Развивающие и коррекционные игры для дошкольников
Обучение через вовлечение в игру — это универсальный способ приобщить ребенка к развивающим занятиям. Для слабовидящих и слабослышащих детей игры в дошкольном возрасте — это базовый фундамент эффективной реабилитации, адаптации, коррекции. Дома и в ДОУ рекомендуется использовать только сертифицированные коррекционные игры. Они разработаны при участии специалистов-дефектологов и изготовлены из безопасных материалов. Для занятий с ребенком от 2 до 6 лет хорошо подходят:
Озвученные плакаты. Тематические интерактивные плакаты позволяют создать условия для простой, но в то же время увлекательной и познавательной игры для слабослышащих дошкольников. “Подводный мир”, “Домашние животные”, “Веселый оркестр” — тем много, и все они очень интересны малышам.
Развивающие пособия. Простые и занимательные игры для детей с инвалидностью по зрению — тематические наборы на липучках, которые крепятся на ковролиновом основании. Это могут быть комплекты с цифрами, буквами, изображениями животных, персонажами из известных сказок.
Обучающие наборы. Обучающие игры для детей с ОВЗ помогают познакомиться со многими бытовыми, социальными и культурными явлениями. Например, популярные темы наборов: правила этикета, правила дорожного движения и т.д.
Компьютерные образовательные системы. С помощью комплексных образовательных решений для ПК удается организовать насыщенный учебно-воспитательный процесс в форме веселой игры для слабовидящих и слабослышащих детей дошкольного возраста. Для увлекательных уроков по математике, творчеству и другим интересным темам доступны системы EduQuest (3-5 лет), MultiMind (5-9 лет) и другие. Системы можно использовать и в ДОУ, и в домашних условиях.
Кого относят к «особенным» детям и категории ОВЗ
Ребенок с ОВЗ имеет нарушения или задержки в психическом и/или физическом развитии и нуждается в особых условиях для воспитания и обучения. Необходимость в создании этих условий подтверждает заключение ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии), которую обязана пройти семья, и которая конкретизирует требования к программе, методам, техническим средствам и материалам обучения.
Категории ОВЗ:
- нарушения слуха — дети с частичной, глубокой двусторонней тугоухостью и глухотой, которые сопровождаются затрудненной речью и полным её отсутствием;
- нарушения зрения — обучающиеся с остаточным и слабым, пониженным или пограничным зрением и коррекцией очками, косоглазием и амблиопией, слепые;
- нарушения опорно-двигательных функций — ДЦП (детским церебральным параличом), расстройствами координации, ограниченным объемом и силой движений;
- нарушения речи — обучающиеся с проблемами произношения, восприятия слов, нарушениями развития и отсутствием речи;
- задержка психического развития — с отклонениями в эмоционально-волевой сфере, нервно-психическими расстройствами;
- умственная отсталость разной степени — с необратимыми стойкими нарушениями интеллектуального развития;
- аутизм — с нарушениями активной коммуникации с окружающей средой, социализации и развитием навыков;
- множественные дефекты — с комбинацией физических и психических отклонений в развитии.
Для детей каждой категории необходимы конкретные условия обучения, учитывающие их особенности и возможности.
Развивающие и коррекционные игры для школьников
Если наборы для дошкольников направлены в первую очередь на развитие мелкой моторики рук, улучшение восприятия, развитие социальных навыков, то для детей постарше в приоритете развитие логического мышления и интеллекта, творческие занятия, обучение научным дисциплинам. Специалисты рекомендуют такие игры для слабослышащих и слабовидящих школьников:
Настольные. Для детей с нарушением зрения можно купить специальные шахматы и шашки, тактильные нарды, “бинго” или “монополию” со шрифтом Брайля. Такие игры для слабовидящих детей дарят уйму положительных эмоций
Адаптированные пособия. Специальные издания сказок, обучающей литературы и учебники содержат крупный плоскопечатный текст, брайлевский вариант, рельефные изображения на прозрачной пленке, совмещенные с иллюстрациями. Такие коррекционные игры для детей подходят для уроков рисования и чтения, для домашних и внеклассных занятий.
ЛФК и физкультура. Для увлекательных подвижных игр можно купить специальные тарелки фрисби со звуковым сигналом, мячи для шоудауна и голбола, балансиры, игровые дорожки и многое другое.
Специальные игры, пособия и устройства
Какие документы регламентируют создание в ДОО условий для детей с ОВЗ
Сегодня родители ребенка с психофизическими особенностями здоровья могут выбирать для него любую дошкольную образовательную организацию. В свою очередь, ДОУ должно создать в инклюзивных группах компенсирующей направленности условия, которые сделают воспитание и образование доступными без дискриминации.
Право на совместное дошкольное образование детей с ОВЗ со здоровыми сверстниками закреплено в ст.79 №273-ФЗ «Об образовании». Рекомендации к формированию комбинированных групп в ДОО даны в СанПиН 2.4.1.3049-13. В соответствии с разделами II и III ФГОС образовательная программа должна адаптироваться для детей с ОВЗ с помощью специальных методик, материалов и занятий и, при необходимости, с привлечением дополнительных педагогов.
Оборудование для групп и уличных площадок для детей с ОВЗ в ДОУ
Для эффективной работы с «особыми» детьми и реализации образовательной программы необходимо материально-техническое обеспечение. В группе формируется многофункциональная предметно-развивающая среда, которая безопасна, может легко трансформироваться и обеспечивает комплексное развитие.
Для создания развивающей предметной среды рекомендуется использовать:
- массажные мячики, музыкальные игрушки, зеркала для тренировки речи, игры для развития речевого дыхания при речевых патологиях;
- светящиеся и текстурированные наборы, тактильные пазлы, сенсорно-тактильные наборы и развивающие центры, настольные игры со шрифтом Брайля при нарушениях зрения;
- говорящие книги, шумовые, адаптированные музыкальные наборы и развивающие центры при нарушениях слуха;
- опоры для сидения для детей разного роста, регулируемые по высоте столы для инвалидов-колясочников, различные шнуровки, бизиборды, наборы для развития моторики при нарушениях двигательных функций;
- мягкие модули, муляжи, полифункциональные комплекты коррекционно-развивающих материалов при задержках психического и интеллектуального развития;
- специальные наборы для аутистов для развития коммуникативных навыков при нарушениях аутистического спектра.
Функциональной, доступной и безопасной должна быть окружающая среда и на улице. Для площадок ДОО с инклюзивными группами рекомендуются яркие песочницы, игровые комплексы с интерактивными панелями и пандусами, широкие качели-балансиры и карусели с доступом для инвалидов-колясочников.
ЭДУКИД поможет подобрать оборудование для детей с ОВЗ в ДОУ с инклюзивным образованием и коррекционные детские сады. Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для создания предметно-развивающей среды, бытовой адаптации и оснащения кабинетов специалистов.
10 лучших игрушек и игр для детей с особыми потребностями
1. Кубики и конструкторы, Lego и прочие: основные блоки и другие детали неимоверно разносторонни и могут вырасти с вашим ребенком. С ними можно легко перейти от простого складывания к строительным сооружениям, туннелям, дорогам и т. д. Самое главное, что эти базовые игрушки идеально подходят для создания символических навыков игры и социального сотрудничества, особенно когда вы играете со своим ребенком.
2. Мячики: дети с сенсорными проблемами (а также большинство детей вообще!) любит подпрыгивать. Мяч с ручками, на котором можно прыгать – отличный выбор. Хороши и обычные легкие мячики, которые можно кидать и катать.
3. : вы можете купить очень дорогие “сенсорные” качели, но хорошие недорогие качели из местного магазина игрушек ничуть не хуже. Если вы не уверены, что ваш ребенок умеет правильно балансировать, купите качели с поясом крепления. А мини горки можно использовать в помещении, зимой это приятный бонус.
4. Водные игрушки: все, что использует воду и мыло, может быть очень веселым, интерактивным и привлекательным для ребенка с особыми потребностями. Попробуйте различные варианты, от разбрызгивателей до заводных подводных лодок, пригодятся также лейки и мельницы.
5. Пузыри и пена: мыльные пузыри – одна из лучших игрушек. Выдувание требует хорошего управления моторикой и некоторого количества терпения, это хорошо для развития.
6. Пазлы являются идеальным выбором, если ребенок спокойный и предпочитает более сидячий образ жизни. Их весело собирать вместе, но можно и в одиночку, есть разное количество деталей (уровни сложности). В наши дни легко найти картинки с любым изображением.
Карта-пазл “Юрский период” (260 деталей).
7. “Сенсорные” игрушки: это может быть любая игрушка, которая гудит или пищит. Это также может быть пластилин, игровое тесто, глина, антистрессы и т. д. Все то, что приятно держать в руках. Все эти товары доступны по низкой цене во многих торговых точках. Они не такие интерактивные, как другие игрушки, но они действительно могут помочь ребенку снять беспокойство.
8. Простые карточные и настольные игры: шахматы могут (а могут и нет!) быть за пределами возможностей ребенка, но есть хороший шанс, что классические детские игры вам подойдут
Если у вашего ребенка есть внимание и интерес, попробуйте научить его играть в классические настольные игры: крестики-нолики, Uno, шашки, Connect Four, простые карточные и многие другие игры. Они короткие и простые, но требуют пошагового социального взаимодействия и некоторого стратегического мышления
9. Художественные принадлежности: карандаши, краски, фломастеры могут быть любимыми забавами для детей с любым уровнем способностей и навыков. Раскраски являются отличным выбором для многих детей, так как они задают рамки и позволяют детям “создавать” своих любимых персонажей. Глина, пластилин (как упоминалось выше) являются одновременно художественной и лечебной игрушкой.
10. Домики и туннели: домики, шатры и прочие места, где так уютно, это чудесные игрушки для малышей со специальными потребностями. Они поддерживают ребенка, делают ролевую игру интереснее при творческом использовании (ребенку пригодится родительская помощь).