Нюансы организации и проведения работы с родителями в старшей группе

Деятельность родительского комитета

Мамы и папы, занимающие активную позицию в отношении общественной и учебно-воспитательной жизни группы, составляют родительский комитет, призванный работать в тандеме с воспитателем, а также тесно сотрудничать с методическим объединением педагогов и административно-хозяйственной частью ДОУ. Обычно путём открытого голосования на первом родительском собрании избираются члены комитета, как правило, в количестве 3 человек:

  • председатель родительского комитета,
  • заместитель председателя родительского комитета,
  • казначей.

Функции

Функции комитета сводятся к следующему:

  • связывать все звенья административно-хозяйственной и педагогической цепочки с родителями конкретной группы,

  • собирать необходимые средства для мелкого ремонта, покупки канцелярских товаров и пр.,
  • заниматься организацией поздравлений педагогов (с профессиональным праздником, Новым годом, 8 Марта),
  • помогать в написании сценариев и проведении совместного досуга,
  • заниматься подготовкой выпускного бала (в старшей или подготовительной группе).

Заседания родительского комитета обычно происходят в день родительского собрания, как правило, за 15–20 минут до общего сбора. Целью этой встречи является определение круга проблем, которые нужно обсудить со всеми родителями.

План работы комитета родителей

Как и взаимодействие педагога с родителями, работа комитета также нуждается в планировании. Как уже было сказано, время проведения сборов избранного органа совпадает с родительскими собраниями. Иногда допускается 1–2 дополнительные встречи для решения конкретных задач (обычно хозяйственных или организационных).

Таблица: пример годового плана работы родительского комитета

АвторЧлены родительского комитета Змиевского детского сада комбинированного вида №1, Свердловский район, Орловская область, пгт. Змиевка
№ппТема заседанийСодержание работыСрокиОтветственные и исполнители
1
  1. Выборы председателя и секретаря.
  2. Исполнение нормативно-правовых документов как одно из условий организации сотрудничества МБДОУ с семьёй.
Изучение нормативно-правовых документов, локальных актов, организационные вопросы.октябрьЗаведующий.
2План родительского комитета на 2015–2016 учебный год.Составление плана родительского комитета.октябрьПредседатель РК.
3
  1. Организация воспитательно-образовательной работы с детьми.
  2. Организация и проведение новогодних утренников.
  • Посещение занятий, прогулок, режимных моментов с целью ознакомления с ходом воспитательно-образовательного процесса.
  • Работа с родительскими комитетами групп, музыкальными руководителями по подготовке к новогодним утренникам.
декабрь
  • Заместитель заведующего по УВР,
  • председатель РК.
4
  1. Организация питания.
  2. Организация проведения праздничных мероприятий, посвящённых Дню защитника Отечества и Международному женскому дню 8 Марта.
  • Посещение режимных моментов ( завтрак, обед, ужин) с целью изучения организации питания в ДОУ.
  • Изучение меню, технологических карт, контроль за приготовлением блюд.
  • Работа с родительскими комитетами групп, воспитателями, музыкальными руководителями по разработке плана праздничных мероприятий с участием родителей.
февраль
  • Шеф-повар,
  • медсестра,
  • председатель РК,
  • заместитель заведующего по УВР,
  • воспитатели,
  • инструктор по физкультуре,
  • музыкальные руководители.
5
  1. Готовность детей старших и подготовительной групп к школьному обучению.
  2. Организация летнего отдыха детей.
  3. Помощь родительской общественности в подготовке помещений территории детского сада к новому учебному году.
  • Изучение результатов диагностики состояния здоровья и обученности выпускников детского сада.
  • Обсуждение программы выпускного утренника
  • Составление совместного плана работы организации летнего отдыха детей.
  • Разработка плана работы по подготовке помещений и территории детского сада к новому учебному году.
апрель
  • Воспитатели старших и подготовительной групп,
  • специалисты,
  • заместитель заведующего по УВР,
  • заведующий,
  • заместитель заведующего по АХР.

Кто хочет, тот может…

Большинство родителей оправдывает свое нежелание принимать участие в жизни детского сада банальным “мне некогда”, “я не умею”, “я не могу”. Однако это не может служить серьезным основанием для того, чтобы отказываться от возможности больше времени провести со своим ребенком, узнать о его внутреннем мире, взаимоотношениях в коллективе и успехах в учебе.

Кто хочет вырастить самодостаточную и гармонично развитую личность, активного и полноценного человека, любящего и понимающего сына или дочь, тот всегда найдет возможность поучаствовать в очень важном для каждого ребенка этапе его жизни – детсадовском периоде. Не умеете ремонтировать детскую мебель или забивать гвозди в стены? Нарисуйте плакат о жизни детского сада

Не можете выкроить время для участия в групповых играх? Пригласите детсадовскую группу к себе на работу и расскажите об особенностях своей профессиональной деятельности. Просто не оставайтесь равнодушным и помните, кто ищет, тот всегда найдет.

Деятельность родительского комитета

Мамы и папы, занимающие активную позицию в отношении общественной и учебно-воспитательной жизни группы, составляют родительский комитет, призванный работать в тандеме с воспитателем, а также тесно сотрудничать с методическим объединением педагогов и административно-хозяйственной частью ДОУ. Обычно путём открытого голосования на первом родительском собрании избираются члены комитета, как правило, в количестве 3 человек:

  • председатель родительского комитета;
  • заместитель председателя родительского комитета;
  • казначей.

Функции

Функции комитета сводятся к следующему:

  • связывать все звенья административно-хозяйственной и педагогической цепочки с родителями конкретной группы;

  • собирать необходимые средства для мелкого ремонта, покупки канцелярских товаров и пр.;
  • заниматься организацией поздравлений педагогов (с профессиональным праздником, Новым годом, 8 Марта);
  • помогать в написании сценариев и проведении совместного досуга;
  • заниматься подготовкой выпускного бала (в старшей или подготовительной группе).

Заседания родительского комитета обычно происходят в день родительского собрания, как правило, за 15–20 минут до общего сбора. Целью этой встречи является определение круга проблем, которые нужно обсудить со всеми родителями.

План работы комитета родителей

Как и взаимодействие педагога с родителями, работа комитета также нуждается в планировании. Как уже было сказано, время проведения сборов избранного органа совпадает с родительскими собраниями. Иногда допускается 1–2 дополнительные встречи для решения конкретных задач (обычно хозяйственных или организационных).

Таблица: пример годового плана работы родительского комитета

АвторЧлены родительского комитета Змиевского детского сада комбинированного вида №1, Свердловский район, Орловская область, пгт. Змиевка
№ппТема заседанийСодержание работыСрокиОтветственные и исполнители
1
  1. Выборы председателя и секретаря.
  2. Исполнение нормативно-правовых документов как одно из условий организации сотрудничества МБДОУ с семьёй.
Изучение нормативно-правовых документов, локальных актов, организационные вопросы.октябрьЗаведующий.
2План родительского комитета на 2015–2016 учебный год.Составление плана родительского комитета.октябрьПредседатель РК.
3
  1. Организация воспитательно-образовательной работы с детьми.
  2. Организация и проведение новогодних утренников.
  • Посещение занятий, прогулок, режимных моментов с целью ознакомления с ходом воспитательно-образовательного процесса.
  • Работа с родительскими комитетами групп, музыкальными руководителями по подготовке к новогодним утренникам.
декабрь
  • Заместитель заведующего по УВР,
  • председатель РК.
4
  1. Организация питания.
  2. Организация проведения праздничных мероприятий, посвящённых Дню защитника Отечества и Международному женскому дню 8 Марта.
  • Посещение режимных моментов ( завтрак, обед, ужин) с целью изучения организации питания в ДОУ.
  • Изучение меню, технологических карт, контроль за приготовлением блюд.
  • Работа с родительскими комитетами групп, воспитателями, музыкальными руководителями по разработке плана праздничных мероприятий с участием родителей.
февраль
  • Шеф-повар,
  • медсестра,
  • председатель РК,
  • заместитель заведующего по УВР,
  • воспитатели,
  • инструктор по физкультуре,
  • музыкальные руководители.
5
  1. Готовность детей старших и подготовительной групп к школьному обучению.
  2. Организация летнего отдыха детей.
  3. Помощь родительской общественности в подготовке помещений территории детского сада к новому учебному году.
  • Изучение результатов диагностики состояния здоровья и обученности выпускников детского сада.
  • Обсуждение программы выпускного утренника
  • Составление совместного плана работы организации летнего отдыха детей.
  • Разработка плана работы по подготовке помещений и территории детского сада к новому учебному году.
апрель
  • Воспитатели старших и подготовительной групп,
  • специалисты,
  • заместитель заведующего по УВР,
  • заведующий,
  • заместитель заведующего по АХР.

Формы взаимодействия ДОУ и семьи

Взаимодействие ДОУ и родителей оказывает благоприятное влияние не только на образовательный процесс, но и на адаптацию ребенка к новому окружению. В целях повышения интереса родителей к вопросам воспитания детский сад реализует различные виды информирования.

Беседа

Одной из наиболее результативных форм общения с родителями является индивидуальная беседа. Диалог о жизни ребенка в детском саду и за его пределами организуют для закрепления положительных отношений с семьей и получения информации о воспитаннике. Беседы практикуются ежедневно.

Групповые консультации

Отличные результаты показывает общение с родителями в формате групповых консультаций. Ценность такого взаимодействия выражается в предварительной проработке проблемных вопросов, регулярно поступающих от группы родителей, и подготовке специализированного ответа на них.

Другие формы взаимодействия

Дошкольный процесс образования предусматривает и такие формы информирования семьи, как круглые столы, консультации, устные журналы. Мероприятия для родителей могут проходить в формате интервью, принимать форму свободного или стандартизированного опроса. Так или иначе, основная цель этих форм коммуникации с родителями — получение ответов на вопросы по теме образовательного процесса или решение отдельных проблем, возникающих в процессе воспитания ребенка.

Сотрудничество с родителями в ДОУ организуется и в целях повышения эффективности программ по обеспечению детской безопасности. Помимо информирования на занятиях с непосредственным участием дошкольников, важная информация по антитеррористическим мерам, пожарной и дорожной безопасности, профилактике детского травматизма доводится до сведения родителей.

Совместные мероприятия

В целях формирования доверительных отношений с родителями дошкольников в учреждениях могут быть организованы совместные походы в парки, музеи, театры, библиотеки. Практикуются и другие виды совместной деятельности — прогулки по территории ДОУ, уборка территории, высадка деревьев и цветов, оформление подарков и украшений, подготовка праздников. Взаимодействие с родителями осуществляется в процессе ремонта, очистки снега, выполнения других работ по благоустройству прилегающей территории.

Родительский уголок, украшение группы

В дошкольных образовательных учреждениях для взаимодействия с родителями используют визуальные каналы распространения информации. К примеру, родительский уголок, включающий в себя сведения о режиме дня, питании, особенностях образовательной программы и другие важные сообщения, связанные с реализацией образовательного процесса.

Специалисты заинтересованы в том, чтобы оформление группы в детском саду производилось совместно с родителями, впрочем, как и организация выставок детского творчества. Педагог приобщает семьи к участию в конкурсах, творческому оформлению окон, работ в разных техниках рукоделия. Этот способ не только сближает родителя и ребенка, позволяя родителю чувствовать себя участником образовательной деятельности, сотворчества, но и повышает уровень доверия к педагогу.

Папки-передвижки

Для передачи полезной информации по ответственному родительству воспитатели занимаются созданием папок-передвижек и рукописных журналов. В таком формате специалисты могут предоставлять родителям ценный теоретический и практический материал, направленный на расширение их знаний и умений в процессе воспитания детей.

Больше интересного – на наших вебинарах!

  • Как оценить готовность ребенка к школе?
  • Как работать с цифровой образовательной средой МЭО?
  • Как помочь дошкольнику освоить функциональную грамотность?

Наши эксперты ответят на самые актуальные вопросы по дошкольному образованию. Присоединяйтесь!

Принять участие

Как построить диалог с родителями

Чем больше открытого общения происходит между воспитателем и родителями, тем меньше конфликтов будет в процессе работы. Не торопитесь высказывать свое мнение и давать советы. Внимательно выслушайте родителя, постарайтесь понять его проблему и покажите, что вы тоже хотите ее решить. Все проблемы решайте в личной беседе с родителем, не привлекайте к разговору детей. Чтобы улучшить взаимодействие с родителями, используйте технику “Я-высказывания” и алгоритм взаимодействия с семьей.

Т ехника “Я-высказывания”

Эта техника помогает донести проблему без обвинений и негатива. Первым делом установите контакт с родителем, отметив положительные моменты в поведении ребенка. Только после этого приступайте к обсуждению проблемы.

  1. Опишите произошедшее событие без личной оценки происходящего.
  2. Часто воспитатели используют эмоциональные фразы с использованием обобщений: “Вася нагло отказался убирать за собой игрушки и нахамил мне. Он очень невоспитанный”. Говорите: “Я попросила Васю убрать игрушки. Он отказался и сказал мне “Сами убирайте”.”
  3. Точно выразите свои чувства, которые возникли в этой ситуации. Не обвиняйте ребенка или родителей, а скажите “Меня это сильно задело” или “Мне было неприятно”.
  4. Опишите причину возникновения чувства: “Я уважительно отношусь к вашему ребенку и имею право на уважительное отношение к себе со стороны детей”.
  5. Сформулируйте просьбу к родителям. “Я прошу в течение недели обсудить с ребенком правила общения со старшими. Через неделю созвонимся с вами, и я расскажу, насколько изменилось поведение Васи. Тогда мы обсудим дальнейшие совместные действия”.

Имеет значение не только что вы произносите, но и как вы это делаете. Говорите без эмоций, раскрепощённо и уверенно. Следите, чтобы в тоне не было высокомерия, задавайте открытые вопросы и внимательно слушайте ответы на них.

Будьте готовы, что даже такая формулировка может быть неприятна родителям. Но она увеличит шансы на формирование конструктивного диалога и совместное решение проблемы. Родитель увидит вашу заинтересованность в решении проблемы, положительное отношение к ребенку и желание совместного взаимодействия.

Алгоритм взаимодейс твия с семьей

Взаимодействие родителей и воспитателей происходит поэтапно.

Во время знакомства воспитатель устанавливает контакт с родителями. Общение должно начинаться со сдержанного деликатного общения. Воспитатель проявляет свое уважение к родителям, задает уместные вопросы и старается расположить к себе.

Воспитатель выясняет особенности ребенка. Совместно с родителем он определяет, на чем стоит делать акцент в воспитании ребенка

Можно осторожно поделиться наблюдениями о поведении ребенка – в каких ситуациях он ведет себя нежелательным образом

Важно установить общие принципы воспитания ребенка. Воспитатель терпеливо выслушивает взгляд родителей на этот вопрос, даже если считает его ошибочным

Воспитатель не оспаривает их, а предлагает свои способы воспитания, призывая остановиться на едином мнении.

Если родитель согласился объединить с воспитателем усилия для воспитания ребенка, обе стороны приступают к реализации тех форм воспитания, которые обсудили на ранних этапах. Воспитатель не старается доминировать. Он делится с родителями своими сомнениями, спрашивает совета и прислушивается к ним.

Проведя определенную работу, воспитатель предлагает способы совершенствования форм воспитания.

На каждом этапе общения желательно применять технику “Я-высказываний”, чтобы сформировать конструктивное обсуждение без эмоциональных споров.

Если воспитателю удалось наладить доверительное открытое общение с родителями, конфликты прекращаются. И когда возникнет непростая ситуация, воспитатели не борются с родителями. Они объединят усилия и решат возникшую проблему. Это возможно только в диалоге, который наполнен взаимным уважением.

Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по “звездной” шкале ниже, где 5 звезд – очень полезна.

Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

  • Энциклопедия это определение 2 класс кратко

      

  • Музыкальная сказка для детей школьного возраста с музыкой для постановки

      

  • Формирование характера у детей кратко

      

  • Положение о проведении дня охраны труда в школе

      

  • День принцесс в детском саду в младшей группе

Традиционные формы взаимодействия

К традиционным формам взаимодействия ДОУ и родителей относятся:

  1. Посещение семьи ребенка – направлено на изучение условий проживания и воспитания ребенка, непосредственно по месту проживания семьи. Посещение заранее согласуется с родителями и заведующей, определяется цель и время визита воспитателя. В процессе посещения воспитатель отмечает, в каких условиях проживает ребенок, материальное положение семьи и ее социальный статус, кто непосредственно занимается воспитанием детей в семье и т.д.
  2. Наглядная пропаганда – осуществляется посредством использования разнообразных видов наглядности, что помогает воспитателю не только отвечать родителям на интересующие их вопросы по воспитанию и развитию детей, но и показать течение воспитательно-образовательного процесса, используемые методы, средства и приемы воспитания. С этой целью воспитателями оформляются стенды, папки-передвижки, буклеты и т.д.
  3. День открытых дверей – наиболее распространенная форма работы с семьей воспитанника, предоставляется родителям возможность познакомиться с деятельностью ДОУ, его традициями, правилами и особенностями организации педагогического процесса.
  4. Беседы – проводятся индивидуально и в группе. Каждая беседы имеет четкую цель, содержание и выводы. Цель беседы направлена на выяснение трудностей в воспитании, содержание должно быть лаконично и понятно родителям, выводы помогают наглядно увидеть проделанную работу. Во время беседы задача педагога не только говорить, но и слушать родителей.
  5. Консультации – проводятся воспитателем для группы родителей или индивидуально. Групповые консультации проводят для группы родителей, которые имеют схожие проблемы в воспитании, индивидуальные по конкретным вопросам, касающимся определенного ребенка. Целью консультаций является оказание родителям необходимой консультативной помощи в разрешении проблемных вопросов.
  6. Родительские конференции – направлены на осуществление обмена опытом по вопросам семейного воспитания. Каждый родитель, желающий принять участие в конференции, заранее готовит доклад на несколько минут по конкретной теме, который он представляет непосредственно на конференции. Помимо родителей и воспитателей, в конференции может принимать участие и приглашенный специалист (логопед, психолог, дефектолог) и заведующая ДОУ. Конференции могут проводиться как в рамках одного ДОУ, так и масштабные, включающие в себя несколько учреждений, находящихся на территории одного района.

Замечание 2

Формы взаимодействия ДОУ и родителей должны постоянно меняться. Чаще всего из традиционных форм работы используются беседы и консультации. Это связано с тем, что они легко организуемые, охватывают большое количество родителей, позволяют обсудить вопросы как коллективно, так и лично.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий