Как научить ребенка говорить букву Ц без помощи логопеда

Способы постановки звуков [С], [З], [Ц] поэтапно

Насколько разнообразны дефекты в произнесении звуков , , , настолько же многообразны способы преодоления их. Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют кончик языка, боковые края языка, спинка языка. Также необходимы точные движения губ (в улыбке), нижней челюсти (едва опущена) и наличие воздушной струи (достаточно сильной и движущейся посередине языка). Для выработки необходимых движений губ и языка следует провести серию артикуляционных упражнений.

Упражнения для губ

«Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, удерживать это положение 5—7 секунд.

«Трубочка». Вытянуть губы трубочкой:

1-й вариант — произносить длительно звук без участия голоса;

2-й вариант — губы вытягивать слегка вперед, как бы образуя квадрат. Зубы сомкнуты.

«Двери открываются». Медленно открывать рот до получения расстояния в 10—15 мм между верхними и нижними зубами, удерживать губы в положении «Улыбка».

«Зайчик». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, поднять верхнюю губу (наморщить нос), опустить на место.

Опустить нижнюю губу, открыть нижние зубы. Губы и зубы сомкнуты. Повторить 5—7 раз.

Гимнастика для языка

«Блинчик». Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу.

Следить, чтобы нижняя губа не напрягалась. Верхние зубы должны быть обнажены (то есть сохраняется положение «Улыбка»). Если язык не принимает нужную форму, рекомендуется сделать пассивный массаж, произнести с высунутым между губами языком слоги, например «ба-ба-ба».

По достижении успеха сделать язык широким уже без произнесения этих слогов и дуть узкой холодной струей воздуха до образования желобка по средней линии языка.

«Качели». Поднять широкий язык за верхние зубы, а затем опустить за нижние зубы. Выполнять упражнение под счет 8—10 раз.

«Почистим зубки». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

«Горка». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («построили горку»).

«Обезьянка». Покусать боковые края языка (выполнить упражнение «Горка») и, удерживая кончик языка за нижними зубами, прикусить боковые края языка справа и слева (можно произносить «ей-ей-ей»). Если не получается, то произносить звук «и-и-и», максимально растягивая губы и удерживая кончик языка за нижними зубами.

«Киска сердится». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выгнуть спинку и погладить ее верхними зубами. При этом надо следить, чтобы нижние зубы не выдвигались вперед.

«Горка высокая — горка низкая». Кончик языка опустить за нижние зубы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («высокая горка»). Удерживая кончик языка за зубами, оттянуть среднюю часть спинки языка вглубь рта («низкая горка»). Повторить 3—4 раза.

Дыхательная гимнастика

«Ветерок». Просто дуть сквозь сближенные губы, контролируя струю выдыхаемого воздуха с помощью поднесенной ко рту полоски бумаги, кусочка ваты, подвешенного на нитке, или просто путем осязания струи на поднесенной ко рту кисти руки.

«Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.

«Кто дальше загонит мяч?» Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, как бы произнося длительно звук , сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Следить, чтобы ребенок не надувал щеки, произносил звук , а не .

«Поющий пузырек». Упражнение проделывается перед зеркалом с широко просунутым между губами языком, прилегающим своими боковыми краями к углам рта. По середине языка должен образоваться продольный желобок. Держа вертикально пузырек (пробирку), следует поднести его отверстием к средней части переднего края языка. Если в момент дутья вдоль языка образуется желобок, по которому устремляется воздушная струя, то при поднесении пузырька (пробирки) к языку должен быть слышен сильный шум, который указывает на правильный уклад языка.

«Фокус». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине образовался желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Почему ребенок не выговаривает букву «р»?

С проблемой невыговаривания звуков детьми, особенно «р», сталкиваются многие родители. При этом причины такого явления могут быть самые разные:

  • Анатомические. У некоторых деток встречаются аномалии развития речевого аппарата. Некоторые могут влиять на их способность выговаривать звуки:

    • плохая подвижность языка;
    • аномальное строение подъязычной уздечки;
    • неправильный прикус;
    • слабо развитые мышцы щек и губ.

    Исправить такие проблемы достаточно сложно. В этом поможет специальная артикуляционная гимнастика, растяжение уздечки. В некоторых случаях требуется хирургическая операция.

  • Особенности восприятия звуков. В этом случае дети часто путают буквы, переставляют их местами, подменяют одни звуки другими. Причиной может быть нарушение фонетического слуха – когда малыш не воспринимает некоторые звуки.

  • Проблемы с ЛОР-органами. Их могут спровоцировать нарушения дыхания (слабый вдох) или заболевания уха, горла, носа. Болезни, способные спровоцировать нарушение произношения звуков:

    • аллергический ринит;
    • тонзиллит;
    • перенесенная ангина;
    • наличие аденоидов или полипов в горле;
    • парезы ЛОР-органов.

    В этом случае подбирается индивидуальное лечение, направленное на борьбу с основным заболеванием. Также детям потребуется подобрать комплекс логопедических упражнений для восстановления речевых функций.

  • Неврологические нарушения. Поражение речевого аппарата вследствие неврологических патологий называют дизартрией. Такое нарушение влияет не только на чистоту дикции, но и на возможность произносить некоторые звуки.

Отдельно выделяются психологические причины нарушения речи. В этом случае требуется консультация психотерапевта.

Когда родители должны «бить тревогу» и обращаться к логопеду?

Если ребенок не может освоить произношение звуков в течение длительного времени, необходимо обратиться за помощью к логопеду. Поскольку существуют случаи, когда неспособность выговаривать те или иные буквы объясняется физиологическими особенностями ребенка. Так, неправильный прикус может стать причиной картавости или шепелявости. В таких ситуациях врач может назначить специальные упражнения или хирургическую операцию, в зависимости от причин речевых трудностей. Также логопед как профессионал может найти другие причины плохого произношения и работать с ними на более серьезном, нежели родители, уровне.

Какие способы существуют при сигматизме

Постановка звуков «с», «з» и «ц» при сигматизме осуществляется несколькими способами. Они подбираются, исходя из характера отклонения. Сигматизм представляет собой искажение произношения звука «с». Природа происхождения патологии определяется в кабинете логопеда. К возможным причинам сигматизма относят:

  • неврит;
  • перцептивные отклонения;
  • неправильное развитие челюстно-лицевого аппарата;
  • недавно выпавшие молочные зубы;
  • нарушения образного мышления.

Чаще всего звукопроизношение корректируют с помощью упражнений, но в некоторых случаях может потребоваться механический способ воздействия. Комплекс артикуляционных упражнений в каждом отдельно взятом случае будет различаться.

Межзубный сигматизм

Отклонение характеризуется неправильным расположением языка между зубами. Он упирается в края верхних или нижних резцов, из-за чего формируется препятствие для прохождения воздушной струи. «С» в этом случае меняется на «т». Главной причиной такого нарушения считают неправильное построение разговорной речи родителей с ребенком. Вероятность появления межзубного звука снижается при необходимом взаимодействии малыша с взрослыми.

Для правильного произношения свистящих звуков прибегают к способу подражания. В этом случае ребенок пытается повторить за взрослым. Если такой метод не дает результата, постановка осуществляется механическим способом.

Боковой сигматизм

Нарушение речи при боковом сигматизме сопровождается недостаточной активностью мышечной ткани по бокам языка. Кончик органа при попытках звукопроизношения упирается в область альвеол. Речь становится абсолютно нечеткой. Наладить звукопроизношение помогает комплекс специальных упражнений. Среди наиболее эффективных выделяют:

  • попеременное надувание и втягивание щек;
  • максимальное раскрывание и закрывание челюсти, при условии расположения языка на дне рта;
  • продолжительную имитацию жевания с закрытым ртом;
  • вращение языком в предзубной области с приоткрытой ротовой полостью;
  • всасывание воздушной струи через трубочку, сделанную из языка.

Носовой сигматизм

Носовой сигматизм развивается в результате неполного смыкания задней стенки глотки с мягким верхним небом. Такое случается при поражениях нервной системы или при наличии расщелин в небе. С этой формой отклонения помогает справиться упражнение, подразумевающее выдувание звука «ф». Ребенок должен поместить широкую часть языка между нижней губой и верхними резцами. Из такого положения произносится звук «ф». Язык тем временем следует постепенно убирать за зубы.

Особенности постановки звуков

Работу по правке звукопроизношения начинают со звуков, что наиболее доступны малышу. Задействуют все анализаторы: вибрационный, слуховой, зрительный и тактильный. На первых занятиях не стоит создавать в корне новые модели артикуляционных движений и фонем, чтобы вызвать нужный звук. Изначально работа базируется на максимальном использовании доступных ребенку моделей.

Детям, у которых диагностированы сниженная кинестезия или расстройства фонематического слуха, рекомендовано усваивать промежуточные артикуляции. Саму же артикуляцию можно улучшить, выполняя упражнения на удлинение выдоха и необходимое давление воздушного потока. Поэтому постановку звуков обычно начинают в положении лежа, разрабатывая нижне-диафрагмально дыхание. Так ребенок учится плавно вдыхать воздух носом и размеренно выдыхать его ртом.

Выполняя работу по формированию артикуляционного праксиса (способности произносить серию звуков родной речи), нужно учитывать, насколько сильна взаимосвязь мышц органов артикуляции. Полезно использовать такие приемы, которые должны опираться на зрительный контроль (выполнение упражнения ребенок должен контролировать в зеркале):

  • чтобы переместить язык во рту немножко глубже, выдвигают уголки рта вперед механическим путем (например, пальцами);
  • чтобы передвинуть язык вперед, уголки рта отодвигают в стороны.

Корректируя произношение звуков, которые ребенок искажает, не стоит называть их – это вызовет неправильное их произношение.

Постановку звуков производят такими методами:

  1. По подражанию: например, предложите ребенку порычать, как тигр (р-р-р) или издать звук дрели (дррр).
  2. По опорным звукам: например, изучаем звуки в таком порядке — В-З-Ж, М-Б, Н-Д, С-Ш-З-Ж, Ф-В, Ф-С-Ш.
  3. От гимнастики языка по звуку, однако использовать правильную дикцию — Т, Д, Н. Если звуки ребенок произносит межзубно, то следует научить проговаривать их правильно, а затем ставить дефектные звуки.
  4. Механическим методом (с использованием шпателя, пальцев, сосок, зондов).

Если проводится работа над корректированием звукопроизношения, нельзя забывать о таких особенностях:

  1. Параллельная работа над правильностью дыхания и артикуляции обязательна.
  2. Ребенок должен осознанно контролировать собственное произношение на слух.
  3. Изучаемые звуки нужно обозначать специальными знаками-символами.
  4. Для старших дошкольников вводят буквенное обозначение звуков, что способствует дальнейшему обучению грамоте.
  5. Автоматизация звуков и их применение в разных условиях – в слогах, словах и словосочетаниях, предложениях.
  6. Предупреждение дисграфий.

С теорией немного разобрались, приступим к практике.

Виды и механизмы нарушений

Неправильное произношение свистящей группы называется сигматизмом, а замена в речи другими звуками − парасигматизмом. Сигматизмы различаются механизмами нарушения. Причинами являются особенности строения органов артикуляционного аппарата.

К ним относятся:

  • неправильный прикус;
  • слабый или повышенный мышечный тонус языка;
  • расщелина губы, неба.

Перечисленные особенности анатомии приводят к нарушению работы артикуляционной моторики, что является одной из причин неправильного произношения. Самая распространенная причина − неправильное положение языка. Если он расположен между зубов, то речь будет шепелявая. Он может занимать положение для произнесения Т или С, тогда фонема будет звучать нечетко.

Язык может уходить вбок и воздушная струя будет проходить не по центру, а через его боковой край, в результате получается «хлюпающий» эффект. Или он может сильно подниматься к небу, из-за чего воздушная струя выходит через нос и речь звучит гнусаво. Артикуляция может быть похожа на артикуляцию шипящих, а Ц будет звучать как Ф.

Сигматизмы также являются признаками следующих речевых нарушений:

  • дислалии;
  • дизартрии;
  • ринолалии;
  • алалии.

Кроме того, причины искажения звука могут быть социальными:

  • При общении с ребенком взрослые искажают речь, получается так называемое сюсюканье. Такое общение поддерживать можно, пока ребенок не начнет говорить. Он должен слышать правильное произношение звуков, чтобы потом его речь была грамотной.
  • Ребенок общается со взрослыми или детьми, имеющими трудности со звукопроизношением, и подражает их речи. Нужно, чтобы эти люди стали заниматься коррекцией речи, либо старались не использовать слова, в которых есть «трудный» звук. Особенно, если вы уже проходите этап автоматизации.

Чаще всего Ц заменяют на другие свистящие или на Т. Это связано с тем, что в нем соединились два звука, поэтому если у ребенка недостаточно сформированы фонематические процессы, то он может не выделять нужную фонему среди других из-за похожих акустических и артикуляционных признаков. И это также связано с неправильным произношением. От причины появления сигматизмов и парасигматизмов зависит коррекционная работа.

Выговариваем буквы З, С и Ц правильно

Когда ребенок не выговаривает букву С, одновременно он не может произнести и остальные свистящие буквы и слоги — З, Ц, ЗЬ, СЬ. Причина этого — недостаточно развитый артикуляционный аппарат.

Исправить ситуацию также помогут специальные упражнения

Загони мячик в ворота. Цель этого задания — научиться выпускать длинную направленную струю воздуха. Сделайте на столе ворота из кубиков или других игрушек. Скатайте неплотный ватный шарик. Малыш должен, сложив губки трубочкой, подуть на шарик и загнать его в ворота. Выполняя упражнение, нельзя надувать щеки, а выдуваемый воздух должен идти одной длинной струей, без прерываний.

Песенка язычка. Приоткрыв ротик, надо расположить язык на нижней губе. Затем нужно пошлепать губками — «пя-пя-пя» (язычок поет). Воздух при этом выходит плавной струйкой, не прерываясь. Затем, широко открыв рот, подержать мягкий язычок на нижней губе так, чтобы она не подворачивалась. Нужно, чтобы края языка касались уголков рта.

Блинчик

Важно научить малыша расслаблять язычок. Для этого он должен улыбнуться, передний край языка положить на нижнюю губу

Улыбка не должна быть напряженной, а язык лишь чуть свешиваться с губки.

Чистим зубки. Упражнение аналогично заданию для буквы Р, только чистить будем не верхние, а нижние зубы.

Буква З является парной для буквы С, поэтому его постановкой занимаются аналогично звуку С.

Звук Ц состоит из двух звуков — Т и С, которые быстро переходят от одного к другому

Важно научить малыша отделить один звук от другого. Попросите кроху произнести сначала длинный звук «тсссс», а затем короткие «тсс, тсс, тсс»

В итоге у малыша получится звук Ц.

Автоматизация звука [ч]

Для автоматизации произношения используется такая последовательность упражнений:

  • сначала проговаривание прямых, а потом обратных слогов: ча-ач, уч-чу, чо-оч;
  • проговаривание одно- и двухслоговых слов, у которых  находится на конце: мячь, дичь, бычки, птичка;
  • произношение слов, где звук находится в середине: бочка, уточка, паучки;
  • проговаривание слов, которые начинаются на : чайник, чугунный, Чукотка;
  • чтение или произношение словосочетаний со звуком, их сопряжение: чайные чашки, кожаный чемоданчик, пень-пенёчек, кот-коточек.
  • чистоговорки и стихи, насыщенные этим звуком — заключительная часть логопедической работы по автоматизации.

Распространенные ошибки в речи

Если Вы до сих пор не определились, получается ли у вас звук «Р», обратите внимание на следующие критерии. Эти примеры показывают, что звук нарушен

  1. Картавыми принято называть всех людей, которые не могут произнести сложнейший звук. Но на самом деле под картавостью подразумевается конкретное нарушение. Горловое звучание «Р». В этом случае вместо правильной вибрации языка присутствует вибрация в горле, а точнее в мягком нёбе. Такое звукоизвлечение характерно для людей, разговаривающих на французском языке.
  2. «Р», выходящее через бок. Воздушная струя проходит не по центру рта, а смещается в правый или левый бок. При этом одна часть языка плотно прижата к коренным зубам, а другая «провисает». На выходе получается «рль».
  3. Английское «Р». Для русскоязычного человека характерно длинное, протяжное, вибрирующее «Р». При таком отклонении кончик языка не вибрирует, а прикасается к твёрдому нёбу единожды. Получается английский чопорный «r

Секреты, помогающие быстро научить ребенка выговаривать буквы

Кроме непосредственных занятий с речевыми мышцами ребенка и упражнений на обучение сложной букве, необходимо уделять внимание развитию мелкой моторики. Вместе с ребенком перебирайте крупы, нанизывайте бусинки на ниточку, лепите из пластилина или теста

И главное: работая, не молчите. Рассказывайте ребенку сказки, потешки или скороговорки.

Другим секретом является приучение ребенка часто повторять букву «Д». Произнося эту волшебную букву, тренируются мышцы языка, он правильно располагается во рту и при постоянных тренировках ребенок научится произносить сложную букву «р».

Поэтапная отработка

Работать с крохой начинайте со слогов. Используйте сначала прямые (ца-ца-ца или цо-цо-цо). Далее проговаривайте обратные (ац-ац-ац или оц-оц-оц), а после звук «Ц» вставляйте в середину (аца-аца-аца или уцу-уцу-уцу). Произношение в слогах отрабатываем до автоматизма.

После выполняем упражнения со словами. Фонема должна стоять на разных позициях (в начале, середине и конце слова). Например, попросите кроху договорить букву (зая.., пиве.., гоне…). Можно использовать картинки. Показывать малышу и просить назвать, что на них изображено. Этап отрабатывается до безошибочного воспроизведения.

Изучение в словосочетаниях происходит с помощью чистоговорок и скороговорок. Просим малыша повторять за взрослым. Отрабатываем чистое звучание.

Далее переходим к предложениям. Здесь можно использовать стишки, загадки. Обязательно буква «Ц» должна присутствовать на разных позициях в стихах. Также читаем ребенку тексты, рассказы. Просим пересказать услышанное

Особенно уделяем внимание предложениям с присутствием «Ц»

Дифференциация звуков «Ц» от «С» происходит по такому же пути. Начинаем с произношения слов с наличием этих фонем (синица, спица и т.д.). После переходим к предложениям. Читаем и произносим вслух услышанное (синяя птица, целый стакан и т.д.).

Post Views: 1 670

Способы постановки звука С и Сь

Картотека заданий логопеда содержит множество методов обучения, после подготовительного этапа. Основные из них:

По подражанию. Один из самых простых способов постановки. Взрослый вместе с ребенком становятся напротив зеркала. Родитель или специалист показывает малышу, как располагаются органы речевого аппарата при воспроизведении фонемы. После кроху просят повторить. Так можно выполнять и артикуляционные упражнения.
Механический метод. Выполняют с помощью зонда. Кроху просят растянуть губы в улыбке. Кончик языка касается нижней челюсти. После ребенка просят дунуть. Воздух должен проходить по кончику органа. Во время выхода воздушной струи середину языка слегка прижимают зондом, образовывая желобок. Инструмент просовывают на 2 см. После надавливают, и двигают с разной силой на орган во время выхода воздуха. Далее специалист устанавливает при каком положении слышится звук «С». Результат закрепляют регулярными тренировками. Потом зонд постепенно убирают, автоматизируя изолированное произношение.
Постановка от фонемы «Т» и «Ть». Рот ребенка немного приоткрыт. Зубы не сомкнуты. Малыш произносит звук «Т» на выдохе. Будет слышаться «тссссс». После крохе предлагают вытянуть губы трубочкой и продолжить воспроизводить «Т» на выдохе. Будет слышаться свистящая «С». Звук «Сь» аналогично произносят от мягкого «Ть».
Постановка от «Ш». Малыша просят произнести «Ш». Но язычок при этом нужно продвинуть вперед. Получается неправильный звук «С». После занятий кроха поймет, как правильно выговаривать фонемы.
Постановка от «Ф»

При воспроизведении «Ф» важно следить, чтобы воздух выходил через губы.

Выполнять можно один из методов на выбор или применять сразу несколько.

Постановка звука Сь

При воспроизведении этого звука зубы обнажены. Они больше сближены между собой, но не сомкнуты. Языком делают упор в нижнюю десну. Орган находится в напряжении. Воздушная струя направляется на передние резцы.

Постановку осуществляют с помощью звука «С». Кроху просят произносить твердый звук в сочетании с гласными, которые дают смягчение («ИСИ»). При этом фонема «И» должна воспроизводится максимально в высокой тональности с ударением и в быстром темпе.

Как поставить звук механическим способом

Речевое развитие может осуществляться и механическим путем. В данной ситуации рекомендуется активно использовать специальные простые упражнения:

«Изобразить» на лице широкую улыбку, язык при этом находится в межзубном положении

Важное условие – не касаться им верхнего ряда зубов. Через некоторое время мышцы рта расслабляются, затем упражнение снова повторяется

Следующим шагом станет дуновение на кончик языка, который должен быть высунутым из ротовой полости

Чтобы почувствовать воздушную струю, следует подставить к губам ладонь. Пока ребенок будет выдувать воздух, необходимо надавить на язык зубочисткой. Это поможет сформировать желобок, через который направляется струя воздуха. На следующем этапе челюсти смыкаются, но зубочистка между ними остается. Она помогает зафиксировать язык в нужном положении. Прохождение воздушной струи спровоцирует свист. Во время воспроизведения свистящего звука необходимо нажимать зубочисткой на разные участки языка, выявляя, в каком положении «с» будет звучать правильно. После того как ребенку удастся произнести нужный звук, упражнение выполняется без использования зубочистки.

Этапы нормального развития речи у детей

Однозначных показателей нормального развития речи, количества слов, которые может произнести ребенок, нет. Существуют и форс-мажорные обстоятельства: например, кроха может начать говорить вовремя, но в какой-то момент замолчать или остановиться на этом этапе. Считается, что в норме речь ребенка развивается постепенно, в зависимости от его возраста и под влиянием близких взрослых.

Примерные этапы развития речи следующие:

От рождения до двух месяцев. Первым речевым проявлением в этом возрасте является крик, посредством которого малыш сообщает о своих проблемах (когда у него что-то болит, он проголодался или ощущает дискомфорт).

В двухмесячном возрасте кроха общается с родными с помощью гуканья. Так он реагирует на улыбки и слова взрослых, впервые смеется, повизгивает. В этот период формируется комплекс оживления (реакция на появление в обозримом пространстве ребенка родного взрослого человека).

Следующим этапом, который длится примерно до полугода, является гуление (произношение более певучих звуков). Ребенок в этом возрасте начинает реагировать на интонации (улыбается и смеется, если с ним разговаривают ласково и играючи, плачет, если слышит сердитый голос). Малыш еще не понимает смысл обращенных к нему слов, но чрезвычайно чуток к эмоциям.

С 6 до 10 месяцев кроха начинает лепетать, многократно повторяя слоги. «Ма-ма», «Па-па», «Ба-ба» – примерно так звучат первые лепетные слова, которые ребенок произносит примерно в 9 месяцев. На этом этапе очень важна роль слуха, поскольку малыш внимательно прислушивается к своим звукам и повторяет их вновь и вновь.

В преддверии первого своего дня рождения ребенок способен распознать в словах знакомые предмет или человека (например, услышав название любимой игрушки, может указать на нее пальцем). Позднее малыш требует от родителей назвать все предметы, которые ему незнакомы и на которые он укажет. Этот период носит название развитие предметной речи.

Осмысленная речь появляется в 1 год или чуть позже. В этом возрасте словарь ребенка включает 10-12 слов и продолжает постепенно пополняться

Поскольку малыш копирует речь взрослых, очень важно разговаривать с ребенком много, четко и правильно. Преддошкольный этап (от года до трех лет) характеризуется появлением первых фраз

В 2 года малыш знает около 250 слов, а в 3 – около 900

Преддошкольный этап (от года до трех лет) характеризуется появлением первых фраз. В 2 года малыш знает около 250 слов, а в 3 – около 900

Он уже полноценно общается и верно произносит большинство звуков.

На дошкольном этапе (от 3 до 7 лет) словарь включает уже 3000 слов, фразы становятся более развернутыми и сложными. Дошкольник способен осознать свои ошибки в речи и исправить их.

В школьный период ребенок правильно говорит, запоминает грамматические правила, изучает письмо.

Упражнения для фонематического слуха

Нарушения фонематического слуха определяет логопед. Способность правильно определять звуки в речи развивается примерно к 5 годам, ошибки до этого возраста — нормальное явление. Конечно, эти сроки зависят от степени развития конкретного ребенка.

Нарушения фонематического слуха требуют постоянного внимания родителей и логопеда, их обязательно нужно исправлять, иначе в дальнейшем у ребенка возникнут сложности с обучением чтению, письму, он будет отставать в учебе. Часто на исправление таких ошибок уходит довольно много времени. Помочь справиться с подобными нарушениями помогут следующие упражнения.

«Поймай звук». Вы просите малыша хлопнуть в ладоши, когда он услышит определенный звук, например, Р, а потом произносите ряд звуков, к примеру, такой: А Р Т Л Б В Г Р З, и так далее с другими звуками. Когда ребенок будет успешно «ловить» отдельные звуки, попробуйте усложненный вариант этого же упражнения, но произносите слова, например: РОТ ЛОШАДЬ ШКОЛА МАРКА КОРОВА ЛОЖКА

Обратите внимание, что звук и буква — разные вещи, в слове «НОЖ», например, есть звук Ш, а не Ж.
«Исправь слово». Вы называете слова верно и неверно, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда слово произнесено правильно. Например: РЫБА ЛЫБА ГЫБА ЫБА.
«Назови слова»

В этом упражнении вы просите ребенка назвать слова с заданным звуком в начале, середине, в конце: Р в начале — рот, рука, рыба; Р в середине — корова, корабль, карусель, Р в конце — двор, топор.

Например: РЫБА ЛЫБА ГЫБА ЫБА.
«Назови слова». В этом упражнении вы просите ребенка назвать слова с заданным звуком в начале, середине, в конце: Р в начале — рот, рука, рыба; Р в середине — корова, корабль, карусель, Р в конце — двор, топор.

Причины нарушения произношения свистящих звуков

Проблемы с артикуляцией возникают по многим причинам. В большинстве случаев они носят временный характер и подлежат коррекции специалиста. Иногда проблема с речевой функцией является одним из признаков тяжелой патологии. При этом работа с логопедом — важный шаг к адаптации в социальной среде. Можно назвать следующие факторы, приводящие к нарушению произношения:

  1. Патология внутриутробного периода.
  2. Повреждения нервной системы во время родов.
  3. Инфекционные заболевания с поражением головного мозга, особенно у детей до года.
  4. Недостаток общения родителей с ребенком.
  5. Плохие социально-бытовые условия.
  6. Наследственная предрасположенность.
  7. Аномалии развития челюстно-лицевого аппарата.
  8. Черепно-мозговые травмы.
  9. Снижение слуха, которое приводит к нарушению речи.

Автоматизация в речи звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц

Для автоматизации свистящих звуков необходимо использовать слоговые и словесные цепочки, чистоговорки и скороговорки на заданный звук, загадки, небольшие стихотворения, игровые задания, путаницы, короткие песенки, сказки.

При этом звуки «с», «сь», «з», «зь», «ц» должны быть в начале, в середине и в конце слова. На каждый звук используется отдельный заранее подготовленный материал

Необходимо обратить внимание при подборе заданий на автоматизацию звука «с» в сочетании с согласными звуками

Например:

  • Слоговые цепочки: «спа-спы-спэ-спо-спу» или «пса-псы-псэ-псо-псу».
  • Цепочки слов: «сказка-скамейка-скорлупа-скала» или «пустырь-галстук-пустыня».
  • Предложения: «Солдат стоит на посту», «Сойка съела стручок фасоли».

Важны задания на автоматизацию звука в обратных слогах:

  • Слоговые цепочки: «ас-ос-ус-ес»;
  • Цепочки слов: «нос-ананас-квас-маска-фокус».

Логопедические упражнения на звук С, СЬ

Чистоговорки:

  • Су-су-су – было холодно в лесу;
  • Ос-ос-ос – на поляне много ос;
  • Усь-усь-усь – на лугу пасется гусь.

Игровое упражнение: «Подпевай!». Взрослый читает стихотворение, а ребенок произносит звук «с» там, где это необходимо по тексту.

«Есть у дождика сестричка: «С-с-с».

Это быстрая сестричка – «С-с-с».

«С-с-с», – она свистит,

«С-с-с», – она поет

И струей из крана льет: «С-с-с».

Эту песенку послушай: «С-с-с».

Мойте чисто с мылом уши: «С-с-с».

Скороговорки:

  • У Сени и Сани в сетях сом с усами;
  • Везет Сеня с Саней Соню на санях.

Тренировка и закрепление произношения З, ЗЬ

Чистоговорки:

  • Зу-зу-зу – моем Катю мы в тазу;
  • Зы-зы-зы – испугались мы грозы;
  • Зя-зя-зя – детям спички брать нельзя;
  • Озу-озу-озу – подарю я маме розу.

Скороговорки:

  • У зайки Бубы заболели зубы;
  • У маленькой Зины бузина в корзине;
  • Видит волк козу, забыл про грозу.

Автоматизация произношения звука Ц

Чистоговорки:

  • Цы-цы-цы – поспели огурцы;
  • Цо-цо-цо – на руке кольцо;
  • Цы-цы-цы – заяц любит леденцы;
  • Ац-ац-ац – стелим мягкий мы матрац;
  • Ец-ец-ец –очень вкусный огурец.

Скороговорки:

  • Бегают две курицы прямо по улице;
  • Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь;
  • Нагнись в корытце напиться водицы.

Подберите для упражнений подходящие здесь: Скороговорки для детей.

Автоматизация звука «Ц» в словах

Произносим слова, следим за правильным произношением звука «Ц».

Задание 1

  • Пая́ц, матра́ц, клёцки, шприц, за́яц, го́рец, па́лец, пе́рец, та́нец, ра́нец, бра́тец, бе́женец, коло́дец, оте́ц, жнец, боре́ц, гоне́ц, мизи́нец.
  • Бое́ц, коне́ц, жиле́ц, певе́ц, рубе́ц, глупе́ц, дворе́ц, удале́ц, огуре́ц, плове́ц, бегле́ц, кузне́ц, образе́ц, ледене́ц, молоде́ц, наконе́ц, продаве́ц.

Задание 2

  • Овца́, ца́пля, пыльца́, мерца́ть, лицо́, яйцо́, кольцо́, крыльцо́, ружьецо́, цо́кать, деревцо́, пунцо́вый.
  • Цып-цы́п, цыга́н, отцы́, бойцы́, жильцы́, концы́, пловцы́, певцы́, борцы́, огурцы́, дворцы́, гонцы́, молодцы́, кузнецы́, продавцы́, цирк, ци́нковый.

Задание 3

  • Цех, цель, цепь, центр, це́пкий, це́лый, оце́нка, реце́пт, офице́р, заце́пка, яйца, у́лица, ме́льница, води́ца, певи́ца, тепли́ца, грани́­ца.
  • Больни́ца, пшени́ца, рукави́ца, колхо́зница, ку́рица, ко́льца, ка́шица, ко́жица, го́рница, пя́тница, у́мница, ко́нни­ца, ку́зница, лу́ковица.

Задание 4

  • О́вцы, за́йцы, у́лицы, больни́цы, па́льцы, лу́ковицы, пуго­ви́цы, ме́льницы, но́жницы, рукави́цы, колхо́зницы, цыга́н­ка, цыплёнок, цинга́.
  • Цили́ндр, ака́ция, авиа́ция, мили́ция, опера́ция, ле́кция, по́рция, пу́говица, цара́пина, ци́фра, ци́ркуль.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий