведения на фарси были написаны под именем Фани, что можно перевести, как «бренный».

Творческое наследие поэта поистине неоценимо и насчитывает более 30 значимых произведений, среди которых поэтические сборники, философские размышления и научные догматы. Имя Алишера Навои вошло в мировую литературу еще несколько веков назад, однако по сей день продолжает радовать потомков уникальностью и мудрыми афоризмами.

Лирика

Ни один любитель лирики не может остаться равнодушным после ознакомления с плодами творчества Алишера Навои. Поэт оставил после себя более 3 000 стихотворений – газелей, объединенных впоследствии в тематические сборники, называемые «диванами».

Самым популярным поэтическим сборником считается «Сокровищница мыслей» (1498–1499 гг.), включающая в себя 4 дивана, каждый из которых характеризует определенный временной отрезок жизни творца:

  • «Диковины детства»;
  • «Редкости юности»;
  • «Диковины средних лет»;
  • «Назидание старости».

«Пятерица» Навои

Миниатюра «Хамса» Алишер Навои

Венцом лирического творчества мыслителя называют знаменитую «Пятерицу» – сборник, состоящий из пяти эпических поэм, среди которых «Смятение Праведных», «Фархад и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Семь планет», «Стена Искандера».

Четыре из пяти поэм «Пятерицы» написаны в стиле героического повествования, и лишь одна из них (первая по счету) представляет собой дидактический философский трактат. Алишер Навои, написав «Смятение праведных», заявил о себе как о великом мыслителе того времени. Он поднимал в своих произведениях извечные темы добра и зла, религии и морали.

Филологические трактаты

Творчество этого человека необычайно многогранно – известны и труды из области филологии. Своим трактатом «Суждение о двух языках» (1499 г.) поэт опроверг распространенное в те времена мнение о том, что тюркский язык слишком груб для лирики. Он доказал, на чагатайском наречии можно писать удивительные по красоте стихи. В произведении «Весы размеров» Навои рассуждает о теории и методах стихосложения.

Исторические сочинения

Многие произведения автора носят исторический или биографический характер. Так, четыре героические поэмы «Пятерицы» посвящены жизнеописаниям философа Джами, правителей царства Тимуридов и прочих легендарных современников поэта.

Поздние произведения о государстве

Посвятив последние годы отшельническому уединению, Алишер Навои завершает «Язык птиц» и «Возлюбленного сердец» – аллегорические поэмы, посвященные размышлениям на тему наилучшего общественного устройства. Над этой проблемой ломали головы все величайшие философы восточных и западных цивилизаций. Подводя итог своего жизненного пути, Навои высказывает идею, что расцвет общества возможен только под чутким руководством мудрого и духовно развитого правителя.

Читайте далее:

Город Навои – край древней истории

Мемориальный комплекс имама Аль Бухари в городе Самарканд

След, оставленный в Узбекистане древней Кушанской империей

Лучшие музеи Ташкента

Какие театры стоит посетить в Ташкенте

Вопросы народной педагогики были предметам исследования А.Ф. Хинтибидзе, Г.Н. Волкова, А.Ш. Гашимова, В.Ф. Афанасьева, Г.Н

Каждый из них, естественно, внес свой вклад в теорию и практику народной педагогики.

 Исходя из исследований этих ученых, мы пришли к выводу, что объектом и предметом народной педагогики является процесс воспитания и процесс обучения, а основным элементом народной педагогики является совокупность эмпирических знаний, сведений, скопленных народом о человеке и его воспитании, и практическая деятельность трудящихся по воспитанию юного поколения.

Народная педагогика, будучи предшественником научной педагогики, в гносеологическом, историческом, логическом, структурном отношении имеет некие своеобразные и характерные особенности. Анализируя содержания и формы памятников народной педагогике, можно выделить её отличительные черты.

 Народная педагогика исторически сложилась в глубочайшей древности. Она существует столько времени, сколько существует сам люд. В эру среднеазиатской античности (III век н.Э.) Уже были известны эталоны художественного народного творчества. Искусство слова, родившееся в глубочайшей древности, до этого всего воплотилось в художественном народном творчестве – в притчах, легендах, эпосе, поговорках, пословицах и остальных монументах народной педагогики.

 Великим педагогом различных времен и народов в собственных произведениях развивали идеи народности, природосообразности воспитания, обширно употребляли примеры из народной педагогики как выражение народной мудрости.

 Поскольку в базе народной педагогики лежат эмпирические знания, она наряду с фактически достоверными ценными, полезными знаниями, сведениями содержит искаженные, неточные, а порой под влиянием религии и господствующей идеологии ошибочные и даже вредные идеи. К примеру, некие пословицы и поговорки выражают пренебрежительное отношение к даме, покорность к проявлениям социальной несправедливости, рекомендуют использовать физические наказания в семье и.Т.Д.

 Как понятно, основой народной педагогики является наивно- реалистическое и стихийно-материалистическое воззрение народной философии.

 люд в основном правильно представлял себе материальность мира, проявления обстоятельств и следствия, взаимосвязь и взаимообусловленность явлений в природе и в обществе, единство формы и содержания, борьбу противоположностей. Когда люд оперирует таковыми афоризмами, как «В каждой трудности есть легкость»,

 «Даже наилучшее зеркало не отражает обратную сторону вещей» и т д, то нельзя не заметить, что но имеет верное представление о диалектике жизни.

 Присутствие в монументах народной педагогики частей атеизма – свидетельство стихийно-материалистического воззрения народа. Люд выражал очень отрицательное отношение к служителям культа. К примеру , «Хоть у муллы чалма белая, да нутро черное».

 люд имел свое представление о роли среды в воспитании, не верил в фатальную наследственность. Люди логически рассуждали: «И от отвратительного рождается хороший, и от хорошего рождается нехороший человек».

Детство и юность Навои

Будущий прославленный поэт и философ Средней Азии Низамаддин Мир Алишер родился 9 февраля 1441 года в семье видного чиновника царства Тимуридов Гиясаддина Кичкине. Семья в то время проживала в Герате, а отец мальчика состоял на государственной службе. Блестящей карьеры ему удалось добиться благодаря своему происхождению из знатного монгольского рода Барлас и дружбе с иными тимуридскими семьями, которые входили в круг политической элиты города.

С раннего детства мальчик был окружен представителями науки и искусства: один его дядя – Абу Саид – занимался литературой, другой – Мухаммад Али – был талантливым музыкантом, а также преуспел в каллиграфии. Все друзья ранних лет Алишера впоследствии стали заметными представителями общественной жизни, поскольку воспитывались в среде просвещенных членов властной верхушки того времени. Так, близкий друг Алишера султан Хусейн Байкара в дальнейшем проявил себя в качестве правителя Хорасанского царства и покровителя творческих людей.

Будущий поэт и государственный деятель получил блестящее образование: начав обучение в Герате, он продолжил его в медресе Самарканда и Мешхеда. В годы учебы будущий поэт сблизился со своим учителем Джами – почитаемым философом тех лет, который разглядел искру таланта в своем ученике и оказал большое влияние на его творчество. Учитель и подопечный продолжали дружить до конца своих дней.

Первые поэтические произведения увидели свет, когда парню исполнилось 15 лет. Современники отмечали, что равный успех имели труды как на тюркском языке, так и на фарси. Это говорит еще и о незаурядных лингвистических способностях юноши.

С приходом к власти друга и сподвижника будущего мыслителя, тимурида Хусейна Байкары, начинается карьера поэта на государственной службе.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий