Почему ребенок в 3 месяца не переворачивается на живот

Оптимальный возраст для начала самостоятельного переворачивания

Прежде чем говорить об отклонениях, при которых ребенок не переворачивается на спину, следует понимать в каком возрасте он должен это делать. Неопытные родители могут допустить ошибку, стараясь подтолкнуть младенца выполнить непосильные его возрасту движения. Мышечный аппарат новорожденного очень слабый, требующий некоторого времени для самостоятельных усилий. Мышцы формируются и крепнут на протяжении первых 6 месяцев жизни. Оптимальный возраст для начала занятий по укреплению мышечного скелета – 3 месяца. Выполняется комплекс упражнений, приводящих мышечную массу в тонус. Положительный эффект от занятий определяется тогда, когда малыш начинает реагировать на новые игрушки, поворачивает голову на голос, начинает крутиться в поисках интересных событий вокруг него.

Как правило, ребенок сначала учиться менять положение тела со спины на живот. Оптимальным возрастом для переворачивания считается 5 месяцев. В это время грудничок без труда должен ложиться на бок, а затем на спину. После этого дитя старается усвоить движения в обратную сторону. Этот период приходится к концу пятого начала шестого месяца. Если ребенок не переворачивается с живота на спину в 6 месяцев – это не беда. Необходимо продолжать делать физические упражнения и массажи. К пяти – шести месячному возрасту малыши становятся очень активными и учатся ползать.

Массаж и гимнастика

Общеукрепляющий массаж любая родительница или бабушка в состоянии освоить и проводить самостоятельно в домашних условиях. Именно в привычной обстановке, при прикосновении родных и уже знакомых рук ребенок будет чувствовать себя максимально спокойно и расслабленно. Толка от массажа, который орущему от стресса ребенку делает профессиональный массажист (то есть совершенно посторонний человек для малыша), будет немного.

Домашний массаж укрепит контакт между мамой и ребенком, сделает процедуру интересной игрой, а также сэкономит немалое количество денег из семейного бюджета, ведь массаж — удовольствие дорогое. Занятия следует проводить только тогда, когда малыш здоров, он хорошо отдохнул, не голоден. Рекомендуется сочетать их с принятием воздушных ванн — это будет двойная польза.

Тренироваться можно и два раза в день, и один, все зависит от настроения всех участников процесса. Если ребенок не в духе, не нужно проводить гимнастику или делать массаж любой ценой. Полезными упражнения будут только в том случае, если малышу интересен сам процесс затеянной мамой игры.

Перечислим несколько эффективных приемов, которые рекомендуется применять не ранее 3-месячного возраста для того, чтобы освоить перевороты с живота на спину.

  • «Круги и дуги». Это упражнение должно способствовать укреплению пресса. Со слабым прессом переворот на спину будет затруднительным. Ребенок должен лежать на спине. Мама круговыми движениями легко поглаживает и массирует живот ребенка по часовой стрелке — вокруг пупка, расширяя окружность, и обратно. Затем большими пальцами рук следует проводить дуги от пупка к ребрам и от пупка к паховой зоне.
  • «Крепкая спинка». Этот прием проводят, положив ребенка на живот. Сначала легко массируют и поглаживают спину вдоль позвоночника, а потом совершают поперечные постукивания кончиками пальцев по линии ребер к позвоночному столбу.
  • «Гусеница». Этот прием проводят для укрепления боковых и косых мышц. При повороте с живота на спину малыш опирается на ручку, перенося на нее вес тела, во многом благодаря работе боковых мышц происходит сам переворот на спину. Нужно расположить ребенка на животе и «вытянуть» его, подняв руки вверх. Легкими движениями массируются и поглаживаются боковые мышцы от подмышечных впадин до коленей или стоп.

Массаж дома делайте только теплыми руками, прикосновение холодных ладоней не будет приятно ребенку, он не сможет расслабиться и довериться вам. Применяйте массажные смягчающие средства. Длительность сеанса увеличивайте постепенно — с пяти минут до 10-15 минут. После десятидневного курса делайте перерыв на пару недель.

Гимнастика должна быть ежедневной. Если она повторяется изо дня в день, ребенок привыкает к ней и воспринимает ее с большим удовольствием. Самые эффективные упражнения для переворота с живота на спину таковы.

«Велосипед». Данное упражнение способствует укреплению ножек, поясницы и боковых мышц грудничка. Лежа на спине, согните ножки малыша в коленях и делайте ими ритмичные движения, будто малыш крутит педали велосипеда. Такое попеременное приведение ножек скажется положительно не только на развитии мышц, но и на пищеварении — скопление кишечных газов будет маловероятным.

Можно практиковать дополнительно занятия плаванием. Они показаны даже новорожденному. Научить малыша плавать можно в большой ванне самостоятельно, а можно воспользоваться опытом и знаниями профессиональных тренеров, которые могут помочь карапузу. Для этого нужно записаться вместе с крохой в специальную группу для самых маленьких в бассейне.

ТОНИЧЕСКИЙ ЛАБИРИНТНЫЙ РЕФЛЕКС, ребенок не сидит, не переворачивается, не поворачивается, не следит за предметом, не встает, не стоит, не ходит

ТОНИЧЕСКИЙ ЛАБИРИНТНЫЙ РЕФЛЕКС, ТЛР. Дети с выраженным тоническим лабиринтным рефлексом в положении на спине не могут наклонить голову, вытянуть руки вперед, чтобы поднести их ко рту, захватить предмет, а позднее схватиться, подтянуться и сесть. У них отсутствуют предпосылки для развития фиксации и свободного прослеживания предмета во всех направлениях, не развивается оптический выпрямляющий рефлекс на голову, движения головы не могут следовать свободно за движением глаз. Нарушается развитие зрительно-моторной координации. У таких детей затруднен поворот со спины на бок, а затем на живот. Если Вы заметили указанные симптомы, обязательно приходите на консультацию к специалисту (запись по телефону +78452407040). В тяжелых случаях даже к концу первого года жизни поворот со спины на живот осуществляется только “блоком”, то есть отсутствует торсия между тазом и верхней частью туловища. Если ребенок не может наклонить голову в положении на спине, повернуться на живот с торсией, у него отсутствуют предпосылки для развития функции сидения. Выраженность тонического лабиринтного рефлекса находится в прямой зависимости от степени повышения мышечного тонуса. При выраженности тонического лабиринтного рефлекса в положении на животе в результате повышения флексорного тонуса голова и шея согнуты, плечи выдвинуты вперед и вниз, согнутые во всех суставах руки находятся под грудной клеткой, кисти сжаты в кулаки, таз приподнят. В таком положении ребенок не может поднять голову, повернуть ее в стороны, высвободить руки из-под грудной клетки и опереться на них для поддержки верхней части туловища, согнуть ноги и встать на колени. Затруднен поворот с живота на спину для присаживания. Постепенно согнутая спина приводит к развитию кифоза в грудном отделе позвоночника. Эта поза препятствует развитию цепных выпрямляющих рефлексов в положении на животе и приобретению ребенком вертикального положения, а также исключает возможность сенсорно-моторного развития и голосовых реакций. Влияние тонического лабиринтного рефлекса в определенной мере зависит от первоначального типа спастичности. В отдельных случаях экстензорная спастичность настолько сильна, что может быть выражена и в положении на животе. Поэтому дети, лежащие на животе, вместо сгибания разгибают голову, запрокидывают ее назад, приподнимают верхнюю часть туловища. Несмотря на разгибательное положение головы, мышечный тонус в сгибателях рук остается повышенным, руки не создают опору для туловища, и ребенок падает на спину. 

Как помочь малышу научиться переворачиваться?

Чтобы ускорить перевороты малыша, нужно с ним чаще заниматься, начиная с 3-месячного возраста. Педиатры рекомендуют стимулировать физическое развитие ребенка следующими способами.

  • Чаще укладывайте ребенка на животик. В такой позе он будет стараться поднимать и держать голову, укрепляя мышцы шеи. Чтобы малыша дольше оставался в такой позе, положите передним ним яркую игрушку.
  • Для укрепления мышц живота полезны водные процедуры. Перед сном дайте крохе вволю поплескаться в ванночке.
  • Делайте гимнастику, попеременно сгибайте и разгибайте конечности.

Регулярные упражнения тренируют мышцы ребенка, стимулируют к физической активности. Заниматься с малышом следует 2 раза в день через час после кормления. Не стоит проводить развивающие игры, когда кроха в плохом настроении или капризничает.

Упражнения для переворота

Перед проведением упражнений ребенка необходимо подготовить с помощью массажа. Для этого делайте легкие поглаживающие движения по спине, затем от ступней до тазобедренного сустава.

Упражнение 1:

под пятки младенца, лежащего на спине, подставьте руку;
в тот момент, когда ребенок рефлекторно упрется ножками, вложите в его кисть свой палец;
как только малыш ухватится ручкой, осторожно поверните спину набок.

Упражнение 2:

  1. младенец лежит на спине;
  2. сбоку от него положите веселую игрушку;
  3. при попытке дотянуться до нее слегка подтолкните по спине, чтобы малыш перевернулся.

Упражнение 3:

в положении на спине согните правую ножку малыша в коленном и тазобедренном суставе;
фиксируя одну конечность, заведите за нее другую ножку так, чтобы колено коснулось поверхности – это заставит ребенка перевернуться на живот;
ручку, оставшуюся под грудью, осторожно освободите;
повторите движение в другую сторону.

Если младенец не спешит повернуться на живот в 4–5 месяцев, понаблюдайте за другими важными навыками. Слышит ли он звуки, смотрит ли на ваше лицо, интересуется ли игрушками? Если заметили тревожные признаки в сочетании с отсутствием переворотов, посоветуйтесь с педиатром.

Как помочь грудничку научиться переворачиваться на другой бок?

Задача родителей заключается в укреплении мышечной системы ребенка за счет тренировок. С этой целью применяются:

  • занятие плаванием (плавать можно и в бассейне, и в ванной для взрослых);
  • упражнения на фитболе;
  • утренняя гимнастика;
  • вечерние сеансы массажа;
  • подтягивание за пальцы взрослого или гимнастическую перекладину.

Упражнения на фитболе можно проводить с двухмесячного возраста. Во время занятий малыша укладывают на мяч животом вниз. В таком положении укрепляются мышцы спины и шеи. Благодаря крепкому мышечному скелету ребенок в дальнейшем без проблем научится ползать, садиться, переворачиваться на обе стороны и ходить, не травмируя свой позвоночник.

Польза от плавания объясняется равномерным давлением на все участки тела, которое создает вода. Находясь в ней, ребенок не испытывает нагрузку. Ощущая невесомость, он легко может перевернуться в любую сторону.

Очень важным навыком, необходимым для наращения мышечной массы, является ползание. Раскладывая яркие игрушки перед ребенком, мама может стимулировать его желание двигаться вперед. Укрепление мышц рук и спины помогут малышу в дальнейшем легко проворачиваться на любой бок.

Родителям не стоит переживать, если они силой перевернут ребенка на неудобный бок. Может быть, какой-то период времени он будет сопротивляться, испытывать дискомфорт и страх. Постепенно малыш привыкнет к занятиям и новому положению своего тела.

Неумение переворачиваться — это чаще всего не дефект, и не капризы грудничка. Проведение тренировок способствует не только укреплению мышц, но и гармоничному физическому и интеллектуальному развитию.

Лечение диспраксии

Лечение диспраксии должно быть комплексным. В зависимости от вида и степени тяжести заболевания, в лечении должны принимать участие неврологи, психологи и логопеды.

Советы родителям:

Поощрять ребенка и помогать ему в приобретении специальных навыков

Хвалить ребенка за любые попытки выполнить действие, не обращая внимание на результат. Обязательно соблюдать режим дня

Ставить перед ребенком ясные и понятные цели.

Лучше начинать с тех действий, которые нравятся самому ребенку.

Быть терпеливым к своему ребенку.

Игры для развития координационных возможностей у детей с диспраксией:

«На ощупь».

(развивает мелкую моторику рук, осязание, тактильную чувствительность).

В непрозрачный мешок из ткани складывают до 10 небольших предметов, предварительно показав их ребенку: ручку, пробку от бутылки, блокнотик, пульт и др. Ребенок на ощупь определяет предметы, находящиеся в мешке.

«Замок».

(развивает моторику мелких мышц кисти, устную связную речь, память и воображение).

Во время проговаривания текста: «На двери висит замок.

Кто открыть его бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли!»,
происходят ритмичные быстрые соединения пальцев рук в замок, затем ручки тянуться в разные стороны, кисти рук со сцепленными пальцами двигаются от себя – к себе, основания ладоней постукивают друг о друга, пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны. Повторяется несколько раз.

«Чья лошадка быстрее».

(развивает координацию и быстроту движений крупных и мелких мышечных групп, формирует правильную осанку, тренирует внимание, улучшает зрение и слух, координирует движения туловища и конечностей).

Необходимы палочки длиной 20 см, шнурки или куски веревки, игрушечные лошадки или любые другие игрушки.

Дети сидят на стульях и держат в руках палочки, к которым за шнурки привязаны игрушечные лошадки (или другие игрушки) на расстоянии 15-20 шагов. По сигналу, дети начинают наматывать шнурок на палочку, приближая к себе игрушку.

«Поймай мяч».

(развивает внимание, память, приобретаются навыки игры в мяч).

Игроки становятся по кругу. Водящий в центре подкидывает мяч вверх и называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если мяч не пойман, игрок меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.

Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом. Запишитесь на прием по телефону единого контакт-центра в Москве +7 (495) 775 75 66, воспользуйтесь сервисом  к врачу или обратитесь в регистратуру клиники.

Рекомендации по игре и перемещению

С угасанием хватательного рефлекса игрушки становятся для малыша ещё интереснее, потому что он начинает осознанно их брать и познавать

Все предметы ребёнку в этом возрасте важно положить в рот и внимательно изучить

Браслеты, хрустящая бумага, мягкие игрушки, нитка жемчуга, ткань и игрушки, подвешенные над ребёнком, подходят для изучения. Ребёнок сначала берёт игрушку, висящую сбоку. Однако вы можете повесить что-нибудь более интересное для него в середину, чтобы позже в том то, что ребёнок не может взять ртом свисающие с него предметы.

Надувной детский бассейн — возможно, наполненный шариками — также станет для ребёнка очень весёлым местом.

Учим ребенка переворачиваться с живота на спинку

Большинство детей сначала осваивает переворачивание с живота на спинку, а позднее со спины на живот. Научить ребенка переворачиванию с живота на спину помогут следующие советы.

  • Умение приподниматься на ручках в положении лежа на животе — первый шаг к тому, чтобы освоить переворачивание. Выкладывайте крох на животик, начиная с четвертой недели жизни малыша. Удерживая грудничка рукой, давайте ему возможность упираться ручками в поверхность.
  • Положите младенца на животик и заинтересуйте его яркой игрушкой. Постепенно перемещайте её, заводя за спинку крохи. Когда игрушка пропадет из поля зрения ребенка, он сделает попытку перевернуться, чтобы найти его;
  • Научить ребенка переворачиваться можно при помощи звуковых эффектов. Приподнимите младенца на локтях, и удерживайте рукой под левую сторону. Справа создайте небольшой шум — погремите звонкой погремушкой или включите мелодию. Ребенок начнет переворачиваться на звук. Обязательно в этот момент подстрахуйте его рукой, чтобы малыш не упал. Это один из самых действенных способов научить грудничка переворачиваться.

Для успешных занятий необходимо:

— создать ребенку условия для освоения навыка. Поверхность должна быть гладкой, твердой, без прогибаний. В момент упражнений лучше убрать пеленку — она может сминаться и мешать ребенку перевернуться;

— любопытство и цель — главные помощники в обучении умению переворачивания

В занятиях используйте различные развивающие игрушки, звенящие и привлекающие внимание ребенка;. — если у младенца нет настроения или ему нездоровится, лучше отложить упражнения до следующего раза

Обучение не должно идти против воли и причинять ребенку дискомфорт

— если у младенца нет настроения или ему нездоровится, лучше отложить упражнения до следующего раза. Обучение не должно идти против воли и причинять ребенку дискомфорт.

Упражнения для грудничков

В комплекс гимнастики включайте упражнения, которые вы, возможно, делали с малюткой в более нежном возрасте, при условии, что малыш не возражает против них. Если упражнения не надоели, достаточно будет просто добавить к комплексу новые приемы, соответствующие возрасту карапуза.

7-8 месяцев

Таким детям нужно способствовать в ползании и сидении. Перечислим несколько эффективных упражнений для стимулирования этих навыков.

«Уголок». Протяните ребенку, который лежит на спине, указательные пальцы своих рук. Когда он возьмется за них, немного потяните руки на себя. Не поднимайте малыша насильно, пусть он сам, основываясь на силе своих ручек, приподнимет туловище настолько, насколько ему позволит мышечное развитие. Не сажайте ребенка. Когда угол подъема составит 45 градусов, плавно опускайте ребенка обратно. Проделайте упражнение 5-10 раз.

9-10 месяцев

Добавляйте в комплекс детей этого возраста упражнения на укрепление стоп, голени. Готовьте ребенка к самостоятельному стоянию и ходьбе. Также можно добавить упражнения в положении сидя. Вот несколько интересных приемов.

«Снежный ком». Гимнастический мяч положите на пол, поставьте карапуза на ножки, ручки положите на мяч, постоянно придерживайте малыша под мышки, но не так чтобы его ноги болтались в воздухе. Начинайте движение вперед, слегка наклонив корпус ребенка к мячу. Нужно добиться, чтобы ребенок совершал первичные шаги с поддержкой и опорой руками на мяч перебирая его.

  • «Эстафетная палочка». Приучайте сына или дочь больше двигаться, вам помогут небольшой мячик, палочка, из которой при желании можно сделать эстафетную. Положите предмет и ползите вместе с малюткой на четвереньках до нее. Дайте малышу возможность успеть к палочке или мячику первым. Искренне и эмоционально порадуйтесь его победе.
  • «Топанье и наклоны». Поставьте ребенка спиной к себе так, чтобы его стопы были на ваших. Поддерживайте карапуза под мышками. Начинайте делать шаги. Добравшись до положенной на полу игрушки, придерживайте ребенка, чтобы он мог наклониться и сам схватить ее. Потом начинайте двигаться к новой цели.

Дети этого возраста отлично относятся к активным упражнениям под ритмичную музыку, некоторые даже начинают приседать или покачиваться в такт. Пользуйтесь этим во время ваших занятий.

Выявление отклонений

В наше время на протяжении всей беременности ведется наблюдение за развитием плода, фиксируются малейшие аномалии, и, если что-то не в норме, маму заставляют пройти дополнительное обследование. Если никаких несоответствий выявлено не было, вероятность рождения нездорового малыша стремится к нулю. И то, что ребенок в 3 месяца не переворачивается на бок, зависит от других причин.

Сразу после появления на свет кроха осматривается врачом-неонатологом два-три раза и его рефлексы оцениваются по шкале Апгар. Результаты этого обследования не связаны с умственными способностями ребенка. Оцениваются только физические данные. От 7 до 10 баллов говорят, что ребенок здоров, проблем нет. Цифра ниже 6 сообщает о том, что малышу требуется медицинская помощь: скорее всего, роды были с осложнениями либо малыш недоношенный. Но даже в этих случаях повода для паники нет. За такими детками ведется более пристальное наблюдение, и позже они догоняют других малышей.

СИНДРОМ МЫШЕЧНОЙ ГИПЕРТОНИИ, ГИПЕРТОНУС У РЕБЕНКА, У ДЕТЕЙ, У ГРУДНИЧКА, У НОВОРОЖДЕННЫХ

Синдром мышечной гипертонии характеризуется увеличением сопротивления пассивным движениям, ограничением спонтанной и произвольной двигательной активности, повышением сухожильных рефлексов, расширением их зоны, клонусами стоп. Повышение мышечного тонуса может превалировать во флексорных или экстензорных группах мышц, в приводящих мышцах бедер, что выражается в определенной специфике клинической картины, однако является лишь относительным критерием для топической диагностики у детей раннего возраста. В связи с незаконченностью процессов миелинизации симптомы Бабинского, Оппенгейма, Гордона нельзя считать всегда патологическими. В норме они выражены нерезко, непостоянны и по мере развития ребенка ослабевают, но при повышении мышечного тонуса становятся яркими и не имеют тенденции к угасанию.

Выраженность синдрома мышечной гипертонии может варьировать от легкого повышения сопротивления пассивным движениям до полной скованности (поза децеребрационной ригидности), когда практически невозможны какие-либо движения. В этих случаях даже мышечные релаксанты не в состоянии вызвать мышечное расслабление, а тем более пассивные движения. Если синдром мышечной гипертонии выражен нерезко, не сочетается с патологическими тоническими рефлексами и другими неврологическими нарушениями, его влияние на развитие статических и локомоторных функций может проявиться в их легкой задержке на различных этапах первого года жизни. В зависимости от того, в каких мышечных группах больше повышен тонус, будет запаздывать дифференциация и окончательное закрепление определенных двигательных навыков. Так, при повышении мышечного тонуса в руках отмечают задержку развития направления рук к объекту, захвата игрушки, манипулирования предметами. Особенно нарушается развитие хватательной способности рук. Наряду с тем, что ребенок позже начинает брать игрушку, у него длительное время сохраняется ульнарный захват, или захват всей кистью. Захват пальцами (пинцетный захват) формируется медленно, а иногда требует дополнительной стимуляции. Может задерживаться развитие защитной функции рук, тогда запаздывают соответственно и реакции равновесия в положении на животе, сидя, стоя и при ходьбе. При повышении мышечного тонуса в ногах задерживается становление опорной реакции ног и самостоятельного стояния. Дети неохотно встают на ноги, предпочитают ползать, на опоре становятся на пальчики (на цыпочках) – это очень плохо.

Когда ребенок держит голову самостоятельно

Когда ребенок начинает держать голову самостоятельно? Перед тем как углубиться в вопрос, стоит отметить, что статистика международных организаций о сроках выработки навыка удерживания головы в вертикальном положении у новорожденных часто отличается друг от друга.

Во сколько малыш начинает держать голову

Во сколько месяцев ребенок начинает держать голову? Не секрет, что раньше малышей в их первые месяцы жизни было принято пеленать, что не самым лучшим образом сказывалось на развитии отдельных мышечных групп, включая шейный отдел.

Как результат, детки, которые подвергались пеленанию, уверенно держали головку не раньше 4-4,5 месяцев, чего не скажешь о современных малышах, содержащихся с первых дней своей жизни в свободной одежде.

Умение держать голову появляется по мере развития мышц шеи

Так, современные крохи начинают пробовать поднимать головку уже в первые 1-1,5 месяца, правда, более или мене выработанным этот навык становится гораздо позже, приходясь на третий месяц жизни крохи. Естественно, на это умение влияет не одно только пеленание, но и особенности развития, в том числе и в перинатальном периоде.

В итоге до 85% здоровых малышей, действительно, держат головку в 2-3 месяца, тогда как дети, родившиеся раньше положенного срока, демонстрируют это умение ближе к четырем месяцам.

Не стоит радоваться и в том случае, если устойчивая выработка навыка происходит до полутора месяцев, ведь это явление считается прямой рекомендацией для показа ребенка детскому неврологу.

Объясняется это довольно просто, ведь в послеродовый период шейные мышцы малышей находятся в гипертонусе, что автоматически блокирует поднятие головы. Обратная же ситуация может указывать на отклонение от нормы, как впрочем, и продолжительная задержка выработки навыка.

Как проходят этапы развития навыка

Конечно же, держать головку малыш начинает не сразу, ведь это вопрос не одного дня. А для того чтобы контролировать физиологическое развитие младенца, исключая родовые и внутриутробные травмы, рекомендуется заранее изучить основные его этапы. Речь идет о следующих из них:

  1. Уже на 2-3 неделе младенец может пробовать приподнимать головку, находясь в положении лежа на животе. А вот удерживать ее в таком состоянии он сможет не дольше нескольких секунд, что является абсолютной нормой.
  2. В 2-3 месяца – в течение минуты.
  3. К трем месяцам обычно наблюдается удерживание головы в вертикальном положении без посторонней поддержки в течение 1-2 минут.
  4. После 3 месяцев, лежа на животике, кроха начинает уже приподнимать плечевой пояс.

Устойчивая способность хорошо держать голову в любом положении формируется к 2–3 месяцам

И если все перечисленные этапы проходили в указанной последовательности и сроки, то в возрасте 4,5 месяца малыш начинает демонстрировать новое умение. Заключается оно в поднятии головы из положения лежа на спине, а чуть позже и в удерживании ее в такой позиции в течение нескольких секунд/минут.

Нормы и сроки по Комаровскому

Тем, кто продолжает переживать по поводу того, укладывается ли их ребенок в общепринятые сроки, не помешает получить консультацию квалифицированного специалиста. Одним из наиболее авторитетных педиатров, имя которого уже давно у всех на устах, является доктор Евгений Комаровский.

Прославившийся своим умением развеивать формировавшиеся на протяжении многих десятилетий стереотипы, специалист сохраняет скепсис и в отношении сроков выработки навыка удерживания головы младенцев.

И если верить этому доктору, то первое, на что следует ориентироваться, это состояние, бодрость и аппетит ребенка. И если малыш активен, хорошо ест и набирает массу, то нет повода бить тревогу, если он начнет держать голову позже назначенного срока, даже при условии, что отклонение от нормы составляет месяц или еще более внушительный срок.

Ориентироваться следует и на болевой синдром, а также на наличие попыток ребенка поднимать головку. Отсутствие первого и присутствие второго фактора указывают на то, что ребенок совершенно здоров, и родителям нужно просто немножко подождать.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий