Учим ребёнка читать: обзор методик и прочие важные моменты

Частые вопросы родителей по скорочтению

Ниже ответы, на популярные вопросы от родителей, с которыми мы часто сталкиваемся.

Вопрос: В каком возрасте лучше начинать обучение скорочтению?

Ответ: Обучение скорочтению может начинаться с 10-12 лет, когда у детей уже устоялись навыки чтения и формируется интерес к обогащению своих знаний. Однако, каждый ребенок индивидуален, и если ребенок проявляет интерес к развитию этого навыка раньше, можно начинать и раньше.

Вопрос: Какие методы наиболее эффективны при обучении скорочтению?

Ответ: Существует несколько методов, которые позволяют развивать навыки скорочтения у детей. К ним относятся упражнения на увеличение скорости чтения, тренировка внимания, техника сканирования, использование электронных устройств с программами для скорочтения, а также упражнения на распознавание слов и чтение группами слов. Родители могут подбирать и комбинировать разные методы, чтобы найти наиболее эффективный подход для своего ребенка.

Вопрос: Какой прогресс можно ожидать от обучения скорочтению?

Ответ: Прогресс в развитии навыков скорочтения зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Некоторые дети могут достичь заметных результатов уже после нескольких недель практики, в то время как у других это может занять больше времени

Важно поддерживать и поощрять ребенка, давая ему время и возможности развиваться

Вопрос: Как долго следует заниматься каждый день для успешного обучения скорочтению?

Ответ: Регулярная практика очень важна для успешного обучения скорочтению. Для детей старше 10 лет рекомендуется заниматься каждый день около 15-30 минут

Важно не перегружать ребенка, а делать занятия увлекательными и интересными

Вопрос: Каким образом скорочтение поможет моему ребенку в повседневной жизни?

Word-мастер

Данный способ предполагает наличие специального пособия: деревянного планшета с вырезанными в нем буквами. Задача детей вставить букву на свое место.

Достоинства:

  • Как правило пособие изготавливается из фанеры – экологически чистого материала;
  • При обучении чтению одновременно происходит тренировка мелких мышц руки и пальчиков, что способствует развитию мелкой моторики;
  • Таким способом можно не только читать, но и изучать счет;
  • Пособие может быть выполнено не только в форме планшета, но и в любой другой, фантазийной.

Недостатки:

Родители отмечают, что использование доски ограничено, так как там вырезаны буквы строго в алфавитном порядке.

Игра «Закончи слово»

Еще одна игра с картинками, но картинки в этом случае подойдут совершенно любые, от открыток до вырезок из журналов. К картинкам при помощи скрепок нужно прикрепить бумажки с написанными на них первыми буквами названий того, что на них изображено. Окончания слов тоже нужно написать на бумажках и разложить перед ребенком. Его задача посмотреть на изображение, прочитать начало слова и найти бумажку с подходящим окончанием (для разнообразия добавьте к бумажкам несуществующие варианты окончаний).

Есть еще один вариант данной игры, но уже без картинок. На карточках пишутся начала слов, которые относятся к какому-то одному обобщающему термину (животные, посуда, одежда, мебель, обувь, времена года и т.д.). На других карточках пишутся окончания слов. Задача малыша – правильно составить слова, а потом сказать, как все это можно назвать одним словом, например: «сапоги» + «кеды» + «валенки» «обувь», «пальто» + «штаны» + «юбка» «одежда» и т.п.

6

Как обучить ребенка читать по слогам дома?

Разумеется, что обстановка в развивающей группе или классе, которую посещает ваш ребенок, способствует тому, что малыш больше сконцентрирован на учебе, что он пытается подражать сидящему рядом ребенку, а то и включается в соревновательный процесс.

Однако таких занятий бывает недостаточно и нужно обязательно заниматься с ребенком дома.

В обучении ребенка чтению дома должна принимать участие вся семья.

Хорошо, если родители смогут усадить ребенка заниматься и сами наберутся терпения учить малыша. Можно взять классический букварь Н.С. Жуковой и постепенно показывать, как читаются слоги. Такое действие приучает ребенка к дисциплине и к тому, что он знает, что есть время для игры, а есть время для занятий.
Но если вдруг такое не получается, то можно обучать ребенка чтению слогов в игровой форме. К примеру, мама готовит в кухне, малыш сидит за столом и раскладывает кубики или карточки. Мама руководит процессом: покажи мне букву М, а теперь покажи мне букву А. Теперь эти буквы подружились и стали вместе играть и петь МА- МА. Потом пусть ребенок «подружит» и другие гласные с буквой М. И так постепенно он выучит слоги.

Упражнение 4 Освоить фоточтение

Задача скорочтения — не научить вас быстро читать, а легко вычленять суть, понимать и усваивать информацию

Фоточтение похоже на сканирование: такой метод учит воспринимать тексты поверхностно и обращать внимание на ключевые детали

Метод не подходит для изучения научной литературы, где важны цифры и детали. Но с его помощью можно ознакомиться с содержанием пресс-релиза или статьи.

Процесс фоточтения проходит в несколько этапов.

Концентрация на процессе. Необходимо выбросить из головы все лишние мысли, абстрагироваться от посторонних шумов, расслабиться и приготовиться усваивать текст.

Предварительный просмотр. Нужно выяснить структуру текста: изучить содержание книги, чтобы понимать, о чем пойдет речь. Просмотреть подзаголовки и заключение. Составить условный план текста.

Фоточтение. Быстро просмотрите небольшие массивы текста. Каждой странице уделите несколько секунд — буквально сканируйте написанное. Решите для себя, какие части материала наиболее важны для изучения, и составьте общее представление о тексте.

Быстрое чтение. Вернитесь к наиболее важным частям текста и перечитайте их

На этом этапе важно осмыслить материал, сформировать свое мнение о тексте и авторе

Советы и рекомендации

Вы можете выбрать одну из представленных выше методик или найти какую-то другую, которая так или иначе дополняет уже описанные популярные способы обучения чтению.

Например, существует методика Ольги Соболевой, разработанная на основе способа Марии Монтессори и дополненная авторскими методами.

В ней вводится такое понятие, как колорифмика – это чтение при помощи проработки цветом рифмованных окончаний.

При выборе любой методики мы рекомендуем придерживаться системности, созданной автором, и последовательности изучения. Если необходимо, на каком-то из этапов можно остановиться чуть дольше, чем это предполагал автор.

Будьте готовы к трудностям, протесту и нежеланию обучаться.

Придумывайте игры и стимулируйте малыша к получению новых знаний.

Чтение по слогам

С самых ранних лет человека повсюду окружают буквы. Тексты книг, вывески на магазинах, сообщения в мобильном телефоне – трудно представить себе хотя бы один день, когда нет необходимости что-то прочитать. Для школьников навыки работы с текстом важны не меньше, чем для взрослых. От того, насколько хорошо ученик воспринимает информацию из учебников и различных пособий, напрямую зависит его успеваемость в школе

Именно поэтому так важно готовить малышей к учебе в младших классах заранее

Изучить буквы и звуки обычно не сложно, если каждый день уделять время занятиям. А вот для детей, начинающих читать слова по слогам, бывает не просто освоить этот этап обучения. Во многом это связано с отсутствием четкого плана тренировок, который бы позволял получать новые навыки и правильно закреплять их. Так и получается, что сколько бы родители не пытались читать для детей слова по слогам, малышам не всегда удается самим освоить это умение.

Безусловно, стоит разграничивать требования к знаниям для ребят разного возраста. В зависимости от того, пошел ли малыш в школу или еще посещает детский сад, нужно по-разному относиться к занятиям с ним. Подробно рассмотрим основные рекомендации для родителей дошкольников и учеников младших классов.

Учим читать: готов ли ребенок обучаться чтению?

По мнению психологов, лучший возраст для обучения чтению – от 4,5 до 6 лет. На практике научиться читать ребенок стремится в возрасте 5 лет. Стоит помнить, что каждый ребенок индивидуален в своем развитии, и если вы не укладываетесь в общепринятые сроки, это говорит только о том, что процесс обучения следует немного отложить.

Существует целый ряд факторов, говорящих о том, готов ли ребенок в данный момент осваивать процесс чтения. Вот самые важные из них:

  • Нет проблем с произношением — у ребенка соблюден правильный темп и ритм речи, поставлены все звуки;
  • Нет проблем со слухом – ребенок не переспрашивает по многу раз, не коверкает простые в произношении слова;
  • Достаточное владение речью — богатый словарный запас, умение строить фразы и понятно для окружающих выражать свои мысли;
  • Развитый фонематический слух – ребенок может свободно различать звуки речи, воспроизводить услышанные звуки, называть первый/последний звук в слове;
  • Свободная ориентация в пространстве – ребенок четко знает понятия право/лево и верх/низ.

Внимательно наблюдая за ребенком, вы заметите момент, когда ему станет интересно складывать буквы в слова. Знакомые символы на вывесках магазинов чадо будет показывать маме и папе, а однажды попытается прочесть целиком. Разумеется, в свои первые попытки кроха наверняка прочтет слово неправильно, но это не страшно – это говорит о том, что его мозг созрел для усвоения нового навыка.

Ответы на частые вопросы

За сколько можно научить ребенка читать?

На обучение чтению с нуля может уйти 6–8 месяцев с малышом 4–5 лет. Взрослый ребенок, 6–7 лет, овладевает навыком быстрее, за 3–6 месяцев. Если посещать занятия в развивающем центре, репетитора, дополнительно читать дома, срок уменьшается до 2–4 месяцев.

Хотя в этом видео вы можете познакомиться с реальной историей о том, как ребенка научили читать по слогам за 2 часа.

Как научить читать, если ребенок не хочет?

Категоричный отказ от уроков с книгами, таблицами, кубиками можно побороть усилением мотивации. Заинтересуйте нехочуху яркой книжкой на любимую тему, расскажите, почему уметь читать полезно, необходимо. Ежедневно рассматривайте картинки в книгах, читайте вечером, днем, обсуждайте сюжет.

При появлении первых признаков заинтересованности пробуйте играть с буквами, разгадывайте ребусы, используйте раскраски.

Может ли ребенок научиться читать сам?

Такой вариант возможен, если в семье есть старшие дети. Малыш наблюдает за выполнением домашних заданий, начинает подражать ученикам школы. Когда обнаружится, что кроха сам выучил буквы, родителям нужно только чуть ускорить процесс.

Купите букварь, дайте немного теории, примените несколько методов скорочтения. Если дошкольник склонен к самообразованию, усидчив, покажет хорошие результаты.

Должны ли воспитатели учить ребенка читать?

В обязательную учебную программу детского сада уроки чтения не входят. Воспитатели в подготовительной группе могут дать небольшое количество информации о звуках, буквах.

Читать учат в начальном классе школы. Исключением являются специализированные или частные сады, где родители оплачивают дополнительные занятия по подготовке к первому классу.

Нужно ли учить читать до школы или в школе всему научат?

По нормам ФГОС родители не обязаны учить читать детей до поступления в школу. Учитель не может требовать таких знаний от ребенка. В программу начальной школы заложены часы на изучение букв, звуков, слогов, обучение чтению. Во второй класс все школьники переходят с развитым навыком чтения.

Но так как большинство детей приходит в первый класс уже читающими, количество часов на эти темы резко сократилось по сравнению с советским временем. Первоклашкам с логопедическими, психическими нарушениями, да и многим здоровым ученикам тяжело успеть усвоить этот материал за такой короткий срок. Они начинают отставать от одноклассников.

Поэтому обучая детсадовцев чтению заранее, вы облегчаете процесс адаптации ребенка в школе, повышаете его успешность.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Как заинтересовать малыша чтением

Чтобы домашнее обучение было успешным, главное — мотивировать малыша, суметь вызвать у него интерес к чтению. Рекомендации здесь будут следующими:

Конечно же, с раннего возраста (буквально с рождения) читать крохе книги, показывать яркие картинки, беседовать по содержанию сказок и рассказов. Полюбив книгу, ребёнок сам захочет научиться её читать.

Сводить дошкольника в библиотеку

Пусть он полистает детские книги на полках, выберет понравившееся издание (конечно, читать его ещё будет мама).
На прогулке всё время привлекать внимание карапуза к вывескам магазинов, красочным рекламным баннерам. Нужно говорить ему, что слова и буквы окружают нас повсюду, так здорово самому уметь их читать

Личный пример взрослых

Малыш должен чаще видеть родителей с книгой, нежели с планшетом или у экрана телевизора. Очень полезны семейные чтения.
Знакомить ребёнка с ровесниками или детьми постарше, которые уже умеют читать

Это может подстегнуть малыша.
Повесить в детской комнате или в другом месте дома яркий плакат с алфавитом, который будет привлекать внимание ребёнка. Хороший вариант — интерактивное панно, где каждая буква озвучивается нажатием

Тему букв, алфавита нужно обыгрывать в рисовании, лепке, аппликации, конструировании из подручных материалов. При этом следует развивать образное мышление ребёнка, например, показать ему, что буква «О» похожа на бублик, а «П» — на турник и т. д.
Чаепитие с буквами. Будет здорово найти в магазине печенье в форме букв. Это лишний повод поговорить о них и даже составить слова. Кстати, такое печенье можно спечь дома самостоятельно. Как вариант можно поискать макароны в форме букв.

Приобрести своему чаду магнитную азбуку. Пусть буквы он прикрепляет к холодильнику или на другую поверхность. Также можно поиграть в «магнитную рыбалку»: все буковки сложить в тазик и предлагать малышу достать нужный вариант. А когда он вытащит букву, взрослый проводит аналогию со словом: «Смотри, буква «Ж» так похожа на жука!».
Дать ребёнку попечатать на клавиатуре компьютера, ноутбука, а затем распечатать его «письмо» (ведь дети так любят повторять действия взрослых).
Приобрести домино или лото с алфавитом, в которые взрослые будут играть с малышом. Кстати, такие пособия родители могут сделать и самостоятельно.

Как научить ребенка читать: популярные методики

Кубики Зайцева

Одна из самых известных методик — кубики Зайцева: это 52 кубика, благодаря которым процессе игры малыш может не только составлять различные слова, но и понять, что такое глухие и звонкие согласные. Кубики с изображениями согласных звуков наполнены деревяшками, а с изображениями звонких — металлическими деталями.

  • В качестве приложения к кубика идут таблицы, на которых также есть слоги. Но их предлагается не читать, а пропевать.
  • Кубики различаются по размеру: большие с изображением твердых сочетаний и согласных, а меньшие по размеру кубики — с мягкими согласными.
  • По этой методике обучение чтению обычно проходит быстро и легко для ребенка, но, судя по отзывам, у нее есть и минусы — в школе у ребенка возникают трудности с разбором слова по составу, а при чтении дети могут «глотать окончания». Связано ли это с кубиками Зайцева напрямую — вопрос открытый.

Метод Монтессори

Метод Монтессори предпочитают сторонники раннего развития.

  • Дети сначала учатся писать, а потом уже называть букву или слог. И не просто писать, а выводить пальцем по песку или крупе, штриховать букву, обводить…
  • Придется заготовить много материала, вырезать буквы из бумаги, убирать крупу, что довольно энергозатратно для родителей. Зато весело для детей!

Динамические кубики Чаплыгина

  • В набор входят 10 кубиков и 10 блоков, которые двигаются. Задача ребенка составить пару из гласной и согласной. Они изображены на каждой стороне кубика. Каждый динамический блок включает в себя согласную и гласную буквы.
  • Плюсы методики в том, что в работу вовлечена мелкая моторика, которая тоже играет важную роль в развитии ребенка.

«Складушки» и «Теремки» Вячеслава Воскобовича

  • В «Складушках» Вячеслав Воскобович переработал идею Зайцева: на 21 карточке представлены все склады русского языка с симпатичными тематическими картинками. В комплекте — диск с песенками, тексты которых идут под каждым рисунком.
  • По «Складушкам» часто учат совсем маленьких детей, их можно использовать с трех лет, но создатель методики не рекомендует торопить развитие ребенка, стоит ориентироваться на его готовность к обучению.
  • «Теремки» Воскобовича состоят из 12 деревянных кубиков-теремков с согласными и 12 картонных кубиков-сундучков с гласными. Сначала ребёнок знакомится с алфавитом и пытается с помощью родителей придумать слова, которые начинаются с каждой из букв.Затем наступает пора изучить слоги. В теремок с буквой М вкладывается А — и получается первый слог ма. Из нескольких теремков можно выложить слова. Обучение построено на игре. Так, при замене гласной дом превратится в дым.

Карточки Домана

Карточки Домана — одна из самых необычных методик. Ребенок учится читать не буквы и слоги, а все слово целиком.

  • Родители называют слово и 1-2 секунды показывают ребенку карточку с этим словом. Визуально ребенок его запоминает. Занимаются даже с совсем маленькими детьми. У теории Домана есть сторонники и противники. Обучение чтению проходит обычно быстро, но часто  дети не знают отдельные буквы, а читают действительно — целыми словами. Незнакомые слова прочитать им трудно.
  • Глен Доман выступал против «проверок», запомнил ли ребенок увиденное и считал, что это снизит у детей интерес к обучению.

Хорошее дело — мотивация

Ребенок, правильно настроенный родителями на обучение чтению, будет заниматься с усердием и желанием. Ведь даже у взрослых мотивация играет большую роль. Конечно, есть и такие малыши, которые уже в 3-4 года самостоятельно начинают читать после знакомства с буквами, но это скорее исключение, чем правило. В большинстве случаев требуется специальный настрой и помощь в овладении техникой знакомства со звуками и буквами. Средний возраст, когда ребенок готов обучаться —5 лет.

Приступая к занятиям нужно помнить, что в пятилетнем возрасте основным видом деятельности ребенка бывает игра. Поэтому не стоит сразу устраивать филиал школы на дому. Для занятий будет достаточно и 5-10 минут, но каждодневных. Родители должны понимать, что наказывать малыша чтением нельзя. Это может сформировать стойкое неприятие занятий и последующие проблемы в школе. Угрозы, упреки, нелестные сравнения с другими детьми запрещены. Подумайте, а вы сами смогли бы легко освоить новый вид деятельности?

Чтением нужно заинтересовать. А можно создать интригу: читать сказку или историю, каждый раз предупреждая, что следующая глава будет еще интереснее, а немного позже попробовать пропустить время для чтения по уважительной причине. Заинтересованный малыш будет вынужден сам брать книгу и пытаться в ней ориентироваться. В итоге он неизбежно придет к выводу, что проще самому читать, чем просить кого-то.

Днем вы учите ребенка читать, а перед сном продолжаете знакомить его с прекрасными сказками. Если вы плохо разбираетесь в детской литературе, посоветуйтесь с кем-нибудь или посмотрите списки в интернете, чтобы найти книги по возрасту. Чтение перед сном формирует и замечательную семейную традицию вечернего общения с малышом.

Почему дети читают медленно и как это исправить?

Изучив буквы и освоив слоги, ребенок начинает составлять слова и предложения.

Тут может возникнуть проблема со скоростью, когда ваше чадо уже усвоило материал, но читать быстро ему все равно не по силам.

Обычно это происходит у первоклассников и причины тому могут быть разными: незаинтересованность, малый словарный запас, недостаточное количество практики, низкий уровень оперативной памяти, плохо развитый артикуляционный аппарат, возвратные движения глаз (возвращение к одному и тому же слову или фразе при чтении).

Каков бы ни был корень проблемы медленного чтения, ее нужно исправлять. Сначала определяют причину, а потом подбирают упражнения, чтобы устранить проблему.

Как освоить скорочтение в домашних условиях

Сейчас есть большое количество специализированных курсов, которые обучают этому навыку. Длительность программы может составлять 2-6 месяцев. Можно найти бесплатные курсы и в интернете, для этого есть специализированные сайты, на которых подробно выложены программы обучения.

Можно ли научиться скорочтению дома – вопрос очень сложный и во многом зависит от ребенка и его способностей. Учиться в реальных условиях для школьника будет проще, так как у детей в этом возрасте развить соревновательный признак. Многим детям заниматься легче под присмотром педагога, который может подсказать, направить и помочь в этом.

Основные методики

Есть несколько методик, позволяющих научить ребенка читать, плюсы и минусы каждой из них представим в форме таблицы.

Наименование методаКраткое описаниеДостоинстваНедостатки
Звуковой (фонетический)Дети учатся произносить слова и звуки, к чтению приступают тогда, когда запомнят достаточно фонем для чтения своих первых слов.Используется в школе, поэтому малыш будет спасен от необходимости переучиваться.

Избавляет от дефектов речи, учит правильно не только читать, но и проговаривать слова.

Заниматься можно в любое время в любом месте.

Требует длительного времени, обучение будет долгим.

В первое время малыш будет настолько сосредоточен на процессе верного произнесения фонем, что не поймет смысла прочитанного.

Кубики ЗайцеваОбучение читать по складам (склад – это пара «согласный + гласный, или согласный + Ъ, Ь).Обучение в игре доставит удовольствие и детям, и взрослым. Ребенок учится читать быстро, с радостью, не страдает от выполнения скучного и малопонятного ему действия. Система не привязана к конкретному возрасту, может использоваться хоть в годик, хоть в 5-6 лет.В школе малышей будут переучивать, поскольку преподавать будут фонематический разбор слова, а не деление его по складам. Могут возникнуть некоторые проблемы с буквой Э: на кубиках много вариантов типа «БЭ», «ДЭ», а в русском языке слов подобного рода очень мало.
Карточки ДоманаРаспознание целого слова – без его деления на составные части. Скорее, не чтение, а запоминание и воспроизведение. Ребенок быстро делает успехи благодаря своей удивительно пластичной памяти, постепенно у него формируется понимание принципов чтения той или иной группы букв.Развитие памяти, возможность обучать чтению с раннего возраста.Требуется предварительная подготовка (сделать множество аккуратных карточек), регулярность занятий. Карточки с конкретными словами следует показывать малышу несколько раз в день, учитывая его индивидуальный темп восприятия информации. Нередко дети, обучаемые таким образом, учатся читать ситуативно, не в состоянии прочесть, например, знакомое слово, но напечатанное другим шрифтом.
Методика Марии МонтессориСначала дети учатся писать (для этого задействованы рамки-контуры), только после этого знакомятся с буквами.Занятия проходят весело и нескучно, дети одновременно учатся читать и писать, при этом в процессе чтения не подразделяют слово на слоги, прочитывая его полностью. Занятия способствуют также развитию мелкой моторики.Методика предназначена для работы в группе детского сада, а не в домашних условиях. Потребуется большое количество дидактического материала, который придется приобрести.
Программа Ольги СоболевойПостроена по методике узнавания буквы и нацелена на творческое развитие малыша. Механическое запоминание практически отсутствует, работа построена на ассоциациях.Дети занимаются с удовольствием и учатся любить чтение. Методика помогает узнать много новых слов и не пасовать перед новым видом деятельности, смело использовать творческий подход.Подходит для творческих малышей и их не менее творческих родителей. Нет четкого описания, что и как надо делать, поэтому необходимо проявить фантазию.

Каждая из рассмотренных методик имеет как плюсы, так и минусы, поэтому родителям предстоит выбрать элементы каждой из них, более всего соответствующие особенностям их малыша, и использовать их в ежедневной целенаправленной работе. Есть несколько интересных упражнений, которые родители могут использовать на разных этапах обучения чтению.

Когда начинать учить читать

Как же определить, что ребенок уже готов учиться читать?

  • Ваш ребенок свободно говорит сложными предложениями и понимает то, что читаете ему вы. У него нет трудностей в понимании речи.
  • Ребенок хорошо различает звуки и не путает разные слова с похожим звучанием, например «род» и «рот».
  • У ребенка нет трудностей в выражении своих потребностей.
  • Ребенок различает «право» и «лево», «верх» и «низ». В противном случае вам будет сложно просить «прочитай мне верхнюю строчку» и «какая буква справа?».
  • В 5 или 6 лет нормально уметь читать простые слова большими буквами — МАМА, ПАПА, ДОМ, КОТ. Не надо начинать уроки чтения с романа-эпопеи «Война и мир».

Если у ребенка пока есть проблемы с речью, лучше не торопиться учить его читать, а позаниматься с логопедом. Нет ничего постыдного в том, чтобы признать существующие трудности и помочь с ними справиться. Не стоит сравнивать ребенка с его сверстниками даже, если они с трех лет цитируют наизусть поэмы Некрасова. Сравнивать ребенка мысленно можно только с ним самим в прошлом. Вы увидите, что он растет и развивается в своем темпе. Ему трудно, но он старается!

Регрессии

Регрессии — это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток один из самых распространенных.

Если убрать регрессии, то скорость чтения автоматически возрастает.

Как избавиться от регрессий во время чтения?

Регрессии, прыжки назад, и длительность фиксации можно минимизировать, если использовать что-то, чтобы следить за текстом и задавать себе скорость чтения. Рука, карандаш, небольшая указка могут послужить вспомогательным средством, которое помогает следить за текстом и управляет эффективностью и точностью фиксации. Это позволяет не отвлекаться и лучше удерживать фокус.

Как тренироваться?

Пусть ребенок, во время чтения текста, пальцем или карандашом ведет под строкой, которую читает, стараясь при этом концентрироваться именно на том месте, где в данный момент находится указатель.

При этом обязательный контроль: нельзя останавливаться и возвращаться к прочитанным словам и предложениям. Читая таким способом, не нужно переживать насчет того, удается ли ребенку понять прочитанное. Эта техника рассчитана именно на скорость, а не на понимание.

С детьми, которые любят рисовать, вместо пальчика можно использовать кисточку. Развивая свое воображение, ребенок может мысленно раскрашивать «длинные» или малопонятные слова. Кисточка поможет и в том случае, если ребенок часто ошибается при прочитывании концовок слов. Можно кисточкой закрывать на 1 секунду в каждом слове текста последние 1–2 буквы.

Секрет данного упражнения прост: чем больше движется рука, тем меньше — глаза.

Заключение

Подробнее о методике Гленна Домана можно узнать в его книгах «Как научить ребенка читать или Тихая нежная революция», «Гармоничное развитие ребенка».

Конечно, не все родители готовы дойти до самого последнего шага – чтения книги. Большинство останавливается на 3 шаге данного метода чтения целых слов, и изучают с малышом слова окружающей действительности. Этого вполне достаточно для развития мозга и знакомства с чтением . Дальше дети попадают в детский сад или центр развития и учатся и звукобуквенному анализу, и письму.

В настоящее время методику Г. Домана используют и модифицируют издательства «Вундеркинд с пеленок», сеть развивающих магазинов и студий для детей «Умница» и другие производители, предлагая карточки по разным темам окружающей действительности, где ничего писать и придумывать родителям не нужно.

Наталья Соснина

Соавтор и методист обучающего приложения «Читания», которое прививает навык чтения гармонично и легко. В 2016 году я задумалась о том, как сделать обучение чтению младших дочек интересным и простым. Существующие на тот момент приложения оказались скучными и однообразными. Так мы решили начать разработку своего приложения и включили в процесс всю семью.

Подробнее о Наталье в VK, Instagram и YouTube-канале «Читания».

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий