Развивающие программы и мультфильмы для малышей: всегда ли они полезны?

Отрицательные последствия

Негативное влияние виртуального мира на детскую психику появляется из-за двух причин: неправильного выбора мультиков и слишком долгого времени просмотра. Психологи называют следующие последствия от злоупотребления анимацией:

Нарушения в работе нервной системы

Длительный просмотр мультиков с быстрой сменой кадров (в частности, американских сериалов) тормозит развитие корковых отделов головного мозга. Они отвечают за две важные функции: коммуникативные навыки и координацию движений. То есть ребенок рискует стать необщительным и вялым.

Формирование деструктивных моделей поведения

Это обратная сторона воспитательной функции. Если мультики подобраны неправильно, то ребенок может перенимать у персонажей отрицательные черты: эгоизм, хамство, распущенность, агрессию. 

Развитие психической зависимости

Зависимость формируется тогда, когда ребенок смотрит мультики часами и не имеет альтернативных вариантов досуга. Такое часто наблюдается в семьях, где родители постоянно заняты и не уделяют время совместным играм. 

Развитие синдрома гиперактивности

Гиперактивность — это проблемы с вниманием. Из-за сильного эмоционального перевозбуждения ребенок не может сосредоточиться на учебе, общении, играх и других конструктивных занятиях

Вспышки гнева сменяются полным отчуждением. Синдром гиперактивности мешает ребенку нормально адаптироваться в обществе. При возникновении такой проблемы родители должны обратиться к психологу.

В каком количестве можно показывать

В раннем возрасте дети прилипают к мелькающим картинкам. Они уже требует получения этого видео ряда. Родители легко уступают им. Дети начинают плакать, кричать, требовать, закатывая истерики. Без этого занятия они уже не могут спать, есть, не могут занять себя. Поэтому маленькое количество очень быстро перерастает — большое.

Яркий персонаж из мультфильма

Видимость, что ребенок застыл, уставившись в экран телевизора, планшета, компьютера, неотрывно следит за тем, что происходит.

Когда мы смотрим фильм (взрослые люди), наш мозг давно сформирован. Конечно, на нас оказывается влияние, но оно минимальное.

Но когда ребенок смотрит телевизор, его мозг только находиться в активной стадии формирования, развития, роста. Это означает, если он часто и подолгу смотрит быстро мелькающие картинки, то его мозг привыкает, что надо постоянно выделять вещество, чтобы тормозит восприятие.В будущем у такого малыша будет четко сформулирована привычка, не уметь быстро реагировать на то, что быстро происходит вокруг, уже в обычной жизни.

Смешарики: Пин-код (Россия)

IMDb: 7,7
Кинопоиск: 7,6

У знаменитого российского мультсериала, посвящённого приключениям смешариков, есть познавательный спин-офф «Пин-код». Полюбившиеся персонажи Крош, Ёжик, Бараш и Нюша знакомят юного зрителя со строением планеты Земля, физическими законами, объясняют механизм образования природных явлений. Отдельные серии мультфильма посвящены биологии, медицине, химии, астрономии и другим наукам.

Просмотр мультсериала будет интересен и полезен любому ребёнку. Профессионализм создателей и хороший сюжет сделали мультфильм «Смешарики» популярным и среди взрослой аудитории. Многие родители с удовольствием смотрят «Пин-код» вместе со своими детьми и освежают в памяти знания, подзабытые после школьных лет.

Смотреть развивающие мультфильмы для детей 2-х лет или нет?

Конечно же, найдутся и сторонники, и противники этого вопроса. Вот, например, мнение врачей-офтальмологов по этому поводу категорично. Они считают, что до двух лет запрещено смотреть мультфильмы. Ведь частая смена ярких картинок вредит зрению и может привести к близорукости еще в дошкольном возрасте. До двух лет мультфильмы лучше сменить на  диафильмы. А вот уже после двух можно начинать просмотры, но делать это постепенно

Первое на что должны обратить внимание родители – это медленная смена картинок, чтобы ребенок успевал концентрировать свое внимание

Читай также: Что нужно знать маме о развивающих центрах? 3 вопроса специалисту

Логопеды, в свою очередь, считают, что мультфильмы в раннем возрасте плохо влияют на развитие речи. Ведь того потока слов, который льется к нам с экранов, недостаточно. Деткам живое общение требуется как воздух. Чтобы учиться говорить, малышам нужно видеть артикуляцию и получать ответную реакцию от родителей на свои слова. Притом герои мультфильмов чаще всего разговаривают в быстром темпе, что мешает выделить отдельные слова.

Я, как психолог и педагог раннего развития считаю, что когда родители постоянно включают мультфильмы своим крохам, то они лишают их сенсорного развития. Ведь маленькие детки познают окружающий мир через органы чувств: пробуют на вкус, трогают ручками, ощущают запах. Ощущения – это основа будущего малыша. Даже развивающие мультфильмы, не смогут дать этого крохе

Плюс ко всему, просмотр мультиков не развивает произвольное внимание, не учит анализировать и концентрировать внимание. Внимание, память и способность анализировать будет развиваться только в том случае, когда мама после просмотра мультфильма сядет со своей деткой и обсудит сюжет

Польза развивающих мультфильмов для детей до 2-х лет

Но не может быть все так плачевно, мультфильмы могут приносить и пользу, но только в том случае, если к просмотру подходить с умом и не переусердствовать. И как говорил еще врач Парацельс: «Любое вещество может быть и ядом, и лекарством – все зависит от его дозы». Вот так и мультфильмы, если использовать в разумных дозах, то они могут принести немало пользы. Я не призываю отказаться от мультфильмов и вовсе их не смотреть. В нашем современном мире – это просто нереально. Просто нужно делать это осмысленно.

Читай также: Нужно ли покупать раскраски ребенку? Отвечает специалист

С какого возраста можно смотреть мультфильмы?

Многие специалист сходятся во мнении, что лучший возраст для просмотра мультиков – это два годика. До двух лет лучше ограничиться диафильмами, где картинки медленно сменяют друг друга, что способствует концентрации внимания крохи.

Но если вы все-таки решили показывать мультфильмы своему крохе раньше двух лет, то нужно придерживаться правил при их выборе и просмотре. Вот несколько моих советов, как правильно выбрать мультик и каких правил придерживаться при просмотре, чтобы он не навредил, а действительно принес пользу:

  • Перед тем, как показать мультфильм крохе, пересмотрите его сами.
  • Он должен быть хорошего качества с приятным музыкальным сопровождением.
  • Выбирайте мультфильмы с познавательным и добрым сюжетом, без агрессии и насилия.
  • Отдавайте предпочтение коротким простым историям, с реальными героями.
  • Устраивайте совместные просмотры, обсуждая поступки героев и сам сюжет.
  • Смотрите мультфильмы в первой половине дня. Старайтесь ограничить просмотры перед дневным и ночным сном.
  • Контролируйте дистанцию и расстояние между экраном и глазками малыша.

Сколько по времени можно смотреть мультфильм ребенку до 2-х лет?

Продолжительность просмотра должна быть не больше 10-15 минут. Но лучше всего начинать с мультфильма, который длится минут пять, и с каждым разом понемногу увеличивать время. Смотреть мультфильмы старайтесь не больше двух раз в день.

Читай также: С какого возраста ребенку можно играть на планшете?

Главное помнить, что мультфильмы не должны заменять реальное общение карапуза с родителями!

ТОП мультфильмов для малышей до 2-х лет:

  1. Тини Лав
  2. Даша – путешественница
  3. Классический ребенок
  4. Фиксики
  5. Паровозик Тишка
  6. Нуки и друзья
  7. Клуб Микки Мауса
  8. Мусти
  9. Лунтик

Наш специалист:

Яна Докашенко,

педагог раннего развития,

Детская студия «Капитошка», Сумы.

Развивающие мультики для детсадовцев (4-5 лет)

В этот период дети начинают искать себе кумиров – тех, на кого они хотят быть похожими

Поэтому они обращают внимание на все, что смотрят, читают, видят. Психика детсадовцев более устойчива, так что на это время необходимо подобрать те мультики, которые смогут увлечь сюжетом, показать пример поведения и научить чему-то новому.

1. Щенячий патруль

В центре внимания – команда спасателей из щенков и их предводителя, мальчика Райдера. Они защищают родную бухту от проблем, напастей и мелких неприятностей. Попутно они учат правильному поведению в развлекательной форме.

Мультик поможет найти пример для ребенка, так как главарь Райдер – умный, всесторонне развитый ребенок, который готов помочь товарищам в любую секунду. А каждый из щенков имеет свою специализацию, которая помогает всей команде в выполнении заданий

Мультик подается в легкой комедийной форме, но именно она поможет понять, как важно малышу быть смелым, умным и заботиться об окружающих.

2. Фиксики

Рассказ о маленьких человечках Фиксиках. Они живут практически в каждом доме. Их цель – устранять поломки в технике и не только. Например, когда человек бьет сломанный телевизор, и тот начинает работать – это Фиксики успели его починить.

В мультике основные персонажи – семья из двух родителей, чьи имена – Папус и Мася, и их детей Симки и Нолика. Они помогают семье двенадцатилетнего мальчика ДимДимыча чинить все в доме. Из этого сериала ребенок может узнать, как устроены различные вещи, механизмы и системы. Например, как именно работает интернет, пылесос, шариковая ручка и так далее.

3. Пчелка Майя: Новые приключения

История о пчелке и ее окружении. Маленькая Майя живет, познает мир и радуется жизни. В ее истории много обычных и сказочных ситуаций. На них она учится правильной жизни. Ребенок узнает в сериале много новых качеств. И благодаря этому сможет учиться различным ситуациям на чужом примере.

На основе жизни пчелок показывается обычный мир людей. Малыш сможет ознакомиться с ним и принять нормы поведения еще до полноценного контакта с общественностью. Персонажи в мультике яркие, сюжет разный в каждой серии.

4. Робокар Поли и его Друзья

Мультик о веселых машинках-трансформерах. Они попадают в разные жизненные ситуации и вместе находят из них выход. Это сериал о дружбе и взаимопонимании. Ребенку понравятся динамичные и веселые персонажи, каждый из которых – со своим характером.

Ситуации в мультике помогут детям познакомиться с разными мелкими жизненными неприятностями и научиться находить для них решения. Например, как достать со дна бочки мячик или как порадовать своего друга на День Рождения.

5. Чаггингтон: Веселые паровозики

Перед нами город Чаггингтон, основное занятие в котором – паровозное дело. Главные герои – Уилсон, Коко и Брюстер. Они – паровозики, но пока только осваивают нелегкий труд настоящих локомотивов. Каждый со своими особенностями и характером.

Мультик учит дошкольника тому, что для результата надо стараться каждый день, и показывает, насколько важен труд. При этом нельзя забывать о хороших отношениях, верности и дружбе. Малышу будут интересны яркие цвета и несложный, но интересный сюжет.

6. Клуб Микки Мауса

Развивающая программа от Disney для дошколят. В ней участвуют самые известные герои мультипликационной студии – Микки Маус, Дональд Дак, Минни Маус, Гуфи, Дейзи Дак и Плуто. Вместе они решают задачки и находят решения для проблем.

Мультик интерактивный, во время него происходит активное участие ребенка в происходящем. Микки Маус вместе с друзьями обучает ребенка таким навыкам, как счет, логика, правильное поведение. Он учит всегда оставаться вежливым и быть любознательным.

Топ 15 полезных обучающих фильмов и мультфильмов для детей

Любой родитель хочет видеть своего ребёнка умным и эрудированным. Однако заинтересовать детей наукой достаточно сложно. Многим из них скучно читать литературу, написанную сухим языком – дети гораздо лучше впитывают информацию, представленную в упрощённой и наглядной форме. Развивающие фильмы и обучающие мультфильмы гораздо больше увлекут детей, чем учебники по физике или биологии.

Яркая картинка, смешные персонажи, увлекательный для юной аудитории сюжет помогут ребёнку усвоить сложную информацию. Правильно подобранные родителями обучающие фильмы делают учёбу для их детей увлекательным времяпрепровождением.  

Риски

Неврологи отмечают, что дети, которые пусть даже и не смотрят телевизор, но находятся в помещении, где он работает, чаще страдают нарушениями сна, ведут себя беспокойно и капризничают.

Чем еще опасен просмотр мультфильмов?

  • Ребенок становится более пассивным.
  • Просмотр телевизора, особенно рекламных роликов — огромная нагрузка на незрелую эмоциональную сферу малыша, поэтому может спровоцировать эмоциональную неустойчивость, нарушения сна и поведения.
  • Снижается «творческое начало».
  • Дети, проводящие много времени перед телевизором/компьютером, позже начинают говорить, а их речь отличается простотой.

Вред современных мультфильмов для детской психики

Злоупотребление мультфильмами влияет не только на физическое здоровье малышей. Они оказывают серьезное воздействие на психическое развитие. Врачи выделяют несколько отрицательных аспектов.

Формирование плохой привычки. Зависимость от мультиков – одна из самых серьезных детских зависимостей. Привыкший к мультикам малыш без телевизора становится капризным, апатичным, нервным. Его сложно заинтересовать книгой, рисованием или лепкой. Ведь на экране все происходит гораздо динамичнее, громче, ярче, эмоциональнее.

Заторможенность некоторых реакций. Знаменитый детский врач Евгений Комаровский описывает следующий пример: в мультфильме мяч летит прямо на ребенка. Вдруг смена кадра, и мяч исчезает. Ребенок усваивает правило: можно не бояться летящего на тебя предмета, ведь он тебя не достанет. В результате у малыша нет реакции увернуться. Это часто становится причиной повышенного травматизма.

Гиперактивность, повышенная возбудимость. Чтобы ребенок не мог оторваться от экрана, мультики делают динамичными, с быстрым ритмом и сметной кадров. Дети усваивают такой ритм жизни как нормальный.

Вялость, апатия, малоподвижность. Другие дети, перегруженные мультиками, реагируют с точностью до наоборот. Оторвавшись от просмотра, они не в состоянии сами себя занять. В ожидании очередного сеанса они ведут себя равнодушно, не интересуются обычными детскими формами досуга.

Многие родители поддаются на провокации об особенном вреде американских мультфильмов

Якобы, отважное и боевое поведение диснеевских принцесс может отбить у девочек желание становиться хранительницами очага. А женственные фигуры героинь западных мультиков внушают мальчикам искаженный идеал спутницы жизни. Обычно в противовес ставят работы студии «Союзмультфильм», на которых выросло нынешнее поколение

Обычно в противовес ставят работы студии «Союзмультфильм», на которых выросло нынешнее поколение.

Но большой разницы тут нет. Вспомните, что говорят родители Дяди Федора в мультфильме о Простоквашино. Они постоянно разговаривают на повышенных тонах, скандалят и, фактически, выживают сына из дома. «Если тебе этот кот так важен – выбирай: или кот, или я!», – восклицает мама. «Был бы у меня такой кот, я бы, может, и не женился бы никогда», – рассуждает папа.

Главное правило развивающих мультфильмов

Практически все подобные мультфильмы идут с пометкой «совместный просмотр», подразумевая, что мама или папа посмотрят его вместе с ребенком, попутно давая комментарии к происходящему на экране. Тогда просмотр действительно даст свои плоды. Однако в этом будет заслуга не сколько мультфильма, сколько общения родителей и ребенка.

Прежде чем показывать ребенку тот или иной развивающий мультфильм, просмотрите его сами, убедитесь, что он действительно несет полезную информацию в доступной форме.

Мамам и папам на заметку:

Никогда не заставляйте малыша смотреть даже полезные мультики, если он этого не хочет — это может сформировать неправильные привычки в отношении проведения свободного времени.

Типы «развивашек»

  • Образы и музыка. Как правило, такие мультфильмы выходят сериями. Один выпуск про цвета, другой — про транспорт, третий — про профессии. Образы сменяют друг друга, яркие картинки, красивая музыка. Обязательно рассказывайте малышу, что это такое показывают.
  • Слова и понятия. Эти «развивашки» направлены на формирование энциклопедических знаний. Чаще всего это просто демонстрация тех или иных предметов по темам. Показывают морковку и говорят, что это морковка, возможно, еще расскажут, что она оранжевая и растет в огороде.
  • Сюжетные мультфильмы. Такие мультфильмы предназначены для детей постарше, от 2-3 лет. Главный герой решает какую-то проблему, обучая детей. Малышам могут рассказать и показать, как застилать постель, как накрывать на стол, как играть в прятки. Но не забывайте о том, что дети лучше учатся на личном примере родителей.
  • Интерактивные мультфильмы. Эти мультики «общаются» с ребенком и поощряют его действия, призывают похлопать в ладоши, спеть, посчитать дублоны, ответить на тот или иной вопрос. Такие мультфильмы хорошо подойдут для детей после 3 лет.

Если все-таки вы решили, что развивающим мультфильмам — быть, то следуйте правилам безопасности просмотра.

  • Смотрите телевизор только в сидячем положении, расстояние — не менее двух метров.
  • Размер экрана должен быть не менее 21 дюйма, при увеличении экрана должно увеличиваться и расстояние до него.

Мультфильмы для малышей (до 5 лет):

Малыш Билл (маленький Билл) – сериал, главный герой 5 летний малыш Билл – с которым в каждой серии дети могут учиться – обходиться с разными сложными темами, общаться, мириться, сочувствовать. В мультфильме здорово показана поддержка в семье, отношения со старшими братом и сестрой и появление младшего.
Тигрёнок Даниэль и его соседи – один из моих любимых сериалов, Главный Герой – Тигрёнок, который живет в волшебном мире с друзьями – котёнком, совой, принцами и девочкой. Это абсолютно терапевтический сериал – созданный при поддержке психологов – серии о том, что можно делать с агрессией, тревогой и проч.
Доктор Плюшева – волшебная сказкатерапия – (не только для девочек). Очень аккуратно в каждой серии обходятся с тем, что может тревожить детей разного возраста. В каждой серии красивейший саундтрек – песни тоже можно использовать в жизни с детками.
Малышарики – вместе с героями можно учиться. Хороший, продуманный сериал.
Медвежонок Нуки и его друзья – очень хороший развивающий мультик. Плюшевые мягкие герои, и сам сериал добрый и мягкий.
Непоседа Зу – терапевтический фаворит.  🙂 Очень люблю этот сериал – в городе Зебр вместе со своей семьёй – родителями, бабушкой и дедушкой, и прабабушкой живет зубрёнок Зу. Каждая серия – добрая история

С примером гармоничной поддержки взрослых, с проживанием какого-то важного опыта.
Оливия (4+ и для старших) сериал о свинке Оливии и ее друзьях (мы со старшим сыном зачитывались книжками об этой героине). Свинке 9 лет, у неё есть младший брат (с которым она соперничает)

Одноклассники. В сериале хорошее чувство юмора. Много забавных узнаваемых ситуаций.
Фиксики – обучающий мультсериал. В нем все хорошо. Но – важно чередовать его с собственным поиском ответов. Важно дать возможность ребенку успеть – сформулировать и задать Свой вопрос, а не приучать к готовой подаче информации. Уже подрастает малюковое поколение, перестимулированное фиксиками. И не проходящее фазу «почему?».
Поезд динозавров – для маленьких палеонтологов.
Октонавты – путешествие вместе с командой подводных исследователей.
Ну и конечно, Корисні Підказки – мульт энциклопедия нашего канала ПлюсПлюс (3+ …)  🙂

Последствия просмотра телепередач для детей раннего возраста

Пассивное восприятие видеопрограммы ребенком в первые два года жизни лишает его эмоционального, социального и необходимого умственного развития. Малыш не научится общаться и играть, проводить различные манипуляции с предметами и исследовать их. Не происходит никакого взаимодействия с окружающим миром, с людьми и животными. Только в живом общении можно развивать умения и приобретать необходимые навыки.

Развитие речевых навыков у ребенка происходит от рождения до двух лет. При общении со взрослыми дети начинают подражать им, повторять слова и словосочетания. Некоторые малыши в возрасте год – полтора говорят предложениями, повторяют несложные четверостишия, разучивая их вместе с родителями. Без речевого взаимодействия с мамой или бабушкой развитие речи не происходит. Пассивное прослушивание мультсказки не стимулирует к общению и не способствует желанию говорить

Этот важный для развития речевых навыков малыша жизненный этап можно пропустить, не реагируя на детские попытки привлечь к себе внимание взрослых. В дальнейшем у ребенка могут быть различные проблемы не только с обучением, но и с развитием психики, с умением находиться в коллективе и с общением в целом

Живое общение – это положительные эмоции для ребенка. Он учиться смеяться, реагировать улыбкой или видеть улыбку мамы в ответ на его действие или речь. С героями мультфильмов этого не получается. Малыш может выражать свои чувства и эмоции, но ответной реакции не последует. Такое «общение» приведет к отрицательным психологическим последствиям и несоответствующему социальному развитию. При поступлении в первый класс таким детям будет очень сложно воспринимать речь учителя, они ведь привыкли только смотреть на объект, а не слушать его.

Было замечено, что малыши, которые много времени проводили возле телевизора в возрасте до трех лет, независимо от назначения телевизионной передачи, не умеют концентрировать свое внимание в младшем школьном возрасте. Им очень трудно воспринимать любую новую информацию

Детские программы и мультипликационные фильмы в больших количествах как будто перемещают ребенка в другую реальность – более красочную, веселую, сказочную, яркую и абсолютно неестественную. Такая искаженная реальность и настоящая жизнь часто прямо противоположны или очень отличаются, малыш может мимовольно научиться неправильным вещам и поступкам.

Специалистами доказано, что телепередачи для детей младше трехлетнего возраста негативно влияют на развитие речевых навыков, внимание, на умение сосредоточиться и сконцентрировать внимание, вызывает пассивность и замедляет развитие

Современные мультфильмы: как не запутаться

Примерно с полугода дети начинают проявлять осознанный интерес к меняющимся картинкам в телевизоре, пытаются повторять ритмичные движения. Учитывая популярность гаджетов, сегодня дети чуть ли не с пеленок умеют обращаться с пультом от телевизора, сами включают планшет, снимают с блокировки смартфон

Это, конечно же, неплохо, но важно во всем соблюдать меру. Для начала необходимо разобраться, какие конкретно мультфильмы представлены сегодня на современном рынке. Развивающий мультфильм – это история со смыслом, имеющая обучающий характер

Такой мультфильм должен иметь конкретную идею. Проще говоря, это не просто «прыгалки-догонялки», а мини-урок на определенную тему. Развивающие мультфильмы делятся по возрастным категориям:

Развивающий мультфильм – это история со смыслом, имеющая обучающий характер. Такой мультфильм должен иметь конкретную идею. Проще говоря, это не просто «прыгалки-догонялки», а мини-урок на определенную тему. Развивающие мультфильмы делятся по возрастным категориям:

0-2 года

«Образы и музыка» – от 0 до 2-х лет. Это довольно простые короткие видео с часто меняющимися картинками. Фоном обычно выступает спокойная музыка или комментарии автора. Сюжет носит развивающий потенциал. Это может быть демонстрация животных, цифр, букв, простая анимация. Такие мультфильмы по длительности занимают от 3-х до 5-ти минут, и обычно выпускаются сериями. Они характеризуются частой сменой тематики и образов. В одной серии покажут все цвета радуги, в другой – транспорт, в третьей – музыкальные инструменты. Такие мультфильмы требуют комментариев, чтобы ребенок мог понять, что же такое там показывают.

от 2-х до 3-х лет

«Слова и понятия» – от 2-х до 3-х лет. Такие мультфильмы по сути заменяют чтение книг. Рассчитаны для детей, которые только учатся говорить. Сюжет направлен на развитие энциклопедических знаний. В сюжете обычно представлены определенные предметы, и описание к ним. Например, показывают сливу, а за кадром читается текст: «Это слива. Она растет на дереве в саду. Слива сладкая и вкусная. Она синего цвета». По такому же принципу ребенку могут рассказать про цифры, животных, овощи, ягоды и т.д. Как правило, дети любят смотреть такого плана «развивашки». С их помощью действительно можно добиться успеха – многие родители отмечают, что ребенок стал говорить больше слов, или научился считать до десяти, без их участия. Тем не менее, заменять такими мультфильмами чтение книг – нельзя. Специально для сайта https://razvitierebenca.ru/ 

от 3-х до 5-ти лет

Сюжетные мультфильмы – от 3-х до 5-ти лет. В таком возрасте ребенок впитывает любую информацию как губка. Он уже имеет свои представления о мире, ассоциирует себя с героями. Такие мультфильмы имеют мини-сюжет с началом, проблемой и поучительной развязкой. Основной идеей таких мультфильмов является проблема главного героя, которую он решает с обучающей концовкой. Такие мультфильмы учат ребенка правильно реагировать на те или иные жизненные ситуации, носят воспитательную функцию. Из них ребенок может узнать, как застилать постель, как чистить зубы, как поздравить маму с днем рождения, как выручить друга в беде. Несомненно, это полезно и интересно, но все же воспитывать нужно на личном примере, а, не вручив малышу планшет, где ему все расскажут.

Интерактивные мультфильмы – от 3-х до 5-ти лет. Такие мультики являются своего рода заменителем разминки (занятия) в детском саду. В них с ребенком пообщаются, поощряя его на действия – сделать вместе зарядку, скушать кашу, похлопать в ладоши, посчитать до десяти, ответить на тот или иной вопрос. Такие «развивашки» созданы в виде игры, поэтому малышам интересно выполнять задания. Тем не менее, такие мультфильмы нужно давать дозировано. Они не должны заменять полноценное развитие малыша в социуме.

После просмотра: наблюдаем за ребенком

Сразу после просмотра родители должны оценить эмоциональное состояние ребенка. Если он воодушевлен, заинтересован или хотя бы спокоен, значит, мультик, вероятно, оказал позитивное воздействие на психику. А вот о проблеме свидетельствуют следующие признаки:

  • бурное негодование из-за того, что серия закончилась;

  • капризы и настойчивые требования не выключать телевизор;

  • истерический смех;

  • подавленность.

Чтобы закрепить воспитательный эффект, рекомендуется подробно обсудить мультфильм с ребенком. В частности, выслушать с его стороны пересказ сюжета, дать оценку поступкам героев, объяснить сложные моменты. Такая практика укрепит взаимоотношения в семье и поможет ребенку быстрее сформироваться как личность.

Вред телевизора для ребенка


!!! Первые три года жизни чрезвычайно важны для физического и интеллектуального развития детей. Начиная с 15-18 месяцев, у них происходит бурное развитие лобных долей мозга, отвечающих за общение с другими людьми. Это наиболее критический период для формирования зрительного анализатора и языковых навыков. Также до 3 лет в ребенковом мозгу формируется фантазия, эмоциональная сфера, творческие наклонности, внутренняя речь и, самое главное, логическое и абстрактное мышление.

Негативные последствия чрезмерного телепросмотра

  • ухудшение зрения и нарушение зрительного восприятия;
  • недостаточное развитие коры головного мозга;
  • мерцающее изображение способно вызывать судороги;
  • недоразвитость крупной и мелкой моторики;
  • плохое развитие мышечной массы;
  • нарушение осанки;
  • агрессивность и гиперактивность;
  • отсутствие границ собственного «Я»;
  • низкий словарный запас и недоразвитие речи (число таких детей за последние два десятка лет возросло от 4 из 100 до 32 из 100);
  • синдром дефицита внимания;
  • нарушение общения и аутизация.

Как и когда появились первые мультфильмы

Мультипликация возникла задолго до изобретения кинематографа. Еще в XIX веке ученые придумали вращающуюся ленту с рисунками на фоне зеркальной подсветки. Первым мультиком в истории стал проект «Комические фазы смешных лиц», вышедший в 1906 году. Во время 3-минутного ролика художник рисует мелом на доске людей, которые оживают. Несмотря на кажущуюся простоту, картина заложила основы современной анимации.

В 1914 году в США вышел первый мультфильм с главным персонажем, который наделен личностными качествами, — «Динозавр Герти». Его создатели использовали технологию анимации по ключевым кадрам, то есть добавляли между основными рисунками промежуточные фазы. «Динозавр Герти» считается предшественником коллекции Disney.

В Советском Союзе мультфильмы производили следующие организации:

  • «Союзмультфильм»;
  • республиканские киностудии — «Киевская студия научно-популярных фильмов», «Беларусьфильм», «Арменфильм» и другие;
  • творческое объединение «Экран».

Большинство полюбившихся людям картин вышли в 1930–1960-е годы. В то время анимация отличалась реализмом фонов и персонажей, а также несла в себе воспитательный аспект. Взять хотя бы «Снежную королеву», «Винни-Пуха», «Гадкого утенка». Несмотря на советскую цензуру, многие мультики актуальны даже сегодня, так как воспитывают в детях общечеловеческие качества: доброту, любовь и сострадание к ближним, вежливость, трудолюбие.

Убойные принты по мультфильмам

Смотреть современные мультфильмы – или те, на которых выросли родители?

При выборе мультфильма лучше всего ориентироваться на интересы и возраст малыша. Если он увлечен животными, то вряд ли ему понравится мультсериал про поезда — и наоборот. Но есть и “универсальные” варианты — те, которые делают акцент не столько на деталях вселенной, сколько на взаимодействии героев.

Многие мультфильмы учат детей дружбе и взаимовыручке: “Поли Робокар”, “Пираты Нетландии”, “Доктор Плюшева” и много-много других. “Фиксики” и “Смешарики” включают в себя познавательный компонент и при этом нескучные. А считающаяся “малышовой” “Свинка Пеппа” исподволь воспитывает не только дошкольников, но и их родителей. В этом мультике очень здорово показан образ спокойной принимающей мамы: она никогда не ругает малышей за шалости, даже если они валяются в лужах, разбрасывают игрушки через минуту после уборки и отказываются снимать новые сапожки две недели.

Сегодня выходит очень много мультфильмов и сериалов, есть даже отдельные детские телеканалы, на которых показывают в основном только мультики, поэтому выбор действительно впечатляющий. Другое дело, что нередко от родителей (и бабушек с дедушками) можно услышать: “Не могу смотреть нынешние мультфильмы — у нас были совершенно другие!”.

Это справедливое наблюдение, однако изменилась не только анимация, но и сама реальность. Старшее поколение росло в мире, где был совершенно другой темп, а сегодня жизнь требует приспосабливаться к быстрому ритму. И в этом детям помогают в том числе и мультики.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий