Подходы и взгляды на воспитание детей в области педагогики
Подход к воспитанию в России берет свое начало из советского прошлого. Однако сегодня современная педагогика старается отходить от устаревших правил и концепций, где во главе угла стояли интересы коллектива. Нынешний же подход основан на главенствующем положении личности и индивида.
Сегодняшняя образовательная система направлена не столько на образование личности, сколько на развитие собственного потенциала и раскрытие заложенных способностей. В основе воспитания лежат принципы гуманизма. Преподаватель активно взаимодействует с ребенком и относится к нему как к личности, заключающей в себе духовное начало.
Главной целью гуманистического подхода выступает развитие человека в разных направлениях, т.к. он выступает как наивысшая ценность.
Действующая концепция основана на следующих идеях:
- природная сообразность с учетом пола, возраста и особенностей развития ребенка;
- культурная сообразность: особенность культурной среды, где воспитывается индивид;
- гуманизация межличностных отношений между воспитателем и учеником;
- акцент на чувствах ребенка, умение его слышать и понимать.
Самореализация и умение выстраивать гармоничные взаимоотношения личности — задача воспитательного процесса. Взаимодействие между преподавателем и ребенком и роль учителя в формировании личности — эти вопросы исследуются учеными с целью разработки наиболее оптимальной программы образовательно-воспитательного характера.
Другие похожие работы
- Дипломная – Способы создания речевого портрета персонажа на материале произведений Дж.Фаулза
- Курсовая – Как работает producxplacment
- Контрольная – Контрольная (2 варианта)
- Контрольная – Тест (ответы)
- Курсовая – Семантический анализ слова синонимологического рядя глагола
- Курсовая – Стилистический прием «выдвижение» и создание комического эффекта
- Курсовая – Выражение модапльности в англоязычных СМИ и приемы ее передачи на русский язык
- Дипломная – Работа органов управления по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в образовательном учреждении
- Реферат – Budgeting.
- Дипломная – Фронтальная ориентация объектов в семантике преложно-наречного сочетания in front of
Современные зарубежные педагогические концепции воспитания
Среди наиболее известных теорий воспитания и развития личности выделяются прагматизм, неопозитивизм, неотомизм, бихевиоризм. Общая черта этих теорий – их гуманистическая ориентированность, направленность на воспитание свободной, саморазвивающейся личности.
Прагматическая теория воспитания и развития личности основывается на философии прагматизма (вторая половина ХIХ – начало ХХ в.: Ч. Пире, У. Джемс и др.) которая признает в качестве главной ценности практическую пользу. Основные положения прагматической теории воспитания: воспитание как приспособление к жизни, связь обучения и воспитания, школы и жизни; опора в учебно-воспитательном процессе на собственную активность детей, поощрение и развитие их самостоятельности; практическая направленность и полезность деятельности, выполняемой детьми в воспитательном процессе; содержание образования должно полностью определяться интересами ребенка. Главным недостатком этой теории было пренебрежение систематическими знаниями, что в 1960-е гг. привело к кризису американской школы.
В 1970-х годах педагогический прагматизм трансформировался в неопрагматическую теорию воспитания. Главная сущность неопрагматической концепции воспитания сводится к самоутверждению личности. Ее сторонники (А. Маслоу, А. Комбс, Э. Келли, К. Роджерс, Т. Браммельд, С. Хук и др.) усиливают индивидуалистическую направленность воспитания. Однако в неопрагматизме, по мнению И.П. Подласого, есть серьезный недостаток: полное отсутствие ограничений в развитии личности на практике нередко оборачивается неумением личности считаться с другими людьми. Неопрагматизм остается ведущим направлением американской педагогики, получает все более широкое распространение в других странах западного мира.
Неопозитивизм (“новый позитивизм” или новый гуманизм) – философско-педагогическое направление, пытающееся осмыслить явления, вызванные научно-технической революцией. Это направление сформировалось на основе этических идей Платона, Аристотеля, Канта. Основные положения педагогики неопозитивизма (Дж. Вильсон, Л. Колберг и др.): отказ в воспитании от устоявшихся идеологий, формирование у ребенка рационального мышления; гуманизация системы воспитания, установления между педагогом и воспитанником субект-субъектных отношений; создание условий для свободного развития личности, отказ от манипулирования поведением ребенка.
На развитие педагогической теории в ХХ в. существенное влияние оказало еще одно популярное направление философии – экзистенциализм. Экзистенциализм признает личность высшей ценностью мира и провозглашает уникальность каждого человека. Человек находится во враждебной социальной среде, стремящейся сделать всех людей одинаковыми, поэтому он вынужден противостоять ей, чтобы сохранить свою уникальность. Экзистенциалистское направление в теории воспитания представлено многими школами и отличается большим разнообразием подходов. Общая особенность экзистенциальных концепций воспитания состоит в недоверии к возможностям педагогического управления развитием личности ребенка (Г. Марсель, У. Баррет, Дж. Кнеллер и др.). Роль педагога, по мнению представителей экзистенциальной педагогики, состоит, прежде всего, в создании для ребенка таких условий, в которых он мог бы свободно развиваться .
Бихевиоризм (от латинского – поведение) – психолого-педагогическая концепция технократического воспитания, под которым понимается воспитание, базирующееся на новейших достижениях науки о человеке, использовании современных методов исследования его интересов, потребностей, способностей, факторов, детерминирующих поведение. Классический бихевиоризм (Дж. Уотсон) обогатил педагогическую науку положением о зависимости реакции (поведения) от стимула.
Необихевиористы (Б.Ф. Скиннер, К. Халл, Э. Толмен и др.) дополнили цепочку “стимул > реакция” положением о подкреплении: “стимул > реакция > подкрепление”. Главная идея необихевиоризма применительно к воспитанию заключается в том, что человеческое поведение – управляемый процесс. Оно обусловлено применяемыми стимулами и требует положительного подкрепления. Для того чтобы вызвать определенное поведение, то есть достичь заданного эффекта воспитания, нужно подобрать действенные стимулы и правильно их применить.
Французская дошкольная педагогика
Основоположником французской дошкольной педагогики является
Полин Кергомар (1838-1925), видный деятель народного образования, главный
инспектор детских домов, основатель педагогики материнских школ, автор
программы дошкольного воспитания. Впитав в себя лучшие традиции французской
педагогики, она создала собственную оригинальную теорию и практику социального
воспитания дошкольников. Разработанная под ее руководством программа обучения в
материнских школах до сих пор используется, с небольшими изменениями, в
дошкольных учреждениях Франции.
Материнские школы были созданы для маленьких детей, которые
в силу жизненных обстоятельств были лишены родительской опеки — мать не могла
оставить ребенка дома одного. Уход за ребенком взяла на себя школа матери.
Примечание: Н.В. и Ю.В. Микляевы в своей работе дословно
переводят термин «материнские школы» (ecoles maternelles), в то время
как российские сайты, популяризирующие французскую систему образования,
используют более привычный термин «детские сады». Я также буду
использовать этот термин, поскольку речь идет, по сути, о детских садах, т.е.
образовательных учреждениях, а не о детских домах.
П. Кергомар предлагала ввести игру как основной метод и
форму работы с детьми, она указывала на необходимость учитывать психические
особенности детей, выступала против телесных наказаний.
Дети в детских садах делятся на три возрастные группы. Самые
младшие — от 2 до 4 лет, средние — от 4 до 5 и самые старшие — от 5 до 6.
Трудно сказать, чем они там занимаются.
В книге «Дошкольная педагогика» Н.О. Пичугиной и
других говорится о том, что в режиме дня основной формой взаимодействия ребенка
и воспитателя является деятельность. В младшей группе это речевые упражнения,
детские стишки, пальчиковые игры, сказки для взрослых, занятия для сенсорного
развития: рисование, нанизывание бус и т.д. В средней группе занятия
усложняются, начинается изучение цифр, счета и иностранных языков. В старшей
группе детей готовят к школе. Авторы критикуют французскую систему дошкольного
образования за излишний академизм, довольно строгую дисциплину и за то, что
детям предоставляется мало свободы выбора.
Авторы страницы «О Франции по-русски» пишут, что в
младшей группе дети только играют; в средней — учатся лепке, рисованию, другим
практическим навыкам, а также устному общению; в старшей — начинают готовиться
к обучению чтению, письму и счету.
Н.В. и Ж.В. Микляевы пишут, что ведущей теорией дошкольной
педагогики во Франции является теория свободного воспитания, спонтанного
развития ребенка. Официальные инструкции, определяющие цели и задачи детских
садов, содержание деятельности детей, основаны именно на этой теории. В
качестве общего направления педагогического воздействия Министерство
образования рекомендует когнитивное развитие детей по системе Ж. Пиаже.
В основе теории Пиаже лежит тезис о том, что все занятия с детьми должны отвечать специфическим потребностям каждой возрастной группы. Понимание особенностей развития позволяет педагогу проводить занятия, не теряя времени и не ускоряя темп самих детей. Развитие проходит через определенные этапы, ни один из которых нельзя пропустить: Сенсоримоторный (от рождения до двух лет), Конкретные операции (от двух до одиннадцати лет), Формальные операции (подростковый возраст). Основные понятия в теории Пиаже — это организованные модели поведения или мышления, которые возникают в результате взаимодействия с окружающими предметами или людьми.
Ассимиляция — это перцептивный результат адаптации нового
опыта или информации к существующей схеме.
Адаптация — изменение существующей модели поведения в
соответствии с новым опытом.
Равновесие — это процесс уравновешивания ожидаемого и
реально переживаемого, что приводит к развитию мышления.
Основываясь на этой теории, дошкольная педагогика опирается на эмпирические знания о ребенке, ставит ребенка в центр внимания и вовлекает его в реальные ситуации в различных видах деятельности, руководствуясь следующими принципами:
- Ребенок должен сознательно и активно участвовать в мероприятиях, которые ему предлагают или которые он выбирает сам.
- Воспитатель должен использовать опыт ребенка, приобретенные им навыки и умения.
- Необходимо поощрять детей свободно общаться в группе, подражать друг другу, заимствовать сознательно или бессознательно, обсуждать и спорить. Следует поощрять детей объяснять друг другу то, что им непонятно, — все это считается важным фактором, способствующим обучению.
Достижение целей ухода и воспитания обеспечивается единством
требований среды, семьи и воспитателей.
5. Неопозитивизм(«новый гуманизм»)
Эта философско-педагогическая концепция имеет своей основой классический позитивизм и его современные направления и школы. Для неопозитивизма характерно отрицание спекулятивных философских теорий об общих вопросах бытия и ориентация на конкретные научные (эмпирические) знания. Социальные науки, к которым относится и педагогика, должны использовать те же научные методы, предполагающие опытную проверку, что и науки о природе. Особая сфера интересов неопозитивизма — это специфика научного знания, его логика, структура, развитие. Воспитание анализируется с этих позиций. Оно должно быть освобождено от мировоззрения, идеологии и основано на рационалистическом мышлении, научно-эмпирических данных, проверяемых и объективных.
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Полат Е.С.. считает, что если говорить об использовании метода проектов в практике обучения английскому языку, то наибольший интерес представляют международные телекоммуникационные проекты. Именно такие проекты позволяют решить наиболее сложную и вместе с тем самую существенную для методики задачу – создание языковой среды и на ее основе создание потребности в использовании английского языка на практике . Вильямс Р и Макли К. утверждают, что глобальная сеть Интернет создает условия для получения любой необходимой учащимся и учителям английского языка информации, находящейся в любой точке земного шара. Любой пользователь, подключенный к сети Интернет, имеет возможность подобрать список литературы по библиотечному каталогу Библиотеки Конгресса США, получить на своем экране нужный материал, провести поиск статьи, репортажа, других источников нужной информации из самых разнообразных журналов на английском языке. Эта информация, естественно, аутентична и, работая с такой информацией, можно получить необходимые данные по проблеме, над которой в данный момент работает группа школьников в рамках проекта .
Те, кто изучают английский язык, входят в мир, где можно общаться с партнерами из разных стран
, выходить на зарубежные сервера научных, информационных, учебных центров. Участники проекта могут распределить роли между собой и собирать информацию по всему свету, время от времени обмениваясь мыслями, естественно, на английском языке, вступая в дискуссию по определенным вопросам. Обмен информацией осуществляется по электронной почте, но время от времени можно устраивать обсуждения в телеконференции в режиме реального времени (on-line), если участники проекта договариваются о времени проведения такой конференции.
Галиулина Т.Н. отмечает, что специфика таких международных проектов заключается в том, что они в большинстве своем межпредметны в том смысле, что какую бы проблему мы не взяли, все обсуждение будет вестись на английском языке .
Речь идет о создании языковой среды и создании условий для формирования потребности в использовании английского языка как средства реального общения в процессе межкультурного взаимодействия.
Стимул досконально понять все, что пишут им люди из разных стран, донести свои мысли до партнеров очень высок для учащихся. Все свои письма на английском языке они готовят в своих малых группах на уроках, обсуждая, в свою очередь, всю добываемую ими информацию. Каждый ученик при этом имеет собственное задание и вносит свою лепту в общее дело.
По мнению Коптюг Н.М., тематика и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало привлечения свойств компьютерных телекоммуникаций
Важно, чтобы выдвигаемая для такого проекта проблема была одинаково интересна и значима для всех участников проекта. Не менее важно, чтобы российские участники проекта были достаточно подготовлены в языковом отношении к участию в этом проекте
Итак, использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.
По мнению Полиповой Т.А. участие в Интернет-проектах повышает уровень практического владения английским языком и компьютером, а главное формирует навыки самостоятельной деятельности, инициативность . В процессе проектной работы ответственность возлагается на самого ученика как индивида
Самое важное то, что ребенок, а не учитель, определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация. Проект это возможность учащихся выразить собственные идеи в удобной для них, творчески продуманной форме
Применение проектной методики на занятиях английского языка даже в рамках школьной программы показало, что учащиеся:
– достигают хороших результатов в изучении иностранного языка,
– имеют практическую возможность применить навыки, полученные на уроках информатики,
– понимают необходимость междисциплинарных связей.
Метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения. Основными преимуществами являются:
– повышение мотивации учащихся при изучении английского языка
– наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы
– простор для творческой и созидательной деятельности.
Часть 5. Рекомендуемая литература
Где почитать о педагогических концепциях:
Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870) — основоположник научной педагогики в России, подходит к воспитанию как к системе, формирующей всесторонне развитую личность
На современный лад — это о важности правильной разработки и подбора учебных материалов для учителя
«Детский мир и Хрестоматия» — сборник небольших текстов для детей, предназначенных для воспитания через явления искусства и природы, бытовые ситуации. Книга написана простым, понятным и добрым языком, интересно читать, даже если вы не учитель.
Антон Семенович Макаренко (1888—1939)
«Педагогическая поэма» — культовая книга в которой педагог рассказывает, как ему удалось создать такую среду, в которой через уважение, справедливость и ответственность перевоспитываются даже дети-беспризорники. Сейчас идеи Макаренко лежат в основе тренингов, тимбилдингов и вообще формирования корпоративной культуры компаний мирового уровня. Система детских летних лагерей построена на методах и приемах, разработанных великим педагогом и успешно работающих в колонии им. Горького.
Василий Александрович Сухомлинский (1918—1970)
«Сердце отдаю детям» — автор, будучи директором сельской школы, в послевоенные годы становится воспитателем класса 10 лет — с самого начала до конца школьного обучения. Ребенок — не просто личность, а высшая ценность.
Эти книги стали классикой, которую не следует забывать, а наоборот активно применять в современном образовании. Ознакомиться можно и со следующей литературой, которая будет интересна как преподавателям, так и родителям:.
Уважаемые учителя! Пожалуйста, выскажите свое мнение об этой теме. Давайте обсудим с вами, какие концепции можно и нужно использовать.
Проблемы современного воспитания
Проблемы в воспитании всегда были актуальными, и сегодняшнее время — не исключение. В социальной и экономической сфере отсутствует стабильность, что влияет и на межличностные отношения, включая семейные.
Появившись на свет, ребенок попадает в семью, затем в школу, в компанию и т.д. Все эти среды неоднородны и часто находятся в противоречии друг с другом. Низкий уровень жизни, отсутствие работы, демонстрация непотребств по телевидению и в интернете, аморальный образ поведения среди окружающих — это приводит к опустошению и деградации.
Многих детей матери не забирают из роддомов, другие растут в малоимущих семьях с низким уровнем культуры, третьих хоть и обеспечивают состоятельные родители, но не оказывают им никакой моральной поддержки.
Неблагоприятные условия воспитания негативно сказываются на внутренней идентификации ребенка и его самооценке. Если в семье им никто не занимается, то ответственность ложится на школу. Разработанные воспитательные концепции, способствующие формированию в человеке развитой личности, самостоятельной и всесторонней, должны устранить недостаток духовного развития в семье.
2. Типология педагогических концепций
концепций воспитания и образования
авторитарная школа
Образовательные системы Древнего Египта, Индии, Китая, Спарты были авторитарны, равно как и средневековые школы Европы. Это же можно сказать и об основной модели воспитания вплоть до нашего времени. Авторитаризм в воспитании проявляется в следующем: беспрекословное подчинение учеников учителю считается законом; учитель, государство определяет, чему и как надо учить, как организовать образ жизни воспитанников; методы воспитания и обучения основаны на принуждении, механическом заучивании, подавлении живых проявлений детей. «Уши мальчика растут на его спине», так египетская пословица иллюстрирует педагогику подавления.
С другой стороны, беседы Платона с учениками в садах Афинской академии, педагогический принцип его учителя Сократа — убеждение, а не принуждение. Этот гуманистический подход нашел отражение и развитие в элементах систем Коменского, Локка, Песталоцци, Дистервега, Ушинского и других. «Свободное воспитание» открыл для мира Руссо, главный принцип которого состоит в том, что в воспитании надо идти от природы ребенка, не подавлять его естественного развития. Это означало не заставлять читать, писать, изучать науки, а создать условия для того, чтобы ученики сами стали делать все то, что планирует учитель. Искусство воспитания — в пробуждении природных сил ребенка и его самодеятельности.
Идеи Руссо оказали большое влияние на педагогику Толстого и особенно на реформаторов школы в Европе на рубеже 19-20 веков. Собственно с них и пошло развитие современных концепций воспитания, в отличие от традиционного классического образования 19 века. Таким образом, большей части концепций уже сто лет и современными их можно назвать в определенной мере условно, имея в виду, что они сохраняют методологическое значение, на их основе строятся программы и системы обучения и воспитания, они реализуются в практике конкретных учебно-воспитательных заведений.
Какие же концепции воспитания в западной педагогике выделяет наука в рамках указанных двух моделей, типов образования? К авторитарному направлению можно, бесспорно, отнести бихевиористическую педагогику. В определенной мере сюда можно причислить педагогику неотомизма, теорию «жесткой» социализации по Парсонсу. К гуманистической линии следует отнести неопедоцентризм, экзистенциализм, отчасти неопозитивизм. Некоторые концепции имеют черты обеих моделей, занимают особое положение, например, педагогическая технология (технология обучения).
16 стр., 7519 слов
Исследование влияние среды на личность и поведение человека в организации
… установления взаимодействия человека и организационного поведения; выявление факторов, обуславливающих трудовое поведение персонала на рабочем месте под влиянием различных факторов; Объектом исследования среды организации … на исследовании глубинных пластов человеческой психики, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации, В объяснении человеческого поведения …
Слово «авторитарность» звучит в данном случае слишком резко. Правильнее сказать, это педагогика, делающая акцент на целенаправленном активном воздействии на ученика, более или менее строго управляющая педагогическая система, в отличие от системы, акцентирующей саморазвитие личности, ее самоуправление. Итак, два типа современных педагогических концепций можно разграничить по характеру управления воспитанием и развитием ученика. А концепции внутри типа различаются главным образом по философскому или научному направлению, лежащему в основе: прагматизм, бихевиоризм и др.
Актуальные проблемы современной педагогики детства за рубежом
Основой практически всех воспитательных систем и педагогических концепций являются ведущие философские теории и положения. На зарубежную философию значительное влияние оказывали такие направления философии как прагматизм, неопозитивизм, экзистенциализм, неотомизм, бихевиоризм.
В настоящее время в современной зарубежной педагогике детства выделяют следующие актуальные проблемы:
- Самостоятельность и свобода в обучении и воспитании.
- Роль педагога в образовательном процессе.
- Вопросы насилия и безопасности.
- Воспитание духовных основ личности.
- Традиции равенства и гендерных ролей.
- Вопросы разновозрастного воспитания.
- Востребованность полиэтнического воспитания.
- Проблемы эффективного и продуктивного взаимодействия с родителями.
- Формирование у детей грамотности.
- Востребованность экологического воспитания.
- Внедрение в процесс образования модального и модульного обучения, повышение качества предоставляемых услуг образования.
Данные проблемы вызваны потребностями, которое современное общество предъявляет к подготовке подрастающего поколения. Так, востребованность экологического воспитания обусловлена сложной экологической обстановкой в мире. Человечество стремиться сохранить и защитить природу от полного уничтожения
Именно поэтому крайне важно воспитывать в детях любовь и бережное отношение к окружающей природе
В свете указанных актуальных проблем воспитания и развития, Министерства просвещения зарубежных стран предъявляют конкретные требования к содержанию образования и наличию в нем обязательных элементов.