Простые упражнения на развитие моторики

Логоритмика

Дело в том, что у подвижных и хорошо скоординированных малышей речевые навыки могут появляться несколько раньше, чем у их более спокойных сверстников. Более того, замечено, что у детей с нарушениями речи наблюдаются и неполадки в работе крупной моторики: нечеткость и неорганизованность движений, недостаточное чувство ритма и координации. Таким детям на помощь приходит логоритмика.

Учеными доказано, что точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений органов речи — губ, языка и нижней челюсти. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи.

Мы подобрали для вас несколько примеров несложных логоритмических упражнений, которые больше похожи на игру, не требуют помощи специалистов и могут выполняться в любую свободную минуту.

Деревцо

Дует ветер нам в лицо —

(махать руками ладошками к себе) 

Закачалось деревцо.

(Руки подняты, покачивания туловищем из стороны в сторону.) 

Ветерок все тише, тише —

(плавно опустить руки) 

Деревцо все выше, выше.

(Поднять руки и тянуться вверх.) 

Физкульт-привет

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались,

(имитировать умывание) 

Полотенцем растирались.

(Имитировать растирание спины полотенцем.) 

Ножками топали,

Ручками хлопали.

Вправо-влево наклонялись

И обратно возвращались.

(Имитировать движения, указанные в тексте.) 

Вот здоровья в чем секрет:

Всем друзьям — физкульт-привет!

(Резко поднять руки вверх.) 

Бабочка

Спал цветок

(исходное положение: присесть, спрятав голову в колени и обхватив колени руками) 

И вдруг проснулся.

(Поднять голову, выпрямить руки; затем опустить руки вдоль тела.) 

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

(Выпрямить спину, подняться; слегка покачаться вправо-влево; отвести руки назад — «вырастают крылья».) 

Солнце утром лишь проснется —

Бабочка кружит и вьется.

(«Летать», имитируя движения бабочки.) 

Водичка

Водичка, водичка,

(двумя руками по очереди показывать, как сверху льется водичка) 

Умой мое личико,

(ладошками имитировать умывание) 

Чтобы глазки блестели,

(дотрагиваться до глазок по очереди) 

Чтобы щечки краснели,

(тереть щечки) 

Улыбался роток

(улыбаться, гладить руками ротик) 

И кусался зубок.

(Стучать зубками, показывать руками, как закрывается ротик.) 

Кулачок

Как сожму я кулачок

(сжать руки в кулачки) 

Да поставлю на бочок.

(Поставить кулачки большими пальцами вверх.) 

Разожму ладошку,

(распрямить кисть) 

Положу на ножку.

(Положить руку на колено ладонью вверх.) 

Тук-тук

– Тук-тук-тук.

(Три удара кулаками друг о друга.) 

– Да-да-да.

(Три хлопка в ладоши.) 

– Можно к вам?

(Три удара кулаками друг о друга.) 

– Рад всегда!

(Три хлопка в ладоши.) 

Зайчики

Жили-были зайчики

(показывать на голове заячьи ушки) 

На лесной опушке.

(Разводить руками перед собой, описывая окружность.) 

Жили-были зайчики

(показывать на голове заячьи ушки) 

В серенькой избушке.

(Сложить руки над головой в форме домика.) 

Мыли свои ушки,

(проводить руками по воображаемым ушкам) 

Мыли свои лапочки.

(Имитировать мытье рук.) 

Наряжались зайчики,

(руки на бока, слегка поворачиваться в обе стороны, в полуприседе) 

Надевали тапочки.

(Руки на бока, поочередно выставлять вперед правую и левую ногу.)

Снег

Как на горке снег, снег,

(показывать руками горку) 

Снег, снег, снег, снег.

(Двигать руками, перебирая пальцами.) 

И под горкой снег, снег,

(показывать руками «под горкой») 

Снег, снег, снег, снег.

(Двигать руками, перебирая пальцами.) 

А под снегом спит медведь.

(Сначала ладошки под щечку, а потом изобразить ушки медведя.) 

Тише, тише, не шуметь!

(Пальчик ко рту, грозить пальчиком.)

Почему так важны правильное развитие речи и ранняя коррекция нарушений

Правильное развитие и ранняя коррекция речи (в случае каких-либо отклонений) чрезвычайно важны: речевые нарушения приводят к трудностям в обучении письму и чтению; помимо этого, они, как правило, ведут к возникновению комплексов у ребенка, мешают его социализации. Поэтому при любых подозрениях на наличие тех или иных особенностей речевого развития у малыша лучше обратиться к специалистам (логопеду, неврологу, дефектологу, психологу).

Вне зависимости от заключения специалистов в случае речевых нарушений, вне зависимости от того, есть ли речевые нарушения или они отсутствуют, вы можете помогать своему ребенку осваивать родную речь, учить его правильному произношению, построению фраз и оформлению мыслей. 

Воспользуйтесь нашими советами, сделайте упражнения практикой ежедневного общения и совместных игр с ребенком — внесите вклад в его будущее!

Приятных вам занятий!

Совершенствуем навыки

А что ещё поможет деткам 2-3 лет совершенствовать свои навыки крупной моторики? Смотрим!

  • С восторгом носиться с игрушкой-каталкой по дому и двору. Мы не знаем, почему она пользуется такой ошеломительной популярностью у малышей, но факт остаётся фактом: игрушка-каталка — стопроцентный детский хит.
  • Строить башни из больших диванных подушек. Забираться на самый верх, проползать в арку, образованную из подушек, поднимать и бросать их.
  • Подпрыгивать вслед за воздушным шариком. Нечаянно лопнуть его. Немного испугаться и, может быть, даже расплакаться. Дождаться, пока взрослые надуют новый. И по новой!
  • Играть с надувным мячиком: бросать его в руки маме, папе, дедушке, бабушке. В кота. В цветок. Ой! Разумеется, случайно.
  • Пытаться «укротить» раскачивающуюся лесенку или мостик из верёвок на детской площадке. Пока с вашей помощью. Но даже это помогает прорабатывать мышцы туловища.

Потешки для мелкой моторики

Ладушки

– Ладушки, ладушки! Где были?

– У бабушки.

– Что ели?

– Кашку.

– Что пили?

– Бражку.

Кашку поели, бражку попили,

(ребенок и взрослый ритмично хлопают в текст потешки) 

Шу-у-у… полетели!

На головку сели, петушком запели.

Ку-ка-ре-ку!

(Поднимают руки вверх и опускают на голову.) 

Сорока

Сорока, сорока, сорока-белобока

Кашку варила, детишек кормила:

(указательным пальцем правой руки водят по ладошке левой) 

«Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала.

(По очереди загибают пальцы, начиная с большого.) 

Этому не дала! Ты воды не носил,

Дров не рубил, каши не варил — 

Ничего тебе нет!»

(Мизинец не загибается.) 

Варежка

Маша варежку надела:

(сжать пальцы в кулак) 

«Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал».

(Все пальцы разжать, кроме большого.) 

Маша варежку сняла:

«Поглядите-ка, нашла!

(Разогнуть оставшийся согнутым палец.) 

Ищешь, ищешь — и найдешь,

Здравствуй, пальчик, как живешь?»

(Сжать пальцы в кулачок.) 

Братцы

Идут четыре брата навстречу старшему.

– Здравствуй, большак, — говорят.

– Здорово, Васька-указка, Гришка-сиротка,

Мишка-середка, да Крошка Тимошка.

(Соединяют большой палец с другими пальцами по очереди.) 

Замок

На двери висит замок.

(Соединить пальцы обеих рук в замок.) 

Кто его открыть бы мог?

(Пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны.) 

Постучали,

(не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга) 

Покрутили,

(покрутить сцепленные руки в запястьях) 

Потянули

(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны) 

И открыли.

(Расцепить пальцы.)

Пальчиковый театр

Пальчиковый театр — это увлекательная игра, которая: 

Стимулирует развитие мелкой моторики;
Знакомит ребенка с такими понятиями формы, цвета, размера;
Помогает развивать пространственное восприятие (понятия «справа», «слева», «рядом», «друг за другом» и т

д.);
Развивает воображение, память, мышление и внимание;
Помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
Формирует творческие способности и артистические умения;
Знакомит с элементарными математическими понятиями.. Для детей в возрасте 1 – 2 года (на примере сказки «Колобок»):

Для детей в возрасте 1 – 2 года (на примере сказки «Колобок»):

  • Сначала познакомьте ребенка с персонажами сказки. Предложите малышу рассмотреть и потрогать фигурки. Затем наденьте по очереди каждый персонаж себе на палец и опишите его.
  • Познакомьте ребенка с названием каждого пальца на руке. Например, можно сказать так: «На указательном пальце у меня сидит Колобок».
  • Затем разыграйте перед малышом сказку. Наденьте персонажи себе на пальцы и скрестите руки в замок. Начинайте рассказывать сказку, поднимая пальцы с действующими лицами по ходу действия. Например, сказку «Колобок» можно начать рассказывать следующим образом. Поднимите вверх палец с персонажем «бабка». Скажите малышу о том, что сегодня этот герой будет выпекать Колобка. Ритмично постукивайте друг о друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцев. При этом говорите: «Бабушка тесто замешивает». По такому же принципу обыграйте появление каждого персонажа.

 Для детей в возрасте 2 – 4 лет (на примере сказки «Колобок»):

  • Поинтересуйтесь у ребенка, помнит ли он сказку «Колобок». При необходимости напомните ему.
  • Затем попросите малыша выставить персонажей на столе в порядке их появления в сказке. При этом попросите дать характеристику каждому из них по принципу: «Бабка — старая, добрая заботливая; Колобок — круглый румяный, озорной» и т. д.
  • Задайте ребенку вопросы по сказке. Например: «Почему бабка решила испечь Колобка? Почему он ушел от бабки и от деда? Кто встретился ему на пути?»
  • Затем разыграйте перед маленьким зрителем сказку с помощью пальчикового театра.
  • В конце попросите ребенка самостоятельно разыграть перед вами сказку, используя пальчиковый театр. При необходимости подсказывайте ему.

Что это такое?

   То, что большинство из нас называют, как правило, ловкостью пальцев, на самом деле представляет собой сложный процесс, в котором задействованы различные системы организма. Моторика рук – это умение совершать точные и скоординированные движения пальцами. Они могут быть разнообразными, начиная от захвата предметов, заканчивая созданием картин и жонглированием. Общим является привлечение к выполнению движения опорно-двигательного аппарата, мышц, нервной системы и зрения.

   Если хотя бы одна из систем не справляется со своей задачей, то нужного результата достигнуть не получается. Например, если ничего не предпринимать для развития мелкой моторики у ребенка, то ему будет сложно научиться разборчиво писать, он будет часто ронять предметы и столкнется с трудностями во время занятий спортом. Кроме того, подобные навыки отражаются на качестве речи. Во взрослом возрасте недостаточная тренировка пальцев станет причиной неуклюжести и проблем в быту, поэтому о том, как развивать мелкую моторику рук, следует знать каждому. Приятная новость – если прилагать усилия и запастись терпением, то можно научиться управлять своими движениями, сколько бы лет вам ни было.

Для четырехлеток и пятилеток

Дети 4-5 лет очень любят “творить”. Они хорошо работают с пластилином и красками. Также им можно предлагать простые интеллектуальные игры на развитие воображения.

Для развития мелкой моторики психологи рекомендуют следующие упражнения:

  • лепка;
  • вырезание;
  • игра с пуговицами.

Лепка

Для лепки можно использовать пластилин, специальную глину или тесто. Сначала нужно предложить ребенку самостоятельно размять материал. Также надо показать, как его можно разогреть. Затем следует предложить малышу скатать колбаску, потом шар. После этого можно давать более сложные задания. Мягкий пластилин можно использовать и для рисования на альбомных листах.

Вырезание

Сначала надо научить ребенка работать с цветной бумагой, потом — с картоном. На бумаге чертится несколько кругов, треугольников квадратов. Затем педагог предлагает ребенку их вырезать. На следующем занятии задание усложняется. Педагог должен попросить маленького ученика вырезать елочку или домик.

Игра с пуговицами

Необходимо подобрать пуговицы разного размера и оттенка. Сначала педагог выкладывает рисунок сам, затем просит малыша повторить. Когда ребенок усвоит материал, педагог просит его придумать свой рисунок.

Особый случай: а как же левши?

Родители замечают, что малыши до 3 лет могут спокойно пользоваться и правой, и левой рукой. И многих волнует вопрос, какую руку ребенок выберет себе для письма, не надо ли переучивать, если этой рукой окажется левая, и что делать, чтобы этого не допустить.

Лучшее, что мы можем посоветовать: родители, выдыхайте. Вы никак не сможете повлиять на этот процесс (если только речь не идет о насильственном переучивании, что категорически не рекомендовано современными педагогами и детскими психологами).

В наши дни принята точка зрения, согласно которой бороться с леворукостью нельзя: это может привести к повышенной физической и психоэмоциональной утомляемости и к развитию у ребенка таких невротичных проявлений, как, например, тревожность, нервные тики и заикание. Дети могут становиться раздражительными, расторможенными или, наоборот, демонстрировать пониженный фон настроения и хроническую боязнь неудач. Поэтому насильственное переучивание категорически не рекомендовано современными подходами в психологии и педагогике детства.

Возраст выбора руки у детей очень индивидуален. Некоторые внимательные родители замечают, что уже в 7 – 9 месяцев младенец действует преимущественно одной рукой. Некоторые дети не могут определиться почти до школы. Влиять на этот процесс нельзя, ребенок должен сделать самостоятельный выбор. Наблюдения психологов говорят о том, что если ребенок раннего возраста (0 – 3 года) не смог определиться с выбором ведущей руки, то в большинстве случае в 4 – 5 лет стойкое предпочтение одной из рук сформируется. 

Поэтому все, что вы, родители, можете сделать, — это продолжать пальчиковую гимнастику обеих рук, не ограничивать ребенка в движении, какую бы руку он ни выбирал для манипуляций с предметами, и любить малыша таким, какой он есть.

Мы рассказали о том, какую роль в развитии ребенка играет мелкая моторика. Теперь вы знаете, какие занятия, игры и игрушки помогают организовать этот процесс. Желаем вам, чтобы эти занятия приносили вашему малышу и пользу, и удовольствие. Со своей стороны, уважаемые родители, будьте уверены, что вы делаете все возможное для гармоничного развития ребенка, если вы не только стараетесь организовать для него питательную развивающую среду, но и находите время для участия в его играх и общения с ним.

Упражнения с использованием доступных вспомогательных материалов

  • Дайте больному шишку или горсть орехов, чтобы он мог сжимать их в руке, а также перекладывать из одной руки в другую;

  • Насыпьте в одну емкость горох и фасоль разных сортов. Дайте больному несколько емкостей (по числу разновидностей круп) и попросите произвести сортировку;

  • Насыпьте в миску мелкую крупу (манку, рис, пшено или гречку) и предложите больному маленькими щепотками переложить крупу в другую емкость;

  • Дайте больному ленту или кусок бечевки, а также крупные бусины, чтобы он мог поочередно нанизывать и снимать их;

  • Возьмите шарик или небольшой мячик, чтобы больной мог покатать этот шарик между ладонями, а также по ровной поверхности (крышке стола или обычной разделочной доске);

  • Можно немного поиграть: подберите несколько разных по материалу, размеру и фактуре предметов, а затем попросите больного наощупь с закрытыми глазами распознать каждый предмет. В качестве предметов для этой игры можно использовать мягкие или керамические игрушки (в том числе фигурки животных), статуэтки, столовые приборы и многое другое.

Младенчество – важный этап в развитии моторики пальцев

Для того чтобы правильно организовать домашние занятия, родителям необходимо иметь элементарные представления о том, что такое мелкая моторика и об этапах ее формирования. Все, у кого есть малыши, замечали, что у младенца очень хорошо развит хватательный рефлекс. Если грудничок схватится за палец взрослого, то держится так цепко, что его можно легко приподнимать. Поэтому работу с мелкими мышцами руки полезно начинать с самого рождения. Уже месячный младенец рассматривает ручки, тянет их в рот, а в 3-х месяца сжимает и разжимает кулачок. Пока ненадолго (до 15 секунд), но достаточно уверенно держит в руке удобную игрушку – погремушку. Полугодовалый ребенок проявляет активный интерес к предметам, тянется к ним, стараясь удержать в руках и манипулировать.

Достижения младенца к концу первого года

  • умеет захватывать предметы;
  • удерживает их в руках некоторое время;
  • активно манипулирует с игрушками (одно – два действия);
  • хлопает в ладошки;
  • повторяет движения ручками за взрослым.

Наставления родителям

  1. В каждый период бодрствования упражняйте кроху в моторике рук.
  2. Побуждайте выполнять разнообразные движения ручками, пальчиками, ладошками, кулачками.
  3. Выкладывая грудничка на живот, располагайте на небольшом расстоянии доступные игрушки (все требования к подбору игрушек обязательно соблюдать: безопасность, гигиену, возрастные ограничения).
  4. В местах бодрствования крохи размещайте предметы, которые можно захватывать пальчиками и манипулировать (брать, бросать, сжимать).
  5. Обязательно проводите специальные упражнения для развития мелкой моторики, которые помогут ребенку развить точность и ловкость движений.

Развиваем моторику у грудничков!

Самые благодатные упражнения для крохи – пальчиковые игры, основанные на народном творчестве. Потешки, песенки, пестушки, сопровождающие игровые действия, всегда привлекают малышей и побуждают их к многократным повторениям за взрослым.

«Солнышко ‒ колоколнышко»

Игра ‒ массаж. Родитель ласково поглаживает ладошки ребенка, побуждая его работать пальчиками: то сжимать, то разжимать. Помогает зафиксировать действия грудничка погремушкой, которую тот должен сжимать в кулачке. Кулачок – солнышко, пальчики – лучики:

Солнышко – солнышко,
Красное колоколнышко,
Выйди поскорее, будь к нам подобрее!

«Ладушки»

Популярная народная игра для маленьких деток, которая доступна даже младенцу. Взрослый берет ручки крохи в свои ладони и, легко похлопывая детскими ладошками, произносит:

Ладушки – ладушки,
Где были? – У бабушки!
‒ Что ели? – Кашку,
Разбили чашку, хлоп!

«Тяни – тяни»

В подобном действии хорошо развивается мелкая моторика рук, мышечная сила. Взрослый вкладывает свои пальцы в ладошки ребенка, чтобы тот крепко ухватился за них. Затем, побуждая грудничка к подтягиванию, взрослый слегка тянет ручки крохи вперед, приговаривая:

Тяни холсты,
Холсты просты!
Тяни, тяни, потягивай,
Поперек, поперек, перекладывай!

Подобных игр ‒ упражнений много в арсенале народной педагогики, хорошо известны “Мальчик – пальчик”, “Сорока – белобока”, “Этот пальчик – дедушка…”.

Важно: родителям надо стараться, чтобы тренировка ручек крохи шла постоянно, усложнять игры с учетом изменений, происходящих в психическом и физическом развитии малыша

Игрушки для мелкой моторики

Специальные игрушки для развития мелкой моторики – неотъемлемая часть игрового уголка детей. Они выполняют не только свою непосредственную функцию – развивать мелкие мышцы руки, но и воздействуют на общее психическое развитие малыша. Поэтому родителям необходимо тщательно приобретать игрушки для грудничков, которые облегчат организацию специальных занятий и одновременно развлекут кроху. К наиболее популярным игрушкам относятся:

  • развивающие (сенсорные) коврики;
  • пластиковые и деревянные погремушки с ручками разной толщины и длины;
  • музыкальные игрушки с различными клавишами и кнопками;
  • предметы со шнуровкой;
  • слингобусы, напоминающие погремушки (хорошо закрепленные на веревочке пластиковые, вязаные или деревянные бусины разной формы и цвета);
  • игрушки – сортеры (например, «Логический кубик», «Домик с ключами»).

Многие из перечисленных игрушек заботливые родители могут сделать сами.

Важно: игрушка для мелкой моторики должна быть безопасна, вести за собой развитие малыша, побуждать его к самостоятельности

Сегодня мы поговорим о важной роли развития общей (крупной) моторики для будущего школьника.Что такое общая или крупная моторика?

Это те двигательные навыки, которые требуют включения мышц и движений всего тела для выполнения таких функций, как поддержание положения стоя или сидя, ходьба, бег, прыжки, навыки ухода за собой (например, ребёнку некоторое время нужно удержаться на одной ноге не падая, если ему нужно надеть брюки). Они также включают в себя зрительно-моторную координацию, необходимую для взаимодействия с различными предметами (например, умение бросать или ловить мяч).

Общие моторные навыки оказывают влияние не только на множество повседневных дел, с которыми сталкивается ребёнок, но и на то, как будет проходить его день в школе. Эти навыки становятся базой для выносливости ребёнка, необходимой для того, чтобы справиться с школьным распорядком (возможность удержаться несколько уроков сидя за партой, перемещаться по школе, носить тяжёлый школьный рюкзак).

Недостаточность крупной моторики приводит к тому, что ребёнок находится в постоянной борьбе, затрачивая слишком много усилий для преодоления действий, которые для взрослого кажутся очень лёгкими.

3 месяца: пальчиковая гимнастика

«Сорока-воровка», «Коза рогатая» и другие потешки и стишки, сопровождающиеся движениями рук и пальцев

Начинаем делать с рождения, мягко поглаживая кулачки новорожденного, стараясь осторожно раскрывать их, массировать ладошки и пальчики. Где-то с 3 месяцев можно давать малышу трогать разные поверхности — так будут развиваться тактильные ощущения

Упражнения на пальчиковую гимнастику можно делать всегда и везде, в любое время дня, в любых условиях (в автобусе по дороге в школу, в очереди в поликлинике). Возрастных ограничений нет. Начиная с 2 – 3 лет малыш сможет выполнять движения ручной гимнастики под руководством взрослого, но время от времени будет просить сделать ему «Сороку-воровку». Перечислим другие похожие игры.Игры для развития пальчиковой гимнастики

  • Погремушки, массажные шарики, мягкие шуршащие книжки, прорезыватели для зубов с шишечками, мягкие кубики и пирамидки — все, что попадает в руки младенца, когда он учится хватать и удерживать в кулачке предметы (обычно с 4 месяцев). Две последние игрушки будут служить долго: помимо основного предназначения, они выполняют еще одну очень полезную функцию — позволяют отрабатывать представления о форме, размере и цвете.
  • Ручная гимнастика (в дополнение к пальчиковой), которую ребенок 2 – 3 лет уже делает сам. Помимо стимулирования моторики, снимает напряжение. Упражнения: сжимание-разжимание кулачков, пожимание руки, соединение пальцев подушечками по одному, пружинящие движения ладошек при соединенных подушечками пальцах.

Логопедический детский массаж в домашних условиях

Если нет возможности постоянно заниматься со специалистом, то технику логомассажа можно освоить в домашних условиях. Для этого необходимо пройти специальные курсы или попросить помощи у опытного логопеда. Профессионалы своего дела обучат минимальному комплексу приемов и упражнений для правильного развития речевого аппарата. Такой опыт в будущем поможет родителям не один раз.

Как проводится массаж в домашних условиях?

После постановки диагноза составляется индивидуальный план занятий с крохой. Взрослые выбирают подходящие упражнения. Так, при гипотонусе лицевых мышц будет применяться совсем другая тактика, чем при неконтролируемом слюноотделении.
Подготавливается помещение для процедуры. Его необходимо убрать и проветрить.
Инструменты для процедуры (зубная щетка, шпатель, ложки) тщательно моются и обрабатываются кипятком.
Если процедура выполняется в ротовой полости, необходимо надеть чистые медицинские перчатки.
Родитель моет руки с мылом и обрабатывает их спиртосодержащим антисептиком.
Ребенок находится в полусидячем положении с мягким валиком под шеей.
Лучшие движения: поглаживание, растирание, легкая вибрация. Необходимо следить за настроением малыша. Массаж не проводится, если кроха не в духе. Время проведения логомассажа регулируется, согласно детскому возрасту. Если у малыша нет признаков аллергии, можно использовать ароматические масла (масло лаванды – успокаивает, масло лимона – тонизирует и запускает мозговую активность)

Для грудничков целесообразнее использовать не масла, а присыпки.
По окончании сеанса важно похвалить кроху, сказать ему приятные слова. Можно поиграть с ним в любимые игры

Такие действия сформируют в детском сознании доброжелательное отношение к занятиям.

Приведем пример простых массажных упражнений, которые способствуют укреплению артикуляционных мышц. И его легко провести с ребенком дома.

Все движения повторяются восемь-десять раз и проводятся «от центра» к периферии. Включают поглаживания, разминания, растирания и пощипывания.

  1. Легкие поглаживания верхней части плечевого пояса (в направлении снизу вверх).
  2. Поглаживание подбородка и нижней части лица (в направлении от центра в ушам)
  3. Массаж губ: поглаживание поочередно верхней и нижней губы в направлении от середины к уголкам. Поглаживание носогубных складок (в направлении от уголков губ к носу). Затем легкое пощипывание губ в направлении от середины к уголкам.
  4. Массаж лица. Поглаживание от середины к вискам лба, затем от середины к волосам. Поглаживание бровей, щек. Разминание щечной и скуловой мышцы – (круговые движения по спирали от центра к ушам). И завершаем пощипыванием щек.
  5. Массаж языка. Включает мягкие круговые движения по разминанию языка от кончика к середине (спереди и по боковым краям). Затем делаются потягивания языка (держа за кончик) — вверх, вниз, влево, вправо. И «причесываем» язык зубной щеткой движениями из глубины к низу. Заканчиваем массаж разминанием – сжиманием языка с боков в направлении «от боков к середине».

Детский логопедический массаж дома дает хорошие результаты в сочетании с артикуляционной гимнастикой. А если добавить дыхательную гимнастику, физиотерапию, разучивание специализированных игр и скороговорок и материнскую заботу, наблюдается просто поразительный прогресс в развитии речи. Врачи советуют родителям не отчаиваться, а изучать техники логомассажа. Этот бесценный опыт не раз выручит маму или папу даже во время воспитания здорового малыша.

Для чего нужно развивать мелкую моторику?

Абсолютно каждый человек должен делать упражнения на мелкую моторику. Они:

  • Улучшают память. Помогают намного успешнее реализовать себя в творчестве.
  • Стимулируют воображение. Развивают пространственное мышление.
  • Помогают в любой необычной ситуации принимать нестандартные решения.
  • Помогают быстрее восстановиться после серьезной болезни или травмы.
  • Помогают стать внимательнее и аккуратнее в мелочах.
  • Помогают сделать речь более разборчивой, четче формулировать и преподносить мысли.
  • Помогают намного быстрее обрабатывать разные пласты поступающей информации.

Моторика – способность, формирующаяся естественно у каждого человека, который только-только появился на свет. Сначала она проявляется обычными хватаниями, затем – перекладываниями предметов из одной руки в другую. По мере роста появляются новые навыки – спектр движений постепенно расширяется.

На начальном этапе мелкую моторику развивают посредством:

  • Легких, аккуратных поглаживаний с параллельным растиранием кожи.
  • Обучающих игр, предусматривающих необходимость держать в руках различные предметы с неровными поверхностями.
  • Игр с крупами, лепки фигур из пластилина, разрывания листков бумаги и пр.
  • Отработки практических навыков, начиная с чистки зубов, заканчивая застегиванием пуговиц и завязыванием шнурков.

Вот такое развитие должно быть постоянным. В дальнейшем это позволит избежать серьезных проблем и потери двигательной активности в области рук.

От 1 года: природные материалы

  • Игры в песок: ведерки, формочки, лопатка, куличики. Занятие на несколько сезонов. Первое время делать формочки будет мама (бабушка, няня). Начинать рекомендуем с крупных формочек: с их помощью можно сделать ровные фигуры без осыпающихся краев (любое «несовершенство» может рассердить малышей, они во всем стремятся к идеалу).
  • Пластилин, пластичная глина, соленое тесто. Катаем колбаски, делаем колобки, ниточки и склеиваем их в обруч. Такие занятия отлично укрепляют мускулатуру кисти, делают пальчики более ловкими и подвижными, расширяют представления ребенка о своих возможностях. В более позднем возрасте ваше чадо будет с гордостью приносить с занятий в детском саду фигурки ежиков, зайчиков и собачек, которые начнут оседать на ваших книжных полках. Относиться неуважительно к ним нельзя — это первые продукты труда ребенка, он их очень ценит!
  • Шишки, камешки, песок, галька, грецкие орехи (в скорлупе) и каштаны. Последние собираются осенью на прогулке, набиваются в карманы, приносятся домой и моются. Теперь их полезно переминать в ладони по две штуки, вращать один вокруг другого.
  • Игры с любыми сыпучими материалами. Ребенок опускает кисти рук в сосуд с каким-либо однородным наполнителем (песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). Несколько минут перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с наполнителем другой фактуры. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы. Заодно развиваем речь. Делать только под присмотром взрослого: мелкие предметы детям до 3 лет не рекомендованы к игре.

От 2 – 3 лет: творческие занятия на мелкую моторику

Рисование пальчиковыми красками, кистью, мелками, карандашами, фломастерами. Начинать стоит с пальчиковых красок: они не токсичны для детей и не требуют очень развитых движений пальцев рук и ладони. Следующим этапом могут стать мелки (в том числе восковые), фломастеры (они не требуют силы при нажатии) и уже только потом карандаши, когда малыш научится контролировать силу нажатия.
Игры с бумагой. Сначала малышу будет трудно даже просто рвать бумагу, но в чем в чем, а в навыках разрушения малыш прогрессирует быстрее всего. Поэтому следующей игрой с бумагой будет вырезание ножницами. Обычно этот навык дети осваивают от 3 до 4 лет. Конечно, это должны быть легкие и эргономичные детские ножницы, с короткими лезвиями и удобными прорезиненными кольцами для пальчиков. Можно сделать аппликацию бабушке к ее дню рождения: такой достойный повод придаст малышу силы, а его деятельности — смысл. Оригами — самый сложный вариант игры с бумагой, этот навык дети начинают осваивать в возрасте 4 – 6 лет.
Пальчиковый театр

Вырабатываем ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Развиваем речь

А главное — играем и общаемся!

Занимаемся рукоделием: реабилитация с пользой

Оказывается, рукоделие является одним из самых эффективных способов развития мелкой моторики. Если больной уже в состоянии более уверенно, чем на начальном этапе реабилитации, работать руками, предложите ему выбрать какой-нибудь приятный ручной труд. Это может быть:

  • Вязание спицами или крючком;

  • Вышивка нитками-мулине или бисером;

  • Лепка из глины, теста или пластилина;

  • Макраме;

  • Ручное шитье;

  • Пришивание пуговиц (в том числе создание аппликаций из пуговиц);

  • Оригами и многое другое.

И даже неважно, занимался ли больной подобным ручным трудом до болезни или нет. Важно соблюсти ряд условий

Занятие должно быть:

  • Желанным и приносить радость;

  • Безопасным: если у больного наблюдаются серьезные проблемы с координацией движений, не стоит предлагать ему в качестве рабочего инструмента иглы, спицы или иные острые предметы;

  • Полезным и мотивированным: к примеру, вязание носков будет в радость и пойдет быстрее, если озадачиться тем, чтобы к наступлению зимы все члены семьи были обеспечены теплыми носками. Красивые предметы ручной работы и поделки можно также использовать в качестве дружеского подарка или отправить на благотворительную ярмарку.

Не следует рассчитывать на то, что перечисленные упражнения и занятия окажут мгновенный эффект. Как и другие реабилитационные мероприятия, они действуют постепенно. Однако если не лениться, запастись терпением и планомерно, изо дня в день заниматься развитием мелкой моторики, то даже у самых тяжелых больных будет прослеживаться положительная динамика.

Работайте руками в удовольствие, на здоровье и всей семьей!

Нескучные упражнения для малышей постарше

Даже для выполнения простых упражнений могут быть свои противопоказания в зависимости от особенностей развития и состояния здоровья малыша. Поэтому перед выполнением таких упражнений необходимо проконсультироваться с педиатром, который малыша наблюдает. Например, заболевания сердечно-сосудистой системы могут быть противопоказанием к активным играм и бегу

Аллергические заболевания требуют осторожности при использовании растворов для мыльных пузырей и игре с подушками (из-за домашней пыли), заболевания опорно-двигательного аппарата ограничивают катания на самокате, велосипеде.

Догонялки с мыльными пузырями

Эта игра подойдёт малышам, которые уже уверенно ходят и бегают. На прогулке или дома выдувайте мыльные пузыри и предложите малышу их полопать ладошками.

Невозможно предсказать траекторию полёта мыльного пузыря — именно поэтому, пытаясь догнать его, малыш будет быстро менять свои движения, подпрыгивать или, наоборот, уворачиваться.

Полоса препятствий

Для этого упражнения нам понадобится беговел, трёхколёсный велосипед или самокат. Сделайте препятствия из пластиковых конусов и предложите ребёнку их обойти. Ещё один вариант упражнения: начертите на асфальте белую линию и попросите малыша проехать по ней как можно более ровно.

Воздушный акробат

Это — домашний вариант упражнения с меловой линией. Просто наклейте малярную ленту на пол, пусть кроха пройдёт по ней с расставленными в стороны руками. В дополнение можно придумать игровую легенду. Например, что лента натянута высоко-высоко над облаками, а под ножками скрываются вершины белоснежных гор.

Для двухлеток и трехлеток

Дети 2-3 лет очень любознательны. Они с удовольствием работают с природным материалом, крупами, пальчиковыми красками и цветной бумагой. Для развития мелкой моторики у ребят этого возраста хорошо подойдут следующие упражнения:

  • Горошинка.
  • Раскрась-ка!
  • Собери паззл.
  • Рисунок на песке.
  • Игры с крупами.

Упражнение “Горошинка”

Для выполнения упражнения потребуется банка со снимающейся крышкой. Необходимо показать ребенку, что сначала нужно открыть крышку, потом взять горошину, поместить ее с банку и закрыть крышку.

Для того чтобы ребенок понял, что нужно делать, все действия надо выполнять в медленном темпе. С первого раза может не получиться. Но зато следующие попытки  будут успешными.

Раскрась-ка!

Малышу предлагается любой несложный пунктирный рисунок. Это может быть домик или солнышко. Ребенок должен правильно провести линии и раскрасить то, что получилось. Лучше всего выполнять это упражнение на доске или стене.

Собери паззл

Малышу предлагается самостоятельно собрать картинку. Не будет лишним сначала познакомить его с животным или другим объектом, части которого он собирает. Можно прочитать ему соответствующую сказку или стихотворение. Главное условие — паззлы должны быть крупными.

Рисунок на песке

На поднос насыпается небольшое количество песка. Затем надо пальчиком малыша изобразить несколько простых фигур. Сначала чертится линия, затем — круг, потом — прямоугольник. После этого можно предложить нарисовать домик.

Игры с крупами

В глубокую тару всыпается пшено, гречку или рис. Затем необходимо пригласить малыша потрогать крупу, показать ему, как она просыпается сквозь пальцы. Также можно использовать горох или фасоль. После того, как малыш познакомится с новым материалом, ему предлагается выложить из горошин или фасолинок простой рисунок — солнышко или домик.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий