Социальное развитие дошкольников: этапы, факторы, средства

Особенности социального развития детей

Социализация подразумевает формирование первоначальной культурной базы. Общаясь, малыш учится жизни, подчиняясь правилам. Теперь ему понадобится учитывать не только свои желания, но и интересы другого ребенка. Окружающая среда способна повлиять на развивающуюся личность. В ней осуществляется воспитание, и закладываются основы поведения. Это понятие включает в себя не просто картину мира с домашними вещами, дорогами, деревьями, машинами. Нельзя не учитывать людей, находящихся в постоянном взаимодействии. Нормы поведения, принятые в обществе, необходимо начинать усваивать с детства.

Влияние взрослых на воспитание малыша очевидно. Дети с интересом наблюдают за действиями людей. Каждое знакомство привносит в жизнь ребенка элемент новизны. Взрослые формируют его личность, воздействуя на него прямо или косвенно, для которого выступают в роли образцов для подражания. Родственники в семье демонстрируют свои знания, показывают наглядно, как обращаться с вещами и относиться к людям.

Задача ребенка унаследовать то, что он видит, скопировать для себя. Усвоенные нормы поведения позволят ему успешно контактировать с другими детьми. Положительный опыт общения влияет на эмоциональное благополучие малышей. Дошкольный период – время, когда начинает формироваться личность. Воспитание – процесс, которому нужно уделять время постоянно. Установки, которые получают дети, и их поведение связаны между собой. Причем необязательно, чтобы эта связь сразу проявлялась отчетливо.

Этапы социального развития ребёнка

  1. Младенчество. Социальное развитие начинается у дошкольника ещё в младенческом возрасте. При помощи мамы или другого человека, который часто проводит время с новорождённым, малыш постигает азы общения, используя средства общения, как мимика и движения, а также звуки.
  2. От шести месяцев до двух лет. Общение малыша с взрослыми становится ситуативным, что проявляется в виде практического взаимодействия. Ребёнку нередко нужна помощь родителей, какие-то совместные действия, за которыми он обращается.
  3. Три года. В этом возрастном периоде малыш уже требует общества: он хочет общаться в коллективе сверстников. Ребёнок входит в детскую среду, приспосабливается в ней, принимает её нормы и правила, а родители в этом активно помогают. Они подсказывают дошкольнику, как нужно поступать, а как не следует: стоит ли брать чужие игрушки, хорошо ли жадничать, нужно ли делиться, можно ли обижать детей, как быть терпеливым и вежливым, и прочее.
  4. От четырёх до пяти лет. Этот возрастной отрезок характеризуется тем, что малыши начинают задавать бесконечно большое количество вопросов обо всём на свете (на которые не всегда находится ответ и у взрослых!). Общение дошкольника становится ярко эмоционально окрашенным, направленным на познание. Речь малыша становится главным способом его общения: используя её, он обменивается информацией и обсуждает с взрослыми явления окружающего мира.
  5. От шести до семи лет. Коммуникация ребёнка приобретает личностную форму. В этом возрасте детей уже интересуют вопросы о сути человека. Этот период считается наиболее важным в вопросе становления личности и гражданственности ребёнка. Дошкольник нуждается в объяснении многих жизненных моментов, советах, поддержке и понимании взрослых, ведь они — образец для подражания. Глядя на взрослых, шестилетки копируют их стиль общения, взаимоотношений с другими людьми, особенности их поведения. Это начало формирования своей индивидуальности.

Развитие социальных навыков

Развитие социальных навыков
у дошкольников положительно влияет на их деятельность в жизни. Общая воспитанность, проявляющаяся в изящных манерах, лёгкое общение с людьми, умение быть внимательным к людям, стараться понимать их, сочувствовать, помогать – важнейшие показатели развитости социальных навыков. Немаловажным ещё является и умение говорить о собственных потребностях, правильно ставить цели и добиваться их. Для того чтобы направить воспитание дошкольника в правильное русло успешной социализации, предлагаем следовать аспектам развития социальных навыков:

Покажите ребёнку социальные навыки.
В случае с младенцами: улыбнитесь малышу – он ответит вам те же. Так произойдёт первое социальное взаимодействие.

Разговаривайте с младенцем.
На звуки, издаваемые малышом, отвечайте словами, фразами. Так вы установите контакт с младенцем и вскоре научите его говорить.

Учите ребёнка быть внимательным.
Не стоит воспитывать эгоиста: чаще давайте ребёнку понять, что у других людей тоже есть свои потребности, желания, заботы.

Воспитывая, будьте ласковы.
В воспитании стойте на своём, но без криков, а с любовью.

Научите ребёнка уважению.
Поясните, что предметы имеют свою ценность и к ним необходимо относиться бережно

Особенно, если это чужие вещи.

Научите делиться игрушками.
Это поможет ему быстрее обзавестись друзьями.

Создайте круг общения для малыша.
Стремитесь организовывать общение малыша со сверстниками во дворе, дома, в детском учреждении.

Хвалите за хорошее поведение.
Ребёнок улыбчив, послушен, добр, мягок, не жаден: чем не повод похвалить его? Он закрепит понимание того, как лучше себя вести, и приобретён нужные социальные навыки.

Беседуйте с ребёнком.
общаться, делиться переживаниями, анализировать поступки.

Поощряйте взаимопомощь, внимание к детям.
Обсуждайте чаще ситуации из жизни ребёнка: так он научится азам нравственности.

Факторы и особенности

Адаптируясь к внешнему миру, ребенок постепенно учится вести себя, соответственно правилам социума, примеряет определенную роль, старается найти баланс между требованиями окружающих и собственными потребностями. На успешность его социализации влияют факторы, которые бывают внешними и внутренними.

К внешним факторам относится семья, детский коллектив в дошкольном учреждении, во дворе, в кружках по интересам, центры раннего развития, а также религия и культура социальной группы. Внешние факторы устанавливают форму и содержание социализации дошкольника, определяют направление ее дальнейшего развития.

Внутренние факторы представляют собой индивидуальные особенности малыша, напрямую влияющие на формирование у него картины общества. Они в большей мере определяют стиль переживания отношений между личностями.

Проблема социализации ребенка дошкольного возраста относится к основополагающим в педагогике и возрастной психологии. Ведь именно она определяет возможность личности успешно функционировать в обществе.

Особенности социализации ребенка дошкольного возраста напрямую зависят от его возраста, который определяет тип ведущей деятельности, пути и средства освоения социальных норм. Главным в развитии личности является:

На первом году жизни – общение внутри семьи. Ребенок воспринимает и усваивает базовую информацию о внешнем мире через призму семейных отношений. Также на их основе у малыша формируются нормы поведения в обществе.
В возрасте 1-3 лет – общение в коллективе детей

Родители должны понимать, что на этом этапе важно обеспечить ребенку полноценное общение со сверстниками. Это может быть детский сад, группы раннего развития, общение на детских площадках

В подобных коллективах дети учатся общению со своими ровесниками, впервые узнают такие понятия, как дружба, сопереживание. Хорошо, если в детских учреждениях разрабатываются и применяются разные программы социализации дошкольников.
В возрасте 3-6 лет – развитие собственной речи. В этот возрастной период речь ребенка становится его главным инструментом познания окружающего мира. Он учится строить диалоги, задавать вопросы, анализировать полученные знания.

Социализация дошкольника, как правило, проходит посредством игры. Поэтому педагоги разрабатывают комплексные программы, которые в игровой форме предлагают ребенку новую для него информацию.

Социальное развитие ребенка и влияющие на него факторы

      Социальное развитие ребенка подразумевает под собой процесс усвоения традиций, культуры и правил, принятых в определенном обществе.

Для осуществления данного процесса должны присутствовать определенные социальные факторы развития ребенка. В качестве них выступают всевозможные объекты окружающей среды. Кооперация всех факторов составляет особенности социального развития детей.

Данные факторы можно подразделить на:

  • микрофакторы (к ним относится семья, школа, друзья, ближайшее социальное окружение)
  • мезофактры (к ним относятся условия, в которых растет ребенок, средства массовой коммуникации, региональные условия и другие)
  • макрофакторы (здесь играют роль процессы и вещи мирового масштаба: экология, политика, демография, экономика, государство и общество)

Социальные факторы развития ребенка

     Самым первым проводником, гидом и помощником на пути к освоению общественных норм становится семья. Опыт, полученный ее членами, передается младшим представителям от старших.  Правильная психологическая атмосфера дома играет здесь первоначальную роль.

Процесс знакомства с социальной иерархией происходит во время общения. Ребенок учится познавать основные социальные роли каждого человека и свои в том числе.

Начиная с возраста 6-ти месяцев, ребенок нуждается не только в любви и внимании, но и в помощи со стороны взрослого. В этом возрасте начинается новая ступень социализации, когда ребенок познает мир и требует активной помощи от взрослых.

Внеситуативно-познаваельная форма наступает в возрасте 3-5 лет. Овладев речью, малыши начинают задавать бесчисленные вопросы. В такой период он поглощает знания просто в гигантских объемах и с большим рвением познает мир. Вот тут то от родителей потребуется немалое терпение.

Достигнув возраста шести – семи лет ребенок переходит к личностной форме общения. Социальные факторы развития ребенка данного возраста зависят от взрослых и их поведения.

     На данном этапе можно заметить, что его вопросы становятся менее спонтанными, обдуманными и чаще всего продиктованы желанием чада понять смысл человеческого предназначения. В этот период дети начинают активно перенимать повадки взрослых, которые становятся главными объектами подражания. Личность ребенка подвергается большому влиянию со стороны внешних факторов. Для развития полноценного индивидуального члена социума, необходима комфортная психологическая обстановка.

      Желание подражать взрослым в игровой форме тоже часть социализации. Дети любят представлять себя в виде врачей, учителей, родителей, создавать выдуманные ситуации. Такая форма знакомства с социальными ролями полезна еще и тем, что во время нее ребенок учится выходить из сложных ситуаций, решать возникшие сложности.

Помогать процессу социального развития ребенка нужно с детства. Полезным помощником в этом деле станет детский сад или всевозможные подготовительные курсы к школе и кружки. Интеллектуальная и практическая деятельность, эстетическое развитие для ребенка просто необходимы. Ну и конечно же помощь со стороны родителей, благоприятная домашняя обстановка помогут ему во время социально-личностного становления.

Этапы социального развития

Дошкольный возраст можно разделить на три этапа. Каждый период имеет свои особенности.

3 года

Возрастной период, когда малышу требуется общество сверстников. Для ребенка, посещающего детский сад, созданы подходящие условия для адаптации. Ему приходится принимать нормы поведения, чтобы его сверстники захотели с ним играть. В адаптационный период маленьким детям требуется помощь со стороны взрослых. Эмоциональное состояние малышей в коммуникативной среде будет проявляться адекватно, если они чувствуют поддержку и одобрение.

Родитель или воспитатель должен вовремя подсказать своему подопечному, что делать в той или иной ситуации. Малыш должен понимать, что такое плохо. Ему необходимо знать, можно ли, не спросив разрешения, брать чужую игрушку, хорошо ли делиться с другими, почему нельзя обижать сверстников, стоит ли прислушиваться к старшим. Кроме того, существуют еще правила поведения за столом.

От четырех до пяти лет

Возрастной период отличается от предыдущего. Ребенка начинают интересовать ответы на многочисленные вопросы обо всем. Чтобы на них ответить, нередко взрослым людям приходится поломать голову. Общая характеристика – это период первого детства. Эмоциональное общение дошкольника становится богаче, оно направлено на познание окружающего мира. Неправильное воспитание закрепляет эгоизм и чрезмерную требовательность к другим.

По мнению американского психолога Арнольда Гезелла, большая часть потока развития проходит в период от одного года до четырех лет. Малыш общается в основном посредством речи. Он ее активно использует, чтобы обменяться информацией и обсудить все, что видит и слышит, с папой или мамой.

От шести до семи лет

Период, когда для коммуникации характерна личностная форма. Теперь ребенка интересует человеческая суть. Необходимо постоянно разъяснять, что происходит. Взрослые должны с пониманием относиться к детям, давать им советы и поддерживать их

Характеристика, данная этому временному отрезку, свидетельствует о его важности в становлении ребенка как личности, потому что начинает формироваться его индивидуальность

Особенности

В общении со сверстниками ребенок учится брать во внимание не только свои, но и чужие интересы. Окружающий мир закладывает в ребенка ничуть не меньше, чем родительское воспитание, поэтому необходимо тщательно следить за социализацией малыша

Окружающий мир закладывает в ребенка ничуть не меньше, чем родительское воспитание, поэтому необходимо тщательно следить за социализацией малыша.

Социально-личностное

Социально-личностное развитие подразумевает закладывание фундамента в дальнейшее поведение малыша.

Он учится у сверстников, перенимает их повадки, манеру общения, имитирует действия — это нормальный процесс жизнедеятельности.

Социально-эмоциональное

В дошкольном возрасте ребенок учится проявлять и распознавать эмоции. Ведь чем раньше ребенок научится отличать одну эмоцию от другого, тем с большей точностью он будет понимать других людей.

На социально-эмоциональное развитие влияют несколько факторов:

  • наследственность;
  • опыт общения со взрослыми людьми;
  • факторы обучаемости;
  • социальный опыт в кругу сверстников.

Факторы психического развития ребенка

К предпосылкам или факторам психического развития ребенка относятся различные обстоятельства, которые влияют на его уровень психического развития. Так как человек является био-социальным существом, то к факторам психического развития ребенка можно отнести природные и биологические задатки, а также социальные условия жизни. Именно под воздействием каждого из данных факторов и происходит психическое развитие ребенка.

Самым мощным по силе воздействия на психологическое развитие ребенка является социальный фактор. Именно характер психологических отношений между родителями и малышом в раннем детстве во многом формирует его личность. Хотя малыш в первые годы жизни еще не способен разбираться в тонкостях межличностного общения и понимать конфликты, он чувствует основную атмосферу, царящую в семье. Если в семейных отношениях преобладает любовь, доверие и уважение друг к другу, то и ребенок будет иметь здоровую и крепкую психику. Маленькие дети нередко чувствуют собственную вину в конфликтах взрослых и могут ощущать собственную никчемность, а это нередко приводит к психическим травмам.

Психическое развитие ребенка в основном подвержено нескольким ключевым условиям:

  • нормальное функционирование головного мозга обеспечивает своевременное и правильное развитие малыша;
  • полноценное физическое развитие малыша и развитие нервных процессов;
  • наличие должного воспитания и правильной системы развития ребенка: систематическое и последовательное обучение, как в домашних условиях, так и в детском саду, школе и различных образовательных учреждениях;
  • сохранность органов чувств, благодаря которым обеспечивается связь малыша с внешним миром.

Именно при соблюдении всех этих условий малыш сможет правильно развиваться в психологическом плане.

Социальное воспитание дошкольника

Социальное воспитание  — основа социального развития ребенка. Именно в дошкольном возрасте происходит формирование системы взаимоотношений между детьми и взрослыми, усложняются виды детской деятельности, формируется совместная деятельность детей.

В раннем детстве дети усваивают широкий круг действий с предметами, они открывают для себя способы употребления этих предметов. Это «открытие» и приводит ребенка к взрослому как носителю способа выполнения этих действий. А еще взрослый становится образцом, с которым ребенок себя сравнивает, которого наследует, повторяет его действия. Мальчики и девочки внимательно изучают мир взрослых, выделяя взаимоотношения между ними, способы взаимодействия.

Социальное воспитание дошкольника — это постижение мира человеческих отношений, открытие ребенком законов взаимодействия между людьми, то есть норм поведения. Стремление дошкольника стать взрослым и взросление заключается в подчинении своих действий принятым в обществе нормам и правилам поведения взрослых людей.  

Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то сюжетно-ролевая игра становится главной в формировании социального поведения ребенка. Благодаря такой игре малыши моделируют поведение и взаимоотношения взрослых людей. При этом на первом плане у детей — отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя определенные роли в игре, мальчики и девочки учатся действовать, подчиняя свое поведение нравственным нормам. Например, дети часто играют в больницу. Они берут на себя роли больного и врача. Причем роль врача всегда более конкурентна, поскольку она несет функцию выздоровления и помощи. В этой игре дети наследуют поведение врача, его действия с фонендоскопом, осмотром горла, шприцами, выписыванием рецепта. Игра в больницу закрепляет отношения взаимного уважения доктора и пациента, выполнения его рекомендаций и назначений. Обычно дети наследуют модель поведения врачей, которых они посещали в поликлинике либо своих участковых педиатров.

Если понаблюдать за детьми в сюжетно-ролевой игре „Семья” или, как говорят дети, „в папу и маму”, то можно узнать, какая атмосфера царит в семье детей. Так, ребенок будет подсознательно брать на себя роль лидера в семье. Если это папа, то даже девочки могут быть папой, ходить на работу, а затем „идти в гараж ремонтировать машину”. Они могут давать указания своей ”половине” купить что-то в магазине, приготовить любимое блюдо. При этом в детской игре может проявляться и моральный климат, взаимоотношения между родителями. Это поцелуй родителей перед уходом на работу, предложение полежать после работы и отдохнуть, тон общения — приказной или ласковый. Копирование ребенком стандартов поведения родителей говорит о том, что именно они формируют у ребенка образец отношений в семье. Равенство это будет либо подчинение, взаимоуважение или диктат — зависит от родителей. Они должны помнить об этом каждую минуту.

Социальное воспитание дошкольника — это формирование гуманистических чувств и отношений

Например, внимание к интересам других людей, их нуждам, интерес к их работе, уважение любой профессии. Это и способность мальчика и девочки сочувствовать бедам и радоваться чужим радостям

Сегодня это очень важно, поскольку часто уже в дошкольном возрасте у детей формируется зависть. А это как раз и есть неумение радоваться за своего ближнего, которое с взрослением ребенка перерастает в двуличность и хамелеонство, преобладание материальных ценностей над моральными.  Социальное воспитание — это и умение малыша переживать свою вину за то, что он нарушил общепринятые нормы поведения

Например, мальчик должен чувствовать раскаяние за то, что отобрал машинку у сверстника, он должен просить прощение за обиду. Девочка должна переживать за поврежденную куклу. Она должна понимать, что портить игрушки нельзя, к ним следует относиться бережно, как и ко всем вещам, предметам, одежде.

Социальное воспитание дошкольников — это умение жить в коллективе сверстников, уважение к взрослым, соблюдение норм поведения в общественных местах, на природе, в гостях.

Социальная дезадаптация

Если при вхождении ребёнка в определённую группу сверстников не происходит конфликта общепринятых стандартов и индивидуальных качеств ребёнка, то считается, что он адаптировался к среде. Если такая гармония нарушается, то у ребёнка может проявиться неуверенность в себе, замкнутость, подавленное настроение, нежелание общаться и даже аутизм. Отверженные некой социальной группой дети бывают агрессивными, неконтактными, неадекватно оценивающими себя.

Бывает так, что социализация ребёнка осложняется либо замедляется по причинам физического или психического характера, а также в результате негативного влияния среды, в которой он растёт. Результатом таких случаев становится появление асоциальных детей, когда ребенок не вписывается в социальные отношения. Такие дети нуждаются в психологической помощи или социальной реабилитации (в зависимости от степени сложности) для правильной организации процесса их адаптации в общество.

Развитие социальных навыков детей в дошкольном возрасте

Социально-коммуникативное развитие ребенка опирается на две пересекающиеся сферы: общение со взрослым и общение со сверстниками. Контактируя со взрослыми, дошкольник воспринимает их как наставников и перенимает их социальный опыт.

В общении со сверстниками ребенок ощущает себя активным деятелем, который и учится чему-то, и поучает других. По сути, это полноценные условия для освоения коммуникативных умений:

  • знакомиться с другими людьми;
  • вести диалог и получать информацию;
  • сопереживать;
  • разрешать конфликтные ситуации;
  • высказывать свою точку зрения, давая оценку;
  • уметь признавать свои ошибки и извиняться;
  • работать в команде.

Привитие нравственных и этических норм

Малыши довольно рано начинают осмысливать категории хорошего и плохого, доброты и зла. Они ощущают проявление этих сторон по отношению к себе и при этом реагируют радостью или испугом и плачем. Не так много времени отделяет от того момента, когда ребенок начнет понимать многие свои действия, как хорошие или плохие.

Чтобы разобраться с другими этическими и нравственными нормами, дошкольнику нужна помощь. Шаг за шагом ребенка учат ответственности, сочувствию, сопереживанию, милосердию, доброте, честности, уважению. Основу закладывает семья.

Личный пример – главный помощник в нравственном воспитании ребенка. Родители помогают другим людям, выбирают вербальный способ убеждения, осуждают физическое насилие, заботятся о старшем поколении – ребенок берет за основу эту концепцию. Все эти качества формируются во взаимодействии дошкольника с родителями и близкими людьми.

Это могут быть общие домашние дела, труд, отдых, праздники. Нельзя одобрять негативное поведение. Хороший поступок требует словесного поощрения.

Большую роль в нравственном воспитании ребенка играют беседы, рассуждения о наблюдаемых ситуациях, обсуждение тематических мультфильмов и литературных произведений.

Действия героев сказок и детских рассказов сопровождаются социально значимыми эмоциями – сопереживанием, одобрением, сочувствием. Следует направлять внимания ребенка на эти чувства, и этим способствовать развитию у него эмоционального интеллекта, отвечающего за безопасное и осознанное проявление чувств в отношениях с окружающими.

Формирование навыков коммуникации

Потребность в общении не является врожденной. Она возникает, как необходимость и впоследствии формируется в жизненной практике. В 3 года общение со сверстниками становится необходимостью. Начинают развиваться коммуникативные способности.

Мотивы к общению у дошкольников:

  • Потребность к активной деятельности («Давай играть вместе»).
  • Потребность во впечатлениях («Что ты делаешь?»).
  • Потребность в признании («Я красиво нарисовала, посмотри!»).

Взрослым необходимо подталкивать детей к общению. Например, ребенок хочет поиграть с игрушкой сверстника. Мама предлагает самому попросить. Если ребенок маленький, взрослому необходимо контролировать действия. Дети старшего возраста имеют подобный опыт. Малыш попросил и получил игрушку – необходимо напомнить, чтобы он обязательно поблагодарил. Если ему было отказано, то взрослому необходимо разрешить конфликтную ситуацию.

Средства социального воспитания

Соцвоспитание является важнейшей частью развития личности. Это самый лучший и продуктивный период для формирования моральных и коммуникативных навыков малыша.

Именно в этом возрасте объем общения с окружающими людьми резко нарастает, виды деятельности постепенно усложняются, сильно возрастает роль общения со сверстниками

Для позитивного развития личности человека в этом возрасте крайне важно создать необходимые педагогические условия

Основными средствами и технологиями социального воспитания детей дошкольного возраста являются: игры, беседы, общение с друзьями, чтение и так далее.

Одним из самых познавательных, интересных и эффективных средств воспитания являются игры. Суть данных занятий состоит в том, что ребенку предлагаются определенные модели поведения. В процессе игры ему приходится самостоятельно принимать решения, совершать определенные действия.

В результате ребенок невольно начинает думать о сложностях и тонкостях отношений между людьми, анализировать, естественно на своем детском уровне. Чаще всего в играх ребенок имитирует поведение взрослых людей. В разных ситуациях он примеривает на себя роли родителей, официантов, водителей, строителей, летчиков и так далее.

Имитируя эти ролевые модели, он одновременно учится принимать верные решения, согласовывая их с моральными и нравственными нормами окружающего его социума. Таким образом, ребенок, сам того не осознавая, готовит себя к взрослой жизни, учится строить планы, решать конфликты и так далее.

Старайтесь проводить такие игры и занятия для развития кругозора ребенка как можно чаще. Кроме этого, обязательно читайте ему интересные, познавательные книги, ставьте хорошую музыку, рисуйте и играйте.

Что такое социальное развитие

Что же означает термин «социальное развитие» (или «социализация»)? Это процесс, при котором ребёнок перенимает традиции, ценности, культуру общества, в котором он будет жить и развиваться. То есть, у малыша происходит базовое формирование первоначальной культуры. Социальное развитие осуществляется с помощью и взрослыми. Общаясь, ребёнок начинает жить по правилам, стараясь учитывать свои интересы и собеседников, перенимает конкретные поведенческие нормы. Среда, окружающая малыша, также непосредственно влияющая на его развитие, – не просто внешний мир с улицами, домами, дорогами, предметами. Среда – прежде всего это люди, которые взаимодействуют между собой по определенным правилам, главенствующим в обществе. Любой человек, встречающийся на пути ребёнка, привносит в его жизнь что-то новое, таким образом, непосредственно или косвенно формируя его. Взрослый демонстрирует знания, навыки и умения в отношении того, как вступать в контакт с людьми и предметами. Ребёнок, в свою очередь, наследует увиденное, копирует его. Используя такой опыт, дети учатся общаться в своём маленьком мире друг с другом.

Известно, что личностями не рождаются, а становятся. А на формирование полноценно развитой личности большое влияние оказывает общение с людьми. Именно поэтому формированию умения ребёнка находить контакт с другими людьми родителям следует уделять достаточно внимания.

Этапы социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста

Социализация личности начинается уже в первый год жизни. Малыш учиться быть частью маленького социума — своей семьи. Ведь именно здесь пока проходит почти вся его жизнь. Развитие ребенка, как части общества, можно поделить на несколько этапов:

Ранний возраст. От рождения до полутора лет дети усваивают информацию об окружающем мире и получают первые навыки коммуникации с близкими людьми. В промежутке от 1,5 до 3 лет малыш чувствует потребность в общении с ровесниками. В это время закладывается коммуникабельность, навыки жизни в коллективе, умение взаимодействовать с взрослыми и другими детьми.

Это крайне важный момент для развития способности группового взаимодействия, который нельзя упустить. Поэтому если ребенок в силу разных причин не ходит в детский сад, то ему обязательно нужно чаще встречаться со своими ровесниками для развития навыков общения и игр. Кстати, прекрасной альтернативой садику будут различные развивающие клубы для дошкольников.

Не стоит отдавать малыша в компанию детей, которые намного старше его. Для них ребенок будет лишь объектом заботы либо обузой, что может оказать отрицательное влияние на формирование личности.

Примерно с двух-трех лет большое влияние на получение ребенком необходимого социального опыта оказывают педагоги и другой персонал ДОУ. Именно в это время закладываются различные мотивации и отношение малыша к окружающим его людям и действительности.

Но определяющее влияние по-прежнему имеют ближайшие родственники, а также детский коллектив в саду, развивающем центре, на детской площадке и так далее.

Старший дошкольный возраст. В это время ребенок начинает активно коммуницировать с окружающим миром, пользуясь речью и полученными ранее навыками. Он все чаще общается с малознакомыми посторонними людьми, начинает осознавать и развивать свои гендерные личностные особенности, учится понимать половые и социальные роли, характерные для культуры, в которой он живет.

Актуализируются основные ролевые игры, которые помогают ребенку быстро усвоить существующие в обществе нормы поведения и научиться действовать в разных ситуациях, что также является необходимым аспектом социализации.

Во всех этих процессах важнейшую роль играет семья. Отношение родителей к своим и даже чужим детям, модели взаимоотношений внутри семьи — все это имеет большое значение, именно из этого складывается понятие ребенка о том, что правильно, а что нет, а также о нормах поведения.

Формирование социальных навыков

Чтобы максимально развить социальные навыки ребенка необходимо соблюдать следующие рекомендации:

  • больше общаться — это позволит установить прочный контакт с малышом и быстрее развить его речь;
  • учить детей быть максимально внимательными по отношению к окружающим, ведь если он вырастет эгоистом, ему будет сложно понять чувства, желания и потребности других людей, что осложнит существование в социуме;
  • дайте ребенку больше ласки, любви, положительных эмоций, не кричите на него, твердо отстаивайте правильную позицию, но без отрицательных эмоций;
  • учите бережному обращению с игрушками и другими материальными ценностями, это сильно пригодится во взрослой жизни;
  • создайте ребенку правильный круг общения, взаимодействуя со сверстниками он сможет быстро усвоить все основные модели поведения;
  • не стесняйтесь похвалить ребенка, если он это заслужил;
  • учите основам нравственности, поощряйте доброту и внимательное отношение к другим людям.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий