Старинные считалки для детей

Виды игр

Старинные игры принято делить на три большие группы: дидактические (настольные), подвижные (в том числе хороводные) и театрализованные (ролевые, обычно по мотивам народных сказок). Эту классификацию можно расширить важными параметрами, выделив, например:

  • игры с участием взрослого или без него;
  • игры для разного количества игроков (к примеру, для пары или для 3–4 ребят);
  • игры с определённым реквизитом, например, марблс;
  • игры разных народов.

Приняв во внимание все эти характеристики, составим подборку самых интересных старинных игр

Старинные игры являются важной частью культурного наследия, поэтому знакомство с ними имеет ключевое значение для изучения истории страны и мира

Старинные игры являются важной частью культурного наследия, поэтому знакомство с ними имеет ключевое значение для изучения истории страны и мира

Считалки-сказки

Сказка — любимый жанр детей. В сказочных считалках описывается волшебная ситуация и случай, произошедшие с главным героем. Такие истории не встречаются в обычных сказках, поэтому дети с особым восторгом реагируют на данного рода стишки.

Колобок

Колобок по морю плыл

И в Америку заплыл.

Там ботиночки купил

И ботиночки забыл.

А ботиночки украли,

Из Америки забрали.

Жар-птица

У Иванушки жар-птица

Поклевала всю пшеницу.

Он её ловил, ловил

И царице подарил.

Нет жар-птицы, нет пера,

А тебе водить пора!

Белка

Белка прыгала-скакала

И на ветку не попала,

А попала в царский дом,

Где сидели за столом:

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной.

Кем ты будешь такой?

Король на лавочке

Сидел король на лавочке,

Считал свои булавочки:

«Раз, два, три…»

Королевой будешь ты!

Колпак

Гномик золото искал

И колпак свой потерял!

Сел, заплакал: «Как же быть?!»

Выходи! Тебе водить!

Считалка гномов

Под горою у реки

Живут гномы‑старики.

У них колокол висит,

Позолоченный звонит.

Диги‑диги‑диги‑дон,

Выходи скорее вон!

Великан

«Великан сидит в пещере», —

Говорят в лесу все звери.

Великан голодный ищет,

Кто ему сгодится в пищу,

Звери спрятались в кусты —

Значит, водой будешь ты!

Замок

За морями, за горами,

За дремучими лесами

На пригорке — теремок,

На дверях висит замок.

Кто к замочку ключ найдёт,

Тот из круга вон пойдёт.

Карета

Ехала карета

По старому мосту.

Мост развалился,

Карета — ко дну.

Не жалко мне кареты,

Не жалко мне моста,

А жалко мне принцессу

И белого коня.

Щука

Щуку тощую с реки

Притащили рыбаки.

Щука хищная страшней,

Чем страшилище Кащей.

Мы ей дали овощей

И погуще жирных щей.

Щука шлёпнула хвостом,

Словно щёлкнула хлыстом,

И таким ударом крепким

Расщепила стол на щепки.

Трынцы, брынцы, бубенцы

Трынцы, брынцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы.

Диги‑диги‑диги‑дон,

Выходи скорее вон!

Яблоко

Катилось яблоко по блюду,

Я водить не буду

Для деток пятилетнего возраста

Дети в 4-5 лет, которые все еще посещают детский сад, с живым интересом увлечены различными считалками, скороговорками, поскольку в таком возрасте они вполне осознанно участвуют в подвижных коллективных играх.

По истечению времени считалку дети применяют при серьезных спорах: кто первый будет играть с новой игрушкой, кто первый бросит мяч.

Малыш к 5-ти годам в состоянии знать и помнить около десятка коротеньких считалочек, но и не интересуется гораздо «совершенной» детской литературой.

Родителям не нужно волноваться: детки немного повзрослеют, и считалки у детей будут уже не в тренде. А сейчас они с удовольствием учат маленькие стихи, поэтому стоит предлагать им понемногу новых считалок. Пусть детки постоянно развивают память.

Считалки-сказки

Сказка — любимый жанр детей. В сказочных считалках описывается волшебная ситуация и случай, произошедшие с главным героем. Такие истории не встречаются в обычных сказках, поэтому дети с особым восторгом реагируют на данного рода стишки.

Колобок

Колобок по морю плыл

И в Америку заплыл.

Там ботиночки купил

И ботиночки забыл.

А ботиночки украли,

Из Америки забрали.

Жар-птица

У Иванушки жар-птица

Поклевала всю пшеницу.

Он её ловил, ловил

И царице подарил.

Нет жар-птицы, нет пера,

А тебе водить пора!

Белка

Белка прыгала-скакала

И на ветку не попала,

А попала в царский дом,

Где сидели за столом:

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной.

Кем ты будешь такой?

Король на лавочке

Сидел король на лавочке,

Считал свои булавочки:

«Раз, два, три…»

Королевой будешь ты!

Колпак

Гномик золото искал

И колпак свой потерял!

Сел, заплакал: «Как же быть?!»

Выходи! Тебе водить!

Считалка гномов

Под горою у реки

Живут гномы‑старики.

У них колокол висит,

Позолоченный звонит.

Диги‑диги‑диги‑дон,

Выходи скорее вон!

Великан

«Великан сидит в пещере», —

Говорят в лесу все звери.

Великан голодный ищет,

Кто ему сгодится в пищу,

Звери спрятались в кусты —

Значит, водой будешь ты!

Замок

За морями, за горами,

За дремучими лесами

На пригорке — теремок,

На дверях висит замок.

Кто к замочку ключ найдёт,

Тот из круга вон пойдёт.

Карета

Ехала карета

По старому мосту.

Мост развалился,

Карета — ко дну.

Не жалко мне кареты,

Не жалко мне моста,

А жалко мне принцессу

И белого коня.

Щука

Щуку тощую с реки

Притащили рыбаки.

Щука хищная страшней,

Чем страшилище Кащей.

Мы ей дали овощей

И погуще жирных щей.

Щука шлёпнула хвостом,

Словно щёлкнула хлыстом,

И таким ударом крепким

Расщепила стол на щепки.

Трынцы, брынцы, бубенцы

Трынцы, брынцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы.

Диги‑диги‑диги‑дон,

Выходи скорее вон!

Яблоко

Катилось яблоко по блюду,

Я водить не буду

Считалка как жанр игрового детского фольклора

Считалка — разновидность русского игрового фольклора

Первым научным трудом, где было уделено пристальное внимание именно этому жанру, является изданная в 1930 монография «Русский детский фольклор». Автор её доктор филологических наук Г. С

Виноградов. В ней содержится более 500 считалок

С. Виноградов. В ней содержится более 500 считалок.

В 1989 году увидел свет сборник фольклориста А. Н. Мартыновой «Потешки, считалки, небылицы», который считается наиболее полным изданием этих жанров. Кроме того, со считалками можно ознакомиться в таких изданиях:

  • «Детские считалки. Набор для мамы». 2010 г.
  • «Плыл по морю чемодан», 2015 г.
  • «Вышел месяц погулять». 2009 г.

Считалочки остаются популярным жанром в детских книгах и сегодня

Отличительными признаками считалок являются:

  • Практическая применимость. Считалки имеют чёткую задачу: с их помощью выбирают водящего в игре, распределяют роли или игроков по командам.
  • Ритмичность. Если в считалке не будет ритма, её будет очень трудно разделить на слова или слоги, и читающий её ребёнок собьётся.
  • Рифмованность. Считалки в стихотворной форме запомнить проще, и это было несомненным плюсом в те времена, когда книги были доступны не всем.
  • Краткость, информационная насыщенность. Именно эти качества делают читалку ценным материалом для расширения кругозора детей, ознакомления с народными традициями, устоями.

С первыми считалками ребёнок знакомится, пересчитывая собственные пальчики

Детские считалки развивающие

Каждый ребенок должен развиваться согласно своего возраста. Малышам помогают это делать детские развивающие считалки. Во время игры ребенок даже и не понимает, что он учится, но ему интересно и увлекательно, а это самое главное. Если малыш выучит несколько считалок наизусть, то ему потом будет легче запоминать более сложные стихи.

Детские считалки развивающие

Этот перевод этой считалки с английского. Если ваш ребенок уже подрос и сможет выучить стих на другом языке, то предложите ему эту считалку в оригинале:

Детские считалки

Еще несколько развивающих считалок:

Детские считалки развивающие и познавательные

Детские считалки познавательные

Правила написания

Помимо устного произношения и запоминания, веселый счет учит правильно и красиво писать цифры и знаки действий. Композиция стихотворений зачастую описывает скачущие строчки в тетрадях и вызывает непроизвольную улыбку или смех, что заставляет задуматься о правилах при письме. То, как ребенок научиться выводить «хвосты» у двоек и «крючки» у троек, складывается то, как аккуратен и прилежен малыш будет в дальнейшем обучении.

Научившись цифрам благодаря веселому счету, ребенок будет горд и доволен своими подвигами, а родители будут рады первым успехам малыша.

Этот легкий способ научить детей счету пригодится воспитателям детского сада и учителям начальных классов. Группа будет внимательно слушать своего преподавателя, что сильно облегчит его работу.

«Мы играем – водишь ты…»

Среди ребятишек считалка – это своего рода ритуал, прелюдия к игре. Она объединяет, сплачивает коллектив, помогает установить дружеский контакт. Ведь в процессе счета ребятишки дотрагиваются до груди всех участников, проявляя в такой форме доверие друг к другу. Произносимые детским голосом рифмованные строки дают старт подвижной и увлекательной игре, шанс одному водить, другому убегать, прятаться и искать.

«Речка вдаль бежит лесная,

Вдоль по берегам кусты.

Я друзей всех собираю,

Мы играем – водишь ты!»

Что такое считалка? Это короткие запоминающиеся стишки, которые произносятся с четко выраженным ритмом. Причем строки в большинстве своем построены таким образом, что их хочется напевать. Да и веселая обстановка к этому располагает. Вот и рождаются из обычных считалок-стишков веселые считалки-песни.

Считалки для детей 4-6 лет (дошкольников)

Представляют собой максимально короткие стишки для детей 4, 5, 6 лет, цель которых — развитие речи и памяти. Они хорошо подходят для пальчиковых игр. Считалки формируют у дошкольников понятия рифмы, элементарного математического счета и основ русского языка.

Мыши

Вышли мыши как-то раз

Посмотреть который час.

Раз, два, три, четыре,

Мыши дернули за гири.

Тут раздался страшный звон —

Разбежались мыши вон.

Про зайчика

Раз, два, три, четыре, пять,

Негде зайчику скакать;

Всюду ходит волк, волк,

Он зубами – щелк, щелк!

А мы спрячемся в кусты,

Прячься, заинька, и ты.

Белочка

Собирала белка шишки,

Для енота и для мышки.

Раз, два, три, четыре, пять,

Найду шишку я опять.

Лесенка

Мы по лесенке бежали

И ступенечки считали:

Раз, два, три, четыре,

Умножаем на четыре,

Делим, делим на четыре —

Получается четыре.

Апельсинка

Катилась апельсинка

По имени Мальвинка,

Уроки не учила и

Двойку получила.

Еще интересные статьи:

Про людей для игр

Считалочки про людей знакомят ребенка с различными жизненными ситуациями, что позволяет ему быстрее адаптироваться в окружающем мире. Как правило, в таких стишках повествуется о дружбе, взаимовыручке, любви родителей к детям, семейных взаимоотношениях.

Мы весёлые ребята

Мы весёлые ребята,

Любим бегать и скакать.

Раз, два, три, четыре, пять —

Ты попробуй нас догнать.

Яна

Вышла Яна

Утром рано

Поливать цветы.

Раз цветочек, два цветочек!

Всем и каждому глоточек!

А водить‑то будешь ты!

Две заботливых старушки

Две заботливых старушки

Напекли внучатам плюшки.

Все вокруг стола уселись,

Чаю напились, наелись.

Захотели поиграть.

Ты лови! Мне убегать!

В снег упал Серёжка

В снег упал Серёжка,

А за ним Алёшка,

А за ним Иринка,

А за ней Маринка.

А потом упал Игнат.

Сколько на снегу ребят?

За высокими горами

За высокими горами

Стоит Мишка с пирогами.

Здравствуй, Мишенька‑дружок,

Сколько стоит пирожок?

Пирожки не продаются,

Они сами в рот кладутся,

Но кто их возьмёт,

Тот водить пойдёт.

Друзья

Раз, два, три, четыре, пять…

Нам друзей не сосчитать.

А без друга в жизни туго,

Выходи скорей из круга.

По канаве катится

По канаве катится

Голубенькое платьице,

На боку зелёный бант.

Меня любит музыкант.

Музыкант молоденький,

Звать его Володенькой.

Дора, Дора‑помидора

Дора, Дора‑помидора,

Мы в саду поймали вора.

Стали думать и гадать,

Как же вора наказать.

Мы связали руки‑ноги

И пустили по дороге.

Вор шёл, шёл, шёл

И корзиночку нашёл.

В этой маленькой корзинке

Есть рисунки и картинки.

Раз, два, три,

Кому хочешь дари!

Считалки на русском языке

— Заяц белый, куда бегал?
— В лес дубовый.
— Что там делал?
— Лыко драл.
— Куда клал?
— Под колоду.
— Кто брал?
— Родион.
— Выйди вон!

***

Шёл баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто её возьмёт
Тот и вон пойдёт.

***

На золотом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых и честных людей!

***

Эники, бэники, ели вареники,
Эники, бэники, съели вареники,
Эники, бэники, хоп!
Вышел зелёный сироп.

***

Серый зайка вырвал травку,
Положил её на лавку.
Кто травку возьмёт,
Тот и вон пойдёт.

***

Родились у нас котята,
Раз-два-три-четыре-пять,
Приходите к нам ребята
Посмотреть и посчитать.
Раз котенок — самый белый,
Два котенок — самый смелый,
Три котенок — самый умный,
А четыре — самый шумный.
Пять похож на три и два,
Теже хвост и голова,
Тоже пятнышко на спинке,
Также спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята,
Раз-два-три-четыре-пять,
Приходите к нам ребята
Посмотреть и посчитать!

***

Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька — для ежа,
Эта долька — для стрижа,
Эта долька — для утят,
Эта долька — для котят,
Эта долька — для бобра,
А для волка — кожура.
Он сердит на нас. Беда!
Разбегайтесь кто-куда!

***

За морями, за горами,
За железными столбами,
На пригорке теремок,
На дверях висит замок,
Ты за ключиком иди
И замочек отопри.

***

Лиса по лесу ходила,
Лиса голосом вопила.
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела —
Мужу двое, себе трое,
И детишкам по лаптишкам!
Кто лаптишки найдет,
Тот водить пойдет.

***

Высоко-превысоко
Кинул я свой мяч легко.
Но упал мой мяч с небес,
Закатился в темный лес.
Раз-два-три-четыре-пять,
Я иду его искать.

***

Вышли мыши как-то раз
Посмотреть который час.
Раз-два-три-четыре,
Мыши дёрнули за гири.
Тут раздался страшный звон —
Разбежались мыши вон.

***

— Аист-аист, аист-птица,
Что тебе ночами снится?
— Мне болотные опушки.
— А ещё?
— Ещё лягушки.
Их ловить, не изловить.
Вот и всё, тебе водить!

***

Раз, два, три, четыре.
Сосчитаем дыры в сыре.
Если в сыре много дыр,
Значит, вкусным будет сыр.
Если в нём одна дыра,
Значит, вкусным был вчера.

***

Шёл котик по лавочке,
Раздавал булавочки.
Шел по скамеечке —
Раздавал копеечки:
Кому десять, кому пять,
Выходи, тебе искать!

***

Что под нами,
Под железными столбами?
Там мышки живут,
Они шапки шьют.
Одна шапка упала —
Мышка, скок, убежала.
Кот Матвей
Побежал за ней!

***

Шалуны-балуны,
Выбегайте во дворы,
Становитесь-ка играть,
Воеводу выбирать.
Воевода из народа,
Выходи из хоровода.
А ты, добрый молодец,
Становись в самый конец!

***

Ёжик нёс на именины
Полтора куля рябины
И корзиночку опят.
А тебе — водить опять.

***

Раз малинка, два малинка,
Ела ягоды Маринка,
И в корзинке у Маринки
Не осталось ничего.
Кто по ягоды пойдёт,
Тот корзиночку найдёт.

***

Гномик золото искал
И колпак свой потерял.
Сел, заплакал, как же быть?
Выходи! Тебе водить!

***

Уж как зоренька-заря
Русы косыньки плела.
Кто те косы расплетёт,
Первый кон водить идёт!

***

Катилось яблочко по огороду
И упало прямо в воду.
Раз, два, три, четыре, пять,
Выходи-ка нас искать.

***

Шла коза по мостику
И виляла хвостиком,
Зацепила за перила,
Прямо в речку угодила.
Кто не верит — это он,
Выходи из круга вон!

Барабек Английская песенка (Как нужно дразнить обжору)

Перевод Корнея Чуковский

Робин Бобин Барабек
Скушал сорок человек,
И корову, и быка,
И кривого мясника,
И телегу, и дугу,
И метлу, и кочергу,
Скушал церковь, скушал дом,
И кузницу с кузнецом,
А потом и говорит:
«У меня живот болит!»

Перевод Самуила Маршака

Робин-Боббин
Кое-как
Подкрепился
Натощак:
Съел теленка
Утром рано,
Двух овечек
И барана,
Съел корову
Целиком.
И прилавок
С мясником,
Сотню жаворонков в тесте,
И коня с телегой вместе,
Пять церквей и колоколен —
Да еще и недоволен!

И, наконец, оригинал:

Бабушкины покупки.

Купила бабушка себе курочку,
Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах.

Купила бабушка себе уточку,
Уточка тюрюх-тюх-тюх,
А курочка по зёрнышку кудах-тах-тах.

Купила бабушка себе индюшонка,
Индюшонок фалды-балды,
Уточка тюрюх-тюх-тюх,
Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах.

Купила бабушка себе кисулю,
А кисуля мяу-мяу,
Индюшонок фалды-балды,
Уточка тюрюх-тюх-тюх,
Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах.

Купила бабушка себе собачонку,
Собачонка гав-гав,
А кисуля мяу-мяу,
Индюшонок фалды-балды,
Уточка тюрюх-тюх-тюх,
Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах.

Купила бабушка себе поросёнка,
Поросёнок хрюки-хрюки,
Собачонка гав-гав,
А кисуля мяу-мяу,
Индюшонок фалды-балды,
Уточка тюрюх-тюх-тюх,
Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах.

Купила бабушка себе коровёнку,
Коровёнка муки-муки,
Поросёнок хрюки-хрюки,
Собачонка гав-гав,
А кисуля мяу-мяу,
Индюшонок фалды-балды,
Уточка тюрюх-тюх-тюх,
Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах.

(На курочку – показать руками, как клюет курица, на утку – как плывет уточка, на индюшонка – на слово «фалды» рука вправо, «балды» — влево, на кисулю – как умывается кошка, на поросёнка – показать рукой пятачок поросенка, на коровку – показать рога у коровы).

http://koshki-mishki.ru/view-2355-38.html (названия пальчиков)

http://kindergenii.ru/HTMLs/schitalki.htm (считалочки)

Считалка – полезный инструмент для детского ума

Конечно, некоторые взрослые могут полагать, что для детского мозга считалка совершенно бесполезна и лишь только засоряет его. Но это не так. В действительности функций, которые выполняют эти незамысловатые стишки, достаточное количество. Итак, подведем итог. Что такое считалка? Это своего рода инструмент, который:

Помогает распределить роли в игре без споров, обид и лишних вопросов.
Обучает чувству ритма.
Тренирует память.
Развивает внимание и речь.
Помогает проявиться скрытым талантам. К примеру, ребенок, не запомнивший окончание стишка, додумывает его сам

А это дает полет фантазии, воображению, развивает умение сочинять стихи.
Пробуждает чувство юмора, так как стихотворные тексты в основном шутливые.

Учите детей считалкам, ведь это положительно отражается на их развитии.

Обсуждаем правила

Перед началом игры в прятки все собравшиеся вместе обсуждают основные правила, которые нельзя нарушать, выбирают того, кто первым будет водить и сколько ему нужно считать, пока другие ребята найдут укромные места и успеют хорошо спрятаться.

  • Дети должны договориться, в каком случае выбирается следующий вода и их действия, если водящий допустил ошибку.
  • Если желающих водить нет, то водящего можно выбирать при помощи считалочек или жребия. Примеры считалки:

Пчелы в поле полетели,

Зажужжали, загудели.

Сели пчелы на цветы.

Мы играем — водишь ты!

  • Те игроки, кого уже застукали, могут подсказывать тем, кого еще не смогли обнаружить. Дети подсказывают друг другу близко ли от них водящий и лучше не высовываться или же, если вода отвернулся или на безопасном расстоянии и можно успеть перепрятаться.
  • Играть в прятки намного интереснее. Когда во дворе сумерки, тогда спрятаться можно в тени дома, деревьев или за крупными предметами.
  • Выбирается определенное место, где водящий будет застукивать обнаруженных игроков. Это может быть стена многоэтажки, лавочка в сквере, дерево или другой крупный предмет.
  • Заранее обговаривается территория, на которой дети будут играть, все зависит от варианта игры.
  • Продолжительность игры тоже обговаривается детьми отдельно.
  • Если к команде присоединяется еще один ребенок, то он автоматически становится следующим водой.

Считалки на английском языке

Известно, что маленьким детям изучение иностранных языков дается легче, чем взрослы. Поэтому разучивание считалок на английском языке — мощная тренировка для мозга. Частое проговаривание вслух, сопровождающееся выполнением определенных действий, способствуют развитии дикции и правильного произношения английских звуков.

One, two. How are you?

One, two. How are you?

Three, four. Who’s at the door?

Five, six. My name is Fix.

Seven, eght. Sorry, I’m late.

Nine, ten. Say it again.

Stick

This stick will tell the one we choose

To be the lord in shining shoes

To rule lands both near and far

The stick says you will be king tsar!

Under the ocean

Under the ocean, green and deep

Lie the fishes fast asleep,

Under the arm and over the shoe,

Top on the head, and out goes you!

Rain

Rain-rain go away,

Come again another day;

Little Johnny wants to play.

Rain, rain, go to Spain,

Do not show your face again

Animals

The dog says bow, wow

The cat says meow

The sheep says baa-baa

The little pig says wee-wee

The frog says crook-crook

The hen says cluck-cluck

The cock says cock-a-doodle-do.

Vegetables

Tomatoes and Carrots

Cabbage and Beans

Look so yummy

All red and green.

A B C D E F G

A B C D E F G

come on out and play with me.

H I J

come and play.

K L M

come with them.

N O P

near the tree.

Q R S T U V

Oh, how happy we will be.

W X Y Z

Lot’s of fun for you and me.

Little Tom

Little Tom Tittlemouse

Lived in a bell-house;

The bell-house broke,

And Tom Tittlemouse woke.

One to ten

One for sorrow,

two for joy,

three for a girl,

four for a boy,

five for silver,

six for gold,

seven for a secret,

never to be told,

eight for a wish,

nine for a kiss,

ten for a time

of joyous bliss.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий