Профессиональное образование

Важные моменты

Выпускники данной программы получают квалификацию «техник с дополнительной подготовкой в конкретной области».

Регламентируется содержание образовательных программ профессионального среднего образования Государственными образовательными стандартами (сокращенно ГОС СПО). Документ состоит из двух частей: федерального компонента, который определяет государственные требования к минимальному уровню подготовки, а также национально-регионального компонента.

Реализуется данный вариант обучения в нескольких формах: очной, заочной, очно-заочной на основе девятилетнего общего образования.

Поступление в учебные заведения среднего специального образования осуществляется на конкурсной основе (учитывается средний балл в аттестате).

Срок обучения составляет 2-3 года с учетом профиля подготовки учебного заведения.

Педагог профессионального образования данной ступени — это преподаватель колледжа или техникума (училища).

В техникуме осуществляется реализация основных образовательных программ базового уровня. Колледж функционирует не только на базовых, но и на обучающих схемах повышенного уровня.

Деятельность всех учебных заведений данного звена осуществляется на основе Типового положения об образовательном учреждении профессионального среднего образования (2001 г.)

В РФ данная ступень представлена 300 специальностями в социальной, информационной, туристической сферах.

Лица, которые получили такое образование, имеют право на прохождение дальнейшего обучения того же профиля по ускоренным (сокращенным) программам (год при базовом профессиональном среднем образовании, 2 года при повышенном уровне).

Уровни общего образования

Поговорим о них более детально.

Дошкольное общее образование

Цель дошкольного образования — формирование у ребенка общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, а также сохранение и укрепление здоровья. Ребенок может получить такое образование в дошкольной образовательной организации (детском саду), куда могут принимать детей в возрасте от двух месяцев.

Начальное общее образование

На этапе начального общего образования происходит развитие индивидуальных способностей ребенка, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности и т.п.). Как правило, такое образование ребенок получает в общеобразовательной организации (школе). По общему правилу на обучение принимают детей в возрасте от шести с половиной лет при отсутствии показаний по состоянию здоровья, но не позже достижения восьми лет.

Срок получения начального общего образования составляет четыре года (с 1 по 4 классы), а для инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья при обучении по адаптированным образовательным программам начального общего образования увеличивается не более чем на два года.

Основное общее образование

Данный уровень образования преследует цели:

  • формирования нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни;
  • овладения ребенком основами наук, государственным языком РФ, навыками умственного и физического труда;
  • развития склонностей, интересов.

Чаще всего такое образование ребенок получает в школе.

Продолжительность получения данного образования составляет пять лет (с 5 по 9 классы), а для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при обучении по адаптированным образовательным программам основного общего образования увеличивается не более чем на год.

По завершении освоения образовательных программ основного общего образования проводится государственная итоговая аттестация, которая является обязательной.

По согласию родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, комиссии по делам несовершеннолетних и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, обучающийся, достигший возраста 15 лет, может оставить школу до завершения обучения, то есть до получения основного общего образования.

Среднее общее образование

Основными целями среднего общего образования являются:

  • развитие у ребенка интереса к познанию и творческих способностей;
  • формирование навыков самостоятельной учебной деятельности;
  • подготовка к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

Как правило, такое образование ребенок получает в школе.

Срок получения данного образования составляет два года (10 и 11 классы), а для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при обучении по адаптированным программам, а также для детей, обучающихся в очно-заочной или заочной форме, увеличивается не более чем на год.

По завершении обучения в обязательном порядке проводится государственная итоговая аттестация.

Уровни образования

В основе организации обучения лежит такое понятие, как «уровень образования в РФ». Он отражает разделение программы обучения в зависимости от

статистического показателя

изучения населением в целом и каждым гражданином в отдельности. Уровень образования в РФ- это оконченный образовательный цикл, для которого характерны определенные требования. Федеральный закон «Об образовании в РФ» предусматривает следующие уровни общего образования в РФ:

  • Дошкольное.
  • Начальное.
  • Основное.
  • Среднее.

Помимо этого, выделяют следующие уровни высшего образования РФ:

  • Бакалавриат. Зачисление производится на конкурсной основе после сдачи ЕГЭ. Степень бакалавра студент получает после того, как он приобрел и подтвердил основные знания по выбранной им специальности. Обучение длится 4 года. По окончании данного уровня выпускник может сдать специальные экзамены и продолжить обучение на специалиста или магистра.
  • Специалитет. Эта ступень включает в себя базовое образование, а также подготовку по выбранной специальности. На очной форме срок обучения составляет 5 лет, а на заочной – 6. После получения диплома специалиста можно продолжить обучение на магистра или поступить в аспирантуру. Традиционно данный уровень образования в РФ считается престижным и не особо отличается от магистратуры. Однако при трудоустройстве за границей он приведет к возникновению целого ряда проблем.
  • Магистратура. Эта ступень выпускает профессионалов, имеющих более глубокую специализацию. В магистратуру можно поступить по окончании бакалавриата и специалитета.
  • Подготовка кадров высшей квалификации. Подразумевается обучение в аспирантуре. Это необходимая подготовка для получения ученой степени Обучение на очной форме длится 3 года, на заочной – 4. Ученая степень присуждается по окончании обучения, защиты диссертации и сдачи выпускных экзаменов.

Уровни образования в РФ по новому закону способствуют получению отечественными учащимися дипломов и приложений к ним, которые котируются высшими учебными заведениями других государств, а значит, дают возможность продолжить обучение за границей.

Уровни образования в РФ

Замечание 2

Уровень образования в России – это определенный цикл образования, который характеризуется единой совокупностью конкретных требований.

В настоящее время в России, в соответствии с ФЗ «Об образовании» установлено несколько уровней образования.

На основании данного закона выделяют следующие уровни образования:

  • общее образование (дошкольные и школьные учебные заведения)
  • профессиональное образование (вузы, ПТУ и т.п.)
  • дополнительное образование

Общее образование: в соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждый гражданин Российской Федерации имеет право на получение общего бесплатного образования в муниципальном образовательном учреждении.

В систему общего образования входят дошкольные и школьные учебные заведения (детские сады, школы).

Группа школьных образовательных учреждений предусматривает наличие трех ступеней:

  • начальное
  • основное
  • среднее

Образование в детском дошкольном учреждении направлено на формирование у детей фундаментальных знаний, которые в последующем являются основой для обучения в школе. Кроме того, в дошкольных учреждениях осуществляется общее формирование и становление личности детей, их воспитание и всестороннее развитие.

В России существует сеть муниципальных (государственных) и частных учреждений дошкольного образования, реализующих государственные программы.

Начальное школьное образование ориентировано на формирование учебной мотивации, навыков чтения и письма, расширении кругозора учащихся, усвоение базовых теоретических знаний.

Среднее общее образование направлено на формирование у учащихся мышления, способности самостоятельно размышлять, делать выводы. На этом этапе образования осуществляется углубленное изучение научных дисциплин, формируется четкое представление о мире и роли человека в нем.

Профессиональное образование нацелено на получение определенных профессиональных умений и навыков.

Структура профессионального образования:

  1. Начальное профессиональное образование – осуществляется на базе профессиональных училищ или техникумов. По итогу обучения выпускники получают рабочие профессии.
  2. Среднее профессиональное образование – представлено колледжами и техникумами, по итогу окончания которых выпускникам присваивается специальность.
  3. Высшее профессиональное образование – направлено на подготовку профессионалов высшего звена, в различных направлениях квалификации.

Учреждения высшего образования в свою очередь подразделяются на три ступени:

  • бакалавриат – является базой для получения высшего образования;
  • специалитет – более узко-специализированное направление обучения высшего звена;
  • магистратура – повышение профессиональной квалификации и получение более глубоких знаний.

Дополнительное образование – направлено на развитие и совершенствование склонностей и природных задатков, осуществляется параллельно с основным образованием.

Дополнительное образование может быть получено человеком на любом этапе обучения. Например, в дошкольном и школьном возрасте дополнительное образование представлено разнообразными кружками, секциями, образовательными учреждениями (музыкальные, художественные, танцевальные и т.д. школы). Дополнительное образование представлено системой государственных и частных учреждений, реализующих государственные программы дополнительного образования различной направленности.

Как поступить

Чтобы пройти профессиональное обучение, необходимо знать свою цель – получить новую профессию, повысить квалификацию, или овладеть минимальными навыками для работы, чем чаще всего пользуются выпускники школ.

Условия поступления в каждом случае будут разные. Это зависит от первоначального уровня образования – школа, колледж, вуз. Например, для переподготовки в рамках юриспруденции необходимо иметь оконченное высшее образование в области права и предоставить копию диплома перед зачислением. Профессиональную переподготовку на базе высшего образования могут проходить люди, уже имеющие диплом бакалавра или магистра.

Для работы на каком-либо предприятии – заводе, фабрике – обычно предлагают курсы не более 1-2 месяцев с практической составляющей учебы. Чаще всего такие курсы организовываются на базе того же предприятия, а преподают квалифицированные мастера. Одновременно человек может понемногу начинать работать и получать зарплату.

Как классифицируют образование в России и в мире

Международная классификация принята ООН как часть международной системы социальных и экономических классификаций. Её используют в статистике для сбора и анализа сопоставимых на международном уровне данных. Это руководство для упорядочения образовательных программ и соответствующих квалификаций в разных странах по уровням и областям образования.

Международная классификация МСКО упорядочивает программы не только по уровням, но и по способам организации, выделяя формальное, неформальное и информальное образование.

А по уровням (то есть по степени сложности и специализации содержания образовательной программы) в МСКО выделяется девять видов образования:

  • 0 — образование детей младшего возраста;
  • 1 — начальное образование;
  • 2 — первый этап среднего образования;
  • 3 — второй этап среднего образования;
  • 4 — послесреднее нетретичное образование (оно направлено на приобретение учебного опыта на базе среднего образования, на подготовку к выходу на рынок труда, а также на получение третичного образования);
  • 5 — короткий цикл третичного образования (третичное образование — это академическое образование, а также углублённое профессиональное);
  • 6 — бакалавриат или его эквивалент;
  • 7 — магистратура или её эквивалент;
  • 8 — докторантура или её эквивалент.

В России же выделяют четыре вида образования:

  • ,
  • ,
  • ,
  • .

Такая структура обеспечивает возможность получать образование на протяжении всей жизни.


Фото: Ground Picture / Shutterstock

СПО

Среднее образование – это составляющая системы профессионального образования. Его предназначение в удовлетворении запросов общества и потребностей личности. В наши дни данная ступень охватывает 22% населения Российской Федерации. В социальной и экономической сфере задействовано порядка 20 миллионов специалистов со средним профессиональным образованием.

Согласно международной стандартной классификации образования, эта ступень соответствует практик-ориентированному доуниверситетскому обучению.

Его реализация осуществляется по основным двум программам: повышенного и базового уровня. После освоения первого этапа, выпускник получает квалификацию «техник».

При повышенном уровне профессионального среднего образования предполагается существенное расширение и углубление подготовки в сравнении с базовым вариантом.

Специфика высшего образования

Согласно законодательству РФ, в стране функционируют следующие типы подобных учебных заведений: институты, академии, университеты.

Само учебное заведение, а также его филиалы имеют право по ФЗ «Об образовании» реализовывать программы общего начального, среднего, полного, начального и среднего профессионального обучения. Также у образовательных учреждений этого типа есть право на реализацию дополнительного профессионального обучения (при наличии государственной лицензии).

Все три типа учреждений предлагают студентам переподготовку либо повышение квалификации после завершения обучения, возможности для ведения прикладных и фундаментальных научных исследований.

Учебная нагрузка по отдельным дисциплинам, содержание программ, требования к уровню подготовки — все это указано в новых образовательных федеральных стандартах, специально разработанных для данной ступени.

Образовательный процесс организуется в дневной, дистанционной, заочной, очно-заочной формах обучения. Для каждого варианта разрабатываются специальные программы на основе ФГОС.

Выпускники этой ступени обучения получают один из следующих вариантов квалификации: дипломированный специалист, бакалавр, магистр по конкретной специальности.

Для того чтобы стать обладателем документа о завершении высшего образования, необходимо пройти итоговую госаттестацию (сдать государственные экзамены).

Функционирование учебных заведений высшей ступени в РФ регламентируется Законом о высшем профессиональном образовании.

Специалитет

Такая форма обучения, как специалитет, до сих пор практикуется на некоторых факультетах. В основном, это сложные направления, которые невозможно освоить за 3–4 года, например, медицина.

На специалитете учатся 5–6 лет и обязательно проходят практику, после чего получают диплом специалиста.

Важно!

В университетах Германии также осталось немало программ специалитета. Они называются Diploma. Кроме того, есть особые степени и виды диплома под особым контролем государства, прежде всего в области медицины и права. Такие программы так и называются – Госэкзамен (Staatsexamen) – и включают в себя этап обязательного государственного экзамена на квалификацию и право работы в соответствующей профессии.

Профессиональное образование

Профессиональное образование в России делится на два уровня:

  • среднее профессиональное образование (СПО);
  • высшее образование (ВО).

Среднее профессиональное образование получают в колледжах, техникумах или профучилищах параллельно со средним общим образованием (если поступают туда после девятого класса) либо уже после него (если поступают после одиннадцатого класса). СПО, в свою очередь, делится на два типа: во-первых, подготовка квалифицированных рабочих и служащих, во-вторых, подготовка специалистов среднего звена. Суть СПО в том, чтобы подготовить профессионалов, которым в работе не нужна широкая академическая база. Обучение длится от двух до пяти лет в зависимости от сроков поступления, специальности, формы обучения.

Высшее образование получают в институтах и университетах, а готовят там высококвалифицированные кадры для всех сегментов экономики. Пока в России действует двухуровневое высшее образование по Болонской системе:

  • бакалавриат (обучение длится четыре года);
  • магистратура (обучение длится два года).

Кроме того, в отечественных вузах есть программы специалитета (обучение длится пять лет) — наследие советской системы образования. По уровню специалитет приравнен к магистратуре. Поэтому, например, люди, окончившие специалитет, не могут бесплатно поступить в магистратуру, в отличие от тех, кто окончил бакалавриат (но есть исключения, об этом юристы рассказывали здесь в ответе на вопрос 4.

Но сейчас Россия переживает перестройку национальной системы высшего образования, отходит от Болонской системы. В новой системе высшего образования сохранятся бакалавриат, специалитет и магистратура, но программ специалитета станет больше, чем сейчас, — прежде всего по программам подготовки, необходимым для технологического развития и модернизации экономики России (то есть инженерным и прочим технологическим специальностям). Уже готов соответствующий законопроект.

Согласно этому законопроекту, специалитет будет отдельным уровнем образования, а не приравненным к магистратуре.

Есть также третий (после реформы, когда специалитет станет самостоятельным уровнем, он станет четвёртым) уровень ВО — постдипломный (его также называют последипломным или послевузовским). Он называется подготовкой кадров высшей квалификации. К нему относятся:

  • Аспирантура (в военных или ведомственных учебных заведениях её называют адъюнктурой) — это обучение для получения степени кандидата наук.
  • Ординатура (для врачей) — обучение для получения права вести врачебную деятельность.

Специфика среднего профессионального образования в РФ

В нее входит порядка 2 600 муниципальных и государственных специальных средних заведений, а также подразделений вузов, которые реализуют программы профессионального среднего образования.

Среднее количество слушателей на данной ступени составляет 261 млн человек, а количество педагогов, занятых в данной образовательной отрасли, оценивается 2,1 миллионами человек.

В 2005 году учреждения среднего и начального профессионального образования были переданы на региональный уровень, что способствовало созданию интегрированных учреждений, функционирующих на основе программ разного уровня сложности.

Колледжи представляют собой государственные образовательные организации профессионального среднего образования, которые реализуют интегрированные и преемственные программы общего, полного, профессионального базового и повышенного уровней.

Они гарантируют обучающимся постепенное повышение образования, профессиональный рост, конкурентоспособность на современном экономическом рынке.

Организуются колледжи по отраслевому принципу, который предусматривает организацию обучения по специальностям и программам, необходимым для конкретных отраслей производства.

Магистратура

Магистратурой называют вторую ступень высшего образования. Поступить в магистратуру можно после окончания бакалавриата.

Есть ошибочное мнение, что магистратура — это второе высшее. На самом деле, это углубленное изучение дисциплины. Учеба продолжается 1–2 года, после чего выпускник получает диплом магистра.

Важно!

Поступать в магистратуру не обязательно по той же специальности, по которой получен диплом бакалавра. Можно выбрать другое направление, хотя учиться в этом случае будет сложнее.

Если у вас уже есть полученный на родине диплом бакалавра, на зарубежном высшем образовании рано ставить крест. Поступайте в магистратуру и получайте престижный европейский диплом!

Важно!

Высшее образование можно получать как в очной, так и, для большинства специальностей, в заочной или дистанционной форме.

Система образования

Система образования в России имеет сложную структуру. Чаще всего в этой системе выделяют следующие уровни образования:

  • дошкольное;

  • общее (школьное);

  • среднее профессиональное;

  • высшее;

  • дополнительное профессиональное (ДПО, переподготовка).

Такое деление не является официальным, но такой подход наиболее близок и понятен для неспециалистов, не вдающихся глубоко в нюансы российской образовательной системы.

Эта система является результатом развития и реформирования советской системы, вытекающей из системы дореволюционного российского образования. Выделим лишь только основные моменты в её работе и функционировании.

  1. С 2009 года в стране вводятся Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Образовательные учреждения любого уровня действуют строго в рамках принимаемых стандартов ФГОС. ФГОС не является строгим перечислением обязательных предметов и распределением часов по этим предметам и предполагает вариативность при выборе программ каждым учебным заведением.

  2. Принятие в 2012 году закона 273-ФЗ «Об образовании». Вся деятельность учебных заведений любого вида и уровня регулируется данным законом.

  3. Существует два органа, занимающихся выработкой нормативов и регламентов, а также контролем над их исполнением:

  • Министерство науки и высшего образования;
  • Министерство просвещения.

До 2018 года вместо двух министерств существовал один орган —  Министерство образования и науки Российской Федерации.

Высшее образование и проблема рейтинга российских ВУЗов

Высшая школа до сих пор остается главным элементом в структуре всего российского образования. Традиционно качество выпускников российских ведущих ВУЗов находится на достаточно высоком уровне, хотя часто российское высшее образование подвергается заслуженной критике. Один из таких моментов — малое число научных работ и публикаций, выпускаемых в российских университетах.  В связи с низким уровнем цитируемости российских авторов, работающих преподавателями в ВУЗах, российские высшие учебные заведения не попадают в топы мировых рейтингов.

Тем не менее тот факт, что в западных университетах преподаватели и студенты чаще задействованы в исследовательских проектах, о которых пишут ведущие мировые научные журналы, еще не говорит о низком уровне российского образования. В России преподавательский состав чаще всего сосредоточен именно на преподавании, а фундаментальная теоретическая подготовка российских студентов позволяет им без труда получать места в ведущих высокотехнологичных компаниях за рубежом. В ходе так называемой «утечки мозгов» Россию покидают большое количество выпускников высших учебных заведений. Все это еще раз говорит о том, что современные рейтинги ВУЗов не являются полностью объективными.

Инфобизнес как особый вид дополнительного образования

В последнее время в России широко распространены «несистемные» образовательные методики и программы такие как:

  • тренинги;
  • семинары;
  • мастер-классы;
  • конференции;
  • коуч-сессии и т. д.

Теоретически, их можно выделить в отдельную группу — дополнительное образование, но часто с юридической точки зрения такие курсы нельзя назвать образовательной деятельностью. Размытый статус таких мероприятий, отсутствие обязательств организаторов перед своими клиентами дают повод двояко относиться к такому явлению. С одной стороны — на таких курсах можно получить новые знания, обрести новые знакомства или просто побыть в кругу своих единомышленников. С другой — определение «инфобизнес» давно стало нарицательным, а некоторые известные бизнес-тренеры и коучи стали персонажами мемов и объектами критики.

Второе высшее образование

Второе высшее может понадобиться по разным причинам:

  • разочарование в выбранной специальности;
  • необходимость дополнительного высшего образования (например, управленческого или экономического) для карьерного роста или ведения собственного бизнеса;
  • недостаточно высокая оплата труда по полученной специальности;
  • новые интересы.

Учеба на втором высшем длится меньше, ведь по общеобразовательным предметам студент уже аттестован. Возможны разные варианты: учеба в отдельной группе таких же, получающих второе высшее или индивидуальный план при обучении в общей группе.

В СНГ второе высшее образование всегда платное!

Но, если вы получили первое на родине, а за вторым отправились в Германию, вы получите его бесплатно.

Существует немало способов стать образованным человеком и специалистом своего дела. Как правило, чем престижнее образование, тем оно менее доступно, поскольку требует соответствовать высоким стандартам или платить внушительные суммы за учебу. К счастью, есть исключения. В Германии вы можете учиться в вузе на программах бакалавриата, магистратуры, специалитета и даже в докторантуре бесплатно, а уровень полученного образования не будет вызывать сомнений. Также учеба в Германии — это лучший способ переехать и трудоустроиться в этой стране. Для поступления в немецкие вузы необходимо хорошо подготовиться, собрать и вовремя отправить все требуемые документы. Сложность в том, что требования вузов могут различаться как в плане состава пакета документов, так и по срокам их подачи. Вот почему своевременная консультация специалиста — это не роскошь, а необходимость для тех, кто твердо намерен поступать и не желает тратить время на ошибки.

Специфика образования

Это единый направленный процесс обучения и воспитания, который является общественно важным благом. Организация профессионального образования проводится в интересах семьи, человека, государства, способствует приобретению конкретных навыков, умений, ценностных установок.

В рамках образовательного процесса человеком приобретается опыт работы, формируются компетенции конкретного объема.

В нашей стране право на получение образования гарантировано Конституцией РФ. Развитие профессионального образования — это важная задача, от успешности реализации которой напрямую зависит экономическая и политическая стабильность страны.

Что такое профессиональное обучение

Нельзя путать среднее специальное и профессиональное образование. В первом случае человек получает образование выше, чем имел до сих пор. Например, выпускник общеобразовательной школы поступает в техникум, где изучает несколько профильных дисциплин, сдает экзамены и получает диплом. Уровень его базового образования повышается.

Во втором случае дополнительное профессиональное обучение получает человек, у которого уже есть специальность, но знаний, умений, практики недостаточно для выполнения каких-либо заданий. Он поступает на курсы, идет на стажировку или осваивает новые знания через  Интернет, при этом он остается специалистом со средним, высшим или средним специальным образованием.

Программа профессионального обучения может быть разработана в рамках любой профессии или даже при отсутствии таковой. Например, выпускники школ могут пройти короткие курсы для овладения профессиональными навыками столяра, токаря, бухгалтера, программиста. Они научатся выполнять определенные действия, но останутся при этом специалистами без диплома. Максимум, что могут дать такие программы – сертификат или свидетельство об окончании обучения на курсах.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий