Психогимнастика для дошкольников

Методика проведения психогимнастики у младших дошкольников

Младшие дошкольники – это дети 3-4 лет. Обязательное условие для проведения занятий – фоновая музыка, лучше всего классическая, подходящая по эмоциональному заряду с проводимыми упражнениями.

Каждое занятие должно начинаться с приветствия. Детям предлагают улыбнуться такой же улыбкой, которой они приветствуют своих друзей.  Малыши любят погримасничать, покривляться и останавливать их в этом не стоит. На следующем обязательном этапе, разминке, детям показывают какую-нибудь необычную игрушку и просят описать ее жестами и мимикой. Можно сначала подсказать вопросами: «Как прыгает кенгуру?», «Как лисичка заметает хвостом свои следы?» и т.д.

В ходе занятий детей подбадривают похвалой, но не оценивают по ранжиру словами «Самый лучший», «Лучше всех».

Игры на движение:

  1. «Изобрази меня»: дети изображают разных животных – обезьянок, кошечек, собачек, зайчиков и др.
  2. «На огороде»: несколько малышей изображают садовников, рыхлят грядки, сажают семена, поливают их. Остальные дети изображают, как проклевывается из почвы, растет и развивается выбранный ими по желанию какой-либо фрукт, ягода или овощ.
  3. Инсценировка сказок «Репка», «Колобок» или других по желанию детей, которым уже читали эту сказку, и малыши знают ее содержание. Детям раздаются роли персонажей сказки. Педагог читает текст сказки, а каждый ребенок выполняет действия его персонажа.
  4. Воображаемые предметы.  Детям называется предмет, который они будут с улыбкой передавать друг другу – мячик, шарик, конфетку, пирожок и т.п.
    Размяв мышцы, дети переходят к разминке эмоций и чувств.
  5. «Почувствуй, как они». Малышам предлагают изобразить, как улыбаются, радуются, огорчаются и хмурятся, пугаются и злятся люди и животные (мама, папа, братик и сестренка, дети из садика и школьники, добрые принцессы и злые троли, собаки, тигры, продавцы, водители трамвая, врачи и др.), а также неодушевленное окружение (облака, большие тучи, волны, солнышко и т.п).
  6. Дети изображают чувства персонажей в определенной ситуации, например в сюжете сказки «Курочка Ряба». Бабка с дедкой сначала удивляются (снесла яичко золотое), потом радуются, потом злятся на мышку, которое разбила яичко, в итоге печалятся, оставшись ни с чем.

Оценочные реакции на чувства и поступки людей.

  1. Поймай мяч.  Воспитатель предлагает определенные оценки знакомых детям персонажей:  хитрая Лиса, злой Волк, добрый Мишка. Называет сочетание вслух и бросает ребенку мячик. Если утверждение правильное, то малыш ловит мяч и показывает мимикой и жестами того персонажа, которого назвал воспитатель.
  2. Хороший-плохой. Читая знакомые младшим дошкольникам стихотворения, воспитатель предлагает отреагировать на хорошее или плохое поведение героя определенным способом. Например, похлопать в ладоши хорошему человеку из четверостишия «Я люблю свою лошадку», отреагировать топанием на строки «Зайку бросила хозяйка», а потом на строфу «Все равно его не брошу…»
  3. «Обнимашки». В конце занятий всем его маленьким участникам необходимо попрощаться под веселую музыку или под общую песенку. При этом обязательно улыбнуться и обнять друг друга.

Главной трудностью для педагога станет сохранение внимания и активности детей в течение всего занятия. Нужно постараться держать малышей в фокусе на протяжении всех игр. Только тогда будет получен эффект от упражнений

Поэтому важно разнообразить игры любыми источниками, используя сюжеты детских книг, мультфильмов, телепередач

Психогимнастика Чистяковой


Психогимнастика

Книга М. И. Чистяковой «Психогимнастика» представляет собой методическое пособие по развитию и комплексной коррекции психики детей дошкольного и младшего школьного возраста. Обобщив свой многолетний опыт, автор предложил оригинальный курс игровых занятий.

В пособии много игр и упражнений для внимания, памяти, эмоционального интеллекта. Очень интересны этюды, совершенствующие воображение и нравственные представления детей. Материал снабжен иллюстрациями и нотами

И что, немаловажно, книгу можно найти в свободном доступе

«Психогимнастика» Чистяковой – «христоматия» и сборник материалов, необходимый каждому воспитателю детского сада.

Для чего нужна психогимнастика?

Психогимнастика способна разрешить ряд проблем, связанных с сохранением психического здоровья детей. Несмотря на юный возраст малыши, также как и взрослые, сталкиваются с различными трудностями. Вот только их жизненный опыт еще слишком мал, чтобы позволить им самостоятельно преодолевать возникающие сложности.

Детям изо дня в день нужно вступать в контакты, выстраивать взаимоотношения. Притом как со своими сверстниками, так и со взрослыми людьми. Многое непонятно. Как в окружающих, так и в себе.

Психогимнастика помогает детям обрести душевное равновесие, гармонию с собой, с внутренним и внешним миром.

Благодаря психогимнастике детям удается справиться с гиперактивностью, уменьшить чувство тревожности, выйти из замкнутого состояния, “открыться”, избавиться от агрессии, стать увереннее в себе. 

Одной из важнейших задач психогимнастики является — распознавание испытываемых чувств и эмоций.

Психогимнастика для дошкольников: этюды и упражнения

«Лебеди»
Лебеди летят,
Крыльями машут.
Нагнулись над водой —
Качают головой.
Прямо и гордо
Умеют держаться,
Тихо и плавно на воду садятся.

«Ёжик»
Вот свернулся еж в клубок,
Потому что весь продлог.
«Бррр, бррр, бррр. (дети дрожат, мышцы напряжены)
Лучик ежика коснулся —
Ежик сладко потянулся! (дети выпрямляются и потягиваются)

«Снеговик»
Плачет бедный снеговик —
« Я в мороз стоять привык.
А под солнцем погибаю —
Таю, таю, таю, таю». (все мышцы постепенно расслабляются, дети «превращаются» в «лужицу»)

«Веселые мартышки»(Все движения психогимнастики выполняются по тексту)
Мы веселые мартышки, мы смеемся громко слишком.
Мы в ладоши хлопаем, мы ногами топаем.
Надуваем щечки, скачем на носочках,
И друг другу даже – язычки покажем.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску,
Оттопырим ушки, хвостик на макушке.
Шире рот откроем – гримасы все состроим.

«Весельчаки»
Жили – были у реки славные весельчаки,
Вот – вот со смеху помрут, вот животик надорвут.(Дети с разными интонациями: ха-ха-ха, хо-хо-хо, хи-хи-хи!)

«Лягушки»
На болоте две подружки,
Две веселые лягушки
Рано утром умывались,
Ножками топали,
Глазками хлопали,
Вправо – влево повороты
И скакали по болоту.

«Заяц»
Его обижают и звери и птицы,
Он каждого кустика в поле боится. (Присесть, съежится, голову втянуть в плечи)

«Хомка»
Хомка, хомка, хомячок
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает —
Моет лапки, шейку трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку:
1,2,3,4,5 – хочет хомка сильным стать.

«Цветы»
Каждый бутончик склониться бы рад
Налево…
Направо…
Вперед…
И назад…
От ветра и холода бутончики эти
Спрятались живо в цветочном букете…

«Зверята»
Мы проверили осанку, все свели лопатки.
Мы походим на носках, а потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята…
И как мишка косолапый…
И как заинька – трусишка…
И как серый волк – волчишка.

«Кругом»
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головами: да, да, да…
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем,
И бегаем, и бегаем, и бегаем кругом!

(Просмотров: 3 927, из них 1 сегодня)

Упражнения

Примеры типовых упражнений психогимнастики.

Слепой танец

Целью данного упражнения является развитие доверия между детьми и снятие мышечного напряжения.

Дети разбиваются на пары. Одному ребенку из пары надевается на глаза повязка. Он играет роль “слепого”. Второй малыш остается зрячим и выполняет ведущую роль в дуэте. 

Дети берутся за руки и танцуют вместе под мелодичную легкую музыку. Танец длится около двух минут. После детям предлагают поменяться ролями.

Если тревожный малыш отказывается закрывать глаза, то рекомендуется не настаивать. Пусть танцует с открытыми глазами.

Зайки и слоны

Игра направлена на повышение самооценки у детей. Дает возможность почувствовать себя сильными и смелыми.

Сначала ребятишкам предлагают вжиться в роль зайчишек-трусишек. Деткам задается вопрос: “Как себя ведет зайка, когда испытывает страх?”. Если они затрудняются ответить, то им следует подсказать, изобразив дрожь.

Далее разыгрывается сцена, в которой идет страшный волк. Маленькие трусливые зайчики разбегаются по комнате. Прячутся. Дрожат.

После этого дети возвращаются. Им предлагается представить себя большими и сильными слонами. Разыграть его величавую спокойную походку. 

Детям рассказывается о том, что смелые слоны не боятся даже тигра. Сохраняют спокойствие в его присутствии. Ведущий играет роль тигра, а дети показывают как ведут себя слоны в такой ситуации.

Смена ритмов

В процессе выполнения упражнения дети настраиваются на общий рабочий ритм, снимается излишнее мышечное напряжение.

Для того, чтобы привлечь внимание малышей, ведущий начинает хлопать в ладоши громко считать в такт хлопкам: один, два, три, четыре. Дети включаются в игру, повторяют хлопки и счет. Постепенно темп игры замедляется, голос становится все тише

Гусеница

Игра в гусеницу учит детей доверять друг другу.

Ведущий обозначает главную задачу для детей — двигаться вместе и слаженно, словно одна большая гусеница. 

Для этого малыши встают друг за другом цепочкой. Ставят руки на плечи впередистоящего. Между животом одного ребенка и спиной другого находится мяч. Можно взять воздушные шарики

Важно не уронить выбранный предмет в процессе перемещения

Первый в цепочке малыш держит мяч на вытянутых руках.

По команде на старт включается музыка и дети начинают движение по заранее обозначенному маршруту.

Игре можно придать соревновательное настроение. Для этого нужно разделиться на две команды. Задачей команд будет прийти к финишу первыми, не уронив мячи (шары).

Волшебный стул

Целью игры является повышение детской самооценки, улучшение взаимоотношений между детьми.

Для того, чтобы подготовиться к проведению данного мероприятия ведущему необходимо ознакомится с историей происхождения имен детей, которые будут принимать в этом участие.

Дети по очереди усаживаются на импровизированный трон. Каждый надевает на голову корону, восседая на стуле

Ребенок должен почувствовать себя королем (ощутить свою важность и значимость)

Ведущий начинает рассказывать историю возникновения имени “коронованного” ребенка.

После того, как каждый малыш посидел на троне в короне следует организовать общую дискуссию. Детям предлагается придумать уменьшительно-ласкательные прозвища к именам. Рассказать о положительных качествах друг друга.

Пользу от применения психогимнастики сложно переоценить. Она является верным помощником родителям и воспитателям в стабилизации детских эмоций. 

Учит детей контролировать себя, свое поведение и свои переживания. Помогает малышам открываться сверстникам, взрослым людям. Выстраивать здоровые взаимоотношения.

Психогимнастика – что это и зачем нужна?

Психогимнастика – это комплекс специальных игр, этюдов и упражнений. Они развивают и корректируют разные стороны психики (познавательную, эмоционально-личностную). На занятиях дети максимально ярко изображают гнев, страх и другие эмоции. Они психически и физически проживают тревожные состояния в игре, после чего те перестают существовать в реальности. Психогимнастика дает разрядку, и детские переживания не дорастают до патологического уровня.

Особенно полезна психогимнастика для детей дошкольного возраста. В период с 3 до 7 лет активно формируется эмоциональный интеллект. Это способность человека распознавать свои и чужие эмоции, эффективно ими управлять и контролировать.

Методика проведения психогимнастики

Психогимнастика проводится согласно методике включающей в себя четыре основных этапа (или фазы):

  1. Этюды, выполняемые при помощи мимики и пантомимики.
  2. Выражение конкретных качеств характера и определение присущих им эмоций.
  3. Психотерапия.
  4. Снятие психического и эмоционального напряжения.

На первом этапе малышам предстоит познакомиться с конкретными эмоциональными состояниями. На помощь приходят жесты, мимика, пантомимика.

Вторая фаза направлена на изображение чувств, вызванных социальной средой. Как правило, проигрываются модели поведения известных персонажей с ярко выраженными чертами характера.

На третьем этапе происходит коррекция уже сложившихся поведенческих особенностей ребенка, посредством моделирования конкретных ситуаций.

На четвертом этапе происходит снятие психоэмоционального напряжения. Детей настраивают на позитивное настроение, прививают желательные черты характера и модели поведения.

Польза психогимнастики для детей

Методика направлена на устранение непоседливости, истощаемости и утомляемости у малышей, обладающих замкнутым или вспыльчивым характером. При детальном рассмотрении психогимнастики можно рассмотреть плюсы:

Анализ эмоций и их изучение. Во время занятий ребенок знакомится с миром чувств, проходит обучение, в результате которого может управлять собой, не делать порывистых движений.
Избавление от комплексов в общении с людьми. Ребенок перестает бояться общения, идет на контакт.
Снятие психического напряжения

При формировании личности ребенка важно научить его уходить от стрессов и блокировать такие состояния, сводить на нет богатое воображение, страхи.
Самовыражение. В процессе работы дети проявляют фантазию, актерские данные

Вместе с другими они учатся, перенимая полезные навыки друг у друга.
Улучшение мимики, жестов, речи. Движения у детей чаще скованные. Занятия помогают расслабиться и обрести естественность. Психогимнастические упражнения для дошкольников помогут избавиться от хаотичных движений.

Психогимнастика для детей 3-4 лет

Детям 3-4 лет важно научиться понимать свое эмоциональное состояние. Они знакомятся с основными эмоциями: грустью, радостью, гневом, страхом

Рекомендуются упражнения, развивающие выразительность движений и формирующие целостный положительный образ тела.

 «Тучка-солнышко»

Игра стимулирует внимание, учит быстрой и точной реакции на подаваемые сигналы

  1. Дети сидят или стоят перед педагогом.
  2. Педагог поднимает руки вверх ладонями вперед.
  3. Звучит сигнал: «левая ручка – солнышко». Нужно развести пальчики и улыбнуться.
  4. «Правая ручка – тучка». Ладошка сжимается в кулачок, и лицо хмурится.
  5. Затем правая рука становится солнышком, а левая – тучкой.

Первый раз психогимнастика длится 30 секунд. Постепенно скорость смены рук (подачи сигналов) увеличивается, а время занятия доходит до 2 минут.

«Эмоции»

Игра снимает эмоциональное напряжение и развивает мимику. Педагог читает стих про эмоции, показывая их на лице. Дети повторяют:

«Сова»

Учит подчиняться определенным правилам, вызывает здоровое эмоциональное возбуждение и бодрость, отвлекает от болезненных мыслей.

  1. Выбирается ребенок, который будет играть роль совы. Он отворачивается и притворяется, что спит в гнезде. Остальные дети бегают и прыгают.
  2. По сигналу «ночь!», всем нужно замереть. Сова поворачивается и начинает искать того, кто пошевелится или засмеется. Он и становится следующей совой.

 «Росточек»

Упражнение снимает мышечные зажимы, напряжение, тревожность, помогает сблизиться с другими людьми. Рекомендуется к выполнению в детском саду.

  1. Педагог просит детей присесть на корточки и представить себя семенами, которые посадили в землю.
  2. «Пошел дождик и полил семечки. Появились маленькие росточки, которые начали тянуться к солнышку» (дети встают).
  3. «У росточков выросли длинные стебельки» (дети поднимают руки вверх).
  4. «Дождика давно не было. И росточки начали погибать от жары. Они склонились к самой земле» (дети ложатся или садятся и обхватывают себя руками).
  5. «Но тут пошел дождик, и росточки ожили, выпрямились, и стали сильными-сильными» (дети встают и раскидывают руки в стороны, показывая, какие они сильные).

 «Сердитый дедушка»

Учит понимать эмоции других людей, адекватно выражать злость и гнев.

  1. Занятие проводится под музыку С. Прокофьева «Петя и Волк» (тема дедушки).
  2. Педагог рассказывает детям: «Мальчик Петя приехал в гости к дедушке. Ему строго-настрого запретили ходить за калитку. За ней лес и злой волк. Петя не послушался дедушку, и он сильно рассердился».
  3. Детям предлагается изобразить сердитого дедушку, нахмурив брови.

«Злая собака»

Помогает избавиться от страхов и научиться контролировать свои эмоции.

  1. Упражнение выполняется под музыку Г. Фрида «Появление большой собаки».
  2. Педагог просит представить детей, что они гуляют. Рядом идет собака. Она на поводке. Неожиданно собака начинает лаять, натягивать поводок, и пытаться схватить за ноги.
  3. Нужно изобразить страх: вжать голову в плечи, широко открыть глаза, закрыться руками.

Понятие и цели психогимнастики

Замечание 1

Психогимнастика является комплексом особых упражнений, которые направлены на развитие эмоциональной и волевой сферы, навыков общения, а также на борьбу с соответствующими психологическими проблемами.

Среди основных достоинств психогимнастики необходимо выделить игровые особенности упражнений с опорой на ведущую деятельность ребенка дошкольного возраста. Она помогает сохранить эмоциональное благополучие детей, которые начинают использовать воображение в ходе групповых форм работы.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Основные цели психогимнастики включают:

  • Преодоление барьеров в коммуникации, понимании себя и окружающих людей;
  • Снятие психического напряжения с сохранением эмоционального благополучия детей;
  • Формирование возможностей для самовыражения;
  • Развитие словесного языка чувств (ребенок называет эмоции, что ведет к эмоциональному осознанию самого себя).

Обобщенно психогимнастика помогает детям приобрести навыки ауторелаксации и выразительных движений. Она предназначена для тренировки психомоторных функций, воспитания высших эмоций и чувств, коррекции поведения с помощью ролевых игр. Ее методы позволяют избавиться от эмоционального напряжения, учат распознавать эмоции и управлять ими.

Выразительные движения

В ходе эволюционного развития за каждым  ощущением и чувством человека закрепилось то или иное характерное “моторное” выражение — реакция. 

Внешне эта реакция всегда сопровождается мимикой или пантомимикой.

Мимика

Мимика помогает распознавать истинные эмоции, чувства и настроение человека без слов. Так, например, улыбка говорит о хорошем настроении. Вертикальные складки на лбу и сдвинутые брови дают понять, что человек сердится. Еще больше эмоций показывает взгляд. 

Он бывает ласковый, вопрошающий, злой, добрый. Не зря говорят, что глаза — это зеркало души. Ведь, как правило,  именно глаза всегда “говорят” правду. То, что человек чувствует на самом деле. Именно выражение лица играет одну из важнейших ролей в процессе коммуникации.

Выражение: “Эмоции, отражающиеся на лице, слышны громче, чем речь” объясняет необходимость своевременного развития “живой” мимики у детей. Ведь малыши далеко не всегда могут произнести то, что чувствуют

А взрослым важно знать, что переживает сейчас их чадо

Кроме того, необходимо научить детей распознавать эти невербальные знаки у других. Ведь это основа любого общения.

Доказано, что люди, имеющие задержки в развитии, гораздо хуже “читают” и распознают чувства на лице другого человека.

В связи с этим родителям необходимо с повышенным вниманием относится к развитию мимики у малышей

Жестикуляция

Исследования показывают, что дети с нормальным развитие  уже к трем годам умеют правильно пользоваться языком жестом на бытовом уровне. Они легко показывают слово “высоко”, “низко”, “маленький” и другие.

Это означает, что развитию жестикуляции следует также уделять пристальное внимание. 

Пантомимика

Немаловажную роль в восприятии образа человека играет его осанка и поза. Что в совокупности дает пантомимику. 

По позе человека, положению его туловища, наклону головы, по тому, как меняется поза можно также судить о его эмоциональном состоянии, настроении.

Все вышеперечисленное представляет собой выразительную моторику. Нарушения в ее развитии у детей заслуживают пристального внимания со стороны взрослых.

Неумение правильно выражать свои эмоции, некорректное восприятие эмоций  других людей приводят к возникновению проблем с коммуникаций. 

Детям становится сложно выстраивать взаимоотношения как со сверстниками, так и со взрослыми людьми.

Кроме того, подобные нарушения могут быть сигналами того, что у ребенка имеются психические отклонения. Своевременная диагностика и принятие соответствующих мер способны предостеречь ребенка от серьезных психологических проблем в будущем.

Психогимнастика считается по-настоящему действенным помощником в работе над развитием выразительных движений у детей.

Методика проведения психогимнастики у старших дошкольников

Психогимнастика для старших дошкольников проходит по тем же принципам и с такой же тактикой, как и для малышей. Используются сюжеты и персонажи книг, мультфильмов, фильмов, соответствующих этому возрасту.
Также в начале занятий создается комфортная благожелательная атмосфера, проводится приветствие, разминка.

Детей нужно хвалить за их выполнение задания, особенно отмечая оригинальные и неожиданные версии (поздороваться рожками, хвостиками и т.д.).   Для развития эмоциональной сферы рекомендуются сказки «Дюймовочка», «Снежная королева», «Теремок», «Золушка» и др. Персонажи вызывают широкий диапазон чувств и эмоций, которые изображают дети.

Для психомышечной тренировки предлагается изобразить любопытство инопланетянина, высадившегося на Землю, виртуально помочь бабушке на огороде, изобразить радостную собачку на прогулке или кошку, которая ловит мышей, движения и эмоции Человека-Паука или Супер-Героя.

Особенное внимание стоит уделить изучению характера и особенностей поведения человека

Это важно направление занятий, так старшие дошкольники вступают в коммуникации с большим количеством людей

Помогут в этом следующие игры:

  1.  «Угадай, кто это». Ребенок изображает мимикой и жестами знакомого всем участникам группы персонажа или героя сказок, мультфильмов, стихов, особенно ярко показывая черты характера героя. Группа угадывает, что это за персонаж.
  2. «Выбери лучшего». По заданию педагога дети изображают злых и добрых героев, а затем сами выбирают того ребенка, который справился с заданием интереснее всех.
  3. «Типичные характеры». Дети изображают самые распространенные варианты поведения людей: злюки, плаксы, весельчаки, скромники и др.

В конце занятия детей необходимо успокоить, уравновесить их эмоции. Можно полежать на полу под тихую музыку, затем дать время пообщаться между собой.

Психогимнастика в детском саду

Психогимнастика для детей в детском саду может быть добавлена в качестве самостоятельной программы или включена в перерывы между другими занятиями. Ее актуальность не теряется с возрастом и уровнем развития детей, — на новой ступени те же упражнения и сценарии только приобретают новое значение.

Для лучшего результата психогимнастика для дошкольников проводится в постоянной группе, где постепенно формируются психоэмоциональные связи между детьми. Оптимальный блок упражнений — не менее 20 занятий.

Педагоги могут предлагать новую форму деятельности в коррекционных группах или при участии всех детей. Это позволит закрытым эмоционально детям тянуться за более раскованными, а последним понять ощущения закомплексованного напарника. Инклюзивное воспитание дает дополнительные результаты здоровьесберегающих приемов психологии.

Что такое психогимнастика?

Попытаемся разобраться, что такое психогимнастика для дошкольников и что она дает ребенку. Итак, под психогимнастикой подразумевается определенные специальные игры и упражнения, которые развивают и корректируют психологическую составляющую ребенка.

Язык звукоподражаний, междометий, передающий различные эмоциональные состояния, учит ребенка доброжелательности, открытости. Использование таких образных четверостиший развивает творчество, фантазию, инициативу, смелость, происходит закрепление определенных знаний. Кроме того, в процессе использования различных психогимнастик дети находят выход мышечной и психической энергии.

Психогимнастика в детском саду направлена на снятие напряжения и поддержание внутреннего спокойствия и уверенности, освобождение от страхов, совершенствование активности, развитие способности выражать свои чувства и эмоции словами.

Цели и задачи

У каждого из предлагаемых коллекции упражнений для психогимнастики игр и этюдов есть конкретные задачи. Общая цель всех мероприятий — развитие и эмоционально-личностной и познавательной сферы ребенка.

Дети учатся общаться, используя невербальные сигналы и считывать их у напарников по играм, понимать и сопереживать состоянию другого. Одновременно происходит профилактика и психокоррекция отклонений — укрепление психологического здоровья и эмоциональной устойчивости, развитие навыка общения с окружающими и сглаживание барьеров, снятие напряжения и получение новых инструментов самовыражения.

Родоначальником психогимнастики считается французский ученый Эрнест Пьер Дюпре (1862-1921 гг.). Основная терминология предложена Михаилом Осиповичем Гуревичем (1878-1953 гг.) и Николаем Ивановичем Озерецким (1893–1955 гг.)

Отдельной ветвью психотерапии психогимнастику предложила считать Маргарита Ивановна Чистякова, выпустившая ряд пособий и книг по применению техники на практике.

Задачи, решаемые с помощью психодиагностики, можно разбить на три блока:

  1. развитие познавательных способностей;
  2. расширение эмоционально-волевой сферы;
  3. улучшение коммуникативных навыков.

Психогимнастика в ДОУ является и инструментом для работы в этих направлениях:

При реализации первого блока задач дети получают условия для наглядно-образного, словесно-логического и творческого мышления

Выполняя игровые упражнения, они тренируют звуковую и визуальную память, усидчивость и внимание. Одновременно расширяется вариативность познавательных мотивов.
Второй блок задач включает появление и закрепление навыков произвольного осознанного поведения

У ребенка должен появиться интерес к окружающим, понимание и сопереживание, осознанная рефлексия и умение справляться с нахлынувшими эмоциями в рамках социально-допустимого поведения. В период подготовки к школе эти же занятия должны предупредить эмоциональные проблемы, снизить тревожность и возбудимость, научить делиться переживаниями и бороться со страхами.
Акцент на коммуникативные навыки ценен сам по себе в период адаптации ребенка к коллективу детского сада и необходим при подготовке к школе. Психогимнастика формирует устойчивую мотивацию к процессу обучения, спорту, здоровому образу жизни. Ненавязчивые игровые упражнения учат детей работать в коллективе, что становится незаменимой практикой для подготовки к проектам уже в рамках школьной программы.

Качественная программа психогимнастических занятий охватывает все три сферы, решая целый ряд задач. При разработке и проведении педагог должен учитывать возраст детей, психолого-социальную готовность группы и уровень взаимодействия детей между собой.

Приемы комплектации групп (выбор детей с разными проблемами и добавление малышей с высоко развитыми коммуникативными навыками для ориентира и вовлечения других участников) повышают эффективность программы.

Значение психогимнастики

Психогимнастика в работе с детьми помогает лучше адаптироваться в коллективе. Дети проще заводят знакомства и начинают дружить, могут разобраться в себе, чувствах, учатся демонстрировать и понимать эмоции. Ребенок избавляется в ходе психогимнастики от стеснительности, брезгливости, страхов и других неприятных чувств и особенностей.

Психогимнастика позволяет развивать воображение и творческое мышление, учит контролировать собственные движения. Педагогическая аксиома звучит так, что чувства и эмоции передаются не благодаря методам и приемам, а с помощью человека

В современных условиях важно выделять такое профессионально важное качество педагогов, как управление эмоциональными состояниями (как своими, так и своих воспитанников)

Тревожность у дошкольников проявляется через беспокойство, напряженность, недоверчивость к окружающим, неуверенность в себе. Главное условие профилактики и снятия тревожности — это наличие у педагога эмпатии (сопереживания), любви к ребенку, веры в природный потенциал воспитанников, возможности познавать мир в деятельности.

Психогимнастика позволяет педагогам дошкольных учреждений решить несколько задач в области развития эмоциональной сферы:

  • Произвольное направление внимания ребенка на испытываемые эмоциональные ощущения;
  • Различие и сравнение эмоциональных ощущений, умение определять их характер (например, приятно/неприятно, беспокойно/удивительно);
  • Произвольное и подражательное «воспроизведение» или демонстрация эмоций в соответствии с заданным образцом;
  • Улавливание, понимание и различие лучших эмоциональных состояний;
  • Появление сопереживания (принятие позиции партнера по общению и полноценное проживание, прочувствование его эмоционального состояния);
  • Ответ адекватными чувствами (проявление в ответ на эмоциональное состояние другого человека таких чувств, которые способны принести удовлетворение участникам коммуникации).
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий