Развитие ребенка-грудничка в 4-месячном возрасте

Основные принципы аквагимнастики

  • Комфортная температура воды на первых занятиях — 37 – 37,5 градусов, с понижением ее до конца первого месяца плавания на 3 градуса, а третьего — еще на 2. Для тех, кто посмелее: пожалуйста, помните, что температура не должна опускаться ниже 28 градусов — в этом случае речь идет уже о закаливании.
  • Температура воздуха в ванной — 20 – 22 градуса, дверь открыта.    Занятия проводятся через 40 – 60 минут после кормления и за 30 минут до него.
  • Продолжительность занятий — 5 – 20 минут.
  • Вода должна быть без добавок (марганцовка, эфирные масла, отвары из трав, соль), поскольку ванны с этими добавками являются лечебными и рассчитаны на лежащего младенца, а аквагимнастика — это комплекс активных упражнений с достаточно интенсивной нагрузкой на мускулатуру, дыхательную, сердечно-сосудистую системы.
  • Во время занятий в воде уши малыша могут погружаться в воду, после упражнений не забываем просушивать их.
  • Время проведения занятий в воде с малышами младше 4 месяцев в дополнение к общему массажу составляет около 5 минут, для деток постарше — до 10 минут.
  • В качестве самостоятельного вида занятий аквагимнастика проводится в течение 15 – 20 минут.
  • Противопоказаниями являются: открытая пупочная рана, заболевания кожи, плохое самочувствие и настроение ребенка, острые респираторные вирусные и другие инфекции в активной фазе (обострения), острый период энцефалопатии, быстрое нарастание внутричерепной гипертензии, судороги, глубокая недоношенность детей (быстрая охлаждаемость) и общие противопоказания, относящиеся к назначению гимнастики и массажа.

Развитие малыша к 4 месяцам

В 4 месяца главным для ребенка становится координация движений глаз и рук. Хватательный рефлекс постепенно ослабевает, движения рук становятся осознанными, приобретают смысл, особенно когда нужно до чего-нибудь дотянуться, хватательный рефлекс постепенно угасает. Именно собственные ручки (а иногда уже и ножки) становятся самыми любимыми игрушками для малыша.

Может появиться активное слюноотделение — так начинают прорезываться зубки. Не удивляйтесь, если произойдет это только через пару месяцев и больше.

Физическое развитие в 4 месяца:

  • Самостоятельно или при помощи взрослого, придерживающего его за одну руку, переворачивается со спины на живот (а иногда и с живота на спину);
  • Тянется за предметами, ощупывает их;
  • Облизывает пальцы, сосет кулачок, с этой же целью пытается дотянуть до рта ножки;
  • Ритмично дрыгает ножками и переносит на них вес;
  • Исчезает гипертонус ног.

Психоэмоциональное развитие в 4 месяца:

  • В общении отдает предпочтение маме, узнает ее, радуется при ее появлении, может капризничать, когда она ненадолго отходит;
  • «Воркует» с родителями, когда у него хорошее настроение;
  • Активно улыбается, смеется, визжит от восторга;
  • Реагирует на звук своего имени;
  • Долго может заниматься висящими над кроваткой игрушками;
  • Появляется лепет и первые слоги — «ма», «ба», «па».

Физические умения и навыки: что должен уметь делать 4 месячный малыш

С каждым месяцем мышцы ребёнка укрепляются, поэтому он постоянно учится чему-то новому. Несмотря на то что все дети развиваются в индивидуальном темпе, есть общие критерии, по которым врачи определяют, не отстаёт ли кроха от сверстников:

  • лёжа на животе самостоятельно удерживает голову, опирается на ладошки и приподнимает верхнюю часть туловища;
  • может переворачиваться со спины на живот и со спины набок (в пределах нормы этот навык может появиться ближе к 5 месяцам);
  • лёжа на спине пробует поднять голову и тело (это первые попытки крохи сесть);
  • манипулирует руками (может осознанно хватать интересующий предмет и удерживать его);
  • высоко поднимает ноги в положении лёжа на спине (например, для того чтобы поиграть с ними).

Что может быть поводом для обращения к врачу?

Если малыш не приподнимается на руках из положения лёжа, не пробует хватать предметы, не держит голову, не переворачивается набок, стоит обратиться за консультацией к неврологу.

Таблица: проявление некоторых врождённых рефлексов в четыре месяца

Название рефлексаПроявление у малыша в четыре месяца
Рефлекс РобинсонаБезусловный хватательный рефлекс, на основе которого у ребёнка формируются навыки осознанного хватания игрушек и других предметов. Чем лучше он развит, тем быстрее будет происходить тренировка мелкой моторики малыша.
Рефлекс МороНеобходимо положить младенца на поверхность и резко хлопнуть по ней. Кроха инстинктивно раскидывает ручки в стороны и раскрывает ладошки, а потом опять собирает их в районе груди. Этот рефлекс может наблюдаться в 4 месяца, а полностью угасает к 5–6 месяцам. У некоторых четырёхмесячных малышей рефлекса Моро уже может не быть, это также вариант нормы.
Рефлекс ползания по БрауэруМалыш лежит на животе, а родители подставляют ладонь под ступни, создавая опору. Ребёнок пытается ползти, отталкиваясь ножками. Именно в этом возрасте рефлекс угасает. Но если взрослые выполняют такие упражнения каждый день, к 5–6 месяцам ребёнок может научиться ползать.
Рефлекс ТалантаЕсли провести указательным пальцем по спине ребёнка на расстоянии 1 см от позвоночника сверху вниз, малыш изгибает спину. Этого рефлекса у здорового крохи уже не должно быть в 4 месяца.
Рефлекс ПересаЕсли провести по позвоночнику пальцем сверху вниз, младенец изгибает спину и начинает кричать (делать такую манипуляцию может только врач). Этого рефлекса также уже не должно наблюдаться.

В 4 месяца мышцы спины ещё недостаточно крепкие для того, чтобы удерживать тело в сидячем положении. Поэтому специально присаживать ребёнка не нужно. А тем более не стоит обкладывать его подушками для придания сидячего положения.

Что нужно для здорового сна

Во сне человек проводит треть своей жизни, поэтому надо уделить внимание подушке, на которой приходится спать. Самые полезные для сна – ортопедические подушки

Они повторяют естественные изгибы головы и шеи. Кроме этого, материалы, из которых они сшиты, гипоаллергенны и совершенно безвредные. Но из – за того, что подушки дорогие, позволить себе их купить может не каждый.

В идеале подушка должна быть не слишком мягкой и не слишком твердой, чтобы не напрягать шею. Ее оптимальная высота для большинства людей составляет 10 – 14 см, а ширина должна соответствовать ширине плеч. Наполнитель и чехол должны быть из дышащих материалов.

Важнейшим условием для хорошего сна является хороший климат в спальне. Человек спит, а мозг функционирует, подготавливая организм к очередному дню. Оптимальная температура в спальне должна быть 20 – 22 градуса. Свежий воздух улучшает работу мозга и сердечно – сосудистой системы.

Залогом здоровья и хорошего сна является правильное питание.

Чтобы крепко спать по ночам надо:

Ужинать за 3 – 4 часа до сна, не есть жирную и острую пищу, т.к. такая еда может вызвать изжогу и отеки лица.

Позднему ужину стоит предпочесть легкий перекус мало калорийными продуктами, например, обезжиренные кефир, молоко, йогурт.

Проблемы со сном возникают и у людей, которые придерживаются строгой диеты. Если в течение дня принято менее 1200 калорий, организму недостает многих питательных веществ. К примеру, недостаток в организме железа вызывает в ногах неприятные ощущения. А недостаточное количество фолиевой кислоты может привести к бессоннице. Содержится она в морепродуктах, цитрусовых, бобовых, зеленых овощах.

Не стоит во второй половине дня злоупотреблять напитками, содержащими кофеин (кофе, чай, какао, энергетики). Эффект от них продолжается до 12 часов. В результате повышается артериальное давление, нарушается ритм сердца, что приводит к тревожному, прерывистому сну. Чтобы сон был крепче, можно пить отвары из успокаивающих трав.

Алкогольные напитки вызывают сонливость, но в качестве снотворного их употреблять нельзя. Организм перерабатывает алкоголь, в результате нарушаются циклы сна, и человек просыпается от любых посторонних звуков.

Как справляться: советы родителям от психологов

Родителям важно понимать, что критический период – это нормально, и он не продлится долго. Однако пускать ситуацию на самотек нельзя

Школьник может самостоятельно не адаптироваться в новой ситуации, а негативным опыт травмирует психику, станет причиной неврозов, сделает его неуверенным и лишит друзей.

Чтобы помочь ребенку преодолеть детский кризис 7 лет, родителям следует придерживаться базовых рекомендаций от психолога:

  • разговаривать дружелюбно, без давления, упреков;
  • критиковать не личность, а действия;
  • аргументировать отказы и замечания;
  • учить обсуждать проблемы, разбирать причины и следствия ситуации;
  • разбирать эмоциональные составляющие ситуаций;
  • оговаривать прошедший день, интересоваться действиями учителя, одноклассников, а также узнавать мнение ребенка о произошедшем;
  • составить четкое расписание, в котором будет время на выполнение домашних заданий, помощь родителям по дому, хобби, а также обязательно на отдых и любимые детские игры;
  • поддерживать связь с учителем, реагировать на любые сложности и проблемы в школьной жизни.

Рекомендации по преодолению кризиса также включают ряд действий, от которых родителям лучше отказаться. Не следует:

  • повышать голос;
  • наказывать физически;
  • сравнивать с другими;
  • критиковать в присутствии других;
  • относится к ребенку как к собственности;
  • критиковать действия учителя;
  • нарушать правила, которые необходимо четко соблюдать;
  • переживать из-за незначительных замечаний учителя или плохих отметок;
  • игнорировать взросление и продолжать относиться к ребенку как к крохе.

Если состояние дочки или сына вызывает чрезмерное беспокойство, а поведение становится неконтролируемым, родители могут самостоятельно не справиться с кризисом. В таком случае можно обратиться к психологу. Специалист подскажет родителям, что делать, поможет ребенку адаптироваться и облегчит переход в школьную жизнь.

На первом году жизни

На каждом этапе малыш планомерно осваивает все новые навыки. Особенно это заметно в первый год жизни, когда прогресс очевиден даже с интервалом в несколько недель.

  1. 1 месяц. Малыш ненадолго фиксирует взгляд на ярком предмете, может проследить за ним, если тот медленно движется. При резких звуках вздрагивает. Может какое-то время удерживать головку, лежа на животике. В этом возрасте кроха начинает улыбаться.
  2. 2 месяца. Ребенок более уверенно следит за движущимся перед глазами предметом. Поворачивает головку в сторону звука. Несколько минут может удерживать голову в вертикальном положении. Обращение взрослого встречает улыбкой.
  3. 3 месяца. Фокусирует взгляд на предмете, находясь в любом положении. Сосредоточенно прислушивается к разным звукам. Лежа на животике, опирается на предплечья и полусогнутые ножки. Тянется к игрушке.
  4. 4 месяца. Угасает большинство рефлексов новорожденного, проходит гипертонус рук. Малыш реагирует на появление мамы, может перевернуться на животик. Умеет громко смеяться, поворачивает голову в сторону звука. Изучает свои ручки, может захватить ими игрушку и ощупать ее. При кормлении поддерживает грудь или бутылочку ручками.
  5. 5 месяцев. Кроха отличает родных и чужих людей, понимает, строго или ласково с ним говорят. Может стоять при поддержке, брать игрушку из рук взрослых, тянет ее в ротик. Долго и активно гулит.
  6. 6 месяцев. Малыш может перевернуться с животика на спину, подползти к игрушке. Сидит при поддержке, начинает лепетать, может кушать с ложечки. Игрушку перекладывает в руках.
  7. 7 месяцев. Ребенок уже увереннее сидит и ползает. Показывает предмет в ответ на вопрос «где?», может стучать игрушками друг о друга, пить из чашки из рук взрослого. Долго лепечет с разными интонациями.
  8. 8 месяцев. Карапуз может сидеть и садиться самостоятельно, вставать, держась за опору, и ходить у нее. Подолгу возится с игрушками, активно произносит простые слоги. По просьбе может помахать ручкой, сделать «ладушки». Узнает родных по фото.
  9. 9 месяцев. Малыш может ходить, если его держать за обе руки, повторяет услышанные слоги, выполняет простые просьбы: покажи, дай. Отзывается на свое имя, использует жесты в общении.
  10. 10 месяцев. Ребенок может влезть на стул или диван, слезть обратно. Складывает матрешку, игрушку-вкладыш. Знает и показывает разные части тела на себе и других людях. Произносит первые простые слова (мама, баба, папа).
  11. 11 месяцев. Кроха может стоять без опоры, пробует сделать несколько «свободных» шагов. Понимает простые обобщения предметов (машины, куклы, мячики). Реагирует на слово «нельзя».
  12. 12 месяцев. Малыш произносит около 8–10 слов, понимает около 100. Самостоятельно ходит. Может пользоваться расческой, выполнять простые просьбы (принеси, подними). Может взять чашку и пить из нее, подбирать предметы по форме (например, в сортерах).

Таблица показателей средних величин физического развития

Поскольку к четырём месяцам ребёнок ещё не обладает какими-то неординарными навыками, наиболее простой способ оценить нормы развития — посмотреть на физические показатели.

Двигательная активность 4-месячного ребёнка пока небольшая, благодаря чему малыш неплохо прибавляет в весе и росте. Получается, что рост и вес — одни из самых надёжных показателей того, насколько правильно и в соответствии с нормами развивается ребёнок.

Малыш в среднем поправляется на 750 г и подрастает на 2,5 см. Когда малютка начнёт двигаться активнее, его вес будет расти не столь стремительно, хотя кушать он начнёт больше.

Параметры грудной клетки на 4–5 месяце остаются одинаковыми, но к концу пятого месяца обхват груди ребёнка будет больше, чем обхват его головки.

Подробные параметры указаны в таблице.

ПоказательСредние значенияМальчики в 4–5 месяцевДевочки в 4–5 месяцев
Вес6400–7000 г5600–8700 г5000–8200 г
Рост62,1–63,9 см59,7–68,0 см57,8–66,4 см
Окружность головы40,6–41,6 см39,2–44,0 см38,1–43,1 см
Окружность грудной клетки41,0–41,6 см38,6–44,6 см38,9–43,0 см

Если какой-то параметр изменился в обратную сторону, желательно обратить на это внимание педиатра. Возможно, он посоветует, как это исправить, или сможет диагностировать заболевание на ранних стадиях

Что умеет ребенок в год?

Дети в год демонстрируют значительный прогресс в развитии — уверенно сидят, ползают, самостоятельно стоят. Однако сейчас все силы малыш тратит на освоение ходьбы. Именно в это время родители чаще всего наблюдают за первыми шажками своего малыша! Кто-то из детей делает их еще очень робко вдоль опоры, кто-то — держась за маму, а кто-то уверенно бежит навстречу приключениям. Совет: врачи не рекомендуют «стимулировать» ходьбу, держа за ручки ребенка, пока он не решил это сделать сам. Такие действия нарушают заложенный природой алгоритм начала ходьбы, и это чревато нарушениями осанки в будущем. Кстати, на заметку: «окно» достижений для шести главных навыков моторного развития ВОЗ допускает освоение самостоятельной ходьбы ребенком до 1 года 4 месяцев.

Также важной вехой развития ребенка 1 года является указательный жест — малыш показывает пальчиком на желаемый предмет

Таким образом, он обращает как свое, так и постороннее внимание на определенный объект. Это важный показатель психического развития; ряд авторов называют его предиктором появления первых слов

В норме указательный жест может сформироваться до 1 года 6 месяцев.

Как развивается малыш в 6 месяцев

Что бы такого съесть? Да, именно в полгодика малыш начинает проявлять пищевой интерес. Это новый этап в его развитии, а вовсе не свидетельство нехватки молока у мамы или недоедания ребенка. С 6 месяцев можно вводить первый прикорм.

Физическое развитие:

  • Садится из положения на четвереньках;
  • Переворачивается с живота на спину и со спины на живот;
  • Встает на четвереньки и раскачивается взад-вперед, готовится к полноценному ползанию (некоторые дети уже довольно хорошо ползают);
  • Долго следит за перемещением игрушки;
  • Может прорезаться первый зуб.

Психоэмоциональное развитие:

  • Занимается с одним предметом — перекладывает из руки в руку, тянет в рот, отодвигает, рассматривает;
  • Повторяет за взрослым слоги и звуки, подражая его голосовым интонациям;
  • Пытается подражать движениям взрослого — похлопывает, стучит, сжимает, трясет игрушкой;
  • Появляются согласные «з», «с», «в», «ф».

Сводная таблица навыков и умений

Сфера развитияЧто происходит?
Двигательная активность“Комплекс оживления” возникает легко и часто: при контакте с малышом он широко улыбается, двигает ручками и ножками. Из положения лежа на животе опирается на ручки, приподнимая верхнюю часть туловища. Легко переворачивается на бок. Может делать попытки ползать по кроватке. Хорошо удерживает головку в вертикальной плоскости, вертит ей в разные стороны. При поддержке под мышки опирается ступнями о твердую поверхность (ножки при этом согнуты в тазобедренных суставах).
Движения ручекРазвивается тактильная чувствительность: низко висящие над кроваткой игрушки трогает, хватает, тянет в рот обеими ручками. Погремушки хорошо удерживает, трясет их. С 4х месяцев развиваются целенаправленные действия с предметами: учится перемещать игрушки, двигать ими, извлекать звуки.
НавыкиВ процессе кормления придерживает мамину грудь или бутылочку. При виде груди тянется к ней, пытается захватывать.
ЗрениеПонимает, какое изображение объемное, а какое плоское. Хорошо следит за игрушкой в течение 3х минут. Узнает себя в зеркале. Узнает и радуется близким, на незнакомых смотрит спокойно и настороженно.
СлухС замиранием прислушивается к голосу, звукам, поворачивает головку в их сторону. Отличает голос близкого человека от незнакомца.
ЭмоцииСмеется в голос. Начинает реагировать на щекотку. Интересуется всем, происходящим вокруг. До 20 минут может играть сам с собой, трогая и двигая игрушки. Затем требует к себе внимания.
РечьГулит, повторяя гласные на распев. Появляются первые слоги.
ИнтеллектУчится выполнять целенаправленные действия. Начинает понимать причинно-следственные связи: если нажать на выключатель, то свет погаснет.

Возрастные нормы и стандарты лишь ориентир

Помните, что в развитии ребенка свою роль играет такое множество факторов, что строго оценивать его созревание в первый год жизни не возьмется самый придирчивый специалист.

Срок появления тех или иных навыков может быть растянут во времени от 2 до 6 – 7 месяцев. Например, особо активные дети могут пытаться вставать на ноги уже в 5 месяцев, те же, кто в силу своего темперамента никуда не торопятся, могут начать проявлять интерес к подобной активности лишь в возрасте одного года. Если вам кажется, что некоторые умения появляются у вашего малыша с задержкой, не бойтесь поговорить с вашим педиатром: у врачей общей практики богатый опыт и знания обо всех вариантах нормы.

Вы можете быть уверены, что, если с первых дней своей жизни ребенок полноценно питался и спал, бывал на свежем воздухе, получал достаточное количество физических и эмоциональных стимулов, был окружен любовью и заботой взрослых, вовремя проходил осмотры у педиатра и профильных специалистов — к своему первому дню рождения он вырос в прекрасного, здорового и счастливого малыша!

Список использованной литературы:

  1. Казьмин А.М., Казьмина Л.В. Дневник развития ребенка от рождения до трех лет. — Москва: Издательство «Когито-Центр», 2008.
  2. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1997.
  3. Мухина В.С. Детская психология. — Москва: Издательство «Просвещение», 1985.
  4. Уайт Б. Первые три года жизни. — Москва: «Педагогика», 1982.

Зрение

Малыш успел запомнить лица значимых для него людей из ближайшего окружения. В 4 месяца он запросто может их узнать. Очень любит смотреть на разноцветные или яркие предметы. Начинает различать больше цветов, например, жёлтый, красный, синий. Интересно, что как раз к четвёртому месяцу жизни у малыша проявляется истинный цвет глаз.

Хорошо различает предметы, которые находятся на расстоянии 20–30 см. Малыш сосредотачивается на предметах и даже может прослеживать их взглядом. Хорошо работает глазомер, так что ребёнок может определять, далеко или близко от него предмет.

В это время можно начинать знакомить кроху с окружающим миром при помощи картинок из серии «Мир на ладошке».

Как приучить ребенка спать в своей кроватке?

Существуют различные методики, помогающие ребенку заснуть самому, без помощи родителей. Их нередко применяют в качестве немедикаментозного лечения инсомнии (нарушения сна) у детей раннего возраста — от 1 до 3 лет4.  Ниже описаны примеры таких методик. Выбор подходящей для вашего малыша нужно обсудить вместе со специалистом по детскому сну.

Один из способов преодоления расстройств сна — это поведенческая терапия. С ее помощью изменяют неправильные ассоциации и установки сна у ребенка4,7. В поведенческой терапии используют метод оставления. При нем родители сразу оставляют ребенка в кроватке и уходят из детской. При этом они не возвращаются, услышав его крики или зов, давая ему возможность заснуть самостоятельно4. Но психологи не рекомендуют применять такой подход, если малышу еще нет 6 месяцев, и он на грудном вскармливании4, так как это может негативно сказываться на состоянии малыша.

Кроме того, метод оставления подходит далеко не всем родителям. Желающим быть рядом или успокоить плачущего младенца4 специалисты рекомендуют другие методики — «проверка и выдержка» или «постепенное погашение»4,7.

«Проверка и выдержка»

При подготовке ко сну родитель какое-то время проводит с ребенком, затем укладывает его в кроватку и уходит из комнаты либо ложится в свою постель, если она в детской. При этом в течение 15-20 минут к младенцу не подходят и не реагируют на его плач или крик. Этот период называют «выдержкой»7

Когда положенные 20 минут истекут, родитель подходит к ребенку, поправляет его постель и снова возвращается к себе. Это часть называется проверкой7.

Очень важно не вынимать его из кроватки и не кормить его, когда он просыпается. Исключение составляют дети, которым требуются ночные кормления по возрасту или медицинским показаниям

Во всех остальных случаях родитель просто подходит к кроватке на короткое время, выполняя проверку, а затем снова уходит на 15-20 минутную «выдержку»7.

Постепенно — в течение нескольких ночей — интервал «выдержки» увеличивают до 30 минут7.

«Постепенное погашение»

Эта методика призвана «погасить» протесты и манипуляции ребенка7. Есть 2 варианта «постепенного погашения» — в присутствии родителя и без него4. 

Классический вариант заключается в том, чтобы оставить младенца в спальне одного на определенное время, постепенно приучая его засыпать самостоятельно. В отличие от метода «проверка и выдержка», ребенка можно успокаивать. Но возвращаться к его кроватке нужно не по первому зову, а через определенное время. После того, как ребенок успокоится, нужно снова уйти, увеличивая интервалы, когда он пытается заснуть без вас7. Этот вариант подходит для младенцев старше 6 месяцев4. 

До полугодовалого возраста используют метод «постепенного погашения» в присутствии родителя. Он выполняется поэтапно4:

  • Родитель укладывает малыша в кровать, а сам садится возле нее. Если кровать большая, можно прилечь рядом с ребенком.
  • В последующие ночи мама или папа все еще остаются рядом с младенцем, но постепенно сокращают количество прикосновений, меньше общаются с ним, показывая ему, что они заняты каким-либо делом, например, читают или убирают в комнате.
  • Укладывая ребенка спать, родитель не ложится с ним рядом, а садится на стул неподалеку от кроватки, примерно в 5 метрах от нее, продолжая сидеть, пока младенец не заснет.
  • На следующем этапе расстояние между кроваткой и стулом увеличивают, постепенно отодвигая его.
  • Чуть позже можно ненадолго выходить из детской комнаты, но обязательно возвращаться до того, как ребенок заплачет.

Если ребенок проснется, повторите те же действия, которые вы выполняете на данном этапе методики. Этапы можно растягивать на несколько дней, чтобы малыш успевал привыкнуть к каждому4.

Физическое развитие ребенка в 2 месяца

Среди особенностей физического развития ребенка в 2 месяца можно выделить:

  1. Смена волос. Мягкий пушок сменяется более жесткими «луковичными» волосами.
  2. Побледнение «монгольских пятен». Характерные для новорожденных пятна (располагаются на затылке или лбу) бледнеют.
  3. Увеличение чувствительности. Младенец сильнее реагирует на боль, неприятные ощущения, резкие изменения температуры или неудобную одежду.
  4. Улучшение слюноотделения. В 8 недель у малыша полностью нормализуется работа слюнных желез. Сильного слюнотечения пока нет, но сосать ребенку намного проще, он меньше глотает воздух при кормлении благодаря более плотному контакту ротика и соска женской груди или соски.
  5. Изменение пищеварительной системы. Вырабатывается больше желудочного сока и ферментов, меняется консистенция и цвет стула.
  6. Уменьшается мышечный тонус. Сначала ручки становятся расслабленнее, через некоторое время и ножки становятся более расслабленными. Теперь, если положить ребенка на живот и подставить ладонь, он не станет рефлекторно упираться в нее, имитируя ползание, как делал в 1 месяц жизни.
  7. Формируется сердечно-сосудистая система. Перекрывается часть сердечных клапанов, которые были необходимы ребенку в утробе. Повышается уровень гемоглобина в крови.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий