Введение
Актуальность изучения основных этапов проектирования образовательных систем обусловлена, прежде всего, наличием требований к эффективности организации образовательного процесса, а также современными требованиями к качеству образования.
По сути, образовательная система представляет собой целостный объект образования, который имеет четкие границы и элементы, необходимые для функционирования в их взаимосвязи и тесном взаимодействии.
Основные компоненты образовательной системы можно структурировать в несколько уровней.
Первый уровень представляют обучающиеся, образовательные потребности, мотивы деятельности, знания, умения.
Второй уровень представлен педагогическими работниками, руководителями образования.
На третьем уровне находятся реализуемые образовательные программы и Государственные образовательные стандарты, образовательные организации (образовательные комплексы).
Таким образом, функционирование образовательной системы должно быть ориентировано на создание целенаправленно выстраиваемых совокупностей организационно-педагогических условий, способствующих гармоничному развитию личности.
В настоящее время педагог (руководитель, менеджер образования) должен владеть целым рядом определенных технологий, а именно, технологиями управления, прогнозирования, проектирования, целеполагания и т.д.
Цель настоящей работы заключается в изучении специфики проектирования в образовательных системах. Для реализации заданной цели представляется уместным выделить следующие задачи:
1. Описать особенности проектирования, как способа инновационного преобразования педагогической действительности.
2. Охарактеризовать алгоритм проектирования образовательной среды.
Методы исследования:
- анализ литературы по обозначенной проблеме,
- систематизация научной информации по заданной тематике.
Слайд 26Оформление проекта В приложении к проекту входит полное теоретическое
обеспечение проекта. Это могут быть конспекты, разработки, перспективные планы, анкеты, результаты анкетирования (если проект завершен) и т.д.
Оформление проекта может отражать его содержание. Например, проект, оформленный в виде дерева, где корни отражают первоначальную диагностику, ствол – проблему, ветви – этапы реализации проекта, листья – задачи и т.д. Или проект, оформленный в виде здания, где фундамент отражает первоначальную диагностику и проблему, этажи – этапы реализации проекта, окна – задачи, крыша – предполагаемый результат и т.д.Любой проект предполагает завершение работы в форме презентации.
Слайд 43VI. Перечень и описание программных мероприятий по реализации программы Мероприятия должны охватывать
педагогические, психологические, гигиенические, медицинские, социальные и организационные аспекты решения проблемы с обязательным указанием сроков исполнения и ответственных исполнителей. В зависимости от приоритетных направлений развития перечень может содержать следующие основные направления:1. Укрепление материально-технической и методической базы образовательного учреждения;2. Учебная деятельность. Например: – внедрение конкретных оздоровительных мероприятий в образовательном учреждении;- введение системы стимулирования двигательной активности обучающихся и т. д.
Список использованных источников
- Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. – Екатеринбург: Изд-во “Деловая книга”, 2016. – 344 с.
- Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. – М.: Педагогика, 2017.
- Котляров И. В. Теоретические основы социального проектирования/ Под ред. Е. М. Бабосова. – Минск: Наука и техника, 2017.
- Саранов А. М. Инновационный процесс как фактор саморазвития современной школы: методология, теория, практика: Монография. – Волгоград: Перемена, 2017. – 259 с.
- Соломатин А. М., Гам В. И. Теория и практика педагогического проектирования. – Омск, 2018. –113 c.
- Понятие, цели, задачи и значение оценки бизнеса (I этап. Анализ правоустанавливающих документов)
- Правовое положение акционера в акционерном обществе
- Правовое положение акционера в акционерном обществе (рава, обязанности и ответственность акционера.)
- 3d принтер по металлу
- Понятие, цели, задачи и значение оценки бизнеса (Содержание процесса идентификации объекта оценки – предприятия)
- Отношение к футболу на различных континентах
- Модуль управления веб-контентом
- Оценка стоимости бизнеса (сущность, понятие оценочной деятельности)
- Договор аренды (Понятие договора аренды)
- Миссия и цели организации
- Концепции и функции менеджмента (ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА)
- Критерии выбора и классификация методологий создания архитектур предприятий
Слайд 44VI. Перечень и описание программных мероприятий по реализации программы(продолжение) 3. Внеурочная деятельность
(участие в районных и городских спортивных мероприятиях, проведение Дней здоровья, проведение традиционных спортивных соревнований, конкурсов, эстафет, кроссов, организация работы спортивных секций, проведение классных часов по здоровому образу жизни).4. Медико-гигиенические мероприятия (контроль за выполнением санитарно-гигиенического режима, контроль за физическим состоянием обучающихся, ежегодные медицинские осмотры, санитарно-просветительская работа, контроль за организацией питания).5. Работа с родителями (привлечение родителей к участию в спортивных мероприятиях, проведение родительского лектория, встречи родителей с медицинским персоналом образовательного учреждения).
Проектирование как способ инновационного преобразования педагогической действительности
Система образования постоянно меняется и совершенствуется, требует подготовки высококвалифицированных педагогических кадров, способных к разработке и внедрению новых эффективных педагогических систем. В смысле вузовской подготовки педагогическое проектирование приобретает устойчивого развития, так как является основным способом реализации инновационной педагогической деятельности . В педагогических исследованиях процесс проектирования рассматривается как основной механизм осуществления и развития инновационной деятельности, как особый вид творчества, который включает прогнозирование, моделирование и аналитическое оценивание.
Вместе с тем, широкий круг исследований этого направления не исчерпывает всех вопросов педагогического проектирования, в частности не систематизирует вопросы реализации его как основного способа осуществления инновационной деятельности, не определяет требования к подготовке учителей к педагогическому проектированию.
Проектирование основных общеобразовательных программ предполагает:
1) наличие преподавателей-специалистов, деятельность которых будет связана с проектированием педагогических технологий. Основными психолого-педагогическими особенностями данных специалистов выступают:
а) аналитический, проектно-конструктивный стиль мышления, позволяющий в динамике видеть развитие любого компонента обучающей системы;
б) коммуникативный диалогический стиль интеллектуальной деятельности, обеспечивающий взаимодействие субъектов образовательного процесса в период совместного построения технологических проектов и их практической реализации.
2) акцент внимания делается на эффективном творческом подходе в деятельности преподавателей основных общеобразовательных программ.
Как условие успешности проектирования можно рассмотреть уровень готовности руководства и педагогического коллектива учавствовать в проектной деятельности, наличие стратегии инновационной деятельности.
В качестве критериев оценки результативности проектирования основных общеобразовательных программ являются: реализованность замысла, эффективность, воспроизводимость, вариабельность проекта.
Слайд 37Рекомендуемая литератураПрикот О.Г. Виноградов В.Н. Проектное управление развитием образовательных организаций. –
М.: «Сентябрь», 2013. – 160с.Прикот О.Г. Инновационные проекты образовательных учреждений : Сборник. – СПб, 2010Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособ. для студ. пед.вузов. / Под ред. Е.С.Полат.-М.: Академия,2000.Попова Е.М. Метод проектов: теория и практика в системе СПО//Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование». – 2014. – № 7.- С.14-20.Гридаева Л.В. Использование системы проектов «Времена года» в полготовке воспитателей детского сада//Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование». – 2010. – № 9. – С. 18 – 24