Смысл и цели эвристического обучения

Стиль мышления

Как человек может придумывать что-то новое? Для каждого индивида характерен собственный подход к творчеству. Ведь эвристика – это наука, изучающая методы и способы того, как человек делает открытия. На какие же стили делится мышление?

  • Экспрессивное. Спонтанное творчество является основой любого вида изобретений, открытий и порождения креативных идей. Человек творит ради того, чтобы творить. Вдохновение для своих идей и открытий индивид может найти где угодно: дома, по дороге до магазина или же в общественном транспорте. Идея приходит спонтанно и требует немедленного осмысления и реализации.
  • Продуктивное. Такой вид мышления контролируется человеком. Идея заранее хорошо обдумывается и уточняется. Человек не делает ничего спонтанного, хотя и не отказывается от возможности креативного проявления своей натуры. Творческое видение проблемы всегда выражается в продуктивном мышлении.
  • Инвентивное. Изобретательское мышление свойственно не всем людям. Оно в основном присутствует у конструкторов, архитекторов или проектировщиков. Люди самостоятельно настраивают свое мышление на нужную волну, чтобы было проще входить в рабочее состояние.
  • Инновационное. Человек может не изобретать велосипед заново, а модернизировать его. Такой процесс тоже называется творческим, но все же это творчество специфическое, хотя и необходимое для развития нашего общества.

Использование технологии эвристического обучения в современной школе

В современных школах использование эвристического метода обучения осуществляется во взаимосвязи с проблемным и развивающим обучением. Это объясняется тем, что данные методы обучения, несмотря на их специфичность и различие в приемах работы, направлены на личностно-ориентированное обучение.

Формами и методами эвристического обучения являются различные по тематике творческие занятия: конкурсы, факультативные занятия, индивидуальные занятия по самообразованию, внеклассная и внеурочная работа, олимпиады, интеллектуальные марафоны, творческие конкурсы и т.п.

Одной из наиболее популярных форм организации эвристического метода обучения является эвристическая беседа.

К приемам эвристического метода относятся: сочинения, поделки, художественные произведения собственного сочинения и т.д.

Мероприятия, организованные в рамках эвристического метода обучения, помогают учащимся реализовать себя, продемонстрировать свои знания и способности.

Технология эвристического обучения не только подводит учащихся к изучению материалов учебных предметов, но и способствует успешному обучению.

Замечание 1

Таким образом, одним из основных методов, который позволяет учащимся проявить творческую активность в процессе обучения учебному предмету, является эвристический метод.

Основные направления исследовательской работы:

·        Включение в исследовательскую деятельность
всех учащихся в соответствии с их выявленными научными интересами.

·        Обучение учащихся работе с научной
литературой, формирование культуры научного исследования.

·        Привлечение научных сил к руководству
научными работами учащихся.

·        Рецензирование научных работ учащихся при
подготовке их и участию в конференциях.

·        Подготовка, организация и проведение НПК,
олимпиад.

При развитии исследовательской деятельности учащихся
основными задачами педагога становятся:

·        актуализация исследовательской потребности
ученика;

·        вовлечение в поисковую деятельность;

·        помощь в выработке индивидуальной
стратегии познания;

·        содействие в осознании исследования как
отражении познавательной потребности;

·        доведение ученика до результативности в
деятельности;

создание условий, стимулирующих познавательную активность.

Желание исследовать появляется в ученике, когда он чувствует
свою успешность в этом процессе. Это зависит от учителя, его умения
организовать деятельность ученика и признание её ценности для окружающих, для
сверстников.

Для того чтобы исследовательская деятельность ученика стала
продуктивной для его собственного развития, принципиально важно опираться на
следующие принципы:

·        принцип доступности;

·        принцип поуровневости;

·        принцип временного развития.

Принцип доступности предполагает организацию
научно-исследовательской деятельности, которая учитывает определение тематики и
возраста учащегося.

Принцип поуровневости включает в себя управление
научно-исследовательской деятельностью на всех уровнях организации работы
школы: администрации, педагогического коллектива, родителей, конечно, самих
учеников. При этом “уровень ” учитывает степень подготовленности
каждого к исследовательской деятельности, интересы, научные склонности,
способности и возможности.

Принцип временного развития связан с определением временного
промежутка для каждого научного исследования, а также с этапами подготовки,
организации и проведения, с мерами, предупреждающими неудачи и трудности.
Принцип временного развития наиболее труден для учащихся, так как требует
выработку таких качеств личности, как настойчивость в преодолении трудностей и
достижение целей, выработку трудолюбия и т.д.

И конечно современный подход к реализации потенциалов
исследовательской деятельности учеников должен строиться на принципах
личностно-ориентированного образования – именно в этом случае в процессе её
организации удастся достичь существенно иных результатов личностного развития
школьников.

Этот принцип предполагает формирование у школьников
исследовательского интереса и особой жизненной позиции, когда нахождение и
решение проблемы приобретает статус ценности. Личностно ориентированное
взаимодействие предусматривает специально организованное диалоговое общение
педагога с учеником

Во взаимодействии учителя и ученика важно, чтобы учитель
не вел подопечного “за руку” к решению задачи, а выступал как человек
более опытный в поиске ответов на вопросы

Поэтому важно провести основные отличия организации
исследовательской деятельности в знаниевой и личностно-ориентированной моделях
образования. Их отражает данная таблица

Лучшая мебель для прихожей в малогабаритной квартире: выбор компактных моделей

Малогабаритные квартиры – далеко не редкость. Прихожие в них как правило совсем маленькие, а некоторые просто миниатюрные. Зачастую такую прихожую сложно вместить даже самые необходимые предметы.

Мебель для прихожей в малогабаритной квартире всё же имеет разнообразные варианты:

  • Компактный функциональный шкаф-купе;
  • Подвесной гарнитур;
  • Модульная мебель.

Шкаф-купе достаточно популярен в маленьких коридорах, помимо функциональности он имеет различные варианты. Угловой шкаф будет идеальным при квадратной форме прихожей. Подвесной гарнитур подразумевает размещение всего необходимого на одной стене, имеет массу всяких полочек и компактную тумбу-лавку.

Версия 10.2.2.10535: Аппаратные и программные требования

Для нормального функционирования Kaspersky Endpoint Security 10 для Windows компьютер должен удовлетворять следующим требованиям:

Общие требования

  • Процессор Intel Pentium 1 ГГц и выше.
  • 1 ГБ свободной оперативной памяти.
  • 2 ГБ свободного места на жестком диске.
  • Microsoft Internet Explorer 7.0 и выше.
  • Microsoft Windows Installer 3.0 и выше.
  • Подключение к интернету для активации программы, обновления баз и программных модулей.

Операционные системы

  • Microsoft Windows 8.1 Update Pro x86 / х64.
  • Microsoft Windows 8.1 Update Enterprise x86 / х64.
  • Microsoft Windows 8.1 Pro x86 / х64.
  • Microsoft Windows 8.1 Enterprise x86 / х64.
  • Microsoft Windows 8 Pro x86 / х64.
  • Microsoft Windows 8 Enterprise x86 / х64.
  • Microsoft Windows 7 Professional x86 / х64 SP1 и выше.
  • Microsoft Windows 7 Enterprise / Ultimate x86 / х64 SP1 и выше.
  • Microsoft Windows 7 Professional x86 / х64.
  • Microsoft Windows 7 Enterprise / Ultimate x86 / х64.
  • Microsoft Windows Vista x86 / х64 SP2 и выше.
  • Microsoft Small Business Server 2011 Essentials х64.
  • Microsoft Small Business Server 2011 Standard х64.
  • Microsoft Small Business Server 2008 Standard x64.
  • Microsoft Small Business Server 2008 Premium x64.
  • Microsoft Windows Server 2012 R2 Standard х64.
  • Microsoft Windows Server 2012 Foundation / Standard х64.
  • Microsoft Windows MultiPoint Server 2011 x64.
  • Microsoft Windows Server 2008 R2 Standard х64 SP1 и выше.
  • Microsoft Windows Server 2008 R2 Standard х64.
  • Microsoft Windows Server 2008 R2 Enterprise х64 SP1 и выше.
  • Microsoft Windows Server 2008 R2 Enterprise х64.
  • Microsoft Windows Server 2008 R2 Foundation x64 SP1 и выше.
  • Microsoft Windows Server 2008 R2 Foundation x64.
  • Microsoft Windows Server 2008 Standard х86 / х64 SP2 и выше.
  • Microsoft Windows Server 2008 Enterprise х86 / х64 SP2 и выше.
  • Microsoft Windows Server 2003 R2 Standard x86 / x64 SP2 и выше.
  • Microsoft Windows Server 2003 R2 Enterprise x86 / x64 SP2 и выше.
  • Microsoft Windows Server 2003 Standard x86 / x64 SP2.
  • Microsoft Windows Server 2003 Enterprise x86 / x64 SP2 и выше.
  • Windows Embedded 8.0 Standard x64.
  • Windows Embedded 8.1 Industry Pro x64.
  • Windows Embedded Standard 7 with SP1 x86 / х64.
  • Windows Embedded POSReady 7 x86 / х64.

Особенности и ограничения поддержки встраиваемых операционных систем

  • Операционные системы Microsoft Windows Embedded 8.0 Standard x64 (Standard 8) или Microsoft Windows Embedded 8.1 Industry x64 (Industry 8.1) рекомендуется использовать на устройствах с оперативной памятью от 2 ГБ.
  • Шифрования файлов (FLE) и жестких дисков (FDE) во встраиваемых операционных системах не поддерживается.

Ограничения поддержки Microsoft Windows 8.1

  • Не поддерживается обновление Windows 8 на 8.1.
  • Ограниченная поддержка файловой системы ReFS для технологии iSwift / iChecker.
  • Не поддерживается функция скрытия Kaspersky Endpoint Security 10 в стартовом меню.

Поддерживаемые виртуальные платформы

  • VMWare ESXi 5.5.0 1623387 Update 1.
  • VMWare ESXi 5.5.0 2068190 Update 2.
  • Microsoft Hyper-V 3.0 (Windows Server 2012).
  • Citrix XenServer 6.2.
  • Citrix XenDesktop 7.5.
  • Citrix Provisioning Server 7.1.

Особенности и ограничения поддержки виртуальных платформ

  • Для поддержки совместимости Kaspersky Endpoint Security с Citrix PVS необходимо выполнять установку с включенной опцией «Обеспечить совместимость с Citrix PVS». Опцию можно включить в мастере установки или через параметр командной строки /pCITRIXCOMPATIBILITY=1. В случае удаленной установки необходимо отредактировать kud-файл, добавив в него параметр /pCITRIXCOMPATIBILITY=1.
  • Не поддерживается установка на компьютер под управлением Microsoft Windows XP, запущенную на Citrix XenDesktop.
  • Не поддерживается создание образов с помощью Target Device c компьютеров под управлением Microsoft Windows XP и Microsoft Windows Vista с установленным Kaspersky Endpoint Security 10 Service Pack 1.

Эта статья о том, антивирусном программном обеспечении. Для применения эвристики в оценке юзабилити см эвристической оценки .

Эвристический анализ представляет собой метод, используемый многими компьютерными антивирусными программами, предназначенными для обнаружения ранее неизвестных компьютерных вирусов , а также новые варианты вирусов уже в «дикой природе».

Эвристический анализ является на основе экспертного анализа, который определяет восприимчивость системы к особой угрозе / риска с использованием различных правил принятия решений или методов взвешивания. Анализ Многокритериальный (MCA), является одним из средств взвешивания. Этот метод отличается от статистического анализа, который опирается на имеющихся данных / статистике.

Методы обучения, которые родители хоумскулеров могут использовать

Такие методы подходят не только для классного обучения, но и для домашнего. Например, родители могут помочь ребёнку рассмотреть со всех сторон транспорт или углубиться в химические элементы. 

Метод «вживания»

Ребёнок как бы переселяется в изучаемый объект, старается почувствовать и познать его изнутри. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть эвристический образовательный продукт. Это тот самый случай, когда нужно представить себя столом или самолётом, чтобы понять устройство объекта.

Метод смыслового видения

Концентрация на образовательном объекте зрения и разума позволяет понять идею объекта. Ребёнок смотрит на объект и при этом анализирует его. Например, какого цвета, размера, запаха хлеб.

Метод символического видения

Ребёнок находит или выстраивает связи между объектом и его символом. Например, между буквой и звуком.

Метод образного видения

Ребёнок обозначает творчески то, что он видит. Например, нарисовать не сам предмет, а образ, то есть на что он похож. Допустим, яблоко — это красный шар.

Метод придумывания

Ребёнок создаёт неизвестный ранее продукт. Например, робота, который включает и выключает свет.

Метод «Если бы…»

Ребёнок описывает или рисует картину того, что произойдёт, если в мире что-либо изменится. Например, что будет, если вдруг исчезнут все полицейские или на Землю начнут падать звёзды.

Метод эвристических вопросов

Родитель задаёт ребёнку семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Ответы открывают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.

Метод гиперболизации

Ребёнок увеличивает или уменьшает объект познания, его отдельные части или качества. Например, представляет спичку размером с дом.

Метод агглютинации

Ребёнок соединяет несоединимые в реальности качества, свойства, части объектов. При использовании этого метода могут возникать, например, такие образы, как вершина пропасти или сладкая соль.

Мозговой штурм

Ребёнок собирает как можно больше идей по заданной теме.

Метод синектики

Родитель вместе с ребёнком обсуждают общие признаки проблемы, выдвигают и отсеивают первые решения, генерируют аналогии.

Метод морфологического ящика 

Ребёнок находит новые идеи через составление различных комбинаций известных и неизвестных элементов. Например, соединяет карандаш и крем для рук. 

Метод инверсии

Ребёнок исследует объект с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри. Например, устройство холодильника: с внешней стороны его можно описать как электрический прибор большого размера и белого цвета, но его основное свойство скрыто внутри — он замораживает продукты.

Метод эвристического наблюдения

Ребёнок наблюдает и получает новую информацию. Обычно используется в естественно-научных дисциплинах. Например, таяние снега — какие процессы в нём проходят с научной точки зрения.

Метод исследования

Ребёнок выбирает объект и исследует по плану: цели исследования, план работы, факты об объекте, опыты, возникшие вопросы и проблемы, версии ответов, гипотезы, рефлексивные суждения, осознанные результаты, выводы. 

Метод конструирования понятий

Ребёнок своими словами объясняет предмет или явление. 

Метод рефлексии

Использование эвристической обучающей технологии

В современных
школах использование эвристического метода обучения осуществляется в сочетании
с проблемным и развивающим обучением. Это связано с тем, что данные методы
обучения, несмотря на их специфику и различия в методах работы, направлены на
обучение, ориентированное на учащихся. 

Формы
и методы эвристического обучения — это творческие занятия различной тематики:
конкурсы, внеклассные занятия, индивидуальные уроки самообразования,
внеклассная и внеклассная работа, олимпиады, интеллектуальные марафоны,
творческие конкурсы и др.

Одна
из самых популярных форм организации эвристического метода обучения —
эвристическая беседа.

К
приемам эвристического метода относятся: очерки, поделки, произведения
искусства собственного сочинения и т. д. 

Занятия,
организованные в рамках эвристического метода обучения, помогают студентам
реализовать себя, продемонстрировать свои знания и способности.

Технология
эвристического обучения не только приводит студентов к изучению материалов
учебных предметов, но и способствует успешному обучению.

Деятельность педагога

Эвристическое обучение заключается в подведении обучаемых к постановке проблемы, при этом показывается, как нужно находить доказательства, после делать выводы из полученных фактов, строить план их проверки и т. д. Эвристическая беседа широко применяется при этом методе обучения, в процессе нее преподаватель задает несколько взаимосвязанных вопросов, являющихся шагами к решению проблемы. Эвристический метод предполагает, что ученики активно участвуют в подобных беседах, овладевая приемами анализа нового учебного материала с целью постановки какой-либо проблемы и поиска путей ее разрешения и т. д. Но учащиеся не всегда способны к самостоятельному решению сложной учебной задачи от начала и до конца, они могут попытаться частично разобраться в ней. Учитель пытается привлечь детей к выполнению отдельных шагов. Какую-то часть знаний дает взрослый, часть ученики ищут самостоятельно, отвечают на заданные вопросы или разрешают проблемные задания.

Эвристический метод обучения – это организация процесса овладения знаниями, при которой не все сведения детям даются в готовом виде, частично их необходимо добывать самостоятельно. Деятельность педагога подразумевает оперативное управление процессом решения проблемных задач.

Что такое эвристический анализ?

Эвристический анализ основан на нескольких методах. Эти методы исследуют исходные коды файлов и сопоставляют их с ранее обнаруженными угрозами. В зависимости от пропорции совпадения система найдет вероятность угрозы и «пометит» код, который, вероятно, является вредоносным.

Эвристический анализ использует ряд методов для анализа поведения угроз и их уровня опасности, в том числе:

  • Динамическое сканирование: анализ поведения файла в моделируемой среде.
  • Файловый анализ: анализ цели файла, направлений его действия и предназначения.
  • Мультикритериальный анализ (MCA) анализ «веса» потенциальной угрозы.

Эвристические вирусные сканеры используют эти методы анализа для обнаружения вирусов внутри кода.

Эвристическое обнаружение вирусов

Сигнатурное обнаружение и песочница используются с эвристическим обнаружением вирусов для достижения наиболее эффективных результатов.

  • Остается после выполнения своих задач.
  • Пытается записать на диск.
  • Изменяет необходимые для операционной системы файлы.
  • Имитирует известное вредоносное ПО.

Эвристическое сканирование

Настройка уровня чувствительности в рамках эвристических сканирований определяет уровень допуска подозрительных файлов. При повышенном уровне чувствительности существует более высокий уровень защиты, но также и более высокий риск ложных срабатываний.

Включите эвристическое сканирование и выберите уровни его чувствительности с помощью следующих шагов:

1.       Откройте настройки в главном окне программы.

2.       Настройте опции сканирования в разделе, связанном с проверками (сканированиями).

3.       Включите опцию эвристического сканирования.

4.       Чтобы изменить уровень чувствительности, выберите в настройках один из доступных уровней.

Области применения методов эвристики

Применение эвристических приемов возможно в различных сферах человеческой деятельности. Назовем некоторые области применения эвристики.

  1. Педагогика. Эвристическое обучение направлено на самостоятельность ребёнка и активизацию творческого мышления. Как правило, оно строится на основе прогнозирования. Ученик выдвигает гипотезу и с помощью учителя и эвристических приёмов либо доказывает её, либо опровергает. В ходе эвристического обучения реализуется несколько принципов: личностное целеполагание, метапредметность, ситуативность, рефлексия.
  2. Криминалистика. Чтобы раскрыть преступление, следователь должен обработать большой объём информации. Эвристические методы могут быть направлены следователем на свою психическую деятельность, чтобы раз­рушить негативные стереотипы, профессиональный консерватизм в реше­нии следственных задач. Эвристические приемы уместны в ситуациях, когда следствие заходит в «тупик».
  3. Медицина. Врачи нередко вынуждены принимать решения, опираясь на свой опыт, выбирая из множества вариантов диагнозов соответствующий ситуации. В отдельных случаях врач может использовать метод проб и ошибок для постановки верного диагноза. Например, для определения степени тяжести заболевания доктор может направить пациента на полное обследование. В ходе него, врач может увидеть, какие показатели в норме, а какие нет. Метод мозгового штурма возможен на медицинских консилиумах, когда группа медиков коллективно решает, в каком направлении продолжить лечение. Эвристические приемы активно применяются в медицине в системах машинной диагностики и наблюдения за пациентом. Из множества данных о больном машина составляет наиболее вероятностное заключение о болезни. Машинная диагностика позволяет ставить диагноз более оперативно, но не исключает участия человека.

    Эвристика применима и в области психологии. Эвристические принципы позволяют по-новому взглянуть на проблему самому пациенту, например, с помощью метода эмпатии. Психологи часто используют ассоциативные методы, чтобы увидеть истинные масштабы проблемы подопечного.

  4. Менеджмент. В сфере управления руководителям нередко приходится сталкиваться с задачами, требующими творческого подхода. Поэтому эвристические способы довольно широко применяются в менеджменте. Как правило, это методы коллективного поиска решений: мозговой штурм, вживание, синектика, ассоциации. В популярных сегодня бизнес-тренингах часто обращаются к такому эвристическому приему как деловая игра. Это способствует развитию воображения, умению стратегически мыслить. Но слишком частое обращение к методам эвристики может привести к обратному эффекту: не все задачи бизнеса требуют творческого подхода, а слишком частые совещания могут подорвать авторитет руководителя и снизить работоспособность подчиненных.

Отличие дидактики от эвристики

Необходимо установить отличие эвристического обучения (или дидактики) от эвристики. Эвристика в общепринятом понимании — это наука о творчестве, о творческой деятельности людей, цель которой получение качественно новых результатов. Эвристика находит применение в кибернетике, психологии, криминалистике и других науках.
Эвристическое обучение имеет иную цель — раскрытие индивидуальных возможностей участников обучения — учеников, учителей, управленцев через деятельность по созданию ими образовательной продукции.
Степень новизны получаемых образовательных результатов для каждого из участников обучения может быть различна. Например, полученный результат может быть нов для ученика и учителя, но известен ученому.
Для ученого новым продуктом может быть методический подход к решению научной проблемы, который предложил школьник. Творческий продукт разработчика учебных программ — это, например, такая структура программы, которая обеспечит как индивидуальную самореализацию учеников, так и эвристическое усвоение ими базовых стандартов.
Внешний образовательный продукт участника образования обеспечивает получение им,, внутреннего продукта — изменение его знаний, опыта, возможностей, способностей, способов деятельности и других личностных качеств. Этот внутренний продукт участника образования и есть тот качественно новый результат, который обеспечивает эвристическая дидактика.
Таким образом, если эвристика имеет целью создание внешних материализованных и отчужденных от создателей продуктов деятельности, то эвристическая дидактика ориентирована, прежде всего, на получение и создание внутренних продуктов, т.е. личностных качеств учеников.
К эвристическим личностным качествам ученика относятся: креативные, обеспечивающие условия создания учеником творческого продукта деятельности; когнитивные, обеспечивающие сам процесс познания; методологические, позволяющие организовать образовательную деятельность ученика в двух предыдущих ее проявлениях — творчестве и познании. Уровень развития данных групп качеств учащихся характеризует результативность эвристического обучения. О развитии у детей тех или иных способностей судят по продуктам их деятельности: созданным образам, придуманным сказкам, нарисованным картинам. Для оценки образовательных результатов каждый ученик сравнивается с самим собой — какие изменения произошли в нем за определенный промежуток времени.

Формы обучения

Форма обучения — это способ взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Учителю или родителю стоит использовать разные формы обучения, комбинировать их для достижения лучших образовательных результатов. Например, олимпиада подойдёт для завершения темы и обобщения знаний, а погружение — для начальной работы. Так можно соединить две формы в работе над одной темой.

Эвристическое погружение 

В течение нескольких дней ученик познаёт природный, культурный или другой образовательный объект. Например, со всех сторон и областей рассматривают снегопад.

Эвристическая олимпиада 

Школьники создают творческие продукты небольшого объёма за короткие промежутки времени. Оценивается не правильность решения сложных задач, а степень творчества при создании учениками продуктов.

Деловая игра

На занятии в игровой форме моделируется деятельность любой организации по решению реальной для неё проблемы.

Творческие работы 

Выполняются прямо на уроке или дома как элемент творчества в рамках изучаемой темы. 

Эвристика против «схоластики и зубристики» в российской педагогике

Великий русский педагог Константин Ушинский (1824–1871) тоже отстаивал точку зрения, что настоящее обучение — не механическая зубрёжка, а развитие умственных способностей ученика, наблюдательности, воображения, фантазии, желания и способности дальше приобретать знания самостоятельно. Сейчас это кажется естественным, но для традиционной российской школы XIX века идеи Ушинского были прорывными.

Сторонником эвристики был и основоположник отечественной педагогической психологии Пётр Каптерев (1849–1922). Он считал, что в народных школах необходимо применять эвристическую форму обучения — то есть в целом организовать процесс обучения таким образом, чтобы учащиеся сами открывали и вырабатывали знания:

« говорит учителю: не сообщай детям общих по­нятий, общих правил, общих законов и формул догматически; заставляй их самих сравнивать предметы, находить между ними чер­ты сходные и различные и на основании найденного сходства и раз­личия группировать их в роды и виды, составлять о них понятия, опре­деление; заставляй их самих наблюдать связь и отношения между предметами и замеченные постоянные отношения между ними выра­жать в общих формулах и законах. Сам же не сообщай им этих фор­мул и законов, а только наблюдай за правильной выработкой их, руководи ими, чтобы они не сбились с прямого пути».

Нельзя не упомянуть и методику «Живое слово», которая появилась на страницах журнала «Филологические записки», основанного филологом и педагогом Алексеем Хованским. Сам Хованский, лингвист Антон Барсов и другие авторы публиковали в нём статьи о новом подходе к преподаванию русского языка — не через утомительное заучивание грамматических правил, а путём знакомства учеников с литературой, пробуждения в них интереса к тексту и языку. Самостоятельный анализ (с помощью учителя) языковых структур, идей и образов, объяснения и рассуждения противопоставлялись ​​«схоластике с зубристикой, обременяющими и подавляющими память учащихся, рассудок, сознание».

Доклад на тему «Формы и методы эвристического обучения»

Формы и методы эвристического обучения

Формы и методы эвристического обучения — это те, основной задачей которых является создание учащимися новых образовательных результатов: идей, сочинений, исследований, поделок, конкурсов, художественных произведений и др.

К эвристическим формам занятий относятся: эвристические уроки, олимпиады, погружения, деловые игры, очные и дистанционные проекты, интерактивные формы обучения, творческие защиты. Рассмотрим их особенности.

Эвристический урок включает в себя задание на собственное творчество учащихся. Примеры таких заданий:

— изобрести свои буквы, цифры, животных, географический материк, государство, планету; придумать символ или знак для обозначения дня недели, месяца, года, мира;

— дать определение изучаемому понятию, объекту, явлению; сформулировать математический принцип; отыскать историческую закономерность; сконструировать теорию природы;

— сочинить сказку, задачу, поговорку, пословицу, загадку, зазывалку, считалку, небылицу, рифму, стихотворение, песню, очерк, трактат, современные виды текста (интервью, реклама, деловые диалоги);

— составить словарь, прописи, кроссворд, игру, викторину, родословную, примету, сценарий спектакля, программу концерта, свое задание для других учеников, сборник математических задач;

— придумать образ — рисуночный, двигательный, музыкальный, словесный; “оживить” буквы, слова, числа, фигуры, ноты; перевести образ с одного языка на другой: нарисовать музыку, определить цвета дней недели, нарисовать картину природы;

— изготовить поделку, модель, макет, газету, журнал, маску, математическую фигуру, геометрический сад, вышивку, фотографию, видеофильм, берестяную грамоту;

— разработать цели своих занятий по всем предметам на день, четверть, год; разработать план домашней, классной или творческой работы; написать самооценку, рецензию, индивидуальную программу занятий по предмету.

Эвристическое погружение— форма обучения, при которой в течение нескольких дней сохраняется образовательная доминанта, обеспечивающая личностное познание учениками природного, культурного или иного образовательного объекта с помощью эвристических методов обучения. Погружение происходит в определенную историческую эпоху или событие, в творчество одного писателя или в страну, в физическую теорию или географическое понятие. Эвристическое погружение может состоять из серии образовательных ситуаций.

Эвристические формы занятий включают в себя соответствующие методы обучения. Рассмотрим особенности некоторых эвристических методов обучения.

Метод “вживания”. Посредством чувственно-образных и мысленных представлений ученик пытается “переселиться” в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри. Вживаться в сущность свечи, дерева, камня, кошки, облака и других образовательных объектов помогает применение словесных предписаний типа: “Представьте себе, что вы то растение, которое стоит перед вами, ваша голова — это цветок, туловище — стебель, руки — листья, ноги — корни…”. В моменты наилучшего “вживания” ученик задает вопросы объекту-себе, пытается на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть эвристический образовательный продукт ученика, который может затем быть выражен им в устной, письменной, знаковой, двигательной, музыкальной или рисуночной форме Наблюдение объекта в данном случае переходит как бы в самонаблюдение ученика, если предварительно удается отождествить себя с объектом

Метод “Если бы…” Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдет, если в мире что-либо изменится — увеличится в 10 раз сила гравитации; исчезнут окончания в словах или сами слова; все объемные геометрические фигуры превратятся в плоские; хищники станут травоядными; все люди переселятся на Луну и т.д. Выполнение учениками подобных заданий не только развивает способность воображения, но и позволяет им лучше понять устройство реального мира, фундаментальных основ различных наук.

Метод эвристических вопросов (Квинтилиан). Для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте задаются следующие семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Парные сочетания вопросов порождают новый вопрос, например: Как-Когда? Ответы на данные вопросы и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.

Как работает система

Технология эвристического обучения включает семь шагов. Рассмотрим на примере изучения темы.

Шаг 1. Диагностика уровня развития личностных качеств, необходимых для разных видов деятельности

Ребёнку нужно проанализировать, что ему поможет познакомиться с произведением «Вишнёвый сад» Чехова. Например, умение анализировать, усидчивость, навык работы с большими объёмами информации.

Шаг 2. Фиксирование учениками фундаментальных образовательных объектов изучаемой темы

Ребёнок фиксирует объекты — книгу, само произведение, биографию автора.

Шаг 3. Выстраивание личного отношения ученика к теме

Ребёнок делает вывод, как он относится к автору, что думает о произведении и о предмете литературы в целом.

Шаг 4. Планирование учеником индивидуальной учебной деятельности

Ученик с помощью учителя выступает в роли организатора собственного образования: формулирует цель, прогнозирует итоговые эвристические продукты и формы их презентации, составляет план работы, отбирает средства и способы деятельности, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности. Например, после прочтения он напишет сочинение по произведению. Это и будет эвристический продукт. 

Шаг 5. Одновременная реализация индивидуальных и коллективной образовательных программ 

Каждый поставил себе программу по изучению произведения, при этом учитель свёл их в единый план. Например, обозначил, когда весь класс проводит круглый стол по обсуждению действий героев.

Шаг 6. Демонстрация творческих образовательных продуктов учеников и их обсуждение

Например, выставка сочинений.

Шаг 7. Рефлексия

Общее обсуждение того, что изучали, что сделали, что получилось, как это теперь применять.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий