Упражнения для концентрации внимания и развития слуховой памяти
Чтобы ребенок научился концентрировать свое внимание на звуках и развивал слуховую память, с ним нужно выполнять следующие упражнения на развитие слуховой памяти:
- «Снежный ком». Лучше выполнять в паре или в команде. Один ребенок называет слово, сосед повторяет и называет еще одно. Так продолжается до тех пор, пока не будет допущена ошибка.
- «Жук». Ставится шахматное поле и на него ставится фигурка жука. Взрослый дает ребенку команду передвижения жука и тот запоминает их. После воспроизводит.
- «Какой цвет». Берется раскраска с подготовленным сюжетом. Родитель читает рассказ и предлагает дошкольнику раскрасить фигуры в соответствии с указанными цветами по сюжету.
- «Рассказ». Игра в продолжении фраз. Заключается в следующем: взрослый начинает рассказ, ребенок продолжает и так далее. В конце игроки пытаются вместе вспомнить, что было в рассказе.
- «Ассоциации». Перед испытуемым раскладываются разные картинки. Произносятся разные слова, и он пытается совместить услышанное с увиденным.
На заметку! Для улучшения памяти у детей можно включать аудиокассеты с песенками и давать ребенку несколько раз их слушать, а потом просить повторять, делать написание.
Также помогут короткие и простые стихотворения. Впоследствии они могут быть сложными. Они могут оказаться оперативными инструментами для обучения, повышения уровня запоминания.
Слушаем звуки
Прослушивание звуков и их запоминание — лучший способ развить память, начиная с 2 лет. В начале это могут быть звуки природы, затем — комплексные упражнения, по которым дошкольник обязан повторить их по очереди, вразброс и в противоположном порядке. Впоследствии это могут быть сложные названия классических мелодий, которые играют в театре.
ФЭМП в подготовительной группе для дошкольников
Читаем вслух
Чтение вслух развивает не только зрительную и абстрактную память, но и слуховую. Оно способствует улучшению словарного запаса и правописания. Чтобы развить концентрацию подобным образом, можно не просто прочитывать сказки и рассказы, но и запомнить отдельные фразы, попытавшись их повторить.
На заметку! Интересно, что чтение вслух младшими группами способствует улучшению концентрации внимания. Поэтому встречи с детьми одного возраста полезны для мышления.
Заучиваем стихи
Стихи — отличный метод улучшения зрительной и слуховой памяти, воображения. В начале с 3-4-летним мальчиком или девочкой лучше запоминать короткие четверостишия. Затем переходить на более серьезные классические произведения
Важно, чтобы стихи сопровождались ярким материалом. Тогда через абстракцию и зрительное восприятие, чтец сможет больше запомнить и научиться не только бездумно проговаривать заученные русские и английские слова, но и пытаться вникнуть в их суть
Рекомендации по развитию памяти младших школьников
Память дается каждому из нас при рождении, но не каждый может правильно ею пользоваться. Задача родителей и учителей обучить школьника приемам запоминания, чтобы он впоследствии использовал их бессознательно. Ребенок должен сам понять, как ему легче запоминать информацию. Однако любая наука не пойдет впрок, если у школьника отсутствует мотивация к учебе. В такой ситуации святая обязанность родителей заинтересовать ребенка, а для хорошего результата – занятия проводить систематически
Во время этих занятий педагоги-психологи рекомендуют родителям обращать внимание на следующее:
- следите за тем, чтобы ребенку был понятен материал, который он запоминает;
- пусть ребенок повторит выученный текст на следующий день;
- при работе над запоминанием текста разбивайте его на небольшие отрывки, но не очень маленькие, чтобы ваш школьник не забыл, что было в самом начале;
- во время заучивания текста просите малыша проговаривать его вслух;
- мотивируйте ребенка к занятиям по запоминанию, проявите фантазию: предлагайте для изучения только те тексты, которые ему действительно интересны;
- занимайтесь с ребенком не более получаса, а в первое время по 15 минут. Если видите, что малыш устал – сделайте перерыв;
- всегда хвалите ребенка за даже самые маленькие успехи, поощряйте его к занятиям.
«Художник — иллюстратор»
Чем отличается обычный рисунок от иллюстрации? Когда художник рисует рисунок, то он ничем не ограничен, что хочет, то и рисует. А если это художник-иллюстратор, то он ограничен содержанием рассказа, сказки или другого литературного произведения. Иллюстрация должна передавать смысл того, о чем написано в книге.
Для упражнения потребуются:
- Картинка – раскраска.
- Цветные карандаши.
- Заранее подготовленный небольшой рассказик, соответствующий картинке из пункта 1.
Добавим наглядности. Картинка может быть вот такой.
А рассказ вот таким.
Порядок действий:
- Отдайте ребенку картинку.
- Попросите его внимательно послушать рассказ, который вы прочитаете.
- С выражением прочитайте рассказ.
- Дайте цветные карандаши и просите раскрасить картинку в соответствии с тем, о чем говорилось в рассказе.
- Проверьте правильность выполнения задания.
Вроде понятно объяснила, да? Картинки выбирайте любые, сначала не слишком замороченные, а потом уже и посложнее можно. Тексты составьте самостоятельно, опираясь на вашу картинку. Это упражнение тренирует еще и внимательность.
Для взрослых есть советы, как научиться скорочтению?
Для развития навыка скорочтения у взрослых есть два основных совета:
Во-первых, нужно тренировать память: количество информации, которое остаётся в голове, вовсе не зависит от скорости чтения. Развивать память необходимо, даже если вы не собираетесь осваивать навык скорочтения. Хорошая память всегда поможет в жизни.
Во-вторых, необходимо концентрироваться на тексте: человек может удержать в голове ограниченное количество мыслей, ведь наши умственные способности и память имеют предел. Нас постоянно отвлекают посторонние мысли, чтение замедляется, а запоминаемость, следственно, снижается. Если научиться не реагировать на внешние раздражители и концентрироваться на тексте, то в голове будет место для большего количества информации.
Когда же убирать посторонние мысли не получается, нужно научиться мыслить параллельно. Например, человек может разговаривать по телефону и искать ключи в комнате, готовить ужин и строить планы на выходные. Если развивать эту способность дальше, но можно научиться думать о нескольких вещах одновременно.
Как развить слуховую память у детей?
Для детей лучшей формой упражнений на развитие слуховой памяти является игра. Именно во время игры дети воспринимают намного лучше и больше информации. Для улучшения слуховой памяти нужно выполнять следующие упражнения:
- Упражнение «10 пар» — для его выполнения нужно заранее подготовить десять пар слов, которые связаны по смыслу, к примеру: кровать — подушка, кошка — мышка, солнце — лучик, день — ночь, ботинки — шнурки, конфеты — фантики, дерево — листик, тетрадь — ручка, лисичка — норка, книга — знание. Затем нужно выразительно, эмоционально и в медленном темпе трижды прочитать ребенку все словосочетания. На четвертый раз прочесть только первые слова, а малышу нужно вспомнить подходящие к ним.
- Упражнение «сделай как я» — для этого нужно взять несколько предметов (бумага, 2 стакана воды, скотч, ручка, ложки) и попросить ребенка закрыть глаза. Затем проделать действия с предметами издавая при этом характерные шумы. Ребенку нужно будет повторить эти звуки с нужными предметами.
- «Что это было?» — упражнение проводят в игровой форме. Для выполнения нужно заранее подготовить запись на диктофоне или скачать в интернете звуки дождя, прибоя, птиц, грома, потрескивания горящих дров и другие. Включать ребенку поочередно каждую запись и попросить угадать, что это было, показать это в маленькой сценке-рассказе.
- «Ощути ритм» — наиболее элементарное упражнение. Нужно при помощи пальцев, палочки или карандаша выстукивать определенный ритм, а затем попросить ребенка повторить его.
- «Жук» — для данной игры понадобится игровое шахматное поле и фигурки жуков. В нее можно играть небольшой компанией, объяснить детям, что каждому звуку соответствует определенный ход (две клетки вперед, одна клетка вправо и т.д.). Каждому игроку требуется определить специфические звуки жужжания, и проделать соответствующий ход.
Техника развития скорочтения «Сбор урожая»
Этот приём также описан в книге Павла Палагина.
Когда вы прочли интересный параграф с полезной информацией и принялись за следующий, это не означает, что знания перешли из книги к вам. Ваш мозг запоминает следующее: «Полезная информация в книге. Если надо будет вспомнить её, то придётся перечитать книгу».
Чтобы информация стала частью вас и перешла в долговременную память, нужно сделать паузу, представить суть прочитанного и проговорить про себя основные моменты.
Три шага техники быстрочтения «Сбор урожая»:
- Стоп. Как только вы дочитали законченный смысловой блок до конца, остановите процесс чтения, отведите глаза от текста и сделайте короткую паузу.
- Суть. Представьте основу прочитанного текста в виде образа, схемы, ситуации и тому подобного. У вас в голове должны возникнуть главные аспекты новой информации и тот смысл, который они несут.
- Проговаривание основы. Постарайтесь ёмко и коротко описать своими словами суть текста, которую вы представили себе. Чем короче, тем лучше.
При этом во время самого чтения важно избегать артикуляции (проговаривания текста). Для этого можно плотно сжимать губы и прикусывать язык
А ещё больше «урожая» можно собрать, вооружившись текстовыделителем и отмечая важные моменты в тексте (не больше 10 слов на одну мысль).
Вид пересказа определяет, как над ним работать
Нужно иметь в виду, что виды пересказов бывают разными:
В младших классах:— пересказ-вспоминание текста по картинкам.— пересказ по наводящим вопросам.
Виды пересказа постепенно усложняются с переходом ребёнка в последующие классы. И будет лучше, если родители заранее знают, что ждёт ребёнка в старших классах, и к чему его готовить.
В старших классах:— пересказ параграфа по изучаемой теме. Это изложение содержания параграфа своими словами, как правило, очень близко к тексту, поскольку в таких текстах много мелких, но значимых деталей. Предметы: природоведение, география, биология, история, физика, химия.
— краткий пересказ текста. Цель – передать общую идею, основную мысль, сюжет текста. Предметы: обществознание, история, литература; художественные произведения.
— пересказ части текста. Такие задания, как правило, даются на уроках. Цель: найти ту часть текста, которая является ответом на вопрос или подтверждением какой-либо мысли или утверждения.
— доклад на конференции. Это заранее подготовленная письменная речь на основе учебной и научно-популярной литературы. Иногда его просто зачитывают, но рассказ без бумажек производит гораздо лучшее впечатление.
— монолог с высказыванием собственного мнения о поступках героев или о событиях, описываемых в тексте (предметы: обществознание, история, литература; отрывки из художественной литературы).
— пересказ событий от своего имени или от третьего лица; инсценировки текста. Это виды пересказов, которые предполагают творческий подход.
Как мы видим, тексты для пересказа могут быть самыми разными. Это и тексты из учебной литературы, и научные тексты, и научно-популярные, и художественные.
Соответственно, работа над подготовкой пересказа также различается, в зависимости от вида пересказа.
Игры для развития памяти и внимания
Игра – это способ донести до ребенка дошкольника необходимую информацию. Учитывая особенности возраста с помощью игр можно увлечь ребенка и разбудить интерес к обучению.
Игра в слова
Запишите десять пар слов, которые связаны смыслом. Пары слов прочитайте ребенку вслух три раза. Слова говорите с интонацией и эмоционально. При произношении вами первых слов ребенок называет пару к каждому слову. Игра помогает развитию слуховой памяти и способствует концентрации внимания малыша.
Создайте импровизированный магазин, роль покупателя отдайте ребенку. Называйте ему по 5–7 предметов, которые нужно купить в магазине. Такого рода игры помогают улучшению слуховой памяти.
«Запомни фигуру»
Приготовьте для малыша карандаш и лист бумаги. Покажите поочередно 3–5 геометрических фигур. Ребенок должен запомнить фигуры и изобразить на бумаге. Чтобы усложнить задание попросите дошкольника изобразить предмет в том цвете, который он запомнил.
Игра развивает зрительную память и помогает решать проблемы, связанные с недостатком внимания у детей дошкольного возраста.
«Чего не хватает?»
Расставьте перед ребенком в один ряд от 5 до 8 предметов. Дайте малышу 1 минуту для запоминания. После того как ребенок отвернется, уберите из ряда 2–3 предмета и перемешайте оставшиеся вещи. Малышу нужно будет вспомнить, каких предметов не хватает.
От редакции : Лучшие средства от головокружения
Данные игры развивают зрительную память и внимание. Игра в картинки. Игра в картинки
Игра в картинки
Возьмите картинку или фотографию. Например, картинку с изображенной на ней комнатой. Дайте ребенку посмотреть на нее в течение 1–2 минут. Затем попросите малыша рассказать о предметах в комнате и месторасположении вещей. Пусть он опишет внешний вид предметов.
Эти игры развивают кратковременную зрительную память и решают проблемы с концентрацией внимания.
«Расскажи историю»
Игра развивает образную, словесную память, речь и внимание. Покажите ребенку историю без слов, используя игрушки или другие предметы. После того как закончите малышу предстоит кратко рассказать то, что он увидел
После того как закончите малышу предстоит кратко рассказать то, что он увидел
Покажите ребенку историю без слов, используя игрушки или другие предметы. После того как закончите малышу предстоит кратко рассказать то, что он увидел.
«Мультфильм»
У каждого малыша есть любимый мультфильм, который он видел не единожды. Пусть ребенок посмотрит фильм еще раз. После просмотра включите мультик без звука и попросите озвучить. Для эффективности занятия пусть малыш кратко перескажет сюжет. Такие игры формируют долговременную память и речь дошкольников.
«Вспоминай и показывай»
Игры такого плана формируют двигательную и образную память. Предложите дошкольнику вспомнить и показать движения знакомых людей, животных. Сделайте вид, что не догадываетесь, кого изображает малыш, побуждая ребенка к новым идеям.
«Делай как я»
Данные игры развивают зрительную и двигательную память. Покажите малышу 3–5 движений, которые он повторит в точной последовательности. Со временем усложняйте задачу, добавляя новые движения.
Упражнения для концентрации внимания и развития слуховой памяти
Чтобы ребенок научился концентрировать свое внимание на звуках и развивал слуховую память, с ним нужно выполнять следующие упражнения на развитие слуховой памяти:
- «Снежный ком». Лучше выполнять в паре или в команде. Один ребенок называет слово, сосед повторяет и называет еще одно. Так продолжается до тех пор, пока не будет допущена ошибка.
- «Жук». Ставится шахматное поле и на него ставится фигурка жука. Взрослый дает ребенку команду передвижения жука и тот запоминает их. После воспроизводит.
- «Какой цвет». Берется раскраска с подготовленным сюжетом. Родитель читает рассказ и предлагает дошкольнику раскрасить фигуры в соответствии с указанными цветами по сюжету.
- «Рассказ». Игра в продолжении фраз. Заключается в следующем: взрослый начинает рассказ, ребенок продолжает и так далее. В конце игроки пытаются вместе вспомнить, что было в рассказе.
- «Ассоциации». Перед испытуемым раскладываются разные картинки. Произносятся разные слова, и он пытается совместить услышанное с увиденным.
На заметку! Для улучшения памяти у детей можно включать аудиокассеты с песенками и давать ребенку несколько раз их слушать, а потом просить повторять, делать написание.
Также помогут короткие и простые стихотворения. Впоследствии они могут быть сложными. Они могут оказаться оперативными инструментами для обучения, повышения уровня запоминания.
Слушаем звуки
Прослушивание звуков и их запоминание — лучший способ развить память, начиная с 2 лет. В начале это могут быть звуки природы, затем — комплексные упражнения, по которым дошкольник обязан повторить их по очереди, вразброс и в противоположном порядке. Впоследствии это могут быть сложные названия классических мелодий, которые играют в театре.
Правила внутреннего распорядка воспитанников ДОУ в соответствии с ФГОС
Читаем вслух
Чтение вслух развивает не только зрительную и абстрактную память, но и слуховую. Оно способствует улучшению словарного запаса и правописания. Чтобы развить концентрацию подобным образом, можно не просто прочитывать сказки и рассказы, но и запомнить отдельные фразы, попытавшись их повторить.
На заметку! Интересно, что чтение вслух младшими группами способствует улучшению концентрации внимания. Поэтому встречи с детьми одного возраста полезны для мышления.
Заучиваем стихи
Стихи — отличный метод улучшения зрительной и слуховой памяти, воображения. В начале с 3-4-летним мальчиком или девочкой лучше запоминать короткие четверостишия. Затем переходить на более серьезные классические произведения
Важно, чтобы стихи сопровождались ярким материалом. Тогда через абстракцию и зрительное восприятие, чтец сможет больше запомнить и научиться не только бездумно проговаривать заученные русские и английские слова, но и пытаться вникнуть в их суть
Пересказ текстов с последовательным изложением фактов или событий
У многих детей вызывает затруднение пересказ, в котором нужно соблюсти определённую последовательность событий, не нарушая при этом логику повествования и не перескакивая с одной мысли на другую. В таких текстах, как правило, каждое последующее событие является следствием или продолжением предыдущего
Здесь важно не потерять нить, не разорвать смысловую цепочку
В этом случае также необходимо разделить текст на смысловые части, составить план-конспект. Но при повторном чтении и при пересказе необходимо делать упор на выявление причинно-следственных связей (что из чего следует).
При пересказе текстов с последовательным изложением фактов или событий можно использовать следующую лексику (там, где это уместно): сначала; до этого; после этого; в течение; периодически; затем; между тем; в заключение…
Зачем нужно развивать слуховую память?
Для многих родителей знакома ситуация, когда им приходится по несколько раз повторять ребенку одну и ту же просьбу или задание. Маме и папе кажется, что ребенок ленится, не хочет учиться или помогать, они укоряют его и даже наказывают. Но на самом деле так происходит не потому, что ребенок не хочет, а потому что он просто не может понять, что от него хотят, у него очень слабое слуховое восприятие, он слышит, но не может охватить сказанное, запомнить. Получается – слух у ребенка есть, а способности обрабатывать услышанное – нет.
Такие дети часто отстают в учебе, на решение одного и того же задания тратят больше времени, а порой вовсе нерешенным и оставляют, объясняя потом, что не поняли условие или вопрос. Скудный словарный запас – признак неразвитой слуховой памяти тоже, а также невозможность сосредоточиться в шумном помещении, выделить главное для себя из потока слов
В старших классах непременно появятся проблемы с изложениями и сочинениями, большинством гуманитарных предметов, где основное внимание уделяется лекционному начитыванию материала
Детей с плохой слуховой памятью идентифицировать несложно.
- Они невнимательны.
- Слабо запоминают даже элементарные стишки.
- Не могут сосредоточиться.
- Не помнят номеров телефона родителей, часто даже адресов.
- С трудом изъясняются, даже заученные без понимания правила озвучивают с трудом.
Детки, у которых слуховая память развита хорошо поражают способностью воспроизводить все услышанное в разных местах, запоминать новости, сказки, связно и красиво они разговаривают, разбавляя рассказ сравнениями и смежными событиями.
Методики обучения для усвоения прочитанного
Обучение пересказу по картинкам может стать весёлой игрой
Технологии обучения пересказу, в принципе, одинаковы как для совсем маленьких детей, так и для ребят постарше. Разница только в приёмах реализации каждой конкретной методики.
- Пересказ по иллюстрациям к тексту. Для малышей лучше, если это будут рисунки в книге, а для деток школьного возраста такие опорные картинки можно нарисовать самостоятельно. Когда трудности с пересказом возникают, например, в 5-м или 6-м классах, то можно предложить путешествие по картинкам: на столе выложить стопку картинок, ребёнок должен «собрать» сюжет по порядку и рассказать обо всём, что происходит на иллюстрациях.
- Пересказ от имени героя. Прочитав историю, ребёнку нужно представить себя одним из героев и рассказать, что с ним происходило в этой истории. Такой способ особенно симпатичен учащимся 1-2 классов, которые ещё не совсем чётко разграничивают правду и вымысел. Для школьников 3-5 классов задание можно усложнить: попросить рассказать о происходящем от имени нескольких героев, дав оценку каждому поступку, то есть попробовать проанализировать себя в предложенных обстоятельствах.
- Пересказ в лицах. Этот способ отлично подходит для совсем маленьких читателей, которые ещё играют в куклы. Предложите ребёнку сделать инсценировку по тексту, сделав героями его любимые игрушки.
- Пересказ по плану. Попадая в школу, ребёнку необходимо быстро приучиться к тому, что все свои действия следует подчинять определённому заведённому порядку. В этом случае важным является умение составлять план. Это, кстати, отличный способ обучиться быстро и детально пересказывать текст. Чем старше становится малыш, тем более коротким должен быть план – так ребёнок приучится работать с опорной схемой, удерживая в голове более мелкие детали.
- Составление читательского дневника. Школьникам среднего звена очень полезно обзавестись читательским дневником, где делаются записи о прочитанных книгах с указанием имён героев, фабулы повествования и описаны наиболее яркие моменты сюжета. Дневник станет незаменимым помощником ребёнка на протяжении последующего обучения, когда объёмы необходимых текстов для прочтения и пересказа будут увеличиваться в геометрической прогрессии. Для малышей такой дневник может быть составлен в устной форме (то есть периодически возвращайте ребёнка к уже прочитанному, задавая ему наводящие вопросы по сюжету).
Умение пересказывать тексты играет очень большую роль в успешности обучения школьников. Также это необходимый навык для развития критического мышления, памяти и речи. Чтобы научить малыша пересказывать, от родителей не требуется огромных усилий. Нужно лишь проявить терпение и сделать работу над текстом интересной именно для вашего ребёнка.
Можно ли развить навык скорочтения у детей?
Да, причём развивать скорочтение эффективнее с малых лет. Автор бестселлеров по скорочтению, руководитель школы «СуперМозг» и эксперт одного из курсов «Фонда знаний Андрея Скоча» «Учиться легко» Гузель Абдулова советует начинать с расширения кругозора у ребёнка. Он может воспринимать и читать сразу несколько слов одновременно, так как процесс чтения основан на образах. То есть, нужно выработать у малыша ассоциативное мышление — этот приём является одним из самых главных при обучении скорочтению. Так, когда ребёнок увидит фразу «Миша пьёт сок», в его голове появится образ мальчика. Малыш представит, как мальчик что-то пьёт, а именно — пьёт сок. Со временем все эти слова будут восприниматься одновременно, а в мыслях будет возникать полноценный образ на основе прочитанного.
Ещё одно важное упражнение — выделить главную мысль текста. Читая текст, необходимо научится правильно его понимать и уметь пересказать его смысл
Выделите вместе с ребёнком опорные точки, влияющие на развитие сюжета, и ключевые моменты, на которых можно построить пересказ. Часто текст может вызвать некие ассоциации, они запоминаются быстрее всего. Даже спустя долгое время ассоциативные связи помогут восстановить, казалось бы, уже забытую информацию. Но не стоит уделять им слишком много внимания.
Чтобы ребёнок смог быстрее выучить стихотворение, можно воспользоваться пиктограммами. Дайте ребёнку нарисовать знаки, которые отображают важнейшие узнаваемые черты предметов или явлений, о которых говорится в стихотворении, опираясь на них, он сможет рассказать стихотворение и хорошо его запомнит. Пиктограммы можно использовать и для запоминания других видов текстов.
А что насчет взрослых?
Есть еще одно полезное упражнение. Но оно потребует некоторой концентрации. Постарайтесь выполнять его, когда вы находитесь дома одни, это будет способствовать эффективности.
Сядьте как вам удобно. Отключите все источники звуков: выключите телевизор и поставьте мобильный телефон на беззвучный режим.
Прикройте глаза и прислушивайтесь. Наверняка вы не окажетесь в полной тишине. Из открытого окна, за стеной у соседей все равно будут раздаваться какие-то звуки. Прислушайтесь к ним. Что или кто явился источником того или звука? Постарайтесь определить. Это позволяет очистить канал слуховой памяти и в дальнейшем лучше воспринимать информацию на слух. А заодно и улучшит образное мышление.
Еще один хороший способ: аудиокниги. Возможно, первое время мы будете быстро отвлекаться от слов чтеца, терять нить сюжета. Но не спешите расстраиваться: уже спустя несколько дней воспринимать книгу на слух станет намного проще. Дополнительным плюсом этой методики является и то, что она позволит вам наконец начать читать те книги, которые вы давно хотели прочесть но у вас все время не хватало времени. Слушать книги удобно в транспорте и даже на ходу.
Кратковременная, но такая нужная
У школьников и людей, давно повзрослевших, существует память кратковременная. Ее назначение — это первичная обработка информации для ее понимания. Буквально несколько секунд нужно, чтобы принять услышанное, подвергнуть быстрому анализу, извлечь нужное и отправить этот «урожай» звуков в долговременное семантическое хранилище.
Этот вид слуховой памяти особенно востребован детьми. Ведь они изучают мир, каждый день встречаются с новыми понятиями, расширяют кругозор и словарный запас, учатся логике и запоминанию.
Что же мешает распознаванию и запоминанию со слуха?
- Рассеянность;
- Отсутствие интереса к предмету;
- Болезнь, физиологические проблемы памяти;
- Слабость или нечеткость звуковых сигналов.
Постарайтесь отсеять эти помехи и потренируйте с ребенком простейшие приемы укрепления разных подвидов слуховой памяти.
Итак, давайте подробнее остановимся на таком вопросе: как развить слуховую память? И отдельно поговорим как это сделать для детей, и для взрослых.
Скорочтение — это просто быстрое чтение?
Не совсем. Скорочтение — это навык, позволяющий быстро воспринимать текстовую информацию. Главный его принцип не просто скорость чтения, а способность понимать смысл прочитанного материала, воспринимая его быстрее и увереннее. При этом, информация должна правильно отложиться в памяти, иначе это можно назвать обычным перелистыванием страниц, либо сканированием текста глазами. Проще говоря, скорочтение — это техника быстрого чтения с высоким уровнем запоминания и восприятия информации — это ключевое отличие скорочтения от других видов знакомства с текстами.
При обычном чтении человек не всегда запоминает прочитанное, так как отвлекается на дополнительные образы, которые возникают в его голове по ходу чтения. Так, например, про прочтении слова «лес» человек представляет зелёную листву, поющих птиц и животных, которые в нём обитают. Это связано с тем, что мозг справляется с переработкой прочитанного примерно в три раза быстрее, всё же остальное время идёт на образы и фантазии. В результате, человек может и вовсе забыть, о чём шла речь, основываясь только на образах, и уже по образной памяти пытаться воссоздать прочитанное. Одним из самых эффективных решений проблемы нерациональной траты времени на сегодняшний день и является скорочтение.
Игры для развития двигательной и тактильной памяти
- «Руки помнят». Положите в непрозрачный мешочек несколько предметов, которые отличаются по фактуре (это могут быть фигурки животных или геометрические фигуры). Заранее подготовьте фотографии этих предметов или нарисуйте их, а также добавьте изображения вещей, которых нет в мешочке. Попросите малыша пощупать все предметы в мешочке, а затем сказать, какие из предложенных на картинках предметов там были.
- «Графический диктант». Нарисуйте на листе в клеточке несложный узор, попросите ребенка его продолжить. Затем дайте малышу чистый лист и предложите воспроизвести узор, который он рисовал ранее.
- «Марионетки». Попросите ребенка закрыть глаза, встаньте сзади и, держа его за плечи, проведите малыша по определенному маршруту, например, два шага вперед, один шаг вправо и три шага назад. Открыв глаза, ребенок должен повторить этот маршрут.
Подробно о развитии двигательной памяти смотрите на видео:
Развитие долговременной памяти
Развитие памяти у дошкольников. Для развития долговременной памяти нужно научить ребенка не только узнавать, но и воспроизводить информацию. Долговременная память невозможна без расширения кругозора дошкольника. В этом случае помогают упражнения с текстами, иллюстрациями.
Дошкольникам предлагается несколько картинок, на которых изображены животные, различные предметы. И звучит предложение: запомнить всех животных, к примеру. Или запомнить всю посуду, которая есть на картинках, и потом назвать.
Хорошим вариантом будет сравнивание картинок, отличающихся незначительными деталями.
10 продуктов для вундеркинда
Чтобы улучшить память, нужно правильно питаться. В рационе вашего школьника обязательно должны быть продукты, содержащие необходимые витамины и минералы. Вот те десять продуктов, которые помогут вашему ребенку усваивать школьный материал на «отлично»:
- Рыба (желательно морская, содержит йод, фосфор, Омега-3 жирные кислоты, что благотворно влияет на мозг).
- Яйца (содержат белок и холин, который помогает сосредотачиваться).
- Чеснок (ускорит кровообращение, добавляйте к мясным блюдам).
- Красный виноград (антиоксидант, защищает клетки организма от старения и повреждения).
- Брокколи (просто кладезь витамина К, который улучшает работу мозга).
- Бобовые (содержат витамины В6, В12, фолиевую кислоту. Улучшают краткосрочную и долговременную память).
- Томаты (тоже мощный антиоксидант).
- Лимон (витамин С улучшает память).
- Грецкие орехи (содержат Омега-3 жирные кислоты, белок, лецитин. 5 орешков в сутки – и память ребенка будет в отличном состоянии).
- Мед (глюкоза позитивно влияет на работу мозга и памяти).
Не забывайте давать ребенку пить достаточное количество воды, только не газировку!
Итоги
Итак, суммируя все сказанное, можно предложить такие рекомендации по тренировке слуховой памяти:
- Определитесь с областью, в которой тренируетесь. Умение петь и навык легкого пересказа услышанных анекдотов тренируются отдельно, хотя обе способности связаны с аудиальной памятью.
- Если цель – разбираться в тонкостях услышанного материала без необходимости его воспроизведения (например, для более глубокого и эмоционального восприятия музыки), то нужно многократно его прослушивать. Уже после обретения последнего навыка будет получаться повторить услышанное уже без дополнительной тренировки. Пример – разве могли бы вы пересказать анекдот, не научившись говорить?
- Для приблизительного запоминания лекций можно использовать мнемотехники, с помощью которых можно прочно заучить ключевые положения услышанного материала.
Во время тренировки слуховой памяти соблюдайте такие важные принципы:
От простого – к сложному. Всему свое время. Обучайтесь, исходя из того, что вы можете, а не чего не умеете.
Закон перехода количества в качество
Чем больше вы времени потратите на изучение материала, чем больше раз вы его повторите, тем лучше он запомнится, а также станет легче сохранить в памяти другую информацию из этой области.
Причина плохого запоминания на слух – проблемы с вниманием. Поэтому развитие слуховой памяти у ребенка, взрослого и людей старшего возраста опирается на способность в течение длительного времени концентрироваться на прослушиваемом материале
Этот навык хорошо тренируется с помощью медитации.
Помните: нет ничего сложного. Все тяжелые задачи можно свести к более простым действиям. А их уже выполнить легко. В добрую путь.
https://youtube.com/watch?v=Jxbi0LW5KoI