12 месяцев
В играх начинает прослеживаться сюжетная линия – кормит, укладывает куклу, катает ее в машинке. Знает много названий предметов, игрушек, имена близких людей. Понимает слово «нельзя», исполняет поручения «принеси», «дай». Способен различать геометрические предметы – кубик, шарик. Словарный запас расширяется практически с каждым днем, и у особо продвинутых личностей может составлять 10-15 слов. Самостоятельно ходит, активно передвигается по всему дому, много и разнообразно взаимодействует с различными предметами.
К этому возрасту у ребенка должно быть восемь зубов. Обычно к году закрывается родничок, но четких сроков закрытия родничка нет – это событие может произойти в промежутке между 8 месяцами и полутора годами.
Не стоит расстраиваться, если ребенок не укладывается в вышеприведенный график, ведь это усредненные данные. Многое зависит от его индивидуальных особенностей. Обычно если в чем-то ребенок отстает, то в другом опережает. А даже если ни в чем не опережает, то все равно сядет (встанет, пойдет, заговорит) рано или поздно. Главное, любить ребенка таким, какой он есть.
Различия в наборе веса у мальчиков и девочек
Мнение специалиста
Как растет малыш по месяцам в зависимости от его пола? Показатели прибавки массы тела и роста у мальчиков и девочек могут быть различными (у мальчиков они несколько больше). Однако в первый год жизни младенцев такое расхождение может быть незначительно.
Более заметные половые различия в физическом развитии проявляются со временем. Чтобы родителям было проще самостоятельно оценить темпы роста малыша, ниже представлена таблица со средними ростовыми показателями мальчиков и девочек в возрасте до года.
Таблица роста мальчиков и девочек по месяцам до года
Возраст | Рост девочек (см) | Рост мальчиков (см) |
Новорожденный | 47,9–50,4 | 48,6–51,2 |
1 месяц | 52,4–55 | 53,4–56 |
2 месяца | 55,7–58,4 | 57,1–59,8 |
3 месяца | 58,4–61,2 | 60,1–62,8 |
4 месяца | 60,6–63,5 | 62,5–65,3 |
5 месяцев | 62,5–65,5 | 64,5–67,3 |
6 месяцев | 64,2–67,3 | 66,2–69,1 |
7 месяцев | 65,7–68,8 | 67,7–70,6 |
8 месяцев | 67,2–70,3 | 69,1–72,1 |
9 месяцев | 68,5–71,8 | 70,5–73,5 |
10 месяцев | 69,8–73,1 | 71,7–74,8 |
11 месяцев | 71,1–74,5 | 73–76,1 |
12 месяцев | 72,3–75,8 | 74,1–77,4 |
Ниже представлены таблицы со средними показателями роста и веса мальчиков и девочек, на которые могут ориентироваться родители.
Таблица веса и роста мальчиков и девочек
Длина тела / рост девочек (см) | Перцентили массы тела девочек (кг) | Длина тела / рост мальчиков (см) | Перцентили массы тела мальчиков (кг) | |
45,0 | 2,5 | 45,0 | 2,4 | |
47,0 | 2,8 | 47,0 | 2,8 | |
49,0 | 3,2 | 49,0 | 3,1 | |
51,0 | 3,6 | 51,0 | 3,5 | |
53,0 | 4,0 | 53,0 | 4,0 | |
55,0 | 4,5 | 55,0 | 4,5 | |
57,0 | 5,1 | 57,0 | 5,1 | |
59,0 | 5,6 | 59,0 | 5,7 | |
61,0 | 6,1 | 61,0 | 6,3 | |
63,0 | 6,6 | 63,0 | 6,8 | |
65,0 | 7,1 | 65,0 | 7,3 | |
67,0 | 7,5 | 67,0 | 7,7 | |
69,0 | 8,0 | 69,0 | 8,2 | |
72,0 | 8,6 | 71,0 | 8,6 | |
74,0 | 9,0 | 73,0 | 9,1 | |
76,0 | 9,3 | 75,0 | 9,5 | |
77,0 | 9,5 | 77,0 | 9,9 |
Важные детские рефлексы
Психомоторное развитие ребенка в 1 месяц характеризуется наличием безусловных рефлексов, по которым можно определить насколько хорошо малыш адаптируется к новым условиям, — это залог дальнейшего становления. Обязательно у малыша первого месяца жизни, при условии здоровой нервной системы, должны проявляться такие рефлексы, как:
Ритмичные движения, необходимые для высасывания грудного молока. Иными словами, сосательный рефлекс. Он присутствует в течение первого года жизни малыша.
Развитие недоношенного ребенка в 1 месяц характеризуется слабым проявлением этого рефлекса. Дело в том, что детки, родившиеся раньше срока, еще не подготовлены природой к высасыванию молока и часто сосательный рефлекс у них практически не сформирован. По этой причине недоношенные дети, которых кормили с бутылочки первые недели жизни, и вовсе отказываются признавать материнское молоко;
- Поисковый рефлекс заключается в том, что, едва коснувшись уголка рта малыша, можно вызывать с его стороны активные поиски материнской груди;
- Способность крохи крепко хвататься за мамины пальцы своими ладошками, называется хватательным рефлексом;
- Если грудничка положить на живот, он незамедлительно повернет голову в сторону. Это – проявление защитного рефлекса, который оберегает малыша от возможности задохнуться. Именно поэтому здоровым детям даже грудного возраста можно спать на животике без боязни. Подробнее об этом читайте в статье Можно ли новорожденному спать на животе?>>>;
- Рефлекс ползания проявляется так: ребенок упирается стопами, например, в ладони взрослого и отталкивается от них, тем самым, продвигаясь вперед;
- Чтобы увидеть, как месячный малыш «ходит», достаточно взять его вертикально, чтобы стопы лежали на твердой поверхности. Немного наклонив кроху, можно наблюдать непроизвольные шаги;
- Интересный рефлекс – ладонно-ротовой. Оказывается, если прикоснуться к ладони грудничка и слегка на нее нажать, он будет открывать рот и при этом слегка наклонять вперед голову.
Подробнее о рефлексах новорожденного>>>
Психологическое развитие и обучение ребенка
Связь между психологическим развитием и обучением ребенка должна рассматриваться через понятие социальной среды. Это окружающий социальный мир, в котором растет малыш, его научные подходы, традиции искусства и культуры, религиозные течения и идеология.
Обучение детей зависит от общества и его развития (школы, детские сады, институты), а также обусловлено традициями в семейном воспитании.
Психологическое развитие и обучение ребенка включает еще одно немаловажное понятие — «сенситивный период развития» (время, когда ученик максимально способен воспринять определенное обучение). То есть помочь школьнику в развитии именно тогда, когда это максимально легко воспримется ребенком. В процессе обучения школьник имеет возможность приобрести знания и опыт поколений
Понятия социальной среды, развития психики и обучение ребенка не могут существовать и рассматриваться отдельно друг от друга
В процессе обучения школьник имеет возможность приобрести знания и опыт поколений. Понятия социальной среды, развития психики и обучение ребенка не могут существовать и рассматриваться отдельно друг от друга.
Психологические функции сначала окружают , а потом становятся его неотъемлемой частью.
Пример: с первых дней малыш не может говорить и отвечать родителям. Но, несмотря на это, речь его сопровождает постоянно и повсюду. Постепенно обучаясь, ребенок овладевает этой функцией. С ее помощью формирует психологическое развитие — мысли, предположения, теории.
При формировании какой-либо функции в процессе обучения вместе — ученик и учитель, она (функция) пребывает в «зоне ближайшего развития» (начало психических процессов). После полного формирования процессов их можно протестировать и выяснить актуальный уровень развития.
Для определения уровня зоны ближайшего развития ученика необходимо:
- Задать подсказывающие вопросы;
- Начать процесс вместе и предложить закончить школьнику самостоятельно;
- Подсказать общую его суть.
Оценка этой работы должна учитывать не только знания, которыми уже владеет ученик, но и только начавшие формироваться знания.
Психологическое развитие и обучение ребенка должны быть едины и ориентироваться на ближайшие знания. Тогда они будут производить развивающий эффект. Другими словами, при обучении должен учитываться потенциал малыша на данном уровне его развития. Ребенок использует свои возможности, тем самым давая толчок для развития других.
Мозг ребенка
Еще до рождения у ребенка начинает выстраиваться структура головного мозга. У новорожденного крайне мало связей между клетками головного мозга — нейронами. С первых дней происходит активное создание связей между нейронами (синапсы). По современным оценкам, в 1 секунду создается около 2 миллионов новых нейронных связей. Такой активный процесс происходит на протяжении первых нескольких лет жизни ребенка. Закладывается основа мозга, который достанется ребенку в будущем, который определит ход его дальнейшего развития. На развитие мозга оказывает влияние, как родитель, так и среда. В последнее десятилетие проводится множество исследований на эту тему. Так в одном из исследований было показано, что продолжительный стресс значительно тормозит скорость развития мозга. Поэтому ребенку так важна безопасность, забота в первые годы, активное взаимодействие с ним, а также среда, богатая сенсорными стимулами (воздействие на ребенка через его зрение, слух, осязание и т.д.).
Структура мозга Новорожденного, Младенца 1 месяца, Младенца 9 месяцев, Двухлетнего ребенка и Взрослого.
Очень кратко и схематично попытаемся понять ход развития мозга ребенка. На рисунке изображено, как изменяется структура мозга на клеточном уровне. У новорожденного ребенка (Newborn) уже есть нейроны (главные клетки мозга), но они еще не соединены между собой и не работают как надо, поэтому нет осознанных движений, речи и др. проявлений функций мозга. С рождения при сенсорной стимуляции, мозг ребенка начинает активно выстраивать связи между нейронами, преимущественно хаотично, объединяя «все со всем», образовывая огромный «клубок» нейронных связей. Этот процесс продолжительный и со временем сменяется другим, не менее важным процессом — оптимизации и удаления не используемых нейронных связей. Мозг переходит от приоритета количества связей к их качеству. В конце рисунка мы видим, что нейроны мозга взрослого (Adult), имеют меньше связей, чем мозг двухлетнего ребенка (2 Years). Это не говорит нам, что ребенок умнее взрослого, а как раз наоборот, хоть связей между нейронами у взрослого меньше, но они более толстые, его мозг имеет более сильные связи, а значит, может быстрее и лучше ими пользоваться. Для выживания и адаптации к опасному миру, мозг ребенка должен создать триллионы связей (охватить огромный пласт информации окружающего его мира) максимально быстро, чтобы как можно скорее уверенно овладеть не только движениями, но и такими сложными умениями как речь, мышление, жизнь в обществе. Именно поэтому обучение ребенка в раннем возрасте происходит значительно, легче чем взрослого. Так как у взрослого мозг уже сформирован и поэтому намного менее пластичен, а мозг ребенка, практически «чистый лист», который требует заполнения.
Развитие мозга ребенка
Объём мозга новорожденного составляет около 25% от своего будущего взрослого объёма. Первыми развиваются сенсорные отделы мозга, которые отвечают за: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Затем следуют моторные зоны, речевые центры. И лишь потом области, отвечающие за когнитивные функции (познание, мышление) и контроль, их развитие продолжается долгие годы, так как они являются более новыми областями мозга (в эволюционном плане) и поэтому созревают дольше и позже всех.
Таблица с нормами роста и веса детей до года
С помощью центильной таблицы можно отследить примерные нормы ежемесячной прибавки в весе ребенка, и как должно происходить увеличение длины тела младенца. Нормы роста и веса детей указаны в рамках минимального/максимального показателей, поэтому их можно использовать в качестве ориентира.
Мальчики | Девочки | ||||
Возраст | Рост (см) | Вес (кг) | Возраст | Рост (см) | Вес (кг) |
1-2 мес. | 52-60 | 3,5-5,8 | 1-2 мес. | 51-59 | 3,1-5,2 |
3-4 мес. | 59-66 | 5,1-7,4 | 3-4 мес. | 57-64 | 4,6-7,1 |
5-7 мес. | 61-71 | 6,2-9,7 | 5-7 мес. | 61-69 | 6,1-8,7 |
8-10 мес. | 68-75 | 8-11 | 8-10 мес. | 66-73 | 7,3-10 |
10-12 мес. | 71-78 | 8,8-12 | 10-12 мес. | 69-76 | 7,6-11 |
Развитие ребенка в 12 месяцев
Вашему малышу уже исполнился годик и это прекрасное время для подведения итогов. Конечно, ребенок такой же беззащитный и требующий внимания и заботы, но с каждым днем он все больше проявляет себя как самостоятельная личность.
В физическом развитии крохи имеются небольшие метаморфозы: вес ребенка становится больше на 350 г, а рост ребенка увеличивается на 1,5 см.
Изменения происходят и в режиме дня: кроха спит днем только один раз, а период бодрствования повышается до пяти часов.
Основные навыки крохи, которому исполнился год:
- Произносит уже около 10 слов.
- Ходит самостоятельно.
- Бурно выражает эмоции.
- Может кусать и жевать твердую пищу.
- Активно использует посуду во время еды, к примеру, ложку или чашку.
- Демонстрирует привязанность к родным людям.
- Может отказываться от непривычной еды или от тех блюд, которые он употребляет достаточно часто.
- Понимает, что говорят взрослые.
- Различает животных.
- Демонстрирует свое чувство юмора.
Стоит отметить, что теперь кроха не просто пытается ходить, он выполняет и другие действия одновременно: что-то тянет, несет или толкает. Для взрослого человека – это обычное дело, а для малыша – настоящая победа. При этом если у ребенка что-то не выходит, он просит о помощи окружающих.
Купание годовалого ребенка превращается в забавную игру, во время которой он проявляет активность: брызгается, использует в воде разные предметы: резиновые уточки, рыбки, мячики.
Ребенок продолжает экспериментировать. На этот раз в поле его исследований попадает собственный голос: кроха бормочет, выкрикивает, поет. Особенно ему нравится это делать сразу после пробуждения
Таким образом, ребенок привлекает внимание родителей
Палитра эмоций вашего малыша также становится более разнообразной. Годовалый ребенок уже научился обижаться, проявлять сострадание, может сам заплакать, чтобы вызвать жалость.
Малыш в возрасте года прекрасно понимает значение слов «спать», «купаться», «гулять» и осознает, какие действия последуют за этим. Результатом такой детской сознательности может стать истерика или, наоборот – радость. Если малыш выражает возмущение, старайтесь не реагировать на это, а спокойно поговорите с ребенком. Выполнять просьбы малыша следует только после того, как он полностью успокоиться. Это в последующем избавит вас от манипуляций со стороны крохи.
Полная версия статьи: Развитие ребенка до года : Что умеет ребенок в 12 месяцев
Отклонения в развитии
Из нашей статьи про календарь развития ребенка по месяцам до года вы узнали, что каждому навыку соответствует определенный возраст малыша. Развитие ребенка по месяцам предусматривает определенный график его достижений в физическом, эмоциональном и психическом плане. Но что же делать, если кроха отстает и как своевременно распознать такие отставания?
Родителей крохи, которому исполнился год, должны насторожить следующие явления:
- малыш не умеет ползать на четвереньках;
- не может сделать шаг, держась за руку;
- не может удержать несколько предметов в своей ручке;
- не говорит даже слогами;
- не реагирует на музыку;
- не использует ложку во время еды;
- не хочет выполнять просьбы родителей и не реагирует на них;
- не гримасничает перед зеркалом и не обращает внимания на отражение.
Именно эти проявления должны заставить родителей незамедлительно обратиться за консультацией к педиатру и в последующем выполнять все его предписания, чтобы улучшить ситуацию. Малышу могут назначить процедуры, массажи, а также специальные развивающие занятия. Немало важную роль имеет серьезность подхода со стороны родителей и близких ребенка: мало занятий и процедур, которые кроха будет проходить в специальном центре или заведении, нужны и домашние занятия, чтобы закрепить результат.
Мы рассмотрели, как происходит развитие ребенка до года с момента самого рождения. Это один из самых стремительный этапов в жизни малыша и его родителей. Далее будет не менее интересно: малыш продолжит закреплять приобретенные навыки и осваивать новые.
Что делать, если ребенку по возрасту не хватает сантиметров?
- Расслабьтесь;
- Правильно ухаживайте за ребенком, кормите исключительно грудью до 6 месяцев, а затем вводите прикорм О том, как вводить прикорм малышу, можете почитать в статье: Введение педагогического прикорма ребенку>>>;
- Следите, чтобы ребенок хорошо спал и просыпался отдохнувшим и бодрым;
- Сами правильно питайтесь, чтобы через грудное молоко ребенок получил нужные ему витамины и минералы О том, что можно кушать кормящей маме, можете узнать из курса: Безопасное питание кормящей мамы>>>;
- Остальное дело генетики.
Пусть Ваш ребенок развивается гармонично, растет здоровым и доставляет Вам много радости!
- Почему новорожденный плохо спит?
- Когда у новорожденного меняется цвет глаз?
- Новорожденный запрокидывает голову назад
Первый месяц
На протяжении 30 первых дней после появления на свет важной задачей детского организма является приспособление к новым условиям жизни. Сначала малыш избавляется от избыточной жидкости, а затем, адаптируясь к новому виду питания, начинает прибавлять в весе по 20-30 г за день
Анатомо-физиологическое развитие
Перестройка организма, привычным для которого являлось осуществление всех функций внутри материнской утробы, приводит к следующим важным переменам:
• в самостоятельном режиме начинает работать эндокринная система; • ребенок учится дышать и лёгкие его расправляются; • меняется состав крови и устанавливается более интенсивное кровоснабжение органов; • вследствие употребления молока матери, в организме формируются колонии полезных бактерий, формируется иммунная система и налаживается пищеварение.
Формирование психики и моторной функции
Осязательные, зрительные и слуховые органы малыша есть у него с рождения, и благодаря этому, развитие ребёнка в 1 месяц дополняется совершенствованием нервной системы и мозговых полушарий. В связи с этим, он может двигаться, сосать молоко, наклонять головку, сгибать ручки и ножки. Разумеется, такой активности способствуют и рефлексы, присутствующие у новорожденного.
Особенности первого месяца
Родителям следует знать основные моменты, важные для первого месяца жизни:
• все действия младенец совершается рефлекторно; • спит от 16 до 20 часов и питается до 12 раз в сутки, в том числе, и ночью; • учится держать головку, находясь на животе; • воспринимает звуки и запахи; • умеет фокусировать взгляд на статичных объектах на несколько секунд.
Ребенок позитивно реагирует на присутствие матери, определяя её присутствие по запаху, голосу и прикосновениям.
Развитие ребенка в 1 месяц
Первый месяц развития ребенка очень важен, и одновременно прост и сложен. С одной стороны, большую часть суток малыш спит и просыпается только, чтобы покушать. С другой – маме нужно время, чтобы изменить и подстроить под младенца свое время, быт, да и себя саму, пожалуй. Организм новорожденного очень чувствителен
В этот период карапузу необходимо внимание со стороны родителей. Главное желание – телесный контакт с мамой
Мышцы у крохи еще очень слабые, если внимательно присмотреться, можно периодически наблюдать подергивание мышц. Но все это вполне нормально и допустимо, а потому причин для переживаний нет.
Внимание! Очень важно запомнить, что новорожденного нельзя класть строго на спинку, допускается только лишь на бок. Спит ребенок около 18 часов в сутки. Малыш требует постоянного и тщательного ухода
Необходимо соблюдать простые правила гигиены для поддержания кожи в чистом и сухом состоянии. Для закаливания организма крохе полезен свежий воздух, но все же начинать прогулки следует понемногу, с каждым разом увеличивая время пребывания на улице. Опытные родители рекомендуют начинать «прогулки» с балкона, вынося тепло одетого по погоде малыша на балкон на 5 минут, каждый 2-3 дня добавляя по 5 минут времени. Когда время такой прогулки достигнет часа, можно выходить гулять по настоящему, но тоже не слишком долго в первый раз
Малыш требует постоянного и тщательного ухода. Необходимо соблюдать простые правила гигиены для поддержания кожи в чистом и сухом состоянии. Для закаливания организма крохе полезен свежий воздух, но все же начинать прогулки следует понемногу, с каждым разом увеличивая время пребывания на улице. Опытные родители рекомендуют начинать «прогулки» с балкона, вынося тепло одетого по погоде малыша на балкон на 5 минут, каждый 2-3 дня добавляя по 5 минут времени. Когда время такой прогулки достигнет часа, можно выходить гулять по настоящему, но тоже не слишком долго в первый раз
Спит ребенок около 18 часов в сутки. Малыш требует постоянного и тщательного ухода. Необходимо соблюдать простые правила гигиены для поддержания кожи в чистом и сухом состоянии. Для закаливания организма крохе полезен свежий воздух, но все же начинать прогулки следует понемногу, с каждым разом увеличивая время пребывания на улице. Опытные родители рекомендуют начинать «прогулки» с балкона, вынося тепло одетого по погоде малыша на балкон на 5 минут, каждый 2-3 дня добавляя по 5 минут времени. Когда время такой прогулки достигнет часа, можно выходить гулять по настоящему, но тоже не слишком долго в первый раз.
Движения месячного ребенка хаотичны, может сосредотачивать свой взор, наблюдается первая улыбочка. К концу первого месяца, карапуз, лежа на животике, начинает пытаться приподнимать головку. Чтобы укрепить мышцы шеи и спинки, рекомендуется выкладывать кроху на животик перед каждым кормлением, разве что, исключая ночное.
- Прибавка массы тела: в среднем на 600 граммов
- рост увеличивается примерно на 3 см.
- Режим кормления: по требованию.
Параметры одежды
Для новорожденных выбирают одежду следующих размеров:
- Выбирается для маленьких недоношенных деток в первые месяцы их жизни. Такая одежда отлично подойдет для младенцев, которые родились на сороковой неделе. Для грудничков ростом более 50 см придется выбирать вещи покрупнее.
- Одежку 56-го размера приобретают родители, чьи детки выросли до 55 сантиметров.
- Этот размер подойдет для двухмесячных или трехмесячных ребят ростом более 60 сантиметров.
При выборе одежки обращают внимание на материал, из которого она была изготовлена. Она должна быть сделана из хлопка, льна или других натуральных тканей
Также при выборе обращают внимание, чтобы на ней не было молнии.
Таблица роста и веса ребенка до года
Возраст | Рост в см. | Вес в кг. | |||||||||
Очень низкий | Низкий | Средний | Высокий | Очень высокий | Очень низкий | Низкий | Средний | Высокий | Очень высокий | ||
49,5 см. | 51,2см. | 54,5см. | 56,5см. | 57,3см. | 3,3 кг. | 3,6кг. | 4,3кг. | 5,1кг. | 5,4кг. | ||
52,6см. | 53,8см. | 57,3см. | 59,4см. | 60,9см. | 3,9 кг. | 4,2кг. | 5,1кг. | 6,0кг. | 6,4кг. | ||
55,3см. | 56,5см. | 60,0см. | 62,0см. | 63,8см. | 4,5кг. | 4,9кг. | 5,8кг. | 7,0кг. | 7,3кг. | ||
57,5см. | 58,7см. | 62,0см. | 64,5см. | 66,3см. | 5,1кг. | 5,5кг. | 6,5кг. | 7,6кг. | 8,1кг. | ||
59,9см. | 61,1см. | 64,3см. | 67см. | 68,9см. | 5,6кг. | 6,1кг. | 7,1кг. | 8,3кг. | 8,8кг. | ||
61,7см. | 63см. | 66,1см. | 69см. | 71,2см. | 6,1кг. | 6,6кг. | 7,6кг. | 9,0кг. | 9,4кг. | ||
63,8см. | 65,1см. | 68см. | 71,1см. | 73,5см. | 6,6кг. | 7,1кг. | 8,2кг. | 9,5кг. | 9,9кг. | ||
65,5см. | 66,8см. | 70см. | 73,1см. | 75,3см. | 7,1кг. | 7,5кг. | 8,6кг. | 10кг. | 10,5кг. | ||
67,3см. | 68,2см. | 71,3см. | 75,1см. | 78,8см. | 7,5кг. | 7,9кг. | 9,1кг. | 10,5кг. | 11кг. | ||
68,8см. | 69,1см. | 73см. | 76,9см. | 78,8см. | 7,9кг. | 8,3кг. | 9,5кг. | 10,9кг. | 11,4кг. | ||
70,1см. | 71,3см. | 74,3см. | 78см. | 80,3см. | 8,2кг. | 8,6кг. | 9,8кг. | 11,2кг. | 11,8кг. | ||
Очень низкий | Низкий | Средний | Высокий | Очень высокий | Очень низкий | Низкий | Средний | Высокий | Очень высокий |
2 месяц: маму ни с кем не спутаю
Двухмесячного грудничка можно назвать Мастером Перевоплощения. Взглянув на фото первых дней жизни младенца, можно увидеть, как поразительно изменился его облик — малыша словно подменили! Он проявляет себя как социальная личность, радуется присутствию близких ему с рождения людей, изучает окружающее пространство, широко раскрыв глазки, а маленькие губки складываются в улыбку.
Если в первые дни жизни грудничка было совсем не слышно, то сейчас он становится шумным, любит слушать речь взрослых, отвечая уже не кряхтением, а отдельными звуками.
Двухмесячный кроха становится великим имитатором – сменяющееся выражение лица взрослых, нравится грудничку и у него возникает желание подражать.
Движения крошечного создания становятся менее резкими, поскольку малыш начинает постепенно обретать контроль над своим крошечным телом. Плотно сжатые кулачки обретают свободу – пальчики разжимаются, открывается ладошка.
Физическое развитие:
- прибавка в весе на 800 гр, рост увеличивается на 3 см;
- после кормления не засыпает, а бодрствует на протяжении 2-х часов;
- спит 4 раза в день;
- держит головку несколько секунд;
- его интересует обстановка;
- плавно двигает ножками, ручками;
- может сознательно дотрагиваться до игрушки.
Психомоторное развитие:
- поворачивает голову в сторону появившегося звука;
- успокаивается на руках у родителей;
- может произнести «а-га», «у-гу»»
- рассматривает собственные руки.
С этого месяца нужно больше общаться с малюткой. «Гулюканье» грудничка – первые уроки речи, которые нужно развивать. Необходимо часто менять положение крохи, чтобы тело не подвергалось деформации.
Двенадцатый месяц (1 год)
В годик малыш обладает личными чертами характера, взглядами на жизни и собственным мнением. Это маленький независимый человек, который стремиться к самостоятельности и новым открытиям.
Что происходит с детским организмом в год
Развитие ребенка в 12 месяцев (1 год) ознаменовывается его взрослением, как физическим, так и умственным. У него уже около 10 молочных зубов, стопы похожи на ноги взрослого человека, не считая временного плоскостопия, он в течение получаса, а иногда, и больше, может быть увлечён любимой игрой, поскольку, анатомически, у него развиты полушария мозга и нервная система.
Особенности психического и интеллектуального созревания
Малыш стремительно развивается в умственном плане, у него вырабатываются свои личные предпочтения и вкусы, и в этот момент необходимо правильное понимание его интересов в воспитательных целях. Дети знают в лицо и могут назвать по имени всех своих членов семьи, домашних питомцев, могут помочь маме по хозяйству. Речь их становится понятнее, а сами они готовы отвечать на заданные им вопросы, вполне, адекватно.
Оценка годового развития
Большинство детей этого возраста способны:
• стоять и ходить без поддержки; • забираться и спускаться с возвышения; • использовать игровые блоки для разумного строительства; • играть в сюжетные игры, подражая взрослым; • проявлять характер и показывать свое недовольство; • пользоваться столовыми приборами и пить из кружки.
На самом деле, детишки умеют множество других вещей, которыми безмерно радуют своих родителей. Примерно, в таком режиме происходит развитие ребенка до года по месяцам, постепенно превращая зависимого от мамы новорождённого в самостоятельного и активного малыша.
Календарь развития ребенка по месяцам до года позволяет следить за физическим и психоэмоциональным состоянием малыша, вовремя принимая меры, если возникнут какие-то проблемы. Можно только посоветовать, чтобы родители не устраивали соревнования, когда наблюдается более интенсивный рост одних детишек, а другие немного отстают по стандартным показателям.
Некоторые различия существуют и в морфогенезе детей разного пола. Известно, что мальчики, как правило, крупнее, зато в психическом отношении девочки несколько опережают их, правда, не на много, всего на пару недель. Кроме того, у маленьких представительниц прекрасного пола раньше формируется костная система.
В дальнейшем, в том числе, по причине индивидуальных особенностей, дети будут расти и совершенствовать свои навыки неравномерно, вот почему так важно контролировать развитие ребёнка по месяцам до 1 года, что должен уметь малыш, в основном, связано с заложенными генетическими программами, но это не отменяет участия родителей в стимулировании важных процессов. Благодарим за интерес к статье «Развитие ребенка по месяцам до 1 года (мальчик, девочка)». Если она оказалась полезной, то просьба сделать следующее:
Если она оказалась полезной, то просьба сделать следующее:
Благодарим за интерес к статье «Развитие ребенка по месяцам до 1 года (мальчик, девочка)». Если она оказалась полезной, то просьба сделать следующее:
Всего вам доброго!
Двенадцатый месяц
Двенадцатый месяц развития ребенка – своеобразный переходный период от младенчества к детству. Хотя эта граница весьма условна, но психологически родители ожидают от годовалого ребенка куда больше, чем от одиннадцатимесячного.
В год малыш чаще всего начинает ходить.
Не беспокойтесь, если ваш ребенок пока этого не делает; дети имеют право ползать до полутора лет, и это не считается патологией.
Читайте в статье, что делать, если ребенок боится ходить самостоятельно>>>
- Маленький человечек в этом возрасте уже умеет приседать, чтобы поднять игрушку; может положить один предмет и взять другой. Детки очень хорошо знают, где что лежит, и будут искать игрушку именно там, где ее оставили;
- Малыши учатся перешагивать через препятствия: сначала держа за руку взрослого, а затем и самостоятельно;
- Развиваются бытовые навыки: ребенок ест ложкой, пьет из чашки, надевает и снимает шапочки и носочки;
- Если малыша приучали к горшку, в годик такие детки уже могут на него попроситься. Информация о том, с какого возраста приучать ребенка к горшку>>> В один год ребенок ест пищу кусочками, умеет жевать. Если жевательные зубки еще не выросли, детки жуют деснами (они довольно твердые);
- Годовалый ребенок понимает все, что ему говорят, даже если родителям кажется, что это не так. Он отлично умеет считывать настроение и поддается ему: веселится и грустит вместе с мамой. Психологи очень не рекомендуют выяснять отношения и ссориться при ребенке. Так как малыш еще не умеет справляться со своими эмоциями, это может нанести ему тяжелую травму.
Кроха не только понимает все, что ему говорят, но и сам много лепечет и произносит отдельные слова.
Важно! Словами в этом возрасте педагоги считают все устойчивые звукосочетания, которые всегда обозначают одно и то же. Словарный запас к годику – от двух до десяти слов; у некоторых деток он может быть еще больше. Словарный запас к годику – от двух до десяти слов; у некоторых деток он может быть еще больше
Словарный запас к годику – от двух до десяти слов; у некоторых деток он может быть еще больше.
На двенадцатом месяце жизни усложняются игры ребенка. Малыш выделяет некоторые игрушки, может кормить их, укачивать, сажать на горшок.
Каковы нормы прибавки веса и роста грудничка?
К счастью, еще не стандартизировано, сколько точно должен весить ребенок при рождении, и какой должна быть длина тела младенца. Средний рост новорожденного колеблется от 46 до 56 см, а средним весом считаются цифры от 2,6 до 4 килограммов
На крупных детей, весящих больше 4 кг, специалисты обращают пристальное внимание, так как такая большая масса может быть признаком нарушений в организме. Так же серьезно врачи относятся и к грудничкам, родившимся с весом ниже нормы. Длина тела новорожденных, как правило, соотносится с их весом
Длина тела новорожденных, как правило, соотносится с их весом
Основываясь на значениях, полученных при измерении, педиатры оценивают, идет ли развитие детей соответственно стандартам ВОЗ. В случае недостатка веса, врачи рекомендуют, на сколько увеличить объем потребляемой пищи, в случае «опережения графика» -посоветует снизить количество молока, чтобы остановить слишком резкий набор массы. Как правило, мер с изменением объемов еды достаточно для корректировки. Если они не изменяют ситуации, и педиатр заподозрит какие-то заболевания, он назначит необходимые анализы для их диагностики
Длина тела новорожденных, как правило, соотносится с их весом. Основываясь на значениях, полученных при измерении, педиатры оценивают, идет ли развитие детей соответственно стандартам ВОЗ. В случае недостатка веса, врачи рекомендуют, на сколько увеличить объем потребляемой пищи, в случае «опережения графика» -посоветует снизить количество молока, чтобы остановить слишком резкий набор массы. Как правило, мер с изменением объемов еды достаточно для корректировки. Если они не изменяют ситуации, и педиатр заподозрит какие-то заболевания, он назначит необходимые анализы для их диагностики.
младенец в первый месяц жизни начинает трудный процесс адаптации к новой для него среде. После рождения он немного теряет в весе, но, привыкнув к пище, постепенно набирает его. Вне зависимости от того, сколько после рождения малыша показали весы в родблоке, к концу первого месяца жизни малыш «пополнеет» на 600 грамм и вытянется в среднем на 3 сантиметра. на втором и третьем месяце организм малыша уже привыкает переваривать материнское молоко или смеси и за счет этого продолжает активно расти. Длина его тела за каждый период увеличится на 3 см, а масса на целых 800 грамм. Вместе с телом растет и окружность головы — на 1,5 сантиметра каждый месяц. К исходу первого триместра жизни малыша объем потребляемого им молока удваивается, поскольку активно растущий и развивающийся организм требует много питательных веществ и энергии. дальше рост и набор массы младенцем, если верить цифрам статистики ВОЗ, слегка замедляются. Но, тем не менее, в среднем новорожденные за четвертый месяц жизни прибавляют 750 гр., за пятый — 700 гр., длина тела увеличивается на 2,5 и 2 см соответственно. На исходе этого периода младенец должен весить вдвое больше относительно той цифры, что указана на его бирочках из роддома. за шестой, седьмой и восьмой месяц жизни ребенок тяжелеет на 650, 600 и 550 грамм соответственно. Это время для малыша полно приятных открытий возможностей своего тела — он начинает ползать и самостоятельно садиться. Материнского молока для восполнения сил уже не хватает, и мамы по рекомендациям педиатра начинают вводить в прикорм детей фрукты, овощи и каши. Количество кормлений в сутки уменьшается с 6 до 5, зато объем пищи теперь составляет 180 грамм
Каждый месяц этого интересного и важного периода своей жизни малыш подрастает на 2 см. темп роста ребенка постепенно замедляется, и теперь младенец подрастает на 1,5 сантиметра в месяц
Объем порций теперь увеличиваются до 250 грамм за одно кормление, а вместе с ними и вес малыша
Объем порций теперь увеличиваются до 250 грамм за одно кормление, а вместе с ними и вес малыша
За девятый месяц он прибавит 500 гр., за десятый — 450, а за одиннадцатый — 400. к первому дню рождения малыш, как правило, утраивает свой первоначальный вес, а в целом должен подрасти на 25 сантиметров. Это колоссальный скачок, требовавший больших сил и энергии у организма. Когда-то крошечный сморщенный младенец теперь превратился в крепенького ребенка, кушающего вместо молока вполне человеческую пищу — пюре, паровые котлеты и супы.
Как вы видим, рост и вес ребенка до года активно увеличиваются, каждый месяц происходят значительные прибавки. О том, сколько весит ваш новорожденный, вам будет говорить педиатр на приеме, он же озвучит, сколько должен весить средний младенец по мнению ВОЗ.
Одиннадцатый месяц
Это уже почти маленький взрослый. Малыш понимает, что обращаются именно к нему, может выполнить простые просьбы, общается.
Достижения одиннадцатого месяца:
- прибавка в весе – 350 граммов;
- прибавка в росте – 1 см;
- может пройти небольшое расстояние самостоятельно, без опоры;
- любит похвалу, понимает запрет;
- осваивает самообслуживание: старается сам кушать, брать одежду из ящика, пытаться ее надеть;
- знает, как и куда складывать игрушки;
- помимо крика, может выражать свои желания, указывая пальцем на нужный предмет, активно учит и применяет новые слова;
- умеет кивать при согласии или отрицательно качать головой;
- осознанно машет при приветствии и прощании.