Снижение размера премии за нетактичное поведение.
В перечне дисциплинарных взысканий, приведенном в ст. 192 ТК РФ, отсутствует снижение или лишение премии. Об этом говорят и судебные инстанции, например, Верховный суд в Апелляционном определении от 09.04.2015 № АПЛ15-100.
В то же время в локальных нормативных актах учреждения как одно из условий сокращения премии может быть предусмотрено нетактичное поведение сотрудника. Правомерно ли это?
Подобный вопрос анализировал Костромской областной суд в Апелляционном определении от 10.09.2012 № 33-1344 и дал положительный ответ. Он рассмотрел ситуацию, когда в трудовом договоре машиниста экскаватора указано, что работник обязуется быть тактичным и вежливым в трудовом коллективе.
В Положении об оплате и стимулировании труда, приложенном к коллективному договору, было сказано, что премирование персонала общества по итогам работы за месяц производится за качественное исполнение работниками должностных обязанностей, положений о структурных подразделениях, локальных нормативных актов, а также при условии соблюдения установленных норм.
Приложение к коллективному договору содержало перечень производственных упущений, за которые премия по итогам работы за месяц могла быть уменьшена частично или не выплачена полностью, в частности, в перечне было названо неэтичное поведение по отношению к работникам организации.
В служебной записке заместителя генерального директора говорилось, что в период проведения осмотра СИЗ в рамках работы комиссии по продлению сроков службы спецодежды сотрудник в присутствии непосредственного начальника и других мастеров без видимых причин позволил себе нелицеприятные высказывания в ее адрес, а также по поводу работы всего руководства предприятия. На замечания начальника участка не реагировал, высказываться не прекращал. Приказом генерального директора организации премия по итогам февраля 2012 года данному сотруднику была снижена за неэтичное поведение по отношению к руководству организации.
Суд поддержал работодателя: поскольку рассматриваемая премия относится к стимулирующим выплатам, не обязательным, работодатель вправе предусмотреть основания для частичного или полного лишения сотрудника такой премии.
Правомерность депремирования при наличии дисциплинарного взыскания подтверждается и иными инстанциями:
Минтруд в Письме от 14.03.2018 № 14-1/ООГ-1874 указал, что в положении о премировании работников в качестве основания невыплаты премии частично или полностью может быть предусмотрено наличие дисциплинарного взыскания;
Верховный суд в Апелляционном определении от 09.04.2015 № АПЛ15-100 отметил, что если выплата премии является правом, а не обязанностью работодателя и производится с учетом индивидуальных показателей, достигнутых сотрудником по итогам работы, то в качестве основания для депремирования может быть предусмотрено наличие дисциплинарного взыскания в период работы, за который начисляется премия.
* * *
Тактичность является одним из негласных элементов правил поведения на работе. Чтобы сотрудники не забывали о необходимости вести себя тактично, имеет смысл прописать это требование в трудовом или коллективном договоре либо локальном нормативном акте учреждения.
В случае нетактичного поведения работника на него можно наложить дисциплинарное взыскание или снизить размер его премии, если депремирование предусмотрено локальными нормативными актами учреждения. Требование о тактичности, прописанное в вышеуказанных документах, с которыми сотрудник ознакомлен, позволит учреждению обоснованно применить дисциплинарное взыскание или депремирование за нетактичное поведение.
Виды этикетного поведения
А.Портянкина выделяет четыре вида в этикетном поведении:
- Вербальный этикет, которые затрагивает способы приветствовать людей, формы знакомства, умение поздравлять, желать что-либо, выражать благодарность, извиняться. Также сюда включаются способы просить о чем-либо, приглашать людей, просить или давать совет, делать предложение, утешать человека, проявлять к нему сочувствие, выражать искреннее соболезнование, давать комплименты, одобрять людей. Сюда включатся также манеры разговора с людьми, искусство поддерживать беседу.
- Жесты человека и его мимика. В разных народах есть разные способы приветствовать людей с помощью жестов. Также жестами люди прощаются, выражают свое согласие или отрицание, они показывают свое удивление. Жесты при этом бывают разные: они могут иметь торжественный характер, нейтральный или фамильярный характер. То, как человек выражает свои эмоции с помощью жестов и мимики, свидетельствует о его уровне овладения этикетом.
- Организация пространства. Очень многое значит в этикете то, как расположены друг к другу собеседники. Выбор дистанции, наличие физического контакта – это свидетельствует о тех или иных отношениях. В каждом доме есть более или менее почетные места. Нужно знать это и придерживаться этих правил. Также определенные позы могут быть допустимыми или недопустимыми в тех или иных ситуациях.
- Атрибутика. Это прежде всего то, как человек одет, имеет ли он украшения, носит ли головной убор, какие дарит подарки: цветы, открытки или визитные карточки.
Чтобы внедрить этикет в жизнь человека, нужно иметь в виду наличие нескольких аспектов.
Первый аспект связан с тем, что в обществе нужно создать такие условия, в которых этикетность выглядела бы как эталон правильного социального поведения. Все члены общества должны стремиться придерживаться этого образца, независимо от того, в какой ситуации они находятся.
В таком случае этикет, который создается для совершенствования межличностных отношений, начинает положительно влиять на эти отношения, помогает выстраивать общение, которое было бы ориентировано на личности людей.
Все участники такого общения должны ориентироваться друг на друга и получать положительные эмоции от общения.
В работах С.В.Конкевич говорится, что благодаря тому, что правила этикета будут соблюдаться даже в сложных обстоятельствах, когда люди спорят, это поможет решить ситуацию достойно, даже если оба участника общения испытывают волнение и не согласны друг с другом. Они все равно стремятся быть друг для друга приятным собеседником.
О том, как многое значит этикет, и в чем он заключается, написано в разных книгах. Его преподают во многих учебных заведениях. Сегодня он является предметом для научных исследований.
Мы использовали исследования М.В. Остроуховой, К.А. Бабич, Л.В. Филипповой и др.
Этика включает в себя технологию поведения, делает более высоким культуру поведения человека в разных сферах деятельности.
Еще один аспект заключается в том, что этикет с детства необходимо воспитывать, обучая ему подрастающее поколение.
Так как мы работаем над проблемами воспитания этикета у детей, то для педагогов, работающих в дошкольной системе образования необходимо разработать систему обучения этикету. Сегодня есть ряд научных исследований, которые позволяют изучить это направление.
Также для изучения темы воспитания у детей повседневного этикета нужно обратиться к трудам психологов и педагогов на тему воспитания культуры поведения, а также на тему организации процесса воспитания. Это работы таких ученых, как Т.А. Марковой, Д.Б. Элькониной, С.В. Петериной, И.В. Сушковой и других.
Тактичное поведение как элемент дисциплины труда.
Положения трудового права не содержат прямого требования к работнику вести себя тактично. Но общение с людьми на работе требует такта. А для некоторых профессий, видов работ тактичность поведения особенно важна, например, когда работа связана с частым общением с клиентами и посетителями (в сферах образования, культуры, здравоохранения, работа в колл-центре и т. п.).
Дисциплина труда – это обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами (ст. 189 ТК РФ). И к правилам поведения как раз относится тактичность.
Требование быть тактичным на работе может быть прописано в трудовом или коллективном договоре, должностной инструкции, локальных нормативных актах. Причем сотрудника нужно ознакомить с соответствующим документом. При этом, когда тактичность имеет повышенное значение для выполнения работы, в должностных инструкциях, правилах внутреннего трудового распорядка (ПВТР) и иных документах можно подробно описать требуемое поведение.
Например, ПВТР для врача санаторно-курортного учреждения могут быть предусмотрены следующие требования:
повседневно создавать благоприятные условия для отдыха и лечения больных и отдыхающих;
вести себя достойно и культурно;
к отдыхающим относиться с глубоким вниманием и чуткостью, проявлять к ним постоянную заботу, сочетая ее с разумной требовательностью по соблюдению отдыхающими санаторного режима.
В должностной инструкции воспитателя в детском саду могут быть предусмотрены следующие требования:
создавать благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого воспитанника;
способствовать развитию общения воспитанников;
помогать воспитаннику решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, родителями (лицами, их заменяющими);
соблюдать нормы и правила этики и этикета во внешнем виде и манерах поведения, педагогического такта и этики общения, создавать положительный образ педагога.
Не переходите границы дозволенного
Дружить с преподавателем можно и даже нужно, тогда и учеба будет в радость, и бесконечный страх уйдет, и скованность в присутствии педагога исчезнет. Однако где находится та тонкая грань, которая разделяет тактичную дружбу и наглое панибратство?
Все дело во внутреннем этикете: если студент, завидев, что с преподавателем можно общаться неформально и более расслабленно, начинает “садиться на голову” и вести себя как его “кореш”, то ни о каком соблюдении границ дозволенного и речи быть не может.
Неформальное общение – залог доверия
Свободно общаться на волнующие темы, спрашивать совет и обсуждать личные проблемы – это не значит стать преподавателю “друганом”, которому можно “давать краба”. Будьте учтивы и благодарны за такое отношение.
В западных странах (Европа и США) неформальное общение с учителем в порядке вещей: студенты и учителя ходят вместе на пикники, устраивают квартирники, празднуют свадьбы и дни рождения – в общем, всячески участвуют в жизни друг друга за пределами учебных стен.
А вот несколько советов, которые помогут выстроить правильное общение с преподавателем и добиться желаемых результатов.
Задавайте хорошие вопросы
Ничто так не радует преподавателя, как лес рук после занятия. Это означает, что студентам интересна тема и педагог смог объяснить материал доступно, а также увлечь учащихся в процесс.
Попробуйте задать учителю вопрос по теме, и вы увидите, как изменится его к вам отношение.
Посещайте учебные мероприятия вне учебного плана
Если преподаватель делает объявление о предстоящем семинаре, лекции в другом университете, встрече, КВНе и других мероприятиях, постарайтесь там присутствовать. Только покажите искреннюю заинтересованность: неадекватный подхалимаж всегда заметен.
Регулярно присутствуйте на занятиях
Не прогуливайте. Если заболели или есть другая уважительная причина не явиться, напишите об этом учителю на почту, например. Предупредите его, и педагог поймет, что вам не безразлично его отношение и мнение о вас. Опять же, плюсик в карму.
Внимательно слушайте – вдруг что интересное расскажет?
Будьте внимательны
На лекциях, семинарах и других учебных занятиях внимательно слушайте преподавателя. Если он увидит, что вы перешептываетесь с одногруппниками или “торчите” в телефоне, то и не будет тратить на вас время, объясняя материал. Да и это просто неприятно.
А еще, внимательность спасает при написании курсовых, дипломных и других работ. Если же вы все-таки не относитесь к числу внимательно слушающих студентов, то обратитесь в учебный сервис, ведь здесь работают люди, которые потрудились быть внимательными за вас.
Повседневный этикет
Повседневный этикет основан на нравственных и моральных нормах, а также он затрагивает формальные организационные вопросы. Прежде всего, он содержит в себе нравственное содержание, делает более крепким моральное состояние общества, на практике отражает в поведении человека его нормы морали.
Можно сказать, что повседневный этикет подразумевает определенную технику поведения, которая позволяет демонстрировать нравственное отношение к окружающим людям.
Внешняя сторона повседневного этикета заключается в том, как личность проявляет уважение к другим людям, доброжелательное к ним отношение. Это связано с тем, как он выполняет общепринятые нормы поведения. Человек через конкретные поведенческие формы пытается выразить свое уважение и нравственное отношение.
Когда мы говорим о проявлении доброжелательности и любви, а также об уважении, мы подразумеваем нравственные отношения и качества личности. Как только мы задумываемся о том, как внешне показать свое нравственное отношение, мы обращаемся к нормам повседневного этикета.
С помощью повседневного этикета можно достичь порядка и гармонии. Через этикет проявляется не только нравственная, но и эстетическая сторона жизни.
Социум выдвигает требования к своим членам, которые заключаются в том, чтобы те поддерживались общепринятых норм морали, а также учитывали имеющиеся в нем идеалы красоты.
Важно с помощью своего поведения вызывать позитивные эмоции и развивать тем самым эстетическое развитие общества, формировать его эстетику чувств
Нормы и правила поведения врачей
Соблюдение норм деонтологии и этики в медицине обусловлено необходимостью доверительного общения врача, его коллег и пациентов, которые добровольно доверяют медперсоналу свои здоровье и жизнь.
Внешний вид
Образ медика во всех своих элементах сложился в представлении людей уже давно.
К нему относятся:
- белоснежный халат;
- стетоскоп на шее (не всегда, в зависимости от специализации);
- чистая рубашка с галстуком под халатом;
- уверенный и доброжелательный вид;
- вежливость с больными и коллегами;
- грамотная речь;
- собранность в экстренных случаях.
Расхлябанность в движениях, нечистота тела и неопрятная одежда, запах перегара, неуверенность или хамство в общении – все это может подорвать доверие к медику пациентов, коллег и подчиненных.
Доктор всегда должен иметь опрятный и уверенный вид.
Субординация и деловое общение
В первую очередь соблюдение субординации – это:
- обращение к сослуживцам и подчиненным без панибратства, тактичность при разговоре;
- умение вести спор и находить важные решения не единолично, а коллегиально, без ссор и оскорблений.
Недопустимо публично обсуждать и ставить под сомнение профессионализм, навыки и способы лечения, квалификацию другого специалиста, подставлять его под удар и рекламировать себя.
Этичное поведение не только пойдет на пользу самому врачу, коллективу и пациентам, но и обеспечит соблюдение их прав и не затронет чувства собственного достоинства.
Приветствуется доброе и профессиональное общение в коллективе.
Преимущества повседневного этикета
Человек — существо социальное. Невозможно представить его жизнь в отдельности от жизни других людей. Всем членам социума приходится вести себя, придерживаясь принятого этикета, чтобы каждый из них чувствовал себя в своем окружении комфортно. Манеры, речь, стиль одежды свидетельствуют об уровне культуры и нравственных качествах индивида, а впечатление, которое он производит на окружающих, влияет на его успешность как в личной, так и профессиональной сфере.
Не все ситуации требуют неукоснительного соблюдения правил, однако послабления в повседневных нормах поведения не означают, что об этикетке можно забыть совсем. Где бы кто ни находился: в магазине, на прогулке, в транспорте или туристической поездке, чтобы получить характеристику воспитанного человека, следует избирать соответствующий стиль поведения. Культурные люди ведут себя сообразно ситуации и в кругу близких, и на официальных приемах, поэтому не вызывают неловкости или стыда за себя у окружающих.
Некоторые считают вежливое обхождение старомодным, но почему бы не придерживаться этикета в быту, если это поможет избежать конфликтных ситуаций и сделает общение с родственниками и соседями более приятным.
Кроме того, поведение взрослых легко перенимают дети. В семьях, где приняты обходительные манеры, представители младшего поколения вырастают воспитанными и культурными людьми.