20 игр для профилактики дисграфии у дошкольников

Слайд 22Ход игры.Педагог- Здесь побывала злая колдунья, она сломала игрушки. (на

экране сломанные игрушки мячик, который сдулся, машина без колёс, мишка

без лапки)(слайд №13)Педагог -Что случилось с мячикам?Дети – Мячик сдулся.Педагог – Покажите как сдулся мячик(дети изображают сдувшиеся мячики).А теперь спокойно поднимаемся, расправляем плечики, поднимаем голову. Чем можно надуть мячик?Дети – Насосом.Педагог – Накачаем мячик «С-С-С» На экране появляется мячик.(слайд №14)Педагог – Чего нет у машинки?(слайд №14)Дети – У машины нет колёс.Педагог – Сколько колёс должно быть у машины, чтобы она могла ездить?Дети – Четыре колеса.Педагог- Давайте починим машинку.(Дети имитируют закручивание гаек). На экране появляется машина с колёсами.(слайд №15)Педагог – Что случилось с мишкой?(слайд №15)Дети – У мишки оторвалась лапка.Педагог – Что мы сделаем с лапкой?Дети – ПришьёмПедагог – Чем мы можем пришить лапку?Дети – Иголкой с ниткой.(На экране появляется мишка с пришитой лапкой, слайд №16)

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Игры для

профилактики дисграфии.Для современной образовательной школы характерна буквально катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Это явление далеко не случайное. Причины его уходят корнями в дошкольный и даже более ранний возраст. У многих детей уже в первые дни пребывания в школе возникают специфические трудности письма, которые свидетельствуют о наличии у ребёнка так называемой дисграфии. Для решения этой проблемы гораздо важнее говорить о способах профилактики дисграфии у детей, чем о путях её преодоления, тем более что дисграфию (как и любую форму речевой патологии), значительно легче предупредить, чем устранить. Для ранней профилактики дисграфии могут помочь такие игры как: « Безопасный путь» «Мастерская игрушек» «Раскрась игрушки » «Помоги колобку»

Слайд 2Цель: Профилактика дисграфии у дошкольников.Задачи:

Развитие пространственных представлений, зрительного внимания и

памяти. Обогащение словарного запаса, совершенствовать грамматический строй речи.

Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов.

Развитие мышления, памяти, воображения.

ребёнок говорит правильно КраснаяШапочка по клику мышки двигается в заданномнаправлении.

Если ребёнок ошибается –КраснаяШапочка стоит на месте.

Ход игры.

Слайд 11«Раскрась игрушки»

Игра сопровождается словами: У наших игрушек случилась бедаЗлая колдунья пробралась

сюда.Всё разбросала и что-то сломалаИ даже все яркие краски забрала.(слайд №6)Давайте, ребята ,игрушкам поможем,Цвета им вернём и на место всё сложим.(слайд № 7)Чтобы мячик был прекрасным,Мы его раскрасим …красным (слайд №8)Автомобиль чтоб стал красивым,Мы его раскрасим … синим (слайд №9)Для Оленьки и Людочки Пусть жёлтой станет …дудочка.(слайд №10)

Слайд 22Ход игры.Педагог- Здесь побывала злая колдунья, она сломала игрушки. (на

экране сломанные игрушки мячик, который сдулся, машина без колёс, мишка

без лапки)(слайд №13)Педагог -Что случилось с мячикам?Дети – Мячик сдулся.Педагог – Покажите как сдулся мячик(дети изображают сдувшиеся мячики).А теперь спокойно поднимаемся, расправляем плечики, поднимаем голову. Чем можно надуть мячик?Дети – Насосом.Педагог – Накачаем мячик «С-С-С» На экране появляется мячик.(слайд №14)Педагог – Чего нет у машинки?(слайд №14)Дети – У машины нет колёс.Педагог – Сколько колёс должно быть у машины, чтобы она могла ездить?Дети – Четыре колеса.Педагог- Давайте починим машинку.(Дети имитируют закручивание гаек). На экране появляется машина с колёсами.(слайд №15)Педагог – Что случилось с мишкой?(слайд №15)Дети – У мишки оторвалась лапка.Педагог – Что мы сделаем с лапкой?Дети – ПришьёмПедагог – Чем мы можем пришить лапку?Дети – Иголкой с ниткой.(На экране появляется мишка с пришитой лапкой, слайд №16)

колобок продвигается вперёд. Если ребёнок ошибается, колобок стоит на месте.

Легче предупредить

Устранение дисграфии и дислексии наиболее успешно при раннем их начале, а профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая предупредить их развитие. Поэтому необходимость введения профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма в дошкольном возрасте очевидна. Зачатки нарушения письменной речи можно выявить уже в младшем дошкольном возрасте

Особое внимание необходимо обратить на детей, чьи родные страдают дисграфией и дислексией, а также на детей с различными нарушениями устной речи

Именно поэтому рекомендуется показывать ребенка логопеду каждый год, начиная с рождения. Грамотный специалист будет внимательно наблюдать за тем, в каком возрасте ребенок начал гулить, лепетать, произносить первые слова и фразы, как формируется его звукопроизношение и соответствует ли возрастной норме его речевое развитие в целом

Логопед обратит внимание на то, как у ребенка развиваются другие психические функции, которые принимают активное участие в речевом развитии, как формируется крупная и мелкая моторика

Что же делать родителям, если письменная речь ребенка развивается с трудом?

Не ждите, что нарушение само по себе пройдет, ищите квалифицированного специалиста – логопеда, имеющего опыт работы с детьми с нарушением письменной речи. Грамотный логопед знает не только тонкости русского языка, но и понимает механизмы письма и чтения, понимает, что происходит в голове ученика, когда он пишет и читает.

Также следует обратиться к неврологу или психоневрологу, который порекомендует лекарственные препараты, улучшающие память и обмен веществ мозга.

Нарушение письменной речи – это не приговор. Если вовремя заметить эту проблему и своевременно принять меры, то дисграфию можно скорректировать. Процесс это не быстрый. Могут потребоваться месяцы, а то и годы систематических занятий со специалистами. Главное – помнить, что эффективность коррекционных занятий требует тесного сотрудничества врача, логопеда, учителя и родителей.

Иллюстрации М. Ивановой

Помогите Правмиру

Много лет Правмир работает для вас и благодаря вам. Все тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке. Вы создаёте материалы, которые помогают людям.

Поддержите Правмир сейчас! Сделайте небольшой вклад: 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался!

Помогите нам быть вместе!

ПОМОЧЬ

Классификация и стадии развития дисграфии

Учитывая сложность патогенеза дисграфии и разные подходы к его пониманию, вопрос с классификацией также неоднозначный.

Токарева О. А. разработала классификацию, которая учитывает степень вовлечения анализаторов :

  • оптическая дисграфия — обусловлена недоразвитием у детей зрительных систем коры головного мозга, что приводит к неустойчивости зрительных впечатлений и представлений, некоторые буквы не узнаются и не соотносятся со звуками;
  • акустическая дисграфия — вызвана недостаточностью фонематического слуха, при которой страдает дифференциация звуков и нарушаются звукобуквенные соотношения;
  • моторная дисграфия — возникает при задержке в созревании мелкой моторики рук, происходит нарушение в соотношении моторных образов слов с их звуковыми и зрительными образами.

Сотрудники кафедры логопедии РГПУ им. Герцена под руководством Лалаевой Р. И. разработали классификацию, основанную на степени несформированности языковых операций :

  1. Артикуляторно-акустическая дисграфия. Ведущий симптом — дефектное произношение звуков (замены, смешения, пропуски).
  2. Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания.
  3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза:
  4. нарушение звукобуквенного анализа и синтеза;
  5. нарушение слогового анализа и синтеза;
  6. нарушение слогового анализа и синтеза на уровне предложений.
  7. Аграмматическая дисграфия. Обусловлена недоразвитием лексико-грамматического строя речи, несформированностью морфологических и синтаксических обобщений.
  8. Оптическая дисграфия. Связана с недоразвитием зрительного анализа и синтеза пространственных представлений

Классификация Ахутиной Т. В. составлена на основании учения Лурия А. Р. о трёх функциональных блоках мозга:

  • I блок — регуляция тонуса и бодрствования (уровень непроизвольной саморегуляции и самоорганизации);
  • II блок — приём, переработка и хранение информации (операциональный уровень);
  • III блок — программирование, регуляция и контроль сложных форм деятельности (уровень произвольной саморегуляции и самоорганизации) .

Ахутина Т. В. выделяет три вида дисграфии:

  • Регуляторная — дисфункция III блока, связанная со слабостью функций программирования и контроля.
  • Акустико-кинестетическая — дисфункция II блока мозга, слабость переработки слуховой и кинестетической (двигательной) информации. Поражение кинестетического анализатора приводит к нарушению точных артикуляционных и глазодвигательных движений и движений мышц кисти.
  • Зрительно-пространственная — связана с несформированностью зрительно-пространственных функций и дефицитом речевого слуха.

У детей с патологией речевого слуха нет раздельного восприятия элементов ряда (звуков, интонаций, темпа и т. д.)

Отдельные логопеды выделяют степени выраженности дисграфии по количеству и характеру ошибок:

  1. Лёгкая степень. Виды дисграфических ошибок:
  2. замены букв (ч-щ, б-п);
  3. нарушения в обозначении мягкости согласных («маленкие»);
  4. искажения звукобуквенной структуры слова («поплькли — поблёкли»).
  5. Средняя степень. Виды дисграфических ошибок:
  6. замены букв (о-а, ю-у);
  7. искажения звукобуквенной структуры слова («птичк, помогайт, пичкам»);
  8. нарушение структуры предложения, слитное написание слов, аграмматизмы («в оконнов стекла»).
  9. Тяжёлая степень. Виды дисграфических ошибок:
  10. замены букв (н-т);
  11. искажения звукобуквенной структуры слова («подут-пойдут, оненповесяет – они повесят, даптиц – для птиц»);
  12. нарушения структуры предложения — слитное написание слов (сюга – с юга, даптиц – для птиц), перестановки слов (деревях на – на деревьях);
  13. аграмматизмы (моного доменько – много домиков, оненповесяет – они повесят).

Что нужно делать для профилактики дисграфии?

Базовое упражнение, которое рекомендует выполнять эксперт-аналитик, коуч Татьяна Гогуадзе, – графокоррекция. Это её авторская методика, направленная на формирование правильной нейродинамики в чтении и письме, выносливости к монотонному труду, самостоятельную коррекцию психоэмоционального состояния.

Графокоррекция выполняется на всех курсах и программах Татьяны Гогуадзе. Тренировки должны быть регулярными, а продолжительность одной тренировки должна составлять от 60 до 90 минут.

Профилактика дисграфии через графокоррекцию заключается в том, что упражнение формирует правильную и устойчивую нейродинамику чтения и письма, что позволяет выработать устойчивую последовательность, поэтому уходят пропуски, перестановки букв, зеркальность. Графокоррекция также отлично тренирует умения и навыки, необходимые для письма и чтения:

  • правильная посадка во время письма и чтения;
  • умение следить глазами по строчке и не терять её при чтении и письме;
  • правильный захват ручки без сильного на неё нажима;
  • способность видеть слово целиком;
  • формирование выносливости к монотонному труду.

Также рекомендуем ознакомиться с полезными материалами по графокоррекции, которые позволят более комплексно подходить к выполнению этого упражнения:

  • Онлайн-курс по графокоррекции.
  • Что может рассказать графокоррекция о вашем ребёнке?
  • Почему графокоррекцию нужно выполнять правильно?

Отличной профилактикой дисграфии является и раскрашивание контурных картинок по методу графокоррекции. Особенно этот вариант подходит для детей-дошкольников, которым ещё трудно освоить графокоррекцию.

Бой мяча – эффективное упражнение для профилактики дисграфии

Бой мяча – универсальное упражнение, которое может освоить ребёнок с 5 лет. Секрет его в том, что оно:

  • эффективно снимает напряжение и тонус с запястий рук. В результате кисти рук становятся более подвижными и управляемыми в динамике;
  • тренирует зрительно-моторную координацию;
  • формирует межполушарную координацию;
  • развивает выносливость к монотонному труду;
  • укрепляет нервную систему;
  • отлично развивает концентрацию зрительного внимания на объекте. А без развития такого навыка практически невозможно научиться бегло и аккуратно писать!

А в этом материале вы можете узнать, почему детям с трудностями в обучении и дисграфией бывает трудно освоить бой мяча.

«Тучка-Солнышко»

Это базовое упражнение для повышения иннервации пальцев рук и одновременного развития их подвижности, скоординированной работы. Суть этого упражнения для профилактики дисграфии в том, чтобы повысить чувствительность пальцев рук и научить пальцы рук работать с чёткой координацией и очерёдностью.

Детям с низкой иннервацией пальцев рук очень трудно писать аккуратно и разборчиво!

При выполнении упражнения «Тучка-Солнышко» развивается сразу несколько важных навыков «ручной умелости», которые необходимы для аккуратного и ровного почерка. Одновременно упражнение формирует выносливость к монотонному труду.

Важно! Только при правильной технике выполнения упражнения импульсы от мозга доходят до кончиков пальцев. И только в этом случае будет достигнут нужный результат: обеспечение согласованной работы мозга и повышение иннервации пальцев рук.

«Перекаты»

Ещё одно базовое упражнение для профилактики дисграфии и дислексии. Его выполнение позволяет активизировать работу мозжечка, повысить равновесие и научиться чувствовать и управлять своим телом.

А ещё для эффективной профилактики дисграфии мы рекомендуем:

  • заниматься со специальными массажёрами для улучшения почерка;
  • тренировать правильный захват ручки с помощью деревянного волчка;
  • освоить технику речевого дыхания, которое оказывает прямое влияние на скорость чтения и письма.

Выполняя эти упражнения, удастся не только эффективно заниматься профилактикой дисграфии, но и даже преодолеть её самостоятельно, если у ребёнка нет неврологических особенностей в развитии, СДВГ и он сам хочет лучше читать и писать.

Одновременно у ребёнка улучшится качество почерка и даже повысится уровень грамотности, так как он начнёт видеть ошибкоопасные места. Упражнения помогут улучшить психоэмоциональное состояние и в целом укрепить организм.

А если вы хотите быстро помочь ребёнку справиться с дисграфией и дислексией, то ждём вас на программы коррекции Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе.

Игры и упражнения при устранении дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

I. Развитие языкового анализа и синтеза

Умение определять количество, последовательность и место слов в предложении можно сформировать, выполняя следующие задания:
1. Придумать предложения по сюжетной картинке и определить в нем количество слов.
2. Придумать предложения с определенным количеством слов.
3. Распространив предложение, увеличив количество слов.
 
Например: 
Упражнения в составлении распространённых предложений (по вопросам: Где? Как? Когда? и др. (на сюжетных картинках). Дворник подметает листья. Осенью дворник подметает листья. Осенью возле дома дворник подметает листья. Осенью возле дома дворник быстро подметает листья…
 
Игра «Увеличь предложение»
 
Цели: 
– закреплять знания о частях речи
– совершенствовать связную речь
 
А) Наступил Новый год. Нет морозов. Дорога в лёгкой наледи. Дети просят у зимы снега. Сжалилась она. Подарила много снега. (19 слов)
Б) Под столом спал щенок. На его нос попала пылинка. Щенок чихнул и проснулся. Он подбежал к окну. Там на карнизе ходил голубь. Щенок залаял и завилял хвостом. Голубь поприветствовал щенка. (30 слов)
В) Летом Люся поехала на юг. Поезд мчался по рельсам. Мимо пролетали леса, поля, деревни и сёла. В купе Люсе было весело. Вместе с девочкой ехали её подруга и тётя с дочкой. (31 слово)
Г) Костя шёл по тропинке и набрёл на пруд. Вода в пруду была чистой. У берегов рос камыш. В его зарослях квакали лягушки. В воде Костя увидел тритонов и рыбку. Над водой кружили стрекозы. (33 слова)
 
4. Составь графическую схему предложения и придумай по ней предложение.
Например:

 
5. Определить место слов в предложении (какое по счету указанное слово).
Работа с числовым рядом.
 
6. Выделить предложение из текста.
 
Дидактическая игра «Улитка»
 
Цели: 
– Развивать умение анализировать предложение
– закреплять знания о правилах написания предложений

 
Дидактическая игра «Змейка»
 
Цели:
– совершенствовать умение записывать предложение
– развивать умение анализировать предложения и делить их на слова

 
7. Работа с деформированными предложениями.
 
Например: 
с опорой на наглядность: «гуляет, дворе, с, Петя, во, собакой» — Петя гуляет с собакой во дворе.
Без опоры на наглядность: «дымок, идёт, трубы, из» — Из трубы идёт дымок.
«орехи, в, белка, прячет, дупло» — Белка прячет орехи в дупло. «поливает, лейки, Коля, из, цветы» — Коля поливает цветы из лейки.
 
8. Определение различий словосочетания и предложения. Предложение — это законченная смысловая единица.

 
Например:
 распредели на два столбика словосочетания и предложения.
Пожелтела трава, идут дожди, кудрявая травка, наступила осень, головки цветов, ранней осенью.
 
9. Определение границ предложения. Выделение предложений из текста (сначала с опорой на сюжетную картинку или на серию картинок, а затем без опоры. Работа с деформированным текстом).
 
Например (с опорой): 
«В конце лета ещё тепло на лугу пасутся лошади люди скосили траву её собрали в большие стога до осени будет сохнуть сено.»
Без опоры на сюжетную картинку: «Стало тепло на лугу появилась зелёная травка на поляне распустились цветы Маруся ловит бабочек Дима и Толя играют в мяч.»
 
10. Составление предложений, используя словосочетания.
 
Например:
 высокие ели, широкие улицы, полная корзина, белый пароход и т. д.

Коррекция

Логопед учитывает формы и механизмы нарушения в работе. Общий подход — восполнить пробелы в звукопроизношении, фонематических процессах, обогащении словаря, формировании грамматической стороны речи и развития связной речи.

Если нарушения органические, врачи могут добавить медикаментозную терапию в сочетании с ЛФК, физио- и гидротерапией, массажем.

<<Форма бесплатного курса>>

Упражнения для работы дома

Решить проблему дисграфии дома и без специалистов невозможно. Но если родители будут следовать советам логопеда и врачей, ребёнок сможет добиться хороших результатов. Один из ключевых факторов ускоренного устранения дисграфии — домашняя работа. Например, по упражнениям, которые предложены ниже.

Лабиринт

Для тренировки моторики используйте все формы лабиринта: нарисованные и объёмные, для пальца и всего тела, с одним выходом и несколькими.

Графический диктант

Подходит для детей, которые хорошо ориентируются в клеточках. Задача ребёнка — делать задание по инструкции. Например, клетка вверх, две вправо, одна вниз. В результате должен получиться рисунок. Упражнение направлено на ориентацию в пространстве.

Хлопушка

Задание на слухоречевое восприятие. Вы называете звук, а затем разные слова. Задача ребёнка хлопнуть, когда в слове услышит загаданный вами звук. Например, «а»: рыба, уголь, свет, икра, загар.

Ищи

Загадайте звук, а ребёнок пускай ищет все предметы, которые начинаются на этот звук. Например, С: стол, стул, сервиз. Это задача подходит только внимательным ученикам.

Профилактика артикуляторно-акустической дисграфии

Чтобы решить проблему артикуляторно-акустической дисграфии, нужно работать с развитием четкой дифференциации звуков на слух. Для этого используются подобные упражнения, что и в предыдущем случае.

Очень важно на этом этапе работать над развитием способности к синтезу и анализу фонематической стороны слов, что даст возможность школьнику правильно находить сомнительные звуки внутри слова. До тех пор, пока этого не произошло, не получится избавиться от буквенных замен во время письма. Единственный правильный способ преодолеть дисграфию – это научить ребенка синтезировать и анализировать звуковой состав слов, а также весь речевой поток

Единственный правильный способ преодолеть дисграфию – это научить ребенка синтезировать и анализировать звуковой состав слов, а также весь речевой поток.

Только в этом случае можно будет отчетливо представить себе звуковой состав любого слова и не сомневаться в том, что ребенок сможет обозначать его буквами и правильно произносить последовательность этих букв.

Перед тем, как учить детей делить предложения на отдельные слова, нужно научить их определять количество этих слов

Большое внимание нужно уделять тому, может ли ребенок заметить союзы и предлоги, которые пишутся всегда отдельно и являются настоящими словами. Чтобы было проще этого достичь, можно воспользоваться графическими схемами, в которых отображены все слова, входящие в состав предложения. Работая с графическими схемами, дети будут учиться записывать предложения с заглавной буквы, отображающейся в схеме в виде вертикальной палочки

А в конце они будут учиться ставить точку

Работая с графическими схемами, дети будут учиться записывать предложения с заглавной буквы, отображающейся в схеме в виде вертикальной палочки. А в конце они будут учиться ставить точку.

Дети будут понимать, что между разными словами в письме нужно ставить интервалы, что союзы и предлоги нужно писать отдельно от слов, которые с ними связаны.

Подобным образом детей можно учить делить слова на отдельные слоги и отдельные звуки. Чтобы это суметь сделать, дети должны уметь разграничивать согласные и гласные и выделять внутри слова гласные звуки.

Формирование артикуляторной и акустической дисграфии

Чтобы устранить факторы, способствующие артикуляторной и акустической типов дисграфии, нужно выполнить следующие советы.

В процессе развития дифференциации звуковых пар на слух самым главным считается то, чтобы ребенок мог подчеркнуть различия между рассматриваемыми звуками. Он должен убедиться в том, что слышит два разных звука, а не один.

Так как ребенок не способен различать на слух звуки, слух в этой системе становится очень слабым звеном. Поэтому опираться нужно на что-то более сильное – например, зрение. Ведь любая звуковая пара отличается не только по тому, как она звучит, но и по тому, как расположены артикуляционные органы во время произношения звуков.

Так как эти органы имеют различное положение, это приводит к разному звучанию

Поэтому нужно изначально обращать внимание детей к тому, как органы артикуляции располагаются при произношении каждого звука

Следующая задача – очень ярко подчеркнуть то, какая разница существует в звучании разных звуков. Для этого можно сначала отождествлять эти звуки с теми, которые часто звучат в природе. Природные звуки воспитатель должен произносить длительно и утрированно.

Также можно описывать различия словесно. К примеру, если ребенок на слух не различает звуки Ж и З (Ш и С), то звконкую букву можно отождествлять со звоном, жужащую с жужащнием, а глухую с шелестом или свистом. Иногда ребенку помогают забавные фразы, демонстрирующие то, как именно звучат те или иные звуки.

Затем можно поиграть с детьми в «жука и комара». Рот нужно закрыть экраном, чтобы ребенок не мог зрительно воспринимать, что вы произносите по губам. Воспитатель жужжит или пищит. А ребенок должен определить, какое насекомое сейчас «звучит».

Подобным образом поступают и с другими звуковыми парами.

После того, как ребенку много раз объяснили и продемонстрировали различия, которые есть в звучании этих пар, остальные пары будут усваиваться им намного проще, ведь ухо уже настроилось на процесс дифференциации.

Затем нужно переходить к различению речевых звуков, что для детей более доступно и понятно.

Но научить детей дифференцировать на слух лишь произносимые изолированно звуки – этого недостаточно. Нужно обязательно научить ребенка чувствовать разные звуки, которые входят в состав слова. Это пригодится ему как в устных высказываниях, так и в письменной речи.

Затем нужно проводить дидактические игры, чтобы выработать у детей способность безошибочно определять любые смешиваемые звуки в словесном составе.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий