Роль семьи в воспитании детей

Воспитание в семье, где есть ребенок с проблемами развития

Особенных детей в современном обществе стало больше. Дефекты бывают врожденными, появляются вследствие неправильно проведенных прививок. Одна из многочисленных причин недоразвития – брошенность. Дети, не знающие материнской ласки, часто отстают от сверстников в физиологическом и психологическом развитии. В семьях, где есть неполноценные дошкольники, заботы ложатся на родителей. В школах существуют специальные программы. Но всегда к таким воспитанникам требуется особый подход, их воспитание требует творческой работы многих взрослых. Самое главное при общении с такими малышами – терпение. Вера и любовь к ним способна сотворить чудо. Взрослым необходимо правильно организовать распорядок дня, отвести должное время на физические занятия, перед которыми обязательно получить консультацию невропатолога, педиатра. Тренер поможет разработать режим нагрузок.
Игры с особенными детьми дошкольного возраста должны развивать эмоциональные реакции, зрение и слух. Поэтому большинство игр и упражнений проводят с музыкальным сопровождением. Положительное влияние на центральную нервную систему оказывают массаж и закаливание.

Множество детей, у которых в раннем детстве диагностировалось отклонение в развитии, приходят в стадию зрелости полноценными людьми. Все это благодаря любви и заботе.

Примеры интересных семейных традиций

  • Туристические походы каждый год. Когда вся семья отправляется в лес или на сплав, взяв с собой палатку и спальник. Что может быть лучше сидения вечером у костра на берегу реки? Множество положительных впечатлений будет обеспечено ребенку.
  • Приготовление пищи всей семьей. Папа жарит мясо, мама готовит гарнир, а дети в это время режут овощи в салат. Потом все вместе красиво сервируют стол и садятся за ужин. После этого еда становится еще вкуснее!
  • Интересные задачки на день рождения. Имениннику утром выдается карта, с помощью которой он должен найти сокровище – свой подарок. Прелесть традиции в том, что сначала все члены семьи готовят квест вместе, а затем помогают юбиляру пройти его.

Роль семьи и семейных традиций в современном воспитании

От того, какая система взаимоотношений сложилась в семье, какие у взрослых на переднем плане ценности и интересы, зависит будущее их ребенка. Малыши очень чутко воспринимают поведение родителей, усваивают модели поведения, образец которых перед глазами. В семейном кругу проходит подготовка к жизни, семья – источник социальных идеалов и первый кирпичик в здании гражданского поведения.

Если родители не позволяют себе врать, они воспитывают честного сына. Мечтающие об аккуратной дочурке содержат свой дом в идеальной чистоте. Те, кто не хочет потерять свою связь с детьми, когда те вырастут, не должны принижать значение семейных традиций.

Хорошие традиции делают всех проживающих в одном доме сплоченной семьей, близкими, а не соседями. Ребенка поддерживает уверенность, что его поймут, поддержат, здесь он всегда защищен.

Наличие традиций формирует уверенных в себе оптимистов, дети всегда надеются на какой-то праздник впереди: поход в цирк по выходным, покупку и украшение елки 31 декабря. Пусть другу из соседнего подъезда купили самый «крутой» велосипед, мальчик всегда будет уверен, что его отец лучший, потому что они с ним запускают змея и ходят на рыбалку. Ранее мы писали о роли отца в воспитании детей.

Сбережение и создание традиций

Родителям полезно перенести в свою семью те добрые традиции, которые они помнят по своему детству: чтение сказки на сон грядущий, поцелуй перед сном. Иногда пары «подсматривают» полезные традиции, будучи в гостях, «заводят» новые случайно. Ограничений здесь не существует, главное, чтобы:

  • новые привычки и правила были приятны всем;
  • они должны выполняться регулярно;
  • для достижения должного эффекта традиция должна радовать и запоминаться;
  • надуманные ритуалы, выполняемые с пафосом, ни к чему, лучше проще;
  • новая традиция не должна стать орудием установления каких-то жестких рамок, ее нужно использовать во благо.

Формирование навыка дисциплины

Не забывайте, что даже при безусловном влиянии окружающих ответственность за то, каким вырастет малыш, только на родителях.

В процессе воспитания, привития детям тех или иных навыков родители сталкиваются с рядом проблем: непослушанием, игнорированием просьб и поручений, неожиданными проявлениями агрессии. Такие случаи заставляют взрослых теряться, не зная, что предпринять.

Выбирать метод формирования дисциплины нужно, беря во внимание характер воспитуемого, его психологического склада, модели поведения самих родителей. Каким бы путем ни идти, эффекта легче достичь, соблюдая следующие правила:

  1. Метод прививания дисциплины должен соответствовать темпераменту малыша.
  2. Воспитатель сам должен служить примером.
  3. Линия поведения должна быть последовательной, от принятых правил не отступают.
  4. Поставленные задачи должны соответствовать возрасту и интеллекту, быть четкими, правильно понятыми.
  5. Если ребенок был наказан, к его проступку не стоит возвращаться.
  6. Нужно постараться понять мотивы плохого поведения отпрыска. Необязательно его оправдывать, но понять нужно.
  7. Если родителю не удалось сдержать гнев или раздражение, у ребенка можно и нужно попросить прощения, объясниться.

Гармония – на родительском примере

Роль родителей в воспитании гармоничной личности неизмерима. Именно родители являются самыми первыми, а значит – самыми значимыми воспитателями в жизни маленького человека. При этом воспитание начинается задолго до того, как ребенок услышит от взрослых первое «нельзя» или первое «ты должен». С самого раннего возраста кроха впитывает, словно губка, все, что видит вокруг себя: запоминает матрицу родительского примера

Поэтому так важно, каким он будет, этот пример

Скажем, ребенок, выросший в неполной семье, вряд ли сможет сохранить собственную, не имея перед глазами примера семейной гармонии двух взрослых людей. А значит, не имея опыта сохранения семьи с помощью взаимной заботы, взаимопомощи, выражений нежности, умения находить компромисс, преодолевать неизбежные конфликты, слушать другого, прощать. Каждый человек испытывает потребность в этом, но не каждый может получить необходимый опыт. Даже если семья является полной, но в ней люди часто ссорятся, не могут уступать, признавать правоту другого, заботиться о комфорте детей в создавшейся атмосфере, такие дети все равно не будут иметь нужного примера построения гармоничных отношений.

Ребенок, никогда не видевший, как мама или папа катаются на велосипеде или бегают в парке, скорее всего, и сам никогда не полюбит спортивные занятия.

Если у малыша перед глазами будет деспотичный, жестокий отец, то мальчик с большой долей вероятности вырастет таким же, подсознательно переняв стиль поведения мужчины в семье. А девочка выберет себе в мужья такого же деспота, как бы ни старалась она найти себе жениха «не из таких».

Страшно, когда в семье с самого младшего дошкольного возраста малышу не прививают духовных, нравственных ценностей. Такие дети вырастают духовными «пустышками», людьми, лишенными гуманного, созидающего начала.

Семейные традиции в разных странах мира

В Англии родителям важно вырастить из своего чада настоящего англичанина. Там сыновей и дочерей держат в строгости, их обучают сдерживанию эмоций

Может создаться впечатление, что англичане любят своих детей не так сильно, как в других странах, но это не так. Они просто привыкли жить и воспитывать малышей по-другому.

В Японии вы почти не услышите, что дети плачут. У ребенка до 6 лет сказочная жизнь – все его прихоти тут же исполняются. Мама малыша все свое время и силы тратит на воспитание ребенка. Но потом волшебное время заканчивается. Как только малыш идет в школу, его ожидают суровая дисциплина и порядок. В стране восходящего солнца все привыкли жить большой семьей: не только родители и дети, но и бабушки с дедушками.

В Германии мало кто вступает в брак раньше 30 лет. Там предпочитают сначала пожить для себя, познать мир, попутешествовать, поработать в разных местах, а уже потом создавать семью. До 30 лет немцы пытаются заработать денег, чтобы в дальнейшем их семья ни в чем не нуждалась.

В Италии в слово «семья» вкладывают большое количество людей. В этой жаркой стране семья – это не только мама, папа и ребенок, но и тети, дяди, бабушки, дедушки, кузены, вообще все родственники, даже самые дальние.  Важная семейная итальянская традиция – это совместные обеды, на которых все разговаривают, делятся своими проблемами, обсуждают интересные новости.

Во Франции женщины много времени уделяют своей работе и карьере, поэтому посте истечения небольшого срока после родов, французская мама возвращается на работу, а малыш остается с няней или отправляется в детский сад.

Влияние семейных традиций на воспитание детей очень велико. Традиции – это способ воспитания ребёнка не посредством «кнута и пряника», а с помощью естественного хода жизни.

Семейные традиции

Гармоничному воспитанию детей в семье как нельзя лучше способствуют семейные традиции. Они создают неповторимую атмосферу дома: свой уклад, обычаи, распорядок, привычки членов семьи дают ребенку ощущение стабильности, упорядоченности мира. Формирование традиций должно начинаться еще в бессознательном периоде малыша, чтобы более гармонично войти в его жизнь.

К примеру, традиция читать ребенку книгу на ночь – не просто ритуал укладывания. Это способ ненавязчиво привить ему любовь к красоте родного языка, литературе, умение представлять и осмысливать прочитанное.

Традиции могут быть самыми разнообразными. Например, рисование открыток ко дню рождения, отмечание народных или календарных праздников, экскурсионные поездки на каникулах. Можно печь особенный пирог к определенному празднику, развешивать кормушки зимой, скворечники – весной, навещать бабушку в выходные, отмечать день окончания школьных занятий, обсуждать прошедший день за общим вечерним чаем, делясь с домочадцами проблемами, успехами, вместе принимать важные решения на «семейном совете»…

Через такой подход создается преемственность поколений (традиции семьи ребенок впоследствии может перенести в свою будущую семью), в ребенке укрепляется чувство причастности к своему роду, его истории.

Важность семейных традиций сложно переоценить. Они дают ребенку:

  • ощущение стабильности, порядка в мире;
  • укрепление связи между поколениями;
  • укрепление теплых отношений между родителями и взрослеющими детьми;
  • ощущение неповторимости своей семьи, с ее особым укладом и душевным комфортом.

Воспитать не значит вырастить

Чтобы жизнь чада не пошла по самому неудачному сценарию, родителям мало вырастить ребенка здоровым, красивым, обеспеченным. Главная наша задача – воспитать детей духовно, нравственно. Что это значит? Привить им духовные, культурно-нравственные, эстетические ценности. Научить их ориентироваться в таких понятиях, как:

  • долг;
  • ответственность;
  • честь;
  • гуманность;
  • благородство;
  • добро или зло;
  • хорошо или плохо;
  • умение дружить и любить;
  • вежливость;
  • воспитанность;
  • тактичность и т. д.

Объясняются все эти понятия не только и не столько в беседах, сколько практически: в обсуждении проблем, совместном анализе ситуаций и, конечно же – на личном примере окружающих старших. Их нормы поведения, их поступки, их суждения – вот фундамент, на котором строится нравственно-духовное развитие маленькой личности.

При этом важно не предоставлять ребенку готовую действующую схему, а дать возможность самому ее для себя выстроить, научиться на собственных ошибках (без этого невозможен личный опыт). То есть родители должны содействовать духовно-нравственному развитию маленького человека, направлять его, поддерживать, а не заставлять бездумно следовать призрачным для них идеалам

В каких случаях стоит обратиться к специалисту

Детям живется намного труднее, чем взрослым, им недостает ласки. Жизнь малышей проходит в постоянном оценивании: его оценивают дома и в школе за каждый шаг. Чтобы не превращать взаимоотношения с любимым чадом в вечный экзамен, нужно постараться его понять, помочь не наделать ошибок, быть более щедрыми на поощрение.

Когда дома не складываются отношения между старшими и младшими, и у подростков возникают проблемы, с которыми одни родители не справляются, если не помогают знания и навыки, необходима помощь специалиста. Поводом для этого могут послужить:

  • неконтролируемая агрессия со стороны ребенка;
  • все более ухудшающиеся отношения;
  • признаки депрессии;
  • низвержение любых авторитетов.

Чтобы постоянно «держать руку на пульсе», не стоит пропускать родительские собрания, где учитель вовремя подскажет, на что обратить внимание. В единстве с детским садом и школой проще помочь своим детям возмужать и стать ответственными взрослыми

Как создать семейную традицию?

Традиции – это почти «рукотворная» деятельность. Мы сами создаём их. Позвольте ребёнку почувствовать себя хозяином своей жизни. Пусть он придумает действие, которое будет делать вся семья. Даже если это будет обычное чаепитие каждое воскресенье, всё равно это даст ребёнку силу и веру в своё влияние на окружающий мир.

Создавая традиции, мы создаём и жизнь. Наполняем её таким содержанием, каким захотим. Если семейные обычаи будут красивы и активны, такой же будет и жизнь вашего ребёнка. Приучая его к традициям, которые наполнены смыслом, вы моделируете будущее малыша. Благодаря ним, он будет стремиться к лучшему.

Важно, чтобы традиции не превращались в тюрьму для детей. Главное, чтобы ребёнок сам хотел участвовать в семейной жизни

Иначе это создаст негатив и только оттолкнёт его от родителей. Нельзя удерживать малыша за столом просто потому, что «у нас семейный ужин»

Родители должны быть гибкими, принимать во внимание пожелание детей. Не нужно насильно внедрять обычаи

Лучше переговорить всем вместе, обсудить, что кому нравится и выбрать то, что по душе и маме, и папе, и сыну.

Основные принципы семейного воспитания

Набор родительских подходов к воспитанию чаще всего определен традиционным укладом, принятым той или иной культурой, религией. Новоиспеченные отец и мать больше склонны использовать опыт предыдущих поколений, чем научные разработки специалистов-психологов и педагогов. Но овладевать хотя бы азами педагогики современным родителям необходимо, т.к. их незнание приводит к серьезным ошибкам.

Среди общих принципов воспитания, что применяются в семье, выделим:

  • создание в доме атмосферы взаимопонимания, любви друг к другу;
  • нужно помнить, что ребенок – личность, его принимают без каких-либо условий;
  • на выбор методов воспитания влияют особенности ребенка;
  • самый эффективный способ правильного воспитания – положительный пример старших;
  • восприятие воспитательных мер лучше происходит через игровую форму, нотации недейственны.

Важно
Родители должны участвовать в воспитании равноправно, их воспитательные методы не должны противоречить друг другу. Несогласованные действия малыша запутают, а позже приведут к «игнору», тогда роль семьи в воспитании сойдет на нет.. Проблемы семейного воспитания возникают чаще всего из-за отсутствия любви, если старшие не стремятся к пониманию, не признают права маленького человека на собственное мнение

В таких семьях младшее поколение становится безынициативным, боится проявлять свои чувства, имеет заниженную самооценку. Неурядицы преследуют также неблагополучные, неполные семьи

Проблемы семейного воспитания возникают чаще всего из-за отсутствия любви, если старшие не стремятся к пониманию, не признают права маленького человека на собственное мнение. В таких семьях младшее поколение становится безынициативным, боится проявлять свои чувства, имеет заниженную самооценку. Неурядицы преследуют также неблагополучные, неполные семьи.

В любви и заботе

То, каким вырастет маленький человек, во многом зависит от условий воспитания, созданных в семье. Каждый знает, что детей нужно любить. При этом не все понимают, что истинная любовь есть истинное благо, ее порой путают с другими, извращенными формами любви, которые способны нанести серьезный вред психике маленькой личности.

  • Чрезмерное умиление. Дети, растущие в такой среде, не знают «тормозов» в виде слов «нельзя» или «нужно». У них нет чувства долга перед родителями, они не приемлют ценности и значимости труда. Такой ребенок чаще всего излишне самовлюблен, он уверен, что делает своих родителей (да, наверное, и весь мир) счастливыми уже только оттого, что он есть на свете такой замечательный. Читайте – эгоист.
  • Деспотичная любовь. Когда родители все свои «благие намерения» оправдывают словами «тебе же лучше будет», «для тебя стараемся», «потом спасибо скажешь», они рискуют никогда не услышать этого «спасибо». Такие родители всегда демонстрируют ребенку свою начальственность по отношению к нему, его подчиненную позицию. Он вынужден терпеть вечные упреки и придирки, постепенно теряя веру в самых близких людей, в гармонию мира, в добро и справедливость. Такие дети ожесточаются, устав гнаться за покорением очередной родительской планки. Представление о семейных отношениях, любви, заботе, счастье они получают извращенное. С этим «багажом» они пойдут строить и свои семьи.
  • Любовь-откуп. Не находя достаточно времени для полноценного общения с ребенком, родители считают, что могут компенсировать это материальными благами: бесконечными новыми игрушками, дорогими подарками. При этом их дети вырастают бездушными и алчными, привыкшими к тому, что родители – это денежный мешок, умеющий решать все их проблемы (которые сводятся только к материальному благополучию), что любовь и забота – это их кошелек.
  • Любовь-невмешательство. Попросту – равнодушие. Мама или папа не стараются «лезть в душу» своему чаду, считая, что у него есть свои права, свое мнение и видение жизни. Они считают себя демократичными, ничего не запрещают ребенку, но и не делают ничего, чтобы направить развитие маленькой личности в нужное русло. На самом деле такие дети уверены, что отец и мать просто равнодушны к ним. При этом может вырасти как полностью пассивная личность, «плывущая по течению», так и настоящий бунтарь, жаждущий внимания окружающих любой ценой.
  • Чрезмерная опека. Дети, за которых заботливая мама все всегда делает и решает, вырастают «безрукими» в плане социализации. Они не умеют принимать решения, отвечать за свои поступки, не имеют важных целей, элементарно не могут обслужить свои потребности, создать уют в доме.

Настоящая любовь родителей – созидающая. Она учит ребенка взаимной симпатии, заботе, поддержке, взаимопомощи. Она говорит ему, что он нужен и важен, что он должен развиваться, искать себя, радоваться жизни. Она учит маленького человека доверять близким, заботится и быть уверенным, что его всегда ожидает их рука помощи в трудный момент, знать, что к его мнению прислушаются.

Воспитание детей с признаками одаренности

Общение с детьми, имеющими раннее умственное развитие, не менее сложное занятие, чем с теми, у кого наблюдаются средние способности. Вундеркиндов сложности поджидают не только дома, но и в школе. С наступлением пубертатного периода у подростков разыгрываются настоящие драмы.

Родители вкупе с бабушками и дедушками иногда впадают в крайности, пытаясь выбраться из тупика, куда их загоняют не в меру развитые отпрыски. Поскольку развитие ребенка часто выходит за рамки общих представлений взрослых о нормальном развитии, они тревожатся. А сомнения и страхи подсознательно передаются ребенку.

Другая крайность – когда старшие по любому поводу устраивают бурные овации своему отпрыску, чем подогревают его тщеславие и завышенную самооценку. В будущем такое дитя ждут проблемы с социальной адаптацией.

Если необычные способности для старших не более, чем странность, это тоже откладывает отпечаток на детском сознании

Для ребенка с высоким уровнем развития важна родительская поддержка, внимание.  Необходимо помочь ему выстроить правильную самооценку, наладить контакт со сверстниками, которые считают его зубрилой и занудой. 

Чтобы одаренному ребенку не было скучно в обычном классе, предусмотрены специальные программы обучения, ускоренный переход из класса в класс, специализированные гимназии, где у детей есть возможность углубленного изучения отдельных предметов. Творчески реализовать одаренность дети смогут только при особом внимании родителей и воспитателей.

Как заслужить доверие ребенка?

Как уже было сказано, основой продуктивных семейных отношений между взрослыми и детьми является доверие. Если оно установлено, родители без труда смогут вовремя выявить и скорректировать начинающиеся проблемы, обеспечить ребенку чувство уверенности в себе, своих силах, подготовить его к жизни в социуме. Это значит также подготовить к всевозможным опасностям внешнего мира, таким как:

  • дорога;
  • общественные места;
  • подозрительные незнакомцы или мошенники;
  • «плохие компании», где подростка могут склонить к употреблению наркотиков, алкоголя, толкнуть на нарушение закона, даже на суицид;
  • опасные интернет-ресурсы, пропагандирующие насилие, агрессию, и т. д.

Как же завоевать безусловное расположение своего чада? Во-первых, помнить, что его нужно любить, всеми силами демонстрируя ему свои чувства. Не стоит бояться «залюбить» ребенка: его можно только «заопекать». Во-вторых, стараться не разграничивать семейное пространство по принципу начальников и подчиненных. Ребенок должен понимать, что с ним общаются как с равным.

Также стоит воспользоваться следующими советами.

Всегда проявляйте интерес ко всем переживаниям ребенка, разделяйте его радость, удивление, восторг. Если ваш малыш будет расти уверенным, что его чувства не интересны, что на него самого вам плевать, он никогда не принесет вам свои горести-проблемы

Зачем – ведь вам это безразлично!
Всегда обращайте внимание на его вкусы, желания, начинайте душевную беседу при любой его фразе «мне нравится». Разделяйте его интересы, делитесь своими детскими воспоминаниями о похожих вещах

Это не только создает доверительную атмосферу, но и объединяет еще больше.
Поощряйте его интерес к периоду, когда он был очень маленьким: показывайте фото, его первые «каляки-маляки», рассказывайте, каким он был, как говорил, что любил делать. Такие воспоминания для детей очень дороги, и ваше участие при этом бесценно.
Никогда не осмеивайте, небрежно «задвигая» чувства подростка, который пришел поделиться с вами своей бедой. Возможно, вам эта проблема кажется незначительной или даже смешной, но для него первый прыщ или насмешка девочки – истинная катастрофа. Поэтому он никогда не будет доверять людям, которые его обижают насмешками над самым личным.
Дайте ребенку право на «свою территорию». У него должны быть личные секреты. Пытаться всеми правдами-неправдами их выведать – значит окончательно подорвать свой авторитет. Нельзя заставить ребенка быть откровенным насильно! Наоборот!
Рассказывайте подростку о своих подобных проблемах в этом возрасте: что вы чувствовали, как вышли из ситуации. Это не только сделает вас еще ближе, но и даст ему ощущение, что его случай не конец света: многие это проходили, из этого есть выход.
Не бойтесь признавать свою неправоту, просить за нее прощения у ребенка. Это даст ему правильный пример поведения, покажет, что вы общаетесь с ним на равных, вам можно доверять.
Не стесняйтесь демонстрировать ребенку свои чувства к супругу, стараясь скрыть серьезные проблемы ваших отношений (решайте их вдвоем). Пример взаимной нежности, теплой привязанности, объятия, поцелуи не только создают позитивный пример родительской пары, но и делают семейные отношения более теплыми, доверительными.

Да, семья как первый институт в жизни человека – это сложно, ответственно. Но правильно построенные отношения между членами семьи способствуют становлению гармонично развитой, успешной личности. Поэтому осваивать эту «науку» нужно обязательно.

Задачи семьи

В семье ребенок получает первый опыт общения и видит пример взаимоотношений родителей, бабушек, дедушек, понимает их права и обязанности друг перед другом, учится основам нравственности и духовности, воспитывает свои жизненные принципы. Семья может как формировать положительные черты и качества человека, так и быть источником его будущих проблем в общении, самореализации, самооценке. Чтобы этого не произошло, семья должна со всей ответственностью подходить к воспитанию будущей личности.

Основные задачи семьи:

  • создавать максимально благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребенка (включая питание, лечение, одежду, все необходимое для учебы в школе и занятий в секциях и кружках);
  • обеспечивать защиту ребенка в психологическом и социально-экономическом плане: поддерживать, учить искать выход из сложных ситуаций, знакомить с опасностями внешнего мира и учить им противостоять;
  • давать опыт создания семьи, сохранения и преумножения семейных ценностей, воспитания детей, уважительного отношения к старшим;
  • прививать необходимые навыки и умения (в том числе и трудолюбие), развивать умственный и творческий потенциал, учить самообслуживанию и помощи близким людям;
  • воспитывать чувство собственного достоинства;
  • закладывать основы для успешной реализации личности;
  • готовить к жизни в социуме.

При этом особенно важно строить отношения с детьми на основе взаимопонимания, доверия и сотрудничества, всегда проявлять родительскую любовь, ласку и заботу, быть внимательными и сопереживающими

Однако это вовсе не значит, что нужно всецело посвящать себя воспитанию, отказавшись от самореализации в жизни, карьерного роста и работы как таковой

Как показывает практика, самые гармоничные отношения складываются между детьми и родителями в семьях, где родители работают, но при этом уделяют должное внимание ребенку. Такие дети учатся лучше, растут более самостоятельными

Почему?

Дети испытывают гордость за успехи родителей, начинают больше ценить время, проведенное с ними.
Они избавлены от чрезмерной опеки взрослых.
У ребенка появляется понимание того, что человек не может принадлежать кому-то одному, у него есть обязательства перед семьей, обществом, он несет ответственность за свои поступки.
На примере родителей дети, начиная с дошкольного возраста, видят, как важно иметь в жизни цели, увлечения.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий