Способы словообразования в русском языке: таблица с примерами

Морфологические способы словообразования

Морфологический способ основан на взаимодействии производящих основ с другими морфемами: префиксами (приставками), суффиксами, постфиксами, интерфиксами (соединительными гласными буквами), окончаниями (флексиями). Это самый продуктивный и самый популярный способ образования новых слов. Он является основным источником пополнения лексики современного языка.

Приставочный (префиксальный) способ

Для приставочного способа характерно прибавление префикса к целому слову, служащему производящей основой. Прибавление приставки не влияет на смену части речи вновь образованного слова.

Примеры слов, образованных данным способом: лететь – ПРИлететь, город – ПРИгород, интересный – СВЕРХинтересный, любимый – НЕлюбимый, правда – НЕправда.

Суффиксальный способ

Суффиксальный способ словообразования основывается на слиянии производящей основы с суффиксом, в результате чего образуется другое слово. Суффиксы в отличие от префиксов влияют на смену части речи.

Примеры: земля – землЯК, вино – вынНый, теплый – теплЕНЬКий, высокий – высокО.

Приставочно-суффиксальный

При образовании слова приставочно-суффиксальным способом в образовании участвуют одновременно две морфемы – приставка и суффикс, которые присоединяются опять же к производящей основе.

Например, слова «пригорок», «застенок», «подлесок» образованы именно так: гора – ПРИгорОК, стена – ЗАстенОК, подлесок – ПОДлесОК.

Бессуффиксный способ

Суть бессуффиксного способа в том, что исходное слово при образовании нового лишается своей части – суффикса. Подобный способ чаще всего применяется при образовании имён существительных от глаголов.

Примеры: припевать (гл.) – припев (сущ.); широкий – ширь; заливать – залив.

Сложение

Способ, при котором происходит объединение двух и более основ, называется сложением.

При таком способе складываются как целые основы, так и их части. Поэтому в лингвистике имеются на этот счет термины – «сложные слова» и «сложносокращенные». Данный способ иногда не обходится без соединительных гласных «о» и «е».

Примеры: лесхоз (лесное хозяйство), партком (партийный комитет), лесОповал, сенОкос, конЕвод, ковер-самолет.

Сращение

Процесс образования слов данным способом основан на превращении устойчивых словосочетаний в слова. Знаменательные части речи, связанные подчинительной связью, теряют свою самостоятельность и сращиваются в одно слово. Этот процесс характерен для словосочетаний типа: нареч. + прилаг.: малосоленый, свежемороженый; сущ. + причаст.: умалишенный, богобоязненный.

Переход одной части речи в другую

Этот способ называют «конверсией». Он характерен не для всех частей речи, а только для некоторых. В языке существует пять видов конверсии:

  1. переход в существительные (субстантивация): игровая комната – игровая;
  2. переход в прилагательные (адъективация): блестящие способности – блестящие на солнце осколки;
  3. переход в наречия (адвербиализация): удариться боком – плыть боком;
  4. переход в местоимения (прономинализация): один человек не пошел – там жил один человек;
  5. переход в служебные части речи (предлоги, союзы, междометия): благодаря за все – благодаря вам; несмотря на собеседника – несмотря на плохое самочувствие; хотя её – хотя никого не было.

Аббревиация

Данный способ основан на сложении усеченных частей слова ради экономии речевых усилий.

Различают несколько видов аббревиации:

звуковая– слово образуется сочетанием начальных звуков – ТЮЗ (театр юного зрителя), НИИ (научно-исследовательский институт);
буквенная– состоит их начальных букв словосочетания – СССР (союз советских социалистических республик);
буквенно-звуковая (смешанная)– объединяет начальные буквы и звуки: ЦСКА (центральный спортивный клуб армии);
слоговая– соединят сокращения слов, равных слогам: ликбез (ликвидация безграмотности);
слогословная– объединяет слог и слово: сбербанк, зарплата;
смешанная– объединяются разные части нескольких слов: Имли – институт мировой литературы;
телескопическая– объединяет начало первого и конец второго слова словосочетания: бионика – биологическая механика.

Усечение

Новые лексемы при таком способе образуются путем сокращения полного слова: кило – килограмм, метро – метрополитен, а также путем усечения производящей основы или отбрасывания флексий: катать – каток, граммов – грамм.

Видео:Русский 3 Словообразование имен существительныхСкачать

Полезные материалы по теме

Вот вам обобщающая таблица со всеми способами словообразования.

Обязательно посмотрите другие мои статьи по лексике и морфемике:

  1. Как разобрать слово по составу – инструкция с кучей лайфхаков.
  2. Чем архаизмы отличаются от историзмов.
  3. Что такое паронимы.
  4. Синонимы.
  5. Антонимы.

Еще я в каждой своей статье рекомендую читателям подборки с курсами подготовки к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. Эти курсы проводятся в групповом формате, а ведут их учителя-эксперты, которые сами же эти ЕГЭ, ОГЭ и ВПР создают и проверяют. За счет группового формата курсы более дешевые, чем репетиторство. Плюс, изучать их можно из дома, не надо никуда ехать.

Из учебников я вам рекомендую книгу Веры Васильевны Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Очень хорошее пособие. В нем собран теоретический материал, который школьники изучают с 5 по 9 класс – все то, что выносится на ОГЭ и ЕГЭ.

Приобретите книгу и сначала прочитайте ее от начала до конца. Потом разбирайте и заучивайте темы, которые вызывают у вас затруднения и с которыми вы чаще всего сталкиваетесь. А потом осваивайте оставшийся материал.

Посмотрите видеоролик по способам словообразования, чтобы еще раз закрепить тему:

Морфологический способ словообразования

Морфологический способ словообразования является основным в обогащении словарного состава русского языка. Новые слова образуются на базе имеющихся производящих основ путём сочетания их с различными аффиксами.

Лингвистический термин «аффикс» (лат. affixus — «прикрепленный») называет часть слова, имеющую грамматическое значение и видоизменяющую значение корня. По местоположению в слове аффиксы подразделяются на

  • префиксы, или приставки;
  • суффиксы;
  • постфиксы;
  • интерфиксы, или соединительные гласные;
  • флексии, или окончания.

Отметим, что флексии и формообразующие суффиксы не участвуют в словообразовании.

В зависимости от того, с помощью какой морфемы или комбинации аффиксов образована новая лексема, в русском языке различают следующие виды морфологического способа словообразования:

1. Префиксальный (приставочный) способ — это образование нового слова путем присоединения префикса (приставки) к производящей основе:

писать → выписать
вид →подвид
забавный → презабавный

2. Суффиксальный способ (суффиксация) — это присоединение к производящей основе словообразующего суффикса:

находить → находка
цвет (цветок) → цветник
улыбаться → улыбка

3. Приставочно-суффиксальный способ используется в образовании новых слов с помощью двух аффиксов: приставки и суффикса:

локоть → подлокотник
беседа → собеседник
свежий → освежить
море → заморский
мох → замшеть

4. Нулевая суффиксация (безаффиксный, ) — это образование нового слова с помощью нулевого суффикса:

взводить → взвод
припевать → припев
свинья → свиной
золото → золотой
восемь → восьмой

5. — это присоединение к производящей основе постфиксов -то, -либо, -нибудь, -ся:

кто → кто-то
что → что-нибудь
где → где-либо
когда → когда-то
бросать → бросаться

6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) способ используется для образования новых слов с помощью приставки и постфикса:

слушать →вслушаться
нюхать →принюхаться
думать →вдуматься
тосковать →истосковаться
ждать →дождаться

7. Суффиксально-постфиксальный способ — это присоединение к производящей основе одновременно двух аффиксов: суффикса и постфикса.

толпа → толпиться
скупой → скупиться
переговорить → переговариваться

8. Сложение — способ образования, при котором происходит соединение

1) двух производящих основ в одно слово

а) без помощи соединительной гласной (интерфикса):

  • кресло-кровать;
  • платье-халат;
  • ракета-носитель;
  • ковёр-самолет;

б) с помощью интерфикса:

север, восток → северо-восток
сухие фрукты  → сухофрукты
свод неба → небосвод
птица, фабрика → птицефабрика
хранилище для овощей → овощехранилище

2) сложение усеченной основы и слова:

ветеринарный врач→ ветврач
туристический поход→ турпоход
медицинский пункт→ медпункт

3) сложение усеченных основ слов:

заместитель председателя → зампред
мотоцикл педальный → мопед
профсоюзный комитет → профком

4) аббревиация — сложение звуков или названий начальных букв словосочетаний:

  • МХАТ
  • ГОЭЛРО
  • ГАИ
  • нэп
  • МИД
  • ОБСЕ

9. Сложносуффиксальный способ — это сложение производящих основ с помощью интерфикса и с одновременной суффиксацией:

длинная шерсть + -н- → длинношерстный
хлеб, резать + -к- → хлеборезка
сам, варить + → самовар
черные брови + → чернобровый
каша, варить + → кашевар

Таблица с примерами

Способы образования словПримеры

1. Приставочный

текст → подтекстгнать → догнать

2. Суффиксальный

белый → белизнапахать → пахотасотворить → сотворение

3. Приставочно-суффиксальный

люди → безлюдныйдолгий → задолгодом → надомник

4. Бессуффиксальный

отдыхать → отдыхзеленый → зелень супруг → супруга

5. Постфиксальный

какой → какой-нибудьчто → что-тогде → где-либо

6. Сложение: 1) двух основ 2) двух основ + суффикс 3) сокращенных основ 4) начальных букв или звуков

пожар, опасный → пожароопасныйдиван, кровать → диван-кроватьканат, ходить → канатоходецморе, плавать → мореплавательспециальный корреспондент → спецкор МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО

7. Слияние целых слов

густо, населенный → густонаселенный мало, знакомый → малознакомый

8. Переход из одной части речи в другую

загорающие (сущ.) — загорающие (прич.) люди; прохожий (сущ.) — прохожий (прил.) человек

Неморфологические

Это способы, при которых слова образуется без помощи морфем.

Лексико-синтаксический

Данный метод предполагает использование полноценного словосочетания, для чего его компоненты «склеиваются». В качестве примера выступает сочетание «с ума сшедший», из которого образовано слово «сумасшедший». Для создания слова осуществляется слияние или сращение отдельных слов, что позволяет получить новую лексическую единицу. Сложение предполагает образование сложных слов исключительно с использованием полнозначных слов или их составных частей.

Если же выбирается слияние, то применяются служебные слова, причем сохраняется как их порядок, так и падежные окончания. Те слова, которые ранее писались раздельно, теперь часто пишутся слитно, а также обладают одним ударением.

Например, ранее принято было говорить «сей час», но теперь используется «сейчас».

Продуктивным считается слияние, в котором первой частью слова выступает наречение, обладающее суффиксом –о или –е. Вторая часть представлена прилагательным или причастием. В качестве примера: «слабо видящий» – «слабовидящий».

Морфолого-синтаксический

Данный метод предполагает переход части речи слова из одной в другую. Благодаря этому способу было образовано огромное количество существительных из причастий или прилагательных. Поэтому данные слова перестали обозначать признак предметов, так как заполучили вещественность. С помощью этого метода обеспечивается субстантивация, которая предполагает грамматический переход слова из другой части речи в существительное.

В качестве примера можно вспомнить словосочетание «набережная улица», в котором «набережная» является прилагательным. Но сейчас более актуально говорить «привлекательная набережная», поэтому данное слово стало существительным.

Морфолого-синтаксический способ предполагает использование лексикализации. Она заключается в том, что определенная грамматическая форма превращается в слово другой части речи.

Например, в словосочетании «холодной зимой» второе слово является существительным. Его форма изменяется при образовании словосочетания «он родился зимой», поскольку теперь отвечает на вопрос «когда?».

Лексико-семантический

Этот метод заключается в том, что многозначные слова распадаются на несколько отдельных и самостоятельных значений. При этом данные значения существенно отличаются по смыслу, поэтому представлены отдельными лексическими единицами.

В качестве примера можно вспомнить слово «молния», которая представлена не только гигантским электрическим искровым разрядом, но и застежкой на одежде. Поэтому одно слово обладает совершенно разными значениями, которые далеки друг от друга.

Способы словообразования

В современном русском языке существует несколько способов словообразования. Основным из них является морфологический способ (образование новых слов путём присоединения морфем к производящей основе или к производящему слову).

Различают несколько наиболее продуктивных морфологических способов словообразования.

Аффиксация — образование новых слов путём присоединения словообразовательных аффиксов к производящей основе или к производящему слову. Например: город > при-город.

При префиксальном способе новое слово образуется путём присоединения к имеющемуся слову приставки (префикса). Например: город > при-город; автор > со-автор; мощный > сверх-­мощный; бежать > от-бежать, за-бежать; спокойно > не-спокойно.

Этим способом образуются слова той же части речи и обладающие теми же грамматическими свойствами, что и производящее слово. Наиболее продуктивным данный способ образования новых слов является у глаголов.

При суффиксальном способе новое слово образуется путём присоединения к производящей основе суффикса. Например: лимон > лимон-н-ый; чёрн-ый > черн-от-а.

При префиксально-суффиксальном способе новое слово образуется путём одновременного присоединения к производящей основе приставки и суффикса. Например: нос > пере-нос-иц-а; окно > под-окон-ник.

Сложение —  образование новых слов путём соединения двух или более основ или слов. Например: овощехранилище, глинозём.

В современном словообразовании активным является также образование сложносокращённых слов:

  1. из начальных частей или слогов слова: спецкор (специальный корреспондент), универмаг (универсальный магазин);
  2. из части слова и полного слова: педколлектив (педагогический коллектив), сбербанк (сберегательный банк);
  3. из начальных букв слов (аббревиатура): МГУ (Московский государственный университет), ВВЦ (Всероссийский выставочный центр).

Усечение основы — образование новых слов посредством усечения производящей основы. Данный способ действует только в словообразовании имён существительных. Например: магнитофон > маг, заведующий > зав.

Многие слова, образованные способом усечения производящей основы, имеют разговорную стилистическую окраску: баки (разг.) < бакенбарды (нейтр.).

Обратное словообразование — образование более простого по структуре слова от более сложного. Например: фляга < фляж­ка, дояр < доярка.

Неморфологические способы словообразования

Среди неморфологических способов словообразования различают:

  1. лексико-семантический способ — появление новых слов в результате изменений в значении уже существующих в русском языке слов. Например: прапорщик (знаменосец) > прапорщик (воинское звание), бригадир (воинское звание) > бригадир (руководитель трудового коллектива).
  2. Морфолого-синтаксический способ — появление новых слов в результате перехода слов из одной части речи в другую. Например: столовая (ложка) > столовая (помещение) , караул > караул! .
  3. Лексико-синтаксический способ — появление новых слов в результате сращений сочетаний слов. Например: высококачественный < высоко (+) качественный; тотчас < тот (+) час.

Морфологический и его подвиды

Именно данный метод позволил обогатить словарный состав русского языка. Для образования новых слов используется уже имеющаяся база производящих основ, которые комбинируются с разными аффиксами.

Аффикс – это часть слова, которая обладает своим уникальным грамматическим значением, а также корнем, которые может видоизменять свое значение. Аффиксы представлены:

  • суффиксами;
  • приставками;
  • постфиксами;
  • интерфиксами;
  • окончаниями.

В образовании слов не участвуют формообразующие суффиксы с флексиями. Морфологический способ предполагает использование нескольких видов образования слов, которые отличаются сочетанием аффиксов и используемой морфемой. Эти подвиды считаются наиболее сложными для изучения.

Поскольку морфологический способ является наиболее популярным и часто используемым, то в нем выделяется несколько подвидов. Каждый вид обладает своим уникальным правилом и нюансами. Некоторые люди их путают, но нередко вопросы относительно данных способов попадаются ученикам во время сдачи экзаменов, поэтому желательно изучить эту информацию. Б

Внимание! лагодаря изучению этих методов значительно улучшается знание орфографии.

Префиксальный

Данный способ называется по-другому приставочным. Он предполагает образование слова с помощью добавления к основе приставки (префикса).

Например, к слову «вид» добавляется приставка «под» и получается «подвид».

Другие примеры: долго – надолго, забавный – презабавный.

Суффиксальный

Этот метод по-другому часто называют суффиксацией. Он предполагает добавление к производящей основе нового суффикса.

Например, цвет – цветник, знать – знаток, находить – находка.

Приставочно-суффиксальный

Он заключается в том, что к основе одновременно добавляется как приставка, так и суффикс. Наиболее часто для этого метода применяются в существительных суффиксы -ник, -ок или -й. Для глаголов выбираются суффиксы -ся, а для наречий – -ому, -и или -ему.

Например, локоть – подлокотник, земля – подземный, море – заморский.

Нулевая суффиксация

Данный вид по-другому называется безаффиксным или бессуффиксным. Он предполагает применение нулевого суффикса.

Например, свинья – свиной, семь – седьмой.

Постфиксальный

Методика заключается в том, что к основе присоединяются постфиксы, к которым относится -то, -либо, -нибудь, -ся.

Например, строить – строиться, что – что-нибудь, когда – когда-то.

Префиксально-постфиксальный

По-другому этот способ называется приставочно-постфиксальным. С его помощью к основе прибавляется как приставка, так и постфикс – ждать – дожидаться, читать – вчитаться, печаль – печалиться.

Суффиксально-постфиксальный

Способ заключается в добавлении к основе двух аффиксов, представленных суффиксом.

К примеру, постфиксом – скупой – скупиться, печаль – печалиться.

Сложение

Данный подвид предполагает образование нового слова путем соединения других слов. Благодаря данному процессу формируются сложные слова, в составе речи которых имеется 2 или больше корней.

Для такой методики применяются самостоятельные части речи, причем в составе сохраняется полностью слово или его важная часть. Между корнями оставляются соединительные гласные, к которым относится -о и -е.

Важно! Соединительной гласной может быть -и, например, пятилетний, а также вовсе может отсутствовать соединительная гласная.

Сложение осуществляется несколькими методами:

  • Соединение целых слов – блок-схема, диван-кровать, шапка-невидимка.
  • Сложение основ без применения соединительных гласных – спортплощадка или с использованием гласных – снегопад, землетрясение.
  • Сложение слова с частью основы – спортивный зал – спортзал, стенная газета – стенгазета.
  • Слияние слов – вечнозеленый, сорвиголова.

Некоторые слова создаются с помощью сложения сокращенных основ, что позволяет получить сложносокращенные слова. Они образуются сложением слогов (колхоз), названий начальных букв (ВДНХ) или смешанным способом (районо).

Сложносокращенные слова нередко выступают основой для новых слов, например, колхоз – колхозный.

Отдельно следует выделить аббревиацию, которая предполагает сложение звуков или названий первых букв. Сюда относятся такие слова как вуз, МХАТ, ГАИ или иные аналогичные выражения, которые многие люди используют в повседневной жизни.

Сложносуффиксальный

Данный способ предполагает сложение основ, для чего применяется интерфикс с суффиксацией.

Например, черные брови – чернобровый, скорый и варить – скороварка, овощи и резать – овощерезка.

Конспект урока в 6 классе

Примечание:Конспект составлен по учебнику Л. М. Рыбченковой.

Тема:Основные способы словообразования в русском языке.

Цели урока:

  • повторение материала по словообразованию, изученного в 5 классе;
  • изучение нового материала;
  • развитие умений морфемного и словообразовательного разбора;
  • воспитание познавательных интересов, внимательного отношения к слову.

УУД:

  • познавательные: формулирование темы, поиск и структурирование информации, рефлексия;
  • коммуникативные: умение выразить мысль;
  • регулятивные: постановка цели, планирование деятельности;
  • личностные: смыслообразование.

Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Работа с текстом С. Погореловского «Снежная сказка»:
Прочитать, выписать выделенные слова в 2 столбика – однокоренные слова и формы одного и того же слова.
(Нажмите на плюсик, чтобы прочитать текст.)
Вывод: чем отличаются формы слова от однокоренных слов; как образуются однокоренные слова (повторение изученного в 5 классе).
Формулирование и запись темы урока.
Целеполагание, мотивация, планирование деятельности.
Изучение материала учебника (параграф 6):
Учащиеся самостоятельно читают материал параграфа и составляют схему или таблицу, по которой потом рассказывают об основных способах словообразования.
Закрепление изученного:
А) Подберите к данным словам однокоренные слова по образцу, укажите способ словообразования:

Мастерица ←мастер

 фельдшер, волк, тигр, лев, осёл, медведь (суффиксальный)

Безвкусица ←вкус

 голос, работа, корм, смысл (приставочно-суффиксальный)

Чайник ←чай
весть, помощь, фокус, зависть, соус, задача, вопрос, справка (суффиксальный)

Наушник ←уши
грудь, колено, морда (приставочно-суффиксальный)
(работа проводится с одновременным толкованием значений слов, повторением орфограмм; например, правописание приставок на З/С).
Б) Используйте приставки анти-, без-, де-, дис-, чтобы изменить на противоположное значение данных существительных. Определите способ образования записанных слов. С любым из них составьте и запишите предложение.
Циклон, мир, частица; действие, участие, полезность; монтаж, мобилизация; гармония, пропорция, квалификация.
В) По толкованию определите слово. Каким способом оно образовано? Составьте и запишите предложение по образцу.

Образец:
Пейзажист – художник, изображающий картины природы. (суф. способ, тире между подлежащим и сказуемым).

Художник, изображающий военные сцены, баталии.
Художник, изображающий морской вид.
Художник, изображающий человека или группу людей.
Г) Работа с текстом упражнения 52 в учебнике;
Прочитайте текст, определите его тему. Выпишите из текста все сложные слова, вставляя пропущенные буквы, объясните их написание

Найдите слова, образованные с помощью способа сложения.

Разбор домашнего задания: устный ответ по схеме (с примерами), упражнение 54 по заданию.

Подведение итогов, рефлексия: что знали, что узнали нового, что считаете самым важным из материалов урока, что было самым интересным, что было самым трудным, на что надо обратить внимание при выполнении домашнего задания и т.д.

§1. Что такое словообразование

Лексический состав языка постоянно пополняется. И не только за счёт заимствований из других языков, как кому-то может показаться. Например, вместе с компьютерами в мир пришло слово компьютер, которое было заимствовано русским языком из английского: computer. Это слово быстро стало широкоупотребительным и уже в русском языке по правилам нашего словообразования от него были образованы другие новые слова:

компьютер→компьютерный,                       →компьютерщик,                      →компьютеризация

Значит, для образования новых слов у языка есть собственые внутренние механизмы. Их изучает словообразование.

Не удивляйся: термин словообразование  употребляется в разных значениях: 1) процесс образования слов в языке; 2) раздел языкознания, эти процессы изучающий.

§ Краткие итоги Таблица с примерами

В рамках данной темы были рассмотрены различные способы словообразования в русском языке. Каждый способ связан с определенными лексемами и языковыми правилами.

Главным способом словообразования является добавление приставок к основам слов. Префиксы придают новое значение и изменяют часть речи слова. Например, добавление приставки «по-» к существительному «биология» создает новую форму — «побиология», обозначая основу этой науки.

Другой способ словообразования — суффиксы и окончания. Они меняют форму и грамматические характеристики слова. Например, в слове «рабочий» суффикс «-ый» обозначает материальную принадлежность и является признаком профессии или занятия, в данном случае, рабочего.

Существуют также неморфологические способы словообразования, когда новое слово образуется путем изменения значения и порядка слов в предложении. Так, словосочетание «рваное платье» может превратиться в новое слово «рваное» с самостоятельным значением описания состояния.

Морфолого-синтаксический анализ позволяет разбирать слова на морфемы и определять их функции в предложении. Это важный инструмент для понимания и анализа языковой гармонии и правильного разбора слов.

Таблица с примерами способов словообразования помогает систематизировать различные лексемы и способы образования новых слов. Она может быть использована как игровая и действующая основа для обучения языковым правилам и порядку словообразовательного процесса.

Люди, производящие и изучающие язык, могут использовать несколько способов словообразования для создания новых слов и обогащения языкового общества. Этот процесс похож на создание новой комнаты, где каждая лексема и основа является материалом для строительства. С помощью приставок, суффиксов и окончаний появляются новые комнаты и новые слова, отражающие современные реалии и потребности людей.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий