Развивающие игры Монтессори

Правила обустройства развивающего пространства

Обустроить детскую в соответствии с правилами Монтессори не так сложно, как может показаться неискушённому родителю. Несомненно, помещения в садике или классы в школе довольно просторные, однако и из небольшой детской может получиться комната в Монтессори-стиле.

При организации домашней развивающей среды важно соблюдение следующих правил:

  • ребёнок должен видеть все материалы для занятий, то есть их необходимо располагать в зоне досягаемости;
  • мебель должна подходить малышу по росту и должна быть лёгкой по весу, чтобы ребёнок самостоятельно мог двигать или устанавливать в любом месте стульчик и стол;
  • на пол следует постелить ковёр или плед, поскольку ребёнок обязательно будет играть и заниматься не только на столе, но и рядом с ним;
  • все полочки и стеллажи с игровыми пособиями должны быть «приветливо распахнутыми», чтобы малыш сам смог выбрать нужный предмет;
  • любое отдельное задание должно находиться и предлагаться в своём подносе, коробочке или пластиковом контейнере;
  • каждый предмет, используемый ребёнком, должен быть настоящим, а не муляжом либо игрушкой (то есть малышу нужно давать, к примеру, настоящий совок и веничек).

Такой порядок в организации игрового пространства не только помогает малышу с ранних лет ориентироваться в материалах и пособиях, но и позволяет приучать к чистоте даже совсем маленького ребёнка. Поиграл? Убирай за собой, ставь предмет на своё место!

Игры со звуком

Когда ребенок становится старше и у него развивается музыкальный слух, можно научить его различать звуки и определять их источник.

Сухая фасоль (1,5–4 года)

Возьмите большую стеклянную или керамическую салатницу и наполните ее наполовину сухой фасолью. Выбирайте крупную фасоль: ребенок не засунет ее в нос или ухо, а при ее пересыпании из большой ложки в  миску получится приятный звук. Дайте ребенку большую ложку и покажите, как зачерпывать фасоль и высыпать обратно в миску.

Малышу можно разрешить просто поиграть с фасолинами. Когда он зачерпывает их ладонями, получается интересный звук. Если ребенок просыпает фасолины мимо, покажите ему, как их поднять и положить в миску

Подчеркните, как важно, чтобы все фасолины были в миске. Будьте готовы к тому, что сначала фасолины могут рассыпаться вокруг миски

Не ругайте ребенка, а покажите ему, как все исправить.

Пересыпание фасоли. — Иллюстрация из книги.

Одинаковые колокольчики (2–5 лет)

Для этой игры нужно подготовить 8 или больше пар колокольчиков, чтобы каждая пара звучала одинаково. Поскольку колокольчики могут выглядеть по-разному, ребенок должен играть с закрытыми или завязанными глазами. Колокольчики могут быть двух видов: с ручкой и, например, на ленте. Ребенок одной рукой поднимает колокольчик за ленту и трясет его или ударяет другой рукой, чтобы он зазвенел. Ребенок звонит в колокольчик и откладывает его. Затем берет второй и звонит в него, чтобы проверить, не совпадает ли звук. Он может захотеть еще раз позвонить в первый колокольчик, чтобы вспомнить звук.

Если первый колокольчик не парный, ребенок его откладывает, берет еще один и слушает, не подходит ли его звук. Когда малыш находит пару, он откладывает ее в другую сторону. Затем он выбирает следующий колокольчик. Игра продолжается до тех пор, пока он не найдет все пары колокольчиков.

Игры с колокольчиками. — Источник.

Звуковые цилиндры (3–6 лет)

Еще одно упражнение, которое помогает детям развить способность различать звуки, основано на использовании звуковых цилиндров. Сделать их можно из любых деревянных, пластиковых или стеклянных контейнеров. Они должны быть непрозрачными, чтобы их содержимого не было видно. Также контейнер при потряхивании должен производить четкий звук, когда внутри него находится какой-то предмет.

Можно использовать маленькие стеклянные баночки из-под детского питания: нужно закрасить их или закрыть цветной бумагой, чтобы стенки стали непрозрачными. Шесть контейнеров должны быть одного цвета, еще шесть — другого. Попарно наполните контейнеры (пара разных цветов) предметами, издающими интересные звуки (сухим горохом, фасолью, рисом, песком). Ребенок должен совместить контейнер одного цвета с парным другого цвета, издающим тот же звук. В монтессори-школах наборы из  6  контейнеров помещаются в отдельную коробку, крышка которой выкрашена в тот же цвет.

Игра с звуковыми цилиндрами. — Источник.

Чистка металла

Материал: подстилка на подносе, жидкое средство для чистки металла в бутылке, ящичек с шариками ваты или кусочками наждачной бумаги, по чашке для грязной ваты и небольшого количества чистящего средства, тряпка для полировки, не слишком маленький латунный предмет без украшений.

Цель: развитие координации движений. Чистка предметов из металла.

Возраст: около трех лет.

Как работать с материалом. Учитель подготавливает с ребенком рабочее место. Совместное начало может дать ребенку дополнительный стимул к выполнению упражнения. Все предметы, которые нужны ребенку, должны находиться в поле его зрения. Прежде всего, учитель пододвигает маленькую
бутылку с чистящим средством. При этом он держится за крышку. Большая бутылка была бы дополнительной трудностью для ребенка. Он ставит бутылку на подстилку, откручивает крышку и кладет ее дном вниз. Наливает небольшое количество чистящего средства в чашечку, закрывает бутылку и ставит
ее назад на поднос. Интересный пункт! Открывание, закрывание, наливание, завинчивание. Кроме того, так предотвращают опрокидывание бутылки. Ватным шариком учитель берет темного чистящего средства из чашечки, показывает ребенку небольшое количество чистящего средства на ватке и размазывает его медленными и тщательными круговыми движениями по поверхности предмета.
Грязная вата кладется в заранее подготовленную чашечку. Особенно трудно взять не слишком много и не слишком мало чистящего средства. В то время, пока чистящее средство должно подействовать, учитель выливает остатки средства назад в бутылку и снова ее закрывает. Затем он берет ватный тампон и стирает чистящее средство с поверхности латунного предмета, показывает ребенку грязь на вате. Этот процесс повторяется до тех пор, пока вата не станет чистой. Интересный пункт! Учитель берет тряпку для полировки и натирает поверхность предмета до блеска, показывает предмет ребенку, проводит
упражнения без перерыва, медленными точными движениями и с явным интересом к делу

Так ребенку дают возможность узнать ход действий во взаимосвязи, четко осознать отдельные действия и обратить внимание на дело в целом. Учитель предлагает ребенку повторить упражнение с другой вещью и наблюдает за ним

Через некоторое время можно отойти, но непрерывно поддерживать связь с работающим ребенком. Когда упражнение закончено, учитель показывает, как очистить и убрать нужный материал. Только после уборки упражнение считается законченным.

Дальнейшие упражнения: усложнение упражнения при помощи маленьких, деформированных или украшенных предметов. Новые предметы или средства для работы могут способствовать тому, что ребенок дольше сохраняет интерес к делу.

Контроль над ошибками: грязная тряпка для полировки, блестящая вещь.

Применение: чистка дверной ручки, столового прибора.

Игровая комната и обучающие игрушки

Игровая комната является важным пространством для развития малыша в возрасте полутора лет.​ Важно создать комфортное и безопасное место, где ребенок сможет свободно исследовать и играть.​ В игровой комнате должны быть разнообразные игрушки, способствующие развитию логики, воображения, и моторики.​

Обучающие игрушки играют важную роль в формировании навыков и умений у малыша. Это могут быть пирамидки, конструкторы, наклейки, раскраски, которые помогут развить мелкую моторику, координацию, а также формирование навыков решения задач и логического мышления.​

Важно подбирать игрушки, соответствующие возрасту развития ребенка, и способствующие его разностороннему развитию.​ Обучающие игрушки также могут быть направлены на обучение цветам, формам, буквам, цифрам, что способствует формированию начальных навыков и подготавливает к будущему обучению.​

Игровая комната и обучающие игрушки создают благоприятную среду для развития малыша, способствуют его творческому самовыражению, обучению и формированию навыков, необходимых для успешного адаптирования в обществе.​

Музыкальные занятия и мешочек с различными текстурами

Музыкальные занятия играют важную роль в развитии малыша в возрасте полутора лет.​ Пение, танцы, игра на музыкальных инструментах способствуют развитию музыкального слуха, ритмичности и воображения у ребенка.​ Важно создавать специальное музыкальное пространство, где малыш сможет свободно экспериментировать с звуками и ритмами.​

Мешочек с различными текстурами также играет важную роль в развитии тактильных ощущений у малыша.​ Разнообразные ткани, поверхности и фактуры в мешочке способствуют развитию тактильного восприятия, улучшению моторики рук, и обогащению сенсорного опыта ребенка;

Важно проводить музыкальные занятия и игры с мешочком с различными текстурами, чтобы способствовать разностороннему развитию малыша, обогащению его сенсорного опыта и формированию музыкального слуха, тактильных навыков и умений.​

Структура занятий

Каждое занятие длится 1,5 часа и состоит из следующих частей:

  1. Групповое музыкальное занятие, или Круг. Это особая форма работы, которая включает в себя:

    • приветствие –«эмоциональное» начало, когда дети здороваются со своими друзьями и педагогами;
    • пальчиковые игры;
    • потешки;
    • подвижные игры;
    • знакомство с окружающим миром – природой и социальной действительностью.
  2. Свободная работа с различными материаламии предметами – это самая важная часть занятия, во время которого мама вместе с ребенком занимается тем, что ему интересно, а не тем, чего хочет она или педагог. Процесс совместных занятий очень важен для становления личности маленького человека. В это время ребенок может сам выбирать дело себе по душе, а мама и педагог лишь следуют за ним и помогают ему познавать окружающую среду.
  3. Творчество. Во время свободной работы дети имеют возможность заниматься продуктивной деятельностью. В нашем центре эта деятельность очень разнообразна:

    • рисование мелками, акварелью, карандашами, гуашью, а также с использованием трафарета, соломинки и поролоновых губок;
    • лепка из пластилина и соленого теста;
    • раскрашивание;
    • вырезание и склеивание фигур из бумагии т. д.

    Каждый из этих видов деятельности направлен на развитие мелкой моторики, творческого мышления и способности к эстетическому восприятию.

  4. Заключительный Круг – прощание.

Развитие трехлеток по Монтессори

Монтессори игры для 3 лет разнообразны во всех зонах развития малышей. У маленьких исследователей в три года появляется больше возможностей для развития моторики, мышления, повседневных навыков, математических умений и так далее. Они постепенно приобретают навыки самостоятельности, что радует их и взрослых.

Развитие навыков в практической жизни

В три годика деткам очень интересно играться с мелкими предметами. Этим можно воспользоваться для развития мелкой моторики и практических навыков. Здесь могут быть разные вариации игр:

  • Пересыпание зерна – для игры необходимо подготовить первую миску с любым зерном (гречка, рис, горох, пшено), вторую пустую миску, воронку, чайную ложку. Ребенку необходимо этими предметами пересыпать зерно в пустую миску. 
  • Вылавливание шариков в воде – малышу предлагается миска с водой, в которой плавают несколько теннисных шариков. Ему необходимо выловить эти шарики ситечком. 
  • В миску с водой добавляется несколько капель жидкого мыла. Затем сам дошкольник взбивает венчиком содержимое посуды, получая пену. Восторгу ребенка не предела. 

Знакомство с математикой. В этом разделе существует много игр и разных вариаций с цифрами и фигурами. Ребенок в 3 года может понимать и называть формы и цвета – игры по системе Монтессори стимулируют его к этому. Эти знания и умения нужно совершенствовать.

Есть такие игры, которые вместе с математическими навыками развивают письмо: для игры необходимы карточки с цифрами на шершавой поверхности. Мама, занимаясь с малышом, называет цифру и проводит пальцем по ней, отмечая способ написания и направление. Через несколько занятий малыш сам захочет ее написать на бумаге, этому не нужно препятствовать.

Развитие мелкой моторики, мыслительных процессов

Очень хорошо для этого в возрасте 3-х лет использовать игры-шнуровки Монтессори. Они стимулируют работу пальчиков, малыш ищет разные новые пути шнуровки. Для этого понадобится самодельная поверхность с отверстиями для шнурков, или купленные фигурки со шнуровкой.

Эти и другие игры помогают в развитии детей дошкольного возраста. Прикладывая все усилие к воспитанию и развитию способностей малыша, из него получится гармонично развитая личность.

Людмила Редькина, психолог, специально для Mirmam.pro

Полезное видео

https://youtube.com/watch?v=oRti_0nSbIQ

Игры для ребенка – основной способ получать новую информацию. Зная это, можно решить вопрос того чем занять ребенка в дороге – существует множество интересных развивающих игр, в которые можно играть в пути.

Играем с манкой.

Сегодня в каждом уважающем себя Монтессори-центре есть лоток с манной крупой, который пользуется стабильной популярностью у детей в возрасте от 1 года до 2 лет.

Изготовить такой лоток дома можно за несколько минут – достаточно насыпать тонкий слой манной крупы на поднос или в коробку с небольшими бортиками. Покажите малышу, что на манке можно рисовать, оставляя следы пальцами:

При рисовании пальчиками у ребенка развивается мелкая моторика, происходит легкий массаж подушечек пальцев (что благотворно влияет на активизацию самых различных областей мозга). К тому же рисование на крупе отлично успокаивает нервную систему.

Рисовать на крупе можно не только пальчиками. Предложите малышу поэкспериментировать с кисточкой или палочкой:

Покажите, как наносить на манку отпечатки ладошкой или самыми разнообразными предметами (малыш с интересом будет исследовать свойства различных вещей, оставляя на крупе следы колесиками от машинки или массажным мячиком, рисуя волнистые линии вилкой; для рисования на манке подойдет любой интересный ребенку предмет):

Как видите, развивать ребенка с помощью игры совсем не трудно! Особенно, если это ролевые игры.

Игры Монтессори своими руками, какие и как можно сделать

Методика уделяет большое внимание сенсорике, поэтому игрушки рекомендуется делать из натуральных материалов. В первую очередь необходимо убедиться в их безопасности

Если игрушка Монтессори своими руками выполнена из дерева, она должна быть хорошо обтесана и окрашена нетоксичной краской.

Одними из самых популярных игр дидактического направления можно назвать создание карточек на различные тематики. Их можно как нарисовать самостоятельно, так и распечатать на принтере. Рисунки должны быть яркими и выразительными. Картотека может быть посвящена животным и их детенышам, овощам и фруктам, технике, одежде. Например, выдаются резиновые или нарисованные животные, а малыш должен найти им соответствующую карточку с описанием.

Обратите внимание! Дома самостоятельно можно изготовить сенсорные коврики. За основу можно взять старое плотное покрывало или большое полотенце

На материал по желанию пришиваются пуговицы, делаются аппликации на различные тематики. Такие игрушки развивают сенсорику, являются профилактикой плоскостопия.

Важно, чтобы все занятия были сориентированы на интересы ребенка. Родители и воспитатели только лишь наблюдают со стороны на их изменение, чтобы своевременно предложить новый этап развития

Создание развивающей Монтессори-среды дома

Поскольку в системе Монтессори первоочерёдную роль играют условия для раскрытия потенциала ребёнка (а не навязывание готовых шаблонов), то возрастает роль развивающей среды. В детской комнате ребёнка желательно выделить несколько ключевых зон развития:

Зона практической деятельности. Её задача — привить навыки самообслуживания, выполнения простейших бытовых функций. Сюда помещаются функциональные игрушки: посуда, предметы для уборки (желательно настоящие, а не игрушечные — губки, тряпочки, щётки и пр.), пособия с пуговицами, кнопками, молниями, шнуровки и пр.
Зона сенсорного развития. Это различные мелкие предметы, пазлы, коробочки с крупой, сенсорные мешочки, формочки-вкладыши, наборы геометрических фигур разной формы, размера, цвета, музыкальные инструменты, молоточки, баночки с ароматическими веществами, лоскутки тканей разной фактуры, опять-таки шнуровки и пр. В целом здесь находятся предметы для развития органов чувств

Вообще, Монтессори уделяла особенное внимание развитию осязания и мелкой моторики, считая, что именно точные действия с мелкими предметами совершенствуют мышление, речь, память, внимание.

Зона родного языка. Здесь дети изучают буквы, учатся чтению, готовятся к освоению навыков письма, развивают звуковое восприятие

Соответственным будет и наполнение зоны: карточки с шершавыми (из бархатной бумаги) буквами, слогами и целыми словами, просто фигурки букв, их трафареты для обводки, манная крупа с подносом (на ней ребёнок будет выводить буквы) и пр.
Математическая зона. Здесь находятся коробки с цифрами (карточки и объёмные фигуры), знаки для овладения действий сложения, вычитания, умножения и деления, штанги, веретёна, доски Сегена, набор золотых бусин и пр. Причём необязательно, чтобы дошкольник освоил все математические действия (особенно умножение и деление): всё зависит от его энтузиазма, индивидуального темпа развития.
Естественно-научная, или космическая зона. Здесь малыш знакомится с окружающим миром (в том числе со вселенной), учится классифицировать живую и неживую природу, познаёт в ней взаимосвязи и закономерности. У ребёнка будет возможность провести настоящие опыты: например, убедиться, что дерево горит, а камень тонет в воде, соорудить мини-вулкан, который будет извергаться и пр. В зоне находятся различные карточки с изображениями растений, животных, плакаты по строению человека, глобус, карты мира, модели планет Солнечной системы и пр., материалы для опытов.
Зона развития крупной моторики, или двигательная. Находится она в отдалении от других зон и содержит в себе спортивное оборудование.

Игрушки

Методика развития детей по Монтессори изобилует идеями игрушек для любого возраста, которые вполне посильны для домашнего воплощения.

Сенсорные мешочки

Сенсорные мешочки предназначены для детей от полугода до 4 лет. Они представляют собой ёмкости из ткани или другого мягкого материала, наполненные крупами, бисером и другими предметами, которые ребёнку будет интересно пощупать и потрясти.

Варианты самостоятельного изготовления такой развивающей игрушки очень разнообразны: можно просто сшить полотняные мешочки, использовать воздушные шарики или прострочить кружочки из полиэтилена.

Сенсорные мешочки — фотогалерея

Для того чтобы сшить мешочки из ткани, потребуется:

  • отрез ткани;
  • нитки и иголка;
  • ножницы;
  • метр или линейка;
  • булавки;
  • швейная машинка;
  • наполнитель.

Последовательность действий.

  1. Размечаем и вырезаем прямоугольники из ткани.
  2. Складываем прямоугольники лицевой стороной внутрь и закрепляем булавками.
  3. Прошиваем боковые и частично верхний срез на машинке.
  4. Выворачиваем мешочек на лицевую сторону.
  5. Засыпаем наполнитель.
  6. Вручную зашиваем оставшееся отверстие.

Изготовление сенсорных мешочков — фотогалерея

Рамки-вкладыши по Монтессори

Игрушка рамка-вкладыш в оригинале представляет собой деревянную панель с расположенным посередине вкладышем в виде геометрической фигуры, который малыш может достать и поставить обратно за прикреплённую к нему ручку-держатель.

Игра рамка-вкладыш один из самых простых для самостоятельного изготовления

Самостоятельно изготовить рамки-вкладыши можно из картона. Для этого потребуется:

  • плотный картон;
  • ножницы;
  • линейка;
  • клей;
  • краски;
  • крупные бусины для изготовления ручек-держателей.

Последовательность действий.

  1. Расчертить на картоне квадраты и вырезать их.
  2. В центре каждого квадрата начертит геометрическую фигуру.
  3. Вырезать фигуры, раскрасить разными цветами и приклеить к ним ручки-бусины.

Создать Монтессори-среду для ребёнка у себя дома, не затрачивая больших денег на специализированные промышленно изготовленные пособия, вполне реально. Для этого необходимо лишь знать основные принципы методики и ознакомиться с классическими вариантами игровых и учебных материалов. Проявив немного фантазии, воплотить в жизнь собственными руками можно практически любую из идей.

Развивающие игрушки «по Монтессори» — что это такое

Игрушки для детей Монтессори несут в себе как развлекательные, так и развивающие функции. Они направлены на приобретение ряда качеств, способствующих адаптации ребенка к окружающему миру. По большому счету, можно превратить его комнату в среду, развивающую навыки поведения малыша. Главное, чтобы предметы были удобны для маленьких ручек и не доставляли проблем во время игры.

При выборе учитываются:

  • размеры;
  • натуральные расцветки:
  • экологичные материалы.

Монтессори развивашки градируются по возрастам, поэтому для каждого периода взросления предусмотрены наборы разной сложности. Они должны быть понятны и просты в использовании. Пестрота и многофункциональность может сбить ребенка с толку и не принести планируемых результатов.

Настоящие наборы Монтессори выполнены только из натуральных материалов.

Автор методики уделяла большое внимание развитию осязания и тренингу мелкой моторики малышей. Она считала, что действия с мелкими предметами тренируют память, внимание, интеллект

Ребенку потребуется время не только на то, чтобы правильно выполнить задание, но и на аккуратную раскладку материала по местам после игры. Такой взгляд изначально воспитывает самостоятельный подход к решению первоочередных задач.

Развивающие игрушки Монтессори направлены на сортировку, угадывание предметов на ощупь, нанизывание элементов на единую основу, манипуляции с природными материалами. Все они предназначены не для групповой, а для индивидуальной игры.

Рамки с застежками

Деревянные рамки с различными застежками: большие пуговицы, маленькие пуговицы, кнопки, банты, шнурок, который вдевается в дырку, шнурок, который наматывается на крючки и петли, застежки из ремешков, застежки-“липучки”.

Материал. В качестве примера приводим работу с застежкой “бант”. Квадратная деревянная рамка, обтянутая тканью из двух половинок, с внутренней стороны которых пришиты по 5 тесемок. Тесемки одной половинки отличаются по цвету от тесемок другой.

Цель: развязывание и завязывание бантов, развитие моторики, координация движений.

Возраст: около трех лет.

Как работать с материалом. Учитель начинает снизу вверх развязывать один бант за другим. Он берется за концы завязок и тянет их в разные стороны. Завязывание банта – очень сложное действие. Через анализ хода событий и повторение ребенок яснее понимает ход действия. Он развязывает снизу
вверх все узлы, откидывает в разные стороны половинки ткани и расправляет завязки с разных сторон. Двумя руками он берется за половинки ткани в уголках и совмещает их на середине. Он берет две нижние завязки и кладет их друг на друга крест – накрест. Действия с завязками выполняют не всей рукой, а только кистью. То же самое происходит со всеми остальными завязками. Затем учитель просовывает конец верхней завязки под нижнюю и тянет за него. Так получается узел. Из одной завязки он образует петлю и держит ее у самого узла большим и указательным пальцами. Большим и указательным пальцами другой руки он ведет свободную завязку спереди назад вокруг петли и просовывает ее через возникшее отверстие над узлом. Затем учитель выполняет действие с двумя петлями одновременно, так, чтобы из них получился бант с равными концами. Ребенок может повторить упражнение полностью или только часть.
Контроль над ошибками: половинки ткани не подходят друг другу. Бант развязывается сам собой.

Применение: завязать бант на своей одежде или на одежде другого ребенка. Помощь в приобретении самостоятельности.

Занятия и материалы от 3 до 6 лет

Дети в этом возрастном периоде становятся ещё более самостоятельными, особенно после прохождения так называемого кризиса трёх лет. Теперь дошкольник стремится получать новые знания за счёт сторонних источников информации, например, книжек.

Любимые и нелюбимые виды деятельности

После трёхлетнего возраста ребёнок уже не столь активно интересуется «суррогатными» бытовыми занятиями, поэтому зону практических навыков можно постепенно уменьшать.

Малыш уже готов физически и психологически выполнять реальную работу по дому, например:

  • ухаживать за собой (эти действия включают не просто чистку зубов, мытьё рук, а участие в готовке обеда, мытье посуды, сервировке стола);
  • убираться в квартире (сейчас ребёнок готов подметать, мыть пол, протирать пыль, ухаживать за домашним животным или любимым растением).

Сенсорика отходит на второй план, на первый же выдвигается активная работа с материалами. Например, дети с большим удовольствием занимаются с кинетическим песком (отличается большей пластичностью, по сравнению с обычным).

Узнайте больше информации о том, что такое кинетический песок и в какие игры можно играть с этим пластичным материалом, из статьи детского психолога.

В детской песочнице ребёнок может:

  • смешивать различные оттенки;
  • лепить не просто куличики, а настоящие «произведения искусства»;
  • сравнивать созданные фигурки по размеру, окраске и форме;
  • прятать и отыскивать клады;
  • создавать из песка буквы и цифры и т.д.

Привычные шумовые баночки уже не актуальны, сейчас нужно отдавать предпочтение детским музыкальным инструментам: барабанам, дудкам и даже синтезаторам.

Если ребёнок с удовольствием играет в игрушки для детей более младшего возраста, не стоит забирать и давать те, которые кажутся вам более правильными. Монтессори предполагала, что малыш сам должен выбирать интересное занятие.

Письмо и чтение

4 — 5-летний ребёнок активно интересуется написанием букв. Стоит ли самим учить малыша писать? Специалисты советуют заняться подготовкой руки и пальцев к овладению этим навыком.

С этой задачей справятся такие занятия, как:

  • штрихование;
  • выведение букв на манке или кинетическом песке;
  • работа в прописях;
  • вырезание ножницами;
  • нанизывание крупного бисера на леску.

Шесть лет – стандартный возраст обучения чтению. Подготовиться к овладению этим навыком помогут следующие упражнения по методу Монтессори:

упражнения на определение звуков (к примеру, родитель предлагает ребёнку отыскать в комнате те предметы, которые начинаются на звук «р»);
работа с небольшими подписанными предметами, которые хранятся в одной коробке;
работа с карточками, которые включают изображение и его название (важно, чтобы буквы произносились так же, как и писались);
прочитывание небольших книг с крупными иллюстрациями и небольшим сопроводительным текстом.

Также повышается увлечённость математическими занятиями. Методика Монтессори отличается определёнными пособиями для формирования этих навыков. Однако и в домашних условиях также можно подобрать подходящие упражнения и пособия.

Основная задача родителей – показать, как можно совмещать визуальный образ цифры с её названием. К примеру, если вы хотите, чтобы ребёнок запомнил – 3+3=6, нужно сложить рядом карточку с цифрами и необходимое количество бусинок или жетонов.

Расширять знания об окружающем мире можно и во время прогулок. Ребёнок, гуляя по парку, может собирать листья и растения, чтобы создать потом гербарий. Также шестилетний малыш уже способен фотографировать животных, которых он видел в зоопарке, для создания собственной картотеки.

Советы по организации домашних занятий с детьми разного возраста

Рекомендации родителям по домашним занятиям целесообразно разделить по возрасту.

До года

Уже с 5 месяцев мама может использовать бизиборды, ведь эти развивающие пособия придумала именно Мария Монтессори (изначально они были деревянными, сегодня же адаптировались в мягкие коврики и книжки). Также можно использовать тактильные упражнения с подушечками, наполненными крупами, камешками, пенопластом. Пусть кроха их просто трогает.

Интересно, что идея создания бизиборда (развивающей доски) принадлежит именно Марии Монтессори

Ещё один вид занятий — протягивание карапузу предметов, перекладывание их из одной детской ручки в другую.

Видео: развивающие игрушки по Монтессори для младенцев

Смотрите это видео на YouTube

С годовалого возраста и до 3 лет

Диапазон упражнений расширяется, добавляются такие варианты:

  1. Игры с водой. Малыш вылавливает из тазика с водой мелкие игрушка, камушки (руками или сачком), льёт воду из леечки, переливает жидкость с одной ёмкости в другую.

  2. Нанизывание предметов на опору (по принципу пирамидки).
  3. Игры с ложкой (вылавливание с её помощью предметов).
  4. Упражнения с прищепками (закрепление их на верёвке, ткани).
  5. Застёжки, шнуровки.
  6. Сортировка предметов, насыпанных в одну ёмкость (пуговицы, макароны, мелкие игрушки и пр.).

  7. Рисование на песке палочкой, кистью и пр.
  8. Кормление пластиковой игрушки (через прорезанный рот).
  9. Лепка из пластилина (скатывание шариков, колбасок).

Видео: игры с водой по Монтессори

Смотрите это видео на YouTube

Для возраста 2–5 лет

Уже активно привлекаются деревянные игрушки (геометрические фигуры и пр.), пазлы, дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром. Начинается изучение цифр и букв.

В период с 2 до 5 лет уже начинается изучение цифр и букв

Кроме того, следует активно привлекать ребёнка к выполнению домашних бытовых дел: помощь в стирке, уборке, приготовлении пищи (например, замесить тесто, разложить фрукты по цвету).

В этом возрасте развивается усидчивость, усложняются освоенные прежде навыки ухода за собой, уборки в доме. Активно идёт обучение математике, чтению. Ребёнку предлагаются упражнения для тренировки навыка письма (печатные штриховки, прописи, рисование букв на доске мелом и пр.). Более разнообразными становятся игры по ознакомлению с окружающим миром (например, на тему космоса).

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий