Школьная программа по литературе, 5-11 класс: список произведений

Разбирался Давид Аракелян, школа №17, г. Ростов-на-Дону

За последние сто лет, с 1921 года, школьная программа по литературе менялась пять раз. Исчезали одни произведения, появлялись другие, сокращалось время, отведенное для этого предмета. Мы выяснили у эксперта, как сформировалась современная программа, и узнали у подростков, какие произведения они хотели бы разбирать в школе.

Министерство просвещения вместе с экспертами-филологами создает несколько вариантов программ, затем школы выбирают из предложенных подходящие. Учителя составляют расписание занятий на год и исключают некоторые книги. Поэтому единого списка произведений, которые разбирают, нет. Но есть тенденция: как правило, педагоги выделяют время на русскую классику за счет зарубежной.

Основное изменение в программе по литературе — сокращение количества уроков. Если в 1938 году на предмет выделяли 470 часов — сейчас проводят около 150 занятий в год. Этот показатель неточный, так как каждая школа сама составляет расписание.

— Я преподаю с 2015 года, за это время программа по литературе не менялась, не считая сокращения количества часов предмета во многих школах. Думаю, в будущем программу упростят: некоторые произведения станут рассматривать обзорно, а другие исключат, — поделилась мнением учительница русского языка и литературы Татьяна Александровна Иванча.

Уроков становится меньше, из школьной программы исчезают произведения. Хотя Министерство просвещения и рекомендует изучать зарубежную классику, она почти полностью пропала из школ.

Из программы пропадает и советская литература: произведения Алеся Адамовича, Сергея Антонова, Василя Быкова, Бориса Васильева и Афанасия Коптелова. В основном изучают Максима Горького и Михаила Шолохова.

Выпускница челябинской Гимназии №76 Ульяна Земских пожаловалась на то, что в их школе не проходят многие произведения отечественной литературы двадцатого века:

В ближайшее время список произведений может измениться. Родители и школьники просят сократить программу, но Министерство просвещения пока не убирало книг из списка рекомендуемой литературы.

Программу по литературе сокращают, при этом появляются некоторые запрещенные ранее произведения. Но чего хочется самим школьникам? Вот, что они говорят:

— Мне интересны великие произведения из мировой классики, но их в школьной программе очень мало. За 11 лет мы только один раз прочитали роман Оскара Уайльда, но это было ужасно: просто пробежали по сюжету и сказали, как хорошо написано, — поделилась Полина Иванова из Владивостока.

Также школьники рассказали, что хотели бы видеть в программе современные произведения.

— Сейчас в России много талантливых авторов. На мой взгляд, сверстники должны знать Татьяну Толстую, потому что у нее интересные произведения. Зачастую эти рассказы — целая человеческая жизнь, показанная с определенного ракурса. А язык Татьяны Толстой особенный: она очень детально описывает все. В школе мы не изучаем современные произведения, но уделяем время древнерусской литературе — это несправедливо, — рассказала выпускница Янна Мусаева.

У педагогов другое мнение. Учителя жалуются, что часов, отведенных на изучение произведений, все меньше и литература не стимулирует критическое мышление учеников.

— В школьной программе не хватает развития речи на уроках литературы. К сожалению, в последнее время сокращают количество часов, на изучение крупного произведения выделяется мало времени. И, как следствие, больше внимания уделяется содержательной стороне, а на сочинения, письменные ответы на вопросы, анализ стихотворений времени почти не остается, — пожаловалась Татьяна Александровна.

— Ребята вполне способны понять классику, главное для учителя — найти верный подход к ее преподаванию, постараться заинтересовать учеников. Классика дает школьникам огромный жизненный опыт, это прекрасная возможность учиться на ошибках других, пусть даже вымышленных персонажей, ведь их характеры взяты из реальности. Литература учит разбираться в людях, показывает модели взаимоотношений, и, конечно же, передает дух определенной эпохи, что помогает лучше понять историю, — подытожила Татьяна Александровна.

  • Как ученые узнают о том что происходило на земле миллионы лет назад кратко

      

  • Календарный план воспитательной работы в доу на 2021 2022 учебный год по модулям 7 класс

      

  • Какую роль играет дополнительное образование кратко

      

  • Кто такие битники кратко

      

  • Педагогическое наследие яна амоса коменского кратко

Список обязательной литературы на лето для 9-го класса

Автор произведенияНазвание
«Слово о полку Игореве».
Фонвизин Д.И.«Недоросль».
Радищев А.Н.Путешествие из Петербурга в Москву.
Карамзин Н.М. Бедная Лиза.
Грибоедов А.С.Горе от ума.
Гончаров И.А.Мильон терзаний.
Пушкин А.С. Евгений Онегин.
Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени.
Гоголь Н.В. Мертвые души.
Островский A. H.Бедность не порок.
Тургенев И. С.Первая любовь.
Толстой Л. Н. Юность.
Достоевский Ф. М. Белые ночи.
Чехов А.П.Анна на шее.
Бунин И. А.Темные аллеи.
Булгаков М. А. Собачье сердце.
Шолохов М.А.Судьба человека.
Абрамов Ф.А.Пелагея. Алька. Деревянные кони.
Белов В.Лад.
Шекспир У. Гамлет.
Мольер Ж.-Б. Мещанин во дворянстве.

Кроме списка литературы на лето для 9-го класса обязательного для прочтения, есть список дополнительной литературы для чтения. Следующие произведения дополняют школьную программу, но в классе не разбираются.

I. Для учебников В.Я. Коровиной и Г.С. Меркина

  • Русские народные сказки: “Царевна-лягушка”, “Иван — крестьянский сын и чудо-юдо”,  “Журавль и цапля”, “Солдатская шинель”
  • Древнерусская литература: “Повесть временных лет”, “Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича”
  • М.В. Ломоносов “Случились вместе два астронома в пиру…”
  • И.А. Крылов. Басни: “Ворона и Лисица”, “Волк и Ягненок”, “Свинья под Дубом”, “Волк на псарне”
  • В.А. Жуковский “Спящая царевна”, “Кубок”
  • А.С. Пушкин “Няне”, “У лукоморья”, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”
  • А. Погорельский “Черная курица, или Подземные жители”
  • П.П. Ершов. “Конек – Горбунок”
  • В.М. Гаршин. “Attalta Princeps”
  • М.Ю. Лермонтов “Бородино”
  • Н.В. Гоголь “Заколдованное место”, “Ночь перед Рождеством”
  • Н.А. Некрасов “На Волге”, “Крестьянские дети”, отрывок из поэмы “Мороз, красный нос” (“Есть женщины в русских селеньях…”)
  • И.С. Тургенев “Муму”
  • А.А. Фет “Весенний дождь”
  • Л.Н. Толстой “Кавказский пленник”
  • А.П. Чехов “Хирургия”
  • Ф.И. Тютчев. “Зима недаром злится…”, “Как весел грохот летних бурь…”, “Есть в осени первоначаль­ной…”
  • А.Н. Плещеев. “Весна” (отрывок); И. С. Никитин. “Утро”, “Зимняя ночь в деревне” (отрывок), А. Н. Майков. “Ласточки”, И. 3. Суриков. “Зима”, А. В. Кольцов. “В степи”. (Одно стих-е наизусть)
  • И.А. Бунин “Косцы”, Помню — долгий зимний вечер…”
  • В.Г. Короленко “В дурном обществе”
  • С.А. Есенин “Я покинул родимый дом…”, “Низкий дом с голубыми ставнями…”
  • П.П. Бажов “Медной горы Хозяйка”
  • К.Г. Паустовский Теплый хлеб”, “Заячьи лапы”
  • С.Я. Маршак ” Двенадцать месяцев”
  • А.П. Платонов “Никита”
  • В.П. Астафьев ” Васюткино озеро”
  • К.М. Симонов “Майор привез мальчишку на лафете…”, А.Т. Твардовский “Рассказ танкиста”. (Одно стихотворение о войне наизусть).
  • Саша Черный “Кавказский пленник”, “Игорь-Робинзон”
  • Р.-Л. Стивенсон “Вересковый мед”
  • Д. Дефо “Робинзон Крузо”
  • Х.К. Андерсен “Снежная королева”
  • Жорж Санд “О чем говорят цветы”
  • М. Твен Приключения Тома Сойера”
  • Д. Лондон “Сказание о Кише”

Список обязательной литературы на лето для 8-го класса

Автор произведенияНазвание
«Шемякин суд».
Карамзин Н.М.«Наталья, боярская дочь».
Крылов И.А.Басни.
Пушкин А.С.«Капитанская дочка».
Лермонтов М.Ю.«Мцыри».
Гоголь Н.В.«Ревизор», «Петербургские повести».
Салтыков-Щедрин М.Е.«История одного города».
Лесков Н.С.«Старый гений».
Толстой Л.Н.«После бала».
Тургенев И.С.«Ася».
Бунин И.А.«Кавказ».
Куприн А.И.«Куст сирени».
Шмелёв И.С.Как я стал писателем.
Тэффи«Жизнь и воротник».
Горький Максим«Челкаш». «Песня о Соколе».
Грин Александр.«Жизнь Гнора». «Алые паруса». «Охотник и петушок» из повести «Таинственный лес».
Платонов А.Возвращение.
Фокина О.Стихи.
Абрамов Ф.Жила-была сёмужка.
Астафьев Виктор«Фотография, на которой меня нет».
Твардовский Александр«Василий Тёркин».
Каверин В.«Два капитана».
Шекспир Уильям«Ромео и Джульетта»
Свифт Джонатан«Приключения Гулливера»
Скотт В.«Айвенго».

Кроме списка литературы обязательного к прочтению летом перед 8-м классом, есть список дополнительной литературы для чтения.

Список книг из школьной программы 9 класс

А.С.Грибоедов. «Горе от ума»А.С.Пушкин. «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Маленькие трагедии», «Пиковая дама»М.Ю.Лермонтов. «Песня про купца Калашникова», «Герой нашего времени»Н.В.Гоголь. «Ревизор», «Мертвые души»И.С.Тургенев. «Ася», «Первая любовь», «Вешние воды»Ф.М.Достоевский. «Белые ночи»А.П.Чехов. «Скрипка Ротшильда» и др. рассказыИ.А.Бунин. «Темные аллеи»М.Горький. «Челкаш»М.А.Булгаков. «Собачье сердце»М.А.Шолохов. «Судьба человека»А.Т.Твардовский. «Теркин на том свете»У.Шекспир. «Ромео и Джульетта», «Гамлет», комедииЖ.-Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве», «Тартюф»И.-В. Гете. «Фауст» (отрывки)В.Гюго. «Собор Парижской Богоматери»

Литература, 6 класс: список произведений на лето

Учащиеся пятых классов постепенно осваивают чтение, как литературный вид искусства, а в шестом классе школьники совершенствуют полученные умения. Именно поэтому школьникам 6 классов в летнюю программу по литературе включают приключенческие произведения, фантастику, детективы и мистику. Кроме этого в школьной программе появляются исторические произведения, а также повести о сверстниках, живой и растительной природе. Словом, школьникам шестых классов предоставляется уникальная возможность получить общие представления о всех литературных жанрах.

Литературное чтение для школьников шостого класса не только повышает их технику чтения, но и позволяет формировать у них свое собственное отношение о прочитанном, осмысливать прочитанную литературу, как словесный вид искусства.

Список произведений по русской литературе для изучения в 6 классе выглядит следующим образом.

А вот список произведений для изучения в 6 классе по зарубежной литературе.

Список книг школьной программы 5 класс

  • Сказки разных народов (арабские, китайские, японские, английские, французкие, немецкие и др.)
  • Литературные сказки (Андерсена, братьев Гримм, Перро, Гауфа, Гофмана,
  • Пушкина, В. Одоевского, Погорельского, Гаршина и др.)
  • Мамин-Сибиряк «Алѐнушкины сказки».
  • Олеша Ю. «Три толстяка».
  • Маршак С. «Двенадцать месяцев», «Горя бояться-счастья не видать».
  • Шварц Е. «Снежная королева», «Два клѐна», «Дракон».
  • Толстой Л.Н. «Детство», «Отрочество», «Севастопольские рассказы».
  • Тургенев. Из «Записок охотника» рассказ «Бежин луг».
  • Григорович. «Гуттаперчевый мальчик».
  • Аксаков. «Детство Багрова-внука». «Аленький цветочек».
  • Гарин-Михайловский. «Детство Темы».
  • Короленко. «В дурном обществе». «Слепой музыкант».
  • Куприн. «Чудесный доктор». «Слон». «Белый пудель».
  • Андреев Л. « Петька на даче».
  • Толстой А.Н. « Детство Никиты».
  • Пришвин «Кладовая солнца», «Золотой луг». «Времена года».
  • Волков «Волшебник Изумрудного города» и др.
  • Паустовский «Барсучий нос». «Заячьи лапы», «Старый челн», «Подарок»,
  • «Стекольный мастер» (сборники «Летние дни», «Золотой линь»).
  • Носов «Приключения Незнайки», «Незнайка в Солнечном городе». «Незнайка на Луне».
  • Кэрролл «Алиса в Стране Чудес», «Алиса в Зазеркалье».
  • Дефо «Робинзон Крузо».
  • Свифт «Путешествия Гулливера».
  • Распе «Удивительные приключения барона Мюнхгаузена».
  • Линдгрен «Малыш и Карлсон», «Приключения Калле Блюмквиста». «Пеппи —
  • Длинный Чулок», «Расмус-бродяга».
  • Жюль Верн «Дети капитана Гранта», «80 тысяч лье под водой», «Таинственный остров»,
  • Лондон «Белый клык», «Зов предков», «Любовь к жизни».
  • Стивенсон «Остров сокровищ».
  • Алексеев С. «Сто рассказов из русской истории», «Исторические повести».
  • Панова «Сказание об Ольге».
  • Кассиль «Дорогие мои мальчишки».
  • Ефетов М. «Девочка из Сталинграда», «Граната в ушанке».
  • Дубов «Огни на реке».
  • Белов В. «Скворцы», «Поющие камни».
  • Алексин «Самый счастливый день». «Как ваше здоровье?».
  • Петрушевская «Чемодан чепухи».
  • Носов «Витя Малеев в школе и дома».
  • Осеева «Васек Трубачев и его товарищи».
  • Медведев «Баранкин, будь человеком».
  • Яковлев Ю. «Когда уезжает друг». «Собирающий облака».
  • Крапивин «Та сторона, где ветер», «Тень каравеллы».
  • Крылов Басни.
  • Чапек « Сказки и веселые истории».
  • Киплинг «Маугли».
  • Замятин «Огненная А».
  • Чуковский К. И. «Чукоккала».
  • Аверченко «Смерть африканского охотника»

Литература, 9 класс: список произведений на лето

В девятом классе наступает последний этап в освоении чтения и окончание периода литературного образования в концентрическом плане. Помимо художественных произведений школьники читают различные очерки русской литературы, включая исторические заметки и произведения, изучают биографические статьи русских и зарубежных писателей.

Какие же цели преследует учитель на уроках русской и зарубежной литературы в 9 классе? Прежде всего, он старается сформировать у учащихся эмоциональный и ценностный опыт изучения художественных произведений в литературе. Также учитель пытается добиться от школьников осознания эстетических ценностей художественных произведений, их роли в истории отечественной и мировой литературы.

Список художественных произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 9 классе включает в себя следующие произведения.

  1. «Слово о полку Игореве».
  2. Денис Фонвизин «Недоросль».
  3. Александр Грибоедов «Горе от ума».
  4. Николай Карамзин «Бедная Лиза».
  5. Александр Пушкин «Евгений Онегин».
  6. Михаил Лермонтов «Герой нашего времени», поэзия.
  7. Николай Гоголь «Мертвые души».
  8. Антон Чехов «Медведь».
  9. Аркадий Аверченко, рассказы.
  10. Михаил Булгаков «Похождения Чичикова».
  11. Иван Бунин, рассказы.
  12. Михаил Шолохов «Судьба человека».
  13. Поэзия Анны Ахматовой, Александра Блока, Сергея Есенина, Марины Цветаевой и прочих представителей XX века.
  14. Уильям Шекспир, Сонеты.
  15. Жан Батист Мольер «Мещанин во дворянстве».
  16. Ричард Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».
  17. Валентин Распутин «Прощание с Матерой».

Список книг школьной программы 3 класс

  • А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане»,
  • «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мѐртвой царевне и семи богатырях»
  • Н. А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»
  • Д. Мамин-Сибиряк «Приѐмыш»
  • А. П. Чехов «Каштанка»
  • А. П. Гайдар «Чук и Гек», «РВС»
  • К. Паустовский «Тѐплый хлеб», «Растрепанный воробей»
  • Н. Сладков Рассказы о живой природе
  • С. В. Михалков Стихи для детей
  • Н. Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»
  • М. М. Пришвин «Рассказы о природе»
  • Б. И. Житков «Что я видел»
  • В. Гюго «Козетта»
  • Г. Х. Андерсен Сказки
  • Р. Киплинг «Маугли»
  • Сказки братьев Гримм
  • Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями»
  • Произведения о военном времени 1941-1945 годов
  • Сказки разных народов

Поэтика и своеобразие языка сказки Пушкина

Пушкин с большим интересом изучал народное творчество, пытаясь познать стремления, идеалы и интересы народа. Он обращался к народной поэтической стихии, хранившей веками нравственные устои и традиционные представления о правде, добре и справедливости, народное понимание тайн законов бытия. Сочинение сказок в народном духе в творчестве Пушкина занимало особое место. За кажущейся простотой сюжетов сказок Пушкина в них скрыт глубокий смысл. Сказка, как мир вымысла и чудес, давала простор для разговора с читателем, возможность изложить нравственный кодекс, которому следовал сам поэт.

Пушкина восхищал народный язык своей напевностью и выразительностью, он стремился его сохранить, придавая ему своей литературной обработкой новые грани. Значительную роль в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»играет речевая организация. Автор, словно перевоплотившись в народного сказителя, повествует о событиях прошлого, прибегая иногда к описаниям внешности персонажей, деталей обстановки или рассуждениям. Литературный язык сказки близок к народному говору, включает элементы разговорного стиля и фольклорного сказа, различные архаизмы и историзмы, передающие дух старинного времени: «черница», «очи», «пожаловать», «кручиниться» и пр. Использованы характерные для народных сказок речевые обороты: «царь-отец», «путь-дорога», «ждет-пождет», «мед-пиво пил» и др.

Непринужденная повествовательная манера дополняется монологами и диалогами героев. Речь персонажей отлична от привычной сказочной, она является одним из средств обрисовки характера, раскрывает внутренний мир героев, объясняет их поступки.  Например, обращаясь к зеркалу,царица его называет то «свет мой», то «мерзкое стекло». Эти обращения говорят о вздорности и нетерпимости мачехи, нежелании слышать правду.

Пушкинские сказки стали наследницами народных сказок. Поэт, сохраняя фольклорную самобытность, придал прозаическому жанру сказки стихотворную форму. Он создал новый поэтический язык, используя в литературном языке слова из народной речи. Пушкин опоэтизировал обыденные вещи, которые ранее не принято было воспевать в поэзии, далекие от дворянской сферы народную культуру и быт. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» стала не только шедевром искусного словесного мастерства Пушкина, она глубока и поучительна по своей сути.

Словарь

Фабула – основа сюжета, история.

Кодекс – закон, норма.

Архаизм – слово, которое вышло из употребления, в современном языке у него есть синоним (Например, «очи» – «глаза»).

Историзм – устаревшие слова, обозначающие предметы или явления прошлого, не существующие в настоящем. (Например, «черница»).

Черница – так звали в народе монашек из-за черного одеяния.

Кручиниться – печалиться, горевать

Литература, 11 класс: список произведений на лето

В старших классах учащиеся уже умеют анализировать прочитанное, делать выводы, составлять литературные портреты персонажей. Чтение и развитие речи в 11 классе направлено на совершенствование этих навыков, формирование моральных ценностей у подрастающего поколения, обеспечение гражданского, трудового, нравственного, эстетического и этического поведения и воспитания школьников, способствует развитию памяти, мышления, помогает формировать у школьников навыки самостоятельной деятельности.

Список литературы на лето для 11 класса:

  1. Иван Бунин, поэзия, рассказы.
  2. Александр Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет».
  3. Аркадий Аверченко, рассказы.
  4. Михаил Зощенко, рассказы.
  5. Поэзия серебряного века.
  6. Максим Горький «На дне».
  7. Александр Блок, поэзия.
  8. Сергей Есенин, поэзия.
  9. Владимир Маяковский, поэзия.
  10. Михаил Булгаков «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита».
  11. Андрей Платонов, рассказы.
  12. Алексей Толстой «Петр I».
  13. Михаил Шолохов «Тихий Дон».
  14. Поэзия о войне.
  15. Александр Солженицын «Один день Ивана Денисовича».
  16. Александр Твардовский, проза.
  17. Валентин Распутин, проза.
  18. Виктор Астафьев, рассказы.
  19. Василий Шукшин, рассказы.
  20. Современная фантастика (К.Булычев, братья Стругацкие, И.Ефремов).
  21. Чингиз Айтматов «Плаха».
  22. Авторская песня (В.Высокий, В.Цой, Б.Окуджава, И.Тальков и прочее).

Некоторые произведения проходят школьники разных классов, но это не значит, что они читают одно и то же из года в год. Просто в среднем звене они проходят произведение в сокращенном варианте, а в старших классах читают уже полное произведение. Некоторые педагоги по литературе могут корректировать программу изучения произведений, поэтому мы встречаем в программе повторяющиеся пункты.

Список обязательной литературы на лето для 7-го класса

Автор произведенияНазвание
Былины: Илья Муромец. Садко
Пушкин А. С. ПолтаваСтанционный смотритель
Гоголь Н.В.Тарас Бульба
Лермонтов М. Ю.Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
Салтыков-Щедрин М.Е.Сказки.(Дикий помещик)
Толстой Л. Н.Детство
Чехов А. П.Размазня. ХамелеонЗлоумышленник
Бунин И. А.Цифры
Андреев Л.Кусака
Горький М.Детство. Старуха Изергиль
Платонов А.Юшка. Неизвестный цветок
Шергин Б.Для увеселения
Абрамов Ф.Безотцовщина. Трава-мурава
Носов Е.Кукла. Живое пламя
Казаков Ю.Тихое утро
Лихачев Д.С.Земля родная
О, Генри.Дары волхвов
Олдридж Дж.Отец и сын

Кроме списка литературы на лето для 7-го класса обязательного для прочтения, есть список дополнительной литературы. К дополнительной литературе стоит приступать только после освоения основной!

6 класс

В шестом классе дети, придя с каникул с прочитанным за лето списком литературы, закрепляют полученные в пятом классе знания относительно литературы. Список литературы шестого класса представляет собой более богатую палитру жанров, что позволяет ученикам лучше узнать литературу.

На данном периоде изучения литературы обучающиеся должны начать самостоятельно осмысливать литературу и составлять своё личное мнение относительно прочитанного.

Во время учебного года ученики читают А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского и других авторов.

В список зарубежной литературы для шестого класса входят:

  1. «Три мушкетёра», Александр Дюма;
  2. «Вождь краснокожих», О. Генри;
  3. «Последний из могикан», Филимон Купер;
  4. Рассказы Джека Лондона;
  5. «Приключения Гекльберри Финна», Марк Твен;
  6. «Всадник без головы», Майн Рид.

К этому «базовому» списку часто добавляются рассказы Артура Конан Дойля, Рэя Брэдбери, произведения Астрид Линдгрен и Джонатана Свифта.

Фантастика, приключения, детективы и мистика – всё это становится частью литературного мира шестиклассника.

Литература, 7 класс: список произведений на лето

Литературное чтение для школьников этого возраста позволяет формировать у них личностное отношение о прочитанном, осмысливать литературу, как словесный вид искусства. Постепенно у школьников формируется понимание и осознание прочитанного, развивается читательская культура.

Помимо художественных произведений семиклассники начинают знакомится с критикой, читают биографии писателей и многое другое, новое для них, в программе появляются описательные тексты.

Седьмой класс в средней школе считается переходным для стершего звена. В 5-6 классе на уроках литературы школьники учатся больше разговаривать и активно тренируют разговорную устную речь. В старших классах основной упор уделяется чтению, а именно в 7-8 классах устная речь и литературное чтение имеют одинаковое значение. Кроме того, произведения становятся более сложными, требующими глубокого осмысления прочитанного.

Список произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 7 классе выглядит так.

Литература, 7 класс: список произведений на лето

Литературное чтение для школьников этого возраста позволяет формировать у них личностное отношение о прочитанном, осмысливать литературу, как словесный вид искусства. Постепенно у школьников формируется понимание и осознание прочитанного, развивается читательская культура.

Помимо художественных произведений семиклассники начинают знакомится с критикой, читают биографии писателей и многое другое, новое для них, в программе появляются описательные тексты.

Седьмой класс в средней школе считается переходным для стершего звена. В 5-6 классе на уроках литературы школьники учатся больше разговаривать и активно тренируют разговорную устную речь. В старших классах основной упор уделяется чтению, а именно в 7-8 классах устная речь и литературное чтение имеют одинаковое значение. Кроме того, произведения становятся более сложными, требующими глубокого осмысления прочитанного.

Список произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 7 классе выглядит так.

  1. Александр Сергеевич Пушкин «Полтава», «Пиковая дама», «Борис Годунов» и прочее.
  2. Василий Жуковский «Светлана».
  3. Иван Тургенев «Певцы», «Бурмистр».
  4. Николай Гоголь «Тарас Бульба».
  5. Михаил Салтыков-Щедрин, сказки.
  6. Максим Горький «Макар Чудра», «Старуха Изергиль».
  7. Александр Куприн «Изумруд», «Тапер».
  8. Антон Чехов, рассказы (особенно понравится детям рассказ автора «Драма на охоте», по мотивам которого был снят кинофильм «Мой ласковый и нежный зверь»).
  9. Иван Бунин «Сны Чанга».
  10. Михаил Зощенко «История болезни».
  11. Александр Грин «Алые паруса», «Бегущая по волнам».
  12. Виктор Астафьев «Мальчик в белой рубашке».
  13. Рувим Фрайерман «Дикая собака Динго», «Повесть о первой любви».
  14. Рэй Дуглас Бредбери «Все лето в один день», «Каникулы», «Зеленое утро» и прочее.
  15. Джек Лондон «На берегах Сакраменто», «Белый клык» (произведения автора очекнь нравятся тинейджерам, они увлекательны, в нем много приключений, к тому же их легко читать).
  16. Марк Твен «История с привидением».
  17. Герберт Уэллс «Война миров», «Человек-невидимка», «Пища богов» и прочее (сюжеты произведений Уеллса всегда граничат между реальными событиями и мистическими, что делает чтение увлекательным и легким).
  18. Эдгар По, рассказы и повести.

Литература, 5 класс: список произведений на лето

Школьная программа для пятиклассников подразумевает изучение различных жанров, как русской, так и зарубежной литературы. Сюда входят проза, пьесы сказок, поэзия. Чтобы школьнику легче было учиться в течение года и не испытывать чрезмерные нагрузки, которые могут привести к общему утомлению, ухудшению зрения, повышению внутричерепного давления и прочим заболеваниям.

Чтобы успеть за лето осилить весь список того, что задано по литературе, пятикласснику придется читать не меньше 7-10 страниц ежедневно

Это важно учитывать, если кому-то из школьников придется закапывать глаза для расширения зрачков и диагностики болезней глаз. Обычно эту процедуру врачи откладывают на лето, чтобы не вмешиваться с прохождением диагностики в учебный процесс

После процедуры школьник не сможет читать от 7 до 15 дней, поэтому этот факт нужно учитывать.

Самым большим по объему произведением для изучения в 5 классе является произведение Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо». Чтобы прочитать его, пятикласснику понадобится не меньше чем треть летних каникул. Вообще рекомендуется вначале читать объемные и сложные произведения, а коротенькие рассказы, басни и очерки оставлять «на закуску».

Список произведений по русской литературе для изучения в 5 классе выглядит так:

  1. Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о спящей царевне» и другие сказки (представлять произведения писателя и поэта бессмысленно, его знают даже малыши).
  2. Русские народные сказки «Василиса-Прекрасная» и прочие (детям пятого класса можно читать летом любые народные сказки, но не забывать при этом, что в программе есть еще много других произведений).
  3. Михаил Зощенко «Великие путешественники» (следует отметить, что у Зощенко найдутся рассказы на все группы школьников).
  4. Николай Васильевич Гоголь «Майская ночь или Утопленница» (по этой повести даже снят кинофильм. Это таинственное, мистическое произведение русской классики тесно переплетено в реальностью).
  5. Василий Жуковский, сказка «Финист – Ясный Сокол» (дети знают, что по мотивам этого произведения даже снята детская киносказка).
  6. Александр Иванович Куприн «Чудесный доктор».
  7. Константин Паустовский «Кот-ворюга» (все произведения этого автора интересны, легкочитаемы и наделены глубоким смыслом).
  8. Андрей Платонов «Волшебное кольцо».
  9. Виктор Астафьев «Васюткино озеро».
  10. Василий Белов «Скворцы»

А вот список произведений для изучения в 5 классе по зарубежной литературе.

  1. Даниэль Дефо «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо».
  2. Легенды и мифы Древней Греции (цикл небольших рассказов о Греческих богах и прочих мистических персонажах).
  3. Астрид Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста».
  4. Марк Твен «Приключения Тома Сойера».
  5. Редьярд Киплинг «Кошка, которая гуляла сама по себе».
  6. Джани Родари «Сказки по телефону».
  7. Джон Роналд Руэл Толкин «Хоббит или туда и обратно».
  8. Оскар Уальд «Роза и соловей».
  9. Вильгельм Гауф «Карлик Нос».
  10. Сказки Ганса Христиана Андерсена.

7 класс

В шестом классе ученики уже должны были начать учиться формировать собственное мнение о прочитанном. Седьмой класс улучшает этот навык, фокусируясь на понимании и осознании обучающимися смысла произведений.

Помимо знакомства с художественными текстами ученики читают биографии писателей, критические статьи. Если в пятом и шестом классах у обучающихся развивался преимущественно навык устной речи, то с переходом в седьмой класс больше внимания уделяется чтению.

Замечание 3

В седьмом классе изучаемые произведения заметно усложняются, что требует от учеников более глубокого осмысления прочитанного.

В список зарубежной литературы седьмого класса входят:

  1. Рассказы Рэя Брэдбери (например, «Всё лето в один день»);
  2. «Белый клык», Джек Лондон;
  3. «Человек-невидимка», Герберт Уэллс;
  4. Рассказы и повести Эдгара Алана По;
  5. «Айвенго», Вальтер Скотт;
  6. «Дети капитана Гранта», Жюль Верн.

В список зарубежной литературы 5-7 классов иногда включаются произведения Джона Толкиена и Джоан Роулинг.

Список обязательной литературы на лето для 5-го класса

Автор произведенияНазвание
Мифы Древней Греции (О сотворении мира, о Зевсе, о Геракле)
Русские народные сказки
Крылов И.А.Басни
Жуковский В. А. Спящая царевнаКубок
Лермонтов М.Ю.Бородино
Гоголь Н.В.Заколдованное место
Некрасов Н.А.Мороз – Красный Нос
Тургенев И.С.Му-му
Короленко В.Г.В дурном обществе
Толстой Л.Н.Кавказский пленник
Чехов А.П.Хирургия
Куприн А.И.Чудесный доктор. Тапер. Скворцы
Платонов А.Никита
Бажов П.П.Каменный цветок. Другие сказы (на выбор)
Маршак С.Я.Двенадцать месяцев
Писахов С.Сказки
Шергин Б.Сказки о Шише
Астафьев В.П.Васюткино озеро.Конь с розовой гривой
Дефо Д.Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо
Стивенсон Р.Вересковый мед
Твен М.Приключения Тома Сойера
Лондон Д.Сказание о Кише

Кроме обязательной для прочтения литературы на лето для 5-го класса, есть список дополнительной литературы для чтения.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий