Ребенка обижают в школе: что делать родителям

Что делать родителям, если ребенка обижают в детском саду?

В дошкольных учреждениях единичные жалобы могут решаться с помощью воспитателя. Иногда хватает индивидуальной беседы, чтобы маленький агрессор прекратил свои притязания. Но если разговоры не помогают, оставлять проблему нельзя, такое отношение постепенно деформирует психику дошкольника. Чтобы не пропустить момент, родители должны:

  • наблюдать за эмоциональным состоянием малыша, когда он идет в садик и возвращается домой;
  • расспросить дочку или сына, кто и когда их обижает;
  • поговорить с воспитателем или обратиться к психологу в детском саду;
  • не советовать дать сдачи (отвечать агрессией на агрессию не следует еще и потому, что дети не умеют рассчитывать свои силы, такой конфликт может закончиться трагически);
  • воспитывать чувство уверенности, научите дочку или сына, глядя в глаза обидчику, четко произносить фразы «меня нельзя обижать», «не делай мне так»;
  • можно попробовать поговорить с родителями хулигана, однако лучше это делать в присутствии психолога или воспитателя, который подтвердит существующую проблему.

Еще один вопрос, что делать, если дошкольника обижают в садике воспитатели. Во-первых, убедитесь, что это не надуманная проблема. Может, вам просто кажется, что вашему малышу уделяют мало внимания. Для этого зайдите несколько раз в сад в неурочное время и послушайте, как воспитательница общается с детьми. Если чувствуется эмоциональная сдержанность и доброжелательность, волноваться не стоит.

При ощущении дошкольником несправедливого к себе отношения поговорите серьезно с воспитателем и детским психологом. Постарайтесь найти разумное решение. В основном в детском саду работают добрые и внимательные люди, любящие детей. При использовании воспитателями телесных наказаний или психологического давления родителям следует жаловаться в вышестоящие инстанции.

Итак, по каким признакам можно определить, что ребенку нужна ваша помощь, и пора вмешаться?

  • Ребенок часто приходит с синяками и царапинами, для которых нет повода.
  • У ребенка часто «ломаются», «портятся», «теряются» вещи.
  • Ребенок постоянно ищет повод не пойти в школу – выдумывает болезни, греет на батарее градусник, ссылается на больной живот и голову, и проч.
  • Ребенок начал плохо есть и спать. Появились проблемы со здоровьем и кошмары по ночам.
  • Успеваемость падает, как и интерес к школьным занятиям в целом.
  • Ребенок постоянно подавлен, на контакт идет неохотно.
  • Имеют место случаи побегов из дома, попыток самоповреждения и проч.
  • Рюкзак и форма ребенка часто «рвется» и «пачкается».

Если совпали хотя бы 3-4 симптома, которые повторяются изо дня в день, будьте уверены – вашему ребенку нужна ваша помощь.

Кого чаще всех обижают в школе?

Стоит отметить, что нападкам в школе подвергаются абсолютно все без исключения школьники. Просто кто-то из детей успешно их отбивает, а у кого-то не получается. Дети постоянно прощупывают границы друг друга и узнают, что можно, а что нельзя. Дети, которых систематически или постоянно обижают, в свое время не показали обидчикам, что так с ними поступать не стоит, и, таким образом, заняли не самое завидное положение в школьной иерархии.

К тому же, редко кто-то кого-то обижает отдельно: как правило, оскорблениями или унижениями занимается весь класс или его «актив» — то есть группа наиболее бойких и активных ребят. Притом не стоит считать, что это всегда исключительно хулиганы и двоечники – иногда успешный отличник является с точки зрения человеческих факторов первоклассной мразью, поэтому никого нельзя списывать со счетов.

В результате чаще всего в школе обижают тех, кто сильнее всего выделяется внешне: это может быть очень высокий или низкий человек, человек, имеющий отличия в физиологии (например, раскосые или азиатские глаза), полные дети, худые дети, девочки с длинными волосами, мальчики в очках, с брекетами и дебильной шапкой. Если вы этнически или внешне отличаетесь от большинства – то ваш ребенок уже находится в зоне риска, и можете быть уверены, что он был тем, над кем дети пытались издеваться первым. Получилось ли у вашего ребенка отбить нападки?

Как правило, дети хорошо чувствуют, у кого заниженная самооценка и кто, вероятнее всего, не сможет быть отпор. Поэтому самооценка вашего ребенка смешана с грязью, то он также в зоне риска. Сформированные вами же комплексы в ребенке используются теперь его одноклассниками. Вы в свое время показали ребенку, что он – второй сорт, и он и будет вести себя, как второй сорт.

Разного рода нападками постоянно подвергаются дети,
семьи которых имеют достаток ниже, чем у подавляющего большинства семей в
классе. Особенно часто это встречается тогда, когда родители надрываются и
делают все возможное для того, чтобы отдать ребенка в «элитную» школу, где учатся
дети обеспеченных родителей.  В результате
ваш ребенок будет выглядеть белой и бедной вороной, у которого и телефон не достаточно
дорогой, и одежда попроще, и родители за ним приезжают за «корыте», и портфель
какой-то «лоховской». В 8-12 лет очень сложно что-то противостоять тем, кто
обсмеивает то, на что ребенок повлиять не может.

Зачастую проблемы возникают при смене коллектива.
Уверенные в себе дети успешно переживают переход из одного класса в другой,
неуверенные – нет. В новом классе уже есть сложившаяся иерархия, и ваш ребенок
по умолчанию будет подвергаться тщательному психологическому изучению со
стороны одноклассников, прощупыванию с его стороны что можно, а что нельзя.
Если ребенок не сможет отбить нападки – то он станет «лузером», а это,
поверьте, отложит большой отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.

В сильной зоне риска находятся и те дети, для родителей которых характерна гиперопека. Когда родители сдувают пылинки с ребенка и не дают ему тренировать свои социальные навыки (путем, в том числе, и детских конфликтов, битьем пластмассовой лопаткой друг друга по голове, плеванием и умением дать сдачи маленьким кулаком), постоянно за него вступаясь, в результате у ребенка закрепиться убеждение, что ответить он не сможет, и точно проиграет в любой стычке и любом споре, даже если он и не пробовал выиграть. Если ваш ребенок рос в «тепличных условиях», то будьте готовы, что ребенок точно испытает стресс от школы. И если ребенок сам – САМ! – не сможет ответить, то вы его тоже не сможете защитить.

В зоне риска всегда находятся те ребята, что растут без отца.

Что предпринять родителям?

Очень часто из уст родителей слетает фраза: «Разбирайтесь сами, не хватало мне еще в детские дела лезть». И очень напрасно!

Конечно, политика невмешательства в некоторой степени очень рациональна, ребенок учится принимать самостоятельные решения, искать выход из сложившейся ситуации, самостоятельно решать свои проблемы, не надеясь на кого-то со стороны. Но это не означает, что на проблемы ребенка следует махнуть рукой и предоставить ему плацдарм для действий.

Контроль ситуации, пусть даже косвенный, ненавязчивый, возможно даже незаметный для самого ребенка, должен быть обязательно.

Это не означает, что завтра же вы отправитесь в школьный коллектив, где учится ваше чадо, и устроите там разбор полетов и допросы с пристрастием

Подходить к этому этапу следует очень аккуратно, осторожно и взвешенно

К тому же примерные планы действий родителей во многом зависят от того, какого возраста их ребенок, какого он пола и прочего. Например, если в младшей школе в случае нежелания ребенка посещать занятия из-за насмешек одноклассников, разговора с классным руководителем будет достаточно, то в среднем звене это не даст никаких плодов.

Это связано с тем, как, к сожалению, современное общество относится к профессии педагога. И в этом тоже виноваты мы с вами, мы не прививаем своим детям благодарного, уважительного отношения к профессии учителя.

На просторах интернет-ресурсов «бродит» высказывание, что в прошлом веке учителя сталкивались с поколением сложных учеников и пытались с ними бороться, воспитывать их и стараться вкладывать в их души что-то прекрасное. Сейчас же учителям приходится сталкиваться с поколением сложных родителей этих учеников.

Если с проблемой издевательств вы и ваш ребенок столкнулись в средней школе, разговор с одноклассниками ничего не даст, кроме того, что ребенка засмеют еще больше, называя его «маменькиным сынком иди дочкой». Однако, разговор с педагогом должен состояться в любом случае, чтобы со своей стороны он старался усмирять конфликты в детском коллективе.

Ваша же задача – дать понять ребенку, что он не один со своими проблемами, что вы его понимаете, и поддерживаете

Но очень важно научить его грамотно и правильно противостоять обидам, и не давать делать из себя «жертву»

Если ребенка обижают в школе: советы психолога

В дошкольных заведениях и в начальных классах оказать влияние на нарушителя покоя легче, чем в средней школе, когда авторитет одноклассников перевешивает слова родителей и учителя. Издевательства над одноклассником – типичная проблема даже в самых престижных школах. Некоторые специалисты утверждают, что такого нет только в математических лицеях для одаренных детей. У юных гениев просто не хватает времени на такие пустяки.

Любой среднестатистический школьник может стать объектом насмешек. Причиной может быть медлительность подростка, необычный наряд, неблагозвучная фамилия, неуверенность в себе и другое. Если обижают ваших сына иди дочку, никогда не пускайте ситуацию на самотек. Такие моменты ломают характер и калечат судьбы. В течение жизни психические травмы, полученные в детстве, будут мешать в общении с людьми, при создании семьи и карьерном росте.

Родителям нужно поддерживать детей, учить давать отпор, выслушивать внимательно, если они пытаются протестовать против решений в семье, аргументированно объяснять, почему нужно сделать так, а не иначе. Вы – их первая аудитория, поэтому если в семье жестко подавляют малыша, заставляют его слепо во всем подчиняться, он может не найти в себе сил оказать сопротивление обидчику. Нельзя упустить момент, нужно вовремя прийти на помощь, чтобы подросток не утратил веру в справедливость.

О том, что ребенка обижают в школе, свидетельствует ряд признаков:

  • возвращается домой с синяками и в грязи;
  • на все вопросы придумывает отговорки;
  • снижается успеваемость;
  • пропадает желание ходить в школу;
  • наблюдаются резкие перепады настроения;
  • начинает вас обманывать, пропускает уроки;
  • пропадают или портятся книги, ручки, альбомы, портфель, тетради;
  • становится замкнутым и грубым.

Если на откровенный разговор вывести не удается, попытайтесь побеседовать с классным руководителем. Ни в коем случае не идите в школу и не устраивайте разборки. В среде подростков вашему сыну или дочке станет еще хуже. О наказаниях и беседах на повышенных тонах тоже речи быть не может. Самый оптимальный вариант – воспользоваться помощью профессионалов.

Помощь в создании психологического комфорта в школьном коллективе окажут специалисты центра психологической поддержки «Инсайт». Советы от наших детских психологов помогут Вашему ребенку освоиться в классе и почувствовать себя полноценной личностью. Мы научим подростка противостоять агрессии со стороны одноклассников. Звоните и записывайтесь на консультацию.

Признаки проблемы.

Лучше раньше заметить проблему и начать ее решать. К сожалению, ребёнку трудно выразить свои чувства, а взрослым не хватает проницательности. Конечно, ответственность за воспитание уравновешенного человека лежит в первую очередь на обоих родителях, а не на школьных преподавателях и обществе. Отцу и матери нужно хорошо знать свое чадо и анализировать любые изменения в его настроении, словах и поведении.

  • упадок настроения перед школой и после общения с определенными ребятами
  • появление депрессивных наклонностей в любое время, например
  • потеря аппетита
  • нарушение сна — слишком долгий сон или наоборот прерывистый и поверхностный,
  • слезы и истерики без веской причины или при легкой критике,
  • резкое обострение хронических заболеваний
  • категорический отказ идти в школу или явное оттягивание этого момента,
  • обособленность на переменах, в столовой.
  • отказ ходить в столовую. Ребёнок «не может вспомнить» что кушал и что делал на перемене. (Возможно он был закрыт в туалете или подвергался агрессии, но не говорит об этом)
  • отсутсвие друзей среди одноклассников
  • отказ говорить про школу или одноклассников
  • отказ учавствовать в школьных мероприятиях
  • отказ ехать в летний лагерь с одноклассниками
  • потеря вещей и денег ( старшие дети могут отбирать их у младших). Ребёнок не может «вспомнить» как произошла потеря или придумывает явную ложь.
  • физические признаки — синяки и ссадины в местах явно не случайных, порезы и царапины ногтями других людей (хулиган бьет!)
  • грязная одежда, порванные и сломанные школьные принадлежности
  • сломанные новые вещи (агрессор ломает из зависти)
  • пропуски определенных уроков
  • отказ от подарков и новых вещей (человек с психологией жертвы не считает себя достойным чего-то нового и хорошего)
  • агрессивное отношение к животным (жертва срывает свою обиду на более слабом)

Возможно, взрослые заметят и другие тревожные сигналы и смогут вовремя среагировать

Важно быть наблюдательным. Периодически полезно разговаривать с разными учителями о своём малыше, спрашивать про успехи и поведение, отношения с другими ребятами

Совет 4

К сожалению, иногда поведение детей в школе переходит все границы. Ребенка не просто обижают словесно, портят вещи, но и применяют силу. Если ваши разговоры с обидчиками не имели результата, то лучше сообщить администрации школы о случившемся. Иногда участники конфликта не осознают, насколько опасно их поведение, ведь кроме воспитания родителями и школой они получают примеры из фильмов, где насилие зачастую преподносится как обычный жизненный момент, а иногда даже «героизм».

Не спешите, обращаться с заявлением в правоохранительные органы, куда часто обращаются встревоженные родители. Делать это нужно в крайнем случае, ведь так вы можете покалечить судьбу другому ребенку. Постарайтесь разрешить проблему максимально мирным путем. Но если это по каким-то причинам невозможно, вы не ощущаете помощи в решении конфликта в школе, идите в полицию, министерство образования. Для того, чтобы заявление было рассмотрено, лучше предоставить доказательства: справки от врача (если были побои), записи на диктофон.

Если и после этого ситуация не меняется и вашего ребенка продолжают обижать, подумайте о переводе в другую школу. Может, в другом коллективе ему будет комфортнее. Ведь абсолютно необязательно хулиганы должны встретиться везде, гораздо больше доброжелательных, дружелюбных детей.

Какие дети становятся изгоями

Взаимоотношения ровесников друг с другом не всегда бывают дружескими. В детском коллективе довольно часто находится малыш, который становится объектом насмешек, оскорблений и травли. Многие считают, что объектом травли может стать человек с физическими или социальными отличиями от общей массы. Это мнение ошибочно. Насмехаться, дразнить и унижать могут любого мальчика или девочку, узнав о его жизни подробности, подрывающие репутацию.

Обижают ребенка в школе по следующим причинам:

  1. Одноклассники видят нерешительность и слабость. Апатичные и сомневающиеся дети, чья самооценка чрезмерно занижена, подвергаются нападкам чаще остальных.
  2. Происхождение из неблагополучной семьи. Дети в школе часто высмеивают неопрятность, неаккуратность, плохую одежду ровесников.
  3. Слабая успеваемость. Двоечники редко пользуются авторитетом, над ними смеются и дети, и учителя.
  4. Внешние недостатки. Полные мальчики, слишком высокие девочки, малыши с физическими патологиями развития или банальными веснушки часто слышат неприятные шутки в свой адрес.

Что творят в школе? Изгоя могут избить, унизить вербально, постоянно дразнить его недостатками, высмеивать в больших компаниях и не принимать в массовые игры. Для маленькой жертвы школьные обиды могут иметь печальные последствия во взрослой жизни, поэтому нуждаются в незамедлительном решении. Если ребенка обижают в школе, что делать родителям? Необходимо разобраться в конфликтной ситуации и причинах ее возникновения, подключив классного руководителя и родственников обидчика.

Как помочь своему ребёнку?

  1. Завести разговор на эту тему. Узнать, не обижают ли его или не обижает ли он кого-нибудь. Во втором случае стоит объяснить, что сильная личность не самоутверждается за счёт слабых. Пусть ребёнок будет умнее и показывает своё превосходство в чём-то другом (учёбе, спорте, воспитанности и т. д.).
  2. Если ребёнка обижают в школе, поговорите с классным руководителем. Пусть он понаблюдает, если сам не был в курсе дела.Может ваш сын или дочь сами виноваты, что его обижают (обзывается первым, берёт без спросу вещи и т.д.). В моём классе был такой случай, пытались с родителями поговорить с этим ребёнком, чтобы он прекратил свои нехорошие действия и тогда его перестанут трогать. Даже беседовала с «обидчиками» и просила их не реагировать агрессивно на этого ребёнка, быть умнее. Иногда это помогало.
  3. Если всё-таки обижают, то расскажите про тактику «игнорирования». Пусть не обращает внимания на нападки и в скором времени они прекратятся. Когда нечего «высасывать» из человека – его оставляют в покое.

Как понять, что ребенка обижают в школе?

Что делать, если ребенок отказывается ходить в школу. Как понять родителям, что пропуски занятий, плохая успеваемость являются следствием не того, что он не желает учиться, а потому, что ему там плохо.

Самым первым признаком того, что малыша «травят» сверстники, является его нежелание посещать учебное заведение. Проблема усугубляется еще и тем, что дети, попадая в такую ситуацию, не любят объяснять причины нежелания посещать коллектив и не хотят обсуждать подобные темы с родителями.

Из-за подверженности своего рода насилию (ведь издевательства со стороны сверстников являются именно насилием над ребенком), ребенок может начать заикаться, у него проявляются признаки развития нервного тика, может нарушиться сон, аппетит, общее эмоциональное состояние.

Утром, отправляясь на занятия, ребенок часто симулирует болезнь, ищет любой удобный повод, чтобы остаться дома, будь то выдуманная болезнь, другие занятия и прочее.

Возвращаясь из школы, ребенок, который подвергается насмешкам и издевкам, чаще всего агрессивен, морально раздавлен, утомлен, печален.

Если педагог стал жаловаться на частые опоздания вашего сына или дочери на уроки, это тоже является тревожным звоночком, свидетельствующим о том, что ребенку неприятно находиться в стенах школы. Кроме того, на фоне негативного отношения одноклассников, у него может ухудшиться успеваемость по предметам.

Если вы заметили, что у ребенка часто портятся личные вещи (рвутся книги, тетради, ломаются пеналы, ручки и прочие школьные принадлежности), он возвращается грязный, его одежда испорчена, измазана, то это прямой признак, что в отношениях с классным коллективом у него далеко не все в порядке.

Дети часто дерутся в школе, особенно мальчишки. Не каждую драку следует расценивать, как обиды. Если ребенок ведет себя в целом обычно, если ссора с товарищами не вызывает у него нежелания посещать занятия, то причин для паники нет. Но в любом случае, родители должны посетить классного руководителя и выяснить, не является ли драчливость обычной характеристикой их ребенка. Возможно, он сам является зачинщиком «травли» кого-то из одноклассников.

Ответственность за буллинг

Большинство подростков, которые совершают противоправные (в том числе и с моральной точки зрения) действия относительно своих одноклассников, полагают, что не понесут за это ответственность. Но, так не считает Уголовный Кодекс РФ. Начиная с 14 лет, подросток может отвечать уже по таким статьям:

  • Статья 111 – умышленное причинение вреда здоровью, в том числе и психологическому.
  • Статья 213 часть – хулиганство.
  • Статья 112 – причинение вреда здоровью средней тяжести.
  • Статья 158 – кража
  • Статья 161 – грабеж.
  • Статья 162 – разбой.
  • Статья 163 – вымогательство.
  • Статья 167 часть 2 – умышленное повреждение чужого имущества.

С 16 летнего возраста в силу вступает ответственность и по таким статьям УК РФ:

  • Статья 110 – доведение до самоубийства вследствие жесткого обращения, систематического оскорбления, унижения чести и достоинства.
  • Статья 282 – , возбуждение ненависти или вражды.
  • Статья 116 – нанесение побоев.
  • Статья 119 – угроза убийством.
  • Статья 128.1 – клевета, распространение заведомо ложных сведений.
  • Статья 117 – истязание физическое или психологическое.

Если обидчику меньше 14 лет – за его действия будут отвечать родители, статья 5.35 КоАП РФ.

Ответственность могут понести и учителя, если будет установлено, что они халатно относились к свои должностным обязанностям. Статья за халатность также есть в УК РФ.

Каким может быть буллинг

  1. Насилие может принимать физическое и психологическую формы.
  2. Физическое насилие принимает силовую форму (побои, избиения) или проявляется в порче имущества.
  3. Психологическое насилие – это более коварный метод, влияющий на моральное и эмоциональное состояние человека. Коллектив может воздействовать на психику подростка обзываниями, унижениями в словесной форме, бойкотами, запугиваниями и угрозами в течение длительного времени.
  4. В настоящее время широкое распространение получил — кибербуллинг, травля ведется посредством интернета.
  5. Отдельно выделяется сексуальное насилие, где имеет место принуждение к совершению каких-либо действий сексуального характера. Объектом насилия, как показывает практика, становятся не только подростки, но и дети. Опасность может исходить как со стороны одноклассников, так и взрослых.

Короткометражный фильм на тему буллинг в школе. Это трогательное видео, при просмотре которого до слез жаль человека на которого началась настоящая травля. Это ужасно, но такие истории происходят в почти в каждом классе. Ведь в любом классе находится тот, кто ведет себя не как все. И коллектив, как правило, воспринимает это в штыки. Наша история про мальчика, который просто сказал правду, но одноклассники восприняли это совсем иначе и начались издевательства в школе:

Как помочь ребенку

Разбирая ситуацию с обидчивым ребенком, можно заметить, что дети часто не знают, какие виды реакций на обиду существуют. Взрослый должен раскрыть для ребенка возможности иного реагирования на обиду.  Каким образом?

  • Помочь отказаться от обобщений. Обиженный ребенок говорит, что его все обижают. Необходимо расшифровать, разобрать ситуацию на конкретные случаи нанесения обиды. Когда ребенок думает, что обижают все, у него не остается выхода из ситуации обиды. Он может замкнуться и перестать общаться. Поэтому стоит выяснить, кто именно нанес обиду;
  • Посоветовать прямо обратиться к обидчику. Это один из важных видов реакций на обиду, когда малыш прямо заявляет обидчику, что ему неприятно определенное действие, слово или отношение. Такой подход помогает защититься от обиды и сохранить дальнейшие доброжелательные отношения;
  • Можно проигнорировать. В некоторых случаях обидчивый ребенок становится своеобразной мишенью для злых на язык детей. Поэтому какое-либо объяснение бессмысленно, наоборот, именно такую реакцию ожидает обидчик. Можно проигнорировать обидные слова, представив, что обидчика нет рядом, хотя это требует выдержанности и эмоциональной устойчивости, что доступно более взрослым детям;
  • Использование отговорок. Некоторые автоматические ответы на обидные слова помогут построить защиту. Например, на прямые обзывательства наподобие «Неумеха» можно ответить: «Здравствуй, Неумеха, приятно познакомиться, меня Сергеем зовут». Подобная манера реагирования удобна для детей дошкольного и младшего школьного возраста;
  • Развивать интерес к другим детям. У обидчивых детей слишком большая сконцентрированность на себе и своих недостатках. Им кажется, что их все критикуют. У таких детей необходимо формировать неподдельный интерес к другим ребятам. Для этого нужно, чтобы дети больше общались, узнавали личные качества, интересы, способности сверстников. Увидев в другом ребенке личность, малыш перестанет копить обиды;
  • Самостоятельная оценка собственных достижений. Обычно обидчивый ребенок сильно зависим от чужого мнения. Если его похвалили, то он доволен и рад, не заметили его работу или хороший поступок, он обижается. Таких детей нужно учить замечать свои достоинства и ценить их. Можно начать с самого малого: при письме пусть выделит наиболее удачно написанные буквы. Оформил объемную работу, пусть гордится своими достижениями и т.д. Следует научить ребенка находить внутренние опоры, чтобы чужое мнение не давлело над его личностью;
  • Совместный поиск способов защиты от обид. Обсудите с ребенком, какие еще способы реакции на обиду он представляет, что можно было бы сказать, сделать. Запишите на листочке его предложения, допишите свои варианты. Предложите малышу выбрать из списка наиболее удачный вариант, обыграйте его с помощью ролевой игры. Это поможет ребенку в будущем правильно реагировать на обиду.

Совет 6

Не забывайте самого главного: ребенок должен осознавать, что может довериться вам, найти помощь, получить советы, иначе он может замкнуться в себе, развить комплексы, которые помешают ему в дальнейшей жизни

Поделитесь с ним своим опытом, расскажите о подобных случаях, которые происходили с вами или с вашими знакомыми, обратив особенное внимание на то, к какому решению пришли в сложной ситуации. Отметьте, что безвыходных положений не бывает, что часто то, что кажется «смертельным» ребенку сейчас, потом будет восприниматься как обычный эпизод школьной жизни

Говорите о достоинствах, ведь, как правило, причиненные обиды влияют на самооценку и веру в себя, свои возможности. Но старайтесь быть объективными, иначе ваша ложь только навредит. Будьте ребенку другом! Пусть он чувствует вашу поддержку, прислушивается к вашим советам. Не перекладывайте решение этой проблемы на плечи учителей, психологов, работников правоохранительных органов. Ваша задача – научить ребенка жить в коллективе, сохраняя при этом свое достоинство и считаясь с мнением других детей.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий