Развивающие игры для детей: значение, виды, рекомендации

Игра в «Догадки»

Несомненным преимуществом игры с детьми является ее универсальность. А также возможность использования в различных условиях, как дома, так и на улице. Отличным примером такой игры являются игры в «Догадки». Правила этой игры чрезвычайно просты и гибки. В ней игре может участвовать любое количество людей.

Сначала мы выбираем категорию, с которой будет связан игровой процесс. Например, животные, соревнования, хобби и т.д. Затем, один из участников описывает выбранную вещь, используя слова, а остальные должны угадать.

Существует и настольный вариант такой игры. Это всем известный Alias. Или «Скажи иначе». Вы можете купить Alias Unior для детей от 5 лет. Стоимость всего 490 рублей. Есть и более дорогой вариант Alias для детей от 12 лет. Стоит чуть более 1 тысячи. Но зато подходит для вечеринок и праздников. Собирает большую веселую компанию за одним столом.

Эта игра стимулирует воображение, заставляет логически мыслить и быстро объединять факты. Также, положительно влияет на способность создавать краткие и понятные заявления. Ребенок должен обратиться к своим предыдущим знаниям, чтобы описать выбранную вещь или угадать, что имеет в виду другой человек. Он фокусируется не только на своих внешних особенностях, но также на характерном поведении. Сосредоточивается на деталях, учится использовать красочные, яркие описания. Это также отличная тренировка памяти и возможность вступить в непосредственное взаимодействие с другим игроком. В данном случае с родителем. А затем построить прочные, позитивные отношения.

Обучающие игры

В возрасте 3 года уже можно знакомить ребенка с буквами и цифрами. Цифра является средней, иногда более развитые дети проявляют интерес к буквам и в 2 года. Но не нужно спешить и принуждать малыша к занятиям — это только отобьет охоту изучать новое. 

Для обучения чтению и письму

Популярной методикой изучения букв является развешивание карточек в разных местах квартиры/комнаты. Причем делать это можно, даже не дожидаясь трехлетнего возраста. Карточки с буквами должны быть яркими, вызывать интерес ребенка. Если малыш не спрашивает, что это за буква, следует самостоятельно иногда их проговаривать. Можно вешать карточку с буквой на предмет, который с нее начинается. Например, букву Л повесить на люстру, а букву Т — на телевизор.  Периодически карточки нужно менять, перевешивать в другие места.

Для изучения букв пригодятся следующие идеи.

  1. Аппликация. Вырежьте из бумаги крупные буквы. Для оформления можно использовать крупу (развитие моторики!), вату, ткань, бусины, блестки — все, что угодно. Украшая букву, обязательно проговаривайте ее много раз, чтобы малыш запомнил, как она называется.
  2. Найди букву. Распечатайте букву в нескольких экземплярах. Один оставьте у себя, остальные спрячьте в детской комнате. Покажите ребенку картинку с буквой: «Это буква О. Найди еще 3 таких буквы». При этом буквы должны быть спрятаны так, чтобы их было не сложно найти, можно давать малышу подсказки.
  3. Что общего? Сложите в мешок предметы (или изображения предметов), начинающихся с одной буквы. Ребенок должен доставать их и проговаривать названия вслух, после чего догадаться, какая буква была загадана.

Когда ребенок знает все буквы алфавита, можно переходить к изучению слогов и слов. Для этого следует написать на картонных квадратиках слоги или простые слова из 3-х букв. Это будут «домики». Затем взять маленькие игрушки, например, из киндер-сюрпризов, и найти для каждой игрушки домик. При этом проговаривать: лошадка живет в домике «МА», белка живет в домике «СО», дом зайчика называется «КЫ» и т.д.

Для обучения математике

Обучающие игры с цифрами являются основой изучения математики для ребенка в 3-4 года. Они учат не только запоминать цифры, но и сравнивать, решать простые задачи.

  1. Стройка. Эта игра подойдет и для мальчиков, и для девочек. Постройте вместе с ребенком дом из кубиков. При этом нужно определить, сколько этажей будет в доме, и сколько квартир (кубиков) на каждом этаже. Например, на 1 этаже – 4 кубика, на втором – 3. Для усложнения можно взять кубики разных цветов и давать задания не только с цифрами, но и с цветом (2 желтых кубика для третьего этажа).
  2. Паровозик. Сделайте карточки с цифрами от 1 до 10 и предложите ребенку составить из них поезд. Только для этого нужно расположить все карточки по порядку, от 1 до 10. Если все будет выполнено верно, поезд отправится в путешествие.
  3. Посчитай конфеты. Возьмите двух кукол (мишек) и посадите их за стол пить чай с конфетами. Дайте одной кукле 2 конфеты, а другой 3. Можно спросить: « у кого больше конфет», «сколько всего конфет у двух кукол». Потом в гости могут прийти еще куклы, при этом хозяйке придется разделить конфеты поровну на всех.  Эта игра учит не только считать, но и логически мыслить.
  4. Один-много. Поиграйте в игру на внимательность. Можно спросить у ребенка: «Каких предметов много в комнате? А какой предмет один?». Например, в кухне много тарелок, а стол один.

Развивающие игры для детей 4-5 лет

Правильный выбор развивающих активностей – это залог того, что они принесут пользу для развития малыша, помогут ему вырасти умным и смышленым

В первые годы жизни особенно важно развивать его эмоциональный и социальный интеллект, ненавязчиво прививая знания о мире вокруг. Если детям около 2-3 лет, то с ними можно заниматься, играя в привычные всем игрушки

Так, например, если дошкольник будет играть в куклы или в «дочки-матери», то он будет изучать внутрисемейные роли. Играя в машинки или в конструкторы, он сможет представить себя водителем или строителем, то есть получит информацию о различных профессиях.

Для детей 4-5 лет таких развивающих игр уже будет недостаточно – в дополнение к ним нужно будет выбрать и другие, более сложные задания

Особое внимание стоит уделить тренировке фантазии и воображения, так как именно в этом возрасте у малышей активно формируется творческий потенциал. Для этих целей отлично подойдут следующие задания с игровыми элементами:

  • несложные шарады и загадки. Разгадывая их, малыш будет расширять свой кругозор и словарный запас, развивать креативное и ассоциативное мышление.
  • «Море волнуется раз». Известная многим современным взрослым детская игра, в которой ведущий называет объект, а игроки пытаются изобразить его жестами и позой.
  • «Антонимы». Взрослый называет слово, а малыш должен назвать противоположное по значению. Например: «черный-белый», «день-ночь», «большой-маленький».

Виды игр для ребенка и их значение в развитии и обучении

Некоторые безответственные родители считают развивающие игры для малышей обыкновенной забавой и бесполезной тратой времени, которая ничего не дает из чаду. Таким родителям абсолютно все равно, во что играет их ребенок, лишь бы он не прилипал со своими вопросами и дал возможность отдохнуть после работы. Это в корне неправильно, поскольку развлечения делают детей счастливыми, обогащают их словарный запас и знания.

Сегодня в педагогике все игры разделены на подгруппы. Их основные виды представлены следующим:

  • подвижные;
  • ролевые;
  • дидактические;
  • настольные.

Особенность подвижных развлечений заключается в том, что дети примеряют на себя роли взрослых, выполняя определенные их действия, после чего интересуются взаимоотношениями и общением людей между собой. Подвижные игры способствуют формированию предметных методов решения игровых задач с помощью игрушек.

Обратите внимание! Если для решения той или иной задачи под рукой у ребенка нет нужной игрушки, он должен заменить его другим атрибутом. Ролевая викторина является важным средством развития у дошкольников эмпатии или способности вовремя распознавать, в каком эмоциональном состоянии находится человек

Ребенок должен научиться распознавать жесты, мимику и интонацию взрослых людей, уметь ставить себя на их место в трудной ситуации, а также находить оптимальные методы решения проблем

Ролевая викторина является важным средством развития у дошкольников эмпатии или способности вовремя распознавать, в каком эмоциональном состоянии находится человек. Ребенок должен научиться распознавать жесты, мимику и интонацию взрослых людей, уметь ставить себя на их место в трудной ситуации, а также находить оптимальные методы решения проблем.

Как только дошкольник овладеет этими способами выразительности, он будет подготовлен к ролевым развлечениям. Его уровень общекультурного развития повысится, что значительно облегчит понимание художественных произведений, вызывая эмоциональный отклик. Во время ролевых игр дети вживаются в роль персонажей из их любимых сказок, мультиков или рассказов, а сюжет представлен жизнью этих героев.

Важно! Особенность ролевых развлечений заключается в наличии готового сюжета, поэтому выполнение действий в игровом процессе практически полностью зависит от текста произведения

Пример ролевой игры в детском саду

Дидактические и настольные занятия с детьми

Дидактические викторины представлены сложным педагогическим явлением. Это не только игровой способ обучения детей дошкольного возраста, но и самостоятельная форма игровой деятельности, а также средство всестороннего воспитания дошкольника. К преимуществам дидактических игр можно отнести следующее:

  • развитие речи и словарного запаса у воспитанников;
  • расширение знаний о явлениях природы, животных и растениях, которые у них уже имеются;
  • социально-нравственное развитие детей.

Обратите внимание! Во время дидактических развлечений дошкольники взаимодействуют между собой, общаются со взрослыми, изучают объекты неживой и живой природы. Благодаря такому виду занятий дети начинают проявлять больше сочувствия к своим сверстникам, ближе знакомятся с понятиями «сочувствие» и «справедливость»

Благодаря такому виду занятий дети начинают проявлять больше сочувствия к своим сверстникам, ближе знакомятся с понятиями «сочувствие» и «справедливость».

Что касается настольных игрушек, то они способствуют развитию навыка мышления и памяти у воспитанников, учат делиться с окружающими и проигрывать. За счет постоянного взаимодействия с другими игроками развивается внимательность, образная и логическая сторона мышления.

Главная задача таких занятий заключается в том, чтобы дошкольник научился переживать поражение, ведь в игровой форме это сделать намного проще, чем в суровых реалиях жизни. Также в ходе развитие игры или занятия малыши учатся действовать по правилам, поскольку без этого необходимого умения жить в социуме очень сложно.

Авторские развивающие игры

Как правило, эти игры рассчитаны на долгий период использования и растут вместе с ребенком. А в некоторые из них играют даже взрослые.

  • Развивающие игры Лены Даниловой (от 1 месяца).
    Это игры для сенсомоторного развития ребенка, они выполнены из разных тканей и с разными наполнителями. Поскольку малыш познает мир на ощупь, ему нужны самые разнообразные в этом плане ощущения. Игры обеспечивают развитие зрения, слуха, осязания, мелкой моторики, координации движений, знакомство с понятиями цвет, форма, размер, в дальнейшем – развитие внимания, памяти, начальных навыков счета.
  • Игры и кубики Никитина (от 1,5 лет).
    Пожалуй, это одни из самых популярных и пользующихся наибольшим спросом игр. Надо сказать, что Никитин ничего не изобретал сам. Он просто собрал сокровищницу самых интересных мировых игр и, будучи педагогом, адаптировал их к детскому возрасту.
  • Кубики Зайцева (от 2 лет).
    Обучение ведется на основе аналитико-синтетического метода с использованием складовых блоков и проходит в виде веселой и увлекательной игры, в ходе которой дошкольники успевают начать читать раньше, чем забава прискучит. Кубики различаются по цвету (“золотые”, “железные”, “деревянные”, белые с зелеными знаками препинания), объему (большие, маленькие, двойные), весу (заполняются железками и деревяшками, имеющимися в комплекте), по звучанию наполнителя, раздающемуся при их встряхивании. Цель – обеспечить непроизвольное, быстрое, надежное запоминание.
  • Логические блоки Дьенеша (от 1,5 лет).
    Набор геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, величине и толщине. Эта развивающая игра помогает ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а также логические операции “не”, “и”, “или”. Более того, используя блоки Дьенеша, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку. Обучают плоскостному конструированию.
  • Счетные палочки Кюизенера (с 3 лет).
    С математической точки зрения палочки – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка естественно как результат его самостоятельной практической деятельности.

    Использование “чисел в цвете” позволяет одновременно развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения. К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности в результате разнообразных упражнений. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным.

И несколько пожеланий взрослым о том, как играть с ребенком.

  • Заинтересуйте ребенка игрой, когда он в добром расположении духа.
  • Предлагайте ребенку поиграть, не навязывая.
  • Не ждите от ребенка каких-то результатов.
  • Не сравнивайте с другими детьми.
  • Поощряйте всегда добрым словом и похвалой.
  • Помните, что это игра создана для вашего малыша, а не наоборот.
  • И, наконец, учтите, что развивающая игра – это очень хорошо, но гораздо важнее для ребенка простая ролевая и творческая, а не дидактическая.

Какие развивающие игры для чего?

Психологи считают, что игрушки принимают непосредственное участие в формировании жизненного пути маленького человечка, оказывая влияние на его сознание и отношение к миру. Ну а поскольку каждый родитель хочет, что его ребенок в будущем был счастливым и добился успеха, спрос на развивающие игрушки, способствующие гармоничному развитию ребенка, с каждым днем возрастает все больше и больше. Однако многие родители сталкиваются с определенными трудностями при выборе развивающих игр, поскольку не знают, какие игрушки для чего предназначены.

Погремушки, кубики, матрешки, пирамидки и пр

– развивают слуховое, зрительное и пространственное восприятие, тактильные ощущения и внимание малыша, знакомят с цветовым рядом и разнообразием форм и размеров.. Головоломки, пазлы, лото, «Кубик Рубика», конструкторы и т.д

– игрушки, ставящие более сложные задачи, помогают развить у ребенка пространственное и логическое мышление, аналитические способности, усидчивость, внимание, мелкую моторику, наблюдательность, воображение и комбинаторные способности.

Головоломки, пазлы, лото, «Кубик Рубика», конструкторы и т.д

– игрушки, ставящие более сложные задачи, помогают развить у ребенка пространственное и логическое мышление, аналитические способности, усидчивость, внимание, мелкую моторику, наблюдательность, воображение и комбинаторные способности.

Подготовить ребенка к школе помогут «Букварь», различные наборы, обучающие правилам дорожного движения или этикета, счетные палочки, научно-познавательные настольные игры, обучающие карточки с красочными картинками и т.д. Незаменимым способом подготовки ребенка к школе также являются ролевые игры, в которых будущему школьнику отведена роль учителя. Поэтому дошкольник обязательно должен иметь ручки/карандаши, тетради/альбомы, детские энциклопедии и, конечно же, собственный рабочий стол.

Развить у малыша творческие способности помогут краски, аппликации, фломастеры, пластилин, наборы для творчества (например, для бисероплетения или поделок из гипса), а также самые разнообразные материалы и предметы, которые можно собрать на улице во время прогулки (шишки, листья, коряги, камешки, желуди и т.д.)

Куклы, плюшевые мишки или машинки приобщают ребенка ко «взрослым» действиям (таким как правила поведения в обществе, хорошие манеры, оказание первой помощи). Ну а профессиональные игровые наборы (например, набор юного парикмахера или юного милиционера) помогут малышу определиться с тем, какую профессию он в будущем выберет.

Игра, как средство обучения и воспитания детей

Проведение различных викторин и развлечений имеет огромное значение в воспитании и умственном развитии каждого ребенка.

Обучающие игры для детей

Развивающие задания для детей в игровой форме отличаются следующими характеристиками:

  • полнота и правильность отражаемых представлений;
  • подчинение установленным правилам и способность руководствоваться ими;
  • целенаправленное использование игрушек и других атрибутов;
  • активность, организованность и доброжелательность отношений.

Руководя игровым образовательным процессом, взрослые оказывают некое воздействие на все аспекты личности ребенка, которые представлены поведением, волей, сознанием и чувствами. Также воспитатель может воздействовать на физическое, эстетическое, умственное и нравственное воспитание.

Развивающие занятия для детей 2–3 лет

Моторика и сенсорика

Мелкая моторика — это выполнение мелких движений кистями, пальцами рук и ног. Центры нервной системы, регулирующие моторику и речь, взаимосвязаны поэтому развитие движений пальцев рук подготавливает почву для последующего формирования речи. Помимо развития речи, мелкая моторика влияет на мышление, память, воображение.

Сенсорика — это представление об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. Развитие сенсорики происходит путём узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. Чтобы понять, что тот или иной объект собой представляет, ребёнку нужно прикоснуться к нему или попробовать на вкус

Сенсорика влияет на интеллектуальное развитие, внимание, воображение, память .

Игры на форму, цвет, размер, тактильность помогут в развитии мелкой и крупной моторики и сенсорики:

  • Игры с пуговицами и бусинками. В одной ёмкости смешайте пуговицы и бусинки. Необходимо, чтобы ребёнок разложил их по разным контейнерам. (Процесс игры с мелкими предметами всегда должен проходить под строгим наблюдением взрослых!!!)
  • Игры с кубиками. Можно собрать вместе башню, домик, машинку из кубиков.
  • Рисование пальцем на манке. Можно рассыпать манку на столик или тарелку и предложить ребёнку поочередно нарисовать всеми пальчиками геометрические фигуры или любой другой рисунок, который он пожелает.

ВАЖНО:

Процесс игры с мелкими предметами всегда должен проходить под строгим наблюдением взрослых!

При этих играх не нужно добиваться непременного соответствия образцу – процесс здесь важнее результата.

Мамам и папам на заметку:

Мелкая моторика: игры для самых крохотных ручек.Развитие мелкой моторики малыша. 8 идей для игр с фрутокрышками

Занятия на развитие познания мира

Дома, на улице, в магазине, на природе нужно показывать ребёнку предметы и говорить их названия, а также объяснять их назначение простым языком. Так малыш быстрее научится говорить. Можно проводить развивающие недели, подключая все виды чувств. Например, посвятить неделю изучению птиц, посмотреть картинки, послушать их пение и сделать поделку.

Занятия на физическое развитие

В два года ребёнок совершенствует двигательные навыки, поэтому ему нравится бегать, прыгать, лазить везде, где только можно. Таким образом он учится координировать движения и лучше сохранять равновесие. Для непосед подойдут следующие игры:

  • Игра «Лесные звери». Ребёнку можно предложить попрыгать на двух ногах, как зайчик. Затем походить на наружной поверхности стопы, как медведь, попрыгать на корточках, как лягушка, или походить, высоко поднимая колени, как цапля.
  • Игра «Прыг-скок». Можно научить ребёнка преодолевать небольшие преграды. Попробовать вместе с ним перепрыгивать через палочку в парке или через подушку дома.
  • Игра «Большой-маленький». Когда родитель говорит «большой», ребёнок должен тянуться ручками вверх, а если он говорит «маленький» — опустить руки и присесть на корточки. Ещё можно покачаться влево и вправо, или немного увеличить темп, когда малыш привыкнет.

Виды развивающих игр

Для малышей

  • раскраски с крупными изображениями и наклейками
  • мягкие пазлы большого размера
  • игры о цветах и формах («сортеры», «трансформеры», пирамиды)
  • (длина, высота, количество, размер, вес предметов).

Эти несложные игры положительно повлияют на развитие внимания и памяти малыша, цветовое восприятие, логическое мышление и, конечно, способствовать формированию детского творчества. Не забывайте, что такими играми малыши занимаются вместе с родителями.

Познавательные (дидактические)

Такие игры (тематические наборы карточек и картинок, кубики с картинками и цифрами) расширяют представление ребёнка об окружающем мире: о животном мире, флоре и фауне, природе, профессиях, одежде, посуде и т. д.

Для развития внимания и памяти

  • «Ищем пару»
  • «Отличия»
  • «В поисках предмета»
  • «Что не так?»
  • «Лабиринт»

Такие игры также позитивно влияют на развитие внимания и памяти ребёнка. Малыш учится концентрироваться, ведь ему предстоит найти спрятанный предмет или отличия между практически одинаковыми рисунками, отбирать предметы по парам или выделить лишние (одинаковые). В результате малыш станет более наблюдательным и внимательным, находчивым и решительным.

Игры для развития мышления и логики

Развиваем логическое мышление с детства при помощи специальных игр. «Дополни рисунок», «Соедини точки», «Составь мозаику», «Сделай бусы», «Ассоциации»
и другие игры призваны учить ребёнка делать сравнение, анализ и систематизацию информации, находить связи между предметами и обобщать, определять основное и делать выводы, а значит – самостоятельно размышлять. Такие умения пригодятся в дальнейшем на уроках математики.

Раскраски

Раскраски призваны развивать творческие способности малыша, умение держать карандаш и делать их точные движения, различать и запоминать цвета.

Пазлы

Пазлы – игра, где картину нужно собрать из частей – это увлекательно и полезно. Для самых маленьких используйте крупные пазлы из мягкого материала, а детям постарше подойдут наборы мелких частей, из которых можно собрать красочные картины.

Загадки и ребусы

Игры, в которых предстоит отгадывать и расшифровывать что-либо, очень нравятся и маленьким, и большим детям. Загадки расширяют кругозор, стимулируют умственные процессы, учат логически и интуитивно мыслить. Благодаря загадкам малыш больше узнаёт об окружающем мире. Ребусы и шарады – это своеобразная гимнастика для ума. Благодаря таким заданиям ребёнок расширяет словарный запас, тренируется самостоятельно мыслить, писать.

Математические игры

Обучайте детей простым манипуляциям с цифрами с раннего возраста. В этом вам помогут красочные карточки, кубики и книжки с цифрами и весёлыми картинками, которые помогут легко, в занятной форме познакомить малыша с миром чисел и цифр, понятиями количества, счётом и арифметикой.

Кукольный театр

Развивающие игры для детей направлены на то, чтобы активизировать различные области психики. Сделать этот процесс ненавязчивым. Побудить ребенка к развитию талантов и естественных склонностей. Одна из них — играть разные роли в качестве необычных персонажей. Такую возможность даёт театр. Здесь вы можете узнать, как организовать дома театр теней.

Первый этап — представление кукол. Конечно, будет лучше, если мы сделаем это вместе с ребенком. При этом можно использовать различные ненужные предметы быта:

  • крупные пуговицы;
  • кусочки пряжи и материалов;
  • цветную бумагу и картон;
  • пластиковые бутылки и т.д.

Затем, мы создаем сцену. Для этой цели мы можем использовать, например, большую картонную коробку. Последний подготовительный момент состоит в том, чтобы придумать историю и позволить вашему ребенку представить ее самостоятельно. Можно разыгрывать уже известные сказки, которые вы читали вместе.

Подготовка кукольного театра развивает художественные способности. Поддерживает навыки резки, склеивания, раскраски и т.д

Игра разных ролей имеет важное социальное и эмоциональное значение. Дети могут на мгновение почувствовать себя другим человеком, изменить взгляд на мир, радости и проблемы

Благодаря этому, им легче распознавать эмоции и поведение людей, с которыми они живут. Театр также влияет на формирование детского характера и личности.

Игра в кукольном театре требует, чтобы ребенок рассказал историю. Он должен вести повествование и строить диалоги, что положительно влияет на развитие речи и воображения.

Развивающие игры на развитие мелкой моторики у дошкольников старшей группы

Игра «Нанизывание».
Цель: развивать мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия: картинки с животными, игровые часы.

Описание: дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать свое животное, не называя его, по такому плану:

  1. Внешний вид.
  2. Чем питается.

Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.

Игра «Сравни предметы».

Цели: развивать наблюдательность; расширять словарь за счет названий деталей и частей предметов, их качеств.

Игровой материал и наглядные пособия: вещи (игрушки), одинаковые по названию, но отличающиеся какими- то признаками или деталями, например: два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т. д.

Описание: воспитатель сообщает, что в детский сад принесли посылку: «Что же это?» Достает вещи: «Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас — о другой. Рассказывать будем по очереди».

Например:

  1. У меня нарядный фартук.
  2. У меня рабочий фартук.
  3. Он белого цвета в красный горошек.
  4. А мой — темно-синего цвета.
  5. Мой украшен кружевными оборками.
  6. А мой — красной лентой.
  7. У этого фартука по бокам два кармана.
  8. А у этого — один большой на груди.
  9. На этих карманах — узор из цветов.
  10. А на этом нарисованы инструменты.
  11. В этом фартуке накрывают на стол.
  12. А этот надевают для работы в мастерской.

Игра «Кто кем был или что чем было».

Цели: активизировать словарь; расширять знания об окружающем мире.

Описание: кем или чем раньше был цыпленок? (Яйцом.) А лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т. д.?

Игра «Назови как можно больше предметов».

Цели: активизировать словарь; развивать внимание. Описание: дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают

Описание: дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают.

Назвавший слово делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто правильно и четко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь.

Игра «Подбери рифму».

Цель: развивать фонематический слух.

Описание: воспитатель объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них звучащие похоже. Предлагает помочь подобрать слово.

По дороге шел жучок,

Песню пел в траве… (сверчок).

Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.

Игра «Назови части предмета».

Цели: обогащать словарь; развивать умение соотносить предмет и его части.

Игровой материал и наглядные пособия: картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы.

Описание: воспитатель показывает картинки:

1-й вариант: дети по очереди называют части предметов.

2-й вариант: каждый ребёнок получает рисунок и сам называет все части.

Познавательные игры для детей

Они позволяют не только концентрировать внимание и тренировать память, но и узнавать новые вещи и их названия. Эти игры включают большой арсенал всевозможных задач, выступающих как средство развития познавательной активности

Выполняют важную обучающую функцию.

Разложи по цвету

Есть четыре группы, в которых представлено большое количество предметов: цветы и растения, дома, игрушки, звери и другие. Все они находятся вместе, то есть, перемешаны.

  • Ребенку предлагают все эти предметы разных цветов;
  • Он должен рассортировать их все по цветовому признаку;
  • После того, как он это сделает, нужно назвать цвета. Можно также проверить названия предметов.

Родители могут спросить, какой они формы, большие или маленькие.

В конце игры было бы неплохо вознаградить ребенка. Сладостями или каким-нибудь небольшим подарочком.

Кто где живет

Ребенку нужно определить, где проживает тот или иной зверек. Обычно для этой игры требуются дополнительные карточки с изображениями разных животных и местами их обитания.

  • Перед ребенком раскладываются карточки, изображающие природные условия и места обитания животных;
  • Даются карточки с изображениями зверей, птиц, насекомых;
  • Малыш должен положить каждого зверька на туда, где он живет;
  • После родители проверяют с малышом полученный результат.

Для игры можно использовать и натуральные фигурки животных, если есть игрушечные места их жительства. Например, вольер для лошадки, озеро или пруд для жабки, будка для собаки и так далее.

Часть и целое

Проводится на природе. Можно задействовать всю семью, родственников, друзей. Все становятся в круг, в центре ведущий с мячиком.

  • Центральный по очереди бросает мяч каждому участнику и называет какую-то деталь;
  • Игрок должен поймать мяч и назвать предмет, к которому относится деталь (крыло – птица, листик – дерево, лепесток – цветок);
  • Если ребенок замешкается или называет предмет неверно, то нужно подождать, пока назовет нужный;
  • Выигрывает тот, кто даст больше всего правильных ответов;
  • Победителю можно вручить вкусный приз.

Не задавайте сложных вопросов малышу, и делайте подсказки. Будет весело:).

Загадочный предмет

Проводится с несколькими детьми.

  • Игрок выходит из комнаты;
  • Те, кто остался, должны загадать какой-то один предмет и качество, которое будет говорить о нем;
  • Когда игрок возвращается, он у каждого спрашивает задуманное слово. Например, круглый, большой, зеленый, сладкий, полосатый;
  • Он должен догадаться, что это за предмет, который описывают – арбуз.
  • Игра идет по кругу, как только один ребенок отгадал, выходит другой. Если он так и не догадался – загадывают другой предмет.

Цели и задачи

Обучающая задача, предоставленная в игровой форме, обладает преимуществом, т.к. в ситуации игры дошкольнику понятна необходимость приобретения новых способов действия и знаний.

На занятиях дошкольник выполняет задание взрослого, в то время как в игре решает свои собственные задачи. Игровые приемы на занятиях, где доминирует активность взрослого нельзя считать развивающей игрой.

Развивающие игры для детей дошкольного возраста весьма многообразны по своему содержанию, организации и характеру

Но все они направлены на развитие следующих интеллектуальных качеств: память (в особенности зрительная), внимание, умение находить закономерности и зависимости, ошибки или недостатки, умение систематизировать и классифицировать материал, воображение и пространственное представление, способность к комбинированию, способность предугадывать результаты своих действий

Цель детской игры имеет 2 аспекта:

  • воспитательный. Это способы сотрудничества, отношение к другим людям и формы общения, которые надлежит привить детям;
  • познавательный. То чему следует научить дошкольников, какие способы операции с предметами намереваемся им передать.

Главное в развивающих играх – последовательность всех этапов развития (принцип от простого к сложному). В каждой игре следует опираться на то, что уже умеют и любят делать дошкольники.

Например, детям 3-х лет нравится бегать и прыгать. Используя эти способности можно создавать новые игры, в основе которых будет новая последовательность этих движений, с постепенным усложнением. Важным моментом здесь является новое содержание и осмысление знакомых действий: бегать и прыгать в предлагаемой воображаемой ситуации – по пенькам, по кочкам, убегать от волка или лисицы.

Советы родителям

В заключение статьи дадим несколько важных рекомендаций.

  1. Для малыша важен сам игровой процесс, действие, а не конечный результат. Не стоит расстраиваться и тем более ругать ребенка, если слон, которого вы слепили, больше похож на снеговика.
  2. Правила игры должны быть простыми и понятными. При этом нужно оставлять возможность для творческой импровизации. Это развивает воображение и инициативность.
  3. Не все игры могут понравиться ребенку.  Нужно чувствовать настроение крохи и, при необходимости, прекратить игру.
  4. Занимайтесь с ребенком регулярно. Старайтесь отводить хотя бы 15 минут в день на совместную деятельность.

Выводы

Уважаемые родители, помните, что каждый ребёнок – индивидуален, и его развитие происходит в своём темпе. Старайтесь подбирать игры, которые будут развивать вашего ребёнка в соответствии с уровнем его общего развития и возраста. Не огорчайтесь, если малыш не справляется с заданием: отложите игру, предложите другую. Настроение и интерес ребёнка подскажут вам, чем он хочет заниматься. Будьте рядом во время игры, подсказывайте и объясняйте, как играть. Заинтересуйте ребёнка игрой и скоро увидите, каких успехов он достигнет.

Уделяйте развивающим играм достаточное количество времени, однако не перегружайте ребёнка. Ведь использование развивающих игр помогает развить индивидуальные качества ребёнка, а не воспитать гения. Перегружая малыша бесконечными непростыми заданиями, можно и отбить у него охоту учиться. Пусть лучше игры будут источником пользы и удовольствия.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий