Проблемы воспитания в семье

Какова роль семьи в воспитании и развитии детей дошкольного возраста

Одним из главных условий успешного воспитания детей является положительный пример старших членов семьи, авторитет родителей. Для того, чтобы понять, какова роль семьи в воспитании детей, психологи говорят, что положительно влияет на развитие ребенка не только то, что он наблюдает модель поведения своих родителей, но бабушек и дедушек. Малышу также будет полезно знать историю своего рода. Бабушка и дедушка всегда помогут в воспитании ребенка, посидят с ним, накормят, погуляют и поиграют.

Интересным является то, как дети в разном возрасте по-разному нуждаются во внимании папы и мамы.

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста заключается в формировании правильного мировоззрения:

  1. С рождения и до года за ребенком ухаживает мама. Поначалу новорожденный физически чувствует, что он является частью матери. К полугоду он уже осознает, что не связан с мамой физически, но все равно она продолжает оставаться для него главным человеком. Несмотря на то, что папа также принимает участие в уходе за ребенком, он воспринимает его только по собственному желанию. Позже малыш начинает осознавать, что мама и папа имеют на него равные права. Дети, которые видят равноправие родителей в семье, менее склонны к соперничеству в старшем возрасте, способны на поиски компромиссов в общении с другими людьми.
  2. В возрасте от 1-го года до 3-х лет малыш с большим удовольствием проводит время с папой, пока мама занимается своими делами. Если папа может веселиться наравне с ребенком, то его значимость в глазах ребенка еще больше возрастает.
  3. В возрасте от 3-х до 6-ти лет ребенок заметно взрослеет. Дети начинают чувствовать все происходящее вокруг очень остро, в это время нуждаются в любви и поддержке обоих родителей. При этом роль семьи в воспитании и развитии ребенка заметно возрастает, поскольку малышу требуется дополнительная эмоциональная поддержка при подготовке к школе.

Семейные разногласия

Говоря о семейных спорах в целом, нужно сказать, что конфликт — это эмоциональная агрессия, сильное столкновение и «болевой синдром отношений», а, как известно, боль в теле свидетельствует о наличии болезни. Таким образом, конфликт не может возникнуть внезапно, а является сигналом о наличии определенного типа проблемы.

Далее необходимо рассмотреть общие варианты разрешения семейных конфликтов. Радугин А. А. выделяет предпосылки рациональных условий взаимоотношений между родителями. Во-первых, это разумная организация семьи. Для благоприятного развития отношений между родителями и детьми необходимы общие цели и интересы, совместные действия и решения, наличие определенных семейных традиций, распределение трудовых обязанностей.

Следует также отметить, что дети ждут от родителей интереса к их внутреннему миру, их переживаниям и желаниям

Важно подчеркнуть, что молодые люди хотят, чтобы учитывались их возраст и индивидуальные особенности. Под возрастной спецификой понимаются анатомо-физиологические и психологические особенности, характерные для определенного возрастного периода, а под индивидуальностью — специфика основных характеристик и качеств

Возрастные особенности детей должны учитываться родителями при определении подхода к воспитанию. Родители не должны игнорировать заявление ребенка о том, что он «уже не маленький и не взрослый».

Существенным фактором является и педагогический такт, учитывающий эмоциональное состояние и жизненный опыт ребенка, анализ мотивов и целей его поступков. Ребенок не должен чувствовать, что он является объектом воспитания. Родители должны иметь возможность замаскировать прямое воспитательное воздействие. Поэтому решением проблемы является участие родителей вместе с детьми в интересных занятиях, т.е. родители должны разделять увлечения детей, вовлекаться в их деятельность. Это дает им эффективный инструмент обучения.

Дети — это отражение своих родителей. Кроме того, семьи могут устраивать различные турниры, проводить семейные чтения, ходить в походы и проводить время вместе в поездках. Таким образом, каждая семья может построить многоуровневую систему для укрепления и создания прочной связи между родителями и детьми. Говоря о воспитании полноценной личности ребенка, стоит обратиться к выдающемуся представителю педагогики XIX-XX веков. П.Ф. Лесгафта.

Ученый выделил условия, при которых любой ребенок может стать «идеальным нормальным человеком». Первое условие включает в себя атмосферу любви и взаимного уважения. Человек, который не чувствует любви со стороны своих близких, никогда не сможет уважать их и вообще делать добро другим. Однако отсутствие такой атмосферы противопоставляется чрезмерной материнской заботе, что иногда приводит к развитию в ребенке безнравственности и честолюбия. Кроме того, необходим высокоморальный воспитатель, который учит ребенка думать и следит за тем, чтобы слово подкреплялось делом. Часто эту функцию выполняет мать, но это может быть и воспитатель, который работает не более чем с 6-7 детьми. Современные психологи пришли к выводу о количестве детей, находящихся на попечении воспитателя, отметив, что он способен поддерживать эмоциональный контакт только с этим количеством детей. Третье условие — регулярный радостный, общественно полезный труд в присутствии ребенка.

Наблюдая за деятельностью родителей, ребенок пытается подражать им в игре и постепенно сам включается в трудовой процесс. Пока ребенок маленький, трудно сказать, каким он будет в будущем. Пробуя себя в разных областях, он может обнаружить свой особый талант и со временем определить свое призвание. Принцип постепенности и последовательности важен для воспитания ребенка.

Трудности в семейных отношениях

Как мы знаем, в иерархии логических уровней убеждения занимают достаточно высокое положение. Они влияют на наши способности, поведение и даже окружение (т. е. на все нижерасположенные логические уровни).

В узком смысле убеждения — это лингвистические структуры, которые обобщают какие-либо взаимоотношения между различными проявлениями жизненного опыта.

Важно понимать, что по большей части убеждения находятся вне рамок нашего сознания, не входят в его фокус. Наше осознанное может держать в фокусе внимания 7±2 объекта

Бессознательное — более 2 млн объектов.

Убеждение может быть поддерживающим и тогда в сознании вызывает позитивный образ (т. е. образ, вызывающий позитивные эмоции).

Например, убеждение «я умный и сильный, поэтому у меня получится то, что я захочу» вызовет образ умного, сильного себя, который легко решает сложные жизненные задачи и находит оптимальный выход из самых разных ситуаций.

Неподдерживающие убеждения вызывают в сознании негативно окрашенный образ, например, убеждение «я глупая, поэтому меня будут постоянно обманывать и отбирать у меня все самое лучшее» порождает образ никчемного, обманутого, обделенного человека. Представив себя в такой роли, человек естественным образом испытает негативные эмоции.

Почти во всех направлениях психологии так или иначе описываются убеждения и как они работают: кто-то называет их детскими решениями, кто-то употребляет термин СКО (система конденсированного опыта), кто-то именует их субличностями (мы склонны считать, что субличности — это особым образом организованные системы убеждений).

Спустя десять лет молодая девушка, умница и красавица, талантливый дизайнер, пришла устраиваться на работу, и ее попросили нарисовать что-нибудь — внимание! — необычное. Как вы думаете, почему талантливый, интеллектуальный, красивый человек вдруг начал проявлять совершенно бестолковое поведение?

Как вы думаете, почему талантливый, интеллектуальный, красивый человек вдруг начал проявлять совершенно бестолковое поведение?

Нередко можно услышать от людей рассказы о том, как они проходили собеседование, следующего содержания: вот все же помнил, подготовился основательно, но стоило только услышать первый вопрос — словно чистый лист, ничего не понимаю и двух слов связать не могу.

К сожалению, традиция воспитания во многих советских семьях была такова, что многим из нас выпала возможность сформировать убеждения такого рода.

Проблемы воспитания ребенка в полной семье

Минусы воспитания ребенка в полной семье также имеются, но они связаны исключительно с тем, как родители относятся к воспитанию ребенка и какое количество времени они ему уделяют. Т. е. минусы можно найти только в качестве воспитания, но никак не в количестве родителей. Проблемы полных семей не стоит преуменьшать, поскольку они могут быть не очевидны. Например, семья, в которой оба родителя заняты. В нашей стране принято, что работают как мужчины, так и женщины. И чем больше родители нацелены на материальное благополучие для себя и семьи, тем большее время они уделяют работе, при этом часто уезжают в деловые поездки, в связи, с чем отсутствуют дома большую часть времени, оставляя своего ребенка, доверяя его воспитание старшему поколению (бабушкам и дедушкам). При этом такого рода нацеленность может проистекать из искреннего родительского желания, чтобы уж их-то ребенок ни в чем не нуждался и жил лучше, чем они сами.

Из ситуации, когда родители в полной семье не могут или не хотят уделять малышу достаточное количество времени и заботы, вытекает несколько проблемных аспектов воспитания в полной семье для самого ребенка.

  1. Разные подходы к воспитанию родителей и бабушек, а значит, разные требования к ребенку — он может путаться, он может не знать, что ему на самом деле разрешено, а что же все-таки нельзя делать, а иногда и просто игнорировать запреты обоих поколений.
  2. Ребенок должен оставаться один в доме с незнакомым для него человеком, например наемной няней, пытаться с ним искать общий язык, ему может быть некомфортно, страшно, он может думать, почему же родители его вот так «бросили».
  3. Если няня не имеет должной квалификации и образования, то за ребенком может осуществляться небрежный уход, возможны в таком случае оскорбления и наказания, которые сильно травмируют его психику.
  4. Если ребенок привязался к своей няне, то он часто воспринимает ее как маму, что также усложняет ситуацию в семье. Когда же услуги няни больше не потребуются, ребенок будет очень сильно переживать отсутствие человека, к которому он так привязался.
  5. Поведение ребенка может изменяться в то время, когда родители появляются и пытаются пообщаться с ним. Чаще всего он замыкается, начинает капризничать и что-то требовать, ведь он может быть не готов, что с ним будут заниматься родители. Взрослые, видя такое поведение, выходят из себя, расстраиваются, чувствуют себя виноватыми в том, что мало времени уделяют ребенку, и даже в тот небольшой период времени, когда они рядом, успели только накричать или наказать его. Вот такой вот «воспитательный процесс» наблюдается практически во всех полных семьях, в которых и папы, и мамы работают.
  6. Родители, понимая, что они уделяют малышу мало времени, будут стараться каждую свободную минуту проводить с ним, иногда врываясь в распорядок дня ребенка ураганом и ломая его. Детям же нужно четко установленное время еды, отдыха, игр. А затем, когда свободные минуты истекают, родители опять бегут по делам, а малыш остается в слезах, так как ему не хватает такого малого времени общения с самыми любимыми людьми. Он чувствует себя брошенным и ненужным.

Последствия неправильного семейного воспитания

Если воспитательный процесс организован неправильно, то он уродует личность ребенка, становится причиной нервных срывов и трудных взаимоотношений с окружающими. Любые родители хотели бы видеть своего ребенка примерным и послушным, однако стремление к безукоризненности часто является причиной недостатка сотрудничества в семье, когда ее члены избегают эмоционального взаимодействия, не делятся проблемами, замалчивают конфликты. Они ожидают, что ребенок будет соблюдать внешние приличия и подтверждать это образцовым поведением, однако его внутренняя жизнь никого не интересует. Со временем ребенок начинает считать подобное лицемерное отношение нормой.

Родители зачастую пытаются решить с помощью детей собственные личностные проблемы. В таком случае причиной плохого поведения ребенка становятся неосознанные потребности взрослого. Таких родителей крайне трудно переубедить и заставить осознать причины происходящего.

Правильное воспитание отдает ребенку в семье роль помощника, равноправного участника, интересного человека, друга и советчика. Это помогает ему сформировать положительные качества, вырастить в себе чувство единства с близкими, осознать личную ответственность и гордость за свою семью.

Вывод

Таким образом, основная причина проблемного семейного воспитания – это непонимание между старшим и младшим поколением. Дети желают большего, чем им позволяют родители, что ведет к конфликтам.

Основа воспитания – это любовь к ребенку, на которой базируется все остальное: она помогает воздействовать на него не просто силой авторитета и назидательности, а создавать опору, которая поможет раскрыть способности и обеспечить чувство защищенности, безопасности.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Основные проблемы современной семьи

Близкие люди дают ощущение поддержки, тепла, значимости собственной жизни

Каждому человеку важно знать, что он не одинок, нужен, что он любит и любим. Хорошо, когда отношения в семье складываются на основе доверия, уважения и взаимопонимания

Однако гармония царит далеко не во всех ячейках общества. Рассмотрим основные факторы, являющиеся угрозой для брачных уз:

  • Пагубные пристрастия и зависимости. Алкоголизм и наркомания разрушают личность человека, превращают его в животное, для которого не существует нравственных ориентиров. Не менее страшна игромания. Вырваться из её цепких лап очень сложно.
  • Отсутствие общей жизненной цели. Семья – это команда, и поэтому у неё должна быть совместная задача, объединяющая всех членов. Когда семейный корабль неспешно дрейфует в пучине волн, подчиняясь ветру и течению, а не отважным мореплавателям, жизнь команды становится пресной и унылой.
  • Большой проблемой семьи в современном обществе стала подмена истинных ценностей. Потребительское отношение к жизни формирует стереотипное мышление. Так, в погоне за материальными благами семья уходит на второй или даже третий план. На первом месте может оказаться карьера, на втором – увлечения, желание получать от жизни удовольствия. В такой ситуации в первую очередь страдают дети.
  • Отсутствие любви и уважения вызывает эгоистичное поведение супругов, концентрацию на собственной личности, что влечёт взаимные обиды, непонимание, претензии, скандалы.

Тиранство

Проявления тирании в семье могут быть различными. Для того чтобы получить контроль, подчинить жертву своей воле, используют физическое, сексуальное, экономическое и эмоциональное насилие.

Чтобы оградить себя от тирании в семье, следует с особой тщательностью подходить к выбору избранника. Распознать угнетателя и мучителя можно по следующим признакам:

  • Тотальный контроль каждого шага женщины, ревность к любому, даже абсолютно незнакомому представителю противоположного пола.
  • Психологическое давление, занижение самооценки женщины. Тиран самоутверждается за счёт более слабых людей, находящихся в его зависимости. Это выражается в колких высказываниях, насмешках, оскорблениях, зачастую в присутствии других. Он не связывается с теми, кто сильнее его.
  • Абсолютная власть в семье, непринятие мнения других её членов. Смысл имеет только то, что думает и говорит он. Убедить его считаться с высказываниями других членов семьи невозможно.
  • Физическое насилие – главный признак тирании. Если мужчина однажды позволил себе поднять руку на женщину, это обязательно повторится вновь.

Деспот может прикрываться благими намерениями, говорить своей жертве о том, что на самом деле он её очень сильно любит, именно поэтому не смог сдержаться. Не стоит идти у него на поводу. Семейная тирания направлена на уничтожение личности человека. Если не выйти из этой ситуации вовремя, деструктивные изменения могут стать необратимыми.

Как вырастить здорового и счастливого ребенка

Характер формируется, начиная с раннего возраста, у дошкольников уже складывается определенный образ поведения. Все семейные проблемы, по мнению не только З. Фрейда, родом из детства. Воспитание потребует от родителей много усилий, а результаты родительского влияния не проявляются немедленно.

От чего любящие родители должны оградить своего ребенка:

  1. Применение насилия не только демонстрирует авторитет, оно заставляет бояться, создает негативную обстановку. Психика малыша травмируется, во взрослом возрасте возможны проявления агрессии, демонстрация силы без причины.
  2. Некоторые родители нарочито холодны, боясь развить в своем чаде эгоистичность и избалованность. Детские психологические проблемы требуют родительского внимания и любви. Не встречая понимания, ребенок замыкается в себе, теряет уважение к старшим.
  3. Обилие родительской любви тоже вредно. Выполнение любой прихоти ведет к рождению эгоиста. Сын или дочь не станут меньше любить отца или мать, если иногда будут слышать от них твердое «нет».
  4. Неаргументированные запреты на повышенных тонах – типичная ошибка. Любителю таскать конфеты из вазочки нужно объяснить, почему этого делать нельзя. Если не понял – еще раз терпеливо объяснить.
  5. Отсутствие запретов – другая крайность. Избалованность в будущем доставит массу проблем окружающим. Дети, которые не слышат дома слово «нет», ведут себя везде так, как считают нужным, а дома попросту манипулируют взрослыми.
  6. Унижение, оскорбления за провинности, встреча в штыки любого увлечения делает ребенка неуверенным, нерешительным. От родителей требуется выдержка и терпение, уважение к личности и ее интересам.

Особенности полной и неполной семьи: дети без полноценной семьи

Особенности полной и неполной семьи накладывают отпечаток на развитие ребенка. Для нормального гармоничного развития личности малышу нужно, чтобы его воспитание осуществлялось как матерью, так и отцом

Это важно и для мальчиков, и для девочек. Дети без полноценной семьи лишены возможности наблюдать межполовые отношения в бытовых и других аспектах

На примере того, как мама и папа строят свои взаимоотношения, как они взаимодействуют друг с другом в определенных жизненных ситуациях, у ребенка закладывается основа взаимоотношений между мужчиной и женщиной, супругами, родителями и детьми.

Дети из полных и неполных семей отличаются тем, что всю полноту родительской любви малыш воспринимает посредством той теплоты и внимания, которые дают ему мама и папа. Мама любит своего ребенка, безусловно, просто за то, что он есть, папина же любовь зачастую оценочная и требовательная. Он радуется его успехам, гордится им, его советы и требования стимулируют дальнейший личностный рост ребенка.

Для малыша материнская любовь значит то, что он в будущем будет иметь уверенность в себе, ощущать собственную значимость, собственное достоинство. Отцовская любовь ставит рамки и границы дозволенного, упорядочивает поведение ребенка. Тем не менее полная и неполная семья существуют в современных реалиях и это нужно учитывать в формировании стиля воспитания малыша.

Чувство собственного достоинства и уравновешенность личности закладываются в детские годы. Практически все установки, которые человек проносит через свою жизнь, в том числе и взаимоотношения полов, усваиваются в детстве. Для правильного развития ребенок должен видеть подобные образцы поведения, они могут быть как правильными, так и неправильными, а также наблюдать разные взаимоотношения между людьми, получить понятие о справедливости и несправедливости, испытать на себе разные типы любви.

Большое количество исследований однозначно утверждают о том, что дети, которые растут в полной семье, имеют более спокойный и уравновешенный характер, у них возникает меньше комплексов и психологических проблем.

Конечно, ни одна семья не застрахована от жизненных неурядиц и проблем, но в полной семье проблемы переживаются намного проще. Ребенок в такой семье не остается без поддержки взрослых, что положительно влияет на формирование его уверенности в себе. Наблюдая за родителями, малыш учится на их примере справляться с трудностями и проблемами, а позже перенесет такой полезный навык и в свою семейную жизнь.

Глубокие контакты с мамой и папой формируют у ребенка чувство стабильности, ощущение уверенности и надежности, родителям приносят чувство радости и удовлетворения. В полных семьях родители и ребенок связаны естественным повседневным общением.

Малыш видит семью в лице окружающих его близких людей — мамы, папы, бабушки и дедушки, а также братьев и сестер, если таковые имеются. В зависимости от состава семьи, взаимоотношений в ней, а также отношений членов семьи к окружающим людям, ребенок составляет свое видение мира (положительное или отрицательное), формирует свои взгляды, строит отношения с другими людьми. Отношения в семье могут также повлиять и на то, как ребенок в дальнейшем будет строить свою карьеру, какой путь он выберет.

Воспитание проблемных детей

Существуют семьи, где ребенок постоянно создает проблемы, причем нередко бывает, что в семье из родителей и нескольких детей проблемным является только один ребенок. Это так называемые семьи с «козлом отпущения». В них один из детей «добровольно» становится источником бед, приносит себя в жертву.

На самом деле в таком положении он оказывается бессознательно. Скорее всего, этот ребенок более других подходил на эту роль, может быть, он был самым шумным, неспособным или когда-то попал в неприятную историю.

Но факт остается фактом: его «выдвинули» на почетную должность «козла отпущения». Теперь во всем, что в данной семье происходит, все винят его.

Или это настолько проблемный человек, что его проблемы приходится решать всей семьей, тут уже не до ссор. Напряжение и недовольство, которые накапливаются у членов семьи, можно запросто «сбросить» на одного человека, причем совершенно безнаказанно.

Даже братья или сестры позволяют себе это, ведь родители негласно одобряют подобное поведение. В такой ситуации многие справедливые требования и высказывания «избранного» ребенка все воспринимают как капризы, признаки непослушания и отвергают.

Задачи семьи

Создание семьи — это сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материальная и экономическая обеспеченность, социальное положение, образ жизни, количество членов семьи, место жительства, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и проявляется в каждом случае по-разному.

Задачами семьи являются:

  • -Создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
  • -Быть социально-экономической и психологической защитой ребенка;
  • -Передача опыта создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
  • Обучать детей полезным практическим навыкам, направленным на самообеспечение и содержание иждивенцев;
  • -Развивать чувство личного достоинства и ценность своего «я».

Семейное воспитание имеет свои принципы. Наиболее распространенными являются:

  • Гуманность и милосердие по отношению к растущему человеку;
  • Вовлечение детей в качестве равноправных членов семьи;
  • Открытость и доверительность в отношениях с детьми;
  • Оптимизм в семейных отношениях;
  • Последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
  • Помощь ребенку в меру своих возможностей, готовность ответить на его вопросы.

Кроме этих принципов, существует ряд частных, но не менее важных для семейного воспитания: запрет на телесные наказания, запрет на чтение чужих писем и дневников; не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного послушания, не быть снисходительным и т.д. Однако все принципы сводятся к одной идее: дети счастливы в семье не потому, что им хорошо, с ними легко, а детям хорошо и им легко, потому что они счастливы.

Семья — это изначальная, первичная ячейка общества, и от того, какая обстановка и отношения, которые будут в этой семье, зависит дальнейшая жизнь ребенка. В разных семьях, конечно, разные проблемы. Самое главное — видеть проблемы в своей семье и грамотно их решать, «пресекать в зародыше». Ведь если упустить из виду небольшую проблему, можно не заметить, как она перерастет в значительную и опасную для общества.

Подросток — это, как следует из самого слова, «растущий человек». Это уже не ребенок, но еще и не взрослый. Как говорит герой фильма «Розыгрыш» о себе и своих 16-летних друзьях: «Мы уже не на верхней ступени детства, а на нижней ступени взрослости» — это очень меткая характеристика подросткового возраста. Да, они уже не дети: физически, а также психологически и физиологически подростки все ближе и ближе подходят к миру взрослых, который до недавнего времени был для них загадочным и совершенно закрытым. Но проблема в том, что их жизненный опыт еще настолько мал, что никто не хочет понять, что они тоже уже самостоятельные взрослые. И чтобы получить желанный опыт взрослой жизни, многие, по их словам, идут на многое. Проблема в том, что под «взрослым опытом» они часто подразумевают курение, выпивку, наркотики и беспорядочный секс. Но мало кто из взрослых согласится с тем, что именно это отличает их от детей. В чем причина этого противоречия? Как всегда, дело в том, что взрослые уже забыли, кем они были в ранней юности, а подростки не знают, кем они станут через несколько лет. Подростковый возраст — это зыбкая грань между детством и взрослой жизнью, которая почти полностью окутана туманом — то, что было, уже в прошлом, а то, что будет, неизвестно и пугает. Конечно, выход есть. И это очень просто. Чем больше вы знаете о том, что с вами происходит, тем больше вы защищены от непонимания происходящего и ошибок.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий