Структура педагогической науки
В структуру педагогических наук входят следующие науки.
Общая педагогика – это наука, занимающаяся исследованием основных закономерностей педагогического процесса, представляет собой основу для разработки всех отраслей педагогического знания и педагогических наук.
В структуру общей педагогики включены:
- общие закономерности педагогической науки – представлены общими закономерностями педагогического процесса, базовыми педагогическими теориями, методологией педагогического исследования и деятельности;
- теория (дидактика) обучения;
- теория воспитания;
- школоведение – включает в себя теорию управления педагогическим коллективом, школой и т.д.
История педагогики – это наука, занимающаяся изучением развития педагогических теорий, систем и идей образования.
Философия образования – это наука, занимающаяся исследованием значимости различных философских концепций в понимании сущности педагогической науки и процесса, идеологии процесса обучения, а также осуществление анализа основных подходов к постановке ведущих целей воспитания, обучения и развития и путей их эффективной реализации.
Возрастная педагогика – это наука, которая занимается изучением особенностей развития человека на различных возрастных этапах.
Возрастная педагогика включает в себя следующие научные педагогические отрасли:
- Преддшкольная педагогика – исследует процессы развития детей до момента их поступления в школу.
- Дошкольная педагогика – занимается исследованием процессов воспитания, обучения и развития детей от рождения до поступления в школу (до 6-ти – 7-ми лет).
- Школьная педагогика – занимается изучение вопросов воспитания и обучения детей школьного возраста (от 6-ти до 18-ти лет).
- Андрогогика – наука, занимающаяся рассмотрение вопросов обучения взрослых людей.
- Геронтогогика – это наука, занимающаяся исследованием вопросов обучения пожилых людей.
В настоящее время геронтогогика становится очень востребованной наукой, так как все больше людей в пожилом возрасте изъявляют желание пойти получить образование или повысить собственную квалификацию.
Профессиональная педагогика – это наука, занимающаяся исследование проблем профессионального образования.
В зависимости от основания, профессиональная педагогика подразделяется на уровни:
- Уровни, в зависимости от ступени профессионального образования – педагогика начального и среднего профессионального образования, высшей школы, педагогика труда.
- Уровни, в зависимости от отрасли подготовки специалистов – представлено отраслевой педагогикой, включающей в себя военную, спортивную, инженерную и другие педагогики.
Социальная педагогика – это наука, занимающая проблемами влияние социума на формирование и развитие личности.
К отраслям социальной педагогики относятся:
- Семейная педагогика – занимается изучением вопросов семейного воспитания.
- Педагогика трудового коллектива – исследует вопросы воспитания и развития личности в рамках трудового коллектива.
- Исправительная (пенитенциарная) педагогика – исследует вопросы воспитания и воспитательного исправления лиц, которые нарушили закон и были помещены в исправительные учреждения.
Коррекционная педагогика – это наука, занимающаяся изучением вопросов воспитания и обучения детей, имеющих различные виды и типы физических и психических отклонений.
Коррекционная педагогика имеет несколько отраслей, каждая из которых занимается изучение воспитания, обучения и развития детей, имеющих конкретные отклонения в развитии (дефектология, логопедия, сурдопедагогика и т.д.).
Итак, современная педагогика имеет разветвлённую структуру, обусловленную большим объёмом накопленных знаний и разнообразием связей с различными науками, с потребностями человека и общества.
Структура педагогики
Категориальный строй П. и её наиболее общие, не зависящие от возраста и иных особенностей обучаемых и воспитанников законы и закономерности определяет общая П. В её рамках оформились и активно развиваются как самостоят. отрасли педагогич. знания дидактика, теория и методика воспитания, теория образования, история П. и образования, методология П. и педагогич. исследований.
Особое место занимает возрастная П., изучающая закономерности, принципы, методы и формы организации обучения, воспитания и образования людей на разл. этапах возрастного развития. Она подразделяется на дошкольную педагогику, П. школы, П. проф. образования (начального, среднего, высшего и послевузовского), андрагогику (см. Образование взрослых). Широкое развитие получила специальная (коррекционная) П. (см. в ст. Дефектология). Вопросами обучения и воспитания глухонемых и глухих занимается сурдопедагогика, слепых – тифлопедагогика, людей с проблемами умственного развития – олигофренопедагогика.
Одна из важнейших и обширных областей совр. П. – социальная педагогика, исследующая проблемы обучения, воспитания (в т. ч. и перевоспитания) и образования в разных странах, социальных группах и институтах непедагогич. профиля. В её структуре выделились такие отрасли, как сравнительная педагогика, семейная педагогика, этнопедагогика, П. детских и юношеских организаций, пенитенциарная педагогика, П. социально-культурной деятельности, музейная П., спортивная П. и П. дополнит. образования.
Проф. П. исследует особенности проф. самообразования и саморазвития, методы и формы повышения проф. квалификации, педагогич. условия и средства проф. роста специалистов разного профиля, уровня развития, культуры и образования. В предметном поле этой отрасли педагогич. науки получили развитие: военная П.; производственная П. как непрерывное образование специалиста, в т. ч. и в условиях проф. деятельности; акмеология; образовательный менеджмент; П. творчества.