Дизартрия
Дизартрия – это нарушение звукопроизношения обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата (органическим поражением центрального отдела речедвигательного анализатора).
Речь дизартрика невнятна, непонятна для окружающих , как «каша во рту». Нарушена артикуляция многих групп звуков: шипящих, свистящих, соноров, а иногда и гласных. Речевое дыхание поверхностное, аритмичное. Наблюдается гиперсаливация (повышенное слюновыделение) Страдает подвижность и чувствительность речевых мышц. Дизартрик испытывает трудности в поиске артикуляционной позы (облизать губы, поставить язык за верхние зубы и др.). Нарушенное звукопроизношение при дизартрии – один из симптомов более сложного речевого нарушения. Страдает и речевой слух, слуховая дифференциация звуков, наблюдается бедный словарный запас, несформированность грамматического строя речи. Наблюдаются и вторичные психические наслоения (поведенческие проблемы). Все эти трудности приводят к стойкой неуспеваемости в школе (дисграфия, дислексия, дизорфография).
Несмотря на сходство с дислалией, дизартрия более сложное и стойкое нарушение, помощи и психологической поддержки.
У взрослых коррекция дизартрии проходит еще медленнее чем у детей, однако, возможна.
Случай из практики
Коля, 5 лет. Нарушено звукопроизношение звуков Ш,Ж,Ч,Л,ЛЬ,Р,РЬ. Наблюдается гиперсаливация, сложность повторения артикуляционного уклада. Фонематические процессы нарушены, Лексико-грамматический строй нарушен. В результате 3 курсов коррекционных занятий дизартрия компенсирована, звуки автоматизированы, продолжается работа над связной речью, совершенствованием лексики и грамматики.
Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие можно по телефону (812) 640-90-77, а так же заполнив форму ниже.
Другие виды классификаций
Французский невропатолог Тардье предложил классифицировать дизартрию по тому, насколько окружающие могут понять речь дизартрика. В результате он выделил четыре степени тяжести нарушения:
- Нарушения может выявить только специалист.
- Проблемы речи заметны окружающим, однако речь понятна.
- Ребенка способны понять только люди из его ближайшего окружения.
- Речь отсутствует вовсе или она непонятна даже близким ребенка.
Данная классификация очень понятна и удобна. Ее часто в своей работе используют не только логопеды, но и воспитатели, психологи, педагоги.
В логопедической работе также часто применяется деление дизартрии на виды исходя из синдромологического подхода. В этом случае логопед должен работать вместе с невропатологом. Врач определяет ведущий симптом, а педагог выявляет аналогичные дефекты в работе речевого аппарата.
Использование данного подхода позволило выделить следующие виды дизартрии:
- спастико-паретическая – при ведущем синдроме спастическом параличе;
- спастико-ригидная – синдромы спастический паралич и ригидность;
- гиперкинетическая – гиперкинезы;
- атактическая – атаксия;
- спастико-атактическая – спастический паралич и атаксия;
- спастико-гиперкинетическая – спастический паралич и гиперкинезы;
- спастико-атактикогиперкинетическая – спастический паралич, атаксия, гиперкинезы;
- атактико-гиперкинетической – атаксия и гиперкинезы.
Дизартрию делят также на виды исходя из тяжести расстройства. При легкой форме расстройства речи незначительны, часто они заметны лишь при утомлении. Эту форму также называют стертой.
Легкая форма дизартрии имеет много общего с дислалией. Отличием является лишь то, что у дизартрика наблюдается неврологическая микросимптоматика.
Средняя степень – непосредственно дизартрия (выраженная), характеризуется явными нарушениями речи, она становится невнятной, смазанной, но в целом остается понятной для окружающих.
При тяжелой форме дизартрии речь человека невозможно разобрать. Если же произносительная сторона речи невозможна, то такую форму называют анартрией.
Литература
1. Архипова
Е. Ф. Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой формой дизартрии
//Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики. – М., 1997.
. Аркина Е.
А. Дошкольный возраст. – М., 1972.
. Алмазова
Е.С. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи. –
М., 1973.
. Бадалян Л.
О. Детская неврология. – М.: ООО «МЕД-пресс», 1998.
. Бельтюков
В.И., Салахова А.Д. Закономерности овладения произношением слышащими детьми
//Дефектология. – 1976. – №5
. Бельтюков
В. И. Значение исследований овладения произношением в норме для
сурдопедагогической и логопедической практики //Дефектология. – 1977. – №3.
. Винарская
Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика
раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. – М.: Просвещение,
1987. – 159 с.
. Винарская
Е. Н. Современное состояние проблемы дизартрии // Хрестоматия по логопедии /Под
ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
1997. – Том 1. – С. 268-284.
. Выготский
Л. С. Мышление и речь: Психологические исследования. – М.: Лабиринт, 1966. –
416 с.
. Гуровец Г.
В., Маевская С. И. К генезису фонетико-фонематических расстройств //Обучение и
воспитание детей с нарушениями речи. – М., 1982.
. Гуровец Г.
В., Маевская С. И. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих
стертой формой дизартрии и ринофонией и методы коррекционного воздействия
//Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых /Под ред. В. И. Селиверстова
и С. Н. Шаховской. – М.: Изд-во Моск. гос. пед. ин-та, 1985. – С. 103-114.
. Данилова Л.
А. Методы коррекции речевого и психического развития детей с детским
церебральным параличом. – Л.: Медицина, 1987. – 96 с.
.Жинкин Н. И.
Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. – М., 1966.
. Жукова Н.
С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития
речи у дошкольников. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. – 320 с.
. Зееман М.
Расстройства речи у детей. – М., 1962.
. Карелина И.
Б. Дифференцированная диагностика стертых форм дизартрии и сложные дислалии
//Дефектология. – 1996. – №5. – С. 10-14.
. Карелина И.
Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств
//Дефектология. – 2000. – №1. – С. 24-26.
. Левина Р.
Е., Никашина Н. А., Спирова Л. Ф. и др. Общее недоразвитие речи //Основы теории
и практики логопедии /Под ред. Р. Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1967. – С.
67-165.
. Лопатина Л.
В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб.: Союз, 2004.
. Лопатина Л.
В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными
дизартрическими расстройствами. – СПб., 2004.
. Лопатина Л.
В. Методика исследования экспрессивной речи детей дошкольного возраста,
страдающих стертой формой дизартрии //Изучение и коррекция речевых расстройств.
– Л., 1987.
. Лопатина Л.
В. Приемы логопедического обследования дошкольников со стертой формой дизартрии
и дифференциация их обучения // Дефектология. – 1986. – №2. – С. 64-70.
Причины развития дизартрии
Дизартрия развивается в результате органического поражения центральной нервной системы. Патология может возникнуть в разные периоды жизни человека. Но современные исследования показали, что примерно в 80% случаев она является врожденной. То есть, поражение мозга происходит в момент внутриутробного периода жизни.
К основным причинам развития врожденной патологии можно отнести:
- Вирусные и инфекционные заболевания матери.
- Почечная недостаточность, а также патологии сердца и сосудистой системы у женщины.
- Травмы во время беременности, причем, как физические, так и психологические.
- Радиоактивное облучение беременной женщины.
- Конфликт резус-фактора и несовпадение групп крови у матери и плода.
- Сильные интоксикации, в том числе алкоголем, никотином и наркотиками.
Наибольшую опасность для плода вышеперечисленные факторы имеют в первые три месяца беременности.
Патология может возникнуть и в момент родов. Ранее именно родовые травмы считали основным фактором развития дизартрии. Однако современные исследования позволили проблемные роды отнести к вторичным факторам, которые усугубляют имеющиеся у плода патологии. Первичной причиной можно считать лишь неудачное использование медперсоналом средств родовспоможения. Полученные в результате врачебной ошибки травмы головного мозга могут привести к развитию ДЦП и других патологий.
Нарушение моторной функции речевого аппарата может возникнуть у ребенка, родившегося вполне здоровым. Дизартрия может возникнуть в результате перенесенной нейроинфекции, отравления (сильной интоксикации), травмы головного мозга или онкологических патологий ЦНС. У взрослых людей дизартрия может быть обусловлена перенесенным инсультом.
Коррекция дизартрии ведется сразу по двум направлениями. Прежде всего, необходимо восстановить работу ЦНС, насколько это позволяет степень ее поражения. Этим занимается врач-невропатолог. В то же время дефектолог или логопед осуществляют логопедическую работу, которая направлена на нормализацию работы артикуляционного аппарата.
Дислалия
Дислалия (дис – нарушение, лалия – речь) – есть нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Дислалия подразделяется на механическую ( связанная с повреждением или аномальным развитием органов артикуляции в результате травм или привычки сосания пальца) и функциональную (не связанная с подобными повреждениями).
Нарушениям строения артикуляционного аппарата относится неправильное строение челюстей, (неправильный прикус), зубов, неба (слишком высокое, слишком низкое, расщелина), языка (массивный, слишком маленький, укороченность подъязычной связки).
При своевременно оказанной логопедической помощи, дислалия быстро и безвозвратно компенсируется у детей. У взрослых также, прогноз хороший.
ПРИМЕРы из ПРАКТИКИ
Николай, 26 лет. Обратился с нарушением звукопроизношения звука «Р, Рь» произносил правильно. Проведено 4 занятия. Мы не ожидали такого быстрого и стремительного результата, Контрольный сеанс через 3 месяца подтвердил полную автоматизацию звука. Занимался много самостоятельно.
Сергей, 22 года. Обратился по поводу нарушения звукопроизношения «Р,Рь». Причиной нарушения являлось: неправильный прикус, укороченная подъязычная связка. После операции по подрезанию уздечки и коррекции прикуса проведен курс логопедических занятий (10 занятий) в результате – полная автоматизация звуков в самостоятельной речи.
Речевые и неречевые симптомы дизартрии
Речевые симптомы:
1) Нарушение голосообразования.
2) Нарушение звукопроизношения (практически всех групп звуков). В зависимости от степени поражения может страдать произношение всех или нескольких согласных. Может нарушаться и произношение гласных звуков (они произносятся неясно, искаженно, часто с носовым оттенком).
3) Страдает так называемая речевая просодика (совокупность ритмико-интонационных средств речи), включающая: тембр (глухой, хриплый, монотонный, сдавленный, тусклый; может быть гортанным, форсированным, напряженным, прерывистым и т.д.); силу голоса; темп; паузу; ритм; модуляцию (ребенок не может произвольно менять высоту тона); логическое ударение; речевое дыхание; интонацию; эмоциональную окраску; полетность голоса; дикцию и общую мелодику речи. Именно просодические компоненты определяют выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе общения.
4) Нарушение восприятия фонем (звуков) и их различения. Возникает вследствие нечеткой, смазанной речи, которая не дает возможности сформироваться правильному слуховому образу звука.
5) Нарушение грамматического строя речи и бедный словарный запас.
Неречевые симптомы.
Для дизартрии характерно наличие неречевых симптомов в разной степени осложняющих процесс овладения речью:
1. Парезы и параличи мышц туловища и конечностей, речевой мускулатуры. Из-за парезов ребенок сильно или полностью ограничен в передвижении, что приводит к нарушению зрительно-пространственного представления, так как пространство дети познают «мерой собственных шагов»; парезы речевых мышц мешают нормальному произнесению звуков.
2. Нарушение познавательной деятельности: из-за ограничений вызванными парезами и параличами рук ребенок не может в полной мере заниматься познанием окружающего миры, т.к. держа в руках предметы, поднося их ко рту, пытаясь «попробовать», ребенок получает понимание о поверхностях (гладкая, шероховатая), формах, размерах, температуре (холодный, теплый) и т.д.
Если ребенок не получит представления о различных характеристиках предметов (пространственных, фактурных и прочих), это вызовет сложности и в указании этих характеристик словами. Т.е. ребенок самостоятельно не сможет рассказать дальше или ближе от него находится предмет, какой предмет ниже, какой выше и т.п.
Так же к задержке развития познавательной деятельности ребенка приводят парезы глазодвигательных мышц. В случаях этого вида парезов нарушаются такие функции, как остановка взгляда на предмете, «изучение» его взглядом, «отслеживание» движущегося предмета, быстрый поиск предмета глазами. Это может перейти в специфические нарушения письма и чтения, к сложностям усвоения рисования, геометрии, географии, черчения и др предметов.
3. Эмоционально-волевые расстройства, в зависимости от участка и времени поражения головного мозга имеет разную степень выраженности и особенности проявления
4.Вторичные психические наслоения. Обычно связаны с переживаниями ребенка о его неполноценности.
Все эти симптомы оказывают дополнительное отрицательное влияние на состояние речи ребенка и ход и эффективность коррекционной работы с ним.
Виды дизартрии по Правдиной О.В.
Сейчас существует несколько принципов деления на виды такой речевой патологии, как дизартрия. В отечественной логопедии наиболее распространенной является классификация, исходящая из расположения пораженной части ЦНС.
Неврологический подход нашел свое отражение в классификации, предложенной О. В. Правдиной. Их описание представлено в таблице ниже:
Название | Зона поражения ЦНС | Нарушение речи |
Корковая | Корковые структуры головного мозга. Именно кора отвечает за работу речевой мускулатуры и способность человека к говорению. | Частичный паралич мышц артикуляционного аппарата, последовательность движений при постановке артикуляционных поз нарушена. Страдает произношение согласных звуков. |
Подкорковая (экстрапирамидная) | Стриатум и паллидум – подкорковые ядра. Эти структуры регулируют мышечный тонус, а также позволяют придать речи эмоциональную выразительность. | Мышечный тонус речевого аппарата нестабилен, мышцы сокращаются непроизвольно. Человек испытывает трудность при попытке сохранить артикуляционную позу. Звуконарушения нестабильны. |
Мозжечковая | Проводящие пути и ядра мозжечка. Дыхательный, голосовой и артикуляционный аппарат перестают работать синхронно. | Речь человека звучит скандировано, это получается непроизвольно. Большинство звуков приобретает назальный оттенок. Речь теряет эмоциональную окраску. |
Псевдобульбарная | Системы, отвечающие за проведение нервных импульсов от коры головного мозга к ядрам мозга продолговатого. | Двусторонний паралич мышц речевого аппарата, повышение тонуса мышц, они практически неподвижны. Характерное смягчение звуков. Сложные и дифференцированные звуки страдают избирательно. |
Бульбарная | Ядра периферических двигательных нервов (ствол головного мозга) | Паралич мышц речевого аппарата (право- или левосторонний), теряется способность к непроизвольным и произвольным движениям. Речь приобретает носовой оттенок. |
Несмотря на то, что классификация Правдиной используется большим количеством специалистов, все же многие исследователи считают ее неточной. Больше всего споров возникает по поводу корковой дизартрии. Эту разновидность патологии часто расценивают как проявление моторной афазии, особенно у взрослых.
Как распознать дизартрию
Несмотря на то, что дизартрия является очень сложным речевым нарушением, она все же поддается коррекции, особенно если речь идет о стертой форме расстройства.
Распознать дизартрию можно с первых дней жизни ребенка, и родителей должны насторожить такие моменты:
- при грудном вскармливании слабый захват соска и сосательный рефлекс могут свидетельствовать о слабости мышц артикуляционного аппарата. Молоко вытекает изо рта и даже носа;
- ребенок позже своих сверстников начинает держать голову (5-7 месяцев), пытаться садиться и ползать (8-11 месяцев), ходить (после 18 месяцев);
- у ребенка поздно появляется речь, звуки однообразные, артикуляция невыраженная;
- повышенное слюноотделение. Ребенок не может сглатывать собственную слюну из-за вялых мышц языка, щек и губ. Рот всегда открыт;
- проблемы с питьем из чашки, пережевыванием пищи;
- отсутствие предметной деятельности. Малыш не проявляет интерес к игрушкам, его действия с ними неадекватны или не соответствуют возрасту;
- малыш не реагирует на близких людей, не проявляет радости. Отсутствует улыбка, гуление, двигательная активность ручек и ножек.
В более позднем возрасте о дизартрии может свидетельствовать нарушение дыхания и ритма речи. Ребенок, разговаривая, произносит слова с различной громкостью и интонацией или по слогам. При дизартрии появляется гнусавость. Из-за повышенного тонуса артикуляционных мышц ребенок может уставать в процессе разговора.
Кроме речевых нарушений при дизартрии возникают и двигательные нарушения. Ребенок может слишком сильно или слабо захватывать предметы. Хватательный рефлекс может отсутствовать вовсе. Также страдает пространственное и зрительное и пространственное восприятие. Ребенок не может правильно определить форму и размер предмета, например, при играх с различными сортерами или пирамидками. Возникают трудности при выполнении физических упражнений.
Особенно сильно страдает у детей дизартриков мелкая моторика. Уже давно доказано, что существует взаимосвязь между умением выполнять точные скоординированные движения кистями, становлением речи и психическим восприятием. Недостаточность двигательного отдела головного мозга приводит к тому, что пинцетный захват пальцами ребенку выполнить очень сложно, либо он не выполняется вообще. При стертых формах дизартрического расстройства развитие мелкой моторики помогает быстро «запустить» речь.
Дети, которые имеют в анамнезе патологии, связанные с внутриутробным и родовым периодом, в обязательном порядке наблюдаются у детского невролога
Врач должен обратить внимание на имеющиеся проблемы. Если выраженные отклонения в развитии малыша не наблюдаются, то его снимают с учета.
Дальнейшее наблюдение за состоянием ребенка осуществляется его родителями. При появлении первых тревожных симптомов лучше сразу обратиться к специалистам.
Когда начинать лечение
Большинство речевых нарушений диагностируется у детей в возрасте 4-5 лет. Считается, что до этого возраста невыговаривание отдельных звуков – норма. Но если речь идет о дизартрии, то ждать этого возраста не нужно. Коррекцию расстройства можно начать еще до того, как ребенок произнесет первые звуки. Точную схему лечения должен составить врач, ориентируясь на возраст и состояние ребенка.
Комплекс коррекционных мероприятий может в себя включать:
- Медикаментозное лечение. На сегодняшний день не существует таблетки от дизартрии. Врач невропатолог осуществляет подбор препаратов, которые способны облегчить состояние пациента и устранить некоторые из проявлений расстройства.
- Логопедические занятия. При легких формах расстройства заниматься с ребенком могут родители после консультации с логопедом. Для этого достаточно выучить специальную логопедическую гимнастику. Такие упражнения достаточно просты, но они позволят разработать мышцы речевого аппарата.
- Дыхательную гимнастику. Упражнения для развития речевого дыхания позволят научить ребенка бесшумно и достаточно быстро вдыхать воздух, а затем экономно расходовать его на выдохе. В результате ротовое дыхание становится плавным.
- Массаж. Мануальные процедуры можно проводить с самого раннего возраста, но только после консультации с лечащим врачом. Мама дома может самостоятельно разминать малышу подушечки пальцев, тем самым стимулировать мелкую моторику. Массаж может быть логопедическим. Его выполняет логопед при помощи специального инструмента.
- Лечебную физкультуру и физиотерапию. Занятия спортом полезны для всех, но дети с неврологическими патологиями могут приступать к ним только после консультации или по рекомендации врача.
Если вы заметили у своего ребенка тревожные симптомы, то не стоит откладывать визит к специалисту. Чем раньше начать коррекцию расстройства, тем выше вероятность того, что ребенок не будет испытывать проблем с речью!
Автор статьи
Файнштейн Татьяна Александровна
Психиатр, Детский психоневролог, Детскоподростковый психиатр, Детский психиатр.
Врачебный стаж: 12 лет
Записаться на прием
Что такое дизартрия
Впервые о речевом нарушении, которое впоследствии было названо дизартрией, заговорили около ста лет назад. Тогда исследователи выделили группу звукопроизносительных расстройств, назвав их косноязычием. Чуть позже оно было разделено на функциональное и органическое. Тогда же были выделены факторы, способные повлечь за собой дизартрические расстройства речи.
Несмотря на то, что дизартрия исследуется столь долгое время, многое до сих пор остается неясным. Сегодня существует два основных подхода к изучению данного речевого расстройства:
неврологический. Это направление учитывает клинические проявления дизартрии и область поражения ЦНС. Речевые нарушения рассматриваются совместно с другими двигательными расстройствами, имеющимися у пациента.
нейрофонетический. Фонематический анализ речи дизартрика проводится с учетом психолингвистических методик
Большее внимание уделяется выявлению и изучению нейрофонетических синдромов дизартрии, а клиническая картина патологии отходит на второй план.
Именно поэтому разные исследователи дают различное понятие патологии. Кто-то считает, что дизартрией стоит называть расстройство произношения, при котором нарушается просодическая сторона речи. В этом случае определение патологии дается исходя из ее внешних проявлений. Ряд исследователей называет дизартрию координационным сбоем речи, возникающим в результате повреждения эфферентной системы и моторного анализатора. То есть, неразборчивая речь является лишь симптомом другой патологии.
Оба эти определения верны и в некотором роде дополняют другу друга. Если говорить простым языком, то дизартрией можно назвать любое нарушение звукопроизношения, вызванное органическим поражением мозга. Это может быть как полное отсутствие речи, так гнусавый невнятный оттенок произношения.
Разногласия затрагивают не только само определение дизартрии. Классификация видов этой речевой дисфункции также вызывает много споров.
Логопедические технологии в коррекции просодических нарушений у детей с дизартрическими расстройствами
Дизартрия — нарушение речи, затрагивающее ее произносительную сторону при недостаточной иннервации речевого аппарата. Установлено, что дизартрия имеет неврологический статус, тем не менее, выделение клинических форм у детей при дизартрии является условным.
С каждым годом количество детей с дазартрией увеличивается, усложняется структура дефекта и перед логопедом всегда стоит задача поиска наиболее эффективных методов коррекции просодических расстройств. Знание современных технологий коррекции просодических нарушений при дизартрии позволит специалистам значительно повысить эффективность коррекционного воздействия.
Внешне нарушения речи дизартрического характера у детей могут встречаться и без явных признаков паралича, психомоторные функции развиваются нормально или с некоторой задержкой. Структура дефекта представлена нарушением звукопроизношения и просодики. Как наиболее выраженный компонент экспрессивной речи просодика являет собой «систему фонетических средств», реализующихся на слоговом, словесном, синтагмальном, фразовом уровнях. Просодическая сторона речи при дизартрии проявляется нарушением голосообразования, дыхания, темпа речи, интонационных характеристик.
Авторы статьи представили некоторые технологии по коррекции просодической стороны речи при дизартрии, учитывающие симптоматику нарушения. Работы направлены либо на коррекцию одного из компонентов просодики либо на всю просодическую составляющую речи.
Методика дифференцированного логопедического воздействия с учетом механизма нарушения, предложенная Мохотаевой М.В., предполагает использование музыкотерапии. Она способствует преодолению дыхательных, артикуляционных, слуховых, голосовых нарушений, снижению речевой тревожности.
Вопрос реализации логопедических технологий по коррекции ритмической организации речи у дошкольников при дизартрии рассмотрен в работах Филатовой Ю.О., Гончаровой, Н.Н. и Прокопенко Е.В. Ритм речи является результатом координированной работы дыхания, голоса и артикуляции. Авторами показано повышение качества ритмической составляющей речи в процессе реализации технологии двигательного обучения в соответствии с ее этапами: моторный ритм, музыкальный ритм, речевой ритм; развитие слогового, словесного и синтагменного ритмов. По их мнению, привлечение родителей к логоритмическим занятиям повысит эффективность коррекционной работы.
Щербак С.Г. рассматривала вопрос развития просодики в общем контексте формирования устной монологической речи детей с минимальными дизартрическими расстройствами (МДР). Просодия представлена с точки зрения 3-х компонентов реализации языковых средств: лингвистического, лингво-когнитивного, коммуникативно-когнитивного. Дискурсивные практики, стимулирующие интонацию, паузу, темп, введенные автором в традиционную методику, показали высокие результаты по развитию лингвистического компонента речи (артикуляционный темп, голосовые функции); коммуникативно-когнитивного (использование интонационных средств, логического ударения, мелодики контура высказывания).
Одна из современных логопедических технологий – фонологоритмика — образует слияние фонетической ритмики и логоритмики (для лиц с ТНР, имеющих дизартрические нарушения и другие клинические формы в их первичных структурах). Караулова Е.В. доказывает эффективность применения практических аспектов фонологоритмики на максимально возможном уровне для нормализации мышечного тонуса, ритмичности и пластичности движений, владения голосовыми характеристиками по силе, высоте; владения тембром голоса в зависимости от заданной речевой ситуации.
Логопедические технологии, рассмотренные авторами статьи, базируются на классических методиках с применением новых технологий. В них прослеживается поэтапность коррекционного воздействия: от базовых умений до автоматизированных навыков с включением их в самостоятельный коммуникативный процесс. Логоритмические и фонологоритмические технологии позволяют одновременно развивать моторные и речевые функции, их координированную работу, подчинение единому ритму, что в свою очередь оказывает положительное воздействие на просодическую сторону речи.
Часть 3. Выпуск 13(65)2020
Метки: логопедия, методы реабилитации, научные исследования, развитие речи, реабилитация
08.07.2020