Здоровьесберегающие технологии в подготовительной группе: теория и практика реализации

Как составить сценарий Дня здоровья в старшей группе

Праздник спорта и физической культуры проводится обычно 1–2 раза в год с целью создания эмоционально-положительного отношения ребят к ЗОЖ. При этом День здоровья в ДОУ — это не одно мероприятие, а целый комплекс образовательной деятельности, составляющей этот самый день.

http://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2018/04/22/konspekt-razvlecheniya-po-zdorovesberezheniyu-dlya-deteyhttp://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-v-starshei-grupe-s-ispolzovaniem-zdorovesberegayuschih-tehnologii-tema-korolevstvo-zdorovja.htmlhttp://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/proekt-po-zdorovesberezheniyu-v-starshey-gruppe.html

Образовательные технологии, которые необходимо использовать для организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

ФГОС предъявляет четкие требования к использованию образовательных технологий. Для организации плодотворного процесса обучения необходимо применять следующие разработки, которые соответствуют классификации, приведенной выше:

  1. Здоровьесберегающие. Задача — привить формы поведения, позволяющие развить и укрепить здоровье. В этот раздел относится гимнастика, релаксация, двигательная терапия, гимнастика для глаз.
  2. Проектирования. Задача — развитие социально-личностных связей. Способы достижения — беседы, парная или групповая работа.
  3. Исследовательской деятельности. Необходимо сформировать исследовательский тип мышления. Варианты деятельности — опыты, дидактические игры, наблюдение.
  4. Информационно-коммуникативные. Педагогу нужно подготовить базу для освоения техники. Для этого используются мультимедийные презентации, говорящие словари.
  5. Личностно ориентированные. Индивидуальный подход для максимального развития личности. Образно-ролевые игры, эксперименты, тренинги, спортивный отдых.
  6. Портфолио. Портфолио педагога позволяет оценить результаты его деятельности, воспитанника — результаты применения педагогических технологий (развитие речи, социальных связей, навыков).

Классификация проектов

Также порой выделяют социально игровые технологии для обучения в ДОУ. Они дают базу для развития социальных отношений типа «ребенок-ребенок», «ребенок-родитель», помогает ученику научиться понимать и себя, и других, снижают проявления агрессивного поведения. В этот раздел входит сказкотерапия, сюжетно-ролевые игры, коллективная работа.

Проблема недостаточности применения технологий в ДОУ по ФГОС на практике

Несмотря на нормы ФГОС и попытки их выполнения, в большинстве ДОУ указанные приемы реализуются не полностью. К проблемам, которые вызывают это, относят:

Педсовет о проблемах при реализации образовательных технологий

  1. Отсутствие практических методик, помогающих организовывать образовательную деятельность в соответствии с ФГОС. Решение — разработка авторских методик членами педагогического состава ДОУ, заимствование у других учреждений через изучение докладов и презентаций.
  2. Некомпетентность педагогического состава. Решение — аттестация с целью проверки профессиональных навыков, привлечение новых кадров, курсы повышения квалификации.
  3. Непонимание новых методик из-за размытых формулировок, отсутствия практических примеров. Решение— организация педсовета, групповое обсуждение проблемных моментов.
  4. Отсутствие условий для реализации программ. Нехватка цифрового и игрового оборудования. В данном случае необходимо обращаться к проблемам финансирования учреждения.

Система ФГОС постоянно меняется, поэтому в ближайшем будущем возможны положительные модификации, которые упростят выполнение программ и сделают их более распространенными на практике. А пока главный совет, который можно привести педагогам ДОУ — развиваться самостоятельно, отталкиваясь от государственных норм. Для этого необходимо углублять знание технологий и форм реализации программ, используемых в группе ДОУ.

Проектная деятельность по здоровьесбережению в старшей группе

Как уже отмечалось, проект является одной из форм воплощения технологий здоровьесбережения на практике. Проектная деятельность предполагает продуктивную деятельность над изучением отдельного вопроса темы, что способствует развитию самостоятельности малышей, а также помогает раскрыть их творческий потенциал. Проекты могут быть:

  • краткосрочными,
  • долгосрочными.

Краткосрочная проектная деятельность

К этому виду относятся:

  • плакаты,
  • стенгазеты,
  • лэпбуки,
  • буклеты,
  • иллюстрации,
  • экскурсии,
  • организация досугов.

Содержание этих проектов уточняет рассматриваемую проблему по здоровьесбережению. Например, изучая тему «Азбука здоровья», своим воспитанникам я дала задание подготовить коллаж о витаминах.

Выполнять проект дети могут вместе с родителями

Проекты, требующие долгосрочной подготовки

  • подготовительную, на которой дети знакомятся с материалами по вопросу (к примеру, разрабатывая проект по гигиене, читают стихотворение А. Барто «Девочка чумазая»),
  • собственно отработку проекта (инсценировка, например, отрывок из «Мойдодыра»),
  • организацию отчёта по поводу выполнения всех заданий (в формате презентации для родительского собрания, подготовки досугового мероприятия).

Для детей 5–6 лет примерами долгосрочных проектов с детально проработанными паспортами могут быть такие:

  • «Здоровье в наших руках»,
  • «Культура здоровья дошкольника»,
  • «В здоровом теле — здоровый дух».

Практическое применение технологий здоровьесбережения происходит на основном этапе работы над проектом

НОД, досуг, проекты — это способы освоения той или иной темы по здоровьесбережению. В старшей группе эта деятельность помогает дошкольникам обобщить полученные знания, а также встроить новые в имеющуюся систему представлений. Для реализации этой задачи педагог должен логично и структурированно выстраивать все этапы работы, опираясь на хорошо знакомые ребятам виды деятельности, в частности, на игры.

Миссия технологий здоровьесбережения в подготовительной группе

В период дошкольного детства у ребёнка происходит интенсивный физический рост, а также закладываются основные индивидуальные черты характера, вырабатывается линия отношений с собой и с окружающими. Целостная система воспитательных, профилактических, оздоровительных и коррекционных мероприятий, осуществляемых при взаимодействии детей, их родителей, педагогов и медиков, называется здоровьесберегающей технологией. В подготовительной группе (дети 6–7 лет) дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) миссией реализации этой системы в образовательном процессе является:

  • обеспечение максимального уровня реального здоровья детей (доступное содержание материала, приемлемое для восприятия ребятами 6–7 лет, предметно-развивающая среда без острых, травмоопасных предметов, безопасное устройство быта — всё это формируется с учётом приоритетности здоровья малышей);
  • воспитание осознанного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей (в частности, в аспекте соблюдения мер безопасности в быту);
  • систематизация знаний эффективного решения задач здорового образа жизни (ЗОЖ), к примеру, связанного с правильным питанием, закаливанием и пр.;

    В рамках здоровьесберегающих технологий дети учатся элементарным приёмам заботы о своём здоровье

  • формирование умений оказывать элементарную медицинскую помощь себе и окружающим (к примеру, обрабатывать рану при неглубоком порезе, оказывать первую помощь при ушибах).

Для педагога внедрение здоровьесберегающих технологий означает:

  • становление культуры здоровья (например, в аспекте методик избавления от стресса на работе);
  • валеологическое просвещение семей воспитанников.

Задачи здоровьесберегающих технологий

В детском саду система здоровьесбережения представлена тремя основными разновидностями, каждая из которых имеет свои задачи в разных возрастных группах.

Таблица: задачи разных видов здоровьесберегающих технологий в подготовительной группе

Разновидность технологии здоровьесбереженияСуть технологииЗадачи для детей 6–7 лет
Физкультурно-оздоровительнаяУдовлетворение потребности в двигательной активности и развитие физических качеств.
  • Расширение ряда способов выполнения упражнений (например, передвигаться спиной вперёд);
  • тренировка чувства равновесия при изменении темпа выполнения упражнения, в частности, при переходе с бега на шаг или с бега на прыжки;
  • разработка навыка подтягиваться, используя опору.
Профилактическая медицинскаяСохранение и укрепление здоровья детей под контролем медработников детского сада.
  • Проведение просветительской работы относительно употребления некоторых продуктов питания (грибов, газированных напитков и пр.);
  • осуществление медицинского осмотра с привлечением узких специалистов для оценки состояния здоровья перед началом нового образовательного этапа (в частности, для определения группы здоровья на занятиях по физкультуре);
  • просветительская работа в области витаминотерапии (к примеру, польза приёма отвара шиповника в осенне-зимний период для профилактики ОРВИ).
Технология обеспечения социально-психологического здоровья детей (осуществляется воспитателем при активной помощи психолога с помощью специальных тестов и наблюдений)Обеспечение комфортного и эмоционально-положительного пребывания дошкольников в детском саду, а также мониторинг психологической готовности к обучению в школе.
  • Определение уровня интеллектуальной и психологической готовности воспитанников к школе;
  • выявление мотивационной зрелости к следующему этапу образования;
  • диагностика представлений ребят о себе.
Технология валеологического просвещения родителей воспитанниковПриобщение родителей к культуре здоровья, уважения ЗОЖ.
  • Организация участия мам и пап в спортивных досугах (например, празднике спорта, посвящённому Дню защиты детей);
  • осуществление просветительской работы в отношении профилактических мер при нарушениях функционирования органов зрения, опорно-двигательного аппарата (из-за скорости роста скелета старших дошкольников), а также тренировка мелкой моторики в контексте подготовки руки ребёнка 6–7 лет к письму.

Для укрепления иммунитета детям рекомендуются занятия в бассейне

Примеры авторских педагогических технологий

В последнее время все чаще встречается практика эксплуатации авторских инновационных программ в детском саду. Перечень самых востребованных указан ниже.

Технология развивающего обучения Эльконина Д. Б.

Технология развивающего обучения в ДОУ по ФГОС основана на программе, разработанной в 1960-1970-ых годах. Программа ориентирована на развитие современного научно-теоретического мышления. Вместо рассудочно-эмпирического мышления, которое основано на практических наблюдениях, перед педагогом стоит задача основать образовательный процесс на теоретических знаниях. Их основу составляют содержательные обобщения. В рамках процесса применяется метод проблематизации знаний, методика учебных задач и коллективной мыслительной деятельности.

Принципы развивающего обучения

Педагогика сотрудничества Ушинский К. Д.

Педагогика сотрудничества отличается:

  • единством обучения и воспитания;
  • гуманным и личностным подходом к воспитаннику;
  • педагогикой отношений.

Дополнительная информация! Педагогика сотрудничества подразумевает, что ученик и учитель развиваются совместно, что между ними устанавливается взаимопонимание. Также имеется в виду, что ДОУ или школьное учреждение является главным фактором воспитания личности.

Технология ТРИЗ Альтшулера Г. С.

ТРИЗ — технология решения изобретательских задач. Эта программа подразумевает, что, зная закономерности технических систем, можно мгновенно, без ошибок, находить решения к различным задачам.

В случае применения ТРИЗ в ДОУ ребенок учится познавать суть предмета, находить в нем противоречия, затем развивает свою фантазию. В самой долгосрочной перспективе ТРИЗ развивает ребенка так, что он учится находить выход из любых сложных ситуаций, используя изобретательское мышление.

Суть ТРИЗ

Технология проблемного обучения Дж. Дьюи

Появилась в 20-30-х годах прошлого века. Суть метода — создание проблемных ситуаций педагогом, разработка занятий с ориентацией на труд и игру. Учащиеся должны самостоятельно разрешить проблемную ситуацию. Это способствует удовлетворению 4 основных инстинктов обучения (по автору Дж. Дьюи): исследовательского, конструирования, социального и творческого. Как итог — ребенок овладевает творческими и профессиональными знаниями, а на уровне ДОУ — развивает мыслительную деятельность.

Технология проектной деятельности Киселевой Л. С.

Развитие творческого мышления, коммуникативных и познавательных навыков через реализацию проектов. Педагог дает воспитанникам задачу для самостоятельной реализации. Ученики ДОУ должны подготовить материал, выполнить определенную задачу. Проекты могут быть информационными, творческими, исследовательскими.

Важно! Задача педагога — обучать ребенка сбору информации, а воспитанника — применять эти знания на практике при реализации проекта. В ДОУ проектная работа — это совместная деятельность педагогов, родителей и учеников

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий