Самообразование воспитателя подготовительной группы: важные аспекты методики работы

Составляем план по самообразованию: пошаговая инструкция

Как правильно составить план работы по самосовершенствованию:

  • Титульный лист оформляем согласно общеизвестным канонам, его можно просто скачать в Интернете. Но обязательно указываем название дошкольного учреждения, пишем, что это план по самообразованию педагога такого-то (ФИО, стаж, категория), прописываем тему, срок работы (с сентября 2017 по май 2017) и возрастную группу детей;
  • Следующие страницы: тема, цель, задачи. Тему знаем, цель исходит напрямую из темы. Задачи такие: повысить уровень знаний в вопросе путем изучения соответственной литературы, посещения обучающих семинаров, самостоятельной исследовательской работы.

Также к задачам относится разработка перспективного плана работы в соответствии с темой самообразования, подготовка диагностики в начале и конце года, создание учебной программы, организация кружка для детей и другая практическая деятельность, которую вы планируете провести. Это еще может быть оформление уголка, проведение консультаций, семинара, лекции.

Как видите, ничего сложного. А еще проще – скачать специальную форму плана и по образцу составить свой план.

Пока я вас не утомила, буду заканчивать. На прощание попрошу сделать мне одолжение: поделитесь ссылочкой с товарищами и если еще не оформили подписку – милости прошу в нашу компанию!

Папка по самообразованию воспитателя детского сада

В начале учебного года воспитатель разрабатывает план по самообразованию на определённый период в соответствии с выбранной темой. В течение отведённого периода, согласно плану, педагог фиксирует проведённую работу и подшивает в папку. В конце периода работы воспитатель подготавливает отчёт о проделанной работе.

Воспитатель должен ответственно подойти к своему саморазвитию, так как он является главным источником информации для детей на определённом этапе взросления, наставником, к которому дети прислушиваются. И чем многогранней личность воспитателя, тем больше возможностей будет предоставлено детям для раскрытия собственных способностей.

Анкета № 2

Оцените, пожалуйста, перечисленные ниже факторы по пятибалльной шкале: 5 – да (препятствуют или стимулируют); 4 – скорее да, чем нет; 3 – да и нет; 2 – скорее нет; 1 – нет.

Собственная инерция.

Разочарование из-за имевшихся ранее неудач.

Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей.

Враждебность окружающих (зависть, ревность и т.п.).

Состояние здоровья.

Недостаток времени.

Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства.

Стимулирующие факторы:

Методическая работа в ДОУ.

Обучение на курсах.

Пример и влияние коллег.

Пример и влияние руководителей.

Организация труда в ДОУ.

Внимание к этой проблеме руководителей. Доверие

Доверие.

Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования

Занятия самообразованием.

Интерес к работе.

Возрастающая ответственность.

Возможность получения признания в коллективе.

План работы по самообразованию в подготовительной к школе группе на тему: « Развитие связной речи»

Апрель — Продолжать работу по развитию связной речи детей: проводить дыхательную и артикуляционную гимнастику. Играть в дидактические, подвижные, музыкально-хороводные, театрализованные игры, проходившие в предыдущие месяцы. Беседы с родителями: «Роль описательных рассказов для расширения словарного запаса детей».
Май Продолжать пересказывать и сочинять рассказы и сказки. Продолжить проводить консультации и индивидуальные беседы для родителей. Показ сказки «Теремок» детям средней группы.

Используемая литература:

1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. — М, 2003. — с.27-43.

2. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.

3. Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.

4. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.

5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 2005. – 160 с.

6. Бойко Е.А. Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников. – Рипол Классик, 2011. – 256 с.

7. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 2004. — 255 с.

8. Воспитание детей в игре /Сост.А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – М.: Просвещение, 2003. – 136 с.

9. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание — 2005. — N 1. — с. 18-23.

10. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду // Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду». – Мозаика-Синтез, 2010. – 56 с.

11. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. — 2006. — N 9. — с. 28-34.

12. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.… канд. пед. наук. — М, 2004. – 107 с.

13. Ершова Е.Б. Говорим правильно. Игры и задания для развития речи у дошкольников // Уроки логопеда. – Астрель, 2011. – 64 с.

14. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М.: ООО «Эксмо», 2003.

15. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. — М.: Просвещение, 2005. — 159 с.

16. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. — N 11. — с. 8-12.

17. Шукейло В.А. 90 упражнений для развития речи дошкольников // Готовимся к школе. – Литера, 2009. – 96 с.

Тема самообразования по ФГОС

С определением темы, помимо упомянутых критериев, воспитателю может помочь методист или руководитель непосредственно по месту работы, так как он хорошо знает слабые места своего учреждения, на которые следует обратить внимание в первую очередь. Также на выбор темы для самообразования для воспитателя в ДОУ по ФГОС влияют следующие факторы:. Также на выбор темы для самообразования для воспитателя в ДОУ по ФГОС влияют следующие факторы:

Также на выбор темы для самообразования для воспитателя в ДОУ по ФГОС влияют следующие факторы:

Текущий поток информации — подготовка к занятиям, различным мероприятиям, ранним приветствиям мальчиков и девочек в саду, родительским собраниям или публичным выступлениям внутри своего коллектива требует постоянного поиска новых знаний. Собственная тяга к творчеству — думающему и любящему своё дело человеку довольно трудно годами работать по одним и тем же инструкциям, методикам, планам. Поиск новых решений старых вопросов — это естественное стремление человека. Развитие современного общества также подталкивает учителя к собственному развитию, чтобы быть компетентным в своей профессии. Конкуренция — вечный двигатель процесса развития. Чтобы быть конкурентоспособным, нужно стремиться соответствовать актуальным требованиям современного общества, нарабатывать репутацию, которая связана со следующим фактором. Материальная заинтересованность — повышение собственной педагогической квалификации ведёт к улучшению материального благосостояния. Общественная оценка — каждый человек желает достичь высот в выбранной сфере деятельности, чтобы его воспринимали профессионалом

Особенно это важно для воспитателей, потому что любой родитель желает лучшего для своего ребёнка. Личное стремление к получению новых знаний

Опыт работы воспитателя.

Планирование тем производится по ФГОС

Список тем по самообразованию:

  • Игровые формы для ведения образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС.
  • Моделирование коммуникативных процессов между детьми посредством игр.
  • Применение технологий, сберегающих здоровье, в группе детей старшего возраста.
  • Преподавание элементарных знаний математики у детей старшего возраста через развивающие игры.
  • Формирование привычки у дошкольников к физической активности посредством активного времяпровождения в детском саду.

Темы для подготовительной группы

  • Фольклорные мотивы в подвижных играх детей, их значение в физическом и нравственном воспитании детей подготовительной группы.
  • Развитие коммуникативных навыков у детей подготовительной группы через общение с природой.
  • Прививание дошкольникам интереса к научно-исследовательской деятельности посредством экспериментирования в специальных классах.
  • Развитие творческих способностей у детей подготовительной группы посредством создания театрального кружка.
  • Приучение детей подготовительной группы к бережному отношению к окружающей среде посредством дидактических игр.

Памятка по самообразованию

Возможная проблема

Пути решения

1. Не могу определиться с темой
самообразования

¨Выделите из
многообразия проблем, вытекающих из результатов диагностического
обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является
для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные
результаты.

¨Определите
актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для
повышения воспитательно- образовательного процесса. При этом опирайтесь на
нормативно – правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые
программы, а так же статистические данные.

2. При подборе литературы теряюсь в ее
изобилии, затрудняюсь в правильном выборе

Подбор литературы:

¨Просмотр и
обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги,
делает чтение осмысленным и целенаправленным.

¨Ответьте на
вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из
предложенного в оглавлении содержания?

Составление плана изучения конкретной
выбранной литературы

¨Начните с
изучения традиционных методик по данной проблеме

¨Включите
современные взгляды на проблему

¨Используйте
опыт работы педагогов других ДОУ.

3. 
При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить
прочитанный материал

¨По мере чтения
выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.

¨Записывайте
наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя
различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта;
обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное
для себя условными символами.

¨Записывайте
вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.

¨Пользуйтесь
справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

4. При изучении темы возникает ощущение,
что многое не запоминается.

¨Составьте план
или схему полученных при изучении материалов.

¨Представьте,
«проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.

5. Получен обширный информационный
материал («каша в голове»), теряется значимость информации.

¨Ответьте на
вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной
теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с
детьми.

Памятка «Как подготовиться к докладу, выступлению»

I.Этап – подготовка
доклада, выступления.

1.Формулировка
темы, выделение стержневой проблемы и целевой установки с учетом интересов и
запросов слушателей.

2.Формулировка
основных вопросов доклада, выступления.

3.Составление
развернутого плана выступления.

4.Просмотр
и чтение специальной литературы.

Подбор и систематизация наглядных
материалов.

Подбор педагогических ситуаций из своего
опыта и опыта коллег.

Определение порядка использования
подобранных материалов в процессе изложения.

5.Распределение
материала по вопросам.

6.Письменное
изложение полного текста выступления.

II.Этап – работа с
подготовленным материалом

1.Выделение
в тексте основных смысловых частей, на которые при выступлении нужно сделать
акцент.

2.Распределение
времени на изложение каждого вопроса и определение темпа выступления (пробное
чтение).

3.«Свертывание»
полного текста доклада в краткую форму (тезисы, план, цитаты на карточках).

III.Этап –
подготовка к выступлению

1.Перед
тем как включиться в работу, настройтесь: сядьте или встаньте удобно, дайте
себе установку на внутреннюю собранность, сосредоточение, мысленно представьте
какую-либо приятную сцену, случай из собственной жизни.

2.Перед
изложением информации дайте себе установку, что окружающие являются
потенциальными единомышленниками.

Компоненты папки по самообразованию

Результативность работы по самообразованию во многом зависит от методически грамотного подхода к оформлению каждого из этапов исследования вопроса. Как показывает практика, материалы по самообразованию удобно организовывать в папку. В неё входят:

  • первый лист с названием разработки, именем педагога, наименованием ДОУ, сведениями о стаже и опыте педдеятельности, категории,
  • обоснование своевременности рассматриваемой темы (почему тема актуальна в принципе, и как она может помочь в работе с конкретной группой),
  • перечень целей и задач разработки,
  • список форм взаимодействия с ребятами, их семьями и коллегами в рамках рассмотрения вопроса,
  • указание источников с наработками,
  • описание видов практических занятий с воспитанниками (непосредственная образовательная деятельность, досуговые мероприятия, режимные моменты),
  • презентация итогов практической деятельности (в виде рисунков малышей, авторских методических наработок, то есть конспектов занятий, сценариев утренников и пр.),
  • письменный самоанализ хода изучения темы.

Папка по самообразованию может быть распечаткой электронной формы оформления работы

Формированием и развитием личности ребёнка может заниматься только тот, кто уделяет должное внимание самообучению. Самообразование — обязательный элемент профессиональной практики педагога детского сада

Оно основывается на повышении общего интеллектуального уровня, изучении аспектов психолого-педагогической работы с детьми, взаимодействии с родителями, коллегами. Эта работа помогает находить эффективные способы реализации целей и задач каждого элемента учебно-воспитательного процесса.

Что входит в индивидуальный план по самообразованию

Собственный план педагога по самообразованию (после выбора темы, обусловленного актуальностью вопроса в контексте работы с конкретными детьми) включает реализацию трёх этапов работы.

Индивидуальный план конкретизирует каждый из этапов работы по теме самообразования, включая и этап внедрения теории в практику

Этап теоретического осмысления вопроса

Этот уровень разработки темы предполагает активное изучение литературы и анализ опыта коллег. А также на этом этапе педагог:

  • формулирует конкретный аспект темы, который будет рассматриваться (например, в рамках проблемы «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста» музыкальный работник разрабатывает тему через призму развития музыкальных способностей, а хореограф — с помощью формирования чувства ритма и плавности движений),
  • определяет направления практического воплощения теории (на каких занятиях будет апробация материала, к какому результату педагог планирует прийти и т. д.),
  • выбирает формат отчётности о проделанной работе (видеоролики, презентации, фотоотчёты и пр.).

Практический этап

Этот аспект разработки темы охватывает весь учебный год (или два в зависимости от сути вопроса) и предполагает:

  • систематизацию изученных материалов (в виде составления списка литературы, картотеки важных цитат и ссылок),
  • регулярную подготовку и проведение занятий и досуговых мероприятий с внедрением теоретических положений изучаемой темы,
  • работу с семьями воспитанников через организацию и анализ просветительских бесед, создание опросников, анкет,
  • коррекцию выбранного направления работы в зависимости от промежуточных результатов практического воплощения теории (поиск оптимальных способов взаимодействия со всеми участниками учебно-воспитательного процесса, опосредованно или непосредственно участвующими в разработке проблемы),
  • создание творческих отчётов по каждому этапу освоения вопроса самообразования.

Главным компонентом практического этапа является непосредственное взаимодействие с детьми

Самореализация

Этот этап можно назвать итоговым, так как он предполагает анализ результатов теоретического и практического этапов работы и может быть:

  • промежуточным (когда итоги анализируются после освоения определённого блока теории),
  • финальным, организуемым по окончании исследования темы.

Самореализация может быть представлена в формате:

  • презентации полученного опыта на педсоветах, семинарах и конференциях,
  • библиотеки статей по вопросу,
  • печатных работ педагога в периодике по профилю,
  • самоанализа, который проводится в утверждённой каждым ДОУ форме и обязательно включает описание каждого уровня работы.

Компоненты папки по самообразованию

Результативность работы по самообразованию во многом зависит от методически грамотного подхода к оформлению каждого из этапов исследования вопроса. Как показывает практика, материалы по самообразованию удобно организовывать в папку. В неё входят:

  • первый лист с названием разработки, именем педагога, наименованием ДОУ, сведениями о стаже и опыте педдеятельности, категории,
  • обоснование своевременности рассматриваемой темы (почему тема актуальна в принципе, и как она может помочь в работе с конкретной группой),
  • перечень целей и задач разработки,
  • список форм взаимодействия с ребятами, их семьями и коллегами в рамках рассмотрения вопроса,
  • указание источников с наработками,
  • описание видов практических занятий с воспитанниками (непосредственная образовательная деятельность, досуговые мероприятия, режимные моменты),
  • презентация итогов практической деятельности (в виде рисунков малышей, авторских методических наработок, то есть конспектов занятий, сценариев утренников и пр.),
  • письменный самоанализ хода изучения темы.

Папка по самообразованию может быть распечаткой электронной формы оформления работы

Формированием и развитием личности ребёнка может заниматься только тот, кто уделяет должное внимание самообучению. Самообразование — обязательный элемент профессиональной практики педагога детского сада

Оно основывается на повышении общего интеллектуального уровня, изучении аспектов психолого-педагогической работы с детьми, взаимодействии с родителями, коллегами. Эта работа помогает находить эффективные способы реализации целей и задач каждого элемента учебно-воспитательного процесса.

Компоненты папки по самообразованию

Результативность работы по самообразованию во многом зависит от методически грамотного подхода к оформлению каждого из этапов исследования вопроса. Как показывает практика, материалы по самообразованию удобно организовывать в папку. В неё входят:

  • первый лист с названием разработки, именем педагога, наименованием ДОУ, сведениями о стаже и опыте педдеятельности, категории;
  • обоснование своевременности рассматриваемой темы (почему тема актуальна в принципе, и как она может помочь в работе с конкретной группой);
  • перечень целей и задач разработки;
  • список форм взаимодействия с ребятами, их семьями и коллегами в рамках рассмотрения вопроса;
  • указание источников с наработками;
  • описание видов практических занятий с воспитанниками (непосредственная образовательная деятельность, досуговые мероприятия, режимные моменты);
  • презентация итогов практической деятельности (в виде рисунков малышей, авторских методических наработок, то есть конспектов занятий, сценариев утренников и пр.);
  • письменный самоанализ хода изучения темы.

Папка по самообразованию может быть распечаткой электронной формы оформления работы

Формированием и развитием личности ребёнка может заниматься только тот, кто уделяет должное внимание самообучению. Самообразование — обязательный элемент профессиональной практики педагога детского сада. Оно основывается на повышении общего интеллектуального уровня, изучении аспектов психолого-педагогической работы с детьми, взаимодействии с родителями, коллегами

Эта работа помогает находить эффективные способы реализации целей и задач каждого элемента учебно-воспитательного процесса

Оно основывается на повышении общего интеллектуального уровня, изучении аспектов психолого-педагогической работы с детьми, взаимодействии с родителями, коллегами. Эта работа помогает находить эффективные способы реализации целей и задач каждого элемента учебно-воспитательного процесса.

Что входит в индивидуальный план по самообразованию

Собственный план педагога по самообразованию (после выбора темы, обусловленного актуальностью вопроса в контексте работы с конкретными детьми) включает реализацию трёх этапов работы.

Индивидуальный план конкретизирует каждый из этапов работы по теме самообразования, включая и этап внедрения теории в практику

Этап теоретического осмысления вопроса

Этот уровень разработки темы предполагает активное изучение литературы и анализ опыта коллег. А также на этом этапе педагог:

  • формулирует конкретный аспект темы, который будет рассматриваться (например, в рамках проблемы «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста» музыкальный работник разрабатывает тему через призму развития музыкальных способностей, а хореограф — с помощью формирования чувства ритма и плавности движений);
  • определяет направления практического воплощения теории (на каких занятиях будет апробация материала, к какому результату педагог планирует прийти и т. д.);
  • выбирает формат отчётности о проделанной работе (видеоролики, презентации, фотоотчёты и пр.).

Практический этап

Этот аспект разработки темы охватывает весь учебный год (или два в зависимости от сути вопроса) и предполагает:

  • систематизацию изученных материалов (в виде составления списка литературы, картотеки важных цитат и ссылок);
  • регулярную подготовку и проведение занятий и досуговых мероприятий с внедрением теоретических положений изучаемой темы;
  • работу с семьями воспитанников через организацию и анализ просветительских бесед, создание опросников, анкет;
  • коррекцию выбранного направления работы в зависимости от промежуточных результатов практического воплощения теории (поиск оптимальных способов взаимодействия со всеми участниками учебно-воспитательного процесса, опосредованно или непосредственно участвующими в разработке проблемы);
  • создание творческих отчётов по каждому этапу освоения вопроса самообразования.

Главным компонентом практического этапа является непосредственное взаимодействие с детьми

Самореализация

Этот этап можно назвать итоговым, так как он предполагает анализ результатов теоретического и практического этапов работы и может быть:

  • промежуточным (когда итоги анализируются после освоения определённого блока теории);
  • финальным, организуемым по окончании исследования темы.

Самореализация может быть представлена в формате:

  • презентации полученного опыта на педсоветах, семинарах и конференциях;
  • библиотеки статей по вопросу;
  • печатных работ педагога в периодике по профилю;
  • самоанализа, который проводится в утверждённой каждым ДОУ форме и обязательно включает описание каждого уровня работы.

Подготовительная группа. Старший дошкольный возраст. Дети 6-7 лет

План самообразования «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста» Хасанова Анастасия Николаевна Воспитатель детского сада МБДОУ Детский сад № 261 г. Ростов на Дону План самообразования на 2022 учебный год Дата начала работы над темой – 01.02.2022 года Тема: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через…

Программа по самообразованию «Развитие речи старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Программа по самообразованию «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Воспитателя: Колпаковой Е.И. 2022 – 2022 уч. г. Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и…

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий