Содержание
Слайд 1
«Приобщение детей к здоровому образу жизни»
Слайд 2
Я не боюсь еще раз и еще
раз повторить:
Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, вера в свои силы.
В. А. Сухомлинский
Слайд 3
В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление психофизического здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему. За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось. Проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, доверительных партнерских отношений сотрудников ДО с родителями.
Слайд 4
В течении 2 месяцев с детьми средней группы проводились тематические беседы о здоровом образе жизни, о том, что такое закаливание, как влияет свежий воздух на хороший аппетит и крепкий сон и т
д.
Во время ознакомления с художественной литературой обращалось внимание ребят на то, как писатели и поэты воспевают здоровый образ жизни. Разучивались народные песенки и прибаутки о здоровье человека.
В образовательной деятельности детям предлагалось поиграть в подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры, затрагивающие вопросы здоровья человека.
В течение реализации проекта проводилась работа по оздоровлению ребят: умывание, хождение босиком по дорожке здоровья, полоскание рта водой комнатной температуры, проведение подвижных игр на свежем воздухе.
Для родителей оформлялся наглядный материал в родительском уголке о значении режима и здорового питания для детей
Слайд 5
Цель проекта: поспобствоватьформированию привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно – гигиенических навыков у дошкольников.
Задачи проекта:
Дать детям общее представление о здоровье, как о ценности.
Расширить представление детей о состоянии собственного тела, узнать свой организм
Научить беречь свое здоровье и заботиться о нем.
Помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно – гигиенических навыков.
Расширить знания дошкольников о питании, его значимости, о связи здоровья и питания.
Формировать положительные качества личности ребенка, нравственного и культурного поведения – мотивов укрепления здоровья.
Слайд 6
Изучение методической литературы
Тематические интегрированные занятия, в том числе и физкультурные
Работа с детьми
Работа с родителями
Открытое занятие
Выступление на педагогическом совете
Слайд 7
рассказы и беседы,
заучивание стихотворений,
рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок, плакатов,
дидактические игры, подвижные игры,
пальчиковая и дыхательная гимнастика, самомассаж,
физкультминутки.
коллективное изготовление стенгазеты «Полезные и вредные продукты»
рисование «Витаминки»
изготовление тренажера для дыхательной гимнастики
фотовыставка «Мы за ЗОЖ»
Слайд 8
Снижение уровня заболеваемости.
Повышение уровня физической подготовленности.
Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
Благотворное влияние на развитие речи, расширение кругозора, физических и нравственных качеств, сохранение и укрепление здоровья.
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Изготовление Тренажера для дыхательной гимнастики «Дышим правильно — болеем мало!»
Слайд 21
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
Слайд 25
Слайд 26
Слайд 27
Слайд 28
В целом, по моим наблюдениям дети за данный период стали бережнее относиться к своему здоровью, лучше следить за культурно-гигиеническими навыками, стали делать друг другу замечания в неправильном поведении или отношении к чему-либо. Более тщательно стали соблюдать режим дня, некоторые стали дома делать утреннюю гимнастику.
Слайд 29
Вывод
Возраст 4-5 лет является наиболее благоприятным периодом формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям.
Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре, безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.
Слайд 30
Посмотреть все слайды
Задачи здоровьесберегающих технологий в детском саду:
- Сохранение и укрепление детского здорoвья на основе комплексного и систематического использования доступных для ДОУ средств физического, психоэмоционального развития, организации двигательной активности на свежем воздухе.
- Создание оптимальных условий для развития, обучения, оздоровления дошкольников.
- Развитие физических качеств воспитанников.
- Контроль двигательной деятельности детей и становление их физической культуры.
- Обеспечение активной позиции воспитанников в процессе получения знаний о здоровом образе жизни и мотивация к знаниям, пропаганда здорового образа жизни.
- Снятие психоэмoционального напряжения и создание положительного эмоционального настрoя.
- Профилактика различных заболеваний, нарушений опорно – двигательного аппарата, формирование правильной здоровой осанки.
- Воспитание привычки повседневной физической активности и навыков гигиены.
- Конструктивное партнерство педагогического коллектива, семьи и самих дошкольников в укреплении их здоровья, физической культуры и развития творческого потенциала.
Профилактика плоскостопия
Плоскостопие – проблема, с которой довольно часто приходится сталкиваться врачам ортопедам. Однако во взрослом возрасте этот недуг вылечить практически невозможно. Тогда как в детстве можно предотвратить его развитие. Долгие годы человек может не испытывать симптомов плоскостопия, до тех пор пока оно косвенно не проявит себя в виде варикозного расширения вен, нарушений осанки и остеохондроза
Вот почему важно заниматься его профилактикой еще в детском возрасте
Достаточно самых простых мероприятий:
- хождение босиком;
- гимнастика для стоп;
- хождение по разным поверхностям: мелкая галька, песок, сосновые иголки.
Психогимнастика в детском саду
Психогимнастика – один из видов игровой терапии, который рассматривался в предыдущем пункте.
Это метод, который помогает скорректировать поведение ребенка, научить его правильно реагировать на те или иные ситуации.
Например, есть дети, которым довольно трудно привыкнуть к условиям детского сада. Очевидно, в такой ситуации нужна помощь психолога.
Однако дети раннего возраста не всегда могут правильно выразить свои чувства, и тогда психолог по средствам игры пытается выяснить, в чем состоит суть проблемы, которая тревожит малыша.
Психогимнастика – довольно широкое понятие, она предполагает как индивидуальные занятия, так и групповые, разыгрывание тематических сценок и этюдов, рисование и прочее.
Гелиотерапия
Этот термин дословно означает «лечение солнцем». Наверное, многие замечали, что в ясную солнечную погоду улучшается настроение и работоспособность, а в пасмурную наоборот – неизбежно портится. И это не только психологический эффект от хорошей погоды, ученые нашли этому явлению логическое объяснение.
Под действием солнечных лучей в организме человека выделяется витамин D
Его влияние на организм человека колоссально и заключается оно не только в нормальном функционировании психики ребенка, но и в правильном формировании скелета и костной системы, что особенно важно в детском возрасте
Полезны для организма только естественные солнечные лучи, солярий не сможет их заменить.
Витаминотерапия
Детский организм особенно остро нуждается в питательных веществах и витаминах, восполнить их недостаток можно при помощи специальных витаминных добавок, которые в большом разнообразии представлены на аптечных прилавках.
Однако недостаток этих чудодейственных препаратов состоит в том, что как и все фармацевтические средства они имеют ряд побочных действий.
Да и усваиваются они далеко не полностью в отличие от свежих овощей и фруктов и прочих полезных продуктов.
Конечно, полноценный рацион, который содержит все необходимые детскому организму продукты – оптимальный вариант для меню детского сада. Однако пожеланию его можно дополнять и витаминными препаратами.
Следует учитывать медицинские показания к применению поливитаминных препаратов, а также отсутствие аллергий у детей.
Слайд 9Релаксация Современные научные данные доказывают, что для психического здоровья детей необходима
сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения
Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии
Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело. С этой целью в своей работе мы используем специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма.
Проекты по здоровьесбережению в средней группе
Проектная деятельность является одним из вариантов реализации практического метода работы с детьми. Этот приём призван раскрывать творческий потенциал малышей, а также поощрять инициативу в работе, расширяя представления ребят по теме. Проекты могут быть двух видов:
- краткосрочные, не требующие много времени на подготовку, уточняющие тот или иной аспект изучаемой темы (рисунки, плакаты, буклеты и пр.);
- долгосрочные, предполагающие определённые этапы разработки.
Фотогалерея: примеры краткосрочных проектов по ЗОЖ
Своих воспитанников я ограничивала: в рисунках, или схемах, не должно быть более 6 позиций
Проект моет выполняться с родителями
В процессе работы над этим проектом малыши уточняют свои представления о том, что такое витамины
Проект чаще всего выполняется совместно с родителями и воспитателем
Детям средней группы стоит чаще давать задание описывать такие схематичные рисунки
Методика работы над долгосрочным проектом
Этот вид практической деятельности требует предварительного изучения теории вопроса. Поэтому разработка долгосрочного проекта происходит в три этапа:
подготовительный, на котором малыши получают знания по теме (например, работая над заданием, связанным с важностью закаливания, ребята слушали и обсуждали стихотворение С. Михалкова «Про мимозу»);
основной — реализация задумки проекта (в нашем примере это была инсценировка произведения С. Михалкова);
отчётный — составление презентации в виде буклета, фотогалереи по выполнению задания.
Михалкова);
отчётный — составление презентации в виде буклета, фотогалереи по выполнению задания.
Пример составления паспорта проекта дан в разработке Шанцевой Т.Б.
Закаливание
Один из наиболее популярных методов профилактики частых простудных заболеваний у детей. Заниматься закаливанием можно как в домашних условиях, так и в детском дошкольном учреждении
Правда, для успеха этого мероприятия важно соблюдать ряд правил:
- к закаливанию необходимо приступать летом;
- закаливание должно быть постепенным, в противном случае эффект от него будет прямо противоположный – ребенок заболеет от переохлаждения;
- малыш на момент начала процедур должен быть абсолютно здоров;
- эффект от закаливания не бывает продолжительным, то есть процедуры нужно делать постоянно, чтобы достичь устойчивого результата.
Песочная терапия
Игры с песком – что может быть проще?
Однако в век компьютерных технологий, как и многие десятилетия назад, дети с большим удовольствие играют в песочнице.
А все, потому что песок – универсальный материал для реализации неисчислимых детских фантазий: можно строить замки, башни, замысловатые ходы и, конечно же, лепить куличики. Дети интуитивно тянуться к песку.
Пользу игр с этим материалом доказали ученые: песок воздействует нервные окончания на детских ручках, которые в свою очередь связаны с центрами речи в головном мозге. Таким образом, простейшие игры в песочнице способствуют развитию речи ребенка.
Физкультминутки
К большому сожалению, оно на продолжительное время исчезло из обихода докторов и педагогов.
Однако сегодня «традиция» физкультминуток начинает возрождаться, ведь на сегодняшний момент как никогда актуальна профилактика лишнего веса, нарушений осанки и плоскостопия у детей.
Физкультминутка должна полностью соответствовать своему названию – это небольшая разминка, которую делают чаще всего в перерыве между занятиями, которые не предполагают физическую активность.
Очень многие из здоровьесберегающих технологий реализуются в детском саду достаточно эффективно. Это оказывает благоприятное влияние на здоровье и развитие ребенка.
Музыкотерапия
Еще один способ, который способствует оздоровлению и развитию ребенка. Разумеется, все помнят пение детских песен в садике.
Однако музыкальное воспитание может присутствовать в дошкольном учреждении и в совершенно другой форме. Детям нужно ставить для прослушивания классические мелодии, а также записи звуков природы — пение птиц, шум океана или дождя.
Музыка способна успокаивать, снимать стресс или наоборот – настраивать на активную деятельность.
Особенно полезны детям сочинения Моцарта. Причем для прослушивания подойдут любые композиции. Музыка великого австрийского композитора не только благотворно влияет на настроение ребенка, но и способствует улучшению его умственных способностей.
Исследования подтверждают, что частота колебаний, создаваемых музыкой Моцарта, совпадает с частотой колебаний импульсов головного мозга человека. Именно поэтому прослушивание музыки Моцарта способствует улучшению концентрации внимания, усвоению информации, а также повышает обучаемость.
Проект «За здоровьем в детский сад»
Проект «За здоровьем в детский сад»Тип проекта: информационно-творческий.Вид проекта: групповой, семейный.Участники проекта: дети, родители, воспитатели, инструктор по физ. воспитанию, медсестра.Срок проекта: долгосрочный.Цель проекта:1) сохранение и укрепление здоровья детей, формирование потребностей поведенческих навыков здорового образа жизни;2) организация благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности;3) повысить эффективность здоровьесберегающей деятельности в ДОУ.Задачи проекта:— дать знания о здоровье человека и способах его укрепления;— научить элементарным приемам сохранения здоровья;— формировать положительное отношение к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста;— воспитание у детей желания заботиться о своем здоровье и здоровье своей семьи.План реализации проекта:1. Подготовительный этап.Цель: изучение возможностей и потребностей детей и родителей по формированию здорового образа жизни.Содержание этапа:— подбор художественной литературы для чтения детям;— планирование совместной работы со специалистами ДОУ: медсестрой, социологом, инструктором по физ. воспитанию;— подбор дидактического материала;— совместная работа с родителями по подготовке к проекту.2. Практический этап.Цель: создание условий для психологического комфорта и сохранения здоровья детей.Формы работы с детьми:Беседа: «Как сохранить свое здоровье»Беседа: «Наши куклы – врачи»Беседа: «Знакомство с профессией врача»Беседа: «Что лежит в чемоданчике у Айболита»Беседа: «Как лечили Жирафчика»Беседа: «Чистота – залог здоровья»Беседа: «Машина для доктора Айболита»Беседа: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам»Чтение художественной литературы:К. И. Чуковский «Доктор Айболит», «Федорино горе», «Мойдодыр»А
Барто «Девочка-чумазая»Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»Сюжетно – ролевая игра «Больница»Экскурсия в медицинский кабинет.День здоровья.Игровой массаж: «Обширное умывание» («умывайка», «Массаж рук» («поиграем с ручками», «Точечный массаж», «Пальчиковая гимнастика», «Дыхательная гимнастика»(«поиграем с носиком», «Массаж волшебных точек ушей» («поиграем с ушками», «Массаж подошв» («поиграем с ножками»), «Босохождение».Подвижные игры.НОД:«Если хочешь быть здоров».Работа с родителями:Консультация: «Инфекционные заболевания»Консультация: «Прививка против гриппа»Консультация: «Закаливание ребенка»Консультация: «Профилактика простудных заболеваний»Консультация: «Здоровье детей – ценное достояние каждого цивилизованного общества»Консультация: «Спортивный уголок дома»Консультация: «Полезные привычки»Консультация: «Рациональное питание детей»Консультация: «Осторожно – грипп!»Памятка для родителей по формированию здорового образа у детей.Памятка для родителей: «Режим ребенка»Конкурс рисунков и плакатов «здоровый образ жизни»3. Заключительный этап.Цель: реализация проектной деятельности.Содержание этапа:— фотовыставка— рисунки родителей «Здоровый образ жизни»— коллаж (родители)— мониторинг (инструктор по физ. воспитанию)-антропометрические данные: рост, вес, группа здоровья (медсестра)
воспитанию)-антропометрические данные: рост, вес, группа здоровья (медсестра)
Слайды и текст этой презентации
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 2 « Родничок»
«Современные здоровьесберегающие технологии»
Воспитатели
Шуляк Гульсара Сангалиевна
« Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В. А. Сухомлинский
Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (Всемирная организация здравоохранения).
Здоровьесберегающая технология — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Здоровьесберегающие образовательные
технологии
технологии обеспечения гигиенически оптимальных условий проведения воспитательно-образовательного процессатехнологии правильной организации воспитательно-образовательного процессапсихолого-педагогические технологии
Задачи здоровьесбережения
создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детейсохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения
Формы организации здоровьесберегающей работы
Физкультурное занятие
занятия проводятся в соответствии с программой, перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение
Самостоятельная деятельность детей
Подвижные и спортивные игры
подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения. В детском саду используем лишь элементы спортивных игр.
Релаксация
Гимнастика после сна
Гимнастика бодрящая, закаливание
форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание, ходьба по дорожкам «здоровья», лёгкий бег из группы в спортзал с разницей температуры в помещениях и другие.
Гимнастика бодрящая, закаливание
лёгкий бег из группы в спортзал с разницей температуры в помещениях и другие.
Гимнастика пальчиковая
рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводиться в любой удобный отрезок времени.
Гимнастика дыхательная
проводится в проветриваемом помещении, педагог даёт детям инструкции об обязательной гигиене полости носа
Гимнастика для глаз
рекомендуется использовать наглядный материал (ориентиры), показ педагога.
Занятия из серии «Здоровье»
могут быть включены в НОД к качестве познавательного характера
Здоровое питание
Самомассаж
Точечный самомассаж
Сказкотерапия
используется для психо-терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание.
Работа с родителями
Мы стремимся к полной реализации, в жизни каждого ребенка, трех моментов:
достаточной индивидуальной умственной нагрузки обеспечение условий для преобладания положительных эмоциональных впечатлений полное удовлетворение потребности в движении
Спасибо за внимание!
Фитотерапия
Под этим замысловатым названием скрывается целое направление в медицине, которое занимается лечением самых разнообразных хворей путем применения полезных свойств растений.
В условиях детского дошкольного учреждения возможно лишь профилактическое ее использование. Известно, что силой лекарственных растений пользовались еще наши далекие предки.
Однако современные дети чрезвычайно склонны к аллергическим реакциям: неблагоприятная экологическая обстановка, частые респираторные заболевания и наследственная предрасположенность делают свое дело.
Пыльца растений является одним из наиболее сильных аллергенов. Поэтому перед использованием тех или иных методов фитотерапии в детском саду (даже если они носят сугубо профилактический характер) необходимо убедиться в отсутствии аллергии у малышей.
Что такое «здоровьесберегающие технологии»
Осуществление мероприятий воспитательного, профилактического, оздоровительно-коррекционного характера в образовательном процессе через разные формы сотрудничества детей, родителей, педагогов и медиков, называется технологиями здоровьесбережения. Исходя из определения, можно сделать вывод о том, что данное понятие подразумевает все стороны формирования личности малыша: и физическое становление, и познавательное развитие, и поведенческую линию. Такой широкий спектр воздействия технологий здоровьесбережения на личность позволяет ставить следующие цели их реализации, единые в работе с детьми любого возраста:
- обеспечение безопасности жизни и здоровья малышей (так, например, в предметно-развивающих зонах не должно быть игрушек с острыми элементами или оборудования, несущего угрозу для детей);
- накопление представлений ребят о понятии «здоровье», его приоритетности как в собственной жизни, так и в жизни других людей;
- ознакомление и практическая реализация способов ведения ЗОЖ (здорового образа жизни), в том числе и посредством согласованного с родителями осуществления элементарных мер по закаливанию;
Гимнастика пробуждения также является одним из способов формирования правильного отношения к ЗОЖ
- воспитание навыков оказания первой медицинской помощи (в средней группе малыши осваивают меры оказания первой помощи при порезах, ссадинах).
Кроме того, здоровьесберегающие технологии систематизируют:
- график проведения диспансеризации;
- соблюдение режима движений, еды и питья;
- меры оказания психологической поддержки родителям малышей (педагоги обеспечивают семьи воспитанников материалами для раскрытия тех или иных теоретических вопросов, в том числе и, например, о том, как вводить закаливание дома).
Что касается конкретизации работы по тому или иному направлению здоровьесбережения, то это достигается делением технологий на виды, каждый из которых ставит свои задачи сохранения и укрепления здоровья.
Таблица: виды технологий здоровьесбережения и их задачи в средней группе
Название технологии | Суть понятия | Конкретные задачи для детей 4–5 лет |
Физкультурная оздоровительная | Отработка качественных показателей физического состояния (гибкости, выносливости, силы), а также работа, нацеленная на удовлетворение потребности малышей в движении. |
|
Профилактическая (медицинская) | Осуществление мер профилактического характера для укрепления и сохранения здоровья воспитанников. |
|
Социально-психологическая, реализуемая воспитателем в тесном контакте с психологом при помощи проведения тестов, а также на основе наблюдения за малышами. | Выбор методов и приёмов для обеспечения эмоционально комфортного состояния детей. |
|
Просветительская (валеологическая), нацеленная, прежде всего, на взаимодействие с семьями воспитанников. | Приобщение семей к ЗОЖ. |
|
Регулярный медицинский осмотр детей является важным элементом реализации профилактической технологии здоровьесбережения в детском саду
Цветотерапия
Известно, что различные оттенки цветов способны оказывать многоплановое воздействие на настроение и работоспособность человека. Если смотреть на некоторые из них даже непродолжительное время — можно снять нервное напряжение и успокоиться, или наоборот – зарядиться энергией, приободриться. Психика ребенка более восприимчива к таким вещам. Порой, дети чутко реагируют на переизбыток того или иного цвета в оформлении интерьера. Эту особенность должны знать педагоги детских садов.
Так, красный и оранжевый цвет способствует перевозбуждению детской нервной системы, а голубой, бежевый, желтый и зеленый цвета, наоборот – успокаивают. По этой причине психологи рекомендуют оформлять помещения дошкольных учреждений именно в таких оттенках.
Замечена и другая особенность, преобладание тех или иных цветов в детских рисунках может многое рассказать о характере ребенка:
- оттенки красного и оранжевого выбирают подвижные непоседы;
- синий цвет предпочитают спокойные медлительные детки;
- желтый — любят фантазеры;
- избыток зеленого говорит о недостатке внимания к ребенку со стороны родителей;
- черный и прочие темные цвета выбирают дети, пережившие стресс.
Цветотерапия может быть использована психологами и педагогами для коррекции поведения ребенка. Так, яркие оттенки способны растормошить медлительного малыша, а спокойные помогут угомонить активного ребенка.