Шахматы, шашки. Дидактические игры и пособия – Дидактические игры при обучении детей игре в шахматы
Публикация «Дидактические игры при обучении детей игре в…»
1 «Куча мала». Все шахматные фигуры лежат в куче. Вы закрываете глаза, берёте какую-нибудь из фигур и ощупываете её. Выбранную шахматную фигуру вы умышленно называете неправильно, открываете глаза и спрашиваете ребёнка: “Так?” Малыш поправляет вас. Затем поменяйтесь ролями. 2…
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Дидактическая игра «Шахматный алфавит. Собери шахматную фигуру»
Дидактическая игра: «Шахматный алфавит» Возраст: для детей от 6 до7 лет. Цель: закрепление в активном словаре названия шахматных фигур, развитие фонематического слуха, памяти, внимания. Дидактический материал: карточки с изображением букв и шахматных фигур. Правила игры: ведущий…
Лэпбук «Шахматы»
Лэпбук «Шахматы» Шахматы – это вид спорта, который помогает расширить круг общения детей старшего дошкольного возраста, предоставляет им возможность самовыражения, способствует развитию логики, мышления, концентрации внимания, воспитанию воли. Дидактическое пособие лэпбук…
Дидактическая игра «Шашки» для детей 4-х лет
Начинать играть с ребенком в шашки можно уже с 4-х лет
Во время игры у малышей развиваются такие важные качества, как сосредоточенность и внимание, умение анализировать и принимать решение. Именно это понадобится ребёнку, когда он пойдёт в школу
Эта игра рекомендуется даже в…
Шахматы, шашки. Дидактические игры и пособия – Дидактические игры по шахматам
Статья «Дидактические игры по…»
Дидактическая игра: «Шахматные часы» Возраст: для детей от 6 до7лет. Цель: развитие памяти, формирование умения называть наклеенные на циферблате фигуры-цифры по образцу и по словесному указанию; закрепление знания цветов и оттенков. Дидактический материал: игровое поле в виде…
Дидактическое пособие «Мягкие шахматы»
Дидактическое пособие «Мягкие шахматы». Изготовили: воспитатели Брюховских Екатерина и Попова Лидия, детский сад №28 г. Верхняя Пышма. Шахматы в наше время стали очень популярны. И не зря, ведь игра в шахматы учит логически мыслить, развивает усидчивость и концентрацию…
Дидактические игры при обучении детей игре в шахматы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СОЛНЫШКО» «Дидактические игры при обучении детей игре в шахматы» ГМО шахматного клуба «Белая ладья». Руководитель: Пенкова Лариса Дмитриевна Подготовила: Рзаханова Д. И. Воспитатель…
Лэпбук «Шахматы и дети»
h3] Согласно древней легенде,шахматы представляют собой игру,зародившуюся в Индии.В средние века эта удивительная игра появилась и в Европе.Постепенно фигуры видоизменялись и дошли до наших дней. Сегодня дети уже с дошкольного возраста обучаются этой игре и в игрой…
Страницы:
Пробуждаем интерес
Разновидностей этой игры много. Есть шашки турецкие, итальянские, английские. Нам привычнее русские правила и сами наборы шашек.
Поле для игры идентично шахматному (поэтому зачастую комплекты шахмат и шашек продаются с одной доской-футляром). Состоит оно из 64 чередующихся черных и белых клеток, расположенных по 8 клеток в длину и ширину. В наборе содержится также 24 фишки одинаковой формы 2 контрастных цветов (обычно черного и белого) — для каждого игрока по 12 одного цвета
При этом важно, чтобы шашку можно было устойчиво ставить «вверх дном» и чтобы это положение зрительно явно отличалось от нормального
Однако для начинающих детей такая сухая теория может быть неинтересной. Заинтересовать их можно, рассказывая о шашках как об увлекательном действе. Например, мальчишкам преподнести их как военную стратегию. Девочку можно заинтересовать рассказом о том, что у нее есть королевство, против которого ведет войну другое королевство
12 ее верных солдат (или рыцарей) будут отважно защищать свою прекрасную королеву от 12 вражеских воинов. При таком подходе желание научиться играть у детей возникнет наверняка
Не нужно читать им долгие лекции о том, как полезно тренировать логику и память. Пусть почувствуют себя предводителями, полководцами, стратегами. Для пущего антуража можно купить (или сделать самим, при наличии способностей) красочный подарочный набор, в котором поле изображено в окружении ярких тематических рисунков.
Шашечные термины[править]
- Основная статья: Список шашечных терминов
Большая, или главная дорога— самая большая диагональ на шашечной доске(a1-h8).
Двойник — две параллельные диагонали a7-g1 и b8-h2, пересекающие большую дорогу.
Тройник — диагонали a3-f8 и c1-h6, находящиеся по обе стороны большой дороги, и две маленькие диагонали a3-c1 и f8-h6, их соединяющие.
Косяк — связанные между собой диагонали e1-a5-d8-h4-e1.
Бортовые поля — крайние вертикальные поля шашечной доски.
Простая — обычная шашка (не дамка).
Бортовые шашки — шашки, занимающие бортовые поля шашечной доски.
Дамочные поля — поля, находящиеся в последних горизонтальных рядах шашечной доски.
Дамка — шашка, достигшая дамочных полей.
Ход — передвижение шашки с одного поля на другое.
Тихий ход или темп — простое перемещение шашки.
Ударный ход, удар или бой — ход, сопровождающийся взятием шашки или шашек противника.
Поддача — преднамеренная постановка шашки под удар.
Размен — поддача под удар одной или нескольких своих шашек и взятие такого же количества шашек противника.
Рожон — белая шашка, расположенная на поле d6 или f6, или чёрная, расположенная на поле c3 или e3, и противостоящая двум шашкам противника, если у него нет возможности её атаковать.
Цугцванг — позиция в шашечной партии, когда любой ход одного из противников ведёт к ухудшению его позиции или поражению.
Дебют — первая стадия партии, во время которой соперники стремятся наилучшим образом развить свои силы и создать предпосылки для следующих операций.
Миттельшпиль — серединная часть партии (после 7-12 ходов), в которую переходит её дебютная часть.
Эндшпиль — 1.заключительная часть партии, в которую переходит миттельшпиль, когда у соперников остаётся не более, чем по шесть шашек.2.позиция с малым числом шашек.
Жертва — умышленная поддача шашки (иногда двух и более) под удар.
Запирание — положение, при котором одна или несколько шашек одной из сторон закрыты шашками противника и не могут ходить.
Оппозиция — противостояние белых и чёрных простых шашек на одной вертикали.
Отсталая (слабая) шашка — шашки a1 и h2 у белых, и a7 и h8 у чёрных (в начальной позиции в русских шашках).
Петля — приём ловли дамки.
Проходная шашка — шашка, которой обеспечен проход в дамки.
Прорыв — стратегический приём, позволяющий прорваться в дамки.
Распутье — положение, в котором простая, достигшая преддамочного ряда, должна следующим ходом избрать поле превращения в дамку. Обычно термин употребляется в том смысле, что любое превращение не спасает от поражения.
Решето — расположение шашек, при котором между ними имеются свободные поля.
Роздых — позиция со свободным темпом. Возникает, когда соперник обязан совершить взятие, но очередь хода принадлежит другой стороне.
Самообложение — положение, в котором собственные шашки ограничивают действие своих сил, что часто оказывается причиной поражения.
Связка — положение, в котором одна из сторон сковывает силы противника.
Столбняк — противостояние дамок, при котором очередь хода приводит к поражению.
Треугольник Петрова — расположение на доске при ловле тремя дамками одной дамки противника.
Турецкий удар — правило взятия, при котором уже сбитая, но не снятая с доски до окончания взятия, шашка останавливает бьющую шашку.
Особенности проведения занятий для малышей
Первые шаги в освоении шахмат дошколятами имеют свои особенности. Начинать знакомство с игрой малышей нужно не с правил в ней действующих, а с фигурами, при помощи которых ведется сражение на полях доски.
Знакомство детей с шахматными фигурами
Знакомить маленьких детей с шахматными фигурами, их внешним видом, возможностями и особенностями использования в игре лучше всего в форме сказочного повествования, позволяющего одушевить игрушечное воинство.
Интересный сюжет увлекает детей, и они с большим энтузиазмом занимаются освоением ходов фигур, их взаимодействием на шахматной доске со своими фигурами и фигурами противника.
После того, как все фигуры будут освоены, можно приступать к настоящим шахматным баталиям.
Я играю в шахматы
Советы по обучению шахматам с нуля
Говоря о такой игре, как шахматы, обучение с нуля для детей начинается со знакомства с фигурами, шахматной доской. При этом осваивать материал нужно постепенно. Не выставлять на доску сразу все фигуры, а представлять каждую по отдельности. Про каждую можно рассказать увлекательную историю, а шахматные правила осваивать в интересной игровой форме.
Такой подход очень хорошо и подробно расписан в уже упоминаемой книге Гришина В.Г. «Малыши играют в шахматы». Это одно из лучших методических пособий на русском языке для обучения детей дошкольного возраста шахматам
Важно не перегружать ребенка сведениями. Занятия не должны превышать 20-30 минут и вестись с чередованием различных видов деятельности
Вкупе с современными компьютерными технологиями, специальным игровым программным обеспечением с оригинальными подсказками, онлайн курсами можно добиться максимальной результативности в обучении детей шахматам, начиная с 4-5 летнего и даже более раннего возраста.
Можно сделать однозначный вывод, что обучение детей игре в шахматы в дошкольном образовательном учреждении может осуществляться эффективно как на учебных занятиях, так и в рамках предметного кружка.
Рабочая программа кружка по шахматам и шашкам в ДОУ
Чаще всего занятия по игре в шашки и шахматы в ДОУ практикуются в рамках кружковой работы. Она организуется в старшей и подготовительной группе. Воспитатель заранее готовит программу кружка, где обосновывает актуальность занятий, их цели и задачи, представляет учебно-тематический план.
Таблица: пример учебно-тематического плана кружка «Шашки-шахматы» (фрагмент)
Автор | Микрюкова Г. Е., воспитатель Д/с № 20, г. Можга, Республика Удмуртия. | |||
Месяц | Темы | Количество занятий | Всегочасов | |
Теория | Практика | |||
Сентябрь |
| 111 | 1,5 | |
Октябрь | Игра «Русские шашки». | 4 | 2 | |
Ноябрь |
| 11 | 11 | 2 |
Декабрь |
| 1 | 21 | 2 |
Январь |
| 11 | 1 | 1,5 |
Февраль |
| 11 | 11 | 2 |
Март |
| 11 | 11 | 2 |
Апрель | Игра в шахматы. | 4 | 2 | |
Май | Шахматный турнир «Наш лучший шахматист». | 2 | 1 | |
Цит. по: http://h.120-bal.ru/doc/14300/index.html |
Игры в шашки и шахматы станут для дошкольников увлекательным интеллектуальным досугом. Они помогут развить ценные качества личности, которые пригодятся в жизни. Талантливый педагог поможет ребятам быстро освоить премудрости этих игр, и, возможно, в будущем кто-то из воспитанников станет настоящим чемпионом. Задача воспитателя — преподнести деятельность в максимально увлекательной форме, с помощью различных приёмов стимулировать детский интерес.
Как организовать шахматный кружок для детей в ДОУ
В дошкольном образовательном учреждении организовать шахматный кружок для детей не составляет труда. Главное найти заинтересованного педагога, одинаково хорошо владеющего шахматами и методикой обучения детей дошкольного возраста. Лучше, если занятия будет вести воспитатель детского сада, с которым малыши уже знакомы. Конечно, можно пригласить специалиста со стороны, но в этом случае некоторое время уйдет на завоевание доверия воспитанников.
Шахматная секция в ДОУ
На вопрос, нужна ли шахматная секция в дошкольном образовательном учреждении, ответ однозначный: нужна. В ходе ознакомительных занятий всегда выявляется группа детей особо заинтересованных, обладающих склонностью к шахматной игре, готовых серьезно заниматься данным видом деятельности.
На заметку! К занятиям в секции шахмат для детей можно привлечь воспитанников из одновозрастных параллельных групп. Такой подход обусловлен и тем, что одни дети быстрее осваивают правила игры, другие справляются с этой задачей медленнее.
В результате первым становится скучно повторять уже пройденное, они стремятся овладевать новыми знаниями и умениями, а воспитатель занят с отстающими. Это расхолаживает. Чтобы подобного не происходило, приходится задействовать дифференцированное обучение.
Занятия по шахматам в кружке в ДОУ
Занятия в секции в отличие от учебных занятий в группе могут проводиться дважды в неделю, и вести их может как воспитатель ДОУ, так и приглашенный для этой цели педагог дополнительного образования, имеющий соответствующую квалификацию.
Преимущества занятий шахматами для дошкольников
Преимущества занятий шахматами для детей дошкольного возраста очевидны
Они воспитывают у малышей внимание, умение мыслить логически, прогнозировать ситуацию, вырабатывают усидчивость. Все эти навыки пригодятся ребенку в дальнейшем при учебе в школе, способствуя более эффективному усвоению различных предметов
К тому же дети на всю жизнь получают возможность проводить свой досуг за интересным и полезным занятием. Некоторые же продолжат свое совершенствование в шахматах и смогут добиться значительных спортивных результатов в соревнованиях разного уровня.
Подготовительная группа. Старший дошкольный возраст. Дети 6-7 лет
Конспект НОД по познавательному развитию для подготовительной группы «Шахматное королевство»
Цель: реализация познавательной активности детей посредством интеллектуальных игр. Задачи: 1.Закреплять умение соотносить название фигуры с её внешним видом. 2.Способствовать развитию умения ориентироваться на шахматной доске по словесному обозначению её полей соответствующими…
Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в шахматное королевство. Первоначальные знания о шахматах»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 города Белева Тульской области» Конспект занятия дополнительной общеобразовательной программы «Современные дети» в направлении «Шахматы и дети» в подготовительной группе на тему «Путешествие…
Ход занятия:
В: -Ребята, как называют человека, который играет в шашки?
Д:- Ответы детей (Шашист)
В: – А каким должен быть шашист?
Д:- Ответы детей (выдержанный, воспитанный и т. д.)
В: -Что нужно для игры в шашки?
Д:- Ответы детей (Партнёр, шашечная доска, шашки, знание правил игры)
В: – Кто может играть в шашки?
Д:- Ответы детей (Любой человек)
В: – Кто может быть партнёром для игры?
Д:- Ответы детей (Любой человек)
В: -Как приветствуют партнёры друг друга в начале и в конце игры?
Д: -Ответы детей (Пожимают друг другу руки в начале и в конце игры)
В: -Ребята, шашечная доска – очень необычная и таит в себе массу таинственных загадок, я предлагаю вам сейчас присесть за столы, что бы мы вместе разгадали загадки.
(Дети садятся за столы).
В:- Я буду задавать вам вопросы, а вы постарайтесь на них ответить без ошибок, внимательно смотрите на шашечную доску.
В:- Что вы видите на доске?
Д:- Ответы детей (Белые и черные квадраты)
В:- Чем они похожи и чем они отличаются?
Д:- Ответы детей (Похожи по форме и размеру, а отличаются по цвету)
В:- Сосчитайте, сколько всего белых и чёрных клеток? Мальчики считают белые, а девочки чёрные клетки.
Д:- Ответы детей (Белых клеток 32, чёрных клеток 32)
В: – Что же можно сказать о количестве чёрных и белых клеток?
Д:- Ответы детей (Одинаковое количество, поровну, по 32, сколько белых, столько и чёрных)
В: -Я хочу вам сказать, что клетки могут быть белые и коричневые, белые и зелёные, белые и красные, но всегда называются белые и чёрные.
В:- Каждый из квадратиков или клеток называется поле.
В: -Проверьте, а вы правильно расположили свои доски?
В: -Запомните, что угловое поле справа всегда белое, а угловое поле слева всегда чёрное.
В: – А вы знаете, что шашечная доска состоит не только из полей-квадратов, а ещё из множества всевозможных дорожек, и названия у них разные.
В:- Как называются прямые линии, которые идут слева направо и справа налево?
Д:- Ответы детей (Горизонтальные линии)
В: – Сосчитайте, сколько их на доске?
Д: – Ответы детей (8 горизонтальных линий)
В: – Как же называются линии, которые идут сверху вниз и снизу вверх?
Д: – Ответы детей (Вертикальные линии)
В:- Какая линия длиннее: горизонтальная или вертикальная?
Д: – Ответы детей (Линии равные)
В:- На шашечной доске есть ещё линии, они идут наискосок – непременно одинакового цвета называются диагональные линии.
В:- Наши шашки будут двигаться только по чёрным диагональным линиям. Сравним их по длине. Для этого вам нужно посчитать количество одинаковых по цвету квадратов в каждой диагонали.
Д:- Ответы детей (Диагональные линии разные по длине)
В:- А сколько всего диагоналей на доске.
Д:- Ответы детей.
В:- Молодцы ребята вы со всеми заданиями справились
Физминутка
В: – Давайте вспомним правила игры в шашки.
Тронул – ходи.
Если шашка доходит до последней горизонтальной линии, то превращается в дамку.
Дамка может двигаться в любом направлении и на любое расстояние.
Если по пути бьющей шашки стоит несколько шашек соперника, необходимо побить их все.
Ударный ход может быть совершён как вперёд, так и назад.
Взятие шашки соперника является обязательным
Джентельменские правила.
Не следует подсказывать, отвлекать внимание соперника. Не смеяться над проигрышем другого
Не смеяться над проигрышем другого.
Шашки снимать аккуратно, без лишнего шума.
В:- Во время игры в шашки нужно вести себя как воспитанный и культурный человек.
В:- Ребята, а когда партия считается законченной?
Д: – если у соперника не осталось ни одной фишки
если у соперника есть фишки, но он не может сделать ход
если соперник сам себя признаёт побеждённым
если ничья (это окончание игры, когда никому не присуждается победа)
В: – Ребята, вы молодцы! Мы с вами прошли азбуку шашечной игры и закрепили правила игры.
В:- Молодцы ребята. А теперь скажите, что вы узнали нового на занятие?
Шахматы для начинающих в ДОУ
Польза обучения детей игре в шахматы неоспорима, поскольку развивает внимание, логику, умение прогнозировать развитие событий и принимать эффективные решения, обеспечивающие выигрыш. Начинать обучение этой интересной многогранной игре можно с самого раннего возраста
В дошкольном образовательном учреждении для этого имеются все возможности.
Шахматы – это интересно и полезно
Начало обучения в секции для малышей шахматам
Знакомить детей с азами шахматной игры можно уже в 3-4 года, в это время у них активно развиваются познавательные навыки, появляется интерес к общению со сверстниками. Овладев начальными знаниями, к 5 годам малыш уже сможет просчитывать возможные варианты развития ситуации на доске.
На заметку! Третий по счету чемпион мира по шахматам Хосе Рауль Капабланка начал свой путь к титулу в возрасте 5 лет, выиграв сначала у своего отца, а затем у его приятеля.
Таким образом, обучать детей можно уже начиная со средней группы, то есть делать это лучше в рамках занятий в дошкольном образовательном учреждении. Конечно, без тесного сотрудничества с родителями, продолжающими работу воспитателя детского сада дома, не обойтись. Но шахматы для детей, обучение им – это образовательная программа для реализации силами специально подготовленных педагогических работников.
Как привить интерес к игре
Легче и проще всего вызвать интерес к игре в шахматы можно, эксплуатируя нормальное для маленького ребенка желание подражать взрослым. Если в семье родители или хотя бы один из них увлеченно играют в шахматы, в девяти из десяти случаев малыш захочет освоить это занятие. В компании старших братьев и сестер процесс обучения пойдет еще успешнее. Здесь действует такой мощный мотиватор как личный пример близких людей.
Но что делать, если в семье нет заядлых шахматистов, а в детском саду предусмотрены занятия по обучению этой игре. Здесь многое зависит от педагога, как он построит занятия, подберет нужную информацию, сможет ее проиллюстрировать с помощью традиционных и инновационных приемов.
Как можно заинтересовать ребенка шахматами
Интерес к шахматам развивается в ходе привычной для ребенка игровой деятельности. С успехом используются элементы ролевой игры, театрализация, введение в процесс ознакомления с шахматами сказочных персонажей. Такой подход часто демонстрируется в литературе, посвященной обучению игре в шахматы дошкольников и младших школьников.
Костюмированный урок по шахматам
Появление современных компьютерных обучающих программ позволяет использовать для усвоения правил шахматной игры видео уроки, специальные планшеты, интерактивные столы и доски. Разумное сочетание всех имеющихся в распоряжении педагога средств позволяет добиться желаемого результата – привить воспитанникам интерес к игре.
Как организовать шахматный кружок для детей в ДОУ
В дошкольном образовательном учреждении организовать шахматный кружок для детей не составляет труда. Главное найти заинтересованного педагога, одинаково хорошо владеющего шахматами и методикой обучения детей дошкольного возраста. Лучше, если занятия будет вести воспитатель детского сада, с которым малыши уже знакомы. Конечно, можно пригласить специалиста со стороны, но в этом случае некоторое время уйдет на завоевание доверия воспитанников.
Шахматная секция в ДОУ
На вопрос, нужна ли шахматная секция в дошкольном образовательном учреждении, ответ однозначный: нужна. В ходе ознакомительных занятий всегда выявляется группа детей особо заинтересованных, обладающих склонностью к шахматной игре, готовых серьезно заниматься данным видом деятельности.
На заметку! К занятиям в секции шахмат для детей можно привлечь воспитанников из одновозрастных параллельных групп. Такой подход обусловлен и тем, что одни дети быстрее осваивают правила игры, другие справляются с этой задачей медленнее.
В результате первым становится скучно повторять уже пройденное, они стремятся овладевать новыми знаниями и умениями, а воспитатель занят с отстающими. Это расхолаживает. Чтобы подобного не происходило, приходится задействовать дифференцированное обучение.
Занятия по шахматам в кружке в ДОУ
Занятия в секции в отличие от учебных занятий в группе могут проводиться дважды в неделю, и вести их может как воспитатель ДОУ, так и приглашенный для этой цели педагог дополнительного образования, имеющий соответствующую квалификацию.
Преимущества занятий шахматами для дошкольников
Преимущества занятий шахматами для детей дошкольного возраста очевидны
Они воспитывают у малышей внимание, умение мыслить логически, прогнозировать ситуацию, вырабатывают усидчивость. Все эти навыки пригодятся ребенку в дальнейшем при учебе в школе, способствуя более эффективному усвоению различных предметов
Героико-патриотическое воспитание молодежи
К тому же дети на всю жизнь получают возможность проводить свой досуг за интересным и полезным занятием. Некоторые же продолжат свое совершенствование в шахматах и смогут добиться значительных спортивных результатов в соревнованиях разного уровня.
Ход занятия:
I Орг. момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами сегодня заглянем в «Шахматное королевство». Давайте задумаемся и расскажем, как вокруг, в жизни сочетается черный и белый свет. Я начну, а вы продолжите.
1. Черные буквы…
на белых страницах.
2. Черные птицы…
сидят на снегу.
3. Белые аисты…
в черном гнезде.
4. Черные кошки…
на белой трубе.
5. Черный котенок…
сметаны поел.
II Повторение пройденного материала
Ребята, а сейчас давайте с вами ответим на вопросы о шахматах.
Что такое шахматная доска?
Сколько белых клеток, и сколько черных?
На каких полях ничего не растет?
Из каких досок не строят теремок?
В каких клетках не держат зверей?
Сколько белых полей в каждой горизонтали, вертикали?
Что делают партнеры, противники за шахматной доской?
Какая фигура похожа на лошадь? На башню?
Какая фигура выше ферзь или король?
Какая фигура ниже слон или пешка?
III Пальчиковая гимнастика.
А сейчас давайте поиграем!
Раз, два, три, четыре, пять! (сжимаем – разжимаем кулаки)
Вышли пешки погулять! (пальчики шагают по столу)
Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на столе)
А куда ему спешить? (разводят руки, пожимают плечами)
Прыгнет конь! Подковы звяк! (ладони вперёд и хлопок)
Необычен каждый шаг! (указательный палец)
А ладья упряма, (раскрытые ладошки скользят по столу
Ходит только прямо! вперёд)
Все фигуры встали стеной, (выпрямленные ладони перед собой на столе)
Им начинать этот сказочный бой.
IV Изучение новой темы
Сегодня мы познакомимся с одной фигурой, не простой, а с шахматным солдатом. Какая эта фигура?
Всего на шахматной доске в начальном положении по 8 пешек. 8 белые, 8 черные. Белые пешки располагаются на второй горизонтали, черные – на предпоследней (седьмой горизонтали). Давайте их расставим. У каждой пешки есть названия. Как вы думаете какие? На одной вертикали с ладьями стоят ладейные пешки, с конями – коневые пешки, со слонами – слоновые пешки, с ферзями – ферзевые пешки, с королями – королевские пешки. Пешки ходят только вперед по вертикали. Белые пешки от второй горизонтали до последней, а черные пешки – от предпоследней горизонтали до первой. За один ход пешка передвигается только на одно соседнее поле вперед по вертикали. Только один раз в партии пешка имеет право прыгнуть через клетку – из начального положения. А вот бьет пешка не по вертикали вперед, а по диагонали на одно поле и занимает место взятой фигуры. Ребята, посмотрите какие пешки храбрые, умрут за своего короля, но не отстанут ни на шаг. Пешки, как солдаты пехотинцы. Они первые вступают в бой, прорываются до последней линии и тогда наступает счастливое перевоплощение. Пешка имеет право превратиться в любую фигуру? кроме короля. Двух королей одного цвета в одном королевстве не бывает. Ребята, пешек нужно ценить, беречь и не отдавать без нужды противнику.
А сейчас начинается парад. Первыми на параде маршируют белые пешки (на доске выставлены белые пешки)
Мы – опора
Королевского престола
Шагаем лишь вперед,
А не наоборот
По чину нам положен
Один короткий шаг
Зато назад не может
Нас передвинуть враг.
А теперь давайте покомандуем черными пехотинцами. Они тоже хотят принять участие в параде.
Мы шахматные пешки,
В бою не знаем спешки,
Шагаем лишь вперед,
Назад не знаем ход.
Наискосок, налево и направо
Мы «бить» имеем право.
А коль в конец доски придем,
Фигуру новую берем.
IV Физминутка.
А сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём. (приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим. (садятся за столы)
VI Закрепление пройденного материала.
Ребята, Шахматные фигуры приготовили для вас вопросы, хотят проверить что нового вы сегодня узнали.
1. Может ли пешка стать когда-нибудь фигурой, превратиться в неё, в каких случаях? (Да, если белая пешка достигнет 8-й, а чёрная 1-й горизонтали.)
2. Может ли пешка попасть на белое поле? На черное поле?
3. Ходит ли пешка с белого поля на черное, с черного на белое?
4. Ходит ли пешка по горизонтали?
5. Ходит ли пешка по вертикали?
6. Бьет ли пешка по вертикали, по горизонтали?
7. Бьет ли пешка по диагонали?
8. Может ли белая пешка побить белого коня?
9. Превращается ли пешка в короля?
10. Как ходит пешка? (только вперед)
11. Как бьёт пешка? (наискосок)
VII Домашнее задание.
Нарисуйте пешку.
Организация занятий по шашкам и шахматам в детском саду
Все кружки должны быть организованы в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными министерством. В соответствии с этими рекомендациями кружок должен иметь несколько программ: для дошкольников, для детей от 7-9 лет и для подростков 10-13 лет.
Важно! Дети разных возрастных групп должны обучаться отдельно друг от друга. Помещения должны соответствовать санитарным нормам и требованиям к оформлению и оснащению залов, в которых должны будут проводить занятия и соревнования
Оформление шахматного уголка в детском саду
Для того чтобы проводить обучение игре в шахматы и шашки, учебное дошкольное заведение должно отвечать определенным требованиям. Ниже представлены основные требования к обустройству шахматного уголка в детском саду, кружках и секциях, которые рекомендует министерство образования РФ.
- Кабинет должен быть оснащен специальными магнитными досками, на которых учитель показывал бы детям правила и приемы игры, разъяснял бы особенности тактики и стратегии.
- Количество комплектов шахмат и шашек должно быть не менее 1 комплекта (доска с фигурами) на пару ребятишек. В среднем в группе занимается 12-20 детей, соответственно комплектов должно быть 6-10.
- Для детей в возрасте 4-5 лет должен быть организован отдельный уголок, в котором лежал бы шахматный коврик и высокие (50-60 см) фигуры.
- Комната, в которой будет происходить обучение, должна быть просторной и светлой, столов и стульев хватать, на каждом столе специальные часы с двумя циферблатами и кнопками. На стенах должны висеть плакаты с обучающими картинками и текстами.
Шахматы в исходной позиции
- Дети разного возраста обучаются игре в шашки и шахматы в разных возрастных группах.
- Учебное заведение проводит шахматные турниры, а также имеет доступ к участию в междугородных и международных соревнований по шашкам и шахматам. Причем с таким учетом, чтобы в шахматном кружке проводился турнир в младшей группе обучающихся, в старшей и средней отдельно друг от друга.
- Наличие учебников, учебных пособий и досок для записи ходов для всех учащихся в группе.
Родителям стоит обратить внимание не только на обустройство шахматного уголка в детском саду, но и на личные качества преподавателя. Он может быть мастером спорта по шахматам, но если он не умеет общаться с детьми, вызвать интерес у тех к шахматным играм, то лучше поискать другого наставника
К тому же для обучения игре в шашки и шахматы в детском саду достаточно чтобы преподаватель просто умел хорошо играть в эти игры, знал и умел интересно рассказывать теорию.
Научить ребенка игре в шахматы можно разными способами. Сделать это могут как сами родители, воспитатели или учителя. Главное — это увлечь ребенка игрой, не дать интересу погаснуть. Умение мыслить логически и продумывать шаги наперед помогут малышу лучше ориентироваться и достигать успеха в жизни.
Игровая доска и шашки
В шашки играют на той же доске что и в шахматы, купить ее не составит труда она продается в сувенирных или спортивных магазинах. Кстати, доску и шашки можно сделать самостоятельно в домашних условиях. Доску можно расчертить на бумаге, картоне или тонкой фанере, а фигурки (шашки) вырезать с толстого картона, резины, фанеры, или использовать монетки. Просто включите фантазию 🙂
Сколько клеток и рядов на доске для шашек?
В Русские и Английские шашки играют на доске с 64 клетками (8х8 рядов), ровно как черных, так и белых клеток. С левой стороны доски напротив клеток есть цифровая разметка от 1 до 8, а снизу под клетками алфавитная разметка A, B, C, D, E, F, G, H, все эти цифры и буквы нужны для записывания ходов в шашках и шахматах.
Как расставить шашки на доске?
Перед началом игры нужно правильно разместить доску на столе. Она должна лежать так, чтобы внизу слева со стороны игрока угловое поле было тёмным. Шашки расставляются на трёх ближайших рядах с тёмными полями.
Кто первый ходит в шашках?
Первыми ходят белые фигуры. Чтобы определить кто играет какими шашками, один с игроков берет в каждую руку по одной шашке, белую и тёмную, за спиной их перемешивает и вытягивает руки с зажатыми в кулаках шашками второму игроку, который должен выбрать руку с шашкой. Какой цвет шашек попадется теми и играет.