Почему важно подумать о развитии речи ребёнка до 2-летнего возраста
В клинике «Прогноз» мы работаем с детьми с нарушениями развития. Они приезжают к нам из разных городов России и из других стран. Мы проводим диагностику и реабилитацию.
В 90 % случаев диагностика показывает, что нарушена работа тех частей нервной системы, которые формируются ещё во время внутриутробной жизни. Значит, риск нарушений развития можно было выявить уже в 3-4 месяца. Мы умеем это делать, но пациенты обращаются в клинику, когда ребёнку 3-4 года. Сколько времени упущено!
Природа позаботилась о том, чтобы дети росли здоровыми. Они появляются на свет с запасом нервных клеток в мозге и избытком неактивных связей между ними. Это стратегический запас на случай если мозг пострадает из-за инфекций или гипоксии (недостатка кислорода) во время внутриутробной жизни или родов. Такое случается часто.
Эти клетки и связи оказываются востребованными, когда ребёнок взаимодействует со средой, то есть общается и исследует мир. Если они не используются, то к возрасту двух лет мозг начинает от них избавляться
Поэтому важно как можно раньше начать использовать этот стратегический запас
Что советует доктор Комаровский, если ребёнок в 4 года не разговаривает
Популярный в большинстве стран постсоветского пространства теледоктор Евгений Олегович Комаровский по поводу задержки в развитии речи четырёхлеток говорит не так уж и много. Основной совет: постоянно заниматься с малышом и наблюдать за ним. Если словарный запас малыша перестал увеличиваться и к 3,5-4 годам остаётся на таком же уровне, что был в 2,5-3 года, то это уже серьёзный повод для беспокойства.
Если же словарный запас растёт, но достаточно медленными темпами, то малышу просто следует помочь. По мнению Комаровского, занятия по развитию речи не помешают и абсолютно здоровым детишкам, у которых никаких проблем не наблюдается.
Начать стоит с того, что с ребёнком надо много общаться и заниматься. Телевизор или планшет с мультиками не заменят живого человеческого слова. Если же проблемы всё-таки появились, то малыша обязательно надо показать терапевту, а по его рекомендации к логопеду и/или другим специалистам.
Кстати, походы на занятия к логопеду-дефектологу, отнюдь не означают, что родителям можно сидеть сложа руки и ждать когда их малыш нормально заговорит. С ребёнком надо заниматься постоянно, а не только пару-тройку часов в неделю. Помочь же в развитии речи малыша могут специальные упражнения, развивающие игры и артикуляционная гимнастика. И эта работа полностью ложится на плечи родителей.
Методы диагностики патологии
К диагностике подходят комплексно. Это значит, что маленького пациента осматривают разные специалисты — педиатр, отоларинголог, невролог, логопед. Кроме сбора анамнеза, осмотра и оценки состояния здоровья ребенка, его направляют на аппаратную диагностику. Это необходимо, поскольку на фоне ЗПРР изменяется органика, в частности нарушается работа левого полушария головного мозга, которое отвечает за развитие речи. Поэтому окончательный диагноз ставят на основании результатов обследований — ЭЭГ, компьютерной томографии, методики вызванных потенциалов.
После постановки диагноза начинают комплексное лечение. В нем принимают участие невролог, психолог, логопед, рефлексотерапевт. Огромную роль отводят родителям — без них добиться успехов невозможно.
Функциональная дислалия
Если речевой аппарат в порядке, а проблемы со звуками есть, налицо функциональная дислалия.
Причины функциональной дислалии:
- Неправильные образцы звучащей речи. Иногда родители (бабушки, тетушки, воспитатели) в
буквальном смысле начинают сюсюкаться с ребенком повторяя их неправильное произношение, что
закрепляется в памяти ребенка и в дальнейшем регулярно воспроизводится. - Часто бывает, когда хорошо говорящий ребенок начинает ходить в детский сад с менее развитыми в
речевом плане детьми, тогда в его речи может наблюдаться регресс — пропадают усвоенные звуки, и
даже целые слова и фразы. В некоторых случаях родители сами имеют дефекты речи, не могут
правильно и четко произносить слова. В этом случае у детей также возникает сложность с
закреплением правильного произношения; - У детей с ранним изучением иностранного языка фонетические особенности двух языков
смешиваются, и ребенок в русских словах произносит звуки, свойственные другим языкам; - «Педагогическая запущенность», когда ребенка не поправляют, оставляют незамеченными ошибки в
его речи
Для исправления нарушений, вызванных функциональной дислалией, ребенку необходимо как
можно чаще слышать правильную четкую речь. Если родители сами не говорят чисто, то у ребенка
должна быть соответствующая среда — другие взрослые, логопед. Хорошо в этом случае
прослушивать аудио сказки и стихи, записанные профессиональными актерами, дикцию которых
можно считать образцом. Более точную программу по исправлению речи сможет подобрать врач-
логопед.
Ребёнок с недоразвитием речи должен находиться в богатой речевой среде, наполненной не
звуками работающего телевизора, а красивыми, правильными и чёткими словами и предложениями
взрослых.
Когда начинается речевое развитие ребёнка и как оно происходит
Речевое развитие начинается не в год и не в 2, а ещё до рождения. После 21-й недели внутриутробной жизни слуховая система малыша уже реагирует на звуки. Лучше всего в этот период ребёнок слышит голос мамы. Это создаёт фундамент для восприятия родного языка и обучения ему.
Важно, что в это же время развивается и вестибулярная система. Это происходит благодаря движениям, которые совершает мама
Если беременная женщина постоянно лежит, не разговаривает со своим малышом, не поёт ему песенки — это становится фактором риска для его развития после рождения.
Первым тестом на зрелость нервной системы новорождённого является его способность сосать грудное молоко. Это один из предсказателей развития речи.
Для будущего речевого развития важны также навыки общения. С первых недель жизни малыш общается с мамой и другими членами семьи. Сначала в качестве средства общения он использует только крик, сообщая о том, что голоден или испытывает дискомфорт. На крик приходит мама и исправляет ситуацию — так формируется первый диалог между мамой и малышом.
Позже в это диалог добавляются улыбки и протяжные звуки, которые произносит ребёнок, затем лепет. Постепенно крик перестаёт быть главным средством общения.
Первый диалог мамы и малыша начинается с крика. Ребёнок кричит, чтобы сообщить, что голоден или испачкался, и мама приходит, чтобы накормить его или сменить подгузник
Взрослые обычно с удовольствием повторяют за ребёнком всё, что он произносит, и добавляют к этому ласковые слова, удлиняя диалог. Такая игра может продолжаться до 15 минут. Важным этапом обучения речи является игра в «ку-ку», которая нравится большинству младенцев — когда взрослый прячется за пелёнкой и появляется.
150 игрушек и занятий для дома
Бесплатная подборка для детей с 0 до 5 лет
К возрасту 12 месяцев лепет начинает постепенно превращаться в слова. Ребёнок может произносить около 10 узнаваемых слов
Это могут быть облегчённые варианты типа «ба-ба» или «бах». Ещё одно важное приобретение этого возраста — указательный жест
С его помощью малыш обращает внимание окружающих на какой-то интересный для него объект
К 12 месяцам ребёнок уже владеет всеми доречевыми навыками ведения диалога. Он общается, используя улыбку, звуки, жесты, взгляд, а потом ещё и слова. С помощью этого арсенала малыш может:
- начать диалог со взрослым;
- сменить тему;
- комментировать происходящие события;
- закончить диалог.
После того как ребёнок начал уверенно ходить, происходит скачок в его речевом развитии. В возрасте примерно от 1,5 до 2 лет стремительно увеличивается словарный запас, а в 2 года малыш уже использует в общении простые фразы типа «мама дай».
Сначала ребёнок использует звуки, жесты и взгляды, чтобы общаться с родителями, а после начинает произносить простые фразы: «Мама,дай!»
В 3 года дети с нормальным развитием речи общаются длинными фразами, задают вопросы, которые начинаются со слов «зачем» и «почему». Запоминают и декламируют стихи.
В этом возрасте речь ребёнка пока ещё отличается от речи взрослого — и это нормально. Он может искажать некоторые звуки речи (фонемы). Есть фонемы, которые появляются в речи рано — это гласные звуки, а также звуки П, Б, М, В, П и др., которые называют звуками раннего онтогенеза.
Позже ребёнок осваивает произношение звуков, требующих более сложных движений языка — например, шипящих. Самыми последними в речи детей, говорящих на русском языке, обычно появляются звуки Л и Р. Однако есть дети, которые рычат уже в два года. Это не означает, что ребёнок осваивает родной язык с опережением.
К возрасту 6-7 лет ребёнок полностью осваивает речь.
Нормы развития речи
Рассмотрим основные вехи развития речи в норме, чтобы лучше понимать признаки ее задержки:
- Появление ребенка на свет знаменуется криком, который должен быть громким и продолжительным.
- В 2-3 месяца ребенок уже проявляет сосредоточение на речевом общении, появляются первые спонтанные вокализации, ребенок «тянет» гласные звуки («а-а-а», «э-э»);
- 3 месяца – важный этап; характеризуется появлением комплекса оживления при общении со взрослыми, а так же началом гуления.
- 6 месяцев – это еще один важный период, поскольку ребенок начинает лепетать. Ребенок пытается имитировать звуки, которые слышит, подражает взрослым (эхолалии).
- После 9 месяцев начинается активное общение с помощью жестов, лепет усложняется.
- С 11 месяцев до года появляются первые лепетные звукоподражательные слова («мя», «му», «аф»), расширяется пассивный словарь.
- В 1 год ребенок использует уже примерно 8-10 слов, в 1,5 года в словаре ребенка уже 20-30 слов.
- Примерно в 1 год и 8-10 месяцев появляется фразовая речь
- 2-2,5 года – интенсивный период для овладения словарем и грамматическими формами слов.
- 3 года – речь ребенка приближается к речи взрослого.
5 Боится экспериментировать, не решается на новое
Речь — это еще и проявление спонтанности. Ребенок начинает лепетать и совсем не контролирует этот процесс, не думает о нем
Очень важно, чтобы он чувствовал себя свободно, комфортно. Может ли ребенок свободно передвигаться по комнате, есть ли у него возможность поиграть с игрушками так, как он хочет? Насколько он может проявить спонтанность, игривость?
Если ребенок боится проявить себя, он играет в однообразные игры, редко изменяет правила и свое поведение, а если и решится на что-то новое, обязательно наткнется на строгое родительское «нельзя» — и вряд ли быстро начнет говорить. Ведь речь — это тоже новое и неизвестное. Кто его знает, скажет еще чего, снова все будут недовольны. Лучше уж молчать. Так проще, так безопаснее.
Как понять, что у четырехлетнего ребёнка проблемы с речью
Речь играет огромную роль в становлении личности. Во время общения ребёнок получает огромное количество информации, многому учится, развивается в интеллектуальном и психологическом плане. Именно поэтому отсутствие речи у маленького человечка в 4 года является реальной проблемой. Как правило, с такими детьми не хотят общаться их сверстники, сторонятся их, не принимают в свои игры. Как следствие, ребёнок замыкается в себе, что в итоге приводит к огромным проблемам. Так что чем раньше родители примут меры к изменению ситуации, тем проще будет с ней справиться.
На самом деле, если ребёнок в 4 года не разговаривает или говорит совсем плохо, то это как минимум странно. Странно, почему родители не обратились к специалистам раньше. Тем более что определить есть ли у малыша проблемы с речью достаточно просто:
- ребёнок говорит отдельными слогами или односложными словами;
- словарный запас минимален, часть слов заменяется звукоимитациями (би-бика, гуля-гуля, гав-гав и т.д.);
- речь невнятная, предложения короткие, слова в них не согласуются;
- ребёнок не может выразить свою мысль, старается общаться жестами, чтобы что-то попросить.
Однако самым простым способом проверки развития речи ребёнка в 4 года является то, насколько его понимают не папа с мамой, а посторонние люди. Если наблюдается явное непонимание, то это уже повод обратиться за советом к специалисту.
Умственная отсталость и ЗПР: в чем разница
Оба состояния очень похожи между собой, поскольку и в том, и другом случае наблюдается искажение, нарушение психических функций и несоответствие уровня развития ребенка его возрасту. То есть поведение, эмоции, интеллект находятся на стадии, характерной для младшего возраста. Однако специалист обязан провести дифференциальную диагностику, чтобы определиться с диагнозом
Это очень важно, поскольку умственная отсталость и ЗПР подвергаются различным методам терапии, преследуемым отдельные цели
Чтобы быстрее уловить разницу между расстройствами, представим их сравнение в виде таблицы:
Вид расстройства
характеристики
ЗПР
УО
Характер
Обратимый
Необратимый
Вид нарушения
Замедление темпа психического развития
Недоразвитие коры ГМ, вызывающее недоразвитие психических функций
Масштабность
Парциальность – частичность, одни функции развиты лучше, другие хуже
Тотальность – страдают практически все функции
Первичный дефект
Частичное повреждение базальных структур
Недоразвитие лобно-теменного отдела ГМ, провоцирующее недостаточность высшей психической деятельности
Как развивается
Снизу вверх: изначально страдают элементарные процессы психики: внимание, память, эмоции, вызывая дефекты мыслительной деятельности.
Сверху – вниз: в первую очередь наблюдается недоразвитие мышления, нарушающее все другие психические функции
Игра, важнейшая деятельность для детского возраста, при ЗПР более эмоциональна, но довольно скудная, ограниченная, сложно дается ее образное представление. Для детей с задержкой ПР характерно застревание на сюжетной игре, не доходя до сюжетно-ролевой стадии. Детки с УО зацикливаются на предметной игре.
Следует отметить, что оба расстройства влекут за собой нарушение интеллектуальной, познавательной, социальной сферы. Но при ЗПР эти нарушения носят менее угрожающий характер и обладают возможностью их дальнейшего развития при должных условиях. При умственной отсталости, к сожалению, нет вероятности прогрессирования психического развития. Сформированный дефект, независимо от степени, стойкий и неизменный.
Слабоумие, в отличие от ЗПР, влечет за собой распад личности, тотальную, грубую разлаженность деятельности с практически полным отключением функций.
Как выявить ЗПРР ?
ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.
Признаки задержки психоречевого развития:
4 месяца: ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма);
8–9 месяцев: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);
1 год: ребенок очень тихий, почти не издает звуков;
1,5 года: не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать;
2 года: знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова;
2,5 года: применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;
3 года: не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.
У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Ребенок очень медленно соображает, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Физически такие дети тоже слабо развиты, могут даже иметь ДЦП.
Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).
В целом, чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, в диалогах с другими. Это еще одна причина как можно раньше начинать лечение ЗПРР.
ЗПР и ЗРР — в чем разница?
Довольно многие родители не обращают особого внимания на то, что их ребенок высказывается только словами, когда их сверстники говорят целыми предложениями. Они считают, что всему свое время и их малыш скоро заговорит. В медицинских кругах есть два диагноза, которые чаще всего идут рука об руку и сильно взаимосвязаны — это задержка речевого развития (ЗРР) и задержка психического развития (ЗПР). Если наблюдаются симптомы того и другого, то диагностируют ЗПРР. Если имеет место только задержка речевого развития, то малыш может выполнять все просьбы родителей, понимает то, что ему говорят, но просто сам не спешит высказываться и говорит мало и неохотно. Эмоциональное и умственное развитие при этом остается в норме. Задержка психоречевого развития подразумевает не только проблемы с речью, но и отставание в умственном развитии. До 4-летнего возраста диагноз ЗПРР ставится довольно редко, а вот у малышей старше 5 лет у большинства диагностируется не только отставание с речью, но и в психическом плане. Это связано с тем, что в этом возрасте ребенок активно познает мир, общаясь с родителями и сверстниками, а если речь страдает, то это приводит к торможению психического развития. Именно поэтому, если педиатр ставит малышу диагноз ЗРР, то родители не должны ждать, что все нормализуется само собой, ведь затрудненное общение при помощи речи с окружающими непременно приведет к нарушению формирования эмоционально-волевой сферы. Некоторые родители прибегают к помощи дефектологов, но при таком диагнозе необходима и медицинская помощь, потому что упущенное время чревато серьезными отклонениями в развитии. Лечение ЗПРР у детей должно начинаться как можно раньше.
Что делать если ребенок не говорит предложениями? Лечение ЗПРР
Прежде всего, повторимся, вам нужно обратится к специалисту за установлением точного диагноза и назначение лечения.
В “Медицинском центре Берсенева” проводится комплексное лечение задержки психоречевого развития у детей. Специалистами клиники составляется индивидуальная программа лечения и коррекции ЗПРР для каждого отдельного ребенка. В программу входит комплекс реабилитационных мероприятий, которые проводятся детским неврологом, массажистом, логопедом. Также в лечении принимают участие психолог, и обязательно родители.
Одной из главных задач родителей является устранение причины, вызвавшей задержку речевого развития (в первую очередь, это касается семей с неблагоприятной обстановкой). Очень важными моментами в лечении является внимательность к ребенку, моральная поддержка и терпение, ведь коррекция ЗПРР сложный и кропотливый процесс.
Старайтесь уделять ребенку больше внимания, занимайтесь с ним развивающими упражнениями. Играя с малышом, проговаривайте в игре все слова, постарайтесь чтобы ребенок видел ваше лицо и вашу артикуляцию. Говорите простыми предложениями, добавляйте к знакомым ребенку словам короткие слова-действия: “дай, мама”, “дай, ляля” и так далее. Это поможет ребенку постепенно понять алгоритм построения элементарных предложений.
Не забывайте о том, что уровень развития речи у детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук, поэтому так важно развивать мелкую моторику у маленьких детей. Кроме выполнения специальных упражнений, можно пристрастить ребенка к рисованию, лепке, аппликации и т.д., совместив практику для пальчиков с общим развитием
Кроме выполнения специальных упражнений, можно пристрастить ребенка к рисованию, лепке, аппликации и т.д., совместив практику для пальчиков с общим развитием.
Лечение ЗПРР – это долгий процесс, но при своевременном обращении к врачу и выполнении всех назначений, гарантированно можно добиться прекрасного результата и красивой речи вашего малыша в будущем. Записаться на консультацию к детскому неврологу вы можете по телефону контакт-центра (044) 238-22-31 или по телефону детского отделения (044) 272-11-82.
Доверяйте свое здоровье профессионалам!
О неврологических нормах
Почему считается, что дети должны говорить в два года? Существуют неврологические нормы, основанные на физиологических данных. Неврологические критерии разрабатывались с учетом этапов развития работы мозга. Ребенок начинает ходить, когда в год-полтора у негоактивизируется двигательные функции, связанные с прямохождением, в том числе мозжечок. Нарушения двигательной сферы могут также привести к задержкам развития.
Речь как высшая функция мозга зависит от развития практически всех его отделов. Но два отдела особенно важны:
- зона Брока;
- зона Вернике.
Зона Брока в головном мозге отвечает за воспроизведение речи — ребенок учится говорить, повторяя за окружающими. Это моторная функция, которая имеет большое значение для развития ребенка. Зона Вернике отвечает за понимание речи, это — сенсорная функция. Обе области активизируются до 2-х лет, что соответствует нормам развития ребенка. Активизация может происходить с опозданием (это не является нарушением, хотя происходит достаточно редко), и ребенок может заговорить самостоятельно. Но всегда сохраняется риск более тяжелых нарушений.
Почему ребенок может не разговаривать в 2 года?
В норме, по достижению двухлетнего возраста, малыш должен активно общаться с родителями и близкими, называть вещи своими именами, рассказывать различные истории. Но случается так, что ребенок в 2 года еще не произносит никаких слов или же делает это очень плохо. Причинами этого может быть:
Отсутствие потребности в речи. Это может произойти в двух противоположных ситуациях. Во-первых, когда родители с ребенком почти не разговаривают, он много времени проводит перед телевизором или компьютером — общаться просто не с кем. Во-вторых, когда родители стремятся все сказать за ребенка, предугадать его желания по жестам и звукам, формулируют простые вопросы на которые можно ответить “да/нет” — тогда малышу просто незачем вступать в общение.
Наследственные заболевания, которые сопровождаются задержкой развития речи (ЗРР)
Характер речи родителей и окружения
Если речь взрослых вокруг ребенка беглая, быстрая, нечеткая, то дети не в состоянии все это повторить.
Тяжелые роды (стремительные, с обвитием пуповины) или травма ребенка в родах (травма шейного отдела позвоночника и/или центральной нервной системы) также может привести к задержке развития речи у ребенка
Тяжелые инфекции и травмы ( психо-эмоциональные травмы также), перенесенные ребенком в раннем возрасте, которые негативно повлияли на общее развитие речи у ребёнка.
Также, важно понимать, что задержка речевого развития может быть сопроводительным симптомом более серьезных заболеваний, таких как ДЦП, эпилепсия или врожденные аномалии ЦНС.