Ликвидация безграмотности

Комментарий profiok.com

«В Советском Союзе вся политика строилась осознанно: ликвидация безграмотности проводилась, конечно, не для абстрактного повышения всеобщего культурного уровня, а для решения вполне конкретных задач, стоящих перед страной. И задачи эти были решены, – комментирует директор Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Роланд Шарифов. – Кстати, не надо думать, что руководство страны в первой половине прошлого века не думало о долгосрочной перспективе. Сейчас уже мало кто помнит, но в 1920-е годы, например, развернулась нешуточная борьба между сторонниками политехнического и монотехнического профессионального образования: одни хотели максимально быстро штамповать узких специалистов, другие – готовить более или менее всесторонне развитую личность, способную к работе в разных секторах промышленности.

На мой взгляд, основные проблемы в нашей стране – как раз с постановкой задачи, а также с поиском системного подхода к её решению. В формировании человека задействовано слишком много факторов: сколько ни тверди о пользе чтения, если дома не принято брать в руки книгу, ребёнок не будет этого делать. Сколько ни исправляй ошибки, если все кругом говорят и пишут неправильно, все усилия будут тщетны. Должно измениться всё общество, у страны должны появиться чёткие цели развития, мы должны понять, какими мы хотим стать и какими бы хотели видеть будущие поколения. И тогда уже шаг за шагом, формируя среду, перестраивая систему образования, меняясь сами, мы сможем попытаться не потерять будущие поколения.

Замечу, что системность подхода подразумевает наличие целостной государственной политики. Не букета слабо согласованных между собой госпрограмм и проектов, а ясного видения целей и необходимых шагов для их достижения. Повторюсь: действия должны быть системными. Прошёл на федеральном телеканале сериал «Идиот» – в книжных магазинах расхватали Достоевского. Сходил Путин на выставку Серова – через день началась катавасия с выносом дверей и полевыми кухнями. Посещать музеи стало модно – выстроились очереди. И пусть лучше, как говорит наш министр культуры, молодёжь фотографируется на фоне картин Караваджо, чем на фоне пивного ларька

Причинно-следственная связь между «сделали» и «получили» тут очевидна, но крайне важно действовать не точечно, а по всему спектру, чтобы было модно и престижно быть квалифицированным специалистом, знать историю, грамотно писать и говорить, любить и знать свою культуру и свой язык

В этом смысле прозвучавшая на коллегии Минпромторга просьба вице-премьера Рогозина не называть ОПК «драйвером» и подбирать для выражения своих мыслей русские слова видится мне знаковой. Помните декабристов, страшно далёких от народа? Для некоторых из них пришлось даже переводить на французский допросные листы, настолько плохо они говорили на языке народа, во имя счастья которого подняли мятеж. Так что с общим языком как основой взаимопонимания, пожалуй, всем поспокойнее будет – и нынешним поколениям, и будущим.

Впрочем, не надо сгущать краски: и молодёжь у нас хорошая, и общность культурного кода налицо. Начиная работу над книгой «История, рассказанная народом», в которой мы публикуем материалы об участниках Великой Отечественной войны и тружениках тыла, мы не ожидали получить такое количество писем от совсем юных граждан России. Эти ребята вдумчиво и душевно рассказывают о своих прадедушках и прабабушках, передают их воспоминания, говорят, что помнят их и гордятся.

А что до бескультурья… Просто надо работать, не только совершая некие системные действия, но и подавая личный пример. Многое зависит от семьи и от школы, но и от конкретных чиновников, от деятелей культуры зависит не меньше. Да и государству как институту давно пора всерьёз подключаться». 

Публикация «Ликвидация безграмотности в СССР»

Подробности
Создано: 19.06.2023 11:52

Кампания по ликвидации безграмотности (с 1919 г. до начала 1940-х гг.) – массовое обучение грамоте взрослых и подростков, не посещавших школу, – была уникальным и самым масштабным социальным и образовательным проектом всей истории России.

Неграмотность, в первую очередь – среди сельского населения, – была вопиющей. Перепись 1897 г. показала, что из 126 млн. зарегистрированных при опросе мужчин и женщин грамотных среди них оказалось только 21,1%. За почти 20 лет после первой переписи уровень грамотности почти не изменился: 73% населения (старше 9 лет) были элементарно неграмотны. В этом аспекте Россия стояла последней в списке европейских держав.В начале ХХ века вопрос о всеобщем образовании не только активно обсуждался в обществе и прессе, но и стал обязательным пунктом программ почти всех политических партий. 26 декабря 1919 был подписан декрет о том, что всё население страны в  возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось обучаться грамоте на родном или русском языке — по желанию. Грамотность была не целью, а средством: «массовая неграмотность  находилась в противоречии с политическим пробуждением граждан и  затрудняла осуществление исторических задач преобразования страны на  социалистических началах». Новой власти требовался новый человек,  полностью понимавший и поддерживающий политические и экономические  лозунги, решения и задачи, этой властью ставившиеся.Все имеющиеся культурные силы страны были брошены на борьбу с безграмотностью, доставшуюся от царизма.  Каждый населенный пункт, где количество неграмотных было больше 15,  должен был открыть школу грамоты, обучение вначале шло 3-4 месяца по 6-8  часов в неделю, а с 1922 г. срок обучения увеличили до 7-8 месяцев.  Обучающимся рабочий день сокращался на два часа, предоставлялись  различные льготы. Лица, препятствующие неграмотным посещать школу,  привлекались к уголовной ответственности. В стране создавалась широкая  сеть школ и пунктов по ликвидации безграмотности. Под ликпункты  рекомендовалось приспосабливать всевозможные помещения: заводские,  частные дома и церкви. Для ликвидации неграмотности привлекались все  образованные граждане.С конца 1920-х гг. кампания по ликвидации неграмотности вышла на новый  уровень: меняются формы и методы работы, увеличивается размах. В 1928 г.  по инициативе ВЛКСМ был начат всесоюзный культпоход (всенародное  движение за грамотность, грамотные обучают неграмотных).  Его опорными центрами стали Москва, Саратов, Самара и Воронеж, где  основная часть неграмотных были обучены силами общественности. К  середине 1930 года число культ-армейцев достигло 1 млн, а число учащихся  только в учтённых школах грамоты — 10 млн.Следующий этап в борьбе за массовую грамотность населения – культурная  революция в 1930 году. В ходе нее в СССР было введено всеобщее начальное  обучение. Теперь ликбезом и ликвидацией малограмотности занимались обычные, а не чрезвычайные государственные органы.  Введение всеобщего начального обучения в 1930 г. создавало определенные  гарантии распространения грамотности. Ликвидация неграмотности  возлагалась теперь на соответствующие секции при местных Советах. Одновременно пересматривались программы школ ликбеза, рассчитанные на  330 учебных занятий (10 месяцев в городе и 7 месяцев на селе).  Актуальной задачей считалась теперь борьба с малограмотностью.К 1936 году было обучено около 40 млн неграмотных. В 1933—1937 годах  только в учтённых школах ликбеза занимались свыше 20 млн неграмотных и около 20 млн малограмотных. По данным переписи 1939 года, грамотность  лиц в возрасте от 16 до 50 лет приближалась к 90%. 

же в 1926 году 56.6% населения страны в возрасте от 9 до 50 лет были  грамотными. К 1939 г. число грамотных в возрасте от 9 до 50 лет  составило 87.4%. С 1921 по 1940 г. в школах ликбеза и в школах для малограмотных было обучено около 60 млн. человек.К началу 1940-х СССР население СССР было в массе образованным,  грамотным, умеющим пользоваться сложной техникой. Титанические усилия  совесткой власти и народа по ликвидации безграмотности в 20-40 гг не  прошли даром, и это отлично показала Великая Отечественная Война. Из  лапотной неграмотной крестьянской России Страна Советов стала страной  ученых, инженеров и победителей, а потом – и покорителей космоса. Этап  ликвидации безграмотности можно считать начальным этапом к будущим  совестким победам. 

Группы ароматов или семейства

Мы уже публиковали несколько статей, посвящённых конкретным семействам. Так что в этот раз коротенько:

Зелёные. Свежие ароматы с выраженным травяным или лиственным запахом.

Фруктовые, цветочные, древесные. Тут тоже всё ясно – ароматы, где солирующую партию играют ноты фруктов, цветов или древесины.

Пряные. Как правило специи используют, чтобы не оттенить или подчеркнуть другие компоненты. Но в ароматах семейства «пряные» именно на специях сделан акцент.

Водяные. В таких композициях используются химические компоненты, имитирующие воду или морскую воду. Такие запахи звучат «влажно» и «прохладно».

Фужерные. От французского слова fougere – папоротник. Такая вот эта нота особенная, что для ароматов, содержащих её, даже выделили отдельную группу.

 Шипровые. Шипр — это дубовый мох, добываемый для парфюмерии на Кипре (Chypre). Соответственно, шипровые — это ароматы, которые содержат эту ноту в высокой концентрации.

Восточные. Это не то, что приезжает к нам из ОАЭ или Омана, а  скорее «что-то в этом роде». Мастера Востока изготавливали аттары – ароматические смеси на основе эфирных масел (без спирта, в отличие от европейцев). А потому маслянистые духи, тяжелые и плотные, принято считать восточными. Также, помимо характерной «текстуры» запаха, в ароматах этой группы всегда содержатся компоненты, присущие Востоку: удовая древесина, специи и т.п.

Гурманские. В них зачастую соло играют «вкусные» ноты, которые способны вызвать скорее аппетит, чем желание любоваться вами. Как в Montale Chocolate Greedy – до такой степени аппетитный парфюм, что хочется съесть и его и того, кто им надушен.

Это ключевые элементы «колеса Майкла Эдвардса» — общей классификации, предложенной в 1983 году. Колесо напоминает компас и, также, как и он, подразумевает деление не только на прямые направления север, юг и т.д., но и на средние, как северо-восток. Ароматы также могут быть не только древесными или цветочными, но и древесно-цветочными, древесно-водяными и т.д.

Учиться, учиться, учиться — это не только про коммунизм

Ольга Фёдорова, заведующий научно-экспозиционным отделом Государственного историкомемориального музея «Смольный» 

Я считаю, что Декрет о  ликвидации безграмотности был очень важной вехой в  развитии нашего государства и  всех нас. Да,  в  России до революции было очень много просветительских учреждений, много делалось для ликвидации неграмотности

Но к 1917 году, по данным словаря Брокгауза и  Ефрона, в  Московской и  Санкт-Петербургской губерниях было 35% грамотных мужчин и  6% грамотных женщин. В  остальных 92 губерниях  — еще меньше. Самой грамотной губернией была Финляндия. Наименьший процент грамотных — среди сельского населения, национальных меньшинств и женщин. На эту проблему указывали многие политические партии, но  решать её пришлось большевикам. Декрет предполагал, что все неграмотные граждане от  8 до  50 лет должны в  течение короткого времени (несколько месяцев) научиться читать и писать. Делалось это путем массового привлечения «в учителя» тех, кто хотя бы чутьчуть сам владел грамотой. Получилось не сразу. Но  наряду с  другими декретами (о  библиотечном деле, например), с  другими различными программами большевиков декрет позволил сдвинуть положение дел в вопросе грамотности населения с мертвой точки. В нашем музее хранится много подлинных плакатов 1919–1920  годов, призывающих решить проблему неграмотности. Как обосновано в них, для чего нужно образование? Во-первых, они говорили, что нужно преодолеть классовое неравенство, которое выражалось в  том числе через умственное неравенство. Во-вторых, говорилось: грамотность тебе поможет производить больше, она даст экономический эффект. В-третьих, неграмотным быть страшно, неграмотный подобен слепому, поскольку ни в чем не разбирается. Чтение, книга  — это богатство, которое открывает перед человеком неведомые миры. Какую задачу, как мне кажется, ставили большевики? Ленин и  его правительство хотели, чтобы люди умели читать декреты, которые они выпускают, разбирать лозунги, понимали политику партии и  правительства в  том виде, как она представлена в  газетах. Ленин сам набросал проект «книжки для рабочих и  крестьян», где четко говорится, какие вещи должны быть донесены до трудящихся. Реформу поддержала интеллигенция, и  поддержала массово. Как говорил Александр Блок, «Декреты большевиков  — это символы интеллигенции. Брошенные лозунги, требующие разработки». Издавались массово книги, самого разного уровня, не  только политические, и часто на очень хорошей бумаге — удивительное дело! Например, книга Н.М. Стрельникова «Глинка» (1923). Или того  же года книга С.В.Шувалова «М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников и его письмах». Издавался, скажем, Тимирязев, другие книги по  естественным наукам, книги по  литературоведению. Почему? Потому что книгопечатание отдали на  откуп А.В. Луначарскому и  А.М. Горькому, которые понимали свою задачу очень широко, стремились приобщить народ к  достижениям мировой культуры. Привело это к  тому, что массы, социальные низы, которым дали возможность читать, читали, конечно, не  только Маркса и  Ленина, не только «Как закалялась сталь». И это, как ни крути, давало им возможность думать, добиваться успехов, делать карьеру. Социальные лифты в том числе в силу этого работали очень интенсивно. Чтение дало большой импульс развитию страны. Конечно, декрет только положил начало, это был первый кирпич. Но кирпич в основание интеллектуального, духовного развития СССР, ставшего одной из самых читающих стран, где престиж книги, престиж знаний, престиж учебы стоял очень высоко. Слова «учиться, учиться и учиться», которые Ленин сказал про коммунизм, люди понимали буквально, как указание на  ценность просвещения. Простые люди, которые приезжали из  деревни, тянулись к  знаниям. Если сами не  получали знания, то старались выучить своих детей. Всё это мы можем по настоящему оценить только сейчас, когда ценность знаний не ставится так высоко.

Советский букварь для взрослых. 1920 год

Примеры употребления

Исходя из прошлого раздела, становится понятно, что «ликбез» чаще всего применяется в заголовках или описаниях обширных обучающих статей.

При этом возможно употребление как фразы «Ликбез в…», и тогда она становится синонимичной слову «Введение», так и с частицей «по».

В форумном общении это слово употребляется перед, собственно, постом с объяснением чего-либо.

В этом случае применяется, например, выражение «Позвольте мне деть небольшой ликбез по…».

Либо же, если это просьба, то, можно сказать, «Тогда дай мне, пожалуйста, ликбез по этому» — и все в этом духе.

В целом же, употребление слова, как и его значение, почти никак не поменялось за то долгое время его употребления.

Как часто ее употребляете эту фразу вы, и придерживаетесь ли нового или старого значения?

Бой за грамотность

Наркомпросу предоставлялось право в порядке трудовой повинности привлекать для обучения безграмотных все более или менее образованное население. В движение «за ликбез» включились все организации трудящихся: партячейки, профсоюзы, комсомол, женские комиссии, вливались широкие круги народной интеллигенции, видные деятели социалистической культуры, начиная с Горького; многотысячную армию культармейцев составляли студенты и школьники старших классов, учителя, врачи и инженеры, служащие и рабочие различных предприятий и учреждений, армейский политсостав, — все грамотные считали себя мобилизованными на бой за грамотность.

Учителя есть; народ валом валит на пункты ликбеза. Но нет букварей, наглядных пособий, и в ход идут все подручные, самодельные средства, особенно на селе. Вырезают буквы, цифры из газет, старых книг, составляют алфавит. Пишет «Советскую азбуку» Маяковский, на каждую букву — двустишие такого рода: «Д. Деникин было взял Воронеж. Дяденька, брось, а то уронишь!» Нет тетрадей — пишут на старых обоях, на оберточной бумаге, на деревянной доске. Вместо чернил — разведенная в воде печная сажа, свекольный отвар, ягодный настой… Перья — гусиные, заостренная лучинка, кусок древесного угля.

Школа грамоты была создана и для младшего обслуживающего персонала правительственных подсобных служб. Владимир Ильич высказал пожелание, чтобы безграмотность ликвидировать в первую очередь на территории Кремля. В школу дружно записались все, кто в ней нуждался: рабочие комендатуры и хозчасти, подавальщицы столовой, сиделки больницы, прачки, курьеры. На открытие занятий пришел Ленин.

В 1906 году журнал «Вестник воспитания» высчитал, что полностью разделаться с неграмотностью в России можно в такие сроки: среди мужчин — за 180 лет, среди женщин — за 300 лет, у народов национальных окраин — за 4600 лет. Советская власть скорректировала это. Уже в 1920 году ликбезы охватили 3 миллиона человек, а всего за последующие двадцать лет было обучено 50 миллионов неграмотных и 30 миллионов малограмотных мужчин и женщин, русских и многих других национальностей. К 1940 году СССР стал практически страной сплошной грамотности.

В первое время, когда лист бумаги и перо представляли всеобщую ценность — от пункта ликбеза до Председателя Совнаркома, — нелегко было и обычной, детской школе. В 1921 году на одного ученика приходилось в среднем на год 6 листиков бумаги, одно перо на 10 учеников, один карандаш и одна тетрадь — на 20 учеников. Однако не только скудная учебная база волновала и учащихся, и учащих.

Комментарии

Набиуллина против правительства России. Анализ её выступления в Госдуме.

Валерий
позавчера в 11:50

Ноги затекли на низком старте, “бренд” держит за трусы

Олег Низамов
19 февраля в 23:16

Красавец, талант, бедоносец + Кравцов

Влад
18 февраля в 06:26

Концессия “Lena Goldfields”

Кирилл_Москва
15 февраля в 10:18

Извини, Карлсон! Тут уж мы сами…

Александр
14 февраля в 16:29

Управление: образ, сокращённо, кратко, малая толика

СБ СССР
14 февраля в 11:35

КАТЫНЬ. Александр Штефанов против ревизионистов

Александр Вершинин
13 февраля в 06:32

От Пушкина до Микки-Мауса, от победы до беды

Алексей Михайлович
8 февраля в 18:40

Великий Пётр и торчащие уши матрицы

Алексей Михайлович
7 февраля в 21:47

ГП: могущество истинное и мнимое

Barry Ig
2 февраля в 19:04

Как решить проблему преступности мигрантов

Кирилл_Москва
19 января в 15:41

Цивилизационная преступность и враги Рода человеческого

Олег Низамов
15 января в 17:58

Как правят миром

Агафонов
8 января в 11:00

Белогвардейщина, фашизм и карачун

Алексей Михайлович
7 января в 01:20

Ударно отметила “Русская аналитическая школа” свою первую 8-летку

vodjanitsa
6 января в 00:37

“Евроромантики” и “реалисты” глобальной экзотерической культуры -3

Агафонов
5 января в 22:14

Твой Лик нерукотворный светел навсегда

Олег Низамов
5 января в 19:33

Парадоксы нашего существования. Часть 2.

Алексей Михайлович
5 января в 16:10

Смотрите ж: всё стоит она!

Алексей Михайлович
5 января в 13:39

Зачем все это понадобилось большевикам?

Обращает на себя внимание факт начала поведения всех этих мероприятий в годы гражданской войны, когда еще не был известен исход борьбы. В тяжелых экономических условиях большевики все же проводили намечаемые меры для повышения уровня грамотности жителей

Возникает вопрос, с чем это связано? Почему в таких условиях такое масштабное мероприятие планировалось и реализовывалось в определенных действиях?

Ответ на эти вопросы обычно связывают с программой партии. Большевики, как и многие другие политические партии начала XX века достаточно внимания уделяли ситуации с уровнем грамотности жителей страны. Захватив власть, коммунисты сразу стали проводить кардинальные реформы согласно своей программе. И декрет о ликвидации безграмотности был одной из них. Отмечается, что эта кампания имела тесную связь со всеми другими переменами, вносимыми большевиками. Ведь они говорили о построении нового типа общества, в котором большую роль будут играть новейшие достижения в разных сферах.

Чтобы люди усвоили идеи, которыми руководствовались коммунисты, их нужно было донести до жителей. Для этого они должны были уметь читать и писать, чтобы воспринимать хотя бы элементарные средства ведения пропаганды, например, прочитывали плакаты, периодические издания. Сами азбуки и другие учебные пособия, используемые при обучении в эти годы, содержали тексты пропагандистского характера.

С другой стороны, идея внедрения передовых разработок в разных сферах предполагала осуществление этой программы технически грамотными и подготовленными специалистами. Поэтому для начала нужно было дать начальные знания, умения и навыки, чтобы потом готовить уже специалистов. Впоследствии при проведении индустриализации и других масштабных мероприятий по технической модернизации инфраструктуры, промышленности в них работало большое количество специалистов, получивших первоначальную подготовку в годы кампании по борьбе с безграмотностью.

ЛИКБЕЗ

ЛИКБЕЗ ЛИКБЕЗ

ЛИКБЕ́З, ликбеза, муж. (неол.). Сокращение слов: ликвидация безграмотности.

Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.

Синонимы:

Книги

  • Ликбез по педиатрии для молодых родителей: натуропатия, гомеопатия, академическая медицина, Архипова Дария Владимировна. Автор, врач-педиатр, кандидат медицинских наук, в простой и доступной форме представляет свой взгляд на различные подходы к лечению наиболее распространенных детских заболеваний. Книга… Подробнее Купить за 436 руб
  • Ликбез по педиатрии для молодых родителей. Натуропатия, гомеопатия, академическая медицина, Архипова Дария Владимировна. Автор, врач-педиатр, кандидат медицинских наук, в простой и доступной форме представляет свой взгляд на различные подходы к лечению наиболее распространенных детских заболеваний. Книга… Подробнее Купить за 418 грн (только Украина)
  • Ликбез по педиатрии для молодых родителей. Натуропатия, гомеопатия, академическая медицина, Архипова Дария Владимировна. Автор, врач-педиатр, кандидат медицинских наук, в простой и доступной форме представляет свой взгляд на различные подходы к лечению наиболее распространенных детских заболеваний. Книга… Подробнее Купить за 323 руб

Кампания для не говорящих по-русски

В нерусскоязычных регионах советского населения Наркомпрос продвигал политику коренизации (буквально «пустить корни») в отдельных автономных областях и республиках до такой степени, что преподавание русского языка считалось контрреволюционным преступлением. Для отдельных национальностей Иерархия ABCD, система, которая ранжировала 120 языков Советского Союза в соответствии с их передаточной значимостью, наметила конкретный план достижения грамотности каждой национальности. В 1924 году учебники печатались только на 25 языках Советского Союза. Однако к 1934 году они были напечатаны на 104 языках.

Крестьянская страна

По словам заведующего кафедрой политологии и социологии РЭУ имени Плеханова Андрея Кошкина, в конце XIX — начале XX века читать и писать умели около четверти жителей Российской империи.

«Согласно результатам переписи 1897 года, о своей грамотности заявили около 21% населения Российской империи. В дальнейшем уровень грамотности несколько подрос, и точно сказать, каким он был во время Первой мировой войны, сложно. Существуют разные оценки, но большинство исследователей склонялись к тому, что писать и читать перед революцией 1917 года умели около трети российских подданных», — рассказал собеседник RT.

Также по теме


«Реформы ко всеобщей радости»: как Крестьянский банк пытался улучшить жизнь народа в Российской империи

10 апреля 1883 года в России заработал Крестьянский поземельный банк. Новое финансовое учреждение было призвано решить земельный…

В свою очередь, замдиректора городского методического центра Департамента образования Москвы Андрей Лукутин отметил, что относительно невысокий уровень грамотности в Российской империи конца XIX столетия был обусловлен объективными историческими обстоятельствами.

«Сказать, что страна была тотально безграмотной, нельзя, это было не так. Просто она являлась преимущественно крестьянской

И было не очень важно, умеет читать или нет тот, кто выращивает хлеб», — подчеркнул эксперт

После революции 1917 года большевики рассматривали борьбу за всеобщую грамотность как одну из предпосылок для коренных социальных преобразований в России. Проводниками этой идеи стали народный комиссар просвещения РСФСР Анатолий Луначарский и руководитель внешкольного отдела Наркомпроса, жена Владимира Ленина Надежда Крупская.

Луначарский говорил о необходимости организации сети школ, внедрения всеобщего бесплатного образования и поощрения всестороннего развития человека. Осенью 1917-го нарком просвещения подготовил несколько обращений к учителям и молодёжи с призывом помочь Советам.

Однако на фоне проблем, связанных с формированием органов власти, переговоров с Германией и Гражданской войны процесс распространения грамотности не мог идти так быстро, как того хотелось большевикам.

Не чтение, а запоминание, не письмо, а копирование

Юлия Корпусова, исполняющая обязанности заведующего кафедрой русского языка с методикой начального обучения Тверского государственного университета 

Я занимаюсь как раз вопросами методики обучения русскому языку и литературному чтению, и меня этот вопрос очень интересует. В. И. Ленин писал: «Безграмотный человек стоит вне политики, его сначала надо научить азбуке. Без этого не может быть политики, без этого есть только слухи, сплетни, сказки, предрассудки, но  не политика». Эта цитата объясняет, для чего это всё было сделано. Что такое безграмотный человек? Мы сейчас воспринимаем грамотность не только как владение письмом и чтением, но и как умение употреблять эти знания, использовать их, решать целый ряд поставленных задач. В  те  времена грамотным считался человек, овладевший азбукой. И  вот выходит самый первый букварь — букварь Доры Элькиной, а вслед за ним множество очень разных букварей для сельского и для городского населения, для разных национальностей и  регионов. Какая задача ставилась? Действительно, просто научить читать. Но  сроки были короткие. Общепринятая методика обучения — от  звуков к  буквам  — считалась неправильной, нереволюционной и  отметалась. И  использовалась так называемая американская методика. В  чем она заключалась? Привожу пример «педагогической технологии». Первое, что делал ликвидатор — кстати, тех, кто занимались обучением неграмотных взрослых, называли ликвидаторами, такое вот веселое слово,— читал фразу «Мы не рабы». А дальше велась идеологическая беседа по  поводу того, что стоит за  этой фразой. Дальше эта фраза повторялась несколько раз. Потом выделялись отдельные слова, педагог называл слово, а учащийся должен был, узнав, это слово показать. Работала фотографическая память. Затем те слова, которые были запомнены, делились на  слоги, слоги читались, переставлялись: «ра-бы, ба-ры, ра-ба, ба-ба, баба не раба». Потом шло выделение буквы. Что считалось результатом? Считалось, что цель достигнута, если ученик мог прочитать лозунг, переставив слова. Но проблема была, конечно, не только в самих текстах. За 2–3 месяца выучиться читать такие тексты  — хотя все слова и  были знакомы — очень сложно. Поэтому даже в инструкциях для ликвидаторов порой встречаются слова: «Нормально, если к вам попадают люди не в первый раз». Писать практически не  учили. Было копирование. Те, кто оканчивал курсы по ликвидации безграмотности, должны были научиться писать элементарные тексты, заполняя анкеты, подписывая письма. Существовали и  другие буквари. Например, букварь Всеволода Флёрова, созданный еще до  революции, и  как раз шедший от  звука к  букве, от  буквы к  слогу и  так далее. В  1920-е годы этот букварь не принимался, его критиковали, но в 1930-е он уже используется очень активно. Потому что как раз та методика, по которой работали еще Л. Н. Толстой, К.Д. Ушинский и  В.П. Вахтеров (создатель самого известного дореволюционного букваря), конечно, была более продуктивной. Ликвидация безграмотности шла не только в сельской местности, не  только в  городах. Она еще шла в  армии. По  воспоминаниям С.М. Будённого, бойцов просто сажали в  помещение и  ставили у  выхода часовых. Кроме того, использовались очень интересные подходы. Тот  же самый С.М. Будённый вспоминал, что когда отряд выходил в поход, то на спины едущих впереди вешали лозунги «Бей гада!», «Власть советам!». И те, кто ехали сзади, заучивали эти лозунги. По отчетам, с января по осень 1920 года по стране освоили грамоту 107 тысяч человек. Вроде прилично, да? Но,  с  другой стороны, очень многие люди потом попадали вновь на повторные курсы ликвидации безграмотности.

Ликвидация безграмотности в селах. 1930-е годы

Слоги в слове «ликбез» деление на слоги

Количество слогов: 2

По слогам: ли-кбез

По правилам школьной программы слово «ликбез» можно поделить на слоги разными способами. Допускается вариативность, то есть все варианты правильные. Например, такой:

лик-без

По программе института слоги выделяются на основе восходящей звучности:

ли-кбез

Ниже перечислены виды слогов и объяснено деление с учётом программы института и школ с углублённым изучением русского языка.

  • ли — начальный, прикрытый, открытый, 2 буквы
  • кбез — конечный, прикрытый, закрытый, 4 буквы

    к примыкает к этому слогу, а не к предыдущему, так как не является сонорной (непарной звонкой согласной)

Сезон

Как уже говорилось выше, правильный аромат наделён характером и эмоциональным посылом. И, если вы надушитесь тёплым обволакивающим парфюмом, а потом окунётесь в пекло июльского воздуха, запросто сможете возненавидеть и парфюм, и лето! Хотя тот же аромат, но в хрустящем воздухе зимы, играет гранями, будто драгоценность! И зиму-то можно полюбить при таком ольфакторном сопровождении. У автора статьи такой печальный опыт состоялся при знакомстве со знаменитой Эйфорией от Calvin Klein: этот бархатный аромат с настроением восточной сказки был воспринят тяжёлым и «неподходящим» на много лет, поскольку первый тест произошёл случайно в душном помещении местного магазинчика во время летнего променада.

Высшее образование в СССР

Одновременно с налаживанием средней школы, общего образования республике нужно приступать к подготовке специалистов высшей квалификации для социалистического народного хозяйства, создавать свою, народную интеллигенцию.

В августе восемнадцатого года Совнарком утвердил правила приема в высшие учебные заведения. Они отменяли все реакционные препятствия и рогатки трудящимся. Теперь каждый достигший 16 лет без различия национальности, сословия и пола имел право поступить в любой вуз и учиться бесплатно; лиц из среды пролетариата и беднейшего крестьянства надо принимать в первую очередь и обеспечивать стипендией.

Однако радикальной демократизации высшей школы оказалось недостаточно. Исполнение декрета натолкнулось на серьезное препятствие. Сразу же, на очередном осеннем приеме в вузы, выяснилось, что от рабочих, а тем более жителей села поступило сравнительно немного заявлений — по простой причине.

Молодые пролетарии всей душой были преданы идеям коммунизма, отличались храбростью и самопожертвованием на войне и в тылу, но редко кто имел образование выше начального.

Заполняя анкету делегата III съезда комсомола, 20-летниий Петр Смородин отвечал: член комсомола — с августа 1917 года; основное занятие — учился на заводе и работал слесарем; военная подготовка — 2,5 года на фронте, 2 года комиссаром полка. А в графе «образование» написал: «сельский церковноприходский университет».

Вот эти-то окаянные «университеты» и держали большинство юношей и девушек. А те, что рискнули сесть на студенческую скамью, стали отсеиваться, бросать учебу, так как оказались не готовы к лекциям действительно на университетском уровне.

И тут к входившим в широкое обращение словам «ликбез», «культармия», «всеобуч», «фабзавуч» прибавилось новое — рабочий факультет, рабфак. Это оказалось замечательным, подсказанным самой жизнью открытием. При вузах начали действовать особые студенческие факультеты, состоящие полностью из детей пролетариата, которые наверстывали здесь по особой программе то, чего им не хватало для успешного перехода на основной курс.

Организация рабочих факультетов быстро приобрела массовый характер. В феврале 1919 года в Москве состоялось торжественное открытие первого рабфака при нынешнем институте народного хозяйства имени Г. В. Плеханова, а к концу года их насчитывалось уже 14; в двадцать первом — 59 в 33 городах, в двух третях высших учебных заведений страны.

Около миллиона заводского и сельского юношества прошло «путь наверх» за 8—10 лет напористой учебы в рабфаке — институте. Инженеры, экономисты, агрономы, врачи, учителя, деятели искусств, научные работники, кадры партии и органов управления, они стали началом, костяком славной тридцатимиллионной советской интеллигенции.

Безграмотность населения царской России

Да, наша страна дала человечеству Ломоносова и Пушкина, Толстого и Достоевского, Менделеева и Павлова, Глинку и Чайковского, Репина и Шаляпина… Но чьим достоянием был их гений, кто знал их на Родине? Ничтожное меньшинство. Высокие достижения духа и разума соседствовали с вопиющим бескультурьем масс

В канун революции в России был всего 91 вуз. Зато процветало 78 790 церквей и монастырей. На всю страну 112 тысяч человек с высшим образованием — и 211 540 попов и монахов. Одна библиотечная книга — на пятнадцать человек. Газету получал один из сорока.

Да и кому было читать? В последней перед Октябрем переписи населения вопрос «Где получил образование?» содержал красноречивые подпункты: «а) дома, б) у причетчика, в) в церковноприходской школе, г) у солдата». Три четверти России расписывалось крестиком.

Политический поворот к социализму повлек за собой не только экономическую, но и культурную революцию. Ленин провозгласил: все завоевания человеческого ума — образование, наука, техника, искусство — трудящимся! Все для них, все, в чем их обкрадывали столетиями!

Это тоже было программой партии и правительства.Тут, как ни в каком другом случае, буквально применимо расхожее выражение: «начинали с азов».

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий