Структура педагогической науки

Структура педагогической науки

В структуру педагогических наук входят следующие науки.

Общая педагогика – это наука, занимающаяся исследованием основных закономерностей педагогического процесса, представляет собой основу для разработки всех отраслей педагогического знания и педагогических наук.

В структуру общей педагогики включены:

  • общие закономерности педагогической науки – представлены общими закономерностями педагогического процесса, базовыми педагогическими теориями, методологией педагогического исследования и деятельности;
  • теория (дидактика) обучения;
  • теория воспитания;
  • школоведение – включает в себя теорию управления педагогическим коллективом, школой и т.д.

История педагогики – это наука, занимающаяся изучением развития педагогических теорий, систем и идей образования.

Философия образования – это наука, занимающаяся исследованием значимости различных философских концепций в понимании сущности педагогической науки и процесса, идеологии процесса обучения, а также осуществление анализа основных подходов к постановке ведущих целей воспитания, обучения и развития и путей их эффективной реализации.

Возрастная педагогика – это наука, которая занимается изучением особенностей развития человека на различных возрастных этапах.

Возрастная педагогика включает в себя следующие научные педагогические отрасли:

  1. Преддшкольная педагогика – исследует процессы развития детей до момента их поступления в школу.
  2. Дошкольная педагогика – занимается исследованием процессов воспитания, обучения и развития детей от рождения до поступления в школу (до 6-ти – 7-ми лет).
  3. Школьная педагогика – занимается изучение вопросов воспитания и обучения детей школьного возраста (от 6-ти до 18-ти лет).
  4. Андрогогика – наука, занимающаяся рассмотрение вопросов обучения взрослых людей.
  5. Геронтогогика – это наука, занимающаяся исследованием вопросов обучения пожилых людей.

В настоящее время геронтогогика становится очень востребованной наукой, так как все больше людей в пожилом возрасте изъявляют желание пойти получить образование или повысить собственную квалификацию.

Профессиональная педагогика – это наука, занимающаяся исследование проблем профессионального образования.

В зависимости от основания, профессиональная педагогика подразделяется на уровни:

  1. Уровни, в зависимости от ступени профессионального образования – педагогика начального и среднего профессионального образования, высшей школы, педагогика труда.
  2. Уровни, в зависимости от отрасли подготовки специалистов – представлено отраслевой педагогикой, включающей в себя военную, спортивную, инженерную и другие педагогики.

Социальная педагогика – это наука, занимающая проблемами влияние социума на формирование и развитие личности.

К отраслям социальной педагогики относятся:

  1. Семейная педагогика – занимается изучением вопросов семейного воспитания.
  2. Педагогика трудового коллектива – исследует вопросы воспитания и развития личности в рамках трудового коллектива.
  3. Исправительная (пенитенциарная) педагогика – исследует вопросы воспитания и воспитательного исправления лиц, которые нарушили закон и были помещены в исправительные учреждения.

Коррекционная педагогика – это наука, занимающаяся изучением вопросов воспитания и обучения детей, имеющих различные виды и типы физических и психических отклонений.

Коррекционная педагогика имеет несколько отраслей, каждая из которых занимается изучение воспитания, обучения и развития детей, имеющих конкретные отклонения в развитии (дефектология, логопедия, сурдопедагогика и т.д.).

Итак, современная педагогика имеет разветвлённую структуру, обусловленную большим объёмом накопленных знаний и разнообразием связей с различными науками, с потребностями человека и общества.

Структура педагогики

Ка­те­го­ри­аль­ный строй П. и её наи­бо­лее об­щие, не за­ви­ся­щие от воз­рас­та и иных осо­бен­но­стей обу­чае­мых и вос­пи­тан­ни­ков за­ко­ны и за­ко­но­мер­но­сти оп­ре­де­ля­ет об­щая П. В её рам­ках офор­ми­лись и ак­тив­но раз­ви­ва­ют­ся как са­мо­сто­ят. от­рас­ли пе­да­го­гич. зна­ния ди­дак­ти­ка, тео­рия и ме­то­ди­ка вос­пи­та­ния, тео­рия об­ра­зо­ва­ния, ис­то­рия П. и об­ра­зо­ва­ния, ме­то­до­ло­гия П. и пе­да­го­гич. ис­сле­до­ва­ний.

Осо­бое ме­сто за­ни­ма­ет воз­рас­тная П., изу­чаю­щая за­ко­но­мер­но­сти, прин­ци­пы, ме­то­ды и фор­мы ор­га­ни­за­ции обу­че­ния, вос­пи­та­ния и об­ра­зо­ва­ния лю­дей на разл. эта­пах воз­рас­тно­го раз­ви­тия. Она под­раз­де­ля­ет­ся на до­шко­ль­ную пе­да­го­ги­ку, П. шко­лы, П. проф. об­ра­зо­ва­ния (на­чаль­но­го, сред­не­го, выс­ше­го и по­сле­ву­зов­ско­го), ан­д­ра­го­ги­ку (см. Об­ра­зо­ва­ние взрос­лых). Ши­ро­кое раз­ви­тие по­лу­чи­ла спе­ци­аль­ная (кор­рек­ци­он­ная) П. (см. в ст. Де­фек­то­ло­гия). Во­про­са­ми обу­че­ния и вос­пи­та­ния глу­хо­не­мых и глу­хих за­ни­ма­ет­ся сур­до­пе­да­го­ги­ка, сле­пых – тиф­ло­пе­да­го­ги­ка, лю­дей с про­бле­ма­ми ум­ст­вен­но­го раз­ви­тия – оли­гоф­ре­но­пе­да­го­ги­ка.

Од­на из важ­ней­ших и об­шир­ных об­лас­тей совр. П. – со­ци­аль­ная пе­да­го­ги­ка, ис­сле­дую­щая про­бле­мы обу­че­ния, вос­пи­та­ния (в т. ч. и пе­ре­вос­пи­та­ния) и об­ра­зо­ва­ния в раз­ных стра­нах, со­ци­аль­ных груп­пах и ин­сти­ту­тах не­пе­да­го­гич. про­фи­ля. В её струк­ту­ре вы­де­ли­лись та­кие от­рас­ли, как срав­ни­тель­ная пе­да­го­ги­ка, се­мей­ная пе­да­го­ги­ка, эт­но­пе­да­го­ги­ка, П. дет­ских и юно­ше­ских ор­га­ни­за­ций, пе­ни­тен­ци­ар­ная пе­да­го­ги­ка, П. со­ци­аль­но-куль­тур­ной дея­тель­но­сти, му­зей­ная П., спор­тив­ная П. и П. до­пол­нит. об­ра­зо­ва­ния.

Проф. П. ис­сле­ду­ет осо­бен­но­сти проф. са­мо­об­ра­зо­ва­ния и са­мо­раз­ви­тия, ме­то­ды и фор­мы по­вы­ше­ния проф. ква­ли­фи­ка­ции, пе­да­го­гич. ус­ло­вия и сред­ст­ва проф. рос­та спе­циа­ли­стов раз­но­го про­фи­ля, уров­ня раз­ви­тия, куль­ту­ры и об­ра­зо­ва­ния. В пред­мет­ном по­ле этой от­рас­ли пе­да­го­гич. нау­ки по­лу­чи­ли раз­ви­тие: во­ен­ная П.; про­из­вод­ст­вен­ная П. как не­пре­рыв­ное об­ра­зо­ва­ние спе­циа­ли­ста, в т. ч. и в ус­ло­ви­ях проф. дея­тель­но­сти; ак­мео­ло­гия; об­ра­зо­ва­тель­ный ме­недж­мент; П. твор­че­ст­ва.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий