Картотека спортивных игр и упражнений
Игры и упражнения спортивного характера группируются так, чтобы в одном блоке были представлены оба вида деятельности. При этом они объединяются темой и/или используемым спортивным инвентарём. Поскольку в зависимости от возраста воспитанников за один приём рекомендуется практиковать 2–4 игры и упражнения, то комбинацию этих видов деятельности выбирает педагог.
Таблица: пример составления картотеки спортивных упражнений и игр
Автор — Губанова Г.Г., старший воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 189», г. Самара.
Объединяющий критерий | Упражнения | Игры |
Вторая младшая группа | ||
Катание на велосипеде и самокате |
|
|
Средняя группа | ||
Скольжение по ледяным дорожкам |
|
|
Старшая группа | ||
Футбол |
|
|
Подготовительная группа | ||
Бадминтон |
|
|
Картотека спортивных игр и упражнений
Игры и упражнения спортивного характера группируются так, чтобы в одном блоке были представлены оба вида деятельности. При этом они объединяются темой и/или используемым спортивным инвентарём. Поскольку в зависимости от возраста воспитанников за один приём рекомендуется практиковать 2–4 игры и упражнения, то комбинацию этих видов деятельности выбирает педагог.
Таблица: пример составления картотеки спортивных упражнений и игр
Автор — Губанова Г.Г., старший воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 189», г. Самара.
Объединяющий критерий | Упражнения | Игры |
Вторая младшая группа | ||
Катание на велосипеде и самокате |
|
|
Средняя группа | ||
Скольжение по ледяным дорожкам |
|
|
Старшая группа | ||
Футбол |
|
|
Подготовительная группа | ||
Бадминтон |
|
|
Игры высокой подвижности
К играм высокой подвижности относятся те, в ходе которых участвует большая группа детей. Они построены на таких движениях, как бег и прыжки.
Морозко
Цель: учить бегать уворачиваясь, сохранять неподвижность, выручать товарищей; развивать ловкость, скоростные характеристики; воспитывать чувство взаимопомощи.
Среди детей выбирается водящий. Его задание поймать как можно большее количество участников игры и «заморозить». После того, как водящий догонит игрока и прикоснется к нему, тот должен остановиться и замереть на месте. При этом нужно раскинуть руки в стороны, давая понять, что ему нужна помощь.
Остальные игроки пытаются, минуя водящего, подбежать к «замороженным» товарищам и освободить их своим прикосновением. Тогда они снова возвращаются в игру.
Цель игры — «заморозить» всех участников игры. Тем ни менее, если этого не происходит в течение 5-7 минут, то нужно поменять водящего и продолжить игру. Воспитатель должен следить, чтобы каждый из «замороженных» детей включался в игру только после помощи своих товарищей.
Совушка
Цель: учить детей быстро ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу; развивать скорость, ловкость, сообразительность; расширить знания детей о сове, ее образе жизни; воспитывать внимательность, дух соперничества.
Среди детей выбирается один ребенок на роль совушки
Воспитатель рассказывает детям о совах и обращает их внимание на то, что эти птицы днем малоподвижны, а на охоту вылетают в ночное время
Остальные участники будут мышками. Для них перед началом игры делают норки. В качестве норок можно использовать обручи, разложив их по кругу, на некотором расстоянии друг от друга. Совушка располагается в центре этого круга.
Воспитатель дает команду «День!». При этом совушка приседает (засыпает), а мышки без опаски играют и бегают вокруг нее. После того, как прозвучит команда «Ночь!», сова просыпается и пытается догнать кого-то из мышек. Мышки должны успеть разбежаться по норкам, чтобы спрятаться там от совы. Пойманные игроки выходят из круга и временно не участвуют в дальнейшей игре.
Игра продолжается до тех пор, пока сова не переловит всех мышек. После этого выбирается новая совушка и игра начинается заново.
Часики
Цель: расширять знания детей о предназначении и устройстве часов; учить подпрыгивать, перепрыгивать через препятствие; развивать ловкость, внимательность; формировать навыки координации своих движений.
Сначала воспитатель показывает детям макет часов, обсуждают их форму, расположение цифр, движение стрелок. После им предлагается стать по кругу, как и цифры на часах. Воспитатель становится в центр и держит в руках скакалку, которая будет выполнять роль стрелок.
В ходе игры воспитатель раскручивает скакалку, а дети должны перепрыгнуть через нее. Тот, у кого не получится перепрыгнуть, выходит из круга и игра продолжается.
Воспитатель попутно разучивает с детьми такие понятия: меняя длину скакалки, показывает часовую или минутную стрелку; раскручивает по часовой стрелке и против ее движения.
На охоте
Цель: расширить знания детей об охоте; развивать наблюдательность, меткость, ловкость, ориентацию в пространстве, умение быстро менять направление движения.
Два участника будут охотниками. Они становятся по краю игровой площадки. Один получает мячик.
Остальные игроки исполняют роль уток, на которых будет вестись «охота». Они располагаются в центре.
Ход игры заключается в том, что охотники перебрасывают мяч друг другу, пытаясь попасть им по участникам — уткам. Дети пытаются уворачиваться от мячика, перебегая от одной стороны площадки к другой.
Если мяч коснется кого-то из игроков, то он отходит в сторону. Игра заканчивается, когда все «утки» будут выбиты. После этого среди детей перераспределяются роли, и игра начинается заново.
Временной план спортивной игры и упражнений
Спортивные упражнения, как правило, являются своего рода подготовкой к играм и проводятся в начале основного этапа.
Выполнение упражнений носит ещё и характер разминки, а не только способа отработки той или иной спортивной техники
Таблица: хронометраж этапов проведения спортивной игры с упражнениями
Этап | Цель | Хронометраж (младшая группа — средняя — старшая и подготовительная группы) |
Вводный | Мотивирует детей на игру. | (около 2 минут — 2–3 минуты — 3 минуты) |
Основной | Знакомит ребят с новой информацией по теме (спортивными атрибутами, техникой того или иного вида спорта, знаменитыми спортсменами и пр.).Практикует малышей в этом виде деятельности сначала с помощью упражнений, а потом в играх. | (10–11 минут — до 15 минут — до 20 минут) |
Заключительный | Подводит итог участия детей в играх и упражнениях.Педагог благодарит всех участников. | (около 2 минут — 3 минуты — 3 минуты) |
Автор — Еремеева А.Д., воспитатель МБДОУ «Детский сад №3», г. Лебедянь, Липецкая область.
Этап | |
Вводный | — Дети, послушайте загадку: Бьют его, он не злится Он всё больше веселится (Мяч). |
— Вот сегодня мы с вами поиграем с мячом, закрепим элемент игры в баскетбол, который выполняли на физкультурном занятии …> | |
Основной | <… Упражнения:Бросок мяча о землю и ловля его после отскока.Бросок мяча вверх и ловля его двумя руками.Бросок мяча вверх и ловля его после отскока.Перебрасывание мяча друг другу…> |
— Сегодня мы с вами поиграем с мячом, закрепим элемент игры в баскетбол. Поиграем в игру — эстафету, «Мяч водящему».Помогаю детям разделиться на команды, примерно равные по силам. А потом объясняю правила игры. В ходе игры слежу за чётким выполнением правил, за взаимоотношениями детей. В конце игры подвожу итог. К обсуждению результатов игры привлекаю самих детей.— Дети, как вы думаете, почему победила именно эта команда? (Были дисциплинированные, ловкие и т. д.)…> | |
<… — Настало время научиться играть в новую игру. А как называется она, вы узнаете, когда отгадаете загадки:Маленький мальчишка В сером армячишке По дворам шныряет Крохи собирает. (Воробей)Хоть и бархатные лапки Но зовут меня «царапкой». Мышек ловко я ловлю, Молоко из блюдца пью. (Кошка)— Правильно, игра называется «Воробей и кошка». Даю детям чёткое, лаконичное объяснение её содержания. Сначала главную роль беру на себя, а потом водящего дети выбирают считалкой…> | |
Заключительный | <…- Дети, я очень люблю играть с вами в подвижные игры, потому что вижу: вы становитесь более ловкими, организованными, смелыми, а самое главное — здоровыми детьми…> |
<…Самостоятельная деятельность малышей: подвижные игры, в которых слабо владеющие каким-либо движением ребята объединяются с более подготовленными. |
Обозначение понятия
Термин «трансформация» происходит от позднелатинского и обозначает «превращение». Психологические трансформационные игры представляют собой определенную форму психологического тренинга. Само понятие имеет несколько смыслов. С одной стороны, это своеобразный целенаправленный процесс, имеющий собственные стратегии, правила, основанный на желании и азарте участников. С другой – это место для изменения внутренних качеств и особенностей личности, пространство, где возможна переоценка ценностей и решение многих проблем.
Человек порой сам не понимает, в чем действительно заключается источник его проблем и трудностей. Природная склонность людей все подвергать сомнению, беспокоиться по каждому поводу не дает возможности объективно оценивать происходящее, а порой мешает добиваться поставленных целей. В данной ситуации одним из вариантов, который поможет разобраться в себе, могут стать трансформационные игры.
Как проходят спортивные занятия в ДОУ?
Поскольку воспитатель должен знать все тонкости проведения «физры» в дошкольном учреждении, рассмотрим структуру, способы организации детей на физкультурном занятии.
Вот людям непосвященным кажется, что физкультура в садике – это просто
Ну, подумаешь, попрыгали, побегали… Не тут- то было! Поскольку у ребят не сформирован скелет, позвоночник слабоват, кости эластичные и чрезмерно гибкие, формирование стопы не завершено, то подбирать упражнения для занятий физкультурных нужно чрезвычайно осторожно
Десятилетиями специалисты по детской физкультуры разрабатывают полезные, но безопасные упражнения малышам каждого года жизни отдельно. Если с детьми 3 лет заниматься по программе для детей старшей группы, то есть вероятность ушибов, травм, потому что координация движений еще слабая, держать равновесие они только учатся, толком не понимают, что от них хотят.
Четкие рекомендации по подбору упражнений даны неспроста. Здесь эксперименты неуместны, как говорится.
Как правило, структура занятий для разного возраста одинаковая: разминка, основная часть, заключительная часть. Малыши занимаются недолго, а вот с детьми 5-6 лет необходимо заниматься три раза в неделю по 30 минут.
Поскольку сегодня дети не могут похвастаться отличным здоровьем, следует помнить: закаливание и спорт могут значительно улучшить ситуацию
Грамотные детские инструкторы всегда обращают внимание на детей с проблемами развития, составляя для них индивидуальную программу
Пензулаева Л.И. рекомендует отвести 4-6 минут для разминки, основная часть физкультурного занятия займет до 20 мин, остальное время посвящено успокаивающим упражнениям.
Что касается способов организации спортивных занятий, то здесь есть четкая классификация:
Для детей младшей группы больше подойдет фронтальный либо групповой способы, а с детками постарше можно усложнить программу занятий.
Воспитатель не должен просто присутствовать на уроке. Мы можем активно участвовать, помогать правильно выполнять упражнения ребятам, подстраховывать их, контролировать поведение, следить за безопасностью, да и просто вместе с воспитанниками немного размяться.
Понятно, что мы, воспитатели, должны всячески пропагандировать физкультурные занятия дома. Дети с родителями могут делать хотя бы зарядку утром вместе и таким образом приучаться с малых лет к спорту.
Что вы думаете по этому поводу? Как у вас в садике организованы спортивные мероприятия? А вы сами дружите со спортом? Ходите на шейпинг, йогу или новомодную зумбу? Расскажите!
А пока прощаюсь с вами. Пожалуйста, делитесь ссылочками с друзьями и подписывайтесь на новости.
Список литературы
- Аксенова Н. Повышение уровня физической активности и дозировки физических нагрузок при занятиях физическими упражнениями // Дошкольное образование, 2001
- Аршавский И.А. Ваш ребенок может не болеть. – М., 1991
- Бочарова Н. Спортивно-спортивный отдых в детском саду: новые подходы, рекомендации // Дошкольное образование, 2005
- Вавилова Е.Н. Развитие силы, ловкости, выносливости у дошкольников: Пособие для воспитателя детей. сад. – М.: Просвещение, 1992
- Вавилова Е. Н. Учим бегать, прыгать, лазать, бросать: Пособие для воспитателя детей. сад. – М.: Просвещение, 1982
- Волошина Л., Новичкова Л. Играем в баскетбол // Ребенок в детском саду, 2003
- Волошина Л., Лунина Т., Новичкова Л. Играем в хоккей // Дошкольное образование, 2006
- Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания дошкольников.-М.: Просвещение, 1984
- Кожухова Н.Н., Рыжова Л.А., Самодурова М.М. Учитель физкультуры в дошкольных учреждениях: Учебное пособие. инструкция для шпильки. выше. и среда пед. образовательные учреждения / Под ред. С.А. Козловой.- М.: Издательский центр Академия, 2000
- Лях В., Панфилов Н. Для развития координационных способностей // Дошкольное образование, 1990
- Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. М., Просвещение, 1971
- Реферат на тему: Влияние спорта на студенческую жизнь
- Реферат на тему: Эстетика красоты спортивного соперничества
- Реферат на тему: Физическая культура и спорт как социальный фактор общественной жизни
- Реферат на тему: Физическая культура часть общей культуры общества
- Реферат на тему: Диагноз и краткая характеристика заболеваний студента
- Реферат на тему: Здоровый образ жизни
- Реферат на тему: Профилактика травм и заболеваний при занятиях спортом
- Реферат на тему: Совершенствование методики обучения юных боксеров техническому мастерству на основе использования тренажерных средств
- Реферат на тему: Аутогенная тренировка
- Реферат на тему: Проблемы здорового образа жизни молодежи
- Реферат на тему: Основы здорового питания спортсменов
- Реферат на тему: Самоконтроль самочувствия и ответной реакции организма на физическую нагрузку в оздоровительной тренировке
Игры на развитие координации и моторики
В детском саду можно проводить разные интересные игры, которые способствуют развитию координации и моторики у детей.
Приведём несколько примеров таких игр.
- «Хожу по линии» — воспитатель рисует на полу или использует цветные ленты, чтобы создать маршрут в виде линии. Дети ходят по ней, сохраняя равновесие и контролируя свои движения.
- «Прыжки через препятствия» — размещаются разные препятствия, например, небольшие подушки или палки, на полу. Ребята должны прыгать через препятствия, развивая свою силу ног и координацию.
- «Балансирование на бревне». Ставится низкое бревно на землю. Дети балансируют на нем, улучшая своё равновесие.
- «Забег на одной ноге». Отмечается старт и финиш флагами. Малыши бегают на одной ноге от начала до конца. В этой игре тоже развивается и сила ног, и координация.
Главное, подбирать игры с учетом возраста и уровня развития детей. Игры должны быть интересными, разнообразными и безопасными, чтобы дети могли наслаждаться процессом и развивать свои навыки.
Группа | Задачи |
Первая младшая группа (1,5–3 года) |
|
Вторая младшая группа (3–4 года) |
|
Средняя группа (4–5 лет) |
|
Старшая группа (5–6 лет) |
|
Подготовительная группа (6–7 лет) |
|
Добро пожаловать в «МЭО Детский сад» — безопасное пространство воспитания, формирования и развития личности дошкольника.
- Система занятий по ФГОС
- Индивидуальный подход к каждому ребенку
- Удобная схема коммуникации
- Контент и инструменты для обучения детей с ОВЗ
- «Бесшовный» переход от дошкольного к общему образованию
Чтобы убедиться в преимуществах «МЭО Детский сад», получите демодоступ к цифровой образовательной среде прямо сейчас!
ПОПРОБОВАТЬ
Организация подвижных игр в подготовительной группе
В подготовительную группу ходят дети 6-7 лет. В этом возрасте они выбирают занятия в соответствии со своими интересами. Воспитатель должен предложить забаву, которая увлечёт, погрузит в процесс и принесёт пользу.
Подвижная деятельность в детском саду
Подвижные занятия являются обязательным ежедневным досугом. Правильно подобранная и организованная деятельность способствует гармоничному развитию.
Игровая деятельность оказывает следующее влияние:
- Укрепляет здоровье. Во время забавы дети активно дышат. В организм попадает больше кислорода и ускоряются обменные процессы. Это способствует: повышению аппетита, укреплению иммунитета, полноценному развитию дыхательной системы и мышечной массы.
- Улучшает навык обучения. Каждая игра строится на правилах. Двигательная моторика способствует повышению интеллектуальных способностей.
- Развивает эмоциональную сферу. Весёлая и интересная деятельность повышает настроение и укрепляет дружеские взаимоотношения в коллективе.
- Стимулирует развитие личных качеств. Деятельность, построенная на соревновательном характере, помогает формированию лидерских качеств и стимулирует стремление к победе. Групповые упражнения развивают чувство поддержки и побуждают оказать помощь партнёру по игре, чтобы совместными усилиями привести команду к победе.
Занятия с подвижными действиями формируют в детях дисциплинированность и терпение, вырабатывают чувство ответственности.
Обратите внимание. В процессе выплёскиваются эмоции и растрачивается избыточная энергия
Нервная система укрепляется, а проявление эмоций в виде истерик и повышенной агрессии в течение дня значительно снижается.