Что делать с детскими страхами и почему они возникают?

Как предупредить появление страхов у ребенка

Период беременности. В благополучных семьях, где между детьми и родителями существует взаимопонимание, детские страхи практически отсутствуют.

О профилактике появления страхов нужно помнить с периода беременности. Будущей маме нельзя тревожиться, поскольку ее эмоциональные переживания от стрессовых ситуаций передаются младенцу

В период беременности важно спокойно относиться ко всему, что происходит вокруг, стараться не напрягаться на работе и уравновешенно реагировать на слова или действия окружающих людей

Дети похожи на вас. Большинство страхов и фобий дети получают от родителей: неуверенность, тревожность, мнительность — проблемы, которые есть у вас самих. Работайте над собой и старайтесь строить с детьми ровные спокойные отношения.

Также важно отказаться от гиперопеки, поскольку такое отношение формирует у детей неуверенность, зависимость, отсутствие самостоятельности. Единство требований. С ростом ребенка меняются и требования к нему

Родителям нужно согласованно относиться к процессу воспитания. Если мама говорит одно, а отец — совершенно противоположное, то у ребенка наступает момент непонимания и напряженности. Он становится нервным, легко возбудимым, непослушным, пытается манипулировать и хитрить

С ростом ребенка меняются и требования к нему. Родителям нужно согласованно относиться к процессу воспитания. Если мама говорит одно, а отец — совершенно противоположное, то у ребенка наступает момент непонимания и напряженности. Он становится нервным, легко возбудимым, непослушным, пытается манипулировать и хитрить

Единство требований. С ростом ребенка меняются и требования к нему. Родителям нужно согласованно относиться к процессу воспитания. Если мама говорит одно, а отец — совершенно противоположное, то у ребенка наступает момент непонимания и напряженности. Он становится нервным, легко возбудимым, непослушным, пытается манипулировать и хитрить.

Организация сна. Рекомендуется ребенка до пяти лет не оставлять в комнате одного в момент засыпания. Можно побыть рядом, почитать сказку, либо оставить открытой дверь в комнату и сказать, что вы находитесь поблизости. Спокойное засыпание просто необходимо для психического здоровья крохи. Важным фактором для выработки привычки к здоровому сну считается время, когда ребенок ложится спать.

В данном вопросе от родителей требуется четкое требовательное отношение. По мнению психологов, оптимальным временем для отхода малыша ко сну можно считать 9 часов вечера. До этого времени полезны прогулки и активные занятия, в результате которых ребенок получает массу эмоций, впечатлений, физически утомляется, легко и крепко засыпает.

Взаимоотношения между родителями. Малышу необходимо ощущать в семье и отношениях родителей стабильность, уравновешенность, спокойствие. В такой среде ребенок растет спокойным и чувствует себя защищенным. Если же у родителей взрывной темперамент, они не могут понять друг друга, игнорируют воспитательные функции, то в этих условиях дети вырастают нервными, неуверенными в себе, со множеством страхов и комплексов.

Адекватная самооценка. Вопрос формирования самооценки у ребенка требует грамотного подхода. Важна именно адекватная самооценка, поскольку ее заниженность или завышенность одинаково вредны для полноценного развития и роста ребенка. Всегда и во всем поддерживайте малыша, хвалите за объективные успехи, не акцентируйте неудачи, поощряйте к активным действиям, проявлению самостоятельности.

Страхи обходят стороной детей, которым уделяют много времени и внимания, с которыми подолгу общаются, играют, организуют прогулки и походы в театр, кино, на природу, занимаются полезной познавательной деятельностью, о которых постоянно заботятся и любят, принимая со всеми недостатками и достоинствами.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Виды страхов

В психологии страхи в общем понимании делятся на возрастные и невротические. Возрастные возникают у большинства детей в определенном возрасте, как реакция на психическое и личностное развитие. Основная их характеристика – быстротечность. Они обычно не имеют патологической выраженности и проходят по мере развития ребенка.

Невротические появляются чаще всего на фоне психотравмирующей ситуации и могут закрепляться в сознании ребенка на длительное время, неблагоприятно сказываясь на формировании характера и личности растущего человека. Такие страхи возникают чаще у детей эмоционально чувствительных, не уверенных в себе, тревожных, имеющих богатое воображение.

В более глубоком понимании страхи делятся на следующие виды:

  • По характеру возникновения: ситуативные и личностные. Ситуативный связан с возникновением опасной ситуации (например, падение и получение травмы), личностный определяется особенностями психики ребенка (стеснительностью, неуверенностью) и часто возникает в непривычной обстановке, новом коллективе.
  • По степени реальности: реальные и воображаемые. Реальные страхи чаще всего ситуативные, воображаемые связаны с особенностями психики ребенка.
  • По глубине протекания: острые и хронические. Острые страхи возникают в определенной ситуации, хронические – у детей с предрасположенностью к тревожности.

Возрастные страхи

Детские страхи, возникающие в определенном возрасте, являются показателем нормального психического и умственного развития ребенка. При отсутствии провоцирующих условий они сменяют друг друга, не оказывая негативного влияния на психологическое состояние ребенка.

С рождения до года.

Естественные страхи – боязнь  громких резких звуков, незнакомцев, перемены привычной обстановки, боязнь высоты, разлуки с мамой.

1-3 года.

Добавляется страх получения травмы (из-за повышения двигательной активности), природных явлений (грома, сильного ветра, грозы), боязнь оказаться нелюбимым и ненужным родителям. Возможно возникновения страха засыпания из-за ночных кошмаров (у очень впечатлительных деток), запоров, как ответа на боязнь потерять часть себя (в виде содержимого кишечника). Часто детей этого возраста пугают значимые события (развод родителей, смерть близких людей, появление младшего братика или сестрички).

3 – 5 лет.

Страхи у детей этого возраста часто связаны с осознанием конечности жизни и приходом смерти. Они могут бояться тяжелой болезни, нападения бандитов, укусов ядовитых насекомых, пожаров, потопа, замкнутого пространства, темноты и обитающих в ней чудищ, монстров, кащеев и прочих злых существ.

5 – 7 лет.

Добавляется страх смерти родителей, поэтому дети могут бояться всего, что с этим связано: если мама не позвонила, задержалась на работе, заболела. Причем боязнь смерти не связана с тем, умер ли кто-то из близких или знакомых в этот период, или нет.

У школьников страхи связаны, по большей части, с утверждением себя в коллективе сверстников и перед родителями: боязнь быть не таким красивым, модным, успешным или стройным, как другие, боязнь плохих отметок и наказания за них, насмешек, боязнь выходить к доске или писать контрольную работу, одиночества, крушения своих планов. Все это может трансформироваться в страх темных мест (чердаков, подвалов, тоннелей).

Возрастные страхи

Детские страхи, возникающие в определенном возрасте, являются показателем нормального психического и умственного развития ребенка. При отсутствии провоцирующих условий они сменяют друг друга, не оказывая негативного влияния на психологическое состояние ребенка.

С рождения до года.

Естественные страхи – боязнь  громких резких звуков, незнакомцев, перемены привычной обстановки, боязнь высоты, разлуки с мамой.

1-3 года.

Добавляется страх получения травмы (из-за повышения двигательной активности), природных явлений (грома, сильного ветра, грозы), боязнь оказаться нелюбимым и ненужным родителям. Возможно возникновения страха засыпания из-за ночных кошмаров (у очень впечатлительных деток), запоров, как ответа на боязнь потерять часть себя (в виде содержимого кишечника). Часто детей этого возраста пугают значимые события (развод родителей, смерть близких людей, появление младшего братика или сестрички).

3 – 5 лет.

Страхи у детей этого возраста часто связаны с осознанием конечности жизни и приходом смерти. Они могут бояться тяжелой болезни, нападения бандитов, укусов ядовитых насекомых, пожаров, потопа, замкнутого пространства, темноты и обитающих в ней чудищ, монстров, кащеев и прочих злых существ.

5 – 7 лет.

Добавляется страх смерти родителей, поэтому дети могут бояться всего, что с этим связано: если мама не позвонила, задержалась на работе, заболела. Причем боязнь смерти не связана с тем, умер ли кто-то из близких или знакомых в этот период, или нет.

У школьников страхи связаны, по большей части, с утверждением себя в коллективе сверстников и перед родителями: боязнь быть не таким красивым, модным, успешным или стройным, как другие, боязнь плохих отметок и наказания за них, насмешек, боязнь выходить к доске или писать контрольную работу, одиночества, крушения своих планов. Все это может трансформироваться в страх темных мест (чердаков, подвалов, тоннелей).

Дела семейные

Если во время чтения у вас возникло впечатление, что дети только и делают, что чего-нибудь боятся, то вы совершенно правы (взрослые ничуть не лучше!). Однако все самое интересное только впереди: согласно исследованиям, количество детских страхов увеличивается в старшем дошкольном возрасте, то есть с 5 до 7 лет. Самый же «бесстрашный» возраст у девочек приходится на 3, а у мальчиков — на 4 года. И одна из главных задач ответственных родителей в эти прекрасные периоды затишья — не усугубить ситуацию. Что, к сожалению, далеко не всегда получается — недаром психологи в один голос твердят, что семья играет решающую роль в формировании детских страхов.

Среди них одними из самых распространенных являются так называемые внушенные страхи. Их источник, как несложно догадаться, — это сверхзаботливые родители, бабушки, дедушки, а также няни и воспитатели, которые, пытаясь оградить ребенка от опасности, перегибают палку и чересчур эмоционально предупреждают: «Не беги — упадешь!» Или: «Не гладь собаку — она кусается!» Ребенок может даже не понимать, о чем идет речь, но он безошибочно считывает тревогу авторитетного для него взрослого и добавляет новые боязни в свою копилку страхов. А также обзаводится такими чертами характера, как пессимизм, мнительность, неуверенность в себе и зависимость от чужого мнения.

Запугивание и излишняя опека, впрочем, далеко не единственный способ, которым родные могут поселить в душе ребенка тревоги

Бывает и наоборот: недостаточное внимание со стороны родителей, их эмоциональная отстраненность, излишняя строгость и суровые наказания приводят к детским страхам. И разумеется, ни в коем случае нельзя недооценивать атмосферу в семье: погода в доме действительно влияет на то, будет ваш ребенок бояться любого шороха или вырастет бесстрашным и уверенным в себе человеком.

Диагностика страхов у детей

Прежде чем бороться с фобиями у детей, их нужно правильно диагностировать.

Заметив в поведении ребенка некую нервозность, излишнюю капризность, нарушение сна и возникновение навязчивых привычек, обратитесь за помощью к психологу или психотерапевту. Он проведет диагностику с последующей коррекцией выявленного детского страха.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: синдром навязчивых движений у детей

Когда дети еще совсем маленькие, они не способны точно описать и объяснить, что именно их тревожит. В этом и заключается главное затруднение психологической диагностики детских страхов. Для качественного диагностирования применяются привычные для малышей виды деятельности:

Рисование. Это могут быть рисунки как на заданную, так и абсолютно произвольную тему

Анализируя полученные картинки, специалисты обращают внимание на расположение элементов, четкость линий, штриховку и цветовую гамму, которую использовал малыш при рисовании. Ребенка старшего возраста уже можно попросить изобразить испытуемый страх

Придумывание сказки

Крохе пяти лет можно предложить придумать сказку о любимом герое или собственный конец истории, которая была прервана на самом страшном месте. Разговор по душам. Доверительная беседа актуальна для ребенка старше 4 лет. Узнайте, не боится ли ребенок каких-нибудь конкретных предметов, явлений, смерти, людей, персонажей из сказки, или ему снятся ночные кошмары

В процессе разговора не акцентируйте внимание на волнующих ребенка моментах, пусть беседа протекает в спокойной обстановке. Не забывайте морально поддерживать и позитивно настраивать малыша

Особенности проявления страхов

Дети проявляют свои страхи по-разному, в зависимости от возраста и особенностей эмоционального развития. Это может быть сильный испуг, постоянная боязнь чего-то или аффективный страх – возникший на фоне эмоциональной неустойчивости. Он – самый сильный, может проявляться в виде шока, ужаса, истеричного плача.

Ребенок может пожаловаться взрослым, что боится чего-то, а может и держать все в себе (особенно, если боится быть непонятым, услышать укоры, насмешки и осуждение). Но тревожная симптоматика все равно будет присутствовать. Малыш становится пугливым, замкнутым, нервозным, апатичным, может плохо засыпать или чутко спать, постоянно будет льнуть к маме.

Скрытая тревога, не находящая выхода и понимания, самая опасная для нежной детской психики. Именно она чаще всего приводит к появлению затяжной боязни, которая малышу не подконтрольна. Это откладывает отпечаток на формировании характера ребенка, препятствует продуктивному общению с окружающими, снижает приспособляемость к изменениям внешней среды. В конце концов хронические страхи влияют на будущее ребенка: его социализацию, отношения с противоположным полом, коллегами на работе.

Как бороться с детскими страхами?

Разговоры. Больше общайтесь с малышом, задавайте вопросы. Если кроха не хочет отвечать, то пытайтесь подойти с другой стороны. Старайтесь, чтобы кроха как можно чаще раскрывался перед вами и говорил о своем страхе. Тогда этот страх уменьшится.

Рисунки. Попросите ребенка нарисовать то, чего он боится. Далее, чтобы избавиться навсегда от этого детского страха, порвите рисунок вместе или сожгите. Добивайтесь того, чтобы ребенок перестал бояться (это будет выражаться его улыбкой). Если страх не уменьшился, рисуйте снова и снова, добавляйте цвета и мелкие детали. Можно к страшному чудовищу прикрепить бантики или другие забавные элементы. Когда страх становится смешным, он не может негативно воздействовать.

Сочинение. Попросите кроху придумать сказку о своем страхе. Лучше всего, если вы вместе ее сочините, а затем нарисуете. Бороться с детским страхом при помощи такого метода очень занимательно. Концовка должна быть положительная. Например, ваш кроха в виде супермена побеждает отрицательного персонажа.

Сценки. Как бороться с детскими страхами  эффективно? Вы можете (как в предыдущем совете) обыграть придуманную историю. Попробуйте играть со сменой ролей. Когда кроха сам сыграет свой страх, он перестанет его бояться.

Купание для маленьких. Чтобы побороть детский страх новорожденного, попробуйте его искупать в травах. Вода отлично смывает плохое настроение у маленьких детей. Также лучшим лекарством будет предложение груди и отвлечение игрушкой.

Боязнь темноты. Если ребенок боится темноты, не стоит действовать от противного и заставлять кроху смотреть страху в глаза. Так вы только ему навредите. Проговорите страх, оставьте ночник или тусклый свет, положите рядом игрушку и поцелуйте перед сном.

Страх перед плохими оценками. Скажите ребенку, что несмотря на плохие оценки, вы все равно его любите. Чтобы побороть такой детский страх, достаточно всего лишь родительской любви.

Игры с песком. Перебирание песка очень успокаивает, поэтому предложите крохе рисовать песком. Это занятие укрепит нервную систему и позволит малышу избавиться от детского страха.

Лечение музыкой. Известно, что классические мелодии гармонизируют и расслабляют. Включайте их дома как можно чаще, тогда постепенно состояние крохи выровняется. Если классику вы не любите, то бороться с детским страхом можно при помощи звуков природы или этнических инструментов.

Лепка. Отлично помогает избавиться от детских страхов лепка из пластилина. Этот способ хорош, если ваш ребенок не любит рисование. Пусть кроха слепит свой страх, а затем скатает его в шар.

Спорт и танцы. Можно бороться с любыми детскими страхами при помощи движения. Отдайте кроху на танцы или боевые искусства. Разнообразие и новый коллектив помогут развеяться всем страхам.

Шумные игры. Чем чаще вы позволяете ребенку бегать, резвиться, кричать и стучать, тем лучше. Это дает выход негативным эмоциям, и ваш кроха перестает чего-либо сильно бояться.

Друзья. Никогда не ограничивайте общение ребенка со сверстниками. Как бороться с детскими страхами, если не таким образом? Чувствуя себя в своей среде, крохе легче преодолеть все тягости жизни.

Старайтесь уделять внимание не только борьбе со страхами, но и их профилактике. Никогда не запугивайте ребенка врачами и полицейскими

Читайте ему добрые сказки и давайте быть собой. Тогда побороть любой детский страх не составит труда.

Диагностика

Страх является своеобразной защитной реакцией организма. Если его виды и особенности проявления совпадают с возрастом, страх легко поддается коррекции.

Патологические проявления страхов в виде сильного эмоционального шока и ужаса отрицательно воздействуют на психику и тормозят развитие как умственное, так и физическое. Ребенок становится замкнутым, безынициативным и неуверенным в себе. В таком случае требуется консультация психолога и грамотная психотерапия.

Поставить правильный диагноз при обследовании сложно: дети школьного возраста редко могут открыться и рассказать о своих фобиях. Нередко детские страхи замечают наблюдательные родители.

Определить наличие чувства тревожности и беспокойства можно по следующим признакам:

  • беспокойный сон (не может заснуть или часто просыпается);
  • капризничает без причины;
  • проявляет нервозность и агрессию;
  • избегает каких-либо предметов и ситуаций;
  • проявляет боязнь в общественных местах;
  • отказывается ходить в школу или садик;
  • грызет ногти, покусывает губы, теребит пальцы рук и накручивает локоны волос на палец;
  • отказывается кушать (может появляться рвота);
  • он может какать в трусы;
  • часто болит голова и начинаются приступы паники, дрожь по телу и повышенная потливость;
  • отказывается выходить на улицу.

Стадии и классификация

Детские страхи развиваются постепенно и напрямую зависят от возраста.

С природным инстинктом защиты сталкиваются новорожденные. Младенец просыпается и недовольно кричит, потому что испытывает самый настоящий страх. Проходит несколько месяцев, и только после этого малыш перестает пугаться собственных движений, громких звуков, холода и жары, т.е. всего, что не похоже на привычные и комфортные условия жизни до рождения.

После 1 года дети начинают бояться темного времени суток. Им страшно засыпать без яркого света, оставаться одним в комнате. Страх потерять родителей заставляет малыша громко протестовать, если приходится оставаться в малознакомом обществе (в детском саду, гостях).

От 3 до 5 лет активно формируются фантазия и воображение. Появляется боязнь чужих людей, пугают одиночество и возможные наказания. Родительские угрозы и запугивания очень сильно ранят нежную психику именно в этот период детства, и способствуют проявлению скрытых проблем.

От 5 до 7 лет дети боятся сказочных героев, мультяшных страшилок и монстров с экрана телевизора. Их пугающие образы связываются с новым для ребенка понятием смерти, заставляют бояться ее. Постепенно появляется страх непреодолимых природных сил (ураганов, наводнений, землетрясений) и войн.

Период от 7 до 11 лет насыщен школьными страхами. Дети начинают сильно переживать за плохие отметки, боятся неодобрения родителей, а иногда и жестокого наказания. Страх может вызывать кто-либо из учителей, представитель администрации школы.

11-16 лет — ответственный период взросления, тем не менее он тоже полон страхов. Подростки боятся потерять признание ровесников, опасаются общественного осуждения и порицания. Их пугает публичная критика поведения и внешности, появляется страх несоответствия молодежной моде и стилю поведения.

В связи с множеством причин негативного влияния на психику различаются и виды страхов у детей:

Событийные. Страх нередко является следствием негативного запоминающегося события. Ребенок длительно хранит в памяти яркие жизненные эпизоды, угрожающие благополучию, боится их повторения.

Внушенные. Обычно такие страхи привносят родители или близкое окружение ребенка. Попытки оградить его от всяческих неурядиц вызывают повышенное беспокойство. Частые запреты становятся основой для формирования устойчивого страха.

Выдуманные. Несуществующие опасности связаны с услышанными сказками. Дети воспринимают былинных и сказочных персонажей как реально живущих. Они прочно поселяются в детском воображении и вызывают искренние переживания. Страх темноты тоже относится к числу надуманных.

Конфликтные. Сильнейшее влияние на психику ребенка оказывают ссоры внутри семьи. Наиболее тяжело переживается развод родителей. Конфликты в школе со сверстниками или учителями усиливают негативные эмоции, ведут к хроническому стрессу, появлению страхов, переходящих в устойчивые фобии.

В зависимости от личного восприятия страхи могут быть:

  • осознанными;

  • неосознанными.

В первом случае ребенок вместе с родителями или психотерапевтом прорабатывает свои ощущения, находит их причину. Иногда страх существует на уровне подсознания. В этом случае он работает как бы исподтишка, вызывает хронические нарушения в нервной системе и внутренних органах. При наличии явных проблем в организме неосознанные опасения остаются за пределами лечебного воздействия.

По источнику возникновения различают детские страхи:

  • биологические — наиболее ранние, возникают при угрозе для здоровья и жизни, связаны с инстинктом самосохранения;

  • социальные — более поздние, причина которых находится в межличностном общении и затрудненной социальной адаптации ребенка.

Классификация детских страхов строится на степени их важности:

  • Сверхценные — результаты бурной фантазии ребенка. Надуманные поводы для боязни поглощают сознание, заставляют мысленно переживать их вновь и вновь.

  • Навязчивые — связаны с реальными жизненными обстоятельствами (страх высоты, закрытого пространства и т.п.). Опасность таких страхов заключается в их способности вызывать панику. На высоте тревожности человек утрачивает контроль над своими действиями.

  • Бредовые. Понять, какие страхи у детей имеют реальную основу, довольно сложно. Чаще они не поддаются логическому описанию и не связаны напрямую с причиной беспокойства. Например, ребенок испугался рычащего зверя в зоопарке, а бояться начал автобуса, на котором приехал вместе с родителями на экскурсию. Появился страх езды в транспорте.

Самые распространенные страхи и способы их преодоления

Страх остаться без мамы. Каждый раз, когда вам нужно отлучиться, объясняйте малышу, зачем вы уходите и надолго ли. Пообещайте ребенку что-нибудь сделать вместе, как только вы вернетесь домой (почитать книжку, поиграть), и всегда выполняйте обещания. Не уходите сразу надолго — начните с 15 – 30 минут, постепенно увеличивая время разлуки.

Страх перед непонятными звуками. Необходимо объяснить ребенку, что страшные и громкие звуки, которые издает работающая стиральная машина или пылесос, не представляют для него никакой опасности. Покажите малышу их источник, попробуйте несколько раз включить и выключить шумные приборы в его присутствии. Если же кроха боится громких звуков, доносящихся с улицы, например грома или сирен, — самым действенным способом будет объяснить причины возникновения этого шума в форме игры.

Страх перед незнакомцами. Не стоит принуждать ребенка к тесному общению с новым для него человеком: во время знакомства посадите малыша к себе на колени и не отпускайте до тех пор, пока он сам не захочет высвободиться из ваших крепких объятий. И уж тем более не оставляйте ребенка один на один с незнакомцем прежде, чем он к нему привыкнет. Старайтесь, чтобы встречи с новыми людьми происходили в привычной для малыша обстановке.

Страх перед животными. Если ваш ребенок еще не успел столкнуться с агрессивным поведением со стороны животных, не пугайте его словами вроде «Не подходи к собаке, а то укусит!» (даже если сами панически боитесь «лучших друзей человека»). Вместо этого показывайте ему как можно больше милых картинок и видеороликов с их участием, а для первого знакомства малыша с пушистым созданием найдите добродушного и спокойного (а также чистого и привитого!) зверя.

Страх перед врачами. Объясните малышу, зачем нужны врачи, а накануне визита в поликлинику поиграйте с малышом в «больницу» — пусть он побудет и в роли пациента, и в роли доктора. Попросите врача, чтобы он, прежде чем начать осмотр, подробно рассказал вам и ребенку о том, что и как он собирается делать, и следовал озвученному плану. После того как прием будет закончен, обязательно скажите малышу, какой он смелый и как вы им гордитесь.

Страх темноты. Самый простой способ помочь вашему крохе перестать бояться темноты — никогда не оставлять его совершенно одного в наглухо закрытой комнате без источника света. Приоткройте дверь, включите ночник, расспросите малыша о том, что именно пугает его, и внимательно выслушайте. Проговорив свои страхи и увидев ваше сочувствие, он испытает облегчение, а со временем и вовсе забудет о своих тревогах. Помните: маленькому ребенку практически невозможно объяснить, что монстров под кроватью не существует, зато можно дать понять, что вам небезразличны его тревоги и вы никогда не оставите его одного.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий