Причины воровства родительских денег среди подростков
К специалисту большинство родителей обращается уже в этом случае. Ведь сделать что-то самостоятельно у них не получается. Подростковое воровство в 70% случаев является следствием более ранних причин рассмотренных выше. Но, если до этого не замечалось подобного поведения, возможно, оно сформировалось под действием таких факторов.
Желание купить что-то запрещенное или попадание в «плохую компанию»
Понимая, что никакой нормальный родитель не одобрит покупку спиртного или сигарет, подросток вынужден тайком взять на них денег, чтобы не опозорится в глазах сверстников. Это еще одно следствие недостаточно развитой волевой сферы ребенка, который не может отказать друзьям.
Возможно, что в семье произошли какие-то болезненные перемены (развод, смерть одного из членов семьи) и подросток находит, как ему кажется, утешение в не слишком хорошей компании. Пользуясь его эмоциональной подавленностью в этот период, дети начинают шантажировать подростка тем, что в случае невыполнения их требований отвернутся от него.
Желание выделится на фоне других
Если ранее вопрос самоутверждения не стоял остро, то в подростковом возрасте завоевание авторитета любимы способами может стать первичной целью для подростка.
Это толкает на ранее непозволительные поступки.
Еще, воровство может служить неким вызовом самому себе: «да, я это смог!». Это добавляет подростку ложное чувство значимости и самостоятельности.
Ребенок 10 лет ворует деньги, что делать. Что делать, если ваш ребенок ворует: советы социального работника
Обнаружить, что ребенок ворует, — тяжелое испытание для любого родителя. Часто взрослые не понимают, как правильно вести себя в такой ситуации: ругать юного правонарушителя, наказывать или вести к психологу. Разобраться поможет специалист по социальной работе семейного центра «Измайлово» Дарья Капитонова.
«Зачастую причины детского воровства лежат значительно глубже того, что приходит на ум родителям. Но это не нехватка конфет или игрушек, а одиночество и тревога ребенка », — отмечает специалист.
Типичные причины детского воровства:
попытка привлечь к себе внимание родителей или других значимых взрослых;
способ выразить агрессию;
желание повысить самооценку.
Правила, которые помогут родителям разобраться в ситуации:
— Никогда не ругайте ребенка при посторонних людях, тем более если они потерпевшие . Спокойно поговорите со своим чадом отдельно. Объясните, почему его поступок вас расстраивает, какие последствия он за собой несет.
— Не стремитесь искусственно вызвать у ребенка чувство вины за совершенный поступок, не допускайте оскорблений и повышения голоса. Разговаривайте, объясняйте простым языком недопустимость воровства в вашей семье и в обществе. Постарайтесь поставить ребенка на место его жертвы и дать почувствовать, насколько обидно, когда забирают твои вещи. Только искреннее раскаяние поможет справиться с желанием украсть.
— Поговорите с ребенком о его отношениях со сверстниками. Косвенной причиной детского воровства может быть желание добиться признания и уважения у друзей и одноклассников. В этом случае на ворованные деньги ребенок покупает сладости, игрушки, оплачивает групповые походы в кино и кафе, надеясь купить любовь ровесников и быть принятым в группу.
— Не угрожайте ребенку потерей вашей любви. Осуждайте поступок, но не личность ребенка. Вера в безусловную любовь родителя — это то, что поможет исправить много совершенных ошибок. Не забудьте сказать провинившемуся ребенку: я тебя люблю, но твой поступок мне неприятен.
— Е сли вы чувствуете, что не в силах справиться с ситуацией, — не оставляйте все как есть в надежде, что время все исправит. Отведите ребенка к специалисту — детскому или семейному психологу . Для этого вы можете обратиться в столичный семейный центр . Там можно получить помощь психологов и педагогов, правовую и экономическую поддержку, услуги по организации досуга, медиации, развивающие занятия для детей. Здесь работают клубы, программы и проекты для подростков и так далее.
Подробную информацию о деятельности семейных центров, адреса и телефоны можно найти на портале www.мойсемейныйцентр.москва .
Воровство детей из бедных и богатых семей, есть ли разница
Финансовое положение семьи редко влияет на склонность к воровству. Статистика показывает, что в состоятельных семьях подростки чаще попадаются на воровстве у родственников. Связано это в первую очередь с недостатком внимания и вседозволенностью.
Наличие достатка в финансах снижает чувство ответственности, и после содеянного поступка подростки не ощущают угрызения совести. Они искренне считают, что средства в доме есть, а родители их искусственно ограничивают. Поэтому, взяв немного, они не наносят ущерба семье.
Если ребенок из бедной семьи, это не означает что он может быть вором
Также еще одной причиной кражи выступает доказательство наличия средств сверстникам.
В бедных семьях детишки не имеют карманных средств, редко видят деньги. Но кражи тоже происходят. Здесь причиной, чаще всего, выступает желание быть «как большинство», чтобы одноклассники видели наличие карманных денег.
Если говорить про кражи в магазинах или у посторонних, то тут тоже мотивы чаще всего разные. Подростки из бедных семей воруют то, что не могут купить физически, от недостатка денег. Ребенок из обеспеченной семьи идет на кражу ради адреналина, «хайпа», поддавшись на слабо.
Как отучить ребёнка красть, способы
Своровать может как малыш, так и подросток, который идет осознанно на такие действия. Чтобы отучить от воровства, необходимо комплексно подойти к решению проблемы. Когда ребенок ворует деньги и врет, советы психолога позволят избежать подобных ситуаций:
- Не стоит напоминать об этом. После того как малыш был замечен в подобных действиях следует поговорить и прийти к определенному решению. Не нужно ежедневно напоминать о сложившейся ситуации, тем самым угнетать детей.
- Не следует угрожать. Одна из частых ошибок, которую совершают родители — это угроза полицией или детдомом. Дети имеют несформированную психику, поэтому любые угрозы провоцируют на повтор действий. Кроме того, угроза озвученная несколько раз, но ни разу не ставшая реальностью, становится совсем не страшной.
- Если причина кражи плохая компания, необходимо постепенно сменить круг общения. Заинтересовать новыми увлечениями или кружками здесь поможет.
- Давать небольшую сумму средств в качестве карманных денег. Это даст понять ребенку, что при необходимости средства можно попросить у родителей.
Воспитательная работа всегда начинается с разговора. Часто, особенно в подростковом возрасте, дети хорошо идут на контакт и при регулярном внимании со стороны родителей, стараются им угодить.
Также важно следить за разговорами в семье, не нужно акцентировать внимание на то, что кто-то достиг желаемого воруя или совершая неблаговидные поступки. Желательно исключить из сферы интересов подростка книги и/или фильмы, в которых пропагандируется криминальный образ жизни
Ответственность может быть неприятной
Профилактика детского воровства, что можно сделать
Психология детей в подростковом возрасте еще не совсем сформирована, поэтому возникают частые перепады настроения и попытки стать независимыми от родителей. У мальчиков и девочек период взросления может проходить по-разному.
Для этого рекомендовано соблюдать такие советы:
- Научить малыша копить деньги. Начинать это необходимо с раннего возраста. Таким образом у ребенка всегда будут свои финансовые средства на необходимые растраты.
- Доверять детям. Если ребенка родители регулярно контролируют и не дают свободы, часто следствием выступает плохое поведение.
- Показать подросткам ценность денег. В идеале, для этого нужно устроить парня или девушку на подработку, хотя бы на один летний месяц. Молодые люди, которые сами заработали хотя бы пару тысяч, уже гораздо лучше понимают, с каким трудом достаются деньги родителям.
- Регулярно проводить беседы. Простые разговоры, например, перед сном, позволяют родителя не только выявить проблемы детей, но и располагать к себе. В таких случаях малыш всегда при появлении проблем будет идти к родителям.
Прививание определенных семейных правил, один из основных этапов в воспитании детей. Чтобы не столкнуться со сложностями, необходимо прислушиваться к детям и не игнорировать первые тревожные признаки.
Если самостоятельно родители не могут решить проблему, необходимо обратиться к специалисту
Воровство ли это?
О значении денег в нашей жизни дети узнают рано, ведь в магазине они видят, как мама или папа расплачиваются за покупки. Они понимают, что в обмен на бумажки и монетки можно получить вкусняшку или игрушку. Желание ребенка иметь свои деньги, чтобы совершить этот обмен самостоятельно, вполне понятно, особенно, когда он хочет какую-то вещь, а родители отказывают со словами: «Сейчас денег нет». Чем старше ребенок, тем сильнее он хочет иметь свой кошелек.
В каком возрасте можно говорить о воровстве? Прежде всего, воровство – это сознательный поступок, состоящий из мотива, плана и действия. Для дошкольника – это слишком сложно, каким бы хулиганистым и смышленым он ни был. Если ребенок в возрасте 4-6 лет и залез в родительский кошелек, то только из-за неправильной модели поведения. Он не осознает до конца, что поступает плохо, но это не значит, что Вы должны успокоить себя: «само пройдет». Такое поведение необходимо сразу же искоренять.
Младшие школьники прекрасно понимают, что воровать деньги нехорошо, поэтому с провинившимся ребенком следует провести беседу, выяснить причины его поступка, узнать только ли у родителей он брал деньги или у других взрослых тоже. Дети в этом возрасте очень чувствительны, поэтому от того, насколько вы правильно отреагируете, зависит дальнейшее поведение ребенка.
Если деньги ворует подросток, то к этому следует отнестись как можно серьезнее. Он знает, что может попросить денег у вас или заработать самому, и если решился их украсть, значит ситуация выходит из-под вашего контроля. Нужно принимать решительные меры.
Почему дети начинают воровать?
По советам психолога – если ребенок ворует деньги у родителей, следует тщательно разобраться в причинах. Вполне вероятно, что его действия не носят криминальный характер. Он просто не понимает, что это плохой поступок. Его поведение не кажется ему недопустимым.
Основные причины воровства у подростков и детей:
Отсутствие воли, самоконтроля, импульсивность. Поведенческие нормы формируются примерно к семилетнему возрасту. Индивид начинает осознавать, что некоторые желания выполнить нельзя. Например, забрать чужую игрушку. Не все дети «дозревают» к 7 годам, некоторые остаются эмоционально «глухими». Такие личности зациклены на своих «хочу». И на требование родителей попросить прощения за проступок – недоумевают. Но это естественно для тех, чей мозг не сформировал структуру, отвечающую за самоконтроль.
Ребенок чувствует себя неполноценным. В таких случаях вина ложится на родителей. В этих семьях они обычно заняты карьерой, делами, возможно – воспитанием младших детей
Чувствуя свою ненужность, обделенный вниманием ребенок пытается акцентировать внимание на себя, отомстить за отсутствие любви экстравагантным способом – совершает кражу. Или не складываются отношения в детском коллективе – его не замечают, не хотят с ним дружить, смеются над ним
Тогда он находит выход – украсть денег и попытаться задобрить одноклассников, купив вкусности или игрушки. Еще один вариант – когда дети находятся в тревожном состоянии, они неосознанно находят способ снять напряжение. Тогда кража – вариант эмоциональной разрядки.
Не сформировано представление о «своем» и «чужом». Человек не видит разницы между вещами, находящимися дома (их можно брать, пользоваться) и деньгами, лежащими в кошельке. Или хочет доставить маме радость – приносит из гостей чужую помаду. Нравственные понятия не «созрели».
Клептомания
Это непреодолимое желание красть, неважно что, главное – взять, забрать себе. Настоящая клептомания встречается нечасто, при ней поражена органическая часть мозга
Человек ворует потому, что срабатывает условный рефлекс. Это полноценная болезнь, требующая вмешательства психиатра.
Результат принуждения. Случается, что у школьника могут требовать деньги, угрожая расправой – вот почему ребенок ворует и врет. Возможен вариант развивающейся наркомании. Или для подростков остается актуальным проведение ритуала присоединения к компании, требующий внесения денег.
Причины воровства у детей младшего школьного возраста и у подростков могут крыться в нездоровой обстановке в семье:
- взрослые воспитывают свое чадо, не согласовав действия – один разрешает, другой запрещает;
- воспитательные меры применяются непоследовательно – за один поступок то наказывают, то хвалят;
- родители не прививают моральных норм, царствует вседозволенность;
- воспитательные меры зависят от настроения мамы или папы.
В чем причина воровства ребенка?
Если вы впервые заметили воровство ребенка, не стоит сразу опускать руки, расстраиваться и думать, кем же ваш он теперь вырастет. Многие из родителей, чьи дети что-то, не дай боже, украли, сразу же представляют себе их последующую жизнь в мире криминала. Спешу заверить Вас, из детей-воришек вырастали и вырастают вполне порядочные люди. Так что, прежде чем бить во все колокола, следует разобраться, в чем на самом деле причина, что заставило Вашего ребенка украсть. Специалисты выделяют несколько причин детского воровства:
Большое желание обладать вещью, которая понравилась
Например, в магазине Вы отказали ребенку в покупке новой машинки или куклы, так как на этой неделе, допустим, купили уже две. Отчаянно желая обладать этой вещью, он ворует деньги или саму эту вещь.
Неуверенность в себе и желание подтвердить собственный статус
Эта причина скорее относиться к подросткам. У друзей есть модная вещь, а у меня – нет. Значит я хуже, чем они. Вот получу вещь и стану лучше. Родители не покупают, значит надо украсть. Здесь, конечно, причина в неуверенности в себе – собственный успех связан с обладанием материальными ценностями. Так что решать нужно в первую очередь вопрос: почему ты хуже других, если у тебя нет этой вещи?
Психологическая неудовлетворенность
Много случаев, когда результатом невнимания со стороны хотя бы одного родителя становится воровство
Внимание родителей обычно привлекают громкими поступками, и это как раз тот самый случай
И для ребенка не важно – хороший поступок или плохой
Задача: получить внимание.
Недостаток воспитания и силы воли
Тот случай, когда для ребенка не совсем понятно – почему нельзя брать чужое. Чаще всего это происходит от того, что ему часто отказывают в покупке вещей и редко объясняют, почему
Не рассказывают, откуда появляются деньги, товары, сколько они стоят, какая ценность у каждой вещи. Отдельным случаем является ситуация, когда семье нужны деньги. Здесь работают совсем другие механизмы. Если вы столкнулись с воровством, стоит искать причину. Понять, что хочет получить ребёнок с помощью кражи. А вместе с этим – провести беседу, объяснить, что есть различные способы заработать. Рассказать, о плачевных последствиях воровства для других людей – например, что продавцов штрафуют за то, что у них из магазина пропал товар.
Проще говоря – «глобальных» причины две:
- Неуверенность в себе
- Отсутствие понимания ценности денег и того, что воровство – плохо.
Неэффективные меры
Достаточно повысить голос или лишить ребенка прогулки, чтобы сломать доверие. Все действия родителей по разрешению ситуации, профилактике повторения психологи назвали бы «проработкой проблемы».
Ошибки проработки
В этом списке оказались родительские ошибки, которые при любом проблемном поведении неэффективны:
- выбивание признания методом допроса;
- угрозы;
- ярлыки «Ты – вор!», «Ты меня опозорил»;
- сравнение с «хорошими» детьми;
- постоянные напоминания о произошедшем;
- публичное обсуждение проблемы с посторонними людьми. Если стало известно о преступлении, сохраните его в секрете: репутация, отношение других людей к ребенку для вас важнее, чем наказание;
- риторика в стиле «Как же ты мог так поступить?..»;
- строгие ограничения в прогулках, общении, играх, карманных деньгах.
Огрехи воспитания
Если кражи стали реакцией на семейные проблемы, психологический дискомфорт, ищите брешь в системе воспитания:
- Правила должны действовать всегда. Нельзя порицать какое-то поведение сегодня, а завтра закрывать глаза на него.
- Двойные стандарты – разные требования к членам семьи. Что-либо разрешено отцу, но сын на это права не имеет. Часто это касается употребления матерных слов или курения. Отучить ребенка материться или курить в этом случае будет в разы сложнее. Ребенок вынужден постоянно проверять правила: если сегодня я маленький и мне нельзя этого делать, а завтра я стану старше и будет можно. Если папа каждый день ворует колбасу со склада и признается героем семьи, почему ребенку нельзя украсть пару тысяч рублей из квартиры одноклассника?
- Попустительство. Вседозволенность не способствует формированию у детей альтруизма. А когда желания и потребности исполняются «по волшебству», без приложения усилий – это создает иллюзию могущества и власти у ребенка.
- Полярная попустительству модель поведения – тоталитарный режим. Контроль на каждом шагу лишает ребенка самостоятельности мышления, способности выражать собственное мнение. Такие дети приобретают хитрость, начинают лгать, чтобы урвать хоть немного свободы. Взять чужое – значит проявить собственную волю, собственное желание. Кража становится способом компенсации ограничений.
Как объяснить ребенку, что воровать нельзя
Нравственность – не врожденное качество. Она создается на протяжении всей жизни. Личный пример родителей и обсуждение с ребенком происходящего формирует нравственный иммунитет.
Объясняя свою позицию относительно воровства, не стоит превращать ваш разговор в лекцию или нотацию
Важно понимать, что только усвоенные нормы, а не навязанные становятся частью картины мира и формируют отношение к той или иной части реальности. Т.е
собственная позиция ребенка относительно какого-то явления будет гораздо действенней ваших 100500 лекций.
Чтобы разговор не был усугублен чувством вины и ребенок не ушел в защитную позицию, предлагаю начать разговор отвлеченно на реальном примере из вашей жизни. Только обязательно ситуацию, где после преступления последовало наказание.
– У меня однажды украли телефон. Это было в школе. Как думаешь, что со мной потом было?
– Ты расстроилась?
– Это еще мягко сказано! Там у меня были контакты, которые я долгое время записывала. А еще он мне нравился, и я к нему привыкла. Было очень обидно, жалко мой телефончик. Я обратилась к учителю.
– И что было дальше? Вора поймали?
– Да, оказалось, это был мальчик из параллельного класса. Он зашел в класс и стащил его с парты, пока мы были в столовой.
– А что потом?
– Оказалось, что дежурный видел, как кто-то чужой заходил в класс. Так и выяснилось, кто вор. Он вернул мне телефон и извинялся при всем классе. Как думаешь, каково ему было?
Думаю, очень стыдно.
Причины детского воровства в младшем школьном возрасте
В этом возрасте у детей должно быть сформировано понятие: хорошо-плохо. И ценность денег им уже известна. В начале школьной жизни у большинства ребят появляются первые деньги, на свои самостоятельные карманные расходы. Но, именно в этот период, семьи чаще всего сталкиваются с детским воровством. И недоумевают: «как же так?», «никто в семье его такому не учил» и т. д.
Не стоит сразу же приписывать такое поведение к «аморальному» и придумывать суровые наказания. В первую очередь следует доверительно поговорить с ребенком и выяснить, какие же трудности толкнули его к этому поведению. Вот лишь несколько наиболее распространенных причин.
Отсутствие своих денег
В начале школьной жизни дети активнее начинают погружаться в социальную среду, их развитие проходит под влиянием окружающих. Особенное место в этом процессе занимают сверстники. Если малыш видит, что у других детей есть деньги на буфет и другие мелкие расходы, а у него нет – он чувствует себя ущербным и неполноценным. Эти чувства могут толкнуть его к нехорошему поступку, даже если он уже осознает неправильность своего поведения.
Кража как реакция на травму
Такое поведение возникает в результате неблагополучной атмосферы сложившейся в семье. Возможно, что при таком раскладе дети начинают воровать еще в дошкольном возрасте, но родные гневно реагируют на подобное поведение, не понимая его истинных причин. Если систематически ребенка наказывали, а общая атмосфера в семье не менялась – ребенок начинает воровать уже намеренно. Чтобы отомстить за ранее причиненные обиды.
Самоутверждение
Погружаясь в школьную жизнь, дети осознают – популярными становятся те ребята, у которых есть эксклюзивные игрушки и дорогие гаджеты. Ошибочно полагая, что это единственный путь к одобрению и принятию окружающими, дети начинают воровать деньги родителей, чтобы потратить их на угощения для сверстников или покупку игрушки, которую будут просить другие. Они тем самым «покупают» любовь окружающих.
Пробелы в воспитании
Выше уже говорилось, что в возрасте 5-8 лет дети должны осознавать отличия плохого от хорошего. Но иногда этого не происходит. Ведь любые качества характера формируются в процессе воспитания родителями, влияния других значимых окружающих, самостоятельных решений ребенка, а не появляются сами по себе в каком-то определенном возрасте.
Если в нравственном воспитании малыша произошел серьезный пробел, он не осознает, что совершает что-то плохое и думает, что деньги принадлежать ему точно так же, как и родителям. В этом случае он не испытывает раскаяния, чувства вины и не осознает состояние родителей, так как не способен к эмпатии.
Возможно, у него недостаточное развитие волевой сферы и тогда желание «хочу», преобладает над здравым «могу это позволить». Такое поведение складывается вследствие того, что в более раннем детстве, родители покупали своему чаду абсолютно все, и он не слышал слова «нет». Теперь, когда желания стали серьезнее, они уже не могут так потакать его требованиям.
Отсутствие доверия к родным
Иногда ребенку нужны деньги на то, что, по его мнению, родители посчитают напрасной тратой. Например, на подарок симпатичной однокласснице или на помощь приюту для животных. Терзаемый сомнениями, он принимает сложное решение – потратить средства родителей на очень-очень значимые для него вещи. Здесь один хороший поступок совершается вслед за плохим поступком. В такой ситуации ругать ребенка точно не следует, ведь он замкнется еще больше и только удостоверится в правильности своих первоначальных выводов.
Буллинг
Распространенной причиной воровства может стать давления на ребенка со стороны сверстников или старших ребят. Путем запугивания или битья, они вынуждают беззащитного малыша совершать кражу денег у родителей. Таким образом, он естественно хочет «откупится» и не терпеть больше систематических издевательств.
Нельзя решить проблему, не выяснив ее причины
Дети дошкольного возраста могут брать чужие вещи по следующим причинам:
- они еще не полностью осознают деления на свое/чужое, детское/взрослое;присутствует желание похвастаться своей «взрослостью» среди сверстников;малыш хочет наказать родителей, которые недостаточно уделяют внимания ему, он чувствует, что обделен общением или же хочет выразить протест;если в семье много ведется разговоров о деньгах, то шкала ценностей детей смещается, поэтому они могут проявить стремление к некой силе, которой, как они думают, наделят их деньги.
Подросток ворует деньги у родителей по таким возможным причинам:
Проблема детского воровства
Детство – это время становления личности будущего человека, этот период очень ответственен и опасен одновременно. Если родители упустят важные моменты, последствия отразятся на всей жизни ребенка. Наибольшие перемены во время взросления выпадают на подростковый период, однако, корни изменений появляются значительно раньше. Намного проще пресечь первые изменения, а не ждать, когда преступные деяния станут нормой и обретут постоянство.
Возможно, кажется, что некогда послушный малыш в одночасье превратился в дерзкого и грубого подростка. Но это далеко не так, просто можно пропустить все опасные сигналы, пустить ситуацию на самотек.
Человек не может существовать без общения и взаимодействия с людьми. Однако, общественная среда очень агрессивна, с первых шагов ребенок начинает отстаивать свои права за «место под солнцем». Самоутверждение, для некоторых детей, становится приоритетной идеей. В ход могут идти совсем неприглядные методы – употребление алкоголя, наркотиков, грубое поведение, грабеж. Статистика приводит данные о том, что девиантное поведение наблюдается у каждого шестого ребенка. По анонимным опросам около 6% учащихся средних школ сознались в воровстве, реальные цифры, наверно, еще больше.
Проблема детского воровства – очень трудная, но решаемая
Важно не впадать в крайности, с одной стороны полностью ее игнорировать, с другой — реагировать паникой, агрессией, непониманием. Залог эффективной борьбы – поиск причин воровства
Воровство у детей младшего возраста
Дети в возрасте 3-х лет уже достаточно хорошо понимают значение слов «мое» и «чужое», поэтому если ваш кроха взял чужую вещь или деньги, не думайте, что он не осознает, что они ему не принадлежат. Он все прекрасно понимает. С другой стороны, дети младшего возраста пока еще не способны оценить свой поступок, то есть они не осознают, что поступили в данном случае нехорошо. Они просто берут, что им хочется. Дети младшего возраста не могут представить себя на месте того, у кого они что-то позаимствовали. Они действуют согласно правилу: «Я захотел и взял».
Что делать родителям дошкольника?
Не ругайте его. Ни в коем случае нельзя называть малыша вором, а совершенный поступок воровством. Необходимо с ребенком спокойно побеседовать. Если он взял игрушку у другого малыша, объясните ему, что тому ребенку очень плохо без этой игрушки, он не может заснуть. Что же нам сделать, чтобы ее вернуть назад? Придумайте, каким образом вы это сможете сделать.
Если кроха взял без спроса у вас деньги, не ругайте его. Выведайте у него, почему он так поступил и куда хотел их потратить? Скажите, что можете купить что-то вместе. Если окажется, что малыш собирался приобрести что-то не для себя – это хороший признак. Объясните ему, что лучший подарок – это подарок, который сделан своими руками. Пусть он поймет, что радость далеко не всегда можно доставить с помощью денег. Внушайте ему это, пока он еще маленький – в будущем малыш не станет повторять таких ошибок.
По возможности уделяйте ребенку как можно больше времени. Пусть он ощущает вашу любовь и заботу. Не нужно «подкупать» малыша, ни в чем ему не отказывать и покупать все, что он только пожелает. Такое проявление не доказывает вашу любовь и дети это прекрасно ощущают
Стараясь заменить заботу и внимание дорогими подарками, вы тем самым подталкиваете ребенка совершать неправильные поступки в будущем.
Бывают ситуации, когда кроха упорно врет, что он взял что-то чужое (рекомендуем прочитать: что делать, если ребенок врет: советы психолога). Сначала убедитесь, что это действительно совершил он
Если этот факт подтвердится, то ваша главная проблема в данном случае -не воровство, а ложь. Попробуйте объяснить малышу, что лгать нехорошо
Важно, чтобы он увидел ваше огорчение, но ругать его не стоит. Дети хорошо чувствуют, в каком настроении пребывает их мама
Важно не упустить момент и вовремя начать приучать детей быть честными, тогда проблема воровства в будущем вас не коснется.
Если ребенок что-то взял – это еще не воровство
– В моей практике был такой случай. Пришла на консультацию мама с ребенком. Девочка еще ходит в садик, в среднюю группу. Из садика она принесла куклу, и маму охватила паника, что ее ребенок украл игрушку. По факту потом выяснилось, что дети в саду просто обменялись своими куклами. Но даже если бы девочка взяла игрушку из детского сада домой, воровством это никак назвать нельзя. Дети в таком возрасте еще только учатся понимать, что хорошо, а что плохо. В этом возрасте предметы, которые видит ребенок, принадлежат ему. Эгоцентризм мышления. Родители говорят: «как тебе не стыдно, украл игрушку». А ребенку не стыдно, поскольку его внутренний моральный компас еще не работает. До 4-5 лет малыш не понимает, потому что в силу развития эмоционально-волевой сферы он и не умеет чувствовать так называемую совесть.
Поэтому обвинять детей в воровстве до примерно десятилетнего возраста не совсем правильно. Здесь нужно говорить с ребенком, мягко объяснять ему правила и нормы. Выяснять причину, для чего ребенок взял деньги. Как правило, за такими действиями стоят безобидные мотивы. Например, ребенок хотел купить сладенькое для себя любимого.
Как предотвратить воровство денег подростком у родителей?
В качестве профилактики детского воровства можно предпринять следующие меры:
- Чаще разговаривать с детьми по душам, они должны знать, что всегда могут рассчитывать на поддержку старших.
- Направить активность ребенка в позитивное русло. Пусть у него будет много занятий и интересов – спорт, рисование и проч.
- Прививать детям чувство ответственности. Они должны с раннего возраста понимать, что каждое действие имеет последствия.
- Определить круг обязанностей. Народная мудрость гласит, что безделье – мать всех пороков, и это так. Поручайте ребенку посильные дела по дому, по мере взросления расширяя круг обязанностей.
- Выделять детям карманные деньги. Сумму можно определить по своему усмотрению, исходя из потребностей ребенка.
- Не оставлять деньги на видном месте. Не нужно создавать дополнительный соблазн, разбрасывая купюры в доступных для ребенка местах.
Некоторые родители практикуют «плату за оценки», воспитывая, таким образом, деловые качества – ребенок понимает, что, если он делает что-то хорошо, ему хорошо за это платят. Но у медали есть и обратная сторона – может случиться так, что школьник будет учиться не ради знаний, а исключительно ради вознаграждения. Но этот вопрос лучше оставить на усмотрение каждого родителя.